Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 342.69 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации13.02.2014
Размер342.69 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,общинная и т. п.);-отношения хозяйственного использования земли;-формы управления земельными ресурсами (система политических, социально-экономических, правовых и административных мер, направленных на организациюих использования);-способы и методы регулирования земельных отношений. Рассмотрим перечисленные аспекты земельных отношений подробнее. Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благи является чрезвычайно сложным понятием. Экономические науки рассматриваютее в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества(прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливает правовыехарактеристики такого присвоения, его отражение в законах, принимаемыхгосударственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами. Собственники земли далеко не всегда являются производителямисельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам.Так возникают отношения хозяйственного использования (например, арендныеотношения). Отношения собственности и хозяйственного использования формируютпротиворечивые экономические интересы, приводящие к конфликтам междугрупповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмыуправления земельными ресурсами со стороны государства, а также разработкаметодов экономического регулирования земельных отношений. Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющихдостаточно сложный состав, структуру, соподчинение и механизм совокупноговоздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность,соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества,необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционнуюактивность отраслей и регионов и т. д. Существенную роль играют также политические и социально-психологическиефакторы. К первым из них относятся политические решения и правовые нормы,способы их осуществления и контроля за реализацией, состояние и способностьк функционированию пирамиды исполнительной власти, активность и социальнаянаправленность деятельности партий и общественно-политических движений.Вторые включают механизмы мотивации, психологические установки и ориентацииконкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейнымположением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п. В результате исторического развития любого общества постепенноскладывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которымотносятся физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловыеорганизации (юридические лица) и государство, их объединяющее,представляющее и защищающее их интересы, многообразные и частопротиворечивые. Субъектами земельных правоотношений называются лица, наделенныеземельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельнымзаконодательством. Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государствеможет меняться. Так, в России с ликвидацией монополии государственнойсобственности на землю, появлением многообразных форм земельнойсобственности и хозяйственного использования земель он резко расширился. Российская Федерация, ее субъекты, города федерального значения,автономные области, автономные округа являются субъектами правоотношенийгосударственной собственности на землю. При этом следует учитывать, что,будучи субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе стем является субъектом права территориального верховенства и носителемгосударственного суверенитета. Согласно Конституции РФ суверенитет Россиираспространяется на всю ее территорию, ее Конституция и федеральные законыимеют здесь верховенство. Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектамиФедерации, — районы, города, поселки городского типа, сельские населенныепункты — обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюсяв пределах их границ (черты населенных пунктов). В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальнойсобственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений — органыгосударственной власти и местного самоуправления, граждане и юридическиелица — выступают участниками таких видов отношений, как управление землей иее использование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, крометого, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой исовместной) собственности на землю. Органы государственной власти и местного самоуправления выполняют впределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.Охрану земельных прав осуществляют государственные правоохранительныеорганы — суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд. Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектомвсех земельных правоотношений. Однако в зависимости от вида этих отношенийпонятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет обучастках, для которых установлен определенный правовой режим,непосредственным объектом процессуальных действий могут быть данныекадастра и мониторинга земель, решение компетентного органа опредоставлении земельного участка и т. д. Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной имуниципальной собственности определяется законодательством. Так, объектыземельных правоотношений федеральной собственности определены УказомПрезидента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельныеучастки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасностистраны, охраны государственных границ, осуществления других функций,отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки,занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а такжеучастки особо охраняемых природных территорий федерального значения. К объектам земельных правоотношений государственной собственностисубъектов Российской Федерации относятся земли, находящиеся в пределах ихадминистративно-территориальных границ, за исключением земель, составляющихфедеральную, муниципальную, частную или иную форму собственности на землю.Соответственно объектами муниципальной собственности являются земли,находящиеся в границах административных районов, населенных пунктов, кромеземель, составляющих государственную, частную, общую собственность.Объектами земельных правоотношений частной и общей собственности выступаютиндивидуальные обособленные в натуре и юридически закрепленные земельныеучастки, предоставленные (приобретенные) в собственность в установленномпорядке гражданам и юридическим лицам, а также земельные акции и земельныедоли (паи) членов коллективов сельскохозяйственных предприятий, которымземля принадлежит на праве общей долевой собственности. В сфере государственного управления землями объект земельныхправоотношений находится в зависимости от компетенции органа управленияземлей и вида управленческой функции. Это может быть весь земельный фонд(ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра), земля впределах определенных административно-территориальных границ(предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта),отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство). Индивидуально обособленный в установленном порядке земельный участокнезависимо от правовых оснований его предоставления (в собственность,землепользование, аренду) составляет объект земельных отношений в областииспользования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектомправа собственности на землю соответствующего вида. Земельный участок —это часть поверхности земли, имеющая фиксированныеграницы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение,разрешенное использование и форму законного владения) и другиехарактеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре идокументах государственной регистрации прав на землю. Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объектам земельныхправоотношений относятся также прочно связанные с земельными участкамиобъекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооруженияи др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущербаих назначению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе сземельными участками в нераздельном обороте, если иное не предусмотренозаконом. В правоохранительных земельных правоотношениях объектами являютсяустановленный законом земельный правопорядок, права и законные интересыучастников земельных правоотношений. Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов,главный из которых — вопрос о собственности на землю. Формы земельной собственности и организационно-политические и правовыемеханизмы, их реализующие, способны либо ускорять, либо замедлять развитиеэкономики. В зависимости от того, насколько полноценно субъектысобственности реализуют свои права на землю, а также на результаты еепроизводительного использования, определяется сила мотивов к расширениюпроизводства. Земельная политика каждого государства в конкретный период его развитияво многом складывается под влиянием общей социально-экономической политикии выражается в правилах распределения и использования земельного фонда,ограничениях и стимулах в этой области. В настоящее время получили распространение различные формы земельнойсобственности — частная, общая (совместная), государственная и др. Крометого, имеются различные формы пользования землей, которые подразделяют насрочные и бессрочные, платные и бесплатные и т. д. Аренда как форма землепользования представляет собой передачуземлевладельцем (арендодателем) арендатору земли на определенных условиях всоответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы,ее виды (деньги, продукция и услуги, налоговые и иные платежи за землю,например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т.д. Отношения, возникающие в связи с арендой земли, регулируютсязаконодательством Российской Федерации. Арендатор вправе использовать арендуемый земельный участок только поназначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать инымспособом. По окончании действия договора все права, относящиеся кземельному участку, переходят к землевладельцу (арендодателю). Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие междуих субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридическиелица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненноенаследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочноепользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду земельныеучастки — арендную плату. Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв,других природных и экономических условий, местоположения земельного участкаи не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца.Арендная плата за земельные участки определяется договором между владельцеми арендатором. Граждане, имеющие в собственности, пожизненном наследуемом владении,бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадькоторых превышает предельные размеры, установленные земельнымзаконодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за частьплощади, превышающую предельный размер. В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обороте, включаяпорядок установления, изменения и прекращения земельных прав иобязанностей. Допускается без изменения целевого назначения купля-продажаземельных участков в собственность гражданам для коллективного ииндивидуального садоводства и животноводства, жилищного, гаражного идачного строительства, личных подсобных хозяйств. Существует определенныйпорядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов иобременении земельных участков. Субъекты Российской Федерации реализуют возможность определять правовыеформы владения землей на своей территории в рамках своих конституционныхправомочий. Они также разрешают изменять целевое назначениесельскохозяйственных земель на основе утвержденной градостроительнойдокументации. Очень важен экологический аспект земельных отношений. Сейчас необходимпостоянный учет процессов, происходящих в различных экосистемах и вбиосфере в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторингаземель. Платежи за природопользование и загрязнение среды являются покаединственным и к тому же малоэффективным механизмом экономическогостимулирования охраны окружающей среды. ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Государственным регулированием земельных отношений называется системамер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использованияземли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение исоздание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту правсобственности, владения и пользования землей путем осуществления комплексаорганизационных, правовых, экономических действий. Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельныхотношений. Государственное регулирование обеспечивает организационно-правовой базис, регламентирует экономические взаимоотношения субъектовземельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основевзаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости врамках существующей правовой базы и с учетом реальных условийпроизводительного использования земельных участков. Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало вформировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежатьгосударству, а рыночный механизм формируется в рамках существующегозаконодательства и в интересах граждан. К основным задачам государственного регулирования земельных отношенийотносится: улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства; сохранение и улучшение экологического состояния территорий; создание правовых, экономических и организационных предпосылок дляфункционирования всех форм собственности, владения и пользования землей иформ хозяйствования на ней. Государственное регулирование земельных отношений в России включает: регулирование использования земли в качестве природного, социального ихозяйственного объектов; формирование многообразия форм собственности, владения и пользованияземлей; наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления порегулированию земельных отношений на своих территориях; обеспечение равенства участников земельных отношений в защите их прав; недопущение противоречащего закону вмешательства государства вдеятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию ираспоряжению