Контрольная работа по логике (УниВД)




Скачать 180.3 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по логике (УниВД)
Дата публикации10.02.2014
Размер180.3 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Право > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Контрольная работа по логике (УниВД)

Содержание1. Основные операции над понятиями.2. Выразите графически при помощи "кругов Эйлера" отношения между понятиями "суд", "суд первой инстанции", "надзорной инстанции"3. Постройте по отношению к суждению "все преступления, правонарушения" соподчиненное, противоположное, противоречащее суждение. И определите их истинность при истинности исходного суждения.4. Осуществите вывод из посылок, определив модус данной ситуации: потерпевший имеет право давать показания во время судебного разбирательства дела, потерпевший имеет право заявлять отводы и ходатайства.5. Сформулируете посылки и осуществите вывод индуктивного умозаключения по методу сопутствующих изменений.6. Какой из основных формально-логических законов нарушен: "никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, кроме случаев когда преступный характер деяния очевиден и не сомнен"7. Постройте прямое дедуктивное доказательство тезиса "Представители всех возрастных групп имеют равные права" 1.Основные операции с понятиями Характеристика понятия и операций над понятиями Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенныхпризнаках. Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать врешении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять двеосновные логические характеристики: объем и содержание понятия. Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся вданном понятии. Содержание - совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых вданном понятии. Операции над понятиями - это такие логические действия, вследствиекоторых создаются новые понятия Обобщение и ограничение понятия Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но сбольшим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.Например, обобщая понятие "Министерство внутренних дел Украины" мыпереходим к понятию " Министерство внутренних дел ". Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия,первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержаниепонятия, образованного в результате обобщения уменьшилось, так как мыисключили его индивидуальные признаки. Для образования какого-либо новогопонятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е.исключить его видовые (индивидуальные) признаки. Обобщение понятий не можетбыть безгранично. Наиболее общими являются понятия с предельно широкимиобъемами - категории, например, "материя", "свойство", "движение" и такдалее. Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположнуюоперации обобщения. Ограничить понятие - значит перейти от понятия сбольшим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим объемом, но сбольшим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду:увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например,ограничивая понятие "юрист", мы переходим к понятию "следователь", котороев свою очередь можем ограничить, образовав понятие "следовательпрокуратуры". Пределом ограничения понятия является единичное понятие,например, " следователь прокуратуры старший лейтенант Иванов ПетрИванович". Обобщение и ограничение не следует смешивать с мысленным переходом отчасти к целому и выделением части из целого, как например час из суток. Операция определения понятия Часто возникает необходимость раскрыть содержание понятия, котороеупотребляется в рассуждении. Так, чтобы правильно квалифицироватьпреступление как мошенничество нужно знать содержание понятия"мошенничества" (ст. 143 Завладения индивидуальным имуществом граждан илиполучения права на имущество путем обмана или злоупотреблением доверия) Логическая операция, раскрывающая содержание понятия путем перечислениявходящих в него признаков называется определением понятия или дефиницией.