В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса




Скачать 121.45 Kb.
НазваниеВ. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса
Дата публикации20.03.2013
Размер121.45 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы


В. А. Витушко
ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ПАРТНЕРСТВЕ) ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
В настоящее время в Беларуси и в других странах СНГ активно обсуждается состояние и перспективы развития партнерства государства с иными социальными структурами общества, в особенности с бизнесом. Создается впечатление, что понятие партнерства для нас является новым.

Обращаясь к данной теме нужно отметить, что понятие партнерства имеет много аспектов. Оно имеет историческое, культурное и иное цивилизационное значение. Термин партнерство родственен таким терминам, как взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, солидарность, сосуществование, общежитие и т.п. Партнерство – это и явление, и общественное отношение, и состояние. Рассматривая партнерство как явление, мы можем обнаружить его различные правовые формы. Рассматривая партнерство как правоотношение, мы увидим широкое и многофункциональное его наполнение правами и обязанностями, а также условиями осуществления. Партнерство как состояние – это уже юридический факт, порождающий, изменяющий и прекращающий права и обязанности субъектов правоотношений. Правовые формы взаимодействия субъектов общественных отношений и правоотношений многообразны, они известны всем отраслям права. Это и предпринимательская деятельность в составе юридического лица, и различного рода договоры, а также все правоотношения, носящие фидуциарный характер. Целям партнерства служат и кредиторские обязанности. Сюда же включаются примирительные процедуры в процессуальном законодательстве, сотрудничество подозреваемых и подсудимых с правоохранительными органами в уголовном процессуальном законодательстве и др.

Действующие ГК Беларуси (статьи 671, 705 и др.), ГК России (статьи 718, 750 и др.), ГК Украины (статья 850 и др.) устанавливают правила взаимодействия и сотрудничества участников договора подряда и договора строительного подряда. Еще более характерно партнерство сторон в договорах кооперационного типа и совместной деятельности. Поэтому можно констатировать, что сотрудничество и взаимодействие присуще всем современным гражданским договорам. А поскольку прямого правового закрепления этот принцип не имеет, то его можно закрепить в ГК как общее правило. Кроме того, ГК Беларуси, например статью 288 можно дополнить указанием, что кредитор не только вправе требовать от должника исполнения обязанности, но сам должен содействовать должнику в этом.

Основой правового регулирования социального партнерства и взаимодействия государства, бизнеса и других лиц и образований являются Конституции тех стран, которые провозглашают государство социальным, а источником власти признают народ. В Беларуси это статьи 1 и 3 Конституции страны. Наиболее обстоятельно социальное партнерство урегулировано главой 33 Трудового кодекса Республики Беларусь. Эту же цель преследует и ряд других законов. Президентом Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. была подписана Директива № 4 «О развитии предпринимательских инициатив и стимулировании деловой активности», а Правительством принят ряд постановлений о развитии партнерства в социальной, инновационной и других сферах общественных отношений.

Сущность партнерства обусловлена природой общества. Как справедливо писал К. Маркс, общество – это продукт взаимодействия людей (1, 402). В то же время, согласно учению марксизма, общественные отношения последних тысячелетий в Европе, да и во всем мире, обременены состоянием разделения общества на антагонистические классы. Это нанесло большой ущерб пониманию и даже ментальности народов мира. Так, в СССР пропагандировалась не только беспощадная война между классами, но велась борьба с самой природой, окружающей средой, урожаями и проч. Вместе с тем следует отметить, что разделение общества на сословия, группы и прослойки имело место и будет всегда. И это имеет не негативное, а позитивное значение для развития общества. После общинной формы сосуществования людей, когда без взаимодействия нельзя было выжить, с разделением людей по видам деятельности, особенно с появлением предпринимательской и купеческой прослоек населения, выделением интеллектуальных и культурных сфер деятельности общество оказалось разделенным на бесчисленное количество социальных групп и прослоек, каждая из которых вносила свой вклад в развитие общества. Это предопределило соответствующую логику мышления и деятельности людей. Хотя еще в эпоху Возрождения, с одной стороны, никому и в голову не приходило, что между представителями различных профессий есть что-то общее. Даже о понятии группового правового статуса говорить было трудно. Сказывалось еще влияние времен рабовладельческой культуры. С другой стороны, нельзя говорить о том, что в период феодализма все представители высших сословий с презрением относились к людям низкого состояния и происхождения и возводили непроходимую стену между ними и собой. Презрение к толпе нельзя свести к сословно-политическому моменту, и тем более не служит доказательством «антидемократизма» средневекового общества. Вопрос замыкался на индивидуальных качествах каждого, кто по рождению был человек. Представления о том, что мудрость и благородство возвышают человека более, чем происхождение, богатство или власть, было хорошо знакомо и античности, и средневековью. В период Ренессанса в одной компании можно было встретить и крупного магната, и художника, и ремесленника (2, 16-18, 52, 57). Если взглянуть на взаимоотношения крупных землевладельцев и крестьян средневековой Беларуси, проживавших в пределах Великого княжества Литовского, то крестьянин имел право в любое время поменять себе «сюзерена» и избрать того землевладельца в качестве арендодателя, который одновременно мог наиболее эффективно осуществить защиту имущественных и неимущественных интересов крестьянина от любых внешних посягательств. Это был общий цивилизационный принцип взаимоотношений между слоями населения в средневековой Европе, в которой Великое княжество Литовское занимало достойное место. Такого рода правоотношения носили договорный и взаимно выгодный характер. Поэтому только в это время, когда, в частности, возникла теория общественного договора Ж.Ж. Руссо, никак не ранее, договор как правовой институт стал рассматриваться как соглашение.

