Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства»




Скачать 347.26 Kb.
НазваниеКурсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства»
Дата публикации31.01.2014
Размер347.26 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Аппарат (механизм) государства

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ САРАТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет заочного обучения Кафедра теории и истории государства и права Зачетная книжка № КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» Выполнил: слушатель I курса, по программе высшего профессионального образования старший прапорщик внутренней службы Чирков Павел Владимирович Научный руководитель: _________________________________________ (степень, звание) _________________________________________ (фамилия, имя, отчество) 2002г Cодержание.Введение 32. Понятие и структура (аппарата) механизма государства. Общая характеристика 43. Орган государства: понятия, признаки, виды. 104. Структура государственного аппарата Российской Федерации. 155. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации. 25Заключение. 26Литература. 28 Введение В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которыекоснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многиепринципы жизни общества, появились новые идеологические основыфункционирования, устройства, развития государства, сформировался новый типгосударственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новоезначение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральноесобрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепцийпостроения нового государства стала теория разделения властей, которая былазакреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года. Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, чтосовременный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции,становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места ироли всех органов государственного аппарата в управлении государством,конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижениемобщегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос иего проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиковправа. Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятиямеханизма государства, организации и деятельности государственногоаппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделениявластей и построения правового государства. 1. Понятие механизма (аппарата) государства. Механизм государства, охватывающий все государственные органы,непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальноематериализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть неможет государства. Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием“государственный аппарат”. Последнее принято употреблять в двух смыслах —широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппаратакак совокупности всех государственных органов совпадает с понятиеммеханизма государства, идентично ему. В более узком смысле подгосударственным аппаратом принято понимать аппарат государственногоуправления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие“государственный аппарат” в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, еслииное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широкомзначении, т. е. как адекватное понятию механизма государства. Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием егохарактерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как отнегосударственных структур в политической системе общества, так и ототдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются вследующем. Во-первых, механизм (аппарат) государства - это системагосударственных органов, проникнутая единством принципов его организации идеятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основахгосударственной службы Российской Федерации” и других федеральных законах. Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложнойструктурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различныевиды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение ивзаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающийсистемообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизмазакреплен в конституции данного государства в конкретно-историческихусловиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925,1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающимрешающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, быловсевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советскогогосударства формально представлял собой систему государственных органов,возглавляемую Советами. Следует заметить, однако, что практическое осуществление лозунга “всявласть Советам” означало не что иное, как всевластие Политбюро ЦК и другихруководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы какважнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностьюопределяла содержание и основные направления деятельности Советов, с ихпомощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизмСоветского государства. Тем самым, Советам была отведена рольдемократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режимадиктатуры Коммунистической партии! В перестроечный и послеперестроечный периоды, в процесседемократизации Российского государства, в Конституцию РСФСР 1978 г.,согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии скоторыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основконституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей,давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократическихстранах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей,предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым спринципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице изаконодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной исудебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбымежду различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, егомеханизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотряна неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в товремя Конституции РСФСР. Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Нос ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее измененийпровозглашала, что “народ осуществляет государственную власть через Советынародных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации,и непосредственно”. При этом, однако, не упоминалось, что народосуществляет государственную власть и через другие ветви власти. В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органомгосударственной власти Российской Федерации является Съезд народныхдепутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любойвопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органугосударственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не можетбыть места в условиях реализации | демократического принципа разделениявластей. Эти противоречия устранила Конституция РФ, принятая в результатевсенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней впервые в конституционнойпрактике России последовательно проводится принцип осуществлениягосударственной власти на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан насамостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки ипротивовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерноеусиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, недопустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий,установления диктатуры. В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие изакрепляющие разделение властей в качестве основополагающегосистемообразующего фактора (принципа) структуры механизма современногоРоссийского государства:I. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют ПрезидентРоссийской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды РоссийскойФедерации.2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляютобразуемые ими органы государственной власти.