Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений»




Скачать 351.24 Kb.
НазваниеДипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений»
Дата публикации03.02.2014
Размер351.24 Kb.
ТипДиплом
uchebilka.ru > Право > Диплом
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Факультет послевузовского образования и переподготовки кадров ВЫПУСКНАЯ ДИПЛОМНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» Работу выполнил: слушатель отделения «Государственная молодежная политика» факультета ПВО и ПК по программе «Государственное управление и менеджмент в социальной сфере» Туков Мурат Мухамедович Научный руководитель: Никонов А.В., кандидат философских наук Волгоград – 2001 г. ПЛАН выпускной дипломной квалификационной работы на тему «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» Введение ГЛАВА 1. Теоретические основы лидерства. 1.1. Лидер, кто это? 1.1.1. Лидер и лидерство. 1.1.2.Качества присущие лидеру. 1.1.3. Окружение лидера. 1.1.4. Лидерство и современность. 1.1.5. Лидер или вождь. 1.1.6. Лидер или руководитель. 1.1.7. Общие теории лидерства. 1.1.8. Теории лидерства в американской психологии. 1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений в общественно-политической жизни Ростовской области. 1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов. ГЛАВА 2. Лидерство и руководство в профсоюзной организации студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. 2.1. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. 2.2. Проблемы конкретного лидера и его оптимальное поведение. Заключение. Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ Профсоюзные организации студентов в России стали массовопоявляться в начале 90-х годов. В основном, это были: во-первых, трансформировавшиеся комсомольские организации Высшихучебных заведений, и как следствие, их руководителями стали комсомольскиевожаки, ставшие в одночасье профсоюзными лидерами; во-вторых, выделившиеся из профсоюзов преподавателей высших учебныхзаведений обособленные профсоюзные организации студентов. А чаще всего, оба этих варианта имели место одновременно. Так как профсоюзное студенческое движение бурно стало развиватьсятолько последнее десятилетие, литературы посвященной этой конкретной темепрактически нет. То же самое и в отношении лидерства в студенческихпрофсоюзных организациях. Есть огромное количество изданий, затрагивающихпроблемы социального и политического лидерства, а проблемы лидерства встуденческих профсоюзах не рассматриваются. При изучении этих проблем,приходилось брать за основу периодические издания профсоюзных организаций иличный опыт деятельности в этой сфере автора, но они рассматривались спомощью критериев социального и политического лидерства. Особенноинтересными были издания про руководство в летних студенческих отрядах.Несмотря на то, что студенческих отрядов давно нет, их опыт необходимоиспользовать, разумеется, с меньшим акцентом на идеологию. Не смотря на то, что современная литература уделяет мало вниманияпроблемам лидерства в студенческих профсоюзных организациях, эта темаактуальна и интересна. Студенческие профсоюзы сами по себе феномен. Профсоюзы образуютсяпо профессиональному принципу, а студенты – это не профессия, даже еслистудент это – профессия, то в любом случае его «работа» – временная. Скореевсего, студенты это – социальная группа, искусственно объединенная дляопределенной цели – получить высшее образование. При этом не стоитзабывать, цели студентов одинаковы, но у каждого своя. Основная задача профсоюзов – отстаивание интересов трудящихся (внашем случае – учащихся), а прежде всего их социальных прав. Профсоюзныеорганизации студентов играют важную роль и в воспитании молодежи. При формировании студенческого профсоюзного движения, как и любогодвижения социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты исоциального лидера, и политического он выступает как: - объединитель студентов, - защитник их интересов, - инициатор обновления жизни, - организатор их деятельности. Выступая как объединитель студентов, лидер согласовывает различныеинтересы, объединяет их вокруг сформулированных им общих целей иценностей, создает в группе дух взаимной доброжелательности, солидарности исотрудничества, поддерживает непосредственную связь между студентами иадминистрацией ВУЗа, исполнительной и законодательной властью, органамиместного самоуправления. Выступая как защитник интересов студентов, лидер отстаивает,прежде всего, их социальные права, обобщает, выражает и доводит до сведенияорганов власти их требования, предлагает пути решения проблем, контролируетход выполнения принятых решений и соблюдение законности, порядка идемократических принципов. Тем самым он служит гарантом справедливости,обеспечения прав и свобод личности и защиты студентов от произволабюрократии и беззакония. Выступая как инициатор обновления жизни, лидер долженсвоевременно замечать ростки нового, прогрессивного и выступать инициаторомобновления и развития общественной жизни. Выступая как организатор, лидер организует действия людей в своейсоциальной группе или в обществе в целом, стимулирует их рациональноесамоуправление. Находя и принимая оптимальные решения, он беретответственность за их реализацию на себя и мобилизует людей наосуществление намеченных целей. Как себя вести профсоюзному студенческому лидеру в современныхусловиях, какие проблемы стоят пред ним? Именно этому и посвящена даннаядипломная работа. После анализа заданной темы работы определены: предмет, объект ицель исследования. Объект исследования – социальное и политическое лидерство вСовременной России. Предмет исследования – проблемы лидерства в профсоюзныхорганизациях студентов высших учебных заведений, как аспект социального иполитического лидерства. Цель работы – определение оптимальных социально-психологическихоснов лидерства в профсоюзных организациях студентов высших учебныхзаведений. В качестве примера рассматривалась профсоюзная организациястудентов Южно-Российской государственном университете экономики и сервиса(ЮРГУЭС), г. Шахты Ростовской области. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:изучение литературы, затрагивающей проблемы лидерства отечественных изападных авторов (Глава 1, часть 1);определение значимости профсоюзных организаций студентов высших учебныхзаведений в регионе (Глава 1, часть 2); определение особенностей руководства в профсоюзных организациях студентоввысших учебных заведений (Глава 1, часть 3);изучение опыта деятельности и руководства в профсоюзной организациистудентов ЮРГУЭС (Глава 2, часть 1);изучение проблем конкретного лидера – председателя профсоюзного комитетастудентов ЮРГУЭС и выработка его оптимального поведения, определение егообъективных качеств (Глава 2, часть 2). В результате исследования автор предполагает обобщитьтеоретические наработки в области лидерства западных и отечественныхисследователей, изучить опыт лидерства и руководства конкретного лидера ипредложить собранные материалы для обсуждения профсоюзным лидерам ВУЗовРостовской области. Автор также предполагает возможность применения даннойработы или ее некоторых частей при подготовке методических изданий дляруководителей профсоюзных организаций студентов. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА 1. 1. Лидер, кто это? 1.1.1. Лидер и лидерство. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может бытьназначен официально, а может и не занимать никакого официального положения,но фактически руководить коллективом в силу своих организаторскихспособностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается«снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но ихочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но ихотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидераоцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качестваостальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласноконцепции «черт» — лидер обладает определенными свойствами, чертами,благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующиепсихологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умениепонять особенности психологии людей, организаторские способности. Однакоанализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и необладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек можетиметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теориялидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который привозникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуациядля данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей вкачестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина / 38 / выделены типылидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер,ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель,деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарныйлидер, демократический лидер). Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, ктоспособен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностныечерты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретнойгруппе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером водной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: - бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); - социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); - политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидерасоциального и лидера политического. Первый всегда имеет возможностьвыдвинуться в лидеры другого типа. Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро иправильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочереднойреализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточноточно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главнаяотличительная черта способного организатора состоит в умении быстронаходить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается накаждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мойгений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудностидела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этомуобязано мое превосходство над другими». Талант руководства людьми основывается на целом комплексесоциально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие илюбовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг иполномочий, признание необходимости, правильности и результативности егодействий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовностьдействовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собойпри отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И довериеэто означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении слидером. Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит отсвойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости отколлектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реальноголидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуетсяспособность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условияпоследователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним. В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваютсяструктуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение еевнешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулироватьмежличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членамгруппы. Решение названных задач осуществляется посредством следующихфункций: - информационно-аналитической; - выработки программ; - принятия решения; - организации исполнения решений. От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. Наоснове выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируетсялиния поведения — программа действий — и принимаются решения. После этогоначинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всейгруппы или ее подавляющей части для организации исполнения принятыхрешений, что предусматривает / 36 /: - подбор и расстановку исполнителей; - доведение до них решений; - уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения; - создание внешних и внутренних условий исполнения; - координацию деятельности исполнителей; - подведение итогов и анализ результатов. Мобилизация начинается с формирования команды лидера. 1.1.2. Качества, присущие лидеру. Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели самипо себе не превращают общественного деятеля в лидера, их достаточноразве что для святого. Но святость в данном случае не обязательна ислишком необычна, хотя такое сочетание известно в истории. Вспомнимпример Сергия Радонежского, в тяжелую годину объединившегонезаурядное благочестие с выдающейся политической ролью защитникастраны. Современный же лидер должен обладать и незауряднымиорганизаторскими способностями. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера – этоуже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформироватьгруппу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (илиучреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую –таковы современные требования к лидеру. В малой группе роль лидера заключается в сплочении ееучастников и направлении их деятельности. От него требуется тесноеличное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играюторганизующую роль его личные качества, умение владеть ситуацией,принимать решения, брать на себя ответственность, делать верныйвыбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидердолжен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределыправа и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость отсвоих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидераоказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный,жесткий или демократический). В любом случае, лидерство реально при определенных условиях.Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним ивыполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства -получение максимальной информации в минимальное время. Современныетехнические средства связи и информации отвечают этому требованию. 1.1.3. Окружение лидера. Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам.Личная преданность – важное качество окружения, но недостаточно в нашевремя. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие,уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость,убежденность также дают право занимать место в коллективе,окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступаютпрестижность места, возможность карьеры, признание в коллективе ивне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности.Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел,которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли,обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческимиспособностями. В лидере как бы концентрируются качества егосподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей,превосходящих его по каким-либо качествам. Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой,лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность,сознание ответственности перед обществом (или управляемойорганизацией), понимание его задач и запросов являются неотъемлемымикачествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качествасплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетатьстремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег,положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно,обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создаватьусловия для их профессионального роста, использовать их способности ивозможности. Он должен иметь ясное представление о проблемах,которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой центр» -совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим проблемам.Тогда он располагает компетентными рекомендациями и консультациями,результатами так называемой «мозговой атаки» - срочной и напряженнойколлективной работы узкого или более широкого круга специалистов для решения какой-либо неотложной проблемы. 1.1.4. Лидерство и современность. Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировкуумения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этойоснове организовывать политическое управление. Лидера отличают нечестолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, аподлинное естественное право сильной, волевой и одновременноинтеллектуальной личности вести за собой людей. Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немалолидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидердолжен быть главой своей группы, проводником идеи, которая можетзавладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но иобщество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты – важнаяобщественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту)создает условия для подготовки людей, способных занять в государствевидные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализироватьситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитаниеответственности, и обучение различным стилям управления, общения слюдьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (илибудущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних,безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, новыгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У.Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особоеискусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явныхпротивников. Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждатьгарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайнуюпобеду, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения,маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно бытьнацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются вновом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как всфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры – новаторы призваныэффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Ихмастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Ониинициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют. Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической' деятельности создает лидера, нотолько при особом его складе. Иначе он остается руководителем,служащим, хотя и высокопоставленным. Возможна, впрочем, и другаяэволюция политика. 1.1.5. Лидер или вождь. Личная преданность главе общественного движения, руководителю -важное условие лидерства. Но если лидера связывают с окружениемтолько личные отношения или даже личная зависимость, лидерствоперестает быть рациональным. Тогда в политике лидера доминируютподбор и укрепление преданного ему окружения, а ее эффективностьизмеряется прочностью земляческих связей. История знает простейшийспособ укреплять их – семейными, кровнородственными, родоплеменнымиузами, а в более поздней и современной форме - дружескими,товарищескими, земляческими. Это приводит к идейным, партийным,групповым связям, что в свою очередь ведет к перерождению лидерства ввождизм, самого лидера – в предводителя, а его окружения - в клан(узкую, обычно замкнутую группу связанных круговой порукой людей), анеобходимость постоянно поддерживать устойчивую структуру группы иболее широкого окружения – в культивирование почти религиозной веры внепогрешимость главы клана, будь то высший руководитель страны илипартии, ведомства, учреждения, народного движения. Закон, правовыенормы и критерии отношений в такой группе независимо от ее масштабовотступают на второй план или игнорируются. Основа перерождения лидерства в вождизм – в архаической простотепатриархальных отношений. Сложный механизм современной властизаменяется приказами, желаниями вождя и повиновением последователей.