Как известно содержание понятия - это совокупность существенных признаковпредмета Как дать определение (построить дефиницию)? Определение состоит в ихпоследовательном перечислении. Указание главной части содержания понятия имеет вид подведенияопределяемого под ближайшее родовое понятие. Указание побочной частификсирует те особенные (видообразующие) признаки, которые отличаютопределяемое от всех, с которыми оно соподчинено родовому понятию. Поэтомустандартная процедура определения называется определением через ближайшийрод и видообразующие признаки. Такое построение дефиниции не являетсяединственно возможным, но оно встречается чаще всего. также используетсягенетическое определение понятия. Пример Брокер - физическое лицо, выступающее посредником в акте купли -продажи, не осуществляющее куплю - продажу от своего имени, но получающееоплату за проданный товар. Дилер - физическое или юридическое лицо, которое занимается торговымисделками с товарами, ценными бумагами и т.д. от своего имени и за счетсобственных финансовых средств. Из приведенных определений ясно, например, что понятия “брокер” и“дилер” находятся в отношении несовместимости: ведь человек не можетодновременно быть и тем, и другим постольку, поскольку ему бы пришлосьобладать взаимоисключающими признаками (осуществлять продажу от своего и неот своего имени). Конечно, в разные моменты времени, в разных сделках онможет быть дилером и брокером. Построение дефиниции должно подчиняться ряду правил. 1) Определение должно быть соразмерным. Иначе говоря, следует перечислять только общие существенные признакипредметов, мыслимых в определяемом. В противном случае определение будетнесоразмерным, что является логической ошибкой. 2) Определение должно быть четким и ясным. В определениях не должно содержаться метафор, сравнений, неизвестныхпонятий. Все это чревато непониманием или нарушением закона тождества,поэтому в научно-философском, юридическом языке или в деловом общениинедопустимо. Например, "Предприниматель - это пилигрим в мире бизнеса" или"Бизнесмен - это человек, делающий деньги". Приведенные суждения будят воображение, они уместны в художественнойлитературе, но в качестве строгих дефиниций недопустимы. 3) В определении не должно содержаться круга. Это правило является частным случаем предыдущего: оно предостерегаетпротив определение неизвестного понятия через однородное ему илипроизводное от него, которое, естественно, тоже не может считатьсяизвестным. Пример "Хулиган - человек, совершивший хулиганское действие". Но тот, кто не знает значения понятия “хулиган”, вряд ли знаком спонятием “хулиганство”. Поэтому правильная дефиниция должна раскрыватьсодержание искомого понятия, данное в независимых от определяемогосравнительно простых терминах. 4) Определение по возможности не должно быть отрицательным. То есть в определении понятия следует фиксировать наличие существенныхпризнаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В противном случаеопределение неинформативно. Например, суждение: “Дилер - это не абсолютныйдух” хотя и справедливо, однако практически ничего не говорит о реальномдилере. Однако в некоторых случаях существенной может быть фиксация именноотсутствия признака, например: ”Несовершеннолетний - человек, не достигшийвосемнадцати лет”. Значение определения понятия играет важную роль в теоретической ипрактической деятельности. Выражая в сжатом виде знания о предмете, оноявляется существенным моментом в познании действительности. Существуют операции, заменяющие определение (описание ихарактеристика) Является ли определение единственным средством выведения понятия воборот или его прояснения? Достаточно ли дефиниции для того, чтобыпостигнуть мыслимый в соответствующем понятии предмет? В одном из номеров "Аргументов и фактов" помещен запрос читателя:“Говорят, по России "гуляет" много фальшивых долларов. Может линеспециалист отличить настоящие купюры от подделок?” Достаточто ли в качестве ответа привести стандартную дефиницию понятия:“Американский доллар - денежная единица США, равная 100 центам”? Понятно,что вопрос этот чисто риторический: определение здесь не удовлетворяет.