Кроме того, глубокое разобщение людей было вызвано самим фактом появления государства как особого субъекта общественных отношений и правоотношений. Государство произвело наиболее глубокое разделение общества и препятствия к партнерству и взаимодействию различных социальных сил и народов мира. С середины второго тысячелетия новой эры государство монополизировало власть в обществе, противопоставило себя обществу, изъяло у общественных и иных социальных структур все организационные, юридические и иные функции по социально-экономическому и культурному развитию общества. Так, христианская церковь как основной идеологический и культурный центр, объединявший в единое целое людей и народы, была отстранена от социальных функций, а позже и вовсе отделена от государства. Лишь после буржуазных революций частное самоуправление и самоорганизация социальной, культурной и экономической сфер жизни общества вновь приобрели в государствах общее социальное значение. Частный капитал оказал мощное влияние на государство и составил определенную конкуренцию государственному аппарату в управлении обществом. Кроме того, все сословия в обществе получили дополнительно к имущественным и неимущественным правам еще избирательное и иные политические права, предполагающие расширение форм и сферы их участия в социальном партнерстве.

Наряду с этим идеи социализма, научно развивавшиеся в период ХУІІ - ХІХ вв., выдвигали требования более широкого участия трудящихся в управлении обществом, ограничении монополизма власти государства и сращиваемого с ним частного капитала. В свою очередь Гегель через абсолютный и безграничный дух рассматривал гражданское общество и государство как волю всех людей, как всеобщую свободу, где одновременно недопустима абсолютизация индивидуальности и ее интересов [3, 93, 286-287, 420, 432, 482 и др.].

Тем не менее, реализация принципа взаимодействия людей, их групп и государства в обществе остается проблемной. Стереотипы мышления, абсолютизирующие разделение власти в обществе, отделение государства от гражданского общества, деление общества на социальные страты, группы и прослойки со своими абсолютизируемыми индивидуальными интересами сохраняются. Так, в Беларуси нет понимания единства интересов даже среди предпринимателей. Банковское сообщество уклоняется от подчинения единым требованиям экономической конституции страны, т.е. Гражданского кодекса, и отделилось от других предпринимателей Банковским кодексом. Ранее действовавший Закон о банках и банковской деятельности, гармонично вписывавшийся в систему законодательства Беларуси, был отменен. Разобщенность населения, государственных и массового числа частных структур, нанимателей и наемных работников носит угрожающий характер. Беларусь, как и другие страны СНГ, оказалась в такой ситуации, когда настало время вновь вернуться к устоям жизни капиталистического характера. Но при этом ментальность современных развитых капиталистических стран у нас объективно еще не воспринимается. В то же время и опыт советского периода жизни быстро забыли.

