Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории»




Скачать 370.46 Kb.
НазваниеКонтрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории»
Дата публикации02.02.2014
Размер370.46 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Право > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ (КОММЕРЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ) КАФЕДРА ИСТОРИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «КИЕВСКАЯ РУСЬ: ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ» КИЕВ 1999 ПЛАН. Введение. 1. Социально-экономические и политические предпосылки созданияКиевской Руси. I. Факторы, обусловившие образование государства: а) социальные; б) внешнеполитические и экономические; в) общественные; г) "союзы союзов". II. Социально-экономический строй: а) Управление: 1) князь; 2) община; 3) вече; 4) система "старший город - пригороды". б) Социальный строй: 1) феодализм. в) Категории населения: 1) свободные общины; 2) смерды; 3) закупы; 4) изгои (свободные и зависимые); 5) челядь и холопы. г) Вотчина. д) Экономическое развитие. е) Церковь. III. Политический строй: а) Князь. б) Община. 3. Расцвет государства Киевская Русь. I. Внутренняя политика: а) Занятие славян. б) Князь и его дружина. Полюдье. в) Вотчинная собственность. г) "Правда Русская" д) Социальная организация и система управления государством е) Восстания и социальное волнение. II. Внешняя политика: а) Русско-византийские отношения. б) Разгром Хазарского каганата. в) Борьба против кочевников. 4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа. Список использованной литературы. Введение. Киевская Русь: За этим названием просматривается не простогосударство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (длясвоего времени) и интереснейших государственных образований восточныхславян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этомперечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) изразличных северогерманских, финских и азиатских элементов. Главный источник наших знаний о Киевской Руси - средневековыелетописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот,но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов. А самой полнойлетописью считается «Повесть временных лет». Так откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? На эти вопросы досих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической картынашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя,когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древниепредметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений оязыке - важнейшем этническом признаке. Итак, нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европегруппа народов, связанных родственным происхождением, общностью территориипроживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне -украинцы, русские и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки,кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы,македонцы, черногорцы и боснийцы. По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропейскихнародов, издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии включительно). Виндоевропейскую семью языков входят несколько групп родственных языков:славянская, балтийская, германская, романская, иранская, индийская и др.Среди индоевропейских народов к славянам наиболее близки народы балтийскойгруппы: литовцы, латыши и древние пруссы. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остаетсядискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов,антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общуюкартину ранней истории славянских народов. Областью расселения славянских племен была Средняя и Восточная Европа.Как полагают советские, польские и чехословацкие археологи,протославянскими племенами были древнейшие племена - носителиархеологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занималисьземледелием и скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до РождестваХристова селились на обширных пространствах между течением Днепра навостоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. В 1-ом тысячелетии до Рождества Христова в лесостепной зоне этойтерритории обитали племена, известные по культуре погребения. Они, какправило, сжигали покойников, а прах хоронили в особых глиняных сосудах -урнах, в земле на кладбищах. Эти племена жили первобытнообщинным строем, ив первой половине 1 тысячелетия до Рождества Христова они уже знали плужноеземледелие и гончарный круг (черняховская культура), что свидетельствует, содной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой - оначале разложения родово-племенного строя. Археологи считают их раннимиславянскими племенами. В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочныеэкономические и культурные связи, и шел процесс этнической дифференциации.В ходе его, к концу бронзового и в период раннего железного века, возниклисвоеобразные по культуре группы племен, в том числе на востоке - племенаподнепровских культур, а на западе - племена лужицкой культуры. Этим былоположено начало образованию восточного и западного славянства. Западные славяне, жившие в 2-5 вв. от Рождества Христова в бассейнеВислы и Одры и в верховьях Днестра (на территории теперешней Польши и, всоседних с ней, областях Украины), отчетливо представлены пшеворскойкультурой. Эта культура получила своё название по могильнику у Пшеворска ивозникла на основе вариантов лужицкой культуры. В первые века от Рождества Христова западнославянские племена,населявшие территорию от северных отрогов Карпат (Венедские горы) доБалтийского моря, впервые упоминают античные авторы. Под именем венедов онибыли известны Плинию Старшему, Тациану и Птолемею Клавдию. С I-II вв. отРождества Христова до позднего средневековья название «венеды»распространялось на значительную часть западных славян. В середине 1 тысячелетия от Рождества Христова у славян завершалсяпроцесс распада первобытнообщинного строя. Этому способствовали широкоераспространение железа, развитие земледелия и скотоводства, зарождениеремесла. По данным многих источников, к этому времени венеды разделились надве группы - склавинов и антов. Районом расселения союза склавинов былиземли на запад от Днестра, а племенного союза антов - Поднестровье иСреднее Поднепровье. На рубеже V-VI веков от Рождества Христова, антысовместно со склавинами вступили в борьбу с Византийской империей. Этаборьба была частью общего сражения европейских племен с рабовладельческимигосударствами Средиземноморья и Причерноморья, что являлось одним изпризнаков кризиса рабовладельческого строя. Борьба славян с Византиейпродолжалась в течение 100 лет и закончилась тем, что в начале VII века отРождества Христова славяне заселили поречье Дуная и часть Балканскогополуострова. Этим было положено начало третьей славянской группе - южномуславянству. В середине 1 тысячелетия от Рождества Христова на обширной территорииВосточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от ВосточныхКарпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитываютоколо 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов изанимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно«Повести временных лет», карта расселения восточных славян в VIII-IX векахот Рождества Христова выглядела так: словене (ильинские славяне) жили наберегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьяхЗападной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной;вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - наДесне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в СреднемПоднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы- на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и уДуная. Академик Б.