Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы»




Скачать 365.57 Kb.
НазваниеСочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы»
Дата публикации05.02.2014
Размер365.57 Kb.
ТипСочинение
uchebilka.ru > Право > Сочинение
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы

( УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Одесская епархия Одесская Духовная Семинария Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы». [pic] Воспитанника: 4-А класса священника ДРОГОВОЗА Игоря Одесса 2004 г Содержание:1. Вступление.2. Общая характеристика государственного правления при императрице Елисавете Петровне.3. Церковное управление при императрице Елисавете Петровне.3.1. Перемены в епархиальном управлении.3.2. Органы епархиального управления.3.3. Духовник императрицы.3.4. Святитель Арсений Мацеевич.3.5. Перемены в содержании высшей иерархии и монастырей.3.6. Конфликт между Обер - прокурором и Синодом.3.7. Перемены в положении белого духовенства.4. Распространение веры.4.1. Обзор расширения пределов Русской Церкви.4.2. Открытие школ для инородцев и возмущения язычников.4.3. Миссионерство в Сибири.4.4. Восстановление православия на Кавказе.4.5. Христианство на американских островах.4.6. Евреи на юго-западе.5. Учение и духовное просвещение.5.1. История исправления Библии до издания 1751 года.5.2. Борьба с вредными для веры западными влияниями и с религиознымвольнодумством.6. Богослужения и церковная жизнь.6.1. Исправление богослужебных чинов.6.2. Новые праздники.6.3. Наблюдение за иконописанием.6.4. Распоряжения относительно монашествующих.6.5. Замечательный подвижник благочестия святитель Иоасаф Белгородский.6.6. Канонизация святителя Димитрия Ростовского.7. Заключение.Список использованной литературы. Елисавета Петровна была "умной и доброй, но беспорядочной и своенравной русской барыней", соединявшей "новые европейские веяния" с "благочестивой отечественной стариной". (В.О.Ключевский) Общая характеристика государственного правления при императрице Елисавете Петровне. В ночь на 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейских офицеров дочьПетра I Елисавета Петровна совершила дворцовый переворот и былапровозглашена императрицей. Елисавета Петровна была "умной и доброй, но беспорядочной и своенравнойрусской барыней", соединявшей "новые европейские веяния" с "благочестивойотечественной стариной". (В.О.Ключевский) Красивая, веселая и беззаботная,Елисавета Петровна отдала свое сердце придворному певчему из черниговскихказаков Алексею Разумовскому. Предание гласит, что Алексей ГригорьевичРазумовский был тайно обвенчан с Елисаветой Петровной, и чувствоимператрицы к нему оставалось неизменным до конца ее жизни. [pic] Императрица Елисавета Петровна (1709 — 1761г.г.) Одно из первых мероприятий императрицы было направлено на установлениепорядка престолонаследия. С этой целью Елисавета Петровна пригласила изГолштинии[1] своего племянника Карла-Петра-Ульриха (будущего Петра III),сына Анны Петровны, и объявила его наследником престола и великим княземПетром Федоровичем, заставила изучать русский язык и православныйкатехизис. Внутренняя политика Елисаветы Петровны носила скорее реставрационный,нежели эволюционный характер. Императрица стремилась вернуться к порядкамвремен Петра I. Однако у нее не было определенной программы управлениягосударством. Тем не менее, при Елисавете Петровне было восстановленонациональное достоинство русского народа, отменена смертная казнь. Сенатприобрел прежнее значение и, после уничтожения Кабинета министров, сталвысшим органом управления в государстве: к административно-судебнымфункциям Сената прибавились и законодательные. При набожной императрицевозросло и значение Синода и духовенства, жестоко преследовалисьраскольники. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства имонастырей, распространении духовного образования в народе. Большой проблемой было состояние финансов государства. Комиссия покоммерции разработала ряд проектов, направленных на развитие внешнейторговли. Купечеству, как и дворянству, государство открыло дешевый кредит,учредив Заемный и Государственный банки. В результате этих мероприятийторговле и промышленности наметился медленный, но стабильный рост. В 1754году Сенат принял разработанное П.И.Шуваловым постановление об уничтожениивнутренних таможен, что дало толчок развитию всероссийского рынка.Одновременно шло развитие системы монополий. Усиленно велась политика пославянскому заселению южных окраин. При Елисавете Петровне были реорганизованы военно-учебные заведения. В1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Были открыты первыев России гимназии: в Москве (1755 год) и в Казани (1758 год). В 1755 годуИ.И.Шувалов и М.В.Ломоносов основали Московский университет. В 1756 году вСанкт-Петербурге открылся общедоступный театр, велась работа по сборустатистических и географических данных о России. В царствование Елисаветы Петровны международные позиции Российскойимперии значительно укрепились. Русско-шведский военный конфликт закончилсяподписанием в 1743 году Абоского мира, по которому России отошла частьЮжной Финляндии. Война за австрийское наследство между прусским королемФридрихом II и Марией Терезией при содействии России закончилась победойАвстрии и заключением Ахенского мира (1748 год), обеспечившего МарииТерезии австрийскую императорскую корону. Россия приняла участие вСемилетней войне (1756-1763 годы) между Пруссией, с одной стороны, иАвстрией, Францией и Россией, с другой. Елисавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года на 53 году жизни. Онапохоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.[2] Церковное управление при императрице Елисавете Петровне. По закрытии патриаршества, звание митрополита и архиепископа осталисьдля немногих. Как отношение архипастырей к св. Синоду стало то же, что былок патриарху и его Собору, так и взаимные отношения их остались прежние.Московская епархия до 1742 г. оставалась в ведении Синода, без местногоархипастыря. В 1742 г. императрица Елисавета утвердила определение Синода оназначении архиепископа в Москву и об открытии трех новых епархий:петербургской, переясловской и костромской. В 1751-1760 г. восхищенныекротким правлением покровительницы православия, сербы и болгары охотно ссемействами переселились в южный край России, и таким образом русскаяпаства умножилась многими тысячами православных чад, так что впоследствииобразовалась для них особая славянская епархия. В 1753 г. в ведении Синодабыло 30 епархий, и в 28 из них считалось 18,070 приходских церквей.[3] Страшное время бироновщины кончилось с восшествием на престол ЕлисаветыПетровны, которое и в духовенстве, и в народе встречено было общимвосторгом. Проповеданное слово с церковных кафедр прославляло новуюгосударыню, как спасительницу России от иноплеменного ига,восстановительницу православия и народности. Всем были известны ее русскийхарактер, чисто русское благочестие, любовь к духовенству, духовным книгами проповедям, к богослужению и благолепию церковной обрядности. Такой жеосталась она и на престоле - ездила на богомолья, в Троицкую лавру ходилараз пешком, соблюдала все посты, делала пожертвования по монастырям ицерквам. Ее духовник протоиерей Феодор Дубянский был важной силой придворе. Православно-церковного направления был и самый близкий к нейвельможа, Алексей Григорьевич Разумовский, родом из простых малороссов.Началось возвращение из заточений и ссылок всех страдальцев бироновскоговремени. Из известных нам лиц до этого счастья дожили Лев Юрлов, М.Родышевский и Игнатий Смола (скончавшийся, впрочем, всего через месяц повоцарении Елисаветы); прочие уже умерли. Феофилакт тоже скончался в 1741 г.