Между тем идея участия народа в управлении государством, то есть партнерство государства и иных социальных единиц, получила в СССР и других странах социализма колоссальное развитие, не взирая на монополизацию власти коммунистической партией. Широкое распространение получили различные общественные и общественно-политические организации, идеи дружбы народов и другие направления партнерства и сотрудничества. Советское право закрепляло массу новых для культуры человеческой цивилизации правовых основ социального партнерства. В 80-х гг. ХХ в. в СССР законодательно трудовые коллективы получили право непосредственного управления своими предприятиями, вплоть до права смены руководителей предприятий. Не случайно именно в рамках советской действительности и права профессор Новицкий И.Б. опубликовал в 1951 г. специальную монографию по данной теме, которая называется «Солидарность интересов в советском гражданском праве. Отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи» [4]. Монография имела не только инновационный характер, но и раскрывала суть действовавшего законодательства. Впоследствии идеи партнерства и сотрудничества стали приобретать вполне осознанное международное признание. Так, ЮНЕСКО на своей восемнадцатой сессии в Париже 19 ноября 1974 г. приняла Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, в которых государствам-членам предложено принять юридические и иные меры по реализации принципов данных Рекомендаций. Как отмечено в этом документе, его принятие обусловлено осознанием глобальной взаимозависимости людей, наличием не только прав, но и обязанностей, возлагаемых на отдельных лиц, их групп и государства по отношению друг к другу, пониманием необходимости международной солидарности и сотрудничества, готовности отдельных лиц участвовать в решении проблем своего общества, своей страны и мира в целом [5, 74 – 83]. Советское экспериментирование не прошло даром для цивилизации. Опыт СССР и его права оказал огромное влияние на все сферы жизни западных стран, в том числе и на представления о характере и формах взаимодействия государства и бизнеса. Практическая реализация новых цивилизованных форм взаимодействия государства и бизнеса за рубежом началась только в 90-х гг. ХХ в. начиная с Великобритании. Этому способствовало то, что в англо-саксонском праве широкое применение имеют такие правовые формы, как товарищество, а также возможно несколько прав собственности различных лиц на одну вещь. На этой основе, в частности, стало возможным распределение между государством и частными лицами правомочий собственности на инфраструктурные объекты при осуществлении железнодорожных пассажирских перевозок и др.

Таким образом, взаимодействие, партнерство и сотрудничество в современном обществе – это не дань некоей новой идее. Партнерство должно охватывать всех участников общественных отношений и пронизывать все сферы социально-экономического развития общества. Но возникает вопрос о том, какие формы и способы такого партнерства допустимы для различных лиц, их организаций и групп.

В современной Беларуси идеи взаимодействия государства и бизнеса восприняты, главным образом, только в форме объединения их капиталов в форме создания общих коммерческих юридических лиц (предпринимательских обществ). Эта же форма предусматривается и в проекте Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». По этому поводу следует вспомнить опыт общественного развития наших народов в составе России ХІХ – начала ХХ вв., когда такое единение государства и капитала было названо В. Лениным в его классической работе «Развитие капитализма в России» государственно-монополистическим капитализмом, отличавшимся особо жестокой эксплуатацией трудящихся. Развитые капиталистические страны, посмотрев на трагический опыт существования и распада СССР, уже не применяют такие формы социального партнерства, которые ведут к слиянию капитала государства и частного бизнеса. Поэтому в современной России необходимость разграничения частного и государственного капитала была осознана и озвучена, в частности, министром финансов России Н. Кудриным. Но реалии стран СНГ пока таковы, что у нас государство еще не разделилось с бизнесом, а в развитых капиталистических странах они объединяют свои усилия в новых формах.

Партнерство государства и частного капитала в форме создание общих коммерческих структур в сфере производства и торговли товарами для населения и получения дохода от этой деятельности следует признать неправомерным и по ряду формальных юридических оснований. Так, согласно статье 44 ГК Беларуси целью деятельности коммерческих структур является исключительно получение прибыли. Аналогичное установлено статьей 50 ГК России, статьей 84 ГК Украины. Никаких социальных целей при этом не ставится. Но у государства правосубъектность иная, чем у коммерческих структур. Социальные задачи, в том числе учет личных потребностей нетрудоспособных, инвалидов, детей и иных категорий населения, для государства имеют не менее важное значение, чем коммерческие интересы. Кроме того, государственным структурам разрешено только то, что предписано законодательством. А поскольку прямой легализации создания совместных коммерческих организаций в действующем законодательстве нет, то объединение государства и частного капитала для целей получения прибыли противоречит закону. Тем более, что вне такого объединения остаются все некоммерческие организации, не говоря о населении, за счет которых и будет получаться такая прибыль. Других субъектов таких правоотношений просто не существует. Гражданин считается слабейшей стороной во взаимоотношениях с профессиональными производителями и продавцами. Ясно, что гражданин становится совершенно бессильным, когда на стороне предпринимателей становится еще и государство.