Общество отождествляется с государством, политика – с идеологией, волявождя – с волей народа, истории. Восприятие действительностистановится иррациональным, ибо отношения между вождем и егоокружением утрачивают разумные основы. Вождь прибегает к наиболеедоступным манипуляциям общественным сознанием, которое воспринимает всеновое как чужое и чуждое, враждебное. Иррациональным становитсястремление окружения наделить вождя необыкновенными способностями,необычайной мудростью и прозорливостью, знанием всего того, чтодолжны знать его близкие и подчиненные и, естественно, страна инарод. В отличие от вождизма лидерство не наследуется. Каждый новыйлидер рождается заново. И хотя он наследует сложившееся окружение(преемственность власти необходима), он должен быть носителем новыхидей. Новаторство - основа чередования лидеров в нормальнофункционирующей политической системе. Оно проявляется и реализуется вдемократическом механизме регулярной системы смены власти, впериодических выборах новых руководителей. Закон делает их сменуобязательной, и этот процесс функционирует как школа лидерства, егосовершенствования, включая и подготовку, и отбор, и соревнованиелидеров, а главное – участие в этом политическом процессе общества, покрайней мере его активных членов, участников политической жизни. Постоянный социальный контроль за властью, взаимный контроль трех разделенных властей, а также контроль со стороны средств массовойинформации делают формирование лидеров весьма суровой и эффективнойшколой. Такой контроль становится особенно действенным, когда онперсонален. Его цель – не вызвать интерес к личной жизни лидера, ауберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовыхграждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюденияобщества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, инарод. Совсем иначе сменяются вожди. Какими бы причинами ни была вызвана их смена, новый вождь невольно наследует технологию власти своихпредшественников. А так как среди них обычно бывает один, наделенныйнеобыкновенными качествами и овеянный легендарной славой, то новыйвождь стремится уподобиться его образу. Новое, что он приносит ссобой, нередко сводится к поруганию его непосредственногопредшественника, особенно если его устранение от власти былоследствием специально организованных мер, а не естественных причин. 1.1.6. Лидер или руководитель. Любая власть, независимо от ее носителей строится в формепирамиды. В ее основании те или иные господствующие и правящие силы,классы, над ними – их политически активная часть, организованнаяверхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий; онаже формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до верхнихэтажей политической иерархии, высших органов управления государством, и венчается главой государства. На каждой ступени власти, в любомее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды и пирамиды власти,управляющие ими, и везде есть группа ответственных руководителей,составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие ихруководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» -ведущий или идущий впереди, от англ. To lead - вести). Но все лируководители – лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему можно такназвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник илируководитель», прежде очень распространенным? Итак, почему все-такилидер? Так или иначе, понятия «лидерство» и «руководство» имеютпринципиально разные социальные, политические и, естественно,психологические значения. Суть различий – в характере и направлениивыдвижения «номера первого». Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа.В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менеедемократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так илииначе навязывается. Это назначение может носить политический илиадминистративный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к немуотношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогдадругой кандидат будет скорее всего назначен «сверху.». Иными словами,лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх;руководство же - вектором противоположного направления. В советскойсоциальной психологии было принято различать эти понятия иначе. Подлидерством имелась в виду характеристика психологических отношений,возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношенийдоминирования и подчинения. Понятие же «руководство» относилось корганизации деятельности группы, к процессу управления ею. Считается,что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе,руководитель – официальных отношений группы как некоей социальнойорганизации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды(малая группа), руководство – элемент макросреды; лидерство возникаетстихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; посравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большойстепени зависит от настроения в группе; руководство подчиненнымиобладает определенной системой различных санкций, которых в рукахлидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен иопосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся вданной группе, в то время как лидер принимает болеенепосредственные решения;а также сфера деятельности лидера, в основном,малая группа, сфера действия руководителя – более широкая социальнаясистема. 1.1.7. Общие теории лидерства. Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организациивласти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возниклосравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока невезде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Членыгражданского общества - мыслящие участники политической жизни,поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действияправильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием иливластолюбием. Общество со своей стороны не может манипулироватьлидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопониманиелидера и его приверженцев – основа новой современной политики. Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя,который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видамдеятельности – производству вещей и идей, науке, спорту и т. д. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней имасштаба - от государства и даже группы государств доправительственных учреждений, местного самоуправления или народных иобщественных групп и движений. Формализованная власть лидеразакрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную ипсихологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективахлюдей, которые за ним следуют. Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии пониманиелидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено нестолько теоретическими позициями разных исследователей, сколькоидеологическими и политическими заказами и запретами недавнегопрошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, чторуководители партии и государства – не лидеры. Главой государства втечение десятилетий оказывались руководители, назначаемые на этот пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феноменуполитического лидерства. Итак, можно констатировать, что в нашей психологии вопрос ополитическом лидерстве, т.е. о лидерстве на уровне больших социальныхгрупп, вообще не поднимался, если не считать робких попытокрассмотреть феномен руководства. В западной же литературе возобладалитенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик имеханизмов лидерства в малых группах на личность политического,государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах. В разрабатывавшейся у нас теории социальной психологии (как я вдругих областях психологии) в качестве основы изучения проблемылидерства был взят деятельностный подход, предложенный А.