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящейКонституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметовведения и полномочий”.Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят всистему органов государственной власти. В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциямигосударства. Между ними существует тесная обратная связь. Функциисовременного Российского государства осуществляются при помощигосударственного механизма, посредством деятельности всей системыобъединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.Вместе с тем от функций государства зависит структура государственногомеханизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие исодержание деятельности тех или иных органов государства. В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на негозадач управления делами общества, воздействия на сложные социальныепроцессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функцийрасполагает необходимыми материальными средствами (так называемымивещественными придатками), на которые опираются в своей деятельностиотдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одногосударство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизмегосударства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковымиявляются государственные органы, а именно как вещественные придаткипоследних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетныесредства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия,учреждения, организации, необходимые для функционирования государственныхорганов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - этобюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение,казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга,аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, чтомеханизм современного Российского государства - это пронизанная едиными,законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей,располагающая необходимыми материальными придатками система государственныхорганов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства. Механизм современного государства отличается высокой степеньюсложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Подструктурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядокрасположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение ивзаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя:1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Онипостоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние каквнутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.),так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношенийгосударства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеетбольшую территорию, то и система управления им будет соответствующей,включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органыгосударственной власти и управления и органы государственной власти иуправления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии,спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровняпреступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений вобщественном организме особое значение приобретают правоохранительныеорганы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства инейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое местодолжны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения,учреждения культуры и т.д. 2. Орган государства: понятия, признаки, виды. Задачи и функции государства осуществляются посредством деятельностиего механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне,функционирует как объективная реальность не иначе, как через свой механизм,через те или иные входящие в этот механизм государственные органы иработающих в них государственных служащих. Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов,логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаковгосударственного органа.Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций,органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякиегосударственные организации и учреждения могут рассматриваться в качествегосударственного органа. Орган государства - это часть государственного механизма, его основнаяячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенныхпризнаков государственного органа относятся следующие:1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственнуювласть, принимать от имени государства юридически значимые решения иобеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а)порядок формирования и деятельности государственного органа, его структураи компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) органгосударства наделен правом издания юридических актов, содержащихсоответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальныеправовые предписания; в) установленные этими актами предписанияобеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения,организации и охраняются от нарушений возможностью примененияпринудительной силы государства; г) государственный орган опирается наматериальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний,благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фондагосударственной собственности в пределах своей компетенции. В понятии государственно-властного полномочия особенно нагляднопроявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права,механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишьпри наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленныхвыше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятиегосударственно-властного полномочия, можно определить, что этогосударственный орган. Наличие государственно-властных полномочий,обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи скоторым находятся и другие его признаки.2. Государственный орган как часть механизма государства обладаетопределенной экономической и организационной обособленностью исамостоятельностью.3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функциисоответственно его компетенции, роли и места в механизме государства.Государство, его механизм функционируют через отдельные государственныеорганы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляютсяпосредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот илииной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременноучаствует в выполнении различных функций государства.4. Для выполнения своих функций государственные органы располагаютнеобходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса,“вещественными придатками”, к каковым можно отнести разного родаматериальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации,предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственнуюработу, но сами по себе не являющиеся органами государства.5. Представление о государственном органе было бы неполным без указания нато, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данныйорган, — отдельное лицо или группа, коллектив людей. “Существованиегосударственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно вее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого еефизического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение,простое название”. Распространяя на орган государства обязательный признак всякойорганизации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить,что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются ввиду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственныедолжности, являются государственными служащими. Согласно федеральному Закону “Об основах государственной службыРоссийской Федерации”, государственные должности подразделяются на:1) государственные должности категории “А” - государственные должностиРоссийской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными законами,и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемыеконституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственногоисполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, ПредседательПравительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководителиорганов законодательной и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, депутаты, министры, судьи и др.);2) государственные должности категории “Б”, учреждаемые в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке для непосредственногообеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”.