еще при правительнице Анне Леопольдовне, восстановленный в своем сане всегоза 4 месяца до кончины. В 1742 г. Елисавета издала весьма важный общийуказ, которым первоначальный суд над духовными лицами был предоставлен Св.Синоду и по политическим оговорам. Сам Св. Синод, вместе с Сенатом доселеподчиненный сначала верховному совету, потом кабинету министров, былвосстановлен с упразднением последнего в своем прежнем достоинстве высшегоадминистративного места с титулом "правительствующего." Ободренныеблагочестием Елисаветы, члены Синода Амвросий Юшкевич Новгородский(преемник Феофана) и Арсений Мацеевич Ростовский, один из энергичнейшихархиереев того времени, оба малороссы, подали доклад, в котором писали, чтоесли государыне не угодно будет прямо восстановить патриаршество, то пустьбы она, по крайней мере, дала Синоду президента и самый Синод, как церковно-правительствующий, устроила из одних архиереев без архимандритов ипротопопов, упразднила бы при нем и должность обер-прокурора с коллегиейэкономии, ибо он носит титул Святейшего и есть правительство духовное, вкотором светским лицам и делать нечего. Но Елисавета, объявившая все законыПетра своими, не согласилась на такую реформу, согласилась только навозвращение духовенству его имений и на подчинение коллегии экономииСиноду. B Синод назначен был даже особенно строгий обер-прокурор, князь Я.Шаховский, крепкий ревнитель государственного интереса и всякой законности.Из оставшихся после него "Записок" о своей жизни видно, что такой человекбыл особенно нужен тогда в Синоде, где в прошлые царствования порядки былирасстроены и дела сильно запущены. Он рассказывает в этих записках о том,как часто приходилось ему сталкиваться с членами Синода по вопросам обизлишних расходах вотчинных сумм, о незаконном увеличении жалованья членов,о наказании духовных лиц за проступки, которых, из опасения соблазна, Св.Синод старался не обнаруживать, как трудно было ему отстаивать своипредставления вследствие постоянного заступления за членов Синода сильныхлиц - Дубянского и Разумовского, но как иногда силой этих лиц, их властнымвмешательством в синодальные дела приходилось тяготиться самим же членам икак он в этих случаях должен был выручать их из тяжелого положения своимсмелым представительством и прямым разъяснением дел пред императрицей.[4] Освобождение от кошмара бироновщины, может быть, ни одним сословием, ниодним сектором государственной машины не переживалось с таким торжеством иэнтузиазмом, как православным духовенством. Распечатанные уста всегдазаконопослушной и долготерпеливой иерархии зазвучали с высоты кафедрперед толпами народа с такой смелостью и откровенным обличением пережитыхкошмаров, как это бывает только под пером публицистов на другой день послереволюций. Вот, например, что говорил и печатал ректор МосковскойДуховной академии Кирилл Флоринский. «Доселе дремахом, а ныне увидехом, что Остерман и Миних с своим сонмищем влезли в Россію, яка эмиссаріидьявольскіе имже, попустившу Богу, богатство, слава и честь желаннаяприключишася. Сія бо им обетова сатана, да под видом министерства ивернаго услуженія государству Россійскому, еже первейшее и дражайшеевсего в Россіи, правоверіе и благочестіе не точію превратят, но и до корняистребят”.[5] Часто по своей инициативе императрица давала распоряжения Синоду черезсвоего духовника, протоиерея Федора Дубянского. Он возымел большое влияние,стал одним из временщиков церковных, но, к счастью, дружественных Церкви.Другом духовенства был также и вышедший в графы Алексей ГригорьевичРазумовский. По словам А. Васильчикова, Разумовский, “презренный вмладенчестве духовенством, возросший под его крылом, смотрел на служителейЦеркви с чувством самой искренней и глубокой благодарности и был предан имвсем своим честным и любящим сердцем”. После тайного регулярногобраковенчания с Елисаветой влияние его сделалось вполне объяснимым:“Разумовский не любил вмешиваться в государственные дела, но, говоритбиограф Разумовского, ”было два вопроса, которые его задевали за живое. Дляних он забывал и природную лень, и отвращение от дел и смело выступалвперед, не опасаясь докучать государыне”. На первом месте стоял для неговопрос жизни Церкви и духовенства. Такая близкая связь Синода с верховнойвластью не позволяла развиться вновь восстановленной функции обер-прокурорав духе петровского контроля. При Елисавете в число членов Синода призывается знаменитый южноруссАрсений Мацеевич, проведенный на пост митрополита Ростовского. По инерцииот прежнего петровского и аннинского времени еще продолжалась как бымонополия епископских кафедр для уроженцев и выучеников Киевской школы. Нос Елисаветой, несмотря на роль Разумовского, начался быстрый перелом в этомвопросе. Хотя южнорусские архиереи при Елисавете и были все противникамифеофановского времени и добрыми русскими консерваторами, но все же самсобой произошел перелом. Прежде всего, отпала крайняя нужда искать школьноподготовленных богословов только в Киевщине. Размножались и подымалисьскромные еще, но все же растущие, особенно в двух столицах, духовные школы,с традиционной еще латинской закваской. Отталкиваясь от феофановщины ивдохновляясь старорусским духом Елисаветы, русское духовенство отбросилотрадицию киевских дипломов для архиерейства. Елисавета подписала в 1754 г.указ: “Чтобы Синод представлял на должности архиереев и архимандритов неодних малороссиян, но и из природных великороссиян”. Иерархия быстронаполнилась великороссами. Они же, как показал опыт, психологическиоказались для духа и целей оформившегося в ХІІІ в. императорского режима инаиболее родственными, толерантными сотрудниками государственной власти иее экономических и просветительных реформах. Южноруссы этой переменедуховной атмосферы остались более чуждыми и, при всех их церковныхдобродетелях, явили пример отсталости и негибкости. Жертвой этого духовно-культурного перелома и явился митрополит Арсений Мацеевич.[6] [pic] Священномученик АРСЕНИЙ (Мацеевич; 1697 – 1722 г.г.), Митрополит Ростовский При имп. Елисавете оно увеличилось открытием епархий Московской иПетербургской и через выделение из бывшей патриаршей области несколькихновых епархий, и к 1764 г. дошло до 29.[7] Органы епархиального управления долгое время оставались прежние.Коллегиальная форма, которая придана была Петром высшему церковномууправлению, в епархиальное управление была перенесена только с 1744 г,когда вместо архиерейских приказов в епархиях приказано было учредитьконсистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях. С этогоже времени коллегиальные учреждения стали заводиться и в епархиальныхокругах под именем духовных правлений.[8] В 1723 г. Духовный приказ бывшей патриаршей епархии преобразован был вдикастерию; состав дикастерии определен был по новому коллегиальномупорядку из определенного числа присутствующих членов с равным правом голосаи из канцелярий. По типу дикастерии стали преобразовываться духовныеприказы и в епархиях. Указом св. Синода 1744 г. Московская дикастерияпереименованна была в Московскую духовную консисторию с распространениемтакого названия на подобные учреждения и в епархиях.[9] Благочестивая Елисавета Петровна опять отдала церковные вотчины в рукидуховенства, но к концу своего царствования и она стала доходить досекуляризационных соображений. На одной конференции Синода и Сената в 1757г. она определила положение вопроса о церковных вотчинах весьмавыразительно, заметив, что духовные учреждения, "не имея власти употреблятьсвои доходы инако, как только на положенные штатом расходы, суетное себеделают затруднение управлением вотчин," и собиралась составить об них новыераспоряжения, но не успела сделать этого до самой своей кончины.[10] Елисаветенский Синод, пополняясь новыми лицами, почти исключительноепископами, принял следующий вид. Лидером был в нем великоросс, архиеп.