Поэтому редакция газеты совершенно справедливо прибегла к приему,заменяющему его, а именно к описанию. У нашего нового "зеленого друга" есть несколько отличительныхпризнаков. Особый, плотный на ощупь, хрустящий тип бумаги. Качество печати - очень четкие рисунки, просматриваются все тончайшиелинии. Фон неба - равномерный, не размытый, надписи - объемные. Каждой купюре должен соответствовать портрет определенного президента,а цифра - той сумме, которая обозначена прописью. Само собой разумеется, что краска на банкноте должна быть стойкой и неоставлять на пальцах черных и зеленых следов. Описание состоит в том, чтобы полно и точно указать адресатуинтересующие его признаки предмета, создать его наглядный образ. Описание выходит за круг чисто логических операций, оно апеллируетскорее к чувственному восприятию конкретного предмета. Описание необъективно, оно имеет субъективную направленность, то есть строится сучетом того, что нужно конкретному потребителю информации (тогда какопределение стремится к объективности, независимости от учета интересовтого или иного субъекта). Характеристика - операция, заменяющая определение тогда, когда ононевозможно или не требуется. Характеристика состоит в том, чтоперечисляются отличительные признаки или параметры предмета, имеющиезначение для адресата. Характеристика, в отличие от описания, ненаправленна на создание наглядного образа мыслимого предмета. Она можетбыть использована тогда, когда этот образ вообще не существует. Сейчас мы предложим вам не традиционное определение рекламы, а скорееперечень ее важнейших черт, пишут известные специалисты по рекламеЧ.Сэндидж, В.Фрайбургер и К.Ротцолл.Она не претендует на беспристрастность.Она обращается со своими специфическими призывами в рамках оплаченногоместа или времени и при этом четко указывает личность заинтересованнойстороны.Она многофункциональна. Она может (и не перестает) стимулировать тратуденег или их накопление, цели высокие или низкие, что-то платное илибесплатное и т.д., и т.п. от имени самых разных источников, для самыхразных аудиторий и по самым разным причинам. 4.Это феномен, способный принести потрясающий успех иликатастрофический провал и часто действующий в обстановке конечнойнеопределенности . Характеристика, как и описание часто используются в рекламныхобъявлениях. Какой из этих приемов выбрать - зависит от адресата рекламы.Если вы хотите воздействовать, например, на детей - потенциальныхпокупателей “марсов” и “сникерсов”, то целесообразно использовать описание(“... и толстый, толстый слой шоколада!”). Если же вы ставите своей цельюубедить органы власти выдать лицензию на продажу этих же сладостей, тоследует дать их характеристику (перечень ингридиентов, срок годности ит.п.). Специфическим видом криминологического описания сегодня остаетсясловесный портрет. Фрагмент криминологической характеристики преступности несовершен-нолетних приведен ниже. 1993 г. в Украине зарегистрированы 26075 преступлений, совершенныхподростками, и 11853, в которых они принимали участие. Итого 37928, т.е.14,2% всех раскрытых в этом году преступлений. Среди выявленных лиц, повинных в нарушении Уголовного кодекса,несовершеннолетние составили 13%. Ежегодный прирост, начиная с 1973 г., всреднем составил +5,2%. Ежегодный прирост общего количества лиц, виновных всовершении преступлений за этот же период, зафиксирован показателем +2,8%.Значит, прирост детской преступности почти вдвое превышает прирост всейпреступности .Достаточно ясно, что общая дефиниция понятия “детская преступность” хотя ивполне уместна при рассмотрении вопроса, однако в силу своейуниверсальности и объективности она не способна дать представление о здесь-и-теперь происходящем явлении, причем в интересующем именно криминологаракурсе. Следовательно, использование характеристики вполне оправдано. Операция деления понятия При изучении какого либо понятия встает задача раскрыть его объем, тоесть распределить предметы, которые мыслятся в понятии на отдельные группы.Так, чтобы лучше понять что такое "сделка" (действие гражданина илиорганизации, направленное на установление, изменение или прекращениегражданских прав и обязанностей). Следует разделить сделки на виды:многосторонние, двусторонние и односторонние. Логическая операция, раскрывающая объем родового понятия путемперечисления соответствующих ему видовых понятий называется Делением. Термин "деление понятия" описывает два взаимосвязанных процесса:мысленное деление объема родового понятия на подклассы, а также соотнесениеродового и вводимых для описания образовавшихся подклассов видовых понятий. Логическая операция, состоящая в ряде последовательных актов деления,называется классификацией. Деление и классификация - по сути однородные операции, различающиесялишь количественно (числом актов деления). Но если в случае деления понятияакцент обычно делается на одном из параллельных процессов - на установлениисоотношения "родовое понятие - видовые понятия", то в случае классификации- на втором, а именно на подразделении исходного класса на все более мелкиеподклассы (объемы видов и “видов видов”...). Поэтому обычно говорят"деление понятия", но “классификация предметов” (например, бабочек илизаконов). В структуре логического деления есть три элемента: делимое (родовоепонятие), члены деления (видовые понятия), основание деления. Основание деления - признак (или совокупность признаков), по которомупроводится деление. В зависимости от характера основания логическое деление делится навиды: дихотомическое и деление по видоизменению признака. Деление понятия (классификация) должно подчиняться ряду правил. 