НЛеонтьевым / 3 /, в соответствии с которым главными детерминантами процесса лидерства были целы и задачи группы, определявшие, кто станет лидером икакой стиль лидерства окажется наиболее эффективным. До некоторой степени этот подход пересекается с американскими ситуативными теориями лидерства. Общее между ними – в том, что обаподхода направлены на выявление связи и зависимости между явлением иинститутом лидерства, с одной стороны, и той средой, в которой этолидерство осуществляется. Разница состоит в том, что ситуативныетеории учитывают черты, характерные для среды лидерства: время,место, обстоятельства групповых действий, т.е. внешние параметры,относящиеся и к лидеру, и к возглавляемой им группе в целом.Деятельностный же подход акцентирует внимание на таких внутренниххарактеристиках группы, как цели, задачи и состав. Естественно, в советский период исследования феномена лидерства проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и врусле проблематики малых групп. Основным акцентом в этихисследованиях было создание методик для выявления лидера в группе,определения его стиля. Однако один из важнейших вопросов, встающих прианализе проблемы, вопрос о происхождении феномена лидерства - конечно,не поднимался. 1.1.8. Теории лидерства в американской психологии. Понятие лидерства и различные его концепции возникли в западной науке изначально на базе эмпирических исследований именно малыхгрупп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин имеханизмов проделали значительную эволюцию. Но до сих пор ни в социальной психологии, рассматривающей преимущественно малые группы, ни в политической психологии, которая под лидером понимает политического деятеля и поэтому анализируетпроблемы на уровне больших социальных групп, однозначного пониманияэтого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение,выделяет лишь тот или иной его аспект. Проанализировав различныеподходы, Американский психолог Р. Стогдилл выявил, что практически во всехслучаях лидерство рассматривается либо как фокус групповыхпроцессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зренияролевой дифференциации в позициях власти. Наиболее распространенные иобщепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные,ситуативно-личностные. Теория черт (и ее разновидности) возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона,пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основенаследственности. В рамках этого направления были предпринятыисследования царских династий различных наций, анализ браков междуправителями и т.д. Основной идеей такого подхода было убеждение в том, что если лидер обладает качествами (передающимися понаследству), отличающими- его от его последователей, то эти качестваможно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда неудалось. Только в 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские».Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора,энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но ни одна из них незанимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишьоднажды, 16-20 – дважды, 4-5 – трижды и лишь 5%о черт были названычетыре раза. Такой разброс мнений американский психолог Ю. Дженнингсобъяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, в большей мереотражали черты самих исследователей, чем черты лидера. Независимо от отношения к этой теории и ее научной ценности людипродолжают считать, что политический лидер, в частности президент,должен обладать некоторыми основными чертами. И от соответствияконкретного политика этому представлению зависит степень егоподдержки массами. В американской политической культуре к подобнымчертам относятся в первую очередь честность, другие моральныекачества и способность вызывать доверие масс. По мнению многихамериканских исследователей, именно обладание этими качествамиобеспечило популярность президенту Д. Эйзенхауэру. (За исключениемпериода экономического спада с 1958 по 1959 г. его рейтинг никогда не былниже 60%). Во время предвыборной кампании 1952 г. оценкаЭйзенхауэра населением США скорее определялась отношением к нему как кгерою войны, обладающему рядом качеств, представлявшихсяамериканцам необходимыми. На смену теории черт пришли ситуативные теории лидерства, в соответствии с которыми появление лидера есть результат места,времени и обстоятельств. То есть в различных конкретных ситуацияхгрупповой жизни выделяются отдельные члены группы, которыепревосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, нопоскольку именно это качество и оказывается необходимым в этойситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смыслеинтересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о том, что число военных лидеров Англии пропорционально числуконфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению,говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, вчастности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период. Ситуационная теория лидерства подчеркиваетотносительность черт. Присущих лидеру, и предполагает, чтокачественно разные обстоятельства могут потребовать качественноразных лидеров. Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э.Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что, во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, неисключено, что он им станет и в другой; во-вторых, в результатестереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваютсягруппой как «лидеры вообще»; в-третьих, став лидером в определеннойситуации, человек приобретает авторитет, который способствует егоизбранию лидером и в следующий раз; в-четвертых, лидером чащевыбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции. Однако такая размытая формулировка не сняла односторонности с этой теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породилитретий, более или менее компромиссный, а именно личностно-ситуативныетеории. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена лидерства/45 /: - черты и мотивы лидера как человека; - образы лидера и мотивы, существующие в сознании егопоследователей, побуждающие их следовать за ним; - характеристики роли лидера; - институциональный контекст, т.е. официальные и правовыепараметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователивовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки зрениястатуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению кдругим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться какотношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями ипотребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору идостижению групповых целей. В этой же традиции работали и другиеамериканские психологи, в том числе Э. Холландер и Дж. Джулиан.