Новгородский Димитрий (Сеченов). Затем: архиеп. Санкт-ПетербургскийВениамин (Григорович), псковский епископ, славившийся своимпроповедническим красноречием, Гедеон (Криновский), крутицкий архтепископАмвросий (Зертис-Каменский), Палладий Рязанский, Порфирий (Крайский)Коломенский и архимандрит троице-сергиевский Лаврений. По счастливой случайности, фигура Елисаветинского обер-прокурора вСиноде кн. Я.П. Шаховского предстает перед нами в очень живых, даженаглядных чертах, благодаря тому, что он оставил нам о себе свои мемуары.Прежний генерал-прокурор фельдмаршал Трубецкой, стремясь присвоить себе,право выдвижения кандидатов в обер-прокуроры Синода, поспешил представить иполучить назначение в обер-прокурора кн. Шаховского. Шаховской сумел осветить положение императрице, и она намеренноподчеркнула свою волю и приказала Шаховскому лично принимать от нее всеуказы и словесные распоряжения по синодскому ведомству и делать ей докладыпо делам Синода без всякого посредства. Огромная роль обер-прокурора вделах Синода, буквально ошеломила синодских архиерев, которые изначала непонимали компетенции “ока государева” и за десять лет его отсутствиязабыли о нем. Шаховской стал все более расширять свой контроль на всесферы синодского управления, не на государственный только интерес, но и навсе стороны церковного быта, как бы подражая в этой универсальности самомуПетру Великому. Он вызывал членов Синода придумывать какие-нибудь меры дляустранения и случайных, бросающихся в глаза, и вековых недостатков.Такова, например, школьная малограмотность кандидатов на священные ицерковные должности, считая возможным, чтобы они “в самую тонкость изучилипо изданным книжкам катехизис и толкование евангельских заповедей”. Передпрестольными праздниками духовенство ходило по домам богачей, расположеннымв других приходах. В церкви толпа вела себя непристойно, разговаривая имешая другим. Все это критика не систематическая, и попытки поправить кое-что извне, путем указов и приказов. Это метод механический,бюрократический. Но что же делать иначе, если все формы соборности былипринципиально упразднены петровскими церковными реформами? Петр вместособорной жизни Церкви верил в методы своего просвещенного абсолютизма.Шаховской к этим методам и прибегал, подражая Петру. Он откапывал указывеликого реформатора об издании книжиц для религиозного просвещения народа,которые все еще не были изданы. Особенно Шаховской изнемогал, когда дела задевали материальные интересычленов Синода. Так было в большом вековом вопросе о церковных имуществах. В1738 г. Коллегия Экономии была целиком взята в светские руки Сената. Этобыло и обидой для иерархии, и делом бездоходным в смысле экономическом. Ватмосфере православно-патриотического царствования Елисаветы оживилисьжелания возвратить управление церковными имуществами опять в ведение Синодас обещанием казне выплачивать решительно все доходы сверх штатныхпотребностей церковного ведомства. Шаховской встал на точку зрения Синода.И эта повторная реформа, как в дни Петра Великого, была осуществлена. Сенатпередал Синоду управление бывшими церковными имуществами. И для этогосоздана была “Канцелярия Синодального Экономического Правления”. Шаховскоймечтал о преобразовании по существу, с поднятием доходности, хотел ввестив дело разных специалистов-хозяйственников. Придумывал разные меры,запросы, анкеты. Но Синод и подчиненные ему духовные власти явносаботировали эти замыслы обер-прокурора. Убедившись, однако, в “злой воле”синодалов, Шаховской решил дать им целое сражение. Он вынул из архиванеисполняемый указ Петра І о вычете из казенного жалования членов Синодасумм, равных денежному содержанию их, получаемому ими от епархий имонастырей. Шаховской заявлял, что игнорировать указ невозможно, ибо имп.Елисавета объявила указы отца своими собственными. Вывод: получение полногожалования. Шаховской обратился к Синоду с письменным предложением – небрать жалования до высочайшего разъяснения. Иначе он вынужден будетдоложить императрице. Но характерна психология членов синода. Они все ещене привыкли серьезно считаться с обер-прокурорской ролью. Они начали резкоспорить с Шаховским и затем просто подписали определение о выдаче себежалования. Шаховской опротестовал. Члены Синода “своими путями” обратилиськ Высочайшей милости, жалуясь на Шаховского. Последнему пришлосьпредставить подробные выписки из указов Петра. Императрица призналадействия обер-прокурора законными и указы Петра действующими, нопредоставила Синоду право обращаться к ней с особыми ходатайствами оботмене прежних указов. В данном случае ее резолюция была такова: “Оберпрокурору кн. Шаховскому синодальным членам жалование выдать и впредьвыдавать без задержания”. Победивший Синод (как бы игнорируя Высочайшуюволю) не считал, однако, нужным входить с указанным ходатайством, аШаховской всячески донимал Синод. Он не позволял архиереям получатьсверхсменные прибавки из экономических доходов. И Шаховской в запискаххвалится, что таковых доходов ему удалось сэкономить для казны “более статысяч рублей” Члены Синода могли отплатить обер-прокурору той же монетой.Ведь по странному непониманию роли ни со стороны светской, ни со стороныдуховной власти он свое жалование получал не от казны а из сумм того жеСинода. Члены Синода вдруг заявили, что они не имеют точного указа опроизводстве обер-прокурорского жалования из сумм духовного ведомства ипотому не обязаны подписывать соответствующее назначение. Шаховской кинулсяк государыне, но Елисавета целых шесть месяцев не отвечала на письменноедоношение Шаховского. “Одно слово не инако заключал я, - признаетсяШаховской в своих мемуарах, - что-то происходит по коварным препонам моихненавистников, и я... довольно видел опытов, что первый тогда фаворит, графА.Г. Разумовский, Св. Синода членам особливо благосклонен был инеотрицательно по их домогательствам и прошениям всевозможные у ЕеВеличества предстательства и заступления употреблял”. Пришлось Шаховскомупоклониться тому же Разумовскому. Прошлое еще два месяца, и получилосьВысочайшая резолюция о беспрепятственной выдаче ему жалования. Но Шаховской не слагал оружия и, раздосадованный, решил помучить членовСинода придиркой в одном щекотливом деле, которое могло бы пройти, как делосекретное, без шума. Один хорошо известный членам Синода архимандрит был,застигнут in flagrante и озлобленными на него крестьянами привезен узникомв Синод вместе и с самой грешницей. Виновный архимандрит в закрытом заседании Синода, но и в присутствииШаховского, чистосердечно сознался в своем грехопадении, но у членов Синодане хватило мужества и мудрости покончить дело показательно строгимприговором. Резолюцию отложили и начали заминать дело. Одни из членовСинода смиренно явился к Шаховскому на дом уговаривать его замять дело. НоШаховской возражал, ссылаясь на широкую огласку. Тогда члены Синодаподговорили виновного архимандрита отказаться от первоначального покаяния,якобы вынужденного у него грозящим ему террором крестьянского озлобления.Он написал просьбу обер-прокурору, чтобы в новом заседании Синода датьдополнительные показания. И вот, к полной неожиданности Шаховского, в новомзакрытом заседании Синода архимандрит начал решительно отрицать своювиновность. Но нервы его не выдержали – он пал в обморок. Члены Синода учлиэто в благоприятную для себя сторону. А Шаховский упорствовал в своемнедоверии. Во всяком случае, члены Синода получили проволочку, которойвоспользовались, чтобы по-своему убедить императрицу, что здесь злостная иопасная крестьянская клевета и что обер-прокурор своей формальнойстрогостью наносит огромный вред духовенству. Больно было членам Синода. Уязвленные и взволнованные, они решились накрайний прием. Они явились к Елисавете и со слезами умоляли ее избавить ихот невыносимого человека, терзающего их дерзкими, оскорбительнымипредложениями. Просили уволить Шаховского или уволить их самих из Синода.