А. Рыбаков отмечает, что уже со II века от РождестваХристова обнаруживается «резкий подъем всей хозяйственной и социальнойжизни той части славянского мира, которая в свое время создалаприднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси -Среднего Поднепровья». Рост количества кладов римских монет и серебра,относящихся к эпохе императора Трояна (98-11 гг. до Рождества Христова) инайденных в землях восточных славян, убедительно свидетельствует о быстромразвитии у них торговли. О славянском экспорте хлеба во II-IV веках отРождества Христова говорит заимствование славянами римской хлебной меры -квадрантала, ставшего потом у них четвериком (26,26 л) и дошедшего в нашейметрологии до 1924 г от Рождества Христова. Во II-IV веках от Рождества Христова формы быта славянского мирастановятся более многообразными. Основу хозяйственной жизни восточныхславян составляло земледелие. Но если славяне, жившие в лесной зонеСреднего Приднепровья, знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура),то славяне, жившие в лесостепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг слемехом и череслом; и применяли более эффективное плужное земледелие(черняховская культура). Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо,горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предкамиям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империюстимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлениюнового способа размола зерна - с помощью мукомолен с жерновами. Сталистроиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скоти свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемыйритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались днивесенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвыи особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках.Указанные четыре срока дождей считались оптимальными для Киевщины и вагрономических руководствах конца XIX веке от Рождества Христова, чтосвидетельствует о наличии у славян VI веке от Рождества Христовадостоверных агротехнических наблюдений. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Ониизготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяныепредметы обихода. В отличие от славянского лесного севера, с характерными для негомаленьким городищами, у славян лесостепи возникали ничем не огражденныебольшие села. Они тянулись по берегам рек на 1-1,5 км, напоминая позднейшиеукраинские села с их вольной планировкой усадеб. Наряду с обычными жилищами(10-20 м2) строились большие дома-огнища площадью 100-120 м2. Они стояли пососедству с другими домами и предназначались, вероятно, уже не для большойсемьи-задруги, а для челяди. Для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительнойлинии, известной под именем «Змиевых валов» и охватывающей все СреднееПриднепровье. О существовании этих валов во II-IV веках от РождестваХристова говорят, в частности, два факта: отсутствие в то времясамостоятельных оборонительных укреплений у всех сёл и находка кладаримских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общейоборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственногоначала. Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад отних обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западеприбалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей иэстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорскиеплемена — мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги,сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом,состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южныхстепей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX веке от РождестваХристова там появились печенеги, а в XI веке от Рождества Христова в степипришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) вIX веке от Рождества Христова обосновались венгерские племена, — они пришлитуда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину. ________________________________ 1. Социально-экономические политические предпосылки создания Киевской Руси. Из ряда существующих в советской исторической науке концепцийпроисхождения славян наиболее полно отвечает требованиям современной наукитак называемая «Днепровско-Одерская» концепция происхождения славянакадемика Б.А. Рыбакова, в соответствии с которой с середины 2 тысячелетиядо Рождества Христова в северной части Восточной Европы между Днепром иОдером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени изсостава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историюпраславян следует вести приблизительно с середины 1 тыс. до РождестваХристова. В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славянеупоминаются под названием «венеды». Известно что венеды вели оседлый образжизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля,связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом.Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлениюбогатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей,становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества —сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные,зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VI веке отРождества Христова усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянскогообщества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углублениясоциальной дифференциации в союзах племен все более усиливалосьгосударственное начало, что неизбежно вело, в конечном счете, к образованиюгосударства. Но этот процесс потребовал длительного времени. Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. Наэкономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. Врезультате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, причинами возникновения государства были «развитие земледелия иремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественныхотношений». Так в VII-VIII веках от Рождества Христова, в связи с ростомпроизводительности труда, становилось вполне возможной индивидуализацияпроизводства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовыхотношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлсядвижущей силой их общественного развития. При условии существованияиндивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них идостигавший значительных размеров, становился собственностью производителяи мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, апотом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и рослачастная собственность у зажиточных членов общины. Формировалась социальнаяверхушка общества. Большое значение для образования государства имели союзы племен. Вначале существования таких союзов племен, формой организации управлениябыла военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохраняласьпервобытные демократические учреждения — народные собрания и советстарейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов, которомувоенный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал своюволю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин.Таким образом шел процесс преобразования органов общественногосамоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенноперестала в военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественногосамоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленныепротив народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя,важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающейнепосредственно с населением, отделенной от него публичной власти,располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся наопределенную территорию. Военный предводитель крупного союза племенпревращался в правителя — князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властныхклассовых функций. Приближенные князя становились его советниками инаместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляласопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительныевойны. Указанный процесс преобразования органов общественногосамоуправления в государственные органы не был актом единовременным длявсех союзов восточнославянских племен. В VIII веке от Рождества Христова вусловиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединениенескольких союзов племен или княжений в «союз союзов» под названием «Русь»,столицей которого стал Киев. «Союзы союзов», объединявшие по несколько союзов племен-княжений,являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессевосточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX веков отРождества Христова приднепровский союз союзов племен «Русь» перерастает ещеболее мощное объединение с названием «Русская земля», включавшеезначительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь,Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половинавосточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своейвероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX века отРождества Христова были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. В современной исторической - науке сложилось традиция, изображающаяКиевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси ипротивопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом,таким, как Полсук и Новгород. В.Л.Янин и М.Х.Плешковский усматривают в новгородской республике нечтофеноменальное, совершенно непохожее на социально-политическую организациюдревнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовалаякобы монархическое начало. М.П.Толочко пишет о том, что «верховным главой»в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: «Присильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, прислабом — зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XII векахот Рождества Христова существовали, дополняя друг друга, а нередко ивступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) ипредставитель монархической власти (великий князь)». Формированиетерриториальных связей, складывание города-волости (города-государства)более или менее хорошо прослеживается на материалах, относящихся к историиКиевской земли. Под 996 год от Рождества Христова летопись сообщает о том,что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир, какпредставитель отживающего строя, ищет пути решения этой проблемы. Слетописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. В образе Соловья следует видеть не «столько придорожногограбителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя». ПравБ.А.Рыбаков, отметивший, что Соловей - не обычный разбойник на большойдороге, который живет за счет проезжих торговых караванов. Можно сказать,что образ Соловья порожден эпохой формирования территориальных связей.Родовой строй уходил в прошлое отнюдь не безболезненно, подчас отчаянносопротивлялся. Весьма характерно упоминание летописью бедняков и нищих,живых в Киеве во времена Владимира: «И сотвори (Владимира. - Авт.) праздниквелик... «боярам и старцем градским, и убогим раздая именье много». Князь«повелел всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всякупотребу питье и яденье, и от скотьниць кунами». Эти убогие и нищие конечно,явление нового времени — периода распада старого родоплеменного единства. В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевскаяобщина, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотряна то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельностькнязей. В 980 году от Рождества Христова Владимир, собрав огромную рать,пошел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог «статипротиву, и затворился Киеве с людьми своими и с Блудам». Владимиру удалосьсклонить к измене Блуда. И стал Блуд «лестью» говорить князю: «Кияне слютсяк Владимеру, глаголюще: «Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка.Побегни за град.». Напуганный Ярополк «побежал», а Владимир победно «внидев Киев». Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киевев немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому невыглядит неожиданной и история, произошедшая с тмутараканским Мстиславом,когда он «приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не приямаего кыяне». Князья,правившие в конце X начале XI веков от Рождества Христова считались срастущей силой городской общины, стремились ее как-то ублажить. Не случайноСвятополк скрывая от киевлян смерть Владимира, сев за стол, созвал «кыян» и«нача даяти им именье». После убийства Бориса и Глеба, он также «созвавлюди, нача дояти овем корзна, а другим кунами, и раздая множество».Крепнущая городская община держала в поле зрения и религиозный вопрос,Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не толькодружинном, но и народном. Вместе с «людьми» он совершает языческиежертвоприношения. Особенно важно подчеркнуть причастность «людей» киевской общины кучреждению христианство на Руси. Они присутствуют на совещании по выборурелигии, подают свой голос, избирают «мужей добрых и смышленых» длязаграничного путешествия с целью «испытания вер». В одной из скандинавскихсаг говорится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народноесобрание. При решении важнейших вопросов князья должен были считаться смнением городской общины. Внимательное отношение к городской общине станетеще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией, взначительной степени независимой от князя. Вои, городское ополчение —действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князяВладимир «поиде противу» печенегам в 992году от Рождества Христова.Любопытно, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героемвыставлен не княжеский дружинник, а Нама-кожемяка - выходец изпростонародья. Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами былоневозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских распрях. Незря советники Бориса Владимировича говорили ему: «Се дружина у тобе отьня ивои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни». Вои также служили опорой Ярославу вего притязаниях на Киев, а Святополку — для отражения ярославовых полков. Так начинался процесс формирования волостной общины в Киевской земле.Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069 годах от РождестваХристова, в которых перед нами выступает достаточно конституированнаягородская община. Так пик ее самовыражение — вече, т.