1) Деление должно быть соразмерным. Иначе говоря, объединение объемов членов деления должно давать объемделимого понятия. Нарушение данного правила - несоразмерное деление(некоторые члены не указываются). Если нет возможности или необходимости перечислять все члены деления,то процедура корректно "закрывается" выражениями типа “и так далее”, “итому подобное” и им подобным, а также троеточием. 2) Деление должно проводиться по одному основанию. Нарушение этого правила будет состоять в том, что процесс деления ведутпо одному основанию, а продолжают/заканчивают по другому, Например:студенты делятся по половому признаку на мужчин и женщин. По национальномупризнаку - русские, украинцы, узбеки. Но нельзя смешивать и делить намужчин, женщин и узбеков. 3) Члены деления должны исключать друг друга. Иначе говоря, в результате деления должно получить несовместимые(точнее, соподчиненные) понятия. Причиной нарушения этого правила бываетнарушение предыдущего. 4) В ходе классификации деление должно быть непрерывным. Это значит, что в процессе деления исходного родового понятия следуетпереходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”) их. Впротивном случае возникает ошибка - “скачок в делении”. Типичный ее пример:"Живые существа делятся на растения, млекопитающих животных и немлекопитающих животных " При операциях над классами понятий используются такие операции каксложение, умножение и деление. Сложение (объединение)- состоит в объединении двух или несколькихклассов в один класс, состоящий из элементов слагаемых классов. Например,объединяя класс "суверенное государство" -(А) и "несуверенное государство"- (не-А) получим класс "государство" (В), включающее и "суверенноегосударство" и "несуверенное государство". Умножение (пересечение) - состоит в отыскивании элементов общим длядвух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножениямножеств, находящихся в понятиях "депутат"(В) и "юрист" (А), получаем новоемножество "юристов-депутатов"(С). Отрицание (дополнение к классу) - дополнение к классу А называетсякласс не-А, который при сложении с А образует универсальную область. Такисключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуемдополнение: множество юристов-неадвокатов. 2. Задание: Выразите графически при помощи "кругов Эйлера" отношения между понятиями "суд", "суд первой инстанции", "надзорной инстанции". Отношения между понятиями определяются в зависимости от объемов иизображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера). Если объемы двух понятий имеют общие элементы, понятия называютсясовместимыми. В противном случае они несовместимы. В нашем примере мы имеемдело с совместимыми понятиями, поэтому рассмотрим их более подробно. Ксовместимым понятиям относятся тождественные (их объемы полностьюсовпадают, см. рис. 1а), подчиненные (объем одного из них - видового -является частью объема другого - родового, рис. 1б), пересекающиеся (объемыэтих понятий совпадают лишь частично, рис. 1в). Рис.1. Понятия “несовершеннолетний” и “лицо, не достигшее восемнадцатилетнеговозраста” являются тождественными понятие “злостное хулиганство” находитсяв подчинении к понятию “хулиганство” (ст.206 УК Украины), первое из нихявляется видовым по отношению ко второму - родовому. Понятия “хулиган” и“пьяница” находятся в отношении пересечения. Что же касается нашего задания, согласно законодательства осудоустройстве Украины (Конституция Украины, Закон Украины осудоустройстве) суды первой инстанции - это суды, которые рассматриваютдело и решают её своим приговором, решением или постановлением. Судомпервой инстанции может выступать любой суд. Суд второй инстанции(кассационный суд) - это суды, которые проверяют по жалобе или заявлениюправильность решения