Им показалось, что они достигли цели, и генерал-прокурор Трубецкой ужепосоветовал Шаховскому не ходить на службу и ждать другого назначения. НоШаховской удачно рассчитывал на поверхностность впечатлений императрицы ина ее переменчивость. Прикинувшись ничего не знающим, Шаховской на другойже день явился в Синод и выдвинул самые неприятные для членов Синода делаиз серии «нерешенных», требуя их неотложного решения и угрожая донести вслучае проволочки. Синод сослался на неполный состав собравшихся членов иотложил вопрос до будущего полного собрания. В приватных разговорахсинодалы уверенно острили, что обер-прокурор, вероятно, хорошо высыпался ипотому так смело вцепился в самые трудные дела. Если у членов Синода была своя «рука» к императрице, то, по всемвидимостям, была такая же и у Шаховского. Когда Трубецкой напомнилимператрице о переводе Шаховского на другое место, Елисавета ответила, чтоШаховской ей нужен в Синоде. И она убедилась в его добросовестности иверности. Шаховской опять начал свои еженедельные доклады императрице.Члены Синода увидели свой проигрыш и вместо атаки в лоб начали «обходныедвижения». Шаховской после одержанной победы почувствовал под собой твердую почвуи снова начал осуществлять свои контрольные права, особенно по делам,клонящимся, по его мнению, не к государственной пользе. Шаховской начал подбирать под свое влияние чинов канцелярии Синода. Этоне был произвол, ибо по инструкции они работают «под дирекцией». Обер-прокурора. На деле Болтину, как мы видели, члены Синода не дозволили дажепредставлять чиновников к наградам. Шаховской. Отсюда в будущем родиласьсеть секретарей консистории. В петровской системе надзор за епархиальнойжизнью при участии Синода поручен был, в параллель с фискалами другихведомств, институту инквизиторов с протоинквизитором при Синоде. Епархии связывались со своей высшей властью церковной только черезепархиальных владык. Обер - прокуратура, таким образом, лишилась всякогонадзора за епархиальным управлением. Шаховской бесплодно несколько разделал представление Синоду об этом недостатке системы, доказывая фактами,неисправность епархиальных органов, и предлагал против этого свои меры.Синодальный епископат встречал эту критику крайне неохотно. Тогда Шаховскойстал сам изучал все ведомства и отчеты, присылаемые Синоду из епархий,извлекал из них материалы для запросов Синоду и предлагал меры исправленияявных недостатков. Не ограничивался экономикой, но формулировал недостаткивсего церковного быта: духовных школ, духовно-судебных дел, доносов насамоуправства архиереев (например, битье архиереем певчего, оплеухавоеводе). Особенно внимательной и обильной областью критики обер-прокурорабыла экономика. Ведь при его полном согласии синодские владыки выхлопоталиу Елисаветы возврат Коллегии из-под Сената вновь в Синод. Надо было на деледоказать доходность и выгодность этого для казны. Между тем архиереиувлеклись в своих «поместьях» новыми постройками и ремонтами без надлежащейотчетности, так называемыми «хозяйственными», домашними способами староговремени. В 1748 г. Шаховской потребовал при всех постройках представление вСинод смет и ведомостей. Синод опять начал проволочку, отложилирассмотрение до пленума членов Синода. Видя саботаж, Шаховской заявил свойпротест перед императрицей. Но Синод делал по-своему, скрывая свои решения,противоречащие обер-прокурорским директивам. Все время всплывал наружу вопрос о выплате жалования членам Синода. Попетровскому закону оно должно сообразовываться с размером епархиальныхдоходов членов Синода. Ради целей контроля, поэтому каждую треть годажалование как бы пересматривалось и восходило на Высочайшую апробацию. В1745 г. за майскую треть члены Синода выписали себе жалование «по неапробированному штату». Шаховской опротестовал, и члены Синода до 1748 г.не получали жалования. Тогда оно было выдано, но с вычетом. В 1749 г.,вместо непоказанных членами Синода их епархиальных доходов, императрицаутвердила просто недоплату им по смете одной четверти штатного жалования. За свои экономические заслуги (не без влияния, конечно, частых просьбчленов Синода) в 1753 г. Шаховской был переведен по тогдашней оценке навысший пост – генерал - кригскомиссара. По Шаховскому, «то сделаногосударыней в его пользу и по отменной благонадежности о лучшем исправленииодной должности». На место Шаховского назначается статский советник А.И. Львов. По всемвидимостям, он был хорошо осведомлен о работе, заслугах его предшественникаи вдохновлен его примером усиленного контроля над церковными делами сверхудонизу. Но, не располагая таким вниманием императрицы, как Шаховской, частобыл безуспешен. Львов, видя невозможность осуществить контрольную рольобер-прокурора, при отсутствии подчиненных ему органов в епархии и упираяна инструкцию обер-прокурора, где всюду подразумеваются подручные ему«прокуроры», представил в 1754 г. Синоду проект учреждения такихпрокуроров. В целом канцелярском возражении синодалы доказывали, что они не обязаныни учреждать должности прокуроров по епархиям, не даже распубликовыватьобер-прокурорскую инструкцию. Синод не понимал принципиально, нопредчувствовал на практике, что в его интересах сохранять всеми силамисоздавшуюся при Елисавете практику получения им царских указов безпосредников. И императрица, со своей стороны, совершенно далекая от мысликакого-то подчинения себе Церкви, просто эмпирически изредка прибегала и кпосредству обер-прокурора для передачи Синоду своих указаний. Неизбежность разрешения церковно-земельного вопроса в формесекуляризации сама собой явствует уже из того, что положено начало крешению этого вопроса уже при Елисавете в 1757 г. ее именным указом. Вопросназрел и перезрел. Никакое новое государство не в силах было ужепереваривать в своей полицейской и экономической системе то церковноеземлевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся отдревних удельных времен в организме нового централизованного государства.Духовенство, помимо бессознательной привычки к этой устарелой удельно-помещичьей системе, ревновало об ней еще дополнительно в силу ошибочныхбогословско-канонических оснований. Основания эти были почерпнуты уже вготовом виде еще из практики и каноники византийской. И там уже этиоснования церковного землевладельчества были в борьбе с секуляризаторскимитенденциями самих православных василевсов, особенно вспыхнувшими в эпохуиконоборчества, преувеличены с церковной стороны. Появились дажеапокрифические документы, вошедшие, однако, в состав законодательныхсборников и придавшие вопросу чисто материальному несвойственный емусуеверно-абсолютный характер. У нас на Руси этот вопрос, на которомстолкнулся Иван Грозный с митр. Филиппом ІІ, царь Алексей с Никоном, ПетрВеликий со всем русским епископатом. И вот даже церковолюбивая Елисавета снеизбежностью стала инициатором окончательного его разрешения на русскойпочве. Вопрос о секуляризации настолько назрел и перезрел, что самацерковолюбивая Елисавета не могла не учредить при своем дворе дляпродвижения этого вопроса особую конференцию. В результате работыконференции Елисавета подписывает 30.