Собственно говоря, на современном этапе развития политико-психологической науки практически все исследования в области политического лидерства можно отнести к ситуативно-личностным теориям,поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость учета обоихфакторов. Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы. Например, теория ожидания – взаимодействия. Вотнаиболее яркие ее представители: Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Этой школе принадлежит попытка созданияонерациональной модели лидерства, в частности, Ф. Фидлер предлагаетсвой вариант - «вероятностную модель эффективности лидерства», вкоторой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, еголичностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидероми последователями, сути задачи, степени власти лидера). Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря,инструментальное и эмоциональное лидерство. Можно заметить, чтоподобное разделение функций и ролей, разграничение сфер деятельностиинструментального и эмоционального лидера отдаленно напоминаетразделение функций руководителя и лидера, принятое в отечественнойсоциальной психологии. На наш взгляд, выделяемые задачи, стоящиеперед лидером, являются атрибутами одного феномена, и введение двухразличных понятий, мало связанных друг с другом, нескольконадуманно.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится сситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгоеколичественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятнаяситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями,хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этойпредпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидерболее эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо оченьнеблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношениялидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных илиумеренно неблагоприятных. В дальнейшем были сделаны попытки включить в эту модель дополнительные личностные переменные, например, интеллект или факторыорганизации задачи (координацию и сотрудничество членов группы) игрупповую композицию (совместимость членов группы). Иное понимание лидерства, дается в теориях так называемого гуманистического направления, утверждающего, что человеческоесущество по природе своей - сложный мотивированный организм, аорганизация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей,потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей организации. Эти идеи были развиты в работах Р. Блейка, Дж.Макгрегора и других американских психологов. Гуманистические теориилидерства скорее применимы к малым социальным группам. Что жекасается политического лидерства, то вряд ли имеет смысл говорить оличных целях каждого из последователей, хотя, возможно, этот вопрос всеже требует особого рассмотрения (но не входит в задачу этого обзора). Довольно широкое распространение в США получила и так называемаямотивационная теория лидерства, представители которой (С. Митчел, С.Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от еговоздействия на мотивацию последователей, на их способность кпродуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое имив процессе работы. Эта теория предполагает определенную структуру лидерскогопроцесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающеелидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное надостижение качественного результата; установки и поведениепоследователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворениеработой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения; ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные чертыпоследователей и, во-вторых, фактор «окружающей среды» (поставленнаязадача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, откоторых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивациюпоследователей на выполнение поставленной задачи, стабилизациюповедения ведомых, вознаграждение за решение задачи. Мотивационная теория лидерства позволяет не только предполагатьзаранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или инойситуации, но и объяснить, почему. Заметное место среди исследований проблемы лидерства занимают итеории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г.Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джерджен рассматривают лидера какчувствующего потребности и желания своих последователей ипредлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается наэмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован нарешение реальных задач, достижение определенных целей, а можетпридавать первостепенное значение взаимоотношениям со своимипоследователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа вэтих теориях, когда межличностные отношения выступают на передний план. И наконец, атрибутивные теории рассматривают лидера как своегорода марионетку, получающую прямые указания и власть от своихпоследователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу. Ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеетопределенные прототипы политического лидерства, формирующиеся впроцессе развития политической культуры общества. С одной стороны, этостихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой – это процессцеленаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различныхполитических сил через средства массовой информации. В американскойдействительности характеристики телевизионных героев нередкопроецируются на политических «героев». Такая точка зрения предполагает,что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесьпредполагается, что для понимания лидерства необходимо иметьпредставление об ожиданиях и целях последователей. Как видно, многие американские психологи понимают феномен политического лидерства как взаимодействие лидера и егопоследователей. Оно рассматривается либо с акцентом на активностилидера, либо с акцентом на активности последователей, либо какрезультат двустороннего влияния. Примером первого варианта может послужить идея Р. Мичелза о «технической необходимости» лидеров, всегда существующих вне контроляпоследователей'. Концепция лидерства как результата творчествагруппы, предложенная А. Бентли, иллюстрируют возможность второговарианта. Если говорить о третьей схеме анализа, то, например, Дж.