Следует учесть и то обстоятельство, что индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций в каждой стране должно быть равным по числу не менее чем 7 процентов от общей численности населения. Совершенно ясно, что на все это число предпринимательских единиц одного государства не хватит. А значит, государство достанется в качестве партнера только отдельным из них. Тем самым здесь будет нарушен правовой принцип равенства возможностей всех лиц. Последствия такого сращивания капитала государства и отдельных частных лиц с очевидностью имеют явно негативный и криминальный характер. Здесь складывается питательная почва для коррупции, взяточничества и иных должностных преступлений. Обсуждая современные мировые проблемы, лидеры ведущих стран мира на своих коллективных саммитах констатируют недопустимость даже такой формы сотрудничества государства и частного капитала, как государственный протекционизм на международном рынке.

Тем не менее партнерство государства и частного капитала в экономической сфере вовсе не исключается. Оно возможно и необходимо, но преимущественно посредством представительства интересов частного капитала его общественными объединениями перед государством или путем создания иных государственно-частных некоммерческих объединений. Общественные объединения предпринимателей, широко развивавшиеся в конце ХХ в. в Беларуси, могли выступать перед всеми государственными органами и вносить свой вклад в принятие адекватных государственных решений по правовому регулированию налоговых, таможенных и иных вопросов бизнеса. Однако ныне участие общественных структур в решении государственных задач ограничено. Так, общественные объединения предпринимателей уже не участвуют в подписании Генеральных соглашений наряду с профсоюзами и Правительством. Была отвергнута идея введения в проект Жилищного кодекса Республики Беларусь, принятого в 1999 г., специальных общественных организаций граждан по защите их жилищных прав. Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав граждан-потребителей в Республике Беларусь», общественные объединения граждан-потребителей остались единственным средством защиты соответствующих прав всех граждан, включая предпринимателей, перед государственными и частными структурами. Но и эти объединения в последних законодательных изменениях существенно ограничены в своих правомочиях.

С учетом изложенного и мирового опыта можно сделать некоторые замечания. Государственно-частное партнерство может иметь место исключительно для целей, преследующих общеполезные цели и при этом направленное на удовлетворение общественных интересов, а не получение дохода как предмета частного интереса, даже если доход получает и государство. Частный капитал, его профессионализм и знания могут привлекаться государством в социальные проекты, создание объектов коммунальной инфраструктуры, расширение доступа населения к информации, реализация образовательным программ, оказание социальных помощи населению, особенно инвалидам и иным нетрудоспособным, взаимодействие в вопросах повышения качества товаров, работ и услуг и другие аналогичные. При этом должен быть конкурс партнеров государства. Одновременно всякое партнерство должно быть доступным не только для государственного, но и для общественного контроля.

Предложения о легализации открытого перечня форм взаимодействия государства и бизнеса не приемлемы, учитывая специальную правоспособность государственных органов. Поскольку соглашения о взаимодействии возникают между конкретными государственными органами и частными структурами, то терминологически правильно говорить не о государственно-частном, а о публично-частном взаимодействии (партнерстве).
Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е издание. – М.: Политиздат, 1955, т. 27.

  1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л. М. Баткин. – М.: Наука, 1978. – 199 с.

  2. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В .Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.

  3. Новицкий И. Б. Солидарность интересов в советском гражданском праве. Отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи / И. Б. Новицкий. – М.: Госюриздат, 1951. – 120 с.

  4. ЮНЕСКО и права человека / Л. В. Павлова, А. Е. Вашкевич: Под ред. Л.В.Павловой. – Минск: Тесей, 2002. – 232 с.


Витушко Владимир Александрович – д. ю. н., профессор кафедры частного права учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО», профессор, г. Минск, Республика Беларусь


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы государства и права...

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса icon«Основы бизнеса. Шпаргалка»: Окей-книга; Москва; 2008; isbn 978-5-9745-0348-1
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Основы бизнеса». Материал книги...

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconКонспект лекций по теме: «Основы учения о происхождении и сущности государства и права»
Опорный конспект лекции по дисциплине «Правоведение» на тему: «Основы учения о происхождении и сущности государства и права» рассмотрен...

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы политики Эстонского...
Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы политики Эстонского...
Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconРазнообразие коррупции
Введено понятие об еще одной разновидности коррупции – «Захват бизнеса». Дано краткое описание предлагаемой авторами частной теории...

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса»
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Основы бизнеса» (для студентов, обучающихся по направлению...

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconКурсовая работа по дисциплине «Основы бизнеса» На тему «Разработка...
Разработка проекта предпринимательского бизнеса по производству игрушек на зао

В. А. Витушко основы представлений о взаимодействии (партнерстве) государства и бизнеса iconРоссийской Федерации Российский институт культурологии Государственный...
Серия конференций, посвященных взаимодействию смежных с культурологией научных дисциплин, является стратегическим проектом Российского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<