ХІ. 1757 г. именно указ о приступе квеликой реформе. Инициативу реформы императрица всецело берет на себя,пресекая этим всякую предварительную дискуссию в корне. Одна редакция указаадресована Сенату, другая Синоду. В редакции, обращенной к Синоду, указмотивирует реформу стремление «к освобождению монашествующих от мирскихпопечений и к доставлению им свободы от трудностей при получениивотчинных доходов». Указ требовал: 1) чтобы архиерейские и монастырские имения управлялись не монастырскими служками, а отставными офицерами; 2) чтобы деревнипереложены были в помещичьи оклады; 3) чтобы из дохода ничего неупотреблялось в расход сверх штатов и остальное хранилось особо и ни на чтобез именного указа Ее Величества не издерживалось, так, чтобы ведая размеростатков, Ее Величество могла раздавать на строение монастырей; 4) чтобывзяты были с монастырей деньгами те порции, на каких положено содержатьотставных, а оных несколько лет не содержалось, за все годы, сколько несодержали; 5) чтобы на собираемые за прошедшие годы деньги учреждены былиинвалидные дома, а остальное отдано в банк, дабы процентами и ежегодными смонастырей порциями будущих в них остальных содержать». Императрица Елисавета сама на конференции выразилась так: духовныеучреждения, «не имея власти употреблять свои доходы инако, как только наположенные штатом расходы, суетное себе делают затруднение управлениемвотчин». Слова Елисаветы звучат совершенно одинаково со словами ЕкатериныІІ, которые звучат вскоре через 4 года. Это осязательный признаксвоевременности реформы. Настроения синодалов далеко не соответствовали еще духу момента. ЧленыСинода отписывали пока формально тем, что “штатов” пока не на бумаге, а наделе, еще нет и что трудно исчислить доходы и нужды в цифрах. Но в самомсоставе Синода произошел перелом настроения со введением туда новых членовиз великороссов. Последние смело доверились правительственным реформам ипервее всех архиеп. Новгородский Димитрий (Сеченов). Ему и был вручен дляобъявления Синоду 29.ІІІ. 1758 г. Высочайший Указ: “Сочинить и ЕеИмператорскому Величеству поднести примерные ведомости, колико именнопорознь, как на собственное неоскудное архиереев, архимандритов иначальствующих так и на всякое со всеми со всеми при них быть имеющимидуховными и светскими служителями, так же и на монашествующих, содержаниехлебной и денежной суммы потребно”. Между тем шло приватное, закулисное воздействие на благочестивуюимператрицу в смысле задержки “нечестивой” реформы. Ее убеждали, что всенужные государству реальные и денежные доходы с церковных имений можнополучить и с их духовных владельцев. И Елисавета фактически отказаласьрадикально провести реформу, открыв дорогу ряду компромиссных мероприятий.По предложению Сената, в 1760 г. снова собрана была специальная конференция Сената и Синода. Тут внесено было сенаторами предложение, чтоб церковнымивотчинами управляли офицеры и извлекали из них средства специально дляобеспечения инвалидных домов. Россия все время напрягалась, участвуя вевропейских войнах, и остро нуждалась в залечивании ран от этих войн. В деловых спорах на эту тему синодалы одержали верх. Сенаторы, знавшиепо опыту слабую доходность казенного чиновничьего хозяйствования, сдалисьна предложение Синода – ассигновать на инвалидов ежегодно из экономическихсумм церковных по 300000 рублей без всяких хлопот, наличными. Сенат сдался.Но через три месяца собрал новое заседание конференции, опять навязываяСиноду передачу хозяйственного управления вотчинами в руки офицеров. Синодфинансового характера: обложить денежно годичной податью в 1 рубль всекрестьянские дворы с тем, чтобы собранная сумма делилась пополам – полтинашла бы казне, а полтина – духовному ведомству. Государство выигрывало, асинодалы, как помещики, ограничивались четкой и нерастяжимой суммой.Исчезал хозяйский произвол. Крестьяне почуяли этот поворот в их интересахи начали искать защиты у государства против своих духовных “господ”.Беспрекословная покорность ослабела. А правительство отказывалось усмирятькрестьянский саботаж силой. Крестьяне забрасывали власть жалобами нацерковных “помещиков”. И в 1760 г. Сенат образовал особую смешаннуюкомиссию для разбора крестьянских жалоб на хозяйство духовных господ. Приближалась историческая развязка.[11] Для уменьшения лишних духовников и детей духовенства с 1703 г.употреблялись разборы, по которым забирали в солдаты или в подушный оклад.Разборы эти повторялись в каждое царствование. Особенно они были тяжелы вцарствование имп. Анны, когда с самого начала духовенство было заподозренов ненадежности, из-за заминок в разных местах с принесением присяги.Правительство, стремясь увеличивать армию, в связи с тогдашними войнами, непринимало во внимание духовные потребности населения. На военную службубрали церковников и детей церковнослужителей от 15 до 40- летнего возраста.Боясь представления неправильных данных о времени рождения, правительствопредоставило вербовщикам определять возраст глазомером. Брали не толькодетей духовенства, возможных будущих священнослужителей, но и служащихдьячков и пономарей, даже учащихся в школах. Забрано было, таким образом,12.000 человек. Также очень много попало в подушный оклад. Синод решилсявыступить на защиту духовного сословия и опустошенных церквей, прося в 1740г. императрицу пощадить духовенство. Императрица указала остановить разбор.При имп. Елисавете разборы стали значительно легче. Они касались, главнымобразом, людей безграмотных, к церковной службе совсем негодных, или чем-нибудь себя опорочивших. При этом, отписываемым от духовного сословия, побольшей части, давалось дозволение избирать себе самим добровольного родажизни. В царствование Елисаветы положение духовенства улучшилось. Ружные церквиполучили снова ругу. Восстановлено славление по домам прихожан. Духовенствоосвобождено было от некоторых повинностей – полицейских, подводной,постойной. В 1754 г., при общем межевании земель, положено было продолжитьнадел церквей землями, который остановился еще в конце ХУІІ в. Надел этотначался, впрочем, только в 1765 г. – в царствование Екатерины ІІ.[12] Благочестивое царствование Елисаветы принесло духовенству несколько болеевыгод: ружным церквам возвращена их руга; восстановлены славленья по домамприхожан, последовало освобождение духовенства от некоторых повинностей -полицейских, подводной, постоянной; кроме того, при общем межевании земельв 1754 г. положено было продолжить надел церквей землями, которыйостановился еще в конце XVII столетия. За всем тем на духовенстве все-такидолго, до царствования Елисаветы, оставались разные особые личныеповинности - караульная, пожарная, рассыльная, постойная, подводная. [13] Распространение веры Петр хотел, было уничтожить все принятые до него внешние поощрительныемеры к обращению инородцев, оставив в силе одни меры духовные, но скороотказался от этой мысли и снова велел восстановить и отписку крещеныхкрепостных от их некрещеных помещиков, и разные льготы новокрещеным; в 1720г. всем новокрещеным дарована была трехлетняя льгота от податей ирекрутства. При имп. Елисавете такие поощрительные меры к крещению усиленыеще денежными и вещевыми подарками новокрещеных, раскладкой следующих с нихза льготный срок податей и рекрутчины на их некрещеных единоплеменников ипрощением совершенных до крещения преступлений.[14] Для укрепления калмыков в православной вере устроена была походнаяцерковь и открыто в Ставрополе русско-калмыцкое училище (1741), сталипереводиться книги и молитвы на калмыцкий язык. Результатом такойдеятельности было довольно успешное распространение христианства средикочевников: в половине ХУІІІ в. (1765) число обращенных обоего поладоходило до 8000 человек.[15] B 1745-1749 гг. было заведено две школы в Свияжске и по одной в Елабуге иЦаревококшайске, но в 1753 г. Лука Конашевич соединил их в одну - в Казани,а после него и эта единственная школа пришла в упадок. Между тем слишкомэнергичная деятельность миссионеров возбудила против себя волнение средиинородцев - татар и мордвы. B 1745 г. терюшевская мордва Нижегородскойепархии за разорение языческого кладбища в с. Сарлеях едва не убилаархиерея Димитрия Сеченова и была усмирена только вооруженной силой. ВКазанском крае волнение татар грозило тем большею опасностью, что пососедству между башкирами в 1750-х годах кипел сильный бунт. В 1755 г.