К категории “Б” относятся государственные должности в АдминистрацииПрезидента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат ФедеральногоСобрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властисубъектов Российской Федерации и др.;3) государственные должности категории “В”, учреждаемые государственнымиорганами для исполнения и обеспечения их полномочий. В рассматриваемомфедеральном Законе содержится определение государственной службы, подкоторой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполненияполномочий государственных органов. К ней относится исполнение, должностныхобязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий “Б” и“В” (п. 1, ст. 2). В соответствии с этим в данном Законе решается вопрос опонятии государственного служащего. Государственным служащим являетсягражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленномфедеральным Законом, обязанности по государственной должностигосударственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счетсредств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъектаРоссийской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральныхорганов государственной власти, органов государственной власти субъектовФедерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствиис Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Закономгосударственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3). Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группыгосударственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ илиГосударственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ,краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях органгосударства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственнуюдолжность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики всоставе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ. Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности иорганической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяютсформулировать его определение. Орган государства — это юридическиоформленная, организационно и хозяйственно обособленная частьгосударственного механизма, состоящая из государственных служащих,наделенная государственно-властными полномочиями и необходимымиматериальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции,задач и функций государства. Разносторонность и многосложность деятельности государственногомеханизма по осуществлению задач и функций государства обусловливаетмножество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о нихспособствует классификация государственных органов по видам на основеразличных научно обоснованных критериев.Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов взависимости от того, что они представляют собой - коллективное образованиеили воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, -имеются и другие основания их классификации.По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органыгосударства подразделяются на:а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами,конституциями, уставами субъектов Российской Федерации длянепосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ,Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральныеорганы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура,органы законодательной и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации);б) органы, учреждаемые в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий,функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственныхорганов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального СобранияРФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органовзаконодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственныеорганы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляетсяобоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными,производными от первых.На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветвивласти относятся, государственные органы делятся на законодательные,исполнительные, судебные. По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, накоторую распространяется деятельность государственных органов, ониподразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. Приэтом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегдаотносятся к федеральным органам. По действию во времени государственные органы делятся на постоянные ивременные. Абсолютное большинство государственных органов РоссийскойФедерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам РоссийскойФедерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуютна постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственныеорганы, создание и деятельность которых носят временный характер. Онинепосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванныхопределенными временными обстоятельствами (например, в связи с введениемчрезвычайного или военного положения). Своего рода обобщающим основанием классификации государственныхорганов являются их место, роль, функциональное назначение в структуремеханизма государства.Исследование различных видов государственных органов предполагает ихкомплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренныхвыше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. 3. Структура государственного аппарата Российской Федерации Тесная взаимосвязь функций и механизма государства обусловливаетнеобходимость структурно-функционального подхода к изучению структурыгосударственного механизма. Структурно-функциональный подход - одно изнаправлений общего системного анализа, основу которого составляетисследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. Всоответствии с этим структура механизма государства должна рассматриватьсяв неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственныхфункций. Структурно-функциональный анализ механизма современного Российскогогосударства означает изучение роли и места в нем образующих его элементовгосударственных органов и их системных образований, как они закреплены вКонституции РФ (структурный подход) в сочетании с их функциональнымназначением, выполняемыми ими государственными функциями (функциональныйподход). Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властейструктурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемыесоставляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы)органов, образующих механизм современного Российского государства. 1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуетсято, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относитсянепосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобнотому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральнойКонституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленномКонституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РоссийскойФедерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственнойвласти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральнымизаконами определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и вмеждународных отношениях. Президент РФ является Верховным ГлавнокомандующимВооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положенияфедеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляетруководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделенПрезидент РФ, он реализует совместно с Федеральным Собранием России(например, назначение Председателя Правительства РФ и других высшихдолжностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на четырегода гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании. Институт президентства имеет место и в ряде республик в составеРоссийской Федерации. При этом правовой статус президента как главыгосударства либо главы исполнительной власти определяется конституциейсоответствующей республики. 