дела судом первой инстанции, если судебное решение неприобрело законной силы (ними могут выступать только суды второй и третьейинстанции). А суды надзорной (третьей) инстанции проверяют правильностьсудебных решений, которые приобрели законную силу, ними могут быть президииобластного и приравненного к нему суды, судебные коллегии, а также ПленумВерховного Суда Украины. Следовательно, графически это будет выглядеть так: Где H - "суд" Е - "суд первой инстанции" G - "суд надзорной инстанции" Здесь изображен типичный пример совместимых подчиненных понятий, гдеобъем понятия, видового (G) и (Е) - является частью объема другого -родового (Н). А между собой эти понятия (G и Е) являются соподчиненными 3. Постройте по отношению к суждению "все преступления - правонарушения" соподчиненное, противоположное, противоречащее суждение. И определите их истинность при истинности исходного суждения. К несовместимым понятиям (обозначены K и L) относятся соподчиненныеродовому понятию M (рис. а), противоположные (рис. б) и находящиеся вотношении противоречия, противоречивые (рис. в). Понятия “совершеннолетний” (U) и “несовершеннолетний” (R) находятся вотношении противоречия. В нашем случае соответственно: "все преступления -не правонарушения". (Ложное суждение) Понятия “абсолютно честный” (P) и “абсолютно нечестный” (Q) -противоположности (в спектре соподчиненных понятию “человек” (M) онизанимают крайние позиции). Т. е. остается некоторое множество, к которомуотносится категория “не - абсолютно честный” или “не - абсолютнонечестный”. На нашем примере: "не все преступления - правонарушения".(Ложное суждение). А понятия “проступки” (K) и “преступления” (L) соподчинены родовому -“правонарушение” (M). (Истинное суждение) Базисную роль в определении логического значения сложного сужденияиграет таблица истинности (в ней a, b - исходные простые суждения, русскиебуквы и, л обозначают, соответственно “истина”,”ложь”).|а |B |a ( b |a ( b |a ( b |a ( b ||И |И |И |и |л |и ||И |Л |Л |и |и |л ||Л |И |Л |и |и |и ||Л |Л |Л |л |л |и | 4. Осуществите вывод из посылок, определив модус данной ситуации: "Потерпевший имеет право давать показания во время судебного разбирательства дела, потерпевший имеет право заявлять отводы и ходатайства" То понятие, которое обще для обоих посылок, называется среднимтермином, обозначается М. В данном примере это “потерпевший” Кроме среднего термина в большей посылке присутствует больший термин(Р = ”показания” ), а в меньшей - меньший термин (S = ”ходатайства”).Стандартными элементами посылок и заключения является также кванторы исвязки. Логическая форма силлогизма в нашем случае имеет вид: М(S M(P S(P Виды силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках,называются его фигурами. Известно четыре фигуры простого категорического силлогизма. I II III IV M(P P(M M(P P(M S(M S(M M(S M(S S(P S(P S(P S(P По характеристике кванторов и связок - обе посылки общеутвердительные.Виды фигур силлогизма, различающиеся по качеству - количеству своих посылоки заключений, называются модусами. В третьей фигуре есть модус, у которого посылки такого качества -количества ААI. В принципе можно построить 64 модуса во всех четырех фигурах. Однакодоказано, что не все из них правильные Таблица правильных модусов I II III IV AAа AEE AAI AAI AII AOO EAO AEE EAE EAE IAI IAI EIO EIO OAO EAO AII EIO EIO Зная квантор, связку и термин заключения, находим искомое заключение: Часть, заявляющих отводы и ходатайства, дают показания Правильность решения можно проверить с помощью круговых схем (круговЭйлера). 5. Сформулируйте посылки и осуществите вывод индуктивного умозаключения по методу сопутствующих изменений Этот метод применяется тогда, когда нет возможности разделить иотдельно исследовать обстоятельства, входящие в спектр возможных причин:они встречаются только во взаимной связи. В таком случае, однако, остается возможность регистрировать изменениесилы проявления возможных причин (или целенаправленно их варьировать) исопоставлять с полученными данными поведение следствия в это же время. Пример Замечено, что политическая активность людей во всем мире,выражающаяся, прежде всего, в массовых собраниях и шествиях, возрастает испадает примерно с периодом в 11-12 лет. Что является причиной этогоявления? Можно выдвинуть ряд предположений, например - глобальное изменениеклимата на Земле, изменение положения нашей планеты по отношению ксозвездию Альфа Центавра, изменение числа пятен на Солнце и т. п. Носопоставление поведения первых двух возможных причин с изменениемполитической активности человечества не обнаружит синхронности (фактасопутствия изменений). Что касается последнего фактора, то эту материютрактует статья А. Кузнецова из “Аргументов и фактов”. “Солнечный ветер” меняет нашу жизнь. Природу этого явления открыл наш соотечественник А.