правительство, поэтому сочло нужным перевести Луку Конашевича в другую(Белогородскую) епархию и смягчить свои указы о мечетях и переселенияхтатар. После этого миссионерская деятельность стала слабее, а при имп.Екатерине II пришла в полный упадок.[16] Новый подъем миссионерской деятельности в западной Сибири относится ковремени имп. Елисаветы и к управлению Тобольской епархией (с 1749 г.)бывшего казанского миссионера Сильвестра Гловацкого, который был для Сибиритем же, чем Лука Конашевич для Казанского края. Своими энергичнымидействиями против мусульманской пропаганды он так же возбудил против себяволнение среди татар, особенно когда провел по поводу этой пропаганды двасерьезных следствия в Барабинской степи и в Оренбургском крае. B 1755 г.правительство и его, как Луку, перевело в другую епархию, в Суздаль, иназначило об его действиях особую следственную комиссию в Тобольске. Послеэтого и западносибирская миссия стала слабеть, а при Екатерине II пришла вполный упадок.[17] Значительные успехи христианская проповедь имела и на Кавказе. Здесьприходилось миссионерам частью восстановлять бывшее там христианство,частью водворять вновь между различными кавказскими племенами. Кавказскийкрай в первые века христианства оглашен был евангельской проповедью, издесь некогда процветала православная вера, но бедственные политическиеобстоятельства этого края были причиной упадка, а среди некоторых племен исовершенного уничтожения христианства.[18] Со времени Петра Великого успехи русского оружия в борьбе с Персией ввелиРусскую церковь в ближайшее соприкосновение с племенами Кавказа иЗакавказья и с церковью Грузинской. Православие, некогда широкораспространенное между кавказскими племенами, было давно уже подавленоздесь язычеством, а более всего мусульманством, распространявшимся изПерсии и Турции; но в горах Кавказа еще повсюду сохранялись ясные следы егов развалинах древних храмов, в народных обрядах, в почитании св. Илии-пророка и некоторых других святых, в соблюдении некоторых постов ипраздников и в христианском оттенке самых суеверий народа. В 1746 г., попредложению грузинского архиепископа Иосифа, Св. Синод послал к осетинаммиссию из грузин, под начальством архим. Пахомия, которая хотя и не совсемсошлась с осетинами, вмешиваясь в их мирские дела и понапрасну ихраздражая, но за 25 лет своего существования все-таки успела обратить до2000 человек. Но положение ново крещенных в религиозном отношении былонепрочно: у них не было ни церквей, ни постоянного богослужения. [19] Русское благочестие, лишь только начинало узнавать страну дикарей-язычников, не медлило просвещать ее святою верою, не медлило не для корыстии просвещало не мерами насилия, а действовало в духе евангельском. КазакАдриян, в 1760 г. открыв в Амереке острова, известные ныне под его именем,первый начал крестить туземцев. Глотов, открывший Лисьи острова, в 1759 г.крестил сына одного из алеутских тоэнтов, который, получив образование вкамчатской школе, много способствовал распространению христианства народине. С присоединением Польши и русских ее областей к империи, для ревности обуспехах веры открылся новый подвиг на юго-западе России, - подвиг обращенияевреев к христианству. До того времени евреям не позволялось жить вРоссийской империи. В 1742 г. императрица Елисавета повелела, вследствиепрежних постановлений, немедленно выслать из Малоруссии несколько сотевреев, скрывавшихся там под разными предлогами: “от таковых, говорилаимператрица, - Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнеговреда ожидать должно” Когда, по домогательству евреев, Сенат просилдозволить евреям временно приезжать в Ригу и Малоруссию для торговли ипредставлял на вид выгоды для казны, императрица написала: “от враговХристовых не желаю интересной прибыли” В то же время императрица повелелатем из евреев для жительства в России, но с тем, чтоб они не возвращалисьза границу.[20] Учение и духовное просвещение. По представлению Св. Синода (1743), правительство издало указ обобязательном обучении детей дворян катехизису.[21] С половины 1736 г. во главе новых исправлений Библии поставлен невскийархимандрит Стефан Калиновский и ревностно принялся за работу, сдавая листыновой Библии, по мере их исправления, на печатный станок. К половине 1738г. Печатание дошло до книги Товита и затем остановилось. Книга этаоказалась на славянском языке переведенною с Вульгаты, в которую "смотреть"было не велено, а дальше следовали и такие книги, которых в греческомтексте LXX вовсе нет; кроме того, печатание исправлений под строкой, за ихмножеством, совсем запутало и замучило наборщиков, могло затем спутать ичитателей Библии. Стефан писал одно за другим донесения в Синод ? том, какему быть. В Синоде тоже пришли в затруднение и отмалчивались. Стефан так ине дождался ответа, потому что в начале 1739 г. посвящен, был в епископаПсковского и отстал от работы по исправлению Библии. Уже в начале 1741 г.Св. Синод, по его же проекту, решил: где нужно, править текст Библии поВульгате; печатание Библии перенести опять в Москву, поближе к академии;печатать ее в два столбца - в одном по старому, в другом по исправленномутексту; все напечатанное раньше оставить. Это был уже третий план изданияБиблии, но и он оказался после неудобным по громоздкости издания в двастолбца. B Москве работа исправления была закончена архим. ФаддеемКокуйловичем и префектом Московской академии Кириллом Флоринским к 1743 r.,и Св. Синод приступил к рассмотрению ее для печати. Имп. Елисавета торопилаСинод, в 1744 г. в великом посте заставляла членов собираться для чтенияисправленной Библии дважды в день, хотела для скорости издать ее по готовымуже исправлениям Феофилакта; но дело за другими занятиями Св. Синодаподвигалось медленно и, вместо Св. Синода, пришлось поручить его особойкомиссии только под наблюдением Синода. За недостатком людей нескоросоставилась и эта комиссия. До 1747 г. работал над Библией только одинзнающий человек, учитель Московской академии иером. Иаков Блонницкий.Наконец, в этом году решено было вызвать на помощь ему двоих учителей изКиевской академии, где священная филология находилась тогда в цветущемсостоянии, насажденная в академии замечательным знатоком языков СимономТодорским, учеником знаменитого профессора (в Галле) Михаэлиса. Вызваныбыли иеромонахи Варлаам Лящевский u Гедеон Сломинский, которым и сужденобыло закончить многолетнюю и сложную работу - Блонницкий работал с нимитолько до 1748 г. B общем плане они ближе всех прежних комиссий сошлись спервой комиссией Феофилакта - стараясь держаться ближе к старомуславянскому тексту, они принимали в расчет, кроме текста LXX, и другиетексты греческие, латинский и еврейский, по которым составлен старыйславянский перевод, вновь перевели с греческого книги Товита и Иудифь, 3Ездры исправили по Вульгате, сделали много новых исправлений, перечислиливсе исправления в особой рукописи и отчасти в предисловии к Библии систорией всего исправления и снабдили свой труд краткими изложениямисодержания каждой библейской книги. Наконец, в 1751 г. новая Библия быланапечатана по одному только исправленному тексту и пущена в продажу по 5 р.Нужда в ней так была велика, что за первым изданием скоро понадобилисьдругие (1756, 1757, 1759 гг.).