2. Органы представительной и законодательной власти. Представительными законодательным постоянно действующим органом Российской Федерацииявляется Федеральное Собрание. Это— первый после Октябрьской революциипарламент России, ибо бывший Верховный Совет лишь формально называлсяпарламентом, но никогда по существу им не был. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации иГосударственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых- издание федеральных законов. Интересно вспомнить, что в процессе обсуждения проекта новойКонституции его противники утверждали, что в нем будто бы узакониваетсядиктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом вкачестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспускаГосударственной Думы. Но, во-первых, такое право закреплено в конституцияхмногих демократических государств, а во-вторых, право роспускаГосударственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строгоопределенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которыхГосударственная Дума не может быть распущена. В то же время ФедеральноеСобрание РФ наделяется правом в указанных в Конституции РФ случаях и ссоблюдением установленного порядка отрешить Президента РФ от должности. Президент РФ наделен Конституцией правом налагать вето на закон,принятый Федеральным Собранием РФ. Но последнему, в свою очередь,предоставляется право при повторном рассмотрении федерального законаодобрить его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третейголосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы. В этом случае данный федеральный закон подлежит подписанию иобнародованию Президентом РФ в установленный срок. Таким образом,Конституция РФ создает надежные меры недопущения как диктатуры ПрезидентаРФ, так и диктатуры парламента. Система представительных и законодательных органов государственнойвласти как составная структурная часть механизма Российского государства,наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные ипредставительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации. 3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ,исполнительную власть Российской Федерации осуществляет ПравительствоРоссии. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителейПредседателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральныйбюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФотчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единойгосударственной политики в области культуры, науки, образования,здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственнойбезопасности, реализации внешней политики; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ,федеральными законами, указами Президента России. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляетсяпосредством функционирования работающих под его руководством различныхфедеральных органов исполнительной власти. Структура этих государственныхорганов включает в себя: 1) федеральные министерства (Министерство по атомной энергии,Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел,Министерство культуры, Министерство образования, Министерство охраныокружающей среды и природных ресурсов, Министерство путей сообщения,Министерство связи, Министерство сельского хозяйства и продовольствия,Министерство финансов, Министерство экономики и др.); 2) государственные комитеты Российской Федерации (ГосударственныйКомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономическихструктур, государственный Комитет по высшему образованию, ГосударственныйКомитет по оборонным отраслям промышленности, Государственный Комитет поуправлению государственным имуществом и др.); 3) комитеты Российской Федерации (Высший аттестационный комитет,Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, Комитет поземельным ресурсам и землеустройству, Комитет по кинематографии, Комитет помашиностроению, Комитет по печати и др.); 4) иные федеральные органы исполнительной власти (Государственнаяархивная служба, Государственная налоговая служба, Федеральная службалесного хозяйства, Федеральный надзор по ядерной и радиационнойбезопасности и др.). Понятием системы исполнительных органов государственной власти илиорганов государственного управления как составной структурной частимеханизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством идругими федеральными органами исполнительной власти, охватываются иисполнительные органы государственной власти в субъектах РоссийскойФедерации. Кроме того, особую разновидность органов исполнительной властипредставляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательствомРоссийской федерации порядке для непосредственного обеспеченияфункционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ ифедеральными законами, конституциями и уставами субъектов РоссийскойФедерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управленияотносятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в неесоответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палатФедерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного,Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательнойи исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Отметим, что в специальной литературе, в том числе и по административномуправу, до последнего времени не уделялось должного внимания этойразновидности исполнительных органов государства. Такое положение должнобыть исправлено, ибо ныне трудно переоценить значение данной группы органовгосударственного управления для обеспечения эффективного функционированиямеханизма Российского государства в целом. Особенно важно принять меры кнормативно-правовому обеспечению легитимности этих органов, к развитию исовершенствованию правового регулирования их деятельности. 4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на стражезаконности и правопорядка. Обращаясь к сочетанию структурного ифункционального подходов в системе этих органов представляется возможнымопределить два блока органов. Первый из них охватывает органы, структурновыделенные и закрепленные в качестве таковых в главе 7 “Судебная власть”Конституции РФ. Второй блок составляют органы, которые, будучи структурноотнесены Конституцией РФ к исполнительной власти, одновременно пофункциональному назначению представляют собой органы, непосредственностоящие на страже законности и правопорядка.К первому блоку относятся установленные Конституцией РФ органы судебнойвласти и прокуратуры. Судебная власть — одна из ветвей власти, такая жеопора государства, как законодательная и исполнительная власти. СогласноКонституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судомпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ ифедеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает триразновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; ВерховныйСуд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; ВысшийАрбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охранойКонституции РФ, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским,уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формахсудебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебнойпрактики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом поразрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражнымисудами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальныхформах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросамсудебной практики.Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу созданиясильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правовогогосударства способного обеспечить действенную защиту прав граждан. Прокуратура РФ, как определено в Конституции РФ, составляет единую,централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящимГенеральному прокурору РФ. Принятая в соответствии с Конституцией РФ новая редакция федеральногоЗакона “О прокуратуре Российской Федерации” подтвердила статус прокуратурыРФ как важнейшего независимого органа право охраны и обеспечения законностив стране Согласно этому документу, прокуратура РФ осуществляет от имениРоссийской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территориизаконов и иные функции, в том числе уголовное преследование и координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Новыйвариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельностипрокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,а кроме того, подводит черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры всистеме органов государственной власти под попытками ликвидироватьпрокуратуру как орган надзора за исполнением законов Второй блок государственных органов рассматриваемого вида составляюторганы отдельно не выделенные в Конституции РФ и структурно отнесенные кисполнительной власти, но по своему функциональному признакунепосредственна стоящие на страже законности и правопорядка. К нимотносятся Министерство внутренних дел РФ, включая милицию, внутренниевойска и другие его структуры, Федеральная служба безопасности РФ,Государственный таможенный Комитет РФ^ Департамент налоговой полиции РФ, атакже соответствующие подконтрольные им органы в субъектах Федерации.Соответственно их принято именовал правоохранительными органами.В связи с этим следует сказать о существующих ныне различных трактовкахтермина “правоохранительные органы”, о круге государственных органов,которые под этот термин подпадают. Одни ученые и практические работники-юристы предлагают употреблятьданный термин применительно ко всем без исключения органам, непосредственностоящим на страже законности и правопорядка, учитывая, разумеется, ихособенности в зависимости от того, к какому из рассмотренных выше “блоков”они принадлежат. Другие же высказываются за более узкую трактовку термина“правоохранительные органы”, полагая, что суд под него не подпадает. Судяпо тому, что в “Положении о координации деятельности правоохранительныхорганов по борьбе с преступностью”, утвержденном Президентом РФ" имеетсяотдельный раздел о взаимодействии правоохранительных органов с судами иорганами юстиции, точка зрения о том, что суд не являетсяправоохранительным органом, получает официальную поддержку. Но дело, конечно, не в терминологии. Главное — улучшение работы всейсистемы рассмотренных в данном разделе органов, оптимальная отдача каждогоиз них, что является необходимым условием поддержания законности иправопорядка на уровне современных требований, охраны прав граждан и всехформ собственности, повышения эффективности мер против преступности и иныхправонарушений. 5. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.Как установлено федеральным Законом “Об обороне”, Вооруженные Силы РФ —государственная военная организация, составляющая основу обороны Российскойфедерации. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленнойпротив Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности инеприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач всоответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основанииКонституции РФ в соответствии с федеральными конституционными законами,федеральными законами, и прежде всего законами об обороне, о ВооруженныхСилах РФ и другими законами в области обороны, а также соответствующиминормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральным законом “Об обороне” определено, что Вооруженные Силы РФсостоят из центральных органов военного управления, объединений,соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и родывойск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, невходящие в виды и роды войск Вооруженных Сил РФ. Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФчерез Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ,являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ.Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами РФ, согласнорассматриваемому федеральному Закону, к обороне привлекаются Пограничныевойска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ,железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственнойсвязи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаютсяинженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования прифедеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ,органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы РФ,федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органыгосударственной охраны и др. Хотя органы Вооруженных Сил РФ и другие,упомянутые здесь, привлекаются к выполнению задач в области обороны иструктурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органамгосударственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяютвыделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структурегосударственного механизма. В ежегодных президентских посланиях Федеральному Собранию РФвыполнение задач обеспечения свободы и демократии как условий движения кпрогрессу и процветанию в нашей стране непосредственно связывается снеобходимостью всемерного укрепления российской государственности,механизмов властвования в рамках права. К первоочередным мерам в этомнаправлении относятся: дальнейшее улучшение структуры и повышениеэффективности функционирования механизма государства в целом и каждого изсоставляющих его органов в отдельности, слаженность и взаимодействие в ихработе, нормативно-правовое обеспечение данного процесса. 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленныеотправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования,организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Ониподразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства вцелом, ко всем составляющим его государственным органам, и частныепринципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звеньягосударственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качествепримера частного принципа можно сослаться на предусмотренный КонституциейРФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществлениясудопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, назакрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации”(новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельностипрокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляютполномочия в строгом соответствии с действующими на территории Россиизаконами независимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, чточастные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют ихприменительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первойиз них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй -принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службыРоссийской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном СудеРоссийской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.). Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципыорганизации и деятельности механизма Российского государства, какнародовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организациигосударства, республиканской форме правления, при которых носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерацииявляется ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть поразным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента ипредставительных; органов государственной власти) или через органы местногосамоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления властинарода Российской Федерации занимает механизм государства в лице входящих внего органов. Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российскогогосударства зиждется на том, что оно - социальное государство, политикакоторого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностейличности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строяпровозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всембез исключения органам государства, к каждому государственному служащемуДанное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношенияхгражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, новажно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального путиразвития России. Принцип разделения властей, согласно которому государственная властьосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являютсясамостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующийфактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственногомеханизма определяется тем, что Российская Федерация состоит изравноправных субъектов: республика, край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях сфедеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправнымежду собой. Согласно принципу федерализма, механизм государстваформируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративнымдоговором о разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Федерации и другими договорами компетенциейгосударственных органов. Соответственно этому федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуютединую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единствоее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации идецентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составеРоссийской Федерации.Принцип законности в формировании и действии механизма Российскогогосударства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ,органы государственной власти и должностные лица, равно как и органыместного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдатьКонституцию РФ и законы. Рассмотренные общие конституционные принципы организации идеятельности механизма Российского государства получают подкрепление,развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах.Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила вфедеральном Законе “Об основах государственной службы РоссийскойФедерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделениязаконодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:-верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственнымислужащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственноедействие;обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать праваи свободы человека и гражданина;-единство системы государственной власти, разграничение предметов ведениямежду Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;-равный доступ граждан к государственной службе в соответствии соспособностями и профессиональной подготовкой;-обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящимигосударственными органами и руководителями в пределах их полномочий и всоответствии с законодательством Российской Федерации;-единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;-профессионализм и компетентность государственных служащих;-гласность в осуществлении государственной службы;-ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемыерешения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностныхобязанностей;-внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединенийот государства;-стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетаниеколлегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы.Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условияхсуществования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования и деятельностигосударственного механизма как системы государственных органов,рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизмугосударства необходимые для его успешного функционированияцеленаправленность, единство и целостность. Заключение Механизм государства, как система органов и учреждений, посредствомкоторых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства,представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его вконкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числеформой правления государства, социально-экономическими и политическимиусловиями, национальными особенностями, традициями управления, степеньюинтеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизмагосударства и создание правовой базы его функционирования является одной изглавных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтальнои вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяясферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идетинтенсивное государственное строительство, многое возникает вновь иликардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировойопыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков.Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальнымсодержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека,гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д. Так, разделение властей между государственными органами происходитвследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических,экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственнойвласти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задачгосударственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннееослабление законодательной, исполнительно-распорядительной илиправоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всегокомплекса задач государства. Правовое государство, выступающее важнейшей составной частьюгражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993года, является целью и перспективой развития Российской государственности.Правовое государство предполагает взаимную ответственность государственнойвласти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенностьграждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав исвобод личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение законувсех без исключения членов общества. Из этого вытекает множество задач посовершенствованию механизма государства, особенно возрастает рольинститутов конституционного контроля за законностью. Укрепление законностиостается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в планеюридических гарантий законности. Необходимым условием становления и формирования правового государстваявляется также наличие единого правового пространства на территории РФ,т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и непротиворечие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актовКонституции РФ. Закончить хочется бессмертными словами из "Законов" Платона:"…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы инаходится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка надправителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и всеблага, какие только могут даровать государствам боги…" Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993, 64 с. 2. Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ. 3. Всеобщая декларация прав человека. - М.: 1993, 54 с. 4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.:Новый Юрист, 1998, 624 с. 5. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1998, 64 с. 6. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997, 416с. 7. Теория права и государства. Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997, 432 с. 8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия /Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: 1998, 938 с. 9. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996, 112 с. 10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник -М.: Норма, 1998, 741 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа по Теории государства и права на тему: «Форма государства»

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа по Теории Государства и Права на тему: «Функции государства...

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа по теории государства и права на тему «Понятие, классификация...

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа по дисциплине «теория государства и права» Тема:...

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства...

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной...
Не «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых...

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая работа по теории права и государства на тему: «Формы реализации права»

Курсовая работа по теории государства и права Тема: «Аппарат (механизм) государства» iconКурсовая робота с теории государства и права Тема: «Понятие и сущность права»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<