Л. Чижевский (1897-1964) – основатель науки гелиобиологии. В его трудах, мало известныхширокой публике, показано, что политическая активность человечестваиспытывает периодические спады и подъемы, совпадающие с изменениемсолнечной активности. Примерно с интервалом в 11,5 года количество темных пятен на Солнценамного увеличивается (в 10 и более раз по сравнению с годами спокойногоСолнца), в результате чего усиливается поток заряженных частиц от Солнца кЗемле. Этот поток электронов, протонов и других элементарных частицназывается солнечным ветром и вызывает на Земле магнитные бури, полярныесияния, технические аварии и многое другое... Некоторые нейрофизиологи предполагают, что возмущения магнитного поляво время магнитных бурь воспринимаются непосредственно мозгом (минуя органычувств), и это может привести к неспровоцированному психическомувозбуждению. Сильнее всего магнитные бури чувствуют люди легко возбудимые. Выборы народных депутатов РСФСР происходили весной 1990 г. во времямаксимума солнечной активности. Это, по-видимому, повлияло и набаллотирующихся, и на избирателей. В результате избранными оказалось многопассионариев, которые не умеют логически мыслить, зато "хочут" и могутподраться... Приведенный фрагмент демонстрирует выявление причины исследуемогоследствия сначала чисто феноменологически - на основании регистрациисинхронности изменений двух процессов: увеличение числа пятен на Солнце -рост политической активности, и наоборот. Уже затем может быть построеносущностное объяснение найденной таким методом связи: в приведенном случаеоно опирается на понятия электромагнитного поля, магнитный бурь и т.д. Синхронность изменений двух процессов не всегда фиксирует наличиепричинно-следственной их связи: так, циклическое изменение количествасолнечных пятен не является непосредственной причиной политическойактивности (в этом случае оба явления суть следствия некоторой болееглубокой общей причины, а именно солнечной активности). Поэтому решениезадачи обнаружения причины логическим методом разумно сочетать с иными,вскрывающими, прежде всего, механизм порождения причиной своего следствия.В противном случае может случиться ошибка “после этого, следовательно попричине этого”. Если изменение только одного элемента из спектра возможных причинвсегда сопровождается синхронным изменением исследуемого следствия (имеетсясопутствие в их изменениях), то этот элемент, видимо, являетсядействительной причиной. 6. Какой из основных формально-логических законов нарушен: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, кроме случаев когда преступный характер деяния очевиден несомнен" В данной ситуации трудно говорить о нарушении Мышление, претендующее на правильность, должно подчиняться множествуправил. Наиболее общие и важные из них принято называть законами логики. Ихвыделено четыре: закон тождества, закон противорения (непротиворечия),закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Закон тождества: "Всякая мысль в пределах данного рассуждения должнаоставаться тождественной себе". Формально-логическая запись закона: Р ( Р,где Р, прежде всего, понятие и суждение. Закон тождества фиксирует требование относительной устойчивости мысли,ведь в противном случае она превратится в постоянно изменяющуюся аморфнуюактивность, неспособную привести к устойчивым правильным результатам. Типичны два нарушения закона тождества, две ошибки: подмена понятия иподмена тезиса. Закон противоречия (непротиворечия). Закон противоречия гласит: ”Дванесовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одноиз них необходимо ложно”. Закон противоречия применим только в том случае, если относительно всехвходящих в поле анализа форм мышления выполняется закон тождества. Этоозначает, что должны совпадать субъекты и предикаты суждений, эти суждениядолжны соответствовать одному и тому же моменту времени, рассматриваться водном и том же отношении и проч. Закон