землей; охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений; пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли,наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемыезаконом права и интересы других лиц; обязательность мероприятий по государственному управлению земельнымфондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю; обязательность государственного регулирования при вовлечении земли врыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховыхкомпаний и других институтов рыночной экономики). Правильной организации государственного регулирования земельныхотношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществлениябудет способствовать выполнение следующих основных требований: 1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии сКонституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативнымиактами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовыенормы по вопросам регулирования земельных отношений, содержащиеся в другихотраслях законодательства, должны соответствовать земельномузаконодательству (при пользовании водными, лесными и иным природнымиресурсами, в градостроительстве). 2. Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всехсубъектов Федерации начала регулирования земельных отношений, обязательныетребования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству,государственному земельному кадастру, государственному контролю заиспользованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель,имеющих федеральное значение. 3. Соотношение земельного законодательства субъектов Федерации инормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих земельныеотношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определеннымизаконодательством РФ, а также утвержденными федеральным законом договорамио разграничении полномочий по регулированию земельных отношений междуразличными органами государственной власти. 4. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевогоназначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель,определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации. 5. Порядок использования земель внутри той или иной их категорииопределяется собственником, пользователем, владельцем, арендаторомземельных участков в соответствии с природно-сельс-кохозяйственнымрайонированием земель, их зонированием, территориальным планированием ихиспользования и землеустроительной документацией. При этом особой охранедолжны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их внесельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке,установленном законом. 6. При регулировании земельных отношений государство должно создаватьэкономические, правовые и организационные условия для поддержкирационального и эффективного использования земельных ресурсов, их охраны иповышения качества, для обеспечения территориальной и экологическойустойчивости землевладений и землепользовании. 7. Развитие экологических методов регулирования земельных отношенийдолжно осуществляться путем совершенствования платности землепользования,рентных отношений, стимулирования земледельцев и землепользователей зарациональное, эффективное использование земли, создания источниковналоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты. 8. Государственное регулирование земельных отношений должноосуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозовэкономического развития страны и ее регионов, отраслей производства,использования ресурсов, в том числе и земельных, на основе действующейзаконодательной и нормативной базы и механизмов регулирования. 9. Управление земельными ресурсами включает планирование ихиспользования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственноерайонирование, землеустройство, мониторинг земель и государственныйземельный кадастр. Планирование развития территорий и их хозяйственногоиспользования базируется на решениях органов исполнительной власти.Долгосрочная перспектива их развития определяется на основе социально-экономических программ, землеустроительной, градостроительной и инойдокументации. 10. Государство должно обеспечить использование и охрану земельсельскохозяйственного назначения в соответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием. 11. Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных,открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовомположении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельныхучастков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостнойоценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельногокадастра, являющихся основой для организации использования земли всемиучастниками земельных отношений. 12. Регулирование правовых, организационных, экономических,технологических и других мероприятий по использованию и охране земельныхресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущениюнеобоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного илесохозяйственного оборота. 13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязанностей субъектовземельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнениемероприятий по использованию и охране земель органами государственнойвласти и местного самоуправления, юридическими и должностными лицами, атакже гражданами. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Правовой механизм государственного регулирования земельных отношенийвключает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельныеправоотношения. Источники права представляют собой внешнюю форму выраженияправотворческой деятельности государства, с помощью которой волязаконодателя становится обязательной для исполнения. Наиболеераспространенная форма источника права — нормативные правовые актыуполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие)правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулированиисоответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права,по определению Е. Н. Колотинской и др., понимаются нормативные правовыеакты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы,регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта,уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются наакты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.Занимая ведущее место среди нормативных актов, регулирующих земельныеотношения, акты органов государственной власти подразделяются по вертикалина федеральные акты Российской Федерации и акты субъектов РоссийскойФедерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативные правовые акты. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой встрого иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшимипредставительными органами государственной власти, обладают наибольшейюридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенствосреди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ,наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. СогласноКонституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны ей противоречить. Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовойсистеме и роли в регулировании общественных отношений, законыподразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы,принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всейтерритории РФ; федеральные законы и принимаемые в соответствии с нимизаконы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иныенормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам,находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектовФедерации. Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречитьфедеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметамведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Вслучае противоречия между ними действует федеральный закон. Припротиворечии же между федеральным законом и нормативным актом субъектаФедерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовомурегулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъектаФедерации. Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законови иных нормативных актов всех субъектов Федерации Конституции РФ ифедеральным законам отнесено к совместному ведению РФ и субъектовФедерации. Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства кисточникам земельного права относят также акты других отраслейзаконодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельныеотношения. Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр,вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличиенорм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках такихотраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводуземли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельнымзаконодательством в Законе РФ «О недрах» определены право собственниказемельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых,находящихся в границах этого участка, обязанности землепользователя поохране земель от вредного воздействия и приведению нарушенного припользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное дляиспользования; в Основах лесного законодательства Российской Федерациипредусмотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанностилесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных идругих процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п. Правовые нормы, так или иначе связанные с регулированием земельныхотношений, содержатся также в источниках административного и уголовногоправа, предусматривающих соответствующие виды земельных административных иуголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права,содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок сземлей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего правограждан на получение земельного участка под жилищное строительство и ихобязанность использовать участок по назначению. Особое место среди источников земельного права занимают акты, которыесами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результатеутверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Этомогут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений,заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденныекомпетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ ссубъектами Федерации. К этой же группе источников земельного права относятся утвержденные вустановленном порядке компетентными органами государства типовые договоры,а также имеющие вспомогательное значение (и позволяющие раскрыть содержаниеземельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающиетребования по охране земель и почв при проектировании, строительстве,эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяющие требованияк состоянию земель, и т. п. Обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникамправа, Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормысоставляют основу источников земельного права и являются отправнойюридической базой для определения основных направлений развития всегоземельного законодательства. В Конституции РФ содержатся нормы, специально направленные нарегулирование земельных отношений. Провозгласив использование и охрануземли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующей территории, Конституция закрепила такиеосновополагающие положения земельного права, как введение частной,государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другиеприродные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частнойсобственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжениеземлей и другими природными ресурсами при условии, если это не наноситущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Важную группу конституционных положений, действующих в . областиземельного права, составляют положения, связанные с разграничениемпредметов ведения (полномочий) между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу огосударственной собственности. В соответствии с Конституцией РФ ксовместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничениегосударственной собственности (ст. 72), признание федеральной собственностии управление ею (ст. 71). Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации. Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретаютпроблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, егосодержания на конкретных этапах земельной реформы. Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователейреализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельныхотношений. Государственное регулирование создает организационный и правовойбазис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектовземельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса ипредложения на земельные участки, а также на труд, средства производства ирезультаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование неможет охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная ипродовольственная безопасность России требует от государства вмешательства,не связанного с экономической целесообразностью. Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуетсясистемой мер экономического воздействия, направленных на реализациюземельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев иземлепользователей, установление социально справедливых платежей за землю,экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования,введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшениеэкологического состояния земельных участков, на защиту земельсельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв,самозахвата и разбазаривания. Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях переходак рынку включает: -земельный налог; -арендную плату за землю; -рыночную цену земли; -залоговую цену земли; -компенсационные платежи при изъятии земель; -компенсационные выплаты при консервации земель; -платежи за повышение качества земли; -штрафные платежи за экологический ущерб; -налоговое обложение при гражданском земельном обороте; -плату за право аренды и т. д. Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечатьследующим требованиям: -обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлениювоспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений; -разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса; -использование земельной ренты в качестве основы для формирования системыэкономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другимиэкономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.