е. сходка всехсвободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущенные, требующие оружиекиевляне собираются на торговище. Из слов летописца явствует, что «людье»,собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с половцами ипредъявляют князю требование о выдаче коней и оружие. То есть проявляетсянезависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069годов от Рождества Христова киевская община действует как вполнесамостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с княжеской властью.Вместо изгнанного Изяслава киевские «людье» сажают на стол Всеслава. Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросуимеется несколько точек зрения. М.Н.Тихомиров и Л.В.Черепин считали, чтотермин «людье» обозначает торгово-ремесленное население Киева. Б.Д.Греков писал о том, что «движение киевлян 1068г. против Изяславичав основном было движением городских масс». В то же время он замечая: «Но нетолько в XI веке, а и позднее трудно отделить городскую народную массу отсельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принималоучастие сельское население, подобно тому, как это было в 1113 году вКиеве». Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В.В. Мавродин:«Кто были киевляне - «людьи кыевстии ?» Это не могли быть ни киевскаябоярская знать, ни воины киевского «полка», ни тем более княжескоедружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни вконях. Нельзя также предложить, что под киевлянами «Повести временных лет»следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою споловцами и все свое военное снаряжение и коней. Пешком и безоружными онине могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли истрелы. Прибежали в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевскойземле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и имеет в виду «Повестьвременных лет», говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев». На Киевском вече, вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку,изгоняют одного правителя и возводят на княжеский стол другого,договариваются о продолжении борьбы с врагом, правят посольства. В событиях1068-1069 годов от Рождества Христова вече вырисовывается как верховныйорган народоправства, возвышающейся над княжеской властью. Что касается системы «старший город — пригороды», то первые еепроявления мы замечаем в начале XI века от Рождества Христова. Летописецсообщает: «Болеслав же винеде в Киев с Святополком. И рече Болеслав:«Разведете дружину мою по городом на покоръм», и быть тако». Здесь, судя повсему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города означаетраспространение власти и на пригороды. Из Киева Святополк отдалраспоряжение: «Елико ляхов по городам, избиваибте я. И избиша ляхы». Влетописном рассказе о событиях 1068-1069 годов от Рождества Христова естьеще одна любопытная деталь, ярко характеризующая городскую общину. ИзгнавИзяслава «киевляне двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата исеребра кунами и белью». Такого рода явления мы встречаем и в другихземлях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счеткормлений - своеобразной платы свободного населения за отправление имиобщественных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. Всеэто способствовало выработке взгляда на княжеское добро как на общественноеотчасти достояние, чем и мотивировано требование, предъявленное князюкиевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны былиснабжать народное ополчение конями и оружием. Итак, под 1068-1069 годами от Рождества Христова летописецразворачивает выразительную картину деятельности киевский волостной общины.Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждениядемократизма социально-экономических отношений. Не даром князья апеллируютк мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г. отРождества Христова «Святополк и Володимер послата к олгови, глаголюща аще:«Поиде Кыеву, да поряд поло жим о Русьстей земли пред людьми градьскими, дабыхом оборонили Русьскую землю от поганых». Олег, «послушав злыхсоветников», надменно отвечая: «Несть мене лепо судити епископу, лиигуменом, ли смердом». Последняя фраза говорит о многом. Во-первых, онанамекает, что за «людьми градскими» скрывались демократические элементы,почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых из нее следует что князьприглашался в Киев не только для выработки совместных действий против«поганых», но для разрешения межкняжеских споров, где «людям градским»наряду с епископами, игуменами и боярами предназначалось быть посредниками.В дальнейшем «кыяне» переходят к активным действиям, указывающим на широкиеполномочия киевской общины. То центральное место, которое занимало вече всоциально-политическом механизме Киевской волости в середине XII века отРождества Христова определяется не только его социальным составом но и темкругом вопросов, который оно решало. В компетенции вече находились вопросы,касающиеся войны и мира, избрания князей. Более того, эта компетенцияраспространялась даже на назначение судебно-административных «чинов». Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодальногообщества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос охарактере и кассовой основе древнерусского государства являетсядискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов даетоснование ряду специалистов оценить Древнерусское государство какраннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду срабовладельческим и патриархальном. Большинство ученых поддерживают мысльакадемика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства,так как развитие феодальных отношений стало с IX века от Рождества Христоваведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю,первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямоговнеэкономического принуждения населения, в котором «в обнаженной формевыступают отношения господства и подчинения, равно как и начальная фазапревращения земли в феодальную собственность». В IX веке от РождестваХристова формируется господствующий класс феодалов, в который входиликиевские князья, местные бояре. В X веке от Рождества Христова усиливаетсяформирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей. Феодальныеземлевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжескихпожалований, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников.Феодализм также характеризуется и неполной собственностью феодала накрестьян, по отношению к которым он применяет различные формыэкономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянинобрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, которыйон получает от феодала или феодального государства, и являетсясобственником орудий труда, жилища и т.д. Начавшийся процесс превращенияродоплеменной знати в собственников земли в первые два столетиясуществования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь наархеологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников,останки укрепленных пригородных имений (вотчин) принадлежавших старшимдружинникам и боярам. В основном же развитие феодализма привело к тому, чтотолько феодалы-князья, бояре и церковь могли обладать правом собственностина землю. Они не платили дани и имели другие привилегии. Таким образом, вКиевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формированиясословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп срединаселения. Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне- общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население,рабы. Основную массу сельского и городского населения Киевской Русисоставляли «люди», то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемыегосударством путем сбора да ни, размер которой теперь стал зависеть отколичества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путемвзимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальнойлетописи термин «люди» употребляется для наименования широких слоевсельского и городского населения. Сохранения в течение длительного периодавремени этого термина в значении свободного населения указывает на то, чтошедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельскиекрестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословнуюполноправность, сохраняли личную свободу. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XII веков отРождества Христова обрисовываются как значительная часть полукрестьянскогофеодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен.Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю приусловии, что тот будет работать на него. В случае смерти смерда, неимеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владениясамостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозилопревращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма рольсмердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники оченьмало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых разныхточек зрения на данную категорию населения. Так, С.В. Юшков видел в смердахособый разряд закрепощенного сельского населения. Б.Д. Греков считал, чтобыли смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин отстаивая идею опроисхождении смердов от холопов, посаженных на землю. По мнениюС.А.Покровского, «смерд Русской Правды, как простолюдин, рядовой гражданин,везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограниченный в своейправоспособности человек». М.Б. Свердлов считает наиболее плодотворнымделение смердов на лично свободных и феодально-зависимых. Распространенным термином для обозначения феодально-зависимогокрестьянства в Киевской Руси был термин «закуп». Основным источником дляизучения закупничества является Пространная редакция «Русской Правды»:«Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работойв хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него «купу». Он исполнялсельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодалпредоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия ирабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалосьправа ухода от «господина». Но закупа запрещалось продавать в холопы. Закупмог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам,обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан сразвитием частного землевладения. Изгой - это человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенныйпрежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счетвыкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи сгосподином и оставались под его властью. Однако были случаи, когдаосвободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычнов зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы изсвободных слоев древнерусского общества. Источники, в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей,пращенников и вотчиных ремесленников. В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII векахот Рождества Христова рабов-пленников называли «челядь». Они были полностьюбесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались «холопами».Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе «без ряду»,вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопаавтоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги врабство могли продать обанкротившегося должника. Холоп в отдельных случаяхбыл наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он могвыступить в суде в качестве «видока». Широкое распространение получилодолговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычноиспользовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и такназываемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственнымхозяйством. Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла изкняжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбенаходились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилищаслуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальныеуправляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоялогнищанин. Посадники в отличие от тысяцких и сотских, которые были вначалекомандирами дружины, а затем уже обрастали административными функциями,явились сразу же полномочными представителями княжеской власти на местах.Будучи представителями князей в том или ином месте, посадники выполнялифункции самого князя. Они судили, собирали дань и различные пошлины, ведалипомещецкими делами. Посадники и волостели - управители сельскими волостями- имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжескойвотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярскиехозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либодругой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имелонатуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самогофеодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить огосподствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платилаземлевладельцу натуральный оброк. Городское население также попадало взависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизигородов крупные феодалы основывали часто специальные поселения дляремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел представлялиопределенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствиеэтого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами.Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывалисопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее распространеннойформой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровостьнаказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного,«обельного», холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбысодержит «Русская правда». В ней говорится о нарушении границ земельныхвладений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчинойадминистрации, кражах имущества. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали восновном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой сжелезными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом,зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены былитакже просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольныйсевообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемойземли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращиванияхлеба, вторая «отдыхала» - находилась под паром. При трехпольномсевообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесномсевере количество старопахотных земель не было столь значительным,подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славянсохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей,овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйствеиграли промыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешнейторговли увеличился спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельскогохозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемыдомашнего ремесла: обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственноремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное,ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню неуступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирныеизделия, кольчуги, кленки, замки. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо,поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширениевнешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшегорусским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своимавторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востокареализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. ИзРуси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозилисьв основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматныесмолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались вгородах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавыназывали нашу страну Гардорикой - страной городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйствоми занимались земледелием и скотоводством. Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковноеправо, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений,подлежащих церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира иЯрослава. Церковному суду подлежали семейные преступления, колдовство,богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После принятияхристианства на Руси возникает церковная организация. Русская церковьсчиталось частью вселенской Константинопольской патриархии. Ее глава -митрополит - назначался константинопольским патриархом. В 1051году отРождества Христова киевский митрополит был впервые избран не вКонстантинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополитИлларион, выдающийся писатель и церковный деятель. Однако последующиекиевские митрополиты по-прежнему назначались Константинополем. В крупныхгородах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупныхцерковных округов - епархий. Во главе епархий находились епископы,назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенныена территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней иоброков - десятину. Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастырисоздавались как добровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и отобычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известнымрусским монастырем этого периода был основанный в середине XI века отРождества Христова Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковныеиерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами,занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались настроительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастырииграли очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городеили княжестве монастыря, по представлениям людей того времени,способствовало стабильности и процветанию, так как считалось, что«молитвами иноков (монахов) мир спасается». Церковь имела большое значениедля Русского государства. Она способствовала укреплению государственности,объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценитьвлияние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась квизантийской культурной традиции, продолжая и развивая ее. Рассуждая о политическом строе Киевской земли в «удельно-вечевойпериод», М.С.Грушевский утверждал, что «земская автономная, сувереннаяобщина, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся надружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй.Первый из этих элементов — общинный — вступает в рассматриваемый период всостоянии ослабления аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затемвозвращается к политической деятельности, но не создает для себяопределенных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать,органом экстраординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный,причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются. ПредставленияМ.С.Грушевского о политическом строе Киевской земли отрывают общинно-вечевую власть от княжеской власти, противопоставляя их друг другу, чтонеправомерно, поскольку этим разрушается единство социальной структурыкиевского общества, а княжеско-дружинная знать оказывается в изолированномот земской среды положении, превращаясь в некую замкнутую надклассовуюсоциальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве врамках единой социально-политической целостности, где вече — верховныйорган власти, а князь - олицетворение высшей исполнительной власти,подотчетной, подчиненной вечу. Князь, будучи главой общинной администрации,в то же время сам представлял собой общинную власть, выполняя разнообразныефункции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социально-политической структуры. В XI - начале XII веках от Рождества Христова шелпроцесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядкисложились в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканскийстрой которого незаслуженно признан современной историографиейфеноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил впотенциал монархические качества и свойства. Но для того, чтобы ониполучили выход и возобладали, необходимы были иные социальные иполитические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусскогопериода отечественной истории. Сохраняется прежняя суверенность и самостоятельность городской общины,проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изяслава Давыдовича:«Послаша Кыяне Демьяна Каневского по Изяслава по Довыдовича». Понятнопочему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав говорит: «Посадили мя Кыяне».Интересно, что в качестве посланца городской общины выступает епископ,видимо церковь становиться подручной общины. Сохраняются традиции прежнейжизни. Но антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси, борьбакнязей за киевский престол сделали свое дело: истощили силы Киева. Стольныйгород становится добычей соседних городов государств. Свидетельством этогослужит ограбление Киева по инициативе Андрея Боголюбского. Воинствовраждебных городов-государств опустошило город: «Церквам горящим,крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведоми быша в плен, разлучаеминужею от мужа свои, младенци ры даху зряще матери своих и взяша именьямножьство и церкви обнажиша иконами и книгами и ризами и колоколы, изнесошевсе Смолыя не, и Суждльци и Черниговци». После упомянутого погромаполитические силы киевской общины были надломлены, и она не смогла ужеполностью оправиться от нанесенного ей удара. По разграблении Киева, егосын Мстислав Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба. Правда, киевскаяобщина не сразу сдает свои позиции. Но, с возрастанием могуществапригородов Киевской земли Киевская община, хотя и ведет себя довольно-такиинертно, все же больше становится уже лишь орудием в руках других сил. После Олега (879-912 года от Рождества Христова) княжил. Игорь, которогоназывают Игорем Старым (912- 942 года от Рождества Христова) и считаютсыном Рюрика. Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно,очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись.Дружинники Игоря пожаловались князю на то, что отроки Свенельда богаты, аони бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь понастоянию дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но привозвращении Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта частьневелика. Князь отпустил большую часть дружины, а с оставшимися пошел подань вторично. Очевидно он нарушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сейраз древляне не выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников.После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга,которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольгапровела ряд важных реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная системаполюдья, повсеместно распространенная прежде, была отменена и замене насистематической уплатой дани, которая собиралось в административных центрах(погостах) специальными чиновниками правительства (тиунами). Ольга ездила вКонстантинополь в 955 году и приняла там христианство, однако она имелаотношения и с западной церковью. Возможно, это и привело к тому, что,согласно летописи, в 964 году от Рождества Христова Святослав «возмужал» иотстранил мать от власти. Святослав был прежде всего князем-воином,стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся егокороткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромилХазарский каганат, нанес сокрушительное поражение печенегам под Киевом,совершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем сталего сын Ярополк (972-980 года от Рождества Христова). Своей главной задачейЯрополк считал объединение всей державы, и всячески стремился косуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелыйвоевода Свенельд. Однако осуществить задуманное не удалось из-за военныхдействий против Олега, затем против своего брата Владимира, который иодержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с победившим братомЯрополк бы убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителемдержавы. ________________________________ 3. Расцвет государства Киевская Русь. В княжение Владимира Святославича к Древнеруссому государству былиприсоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороныКарпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечилаболее действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремилсяне только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотелподкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционныеязыческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть,которых провозгласил верховными божествами на территории своегогосударства. «Повесть временных лет» отмечает: «и стал Владимир княжить вКиеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянногоПеруна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога,Стрибога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жертвы, называя их богами, иприводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесами иоскверняли землю жертвоприношениями своими». Послание другим богам жестокопреследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Однако языческая реформане удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и вкратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак неотразилась на международном престиже Древнерусского государства.Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварскоегосударство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итогепривели к тому, что Владимиром в 989г. было принято христианство вправославном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианамибыли княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло КиевскуюРусь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние набыт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство,с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философскойсистемой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитиюрусской культуры и искусства. Прослеживается влияние христианства и наполитическую структуру Древнерусского государства. Но именно здесьотчетливо проявились противоречия между мероприятиями киевских князей,пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, вконечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, котороевело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новойоснове. Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширногогосударства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различныегорода и земли Руси. После смерти Владимира между сыновьями началасьожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Святополк,захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказуСвятополка были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб Муромский иСвятослав Древлянский. Занимавший престол в Новгороде Ярослов Владимировичпонимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить противСвятополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состоялоиз новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьямизавершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. ЯрославВладимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054годах) В 1024г. против Ярослава выступил его брат МстиславТмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство надве части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территориязападнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава - этовремя расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государствЕвропы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу сРусью. Носители верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род,а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества,которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князяна его место «садился» не его старший сын, а старший в роду между князьями.Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству средиостальных князей. Таким образом князья передвигались из одной области вдругую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличениякняжеского рода расчет по-старшинству становился все труднее. В отношениякнязей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные идаровитые князья стремились подняться выше своих родичей. После смертиЯрослава Мудрого, Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако офеодальной раздробленности в это говорить еще нельзя. Она наступает, когдаокончательно сформировываются отдельные княжества-земли со своимистолицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба жемежду сыновьями и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой направленной наподдержание принципа родового владения Русью. Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своимисыновьями. Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, былоособенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов,половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег,вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь. Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялисьпахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях),соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья.Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей,объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная)община вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода ксоседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения в VI-VIII веках. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, апашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Наоснове полянского союза племенных княжеств к началу IX века сложилосьполитическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение опривнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками(именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание наюге Восточной Европы (в так называемом "Баварском хронографе", составленноммежду 811 и 821 гг.,- Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном иВолгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионееще не прослеживается. Вопрос остается дискуссионным, но наиболее вероятно,что это название имеет местное, южное (при этом, скорее всего, неславянскоев основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в.В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитическогообразования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзомплеменных княжеств: «Русь» в IX веке от Рождества Христова включала помимоземли полян значительную часть территории северского союза. Центром Русистал Киев. Факт присутствия на Руси в IX-X веках от Рождества Христоваскандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжскомпроисхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породилидлительную (с XVIII века от Рождества Христова) дискуссию междунорманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о созданииДревнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящеевремя у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения какместные корни восточнославянской государственности, так и активное участиев процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в формированиигосподствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохраняется иряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призванииРюрика. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой половине IXв. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул"каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховногоправителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-первых,титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства, созданного вVII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками - хазарами.Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынужденывыплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула каганасимволизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси -от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя надкнязьями других крупных славянских общностей, которые в то время носилититулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду ститулом кагана, и за киевским князем в IX - первой половине X веках отРождества Христова). IX-X века от Рождества Христова были временемпостепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзовплеменных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилаязнать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется повизантийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII веках от Рождества Христова. К IX веку от Рождества Христова оннесомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых изсоюзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в дваэтапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязанлишь выплачивать подать - дань. Дань собиралась киевскими дружиннымиотрядами, которые объезжали территории подчиненного союза; такой объезд сосбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X веке от РождестваХристова в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме.Существовали единицы обложения: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг(эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади,соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства). Есть данные,что социальные процессы, свойственные среднеднепровской "Руси", происходилии в других союзах племенных княжеств (складывание системы сбора дани,выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающееразвитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки "своего"союза, переходе к эксплуатации "чужих" общностей. Вторым этапом былонепосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местногокняжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевскойдинастии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центромтерритории вместо старого "града" "племенного" центра. Целью такой сменыцентра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати. Древлянебыли обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря,нарушившего установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова ИгоряОльга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле. Дляземель дреговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится кIX веку от Рождества Христова, второй - к концу X века от РождестваХристова, вятичей - соответственно ко второй половине X и второй половинеXI веков от Рождества Христова (эта восточнославянская общность дольше всехборолась за свою самостоятельность). Покорение волынян и хорватов былоодноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчиненыКиеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были занятытюркскими кочевниками - печенегами. Особый случай - включение в составКиевской Руси земли словен. В этом регионе к середине IX веке от РождестваХристова сложилось полиэтничное политическое объединение, включившее помимословен, часть кривичей и финноязычного населения (чуди). Входили в неготакже и переселенцы из Скандинавии. Около 60-х годов IX века от Рождества Христова на княжение в этообъединение был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший сосвоей дружиной. Его преемник Олег (по одной версии - скандинав, по другой -представитель местной знати, включавшей в себя со второй половины VIII векаот Рождества Христова скандинавские элементы) в 882 году от Р

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconДанной курсовой работы – «Киевская Русь как раннефеодальная монархия»....
Киевская Русь – первое государство восточных славян. Киевская Русь сыграла большую роль в истории восточнославянских народов. Образование...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconКурсовая работа по Истории государства и права России Тема: «Киевская...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» icon1 аб «Киевская Русь», головная контора г. Киев, >ул. Хорива 11-а 2
Отделение аб "Киевская Русь" в г. Бровары Киевская обл., г. Бровары, бульвар Независимости, 8

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconУрок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учеников по теме Киевская Русь во второй половине ХІ – первой половине ХІІІ ст.,а так же...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconПресс-релиз Конкурс красоты и таланта «Мисс Киевская Русь-2012»
«Парке Киевская Русь» прошло яркое мероприятие Конкурс красоты и таланта «Мисс Киевская Русь-2012». Лучшие девушки Украины собрались...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconКонтрольная работа на тему: «Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры»

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Роль и значение...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconПарк Киевская Русь
Руси. Зрелищные средневековые битвы, увлекательные рыцарские турниры, незабываемые огненные шоу, ярмарки мастеров, театрализованные...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconКонтрольная работа по Отечественной истории на тему: «Социально-экономическое...

Контрольная работа на тему: «киевская русь: ее место и роль в украинской истории» iconКонтрольная работа по истории на тему: «Основные тенденции развития...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<