Пейдж считает, что «лидеры части', но являются последователями тех, кем они руководят, а последователи - лидерами тех, за кем ониСледуют». Поэтому совершенно очевидно, что без исследования различныхвидов политической активности масс анализ проблемы лидерствабудет неполным. Доказательством тому служит политизация всехсоциальных слоев и групп современного общества, особенно резкопроявляющаяся во времена политических кризисов. Суммируя все изложенное, можно сделать вывод, что всеконцептуальные подходы к проблеме лидерства находятся пока на стадиивнешнего описания явления и систематизации наблюдаемых илипредполагаемых его признаков, накопления эмпирических материалов в этихграницах. Не трудно заметить, что все вышеперечисленные подходы имеют право на существование, поскольку все они отражают тот или иной аспектпроблемы. Но, по-видимому, для комплексного понимания феноменаполитического лидерства необходимо учитывать различные типыпеременных, которые в совокупности определяют природу лидерства вкаждый конкретный исторический период. Под переменными этой системы, которые необходимо учитывать прианализе политического лидерства, подразумеваются: рассмотрениеличности лидера, его происхождения, процесса социализации и способавыдвижения; анализ характеристик последователей; анализ отношениймежду лидером и последователями; анализ контекста лидерства;рассмотрение результата взаимодействия между лидером ипоследователями в определенных ситуациях. При таком подходе на первыйплан выступают отношения лидера с последователями. Некоторыеавторы считают отношение «лидер - последователи» доминирующимфактором, определяющим лидерство. Например, М. Эделман считает, что лидерствоопределяется специфической ситуацией и проявляется в ответепоследователей на действия и обращения лидера. (Если они отвечаютблагосклонно, следуют за ним, то это лидерство, если нет, то этолидерством назвать нельзя.) Итак, даже краткий анализ существующих теорий лидерства дает представление об этом феномене (хотя точного в научном смыслеопределения нет). Но здесь возникает другой вопрос: какого родаполитические деятели имеются в виду, когда речь заходит ополитическом лидерстве? Пейдж, считает, и его точка зрения кажетсяобоснованной, что политическое лидерство означает не только поведениелюдей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится насреднем и более низком уровне; не только монархов, президентов ипремьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.д. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельныхличностей, но и «коллективное лидерство» и взаимодействие лидера сосвоими последователями как единое образование. Что же касается термина «последователи», то ученые понимают под ним различные общности людей в зависимости от того, какого родаполитических лидеров они рассматривают. Быть может, целесообразно в этом случае говорить обо всех членах общества, которые прямо или косвенно взаимодействуют с политическимилидерами. Причем активность последователей может быть определена теми ихдействиями, которые говорят в пользу принятия влияния и руководствалидера. В той степени, в какой индивид принимает ту или иную ситуацию втаком виде, в каком она есть, соглашается со сформулирован- ной политикойи ее внедрением в практику, в той степени можно сказать, что поддержкаполитического лидера имеет место. Конечно, важна при этом и степеньпринятия влияния и руководства: например, принятие влияния только доопределенной степени или при определенных условиях. Необходимо такжеучитывать и динамику этого процесса. Иными словами, поддержкаполитического лидера – это не какое-то застывшее явление, онопредполагает формирование мнения, которое может проходить несколькостадий, начиная, например, с отвержения влияния и сопротивления ему икончая полным его принятием. Поэтому существует еще один аспект,который необходимо иметь в виду, приступая к исследованию проблемыпоследователей. Необходимо знать не только то, кто занимает позициюлидера и кто следует за ним в тот или иной момент, но и кто мог бывыступать в качестве лидера и его ведомых. Это означает, что для болееглубокого анализа необходимо уметь не только оценить возможности политикови групп, но и выполнить прогностическую работу. Таким образом, складывается парадоксальная картина. С одной стороны, современные теории лидерства в социальной и политическойпсихологии, если рассматривать их во всей совокупности, оставляя заскобками естественные частные издержки каждой из них, казалось бы,охватывают все стороны объективного явления лидерства: личностьлидера, социальную и персональную картину его становления; типылидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его ведомых;мотивы, установки, поведение ведомых; соотношение между лидерствомформальным (руководством) и неформальным; основные характеристикигрупп ведомых; ситуации, в которых осуществляется лидерство. Выходят зарамки данной статьи, но объективно примыкают к изучению проблемылидерства и такие теоретические направления, как исследованияорганизаций, политических движений, особенностей формирования ифункционирования общественного мнения. Важно и то, что все этичастные концепции и теории в целом допускают их взаимную интеграцию. Собран немалый эмпирический материал по проблемам политического иобщего лидерства. То есть теоретически проблема представлена со всехсторон, притом весьма солидно. Однако существующие теории оказываются пока бессильными или почти бессильными, как только дело доходит до практики. Они плохопредсказывают появление лидеров до того, как они фактически выходят наавансцену политики. Они не подсказывают, какой лидер был быоптимальным в тех или иных условиях для той или иной страны, партии,движения на будущие годы. Они не могут предсказать избранияопределенного кандидата и даже не в состоянии подсказать, как будет онипротекают. Но отчасти, по-видимому, и в том, что сама теория большезанималась пока внешними аспектами феномена лидерства, его формами и проявлениями, нежели глубинным его анализом, причинно-следственными связями, что в свою очередь отражает состояние многихнаправлений психологических исследований в целом. Так, вряд ли можно до конца понять феномен политическоголидерства, не разобравшись во всех механизмах воли: как происходит,например, передача волевого импульса другому лицу или лицам, почему однилюди наделены этим качеством в большей, другие в меньшей степени или же не наделены вовсе. Что побуждает их в одних случаях повиноваться чужойволе, даже радостно приветствовать ее, а в других – сопротивляться ей,иногда даже в ущерб себе. Близкая к этой проблеме, но все жесамостоятельная тема - механизмы внушения, также остающаяся пока«терра инкогнита». Почему одни идеи воспринимаются людьми сготовностью и чуть ли не счастьем, а другие наталкиваются на стенунеприятия и неприязни, или же на непробиваемое равнодушие? Применительно к политической жизни крайне важна такжепсихологическая сторона проблемы легитимности - какие собственнопсихологические механизмы и связи влияют на то, что человек склоненвоспринимать как законное или незаконное и не только в политико-правовом, а скорее даже в морально-психологическом смысле. Сейчас уже ясно, что без обращения к этим глубинным слоям психологической теории личности концепция политического лидерства неоживет, не заработает в практическом отношении в полную силу.