д.); -учет интересов и равноправие различных социальных групп населения вреализации прав земельной собственности и различных форм землепользования; -стимулирование рационального размещения и специализациисельскохозяйственного производства; -усиление экологической защиты земельных угодий. Одним из основных рычагов экономического регулирования земельныхотношений является механизм платы за землю. С его помощью государствовоздействует на экономические интересы землевладельцев иземлепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли,находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землюявляется особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты. Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательскойдеятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственнаяи банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходыв виде процента. Земельная рента имеет иную природу. Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно,но может и передать свое право использования земли в арендупредпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получаетправо монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачиваетземлевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора вземельную ренту обусловлено именно данной монополией. Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не толькосреднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственникуземли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — этоформа экономической реализации собственности на землю. В ее составеразличают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту. Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии наземлю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в своераспоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству онимогут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечиватьполучение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли. С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственныйоборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычнуюприбыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль ипревращается затем в дифференциальную ренту. Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновениеабсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемойгосударством и другими землевладельцами в силу монополии собственности наземлю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости надсредней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине болеенизкого органического состава капитала, трудности перелива капитала изпромышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравниваниянормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общейнормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и среднихпо качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены напродукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиямипроизводства на худших участках, то есть эти цены выше обшей ценыпроизводства. Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочнаяприбыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другимсобственникам земли. Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества,местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкиеземлевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как ихиздержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно вышескладывающегося общественно нормального уровня издержек. Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной изпричин возникновения противоречий между землевладельцами иземлепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этомне имеет значения общественное (официальное) признание или непризнаниесуществования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могутмаскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализацияземли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную сней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рациональногоземлепользования. При экономическом регулировании земельных отношений этот аспектнеобходимо учитывать с той или иной степенью полноты. Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношенийявляется дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочнойстоимости, которая присваивается землевладельцами по причине ихмонопольного права на землю как на объект хозяйствования. Экономической причиной ее образования является излишек прибавочнойстоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокойпроизводительности труда работников сельского хозяйства и дополнительновложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию иместоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых вобщественное производство лучших и средних по плодородию и местоположениюземель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростомнаселения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах,необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье. Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства, складывающуюся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их использование прекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала). МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ К основными методам государственного управления земельными ресурсамиотносятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторингземель и государственный контроль за использованием и охраной земель. Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных нарегулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет иоценку земельных ресурсов, составление территориальных ивнутрихозяйственных планов. Основные направления землеустроительнойдеятельности включают: -разработку федеральных и региональных программ использования и охраныземельных ресурсов и схем землеустройства с учетом экономических,градостроительных, экологических и иных особенностей территории; -межевание с установлением (восстановлением) на местности границадминистративно-территориальных образований, границ земельных участковсубъектов земельных отношений по единой государственной системе и ихтехническое оформление; -составление проектов землеустройства и упорядочение существующихземлевладений и землепользований с устранением неудобств в расположенииземель; -определение границ земельных участков, установление их границ и отвод внатуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовкудокументов для удостоверения прав на земельные участки; -разработку разного рода рабочих проектов, в том числе по рекультивациинарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей,оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления,загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами,по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранениюи повышению плодородия почв; -обоснование размещения и установления границ особо охраняемыхтерриторий; -закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты ичерты сельских поселений; -проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных,агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований,а также изыскательских работ; -разработку землеустроительной документации, связанной с ресурснойоценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитиемтрадиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов иэтнических групп; -составление карт и атласов о состоянии и использовании земельныхресурсов; -проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявлениенеиспользуемых, используемых нерационально и не по целевому назначениюземель. Землеустройство проводится государственными проектными организациями,другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию напроведение этих работ за счет средств федерального бюджета, бюджетовсубъектов Федерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направления ихдеятельности: -научное обеспечение и прогнозирование земельных преобразований,перераспределение земель; -обоснование и реализация единой государственной политики в областипланирования, перераспределения, рационального использования и охраны всехкатегорий земель независимо от форм собственности на землю и формхозяйствования на ней; -обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель всельскохозяйственном производстве; -формирование и размещение экологически и экономически обоснованных,компактных и оптимальных по площади землепользовании; -создание территориальных условий для рационального функционированиясельскохозяйственного и несельскохозяйственного производств; -разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий,повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охранеземель; -межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением(обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных итерриториально-производственных границ по единой государственной системе, атакже изготовление документов, удостоверяющих право на землю. Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимоот их целевого назначения и форм собственности с использованием научнообоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденнойземлеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов,материалов обследований и изысканий. Режим и целевое использование земель, организация территории, ранеземель являются обязательными для собственников и пользователей земли, атакже органов государственной власти и управления. Внесение изменений вземлеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившегоее органа. Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти иуправления, местного самоуправления, по инициативе органов системыГоскомзема РФ или по ходатайству заинтересованных собственников ипользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих наполучение земельного участка. Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РФ, земельнымзаконодательством РФ, законодательными и иными правовыми актами субъектовФедерации, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядокразработки, утверждения и реализации землеустроительной документации. Под государственным мониторингом земель понимается системанаблюдений за состоянием земельного фонда; она является частьюмониторинга состояния природной среды и выполняет базовую,связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основныецели мониторинга земель: оценка состояния земельного фонда длясвоевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработкирекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативныхпроцессов, а также информационное обеспечение государственного земельногокадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля заиспользованием и охраной земель. Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов. Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв, бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичных региональных программ. Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются врегиональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихсябазовым материалом для подготовки Государственного (национального) докладао состоянии и использовании земель Российской Федерации. Эти докладыдоводятся до органов управления с соответствующими предложениями попредотвращению и устранению негативных процессов на земле, используютсятакже для ведения земельного кадастра и осуществления государственногоконтроля за использованием и охраной земель. Государственный земельный кадастр как официальная система регистрации иоформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную сними недвижимость, учета и оценки земельных участков проводится по единойсистеме на всей территории Российской Федерации. Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природном, правовом ихозяйственном положении земель требует дальнейшего научного и методическогообеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрацияземлевладений, землепользований и участков собственности; количественный икачественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценказемель. Эти разделы должны остаться и далее, но устаревшая технологияполучения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода кмногоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и впринципе не может обеспечить решения задач государственной земельнойполитики. Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно-исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны бытьрешены следующие вопросы: -уточнение классификаций угодий в связи с переходом на учет и оценку попервичным участкам для целей земельного, лесного, водного кадастров икадастров других природных ресурсов; -установление для каждой категории земель по целевому назначению системыобщих и частных показателей, характеризующих качественное состояние парцеллили экологически однородных участков; -разработка способов получения и обработки этих показателей для различныхуровней ведения земельного кадастра; -разработка программного обеспечения для сбора, обработки, храненияземельно-кадастровой информации по парцеллам или экологически однороднымучасткам. К важнейшим направлениям совершенствования земельного кадастра Россииотносятся: -введение стоимостных оценок земли для формирования местного бюджета; -осуществление мер экономического поощрения предприятий, природохранная исоциально-культурная деятельность которых имеет приоритетный характер длягорода или района; -поощрение экономическими методами рекультивации и восстановлениянарушенных земель и освоения неудобий; -решение экологических проблем путем принятия дифференцированной шкалы сучетом класса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны,стоимости необходимых мероприятий по экологизации производства и др.; -размещение различных объектов в соответствии с оптимальнымфункциональным зонированием и планировочной организацией территории,принятыми в комплексных градостроительных программах, проектах районнойпланировки, генеральных планах городов и других специализированныхпроектах, развивающих и детализирующих комплексные программы развитиярайона; -компенсация дополнительных затрат землевладельцам и землепользователямиз-за менее выгодного их местоположения и т. д. Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводоминформации на современные виды ее носителей, снимающих ограничения по ееформе (графическая, текстовая) и объему. Обработка огромных массивовколичественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждом контуреземельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике подсилу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированныхрабочих мест. Объектом земельного кадастра являются все земли Российской Федерации в еегосударственных границах, а кадастровой единицей — земельный участок спрочно связанными с ним объектами, имеющий фиксированный правовой статус,границы, площадь, местоположение, цену. Кадастровая документация включает в себя документы, подтверждающие правана земельные участки, картографические, графические, табличные, текстовые,магнитные, электронные носители информации, предусмотренные правиламиведения и использования земельного кадастра. При ведении земельного кадастра возникают кадастровые отношения — поповоду производства, ведения, распределения и использования земельно-кадастровой информации. Объектом их является кадастровая информация оземлях Российской Федерации, участниками — государственные органы иучреждения, физические и юридические лица, несущие установленныезаконодательством обязанности и обладающие соответствующими правами вданной области. Земельный кадастр является основой, на которой базируются государственныеи отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых инежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности ихозяйствования и т. п. Государственный земельный кадастр ведется в целях: -закрепления прав на землю собственников, владельцев, пользователейземли; -осуществления государственного контроля за распределением ииспользованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды,залога, дарения, обмена и т. д.); -обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласностиземельных сделок, разрешения земельных споров; -проведения налогового обложения земли и земельных сделок; -установления нормативной и перспективной цены земли; -предоставления сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании и цене; -обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц. Ведение реестров земельной регистрации, внесение в них записей, выдача правооформляющих документов, справок и выписок возлагаются на главного регистратора кадастрового бюро; он же несет ответственность за правильность сведений, содержащихся в реестрах, копиях и выписках из них. Земельная регистрация является правоустанавливающим юридическим актом, наосновании и с момента свершения которого за лицами признаются изакрепляются государством права на земельные участки, а такжеподтверждается законность сделок с землей. В процессе земельной регистрации в единую систему объединяются всеправовые сведения о земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, атакже земельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путемвнесения соответствующих записей в регистрационную поземельную книгу. Сведения, вносимые в книгу и подлежащие обязательной предварительной проверке, приобретают юридическую силу и в дальнейшем являются единственно законными и достоверными для судебных, финансовых, налоговых и других государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и граждан. Достоверность и правильность содержащихся в кадастре регистрационных сведений могут быть оспорены только в судебном порядке. Сведения земельной регистрации включают: -сведения о землях; -их целевое назначение (категорию земель); -наименование земельной собственности, землевладения, землепользования; -форму собственности, владения, пользования землей; -площадь земельной собственности, землевладений и землепользований; -местоположение, адрес; -дату регистрации земельной собственности, землевладения, землепользования; -наименование правооформляющего документа, выданного после регистрации, его номер и дату выдачи; -общую стоимость землевладения, в том числе стоимость самого земельного участка и стоимость связанного с ним имущества; -величину земельного налога; -особые отметки о землевладении. Государственный контроль за использованием и охраной земель направлен наобнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельномзаконодательстве правилам ее использования и охраны. Цель государственногоконтроля — обеспечить соблюдение всеми государственными учреждениями, атакже гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фондастраны в целом и его отдельных участков. Агроэкономическое состояние земельных ресурсов России к началу реформбыло неудовлетворительным. Многие площади эродированны и эрозионно опасны,многие загрязнены промышленными выбросами. Снизился запас гумуса в почвах,многие земли оказались заболочены и переувлажнены, захламлены промышленнымиотходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокуюкислотность. Изучение зарубежной практики показывает, что действенная системагосударственного контроля опирается как на экономические методы, так и наадминистративные, причем экономический механизм действует в том числе и напринципе отдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношенийсодержат значительное число стимулирующих рычагов, некоторыенепосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земель.При нарушении субъектом норм пользования угодьями их права могут быть вкакой-то части приостановлены. В США, например, экономическое нарушениеприводит к лишению предприятий государственных контрактов, субсидий илиссужаемых средств. В большинстве стран, использующих финансовые стимулы дляподдержки мер по уменьшению загрязнения земель, невыполнение условий,выдвигаемых для получения займа, приводит к прекращению финансирования.Право организаций государственной финансовой системы осуществлять подобныедействия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием. В странах с развитой экономикой для обеспечения охранногоземлепользования используются методы как прямого, так и косвенного действияпри явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которыеспособствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чеммеры наказания за эти нарушения. В качестве таких профилактических мерособо широко применяются профессиональные (специальные ипредпринимательские) требования к лицам, покупающим или арендующимземельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равнойстепени предъявляют и сдающий землю, и те, кто от имени государственных,общественных или кооперативных организаций участвуют в оформлении арендныхсделок. Первый — потому, что заинтересован в более высоких суммах аренднойплаты, которые (особенно при фиксированных ставках) целиком зависят отобъемов производства, инвестиций и умения арендатора продуктивноиспользовать передаваемую ему землю. Вторые — как облеченные таким правом,защищающим национальные или кооперативные интересы. Большое значение имеют прямой контроль за использованием земельспециалистами государственных или других уполномоченных на это служб инеотвратимость установленной законом ответственности. Это подтверждает опытпередовых сельскохозяйственных товаропроизводителей России и развитыхкапиталистических стран.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<