Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права»




Скачать 202.51 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права»
Дата публикации30.01.2014
Размер202.51 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Конституция СССР 1924 года

Волжский университет им. В.Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» студента 1-го курса группы ЮЗС-101 Короткова Станислава ЮрьевичаТема: «Конституция СССР 1924 г.»Научный руководитель: Арелович Андрей Юрьевич Тольятти 2004 Содержание. Введение. 1. Причины образования СССР 2. Предпосылки образования СССР 3. Образование СССР. 4. Разработка Конституции СССР. 5. Второй съезд Советов СССР 6. Содержание Конституции СССР 1924 г. 7. Союзные органы власти и управления. 8. Статус союзных республик. 9. Национально-государственное размежевание. Заключение. Список использованной литературы. Введение. Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной законили совокупность наиболее важных законов государства. В демократическомправовом государстве конституция обладает высшей юридической силой,определяет политическую систему и государственный строй, форму правления,принципы деятельности органов государственной власти, порядок ихорганизации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательнойсистемы, основные права, свободы и обязанности граждан. В Советской Россиибыли приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В СССР – в 1924,1936, 1977 гг. В Российской Федерации в 1993 году. 30 декабря 1922 было образовано государство – Союз СоветскихСоциалистических Республик (СССР). 31 января 1924 II Всероссийский съездСоветов принял первую Конституцию СССР. Она провозглашала объединениетрудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику. Всеосновные государственные правовые функции высшей власти (оборона, финансы,внешние дела, промышленность, транспорт, связь и т.д.) передавались введение Центра (в Москву), союзным республикам оставались второстепенные,декоративно-представительские функции. 11 мая 1925 была принята КонституцияРСФСР, закреплявшая разделение функций и полномочий между СССР и РСФСР всоответствии с требованиями Конституции СССР. 1. Причины образования СССР Образование СССР определялось следующими причинами:необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешноговосстановления, разрушенного войнами, народного хозяйства и осуществлениянэпа;объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило быуспешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так идипломатические. Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие вреспубликах диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являласьобщественная собственность на средства производства. [1] 2. Предпосылки образования СССР На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов,этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым.Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.).Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности,либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфическиеответвления других этносов. Для объединения этих народов в единоегосударство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющиеглубокие исторические, экономические, политические и культурные основания.Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистскогоруководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый"снизу". С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к нейновых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальныхдвижений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб,происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единаяхозяйственная система страны, основанная на разделении труда междутерриториями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфнаяслужба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные,языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению:русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение правотдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежныхтенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшегоСССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностьюсовместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселеннойтерритории, численностью наций, прочностью "сцепления" их связей, наличиемили отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразиемуклада, национальным духом и т. д. В то же время вряд ли можно провестианалогию между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империямии называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". Отличия,характерные для России, бросаются в глаза — это целостность территории,полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народнаяколонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, историческоеродство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и своюполитическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданныхполитических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения. [2] 3. Образование СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд СоветовСоюза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии иЗакавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин,который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основномДекларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанныеконференцией полномочных делегаций объединяющихся республик. Декларация провозглашала образование СССР, характеризовалаисторические условия, в которых происходило это событие, определялаосновные принципы объединения республик. Договор закреплял объединениеРСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял системувысших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношениявысших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношенийорганов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетныхотношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. В Договоре предусматривались широкие права Союза СоветскихСоциалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международныеотношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общегоплана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионныхдоговоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами,утверждения единого государственного бюджета, формирования монетной,денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканскихи местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования,пользование недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основсудоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовноезаконодательство, установление основных законов о труде, общих началнародного просвещения. В компетенцию Союза входило и основноезаконодательство в области союзного гражданства в отношении правиностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановление съездовСоветов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаровсоюзных республик и некоторые другие вопросы. В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнениеего могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховныморганом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации,аннулирования Договора в тексте не содержалось. Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимыхсоветских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьскойсоциалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольнонесовершенное по форме, федеративное объединение республик теперьпревращалось в единое могучее союзное государство.