Очевидно, развитие интегративной концепции лидерства должно пойти вближайшие годы именно в этом направлении. 1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений в общественно-политической жизни Ростовской области. Профсоюзные организации студентов созданы для отстаивания интересовстудентов. Сегодня, когда многие гарантии и льготы утратили свой смысл,когда дорожает все, обостряются финансовые проблемы – это особенноактуально. В нашу жизнь вошли такие тревожные и опасные явления, какбезработица, ежегодная убыль населения, распространение опасныхзаболеваний, стремление определенных кругов решать многие проблемы за счетсистематического наступления на жизненные интересы людей. В этой ситуациироль студенческих профсоюзов огромна. Именно они, от имени всегостуденчества, говорят с представителями властных структур, законодательнымии судебными органами, администрациями ВУЗов для обсуждения насущныхэкономических и социальных проблем. Это дает возможность более полно иконкретно донести до власти позицию учащейся молодежи по различнымпроблемам, вести конструктивный диалог, добиваться принятия соответствующихрешений. Самое главное в деятельности студенческих профсоюзов – защитасоциальных прав. К числу важнейших направлений деятельности студенческихпрофсоюзов относится и воспитание молодежи. Когда профсоюзы одного ВУЗа не в состоянии решать какие-то большиепроблемы, встает вопрос об объединении. Так на юге страны вот уже болеепяти лет интересы студенчества выражает и защищает Южно-Российскаяассоциация студенческих профсоюзов. На Юге России, как и во всей стране в целом, действует большоеколичество различных политических партий и движений. Они проявляют интереск студенческим профсоюзам, особенно в периоды выборных кампаний, так какэто – прежде всего многочисленные организации. Профсоюзы являютсянеполитическими организациями, но поддерживают тесные отношения, чащевсего, с «партиями власти». Профсоюзные лидеры оправдывают себя тем, чтоназывают это временным трудоустройством, т.е. речь идет об оказании платныхуслуг выборным штабам кандидатов, избирательных объединений. 1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов. Чем отличается лидер от руководителя? Б.Д. Парыгин называетследующие различия лидера и руководителя / 38 /: - лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений групп, как некоторой социальной группы; - лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; - лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо избирается, либо назначается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; - явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера более зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; - руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; - процесс принятия решения руководителем более сложен; - сфера деятельности лидера в основном малые социальные группы, где он и является лидером, руководитель представляет свою группу в более широкой социальной системе. Эти различия с некоторыми вариациями называют и другие авторы. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, впсихологических характеристиках существуют общие черты, что позволяет обаэтих вида деятельности рассматривать как идентичные, хотя в лидерствепреобладают психологические характеристики, а в руководстве – социальные.Т.е. исходя из этого, выражение «профсоюзный лидер руководит» - правильное. Теперь об особенностях руководства. / 42 / Студенческие годы – этоне только романтика, хотя в памяти остается (так уж устроен человек) именноона. Прежде всего, это школа гражданского, профессионального становления.Находясь в стенах своего ВУЗа, студенты постоянно сталкиваются сдеятельность студенческого профсоюза – это культурно-массовые мероприятия,всевозможные клубы и кружки, диетическое питание в студенческой столовой. Вэтой ситуации они принимают решение быть или не быть в профсоюзе, ачленство в студенческом профсоюзе действительно добровольное, платить илине платить взносы. Приняв решение и оформив членство, студенты оказываютсяв этой системе. Здесь нет заработной платы, определенного места работы,кажется все пущено на самотек. Но это не так, так как есть структура,которая руководит всем этим движением. Вся особенность руководства исостоит в том, чтобы привлечь молодого человека в организацию, чтобы онработал в этой группе для общества при полном отсутствии командно-административных рычагов. Студент может быть: - коллективист, т.е. тяготеет к коллективным действиям, всегда поддерживает общественные начинания, живет заботами коллектива, стремится поддержать его престиж; - индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к индивидуальной деятельности; - претензионист, активно участв

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconФедерация профсоюзов луганской области
Украины «О молодежной политике» 1 декабря 2010 года фпло совместно с управлением образования и науки облгосадминистрации проводят...

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconУчебное пособие написано в соответствии с действующей программой...
Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А....

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconРешение Министерства образования и науки Украины о присвоении грифа...
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconВ программе конференции работа в следующих секциях (возможно заочное участие)
Забайкальском горном колледже имени М. И. Агошкова состоится XII межрегиональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов...

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconС. А. Капустин Для студентов факультетов психологии высших учебных...
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология»

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconДолжностная инструкция младшего научного сотрудника
При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены...

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» icon“ актуальные вопросы коммуникации в обществе”
К участию в конференции приглашаются ученые, аспиранты, магистранты и преподаватели высших учебных заведений и средних специальных...

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconСтипендии для выпускников высших учебных заведений
Европейский союз (Европейская комиссия \ Генеральный директорат по вопросам образования и культуры) предлагает определенное количество...

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconСитаров В. А., Пустовойтов В. В. С 41 Экология: Учеб. Пособие для...
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений

Дипломная квалификационная работа на тему: «Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений» iconСоциология
Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<