Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти»




Скачать 283.42 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти»
Дата публикации16.02.2014
Размер283.42 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Понятие и признаки государственной власти

Министерство образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета Кафедра конституционного и административного права Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» Выполнил: Минаев Н.С. Ю-033 Проверил: Старший преподаватель Соломина Е.Е. Новокузнецк 2004 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти 2. Формы и методы осуществления государственной власти 3. Легитимность и легальность власти 4. Единство и разделение властей Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Словарь Ожегова: Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность илиспособность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективовс помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.Государственная власть возникает одновременно с государством и является егонеотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическоеруководство обществом осуществляемое при помощи органов государства идругих государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов,либо социальных групп. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в тойили иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждалв своей работе “Политика”, что властный механизм необходим длярегулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюдусвязана с порядком государственного управления…” Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения иподчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводствосложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и другихнормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений. В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же времяона несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, котораянаступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами. История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра I, величиестраны достигалось под воздействием мощной централизованной государственнойвласти, обеспечивающей единство правового, экономического, политическогопространства, жесткую исполнительную вертикаль. В современных же условиях, когда Россия переживает сложный периодформирования правовых, экономических, социальных основ демократическогообщества сильная, дееспособная власть является первым условием успешныхпреобразований. Без нее не создать предпосылок экономического роста,невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность. Государственная власть является направляющей и организующей силой,способной принимать решения и претворять их в жизнь. 1 – ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Признаки власти: . Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество. . Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека. . Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована. Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать взависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основаниюможно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть,идейная власть, семейная власть, политическая власть. Государственная власть является разновидностью социальной власти. Государственная власть отличается от иных видов социальной властиналичием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки): 1. Монополия на издание общеобязательных велений; 2. Монополия на применения государственного принуждения. Признаки государственной власти: . Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. . Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение. . Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории. . Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти. . Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.). . Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти). . Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений. В основе государственной власти современных государств лежит принципразделения властей (его более подробная характеристика будет дана впоследующих главах). Структуру государственной власти составляют: 1. Субъект (государство в лице его органов); 2. Объект (подвластные, население государства);Определение власти. Соотношение видов власти Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти. Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти). Категория «власть» имеет ряд родственных понятий. 1)Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. СЧ другой стороны, категория господства уже категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию. 2)Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание) 3)Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции. Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать власть: -в масштабе всего общества; -внутри того или иного коллектива(организации) -в отношениях между двумя индивидами Т.е. власть может выступать как социальная - присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.) Социальная власть может проявляться в политической и неполитической формах. Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю. Политической является та власть, которая способна выступить средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются: - власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим) - государственная власть - власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров В специальной юридической и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая власть» они употребляют в более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими звеньями политической организации общества. Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) починять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Государственная власть как разновидность власти социальной в полной мере обладает всеми ее признаками: 1.Власть – это явление социальное, т.е. общественное. 2.Она является атрибутом общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обуславливает в нем присутствие такого феномена как власть. 3.Власть может функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если это животное находится в его собственности). Обусловлено это качество следующей характерной особенностью власти. 4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально- волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли. 5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов, которых является властным (властвующим), а другой – подвластным субъектом. С общесоциальной точки зрения оба они являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта. 6. Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, сила убеждения, эстетического воздействия(сила красоты) и т.д. В этой связи не стоит путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» - это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. В чем же тогда различие? Думается, характерная особенность процесса принуждения заключается в осознании подвластным того, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный предполагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного. 7.Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно- волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом. Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической и недемократической Причем это деление касается не только государственной власти, но ивсякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократияможет быть и неполитической. Государственная власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, нелегальной) Носителями последней могут являться неформальные группы в правящейэлите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимнаявласть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальностьхарактеризует правомерность существования власти с формально-юридическойстороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание властинаселением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданногоявления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но нелегитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политическогогосподства (власти) внес немецкий политолог, экономист и социолог М.Вебер(1864-1920) Говоря об особенностях государственной власти, ее качествах ипризнаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную,можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством; во-вторых, то, что государство и государственная власть – это все-таки явленияразные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признакигосударственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, ас другой – они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должныбыть различными. Перечислим особые свойства государственной власти: 1. Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. 2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти. 3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства. 4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. 5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм. Особо остановимся на таком свойстве государственной власти каксуверенитет. Суверенитет государственной власти внутри страны выражается: . в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны . в общеобязательности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей . в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти . в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство насвоей территории и независимость в международных отношениях. Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ.Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, апоследние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государстворасполагает суверенитетом независимо от величины территории, численностинаселения, политического режима. Верховенство государственной власти означает: - ее безусловное распространение на население и все социальныеструктуры общества; - монопольную возможность применения таких средств воздействия(принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми нерасполагают другие субъекты политики; - осуществление властных полномочий в специфических формах, преждевсего юридических (правотворческой, правоприменительной иправоохранительной); - прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты другихсубъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы,как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальныхединиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни былоиностранное государство или внешняя сила нарушает границы данногогосударства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающеенациональным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его какособого субъекта политических отношений, как главного компонентаполитической системы общества. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемыхсвойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, которыйпозволяет отличить страну от других публично-правовых союзов. 2 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Понятие формы правления объясняет, из каких основных институтовскладывается организация государственной власти, как они формируются и какони взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего,различаются монархии и республики. В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные илиноминальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству иосуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принципнаследования короны соблюдается не всегда: - династии могут меняться в результате захвата силы, - известны выборные монархии, в которых судьбу короны решалааристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется еебожественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежитюридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властныеполномочия, не несет законной политической ответственности за своюдеятельность. Монархии подразделяются на абсолютистские и конституционные. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические ипарламентские. В республике высшие полномочия государственной власти осуществляютсядолжностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.),избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - этовыборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственныхорганов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высшихдолжностей исполнительной власти. Для современный развитых государств характерны три формы правления:президентская республика, парламентская форма правления, смешанная(полупрезидентская) республика. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Россия по Конституции 1993 г. похожа на смешанную республику, но уПрезидента существенно больше полномочий, чем, например, у французского.Президент РФ - это прежде всего конституционно-правовой институтисполнительной власти. Он обладает решающими полномочиями в сфереисполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министраоказывается слабой и зависимой. Он формирует правительство РФ исамостоятельно принимает решение об отставке Правительства, непосредственноруководит деятельностью важнейших федеральных министерств и ведомств,является верховным главнокомандующим. Но у Президента РФ естьконституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительнойвласти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти.Полномочия Президента РФ в области законодательной власти включают в себя:право законодательной инициативы; право издавать указы по любым вопросам,не урегулированным законом, т.е. неподзаконные указы; право отлагательноговето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создаютконкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента РФ. Способы осуществления государственной власти Способы осуществления государственной власти объясняет понятие“государственный режим”. Это категория, выражающая меру и характер участиясубъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальныхгрупп, общественных объединений) в формировании и осуществлениигосударственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) идемократические. Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственногоуправления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи,показывающие реакцию общества на управление, блокируются и невоспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободывыражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и другихполитических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальныхоппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзовлибо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций.Средства массовой информации контролируются авторитарной властью взависимости от меры жесткости авторитарного режима. В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных режимов -прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющееиндустриальное развитие на основе экономического принуждения (например,режим Пиночета в Чили). Консервативные режимы (например, мусульманскиефундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционногообщества и представляют собой реакцию традиционно правящей политическойэлиты на ослабление ее господства. Жесткие авторитарные государственные режимы не следует путать стоталитарными режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т.д. Тоталитаризм - это не просто крайний вариант авторитаризма. Эторазновидность деспотии, рецидив деспотии в XXв. в эпоху индустриальногоразвития. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть наднесвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. Притоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной ит.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е.чисто силовом, принуждении. Демократия в современном смысле этого понятия означает формальноравное участие полноправных граждан в формировании и осуществлениигосударственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство вполитике, формальное равенство политических идеологий и объединений,партий, формально равная для всех субъектов государственно-правовогообщения возможность участвовать в формировании государственной воли. Признаком современной демократии прежде всего являются политическиесвободы - идеологический и политический плюрализм, многопартийность,свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободыобъединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательноеправо, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободныевыборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несутполитическую ответственность перед избирателями. К участию в выборахдопускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех,кто преследует цель свержения демократического режима и установлениядиктатуры, а также иные антиправовые цели. Принято различать непосредственную (прямую) и представительную формудемократии. Обычно демократию объясняют как “народовластие”. Имеется в виду народкак некий абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует навыражение воли народа. Но реально в современном демократическом государственет никакой “власти народа”, тем более “непосредственной власти народа”, аесть демократически организованная государственная власть. “Эффект народовластия” в современных конституциях, (например, вКонституции РФ 1993 г.) достигается следующим образом. Во-первых, народобъявляется единственным суверенным источником власти в стране и носителемнекоторого суверенитета, это положение признается непременным признакомдемократии в смысле “народовластия”. Во-вторых, провозглашается, что народне только является источником власти, но и “осуществляет свою властьнепосредственно”, а также через органы государственной власти и местногосамоуправления”. В-третьих, референдум и свободные выборы называются высшимнепосредственным выражением власти народа. В действительности в плюралистической демократии источником властиявляется не народ (абстрактное коллективное целое), а большинство (частоотносительное большинство) политически активных граждан, участвующих вформировании государственной власти и составляющих меньшинство народа. Навыборах высших органов государственной власти конкурируют партии, закоторыми стоят организованные группы, каждая из которых представляетинтересы части народа - нередко очень малой части. Побеждают на выборахпартии, имеющие большие ресурсы влияния на избирателей. Электоратпобедившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящая элитавсегда утверждает, что она получила власть “от народа” или “по воленарода”. Таким образом - выборы - это государственно-организованный процессизбрания представительных органов. Это участие в формированиигосударственной власти, а не осуществлении “власти народа”. Широкое использование начал выборности при формировании органовгосударственной власти и местного самоуправления привело к активномуразвитию избирательной системы в Российской Федерации, избирательногозаконодательства и соответствующей практики. Однако большой и пока не решенной проблемой у нас остается то, что“избирательная система превращается у нас в средство порождения ивоспроизводства коррупции”. При отсутствии у государства достаточныхсредств на выборы избирательные кампании финансируются главным образом изчастных источников. Выборы превратились в состязания денежных мешков.Представители капитала поддерживают кандидатов в депутаты и на выборныедолжности в органах государственной власти и местного самоуправления, а тои сами рвутся во власть. Деньги тратят небескорыстно. От победителя ждут адекватных ответныхдействий. Идет искусная игра. Внешне надо разыгрывать перед избирателямипламенного борца за их чаяния, на деле же - обеспечивать покровителямбезