В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»




Скачать 81.45 Kb.
НазваниеВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Дата публикации11.02.2014
Размер81.45 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
О совместительстве и совмещении профессий и должностей
Сфера трудовых взаимоотношений считается одной из самых трудных и проблемных. Кодекс законов о труде Украины (далее по тексту - КЗоТ) один из «старых» действующих кодексов. КЗоТ был утвержден Законом Украинской Советской Социалистической Республики 10.12.1971 года. Конечно, в него неоднократно вносились изменения и дополнения, но для сегодняшних реалий, данный кодекс принципиально устарел. Вопросы трудовых взаимоотношений бывают иногда настолько индивидуально-направленными, что юристам приходится поднимать массу нормативно-правовых актов, судебную практику для того, чтобы правильно разрешить данные вопросы.

Тема сегодняшней публикации это совместительство и совмещение профессий (должностей). Очень часть на предприятия, где отсутствует штатная единица юрисконсульта, должностные лица, осуществляющие работу с кадрами (как сегодня принято говорить - менеджеры по персоналу) не видят особой разницы между совместительством и совмещением. А между тем, это два разных понятия, которые отличаются по условиям самой исполняемой работы, по оплате труда, по предоставлению гарантий и компенсаций, по порядку оформления данных трудовых отношений, по установлению определенных ограничений.

Законом в настоящее время регулируется совместительство только в отношении работающих на государственных предприятиях, учреждениях, организациях. Понятие совместительства в КЗоТ не определено. Но дается в Положений об условиях работы по совместительству работников госпредприятий, учреждений, организаций, утвержденном совместного приказа Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.1993 года №43 п. 1. Совместительством, согласно вышеуказанному приказу, является исполнение работником, кроме своей основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, учреждений, организаций или у гражданина (предпринимателя, частного лица) по найму.

Таким образом, основными критериями работы по совместительству являются:

- выполнение другой работы, не связанной с основной;

- выполнение такой работы вне рамок рабочего времени;

- регулярность работы по совместительству;

- обязательность оформления работы по совместительству трудовым договором;

- платность работы по совместительству.

Если гражданин устраивается на работу по совместительству на другое предприятие, или к гражданину, то его будущий работодатель имеет право потребовать предоставить не только паспорт, а и диплом об образовании или другой документ, подтверждающий наличие профессиональной подготовки, если будущая работа требует специальных знаний. Как правило, трудовая книжка по месту работы по совместительству не предоставляется, так как она находится по основному месту работы. Понятно, что если работник собирается работать по совместительству на своем предприятии, то данные паспорта или сведения об образовании обычно уже имеются у работодателя.

Оплата труда по совместительству осуществляется за фактически выполненную работу или согласно условиям оплати, указанным в трудовом договоре. Полученная за работу по совместительству зарплата при подсчете среднего заработка по основной работе не учитывается, но Положением предусмотрен ряд исключений, касающихся учителей, преподавателей, медиков, и фармацевтов.

Гражданин, работающий по совместительству, имеет право на отпуск не только по месту основной работы, но и по месту работы по совместительству, но отпуск на работе по совместительству предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы. Оплата отпуска или выплата компенсации в случае его не использования проводится совместителям в соответствии с действующим законодательством (статья 10 Закона Украины «Об отпусках»). Отпуск без сохранения зарплаты, который предоставляется работнику в обязательном порядке по желанию работника, совместителю предоставляется на срок до окончания отпуска по основному месту работы (статья 25 Закона Украины «Об отпусках»).

Увольнение работника, работающего по совместительству, проводится по основаниям, предусмотренным законодательством, а также в случае принятия работника, который не является совместителем, и в случаях ограничения совместительства в связи с особенными условиями и режимом работы без выплаты выходного пособия. Согласно нормам, предусмотренным ст.43.-1 КЗоТ, расторжение трудового договора с работником, работающим по совместительству, по инициативе собственника предварительного согласия профсоюза не требуется.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.1993года №245 предусмотрен определенный порядок работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций. Данным Постановлением установлено, что работники, специалисты и служащие государственных предприятий, учреждений и организаций имеют право работать по совместительству, то есть исполнять, кроме своей основной, другую работу на условиях трудового договора. На условиях совместительства работники могут работать на том же или другом предприятий, учреждений, организации или у гражданина, в свободное от основной работы время. Для работы по совместительству согласия администрации по месту основной работы не требуется.

Ограничения на совместительство могут устанавливаться руководителями государственных предприятий, учреждений, организаций, совместно с профкомом только для работников отдельных профессий и должностей, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями работы, дополнительная работа которых может привести к последствиям, которые негативно отразятся на состоянии их здоровья и безопасности производства. Ограничения также распространяются и на лиц, которые не достигли 18 лет и беременных женщин.

Данным Постановлением установлена продолжительность работы по совместительству, которая не может превышать 4-х часов в день и полного рабочего дня в выходной день. А общая численность работы по совместительству на протяжении месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

Постановлением установлено, что кроме работников, которым законом запрещено работать по совместительству, не имеют право работать по совместительству также руководители госпредприятий, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т.д.) и их заместители (за исключением научной, преподавательской, и творческой деятельности). Перечень работ, которые не являются совместительством, в Приложении к Положению об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций утвержденных совместным приказом Минтруда, Минюста, Минфина от 28.06.1993г.№ 43 и этот перечень касается только работников, работающих на госпредприятиях, учреждениях, организациях.

Как мы уже говорили выше, на законодательном уровне работа по совместительству регулируется только для работающих в государственном секторе. Таким образом, ограничения в негосударственном секторе законом не установлены для совместителей по количеству договоров на совместительство. Это значит, что для работников, работающих на предприятиях, учреждениях, организациях негосударственной формы собственности, не установлены ограничения работы по совместительству в части возможности заключения договоров на совместительство. Но такие ограничения может предусмотреть работодатель в трудовом договоре: например, установив в условиях договора запрет (на время работы по основному месту работы) на работу по совместительству на другом предприятии, учреждении, организации. Ограничения на совместительство также может быть установлено коллективным договором, соглашением сторон, также могут предусматриваться ограничения законом. Это, прежде всего, касается труда женщин, труда несовершеннолетних, труда связанного с занятостью на тяжелых, вредных и опасных работах.

Следует напомнить, что, говоря о продолжительности работы по совместительству, необходимо учитывать требование, предусмотренное в статье 50 КЗоТ, которое устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Исходя из содержания данной нормы следует, что это требование касается не только работников работающих на госпредприятиях, в учреждениях, в организациях, а также и для работников, работающих в негосударственном секторе, у граждан. Законодатель в данной статье не указывает: касается ли эта норма продолжительности при работе на основной работе или на основной и по совместительству. Таким образом, эта норма продолжительности рабочего времени является общей для рабочей недели вообще.

КЗоТ предусмотрено, что предприятия и организации при заключении договора могут устанавливать только меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем 40 часов в неделю. Увеличение продолжительности рабочего времени законом не предусмотрено.

Понятие совмещения профессий (должностей) предусмотрено и установлено в статье 105 КЗоТ работа, которая выполняется на том же предприятии, учреждении, организации одновременно со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, работа по другой профессий (должности).

Таким образом, основными критериями работы по совмещению являются:

- работа на том же предприятии, учреждении, организации;

- работа в рамках рабочего времени по основному месту работы;

- работа по другой профессий или на другой должности.

Как в случае с совместительством, так и в случае совмещения, выполнение данной работы предусмотрено только по желанию работника. Даже, если работодатель в связи с изменениями в организации производства и труда устанавливает для работника совмещение профессий (должностей), то законодатель это рассматривает, как изменение существенных условий труда, при котором требуется согласие работника и его предупреждение об этом не позднее, чем за 2 месяца. Это становится актуальным в связи с кризисом и сокращением рабочих мест на предприятиях, учреждениях, организациях.

Оплата труда за совмещение профессий (должностей), а в этом случае законодатель определяет ее как доплату, устанавливается на условиях, предусмотренных коллективным договором. Для работников бюджетной сферы за совмещение профессий установлена доплата в размере 50 процентов должностного оклада (тарифной ставки) Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002г. №1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».

Как мы уже отмечали выше, оплаты за совмещение профессий (должностей) работнику устанавливается в виде доплаты. Таким образом, заключение трудового договора на совмещение не требуется (приказа о приеме и увольнении издавать не нужно); работа по совмещению не заносится в трудовую книжку; гарантии компенсации на работу по совмещению не распространяются. В данном случае на предприятии, учреждении, организации издается приказ о разрешении работнику совмещения профессий (должности) и устанавливается доплата на срок совмещения. Единственно, на что необходимо обращать внимание работодателю при разрешении работы по совмещению это наличие: документов, подтверждающих возможность работы в другой профессий (должности), соответствующей квалификации; состоянии здоровья работника и возраст. Условием разрешения работы по совмещению является наличие на предприятии учреждения, организаций вакансии.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОИ ЛИТЕРАТУРЬІ.
1. Кодекс законов о труде Украины, принятый Законом Украины от 10 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде Украины».

2. Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.1996г. № 504/96-ВР.

3. Постановление Кабинета Министров Украины от 03.04.1993г. №245 «О работе по совместительству работников государственных предприятии, учреждений и организаций».

4. Постановление Кабинета Министров Украины от 30.08.2002г. №1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».

5. Приказ Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28.06.1993г. №43 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятии, учреждений й организаций».

6. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.1993г. №58 (название в новой редакции: приказ от 08.06.2001г. №259/34/5).
Начальник Алуштинского городского управлення юстиции И.А. Голушкова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» Крым без мусора

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Порядок привлечения граждан к формированию и реализации государственной политики

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Согласно действующему законодательству обязательному нотариальному удостоверению подлежат

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Требования к заведениям, предоставляющим детям услуги по компьютерной игровой деятельности

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Некоторые аспекты возмещения вреда, причинённого незаконными действиями правоохранительных органов

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику «Вопросы праворазъяснительной практики»
О порядке расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Ответственность за нарушение организации и проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Основные аспекты государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
В любом обществе объективной необходимостью производственного процесса, совместной трудовой деятельности, является трудовая

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<