исключенного третьего и его нарушение. два несовместимых сужденияне могут быть одновременно истинными. Нарушение закона исключенноготретьего состоит в утверждении одновременной ложности двух контрадикторныхсуждений и в поисках третьего истинного. Однако “третьего не дано”(tertiumnon datur). Наш случай мы можем рассмотреть с двух точек зрения. Первый - когдаданная формулировка выступает как логическая аксиома, и вторая часть ееявляется дополнением первой, мы можем только предположить о нарушениизакона тождества в части "очевиден и несомнен". При определении даннойтрактовки может произойти подмена понятий. Т. е. одни субъекты толкованиябудут вкладывать в понятие "очевиден и несомнен", а другие совершенно иное.Понятие "очевиден и несомнен" размыто и может иметь многозначность. С другой сторны, если условно разделить данный тезис на две отдельныечасти: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступленияиначе как по приговору суда" и, вложив такое содержание во вторую часть "…случаи, когда преступный характер деяния очевиден и несомнен доказываниевиновности в суде не требуется", мы могли бы смело утверждать о нарушениизакона противоречия. Постройте прямое дедуктивное доказательство тезиса "Представители всех возрастных групп имеют равные права" Все доказательства по своей структуре и по общему содержанию мыслиделятся на прямые и косвенные. Прямое доказательство осуществляется посредством необходимогологического выведения из логического основания (системы истинныхаргументов) истинного тезиса. Оно может быть построено, например, в видекатегорического силлогизма (здесь посылки - аргументы, а заключения -тезис). Доказательство может быть построено в виде вывода логикивысказываний. При прямых доказательствах задание состоит в том, чтобы найти весомыеаргументы, из которых логично вытекает тезис. В построении прямогодоказательства можно выделить два связанных между собой этапа: поиск тех,признанных обоснованных суждений, которые являются убедительнымиаргументами для доказательства тезиса; установление логической связи междунайденными аргументами и тезисом. Первый этап считается подготовительным, апод доказательством понимается дедукция, которая связывает подобныеаргументы и доказательственный тезис. Так как права охраняются законом, а закон распространяется на всех ивсе перед ним равны, следовательно, представители всех возрастных групправны перед законом.Список литературы 1. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 96 г., 320 с. 2. Тягло А. В. Логика критического мышления (в конспектном изложении), -Х., Харьковский институт управления. 96 г., 72 с. 3. Тягло А. В. Логика с элементами курса критического мышления. -Х, Изд. УВС "Основа", 1998, 152 с. 4. Івін О. А. Логіка: навчальний посібник для факультативних курсів. К.: "АртЕк", 1996. -232 с. 5. Доказательство и понимание. Монография. М. В. Попович, С. Б. Крымский и др. -К., изд. "Наукова думка", 1986, 298 с.-----------------------[pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа по логике

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа по логике на тему: «Диверсия»

Контрольная работа по логике (УниВД) icon1. в сумке лежат 15 шариков, из которых 10 красных, остальные синие. Наугад вытянули 4 шарика а
На уроке №15 проводится контрольная работа. Контрольная работа проверяет следующие умения

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа по курсу “Экономический анализ” Контрольная работа...
По первой части необходимо ответить на теоретические вопросы, согласно варианта по списку в журнале

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа (40 мин., пример): Построить приложение в среде...
Контрольная работа вариант 1 (система решена – 5, с проверкой корректности – 4) – всего 9 баллов

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа по уголовному процессустудентки 4 курса 1 группы...

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа по уголовному процессустудентки 4 курса 1 группы...

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа. Контрольная работа по дисциплине «Системы технологий»

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа №1 (сдать до 7 й учебной недели) Контрольная работа №2

Контрольная работа по логике (УниВД) iconКонтрольная работа по философии и истории образования Московский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<