[22] Говоря об успехах и плодах духовного образования в новое время нашейистории, нельзя не обратить внимание и на отрицательную сторону этогопредмета, на те невыгоды в постановке этого образования, которые постоянновредили его благим плодам. Все русское образование первой половины XVIIIвека, как уже известно, имело узкопрактический, сословно-служебныйхарактер, состояло в выучке только какому-нибудь специальному илисословному делу без предварительного общего образования. B видах, главнымобразом, лучшей постановки разных родов своей службы правительство заводиловсе только специальные - разные цифирные, навигационные, артиллерийские идругие школы, предоставляя общее образование молодых людей попечению однихих семейств. B таких же видах, для лучшей постановки церковной службы,велено было заводить и духовные школы, в которых сосредоточено было всерелигиозное образование. Таким образом, образование это, составляющеенеобходимейший элемент всякого общего образования, сделано былообразованием специальным, образованием одних духовных школ "в надеждусвященства" или, как потом стали его называть, поповским," без которогодругие школы могли, следовательно, и обойтись. Оттого в этих школахизучению закона Божия вовсе не дано было места. Стремление поддержатьрелигиозное образование в народе при Петре выразилось только распоряжениямиправительства об издании катехизических книжек и об усилении церковнойпроповеди. При Елисавете в 1743 г. вышли еще распоряжения ? том, чтобыродители обучали детей катехизису, под опасением штрафа в 10 руб., и чтобыпри определении на службу молодые люди были испытываемы в знании краткогокатехизиса. Дело религиозного обучения, таким образом, и теперь целикомотдавалось на попечение семейств.[23] Богослужения и церковная жизнь. Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя сменьшей энергией, чем в XVII в., при отделении раскола от церкви. ? числеважнейших обязанностей Св. Синода Регламентом было поставлено: а)рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время,особенно в Малороссии, противные Писанию, и непристойные запретить,употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные не вводились вобщий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотретьистории святых, нет ли между ними ложных, вроде жития Ефросинова; в)искоренять обряды и обычаи суеверные, вроде празднования пятницы вСтародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходупростоволосую бабу, и проч. Подобного рода исправления при Петрепроизводились очень энергично, иногда даже не совсем разборчиво, ивозбудили много не удовольствий в среде благочестивых людей, а приверженцамстарины давали повод к лишним толкам ? гонении на православие. Но потом,особенно со второй половины XVIII столетия, в этом важном деле сталипоступать с большей осторожностью. Из богослужебных чинов и последованийбыли пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (в 1720 г.),Чин избрания и рукоположения архиерейского (в 1725 г.), Чин принятияиноверцев и еретиков (1743-1744 гг.), Последование в неделю православия(Гавриилом, изд. в 1761 и 1767 гг.).[24] Круг богослужебных дней в Синодальный период значительно увеличилсяустановлением новых праздников или в память прославления угодников Божиих,или в воспоминании особых случаев небесного благоволения к русскому народу.Установленные праздники одни имеют общерусское значение другие – местное.Праздники местные установлены преимущественно в пять прославления угодниковБожиих: таковы в память св. Димитрия Ростовского (в 1757 г.).[25] При имп. Елисавете издан указ ? заведении возможно приличных икон, атакже священных сосудов и облачений по всем церквам; неискусно написанныеиконы велено отбирать; правительство обратило внимание на приличноесодержание икон и в частных домах, даже в крестьянских избах, и поручилонаблюдать за этим духовенству и епархиальной власти. Над иконописцамивелено было поставить из лучших мастеров смотрителей. Религиозные эстампыдозволено продавать только с разрешения архиереев. Св. Синод не раз выдавалраспоряжения: отбирать из церквей неискусно написанные иконы, неупотреблять в церквах икон резных и литых, кроме распятий и некоторыхлепных изображений на высоких местах, не изображать на иконах, вместосвященных лиц, символы, не допускать в иконописные цехи раскольников, неизменять в древних церквах иконописи и других предметов старины. Печатныеизображения подчинены надзору духовной цензуры.[26] ? 1740 г. дело дошло до того, что Св. Синод решился доложить императрице,что монашеству грозит впереди совершенное оскудение, что в монастыряхостались только старики прежнего пострижения, уже не способные ни к какимпослушаниям и службам, а между тем "чрез разные случаи" монашество все ещепродолжает умаляться. Императрица разрешила пострижение новых монахов дажес сокращением срока для искуса до полугода (вместо 3 лет). Монастыри сновастали оживать уже при имп. Елисавете, оказывавшей им большие милости. Онавозвратила им вотчины и еще более расширила свободу пострижения вмонашество, сначала, впрочем, только для ученых малороссов - кандидатов научительские места в духовных школах - в 1749 г. вышло разрешение постригатьих даже с 17 лет и с дозволения только местного архиерея; под конеццарствования в 1761 г. позволено было постригать всех желающих, но ссоблюдением принятых условий относительно лет постригающихся, свободысостояния и трехлетнего искуса. После Елисаветы в правительственных сферахопять обнаружилось противомонашеское направление.[27] Замечательным подвижник благочестия времён правления императрицыЕлисаветы Петровны является святитель Иоасаф Белгородский. Святитель Иоасаф родился в Прилуках Полтавской губернии, 8 сентября 1705года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении названИоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского родаГорленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовнуюакадемию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. Втечение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылсяродителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не приниматьмонашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именемИларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года былпострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событиесовпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасафбыл хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Егооставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смертипреосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ РафаилЗаборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способностимолодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Емубыло поручено ответственное послушание в должности экзаменатора приКиевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятилиеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братскогомонастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначенчленом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, онприложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходскогодуховенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой дляего организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нуждысвященнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясноопределилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся сбольшими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовногосовершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение "Браньседми честных добродетелей с седми грехами смертными".24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своеммонастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошломбывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощисвятителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца(память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу,свидетельствуя о своем покровительстве.