Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй




Скачать 489.92 Kb.
НазваниеРеферат Тема: Социально-экономический и политический строй
страница1/5
Дата публикации29.01.2014
Размер489.92 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5
Р Е Ф Е Р А Т

Тема: "Социально-экономический и политический строй.

Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси"

I. Образование Древнерусского государства.

1. Факторы обусловившие образование государства:

а) социальные;

б) внешнеполитические и экономические;

в) общественные;

г) "союзы союзов".

II. Социально-экономический строй.

1. Управление:

а) князь;

б) община;

в) вече;

г) система "старший город - пригороды".

2. Социальный строй:

а) феодализм.

3. Категории населения:

а) свободные общины;

б) смерды;

в) закупы;

г) изгои (свободные и зависимые);

д) челядь и холопы.

4. Вотчина.

5. Экономическое развитие.

6. Церковь.

III. Политический строй.

1. Князь.

2. Община.

IV. Внутренняя политика.

1. Занятие славян.

2. Князь и его дружина. Полюдье.

3. Вотчинная собственность.

4. "Правда Русская"

5. Социальная организация и система управления государством

6. Восстания и социальное волнение.

V. Внешняя политика.

1. Русско-византийские отношения.

2. Разгром Хазарского каганата.

3. Борьба против кочевников.

I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советской

Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее

государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская

концепция происхождения славян академика

Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с сере­дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.

а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес­кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.

б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось

нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их

собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о при­чинах возникновения государства было "развитие земледе­лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма

- в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подго­тавливались условия для перехода от раннеклассовых от­ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ­ных славян являлся движущей силой их общественного раз­вития. При условии существования индивидуальных хо­зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собствен­ностью производителя и мог являться источником обогаще­ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со­циальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общеста.

в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол­гое время сохранялась первобытные демократи­ческие учреждения - народные собрания и со­вет старейшин: Но народное собрание превра­щалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преоб­разования органов общественного самоуправле­ния в государственные органы. Военная демок­ратия постепенно перестала в военноиерархи­ческое правление-княжение. Органы обществен­ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения,направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада­ющей непосредственно с населением, отделен­ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост­раняющейся на определенную территорию. Воен­ный предводитель крупного союза племен прев­ращался в правителя - князя.6 Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест­никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру­емых масс и вела захватнические и оборони­тельные войны.7 Указанный процесс преобразо­вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов­ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев­никами в Среднем Приднепровье произошло объ­единение нескольких союзов племен или княже­ний в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев.

г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об-

разованьями и отражали более высокий этап в

процессе восточнославянской консолидации.

Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча­не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу­дарственном объединении, по своей вероят­ности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.

II Социаль- 1. Управление В современной исторической

но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб-

кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли

не оплотом монархизма в Киевской Руси и про­тивопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород.

а) князь; В.Л.Янин и М.Х.Плешковский усматривают в

новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити­ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало.8

М.П.Толочко пишет о том, что "верховным гла­вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)".9 Фор­мирование территориальных связей, складыва­ние города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на ма­териалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель от­живающего строя ищет пути решения этой проб­лемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни­ке. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя." Прав Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих тор­говых караванов.Можно сказать, что образ Со­ловья порожден эпохой формирования террито­риальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас от­чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо­минание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла­димира. -Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". Князь "повеле всякому нищему и

убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". Эти убогие и нищие конечно, явле-

ние нового времени - периода распада старого родоплеменного единства.

б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя

рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотря на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по­шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат­ворился Киеве с людьми своими и с Блудам".14 Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за

град."15 Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев".16 Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произо­шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне".17 Князья, правившие в конце X на­чале XIвв. считались с растущей силой го­родской общины, стремились ее как-то убла­жить. Не случайно Святополк скрывая от киев­лян смерть Владимира,18 а сев на стол, соз­вал "кыян" и "нача даяти им именье".19 После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим куна­ми, и раздая множество".20 Крепнущая го­родская община держала в поле зрения и рели­гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения.21 Особенно важно подчеркнуть причастность "лю­дей" киевской общины к учреждению христи­анство на Руси. Они присутствуют на совеща­нии по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для

заграничного путешествия с целью "испытания вер".22 В одной из скандинавских саг гово­рится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание.24 При ре­шение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внима­тельное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией,в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополче­ние - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г.25 Любопыт­но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы­ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо вой у него, печенег же множьство много".26 Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских расп­рях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни".27 Вои так­же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку - для отражения яросла-

вовых полков.28

в) вече; Так начинался процесс формирования волост-

ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг., в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные, требующие оружие киевляне соби­раются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по­ловцами и предъявляют князю требование о вы­даче коней и оружие. То есть проявляется не­зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об­щина действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с кня­жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава. Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М.Н.Тихомиров и

Л.В.Черепин считали, что термин "людье киев­тии" обозначает торговоремесленное население Киева.29 Б.Д.Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народ­ную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве".30 Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В.В. Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы­евстии?" Это не могли быть ни киевская бо­ярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш­ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок­рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име­ет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев."31 На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра­вителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с вра­гом, правят посольства. В событиях 1068-1069г.г. вече вырисовывается как вер­ховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью.

г) система Что касается системы "старший

"старший город город - пригороды", то первые ее

- пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец

сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя­тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружи­ну мою по городом на покоръм", и быть та­ко."32 Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города оз­начает распространение власти и на пригоро­ды. Из Киева Святополк отдал распоряжение: "Елико ляхов по городам, избиваибте я". И избиша ляхы."33 В летописном рассказе о со­бытиях 1068-1069г.г. есть еще одна любопыт­ная деталь, ярко характеризующая городскую общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью."34 Такого рода яв­ления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счет кормлений - своеобразной платы сво­бодного населения за отправление ими общест­венных служб, происхождение которой теряется в далекой древности.35 Все это способствова­ло выработке взгляда на княжеское добро как на общественное отчасти достояние, чем и мо­тивировано требование, предъявленное князю киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать народное ополчение конями и оружием.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Социально-экономический и политический строй. Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconПеречень экзаменационных вопросов по курсу «История Украины»
Расцвет Древнерусского государства, его общественно-политический и социально-экономический строй

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconРеферат Тема: «Социально-экономический потенциал села»

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconПлан. Введение. Фашизм Приход к власти фашистов в Германии. Механизм...
Тема настоящей работы изначально имела название «Фашистская диктатура в Германии»

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconПамятка туристам по Тунису Политический строй
Тунис президентская республика, во главе которой стоит энергичный президент Зин Эль Абидин Бен Али

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconСоциально-политический конфликт как пик нарастания социального протеста
Социально-политический конфликт как пик нарастания социального протеста. Некрасов С. И. 1, Некрасова Н. А. 2, Хохлова О. М 1Московский...

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconЭкономический рост
Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического...

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconСегодня есть реальные рычаги влияния на экономику
По поводу возникающих в нашем политикуме споров о том, какое именно правительство работало на экономический рост лучше, а какое хуже,...

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Россия вошла в 1999г., переживая тяжелый экономический и политический кризис, хотя в официальных кругах предпочитают говорить о финансовой...

Реферат Тема: Социально-экономический и политический строй iconЛ. Г. Мельник Социально-экономическое значение и экономический механизм...
Социально-экономическое значение и экономический механизм сохранения биоразнообразия1

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<