[3] 4. Разработка Конституции СССР. В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИКСССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейшихчастей будущей Конституции:комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;бюджетную комиссию;комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий. В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССРпостановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик текстыДекларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно ихрассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектомКонституции СССР непосредственно и в союзных республиках. В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры,борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характервеликодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносилисьпредложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активноучаствовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическаяпартия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсужденияфевральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию поподготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССРимел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался зато, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы ониотражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, нои специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтомусъезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССРспециального органа представительства национальностей на началах равенства.Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимообеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальноеучастие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистическойпартии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. ВскореЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссиювозглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом КонституцииКонституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланныеиз республик. Важное значение в выявлении и согласовании мненийпредставителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание сответственными работниками национальных республик и областей. Совещаниевысказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных иавтономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало иназвание двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и СоветНациональностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение закаждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимостьсоздания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, собеспечением представительства национальностей. Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б).специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня –начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г.II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и всоответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, принялапостановление «О введении в действие Конституции Союза СоветскихСоциалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г.ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик.Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР.Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда СоветовСССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституциивырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участиивсех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать».31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил КонституциюСССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924г.[4] 5. Второй съезд Советов СССР Второй съезд Советов СССР рабочих крестьянских и армейских депутатовсостоялся в Москве 26 января -2 февраля 1924. Присутствовало 2124 делегата(с решающим голосом 1540, с совещательным - 584). Порядок дня: 1) Доклад о деятельности Советского правительства (Л. Б. Каменев); 2) Утверждение Конституции СССР (А. С. Енукидзе); 3) Бюджет СССР (М. К. Владимиров); 4) Учреждение Центрального с.-х. банка (А. В. Цюрупа); 5) Образование ЦИК СССР - выборы Союзного Совета и утверждение СоветаНациональностей. Работа съезда происходила в дни всенародного траура в связи со смертьюВ. И. Ленина. Первое заседание было посвящено памяти Ленина. С речами о В.И. Ленине, о выполнении его заветов выступили К. Е. Ворошилов, М. И.Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, К. Цеткин, членыправительства СССР, представители рабочих, крестьян и интеллигенции. Съездпринял обращение "К трудящемуся человечеству". Для увековечения памяти В.И. Ленина съезд постановил: считать 21 января днём траура, издать полноесобрание соч. В. И. Ленина, соорудить мавзолей В. И. Ленина в Москве наКрасной площади и памятники в столицах союзных республик, а также вЛенинграде, переименовать Петроград в Ленинград, создать специальный фондим. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям, жертвамГражданской войны и голода. 27 января в связи с похоронами В. И. Ленина съезд прервал работу ивозобновил её вечером 30 января. Был заслушан и одобрен доклад одеятельности Советского правительства. 31 января утверждена перваяКонституция СССР. На основе Конституции съезд избрал ЦИК СССР в составедвух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. ЦИК СССР 2-го созывабыл избран в составе 414 членов и 220 кандидатов в члены Союзного Совета и100 членов Совета Национальностей (70 - от РСФСР, 5 - от УССР, 5 - от БССРи 20 - от ЗСФСР). Было принято постановление о мероприятиях в областифинансовой политики. В целях планомерного содействия восстановлениюсельского хозяйства принято постановление об учреждении Центрального с.-х.банка (1 февраля). Эти решения были направлены на ликвидацию трудностей ввосстановлении народного хозяйства и дальнейшее укрепление союза рабочегокласса с крестьянством. 2 февраля состоялось заседание коммунистической фракции съездасовместно с беспартийными делегатами, на котором были заслушаны доклады обитогах 13-й конференции РКП (б) (16-18 января 1924) и международноеположение. 2 февраля М. М. Литвинов сообщил съезду о признании де-юре СССРсо стороны Великобритании.[5] 6. Содержание Конституции СССР 1924 г. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация обобразовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация об образовании СССР содержала изложение сугубополитических, а не юридических аспектов образования СССР. В ней, вчастности, подчеркивалось, что в то время как "в лагере капитализма —национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм,национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "влагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода иравенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов". Все этообъясняло, с точки зрения авторов Конституции, необходимость и неизбежностьсоздания и расширения Союза ССР. Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы веденияверховных органов власти СССР. Вторая определяла суверенные права союзных республик. Отмечалось, чтосуверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой(а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни идеятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза иневозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всехреспублик устанавливалось единое гражданство Союза ССР. Третья глава раскрывала порядок формирования и властные функции съездаСоветов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918г. Глава четвертая определяла полномочия Центрального ИсполнительногоКомитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и СоветаНациональностей. Союзный Совет формировался съездом из представителейсоюзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составомвсей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался изпредставителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), атакже автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны былипроводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом властиявлялся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат былопредусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования).ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик. Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшимзаконодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Онимел право отменять или приостанавливать решения правительства и всехдругих органов власти в стране, издавать любые собственные решения иуказания. Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров(правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительныморганом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя,председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишьопротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться. Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формированияВерховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только"дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но ирассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений попредставлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споровмежду союзными республиками. Глава восьмая рассматривала состав и полномочия общесоюзных иобъединенных народных комиссариатов. Девятая глава была посвящена работе Объединенного государственногополитического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединенияреволюционных, усилий союзных республик по борьбе с политической иэкономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор заего действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда. Глава десятая раскрывала структуру органов власти союзных республик,не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должныбыли, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народныхкомиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивысоответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР. Одиннадцатая глава утверждала герб, флаг и столицу СССР. 7. Союзные органы власти и управления. По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили: 1) внешние сношения и торговля; 2) решения по вопросам войны и мира; 3) организация и руководство вооруженными силами; 4) общее руководство и планирование экономики и бюджета; 5) разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились висключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикойсохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена толькос ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийсяот городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернскихсъездов советов (1 депутат от 12500 избирателей). В период между съездами высшим органом власти был ЦентральныйИсполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета,который избирался съездом из представителей республик пропорционально ихнаселению, и Совета Национальностей, составленного из представителейсоюзных и автономных республик (5 депутатов от каждой) и автономныхобластей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке,число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным иисполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместномзаседании палат. Президиум ЦИК мог приостановить действие постановленийсъездов Советов союзных республик и отменить постановления СНК СССР,наркоматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган –Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председательСНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельнымиотраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными,пять – объединенными. Общесоюзные наркоматы действовали на территориисоюзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзныхнаркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики),объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряднаркоматов были республиканскими.[6] 8. Статус союзных республик. Конституция СССР 1924 г. содержит специальную главу, трактующуюсуверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения права Союзаи его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Правасоюзного государства перечислены исчерпывающие, за их пределы оно выходитьне может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, заисключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3Основного закона (Конституции СССР 1924 г.) гласила: «Суверенитет союзныхреспублик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, илишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждаясоюзная республика осуществляет свою государственную властьсамостоятельно». Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членовСоюза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками правосвободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще вКонституции РСФСР, допускавшей выход из нее тех или иных территорий.Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советскогогосударства, которое заверило, что ни одна республика не хочет отделитьсяот Союза. Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривалаособый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть измененаили отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона,а лишь с согласия всех республик, входящие в состав Союза. Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость ихтерриторий. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждойзаинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось напрактике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребоваласовершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопросо границах между республиками на протяжений десятилетий не был предметомнеразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципаинтернационализма. Суверенным правом союзных республик также было право на гражданство.Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданамиСветского Союза (ст. 7 Конституции). С одной стороны, это означает, чтогражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой инойсоветской республики как дома – он равноправен с ее гражданами. С другойстороны, если он, например, находится за границей, то за его спиной стоитне только авторитет своей республики, может быть, небольшого государства,но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законныхинтересах каждого своего гражданина. Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченностисуверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеиразграничения суверенных прав Союза и республик, из гармоническогосочетания. Система государственных органов, предусмотренная Основным ЗакономСоюза, тоже исходила из идеи максимального сочетания интересов союзногогосударства в целом с интересами каждого его члена. При этом следуетотметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР сосновными законами объединившихся республик и по этой линии. При созданиивысших органов власти и управления Союза ССР был использован опытгосударственного строительства независимых советских республик. Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь своиосновные законы (ст. 5), ибо конституция – необходимый атрибут современногогосударства, тем более – суверенного. Вместе с тем основные законы, ужеимевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны быть изменены исходяиз факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза.Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы. Совершенствование основных законов союзных республик на практикевылилось в создание новых основных законов, поскольку жизнь ушла вперед иследовательно разрабатывать законодательство не только в связи собразованием СССР, но и в целях развития базиса, общественного строя, наоснове накопления опыта государственного строительства, изменений ворганизации государственного единства республик и др. Первой приняла свою новую конституцию ЗСФСР. В апреле 1925 г. IIIЗакавказский съезд Советов утвердил проект Основного закона ЗСФСР. В том жегоду издала новую Конституцию РСФСР. В 1927 г. была принята новаяКонституция БССР. Несколько по-иному, как бы в два этапа, изменила своюКонституцию УССР. Сначала создали измененную редакцию старого Основногозакона в 1924 г., а потом уже окончательный текст новой Конституции 15 мая1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов.[7] 9. Национально-государственное размежевание. После образования СССР Туркменистан оставался автономной республикой всоставе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являлись«социалистическими» и получив статус «народных». В сентябре 1920 г. междуРСФСР и Хорезмской республикой был заключен союзный договор, на основаниикоторого РСФСР оказывала экономическую помощь Хорезмской республики, ейпередавались хозяйственные объекты, находившие в пределах ее территорий.Аналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народнойсоветской республикой. По этим договорам общих органов управления несоздавалось. В ходе социальных преобразований 1922-1923 гг. в Хорезме и Бухаре былаосуществлена национализация земли и водных источников (объектов, которые поконструкции Хорезма 1920 г. и Бухары 1921 г. находились в частнойсобственности). В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентябре 1924г. Всебухарский курултай провозгласили образование социалистическихреспублик. Коммунистические организации среднеазиатских республик принялирешение о необходимости национально-государственного размежевания в СреднейАзии. В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б). ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский курултай Советов и VВсехорезмский курултай Советов приняли решение о национально-государственном размежевании. Были образованы две союзные республики:Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская всоставе Узбекской ССР и Киргизская в составе РСФСР; автономнаяКаракиргизская область в составе РСФСР. В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиатскихреспубликах были созданы революционные комитеты, а деятельностьреспубликанских ЦИК и СНК прекращена. Ревкомы и партийные органыосуществляли деятельность по устройству территориальных границ,перераспределению имущества, формированию новых органов власти, подготовкеновых конституций, борьба с национальной оппозицией. В декабре 1924 – феврале 1925 г. проходили центральные и местныесъезды Советов, формировалась новая структура власти. Съезды Советов, ЦИКреспублик и СНК с февраля г. вновь стали конституционными органами власти иуправления, а ревкомы сложили свои полномочия. В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовитьюридическое оформление новых союзных республик в составе СССР. В мае 1925г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и ТуркменскуюССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездови волостей с преобладающим белорусским населением из состава российскихгуберний были переданы Белорусской ССР. В составе Украинской ССР быласоздана Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР –Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах спреобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-монгольская и Чувашскаяавтономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г.ликвидирована Горская республика, из которой выделялись ряд автономныхобластей. В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положениякоторой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. В нейзакреплялась система органов власти и управления, фиксировались права иобязанности автономных формирований (автономных республик, автономныхобластей и округов), закреплялись избирательная система, права иобязанности граждан, государственная символика.[8] Заключение. Первая союзная Конституция, принятая в 1924 г., в отличие отКонституции РСФСР 1918 г., дала исчерпывающий перечень предметов ведения(хотя в ряде случаев в ней речь шла и о конкретных полномочиях) высшихорганов власти Союза ССР (ст. 1) и определила, что суверенитет союзныхреспублик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, илишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждаясоюзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно(ст.3). В Конституции СССР 1924 г. отсутствовал термин «совместноеведение», но исходя из содержания ст. 1 такие вопросы в ней содержались.Например, к ведению Союза ССР относилось установление общих началземлеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами иводами на всей территории Союза ССР. Это означало, что детальноерегулирование соответствующих вопросов относилось к компетенции союзныхреспублик. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна инепохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристикиобщественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан,избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросырешались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образованияСССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственныхорганов Союза ССР и союзных республик. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закреплениеобразования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик. Список использованной литературы: I. Нормативно-правовая база:Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Принят Iсъездом Советов СССР 30 декабря 1922 г.Основной закон (Конституция) СССР. Принят II съездом Советов СССР 31 января1924 г.Постановление 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г. "Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза СоветскихСоциалистических Республик"Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советовв заседании от 10 июля 1918 г.Конституция (Основной закон) РСФСР. 11 мая 1925 г. II. Научная и учебная литература:Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособиедля вузов. В 2 т. Том 2. М. , ВЛАДОС, 1995. стр. 196-208.Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М.,Юрайт-Издат, 2004. стр. 169-170.Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебноепособие. М., Юристъ, 2004. стр. 182-183.Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М.,Юристъ, 2001. стр. 658-659.Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник.М., Издательство Проспект, 2003.Ларионова Е.Л. История государства и права России. М., «БУКЛАЙН», 2004.стр. 46.Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентоввузов. - М.: Высш. шк., 1999.Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник.Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 179-180, 187-191.Шатилова. С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М.ИНФРА – М, 2003. стр 96-99.Большая Советская Энциклопедия.Источники права. Жильцов С.В., Хачатуров Р.Л. Выпусук 14. Тольятти, ВУиТ,2001. стр. 20-40.Съезды Советов в документах. 1917-1936. Том 3. М., 1960. стр 18-22.Хрестоматия по истории отечественного права 1917-1991 гг. Под ред. О.И.Чистякова. М., Зерцало, 1997. стр. 180-199.-----------------------[1] Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М.,Юрайт-Издат, 2004. стр. 169-170.[2] Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие длястудентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.[3] Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2.Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 179-180.[4] Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России.Учебник. М., Издательство Проспект, 2003.[5] Большая Советская Энциклопедия.[6] Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах.Учебное пособие. М., Юристъ, 2004. стр. 182-183.[7] Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2.Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 187-191.[8] Исаев И.А.История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М.,Юристъ, 2001. стр. 658-659.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Первая российская конституция...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Внутриличностный конфликт...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Принципы организации и деятельности...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Понятие соучастия в уголовном...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua "Смертная казнь в России"
Смертная казнь в России. Курсовая работа по истории отечественного государства и права

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Правомерное поведение правонарушение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Правомерное поведение и...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Конституция СССР 1924 года Волжский университет им. В. Н. Татищева Юридический факультет Курсовая работа по «Истории отечественного государства и права» iconТомский государственный университет новосибирский юридический факультет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<