В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. Вконце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением СвятейшегоСинода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обителиПреподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (вте годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф былхиротонисан во епископа Белгородского. [pic] Святитель ИОАСАФ (Белгородский; 1705 – 1754 г.г) Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил заблагочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослуженияи особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделялобразованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковныхтрадиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскомуслужению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, наканунепреставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил,что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другомукелейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а санасвященника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствииисполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославлениесвятителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.В означенный период в лике святых чествуемых к общему празднованию былпрославлен Димитрий, митрополит Ростовский, скончавшийся 28-го октября1709-го года и погребенный в Ростовском Яковлевском монастыре в соборнойцеркви. 21-го сентября 1752-го года, по случаю починки повредившегося полацеркви над могилой святителя, были обретены нетленными его мощи. От мощейтотчас начали совершаться чудотворения. В конце 1756-го года по именномуповелению императрицы Елисаветы Петровны истребованы были Св. Синодом отмитрополита Ростовского Арсения Мацеевича записи о чудесах, совершившихсяпри гробе святителя; вслед за тем наряжена была Синодом комиссия. Для осмотра мощей святителя и для дознания о происходящих при них(мощах) исцелениях. После исполнения комиссиею в январе 1751-го годавозложенного на нее поручения, Синод входил с докладом к государыне опричислении Димитрия к лику святых, на что и последовало изволениегосударыни 1-го апреля 1757-го года. Изъявив свое согласие на причисление святителя Димитрия к лику святых,императрица Елисавета Петровна, как говорится в указе Сунода АрсениюМацеевичу от 15-го апреля 1757-го года, «точию перенесением святых мощей вдругое место до указу обождать высачайше повелела». Это значит, чтогосударыня, решившая устроить серебренную раку для мощей святителя, самажелала присутствовать при положении мощей в устроенную ею раку. Не знаем,почему, но дело замедлилось, и государыня скончалась 25-го декабря 1761-гогода, не исполнив своего желания лично переложить мощи святителя в своюновую раку. Это последнее сделала Екатерина ІІ 25-го мая 1763-го года.[28] Список использованной литературы:1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии, 1988. – 1371 с.2. Тальберг Н. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 924 с.3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1988. – 597 с.4. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. –- 461 с.5. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с.6. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с.7. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с.8. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2001. – 935 с.9. По мат. http://schools.keldysh.ru/schin16/exam/korshunova/Elizaveta.html; Елисавета Петровна.10. По мат. http://www.collegium.org.ua/rpc3-4.htm; ПЕРИОД ВТОРОЙ (МОСКОВСКИЙ). Вторая половина: ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ. [pic]-----------------------[1]. Голштиния (Holstein), бывшее герцогство в сев. Германии, междуНемецким и Балтийским морями, отделяется от Шлезвига р. Эйдером.[2]. По мат.http://schools.keldysh.ru/schin16/exam/korshunova/Elizaveta.html; ЕлисаветаПетровна.[3].ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.:Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. С. 679 –680.[4]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое ПатриаршееПодворье, 2000. –- 461 с. С.315 – 317.[5]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С.434.[6]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С.435-436.[7]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое ПатриаршееПодворье, 2000. –- 461 с. С.330.[8]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.331.[9]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: КрутицкоеПатриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.384.[10]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.335.[11]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С. 438, 439, 440-443,444,445,446.[12]. Тальберг Н. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенскогомонастыря, 2004. – 924 с.С. 616-617.[13]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое ПатриаршееПодворье, 2000. –- 461 с. С.338 – 338, 341[14]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.343.[15]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: КрутицкоеПатриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.390-391.[16]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.345 -346.[17]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое ПатриаршееПодворье, 2000. –- 461 с С.350 – 351.[18]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: КрутицкоеПатриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.397-398.[19]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.359.[20]. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.:Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. С. 707-709.[21]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: КрутицкоеПатриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.431.[22]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое ПатриаршееПодворье, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconРеферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconВместе с 27 тысячами приходов Русской Православной Церкви Рождество...
Русской Православной Церкви Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православная Церкви,...

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconБельский А. В. История Белокриницкой старообрядческой церкви в России и в Крыму (XIX – XX века)
Рядцев основать свою церковь. В настоящее время она объединяет большинство представителей «поповщины» в старообрядничестве1 и именуется...

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconЦерковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви
Русской Православной Церковью. Именно прп. Серафим предсказал эпоху гонений на Церковь Христову, множество мучеников и исповедников,...

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconКатунин Ю. А. Хронология важнейших событий новейшей истории русской...
В 2001 году христианские конфессии мира будут отмечать 2000 – летний юбилей рождения И. Христа. Одной из наиболее крупных христианских...

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconСписок литературы на 9 класс Русская литература
Михаил Васильевич Ломоносов – «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия...

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconРеферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви»

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconВсеукраинское Объединение «Русское содружество»
Русская Православная Церковь не допускает возможности снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Русская православная церковь в первые месяцы после захвата власти большевиками

Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная Церковь в эпоху императрицы Елисаветы» iconМ. Макарий. История Русской церкви. Том Отдел 2
Мне известно было, что братом моим, в Бозе почившим высокопреосвященным Макарием, митрополитом Московским, в начале 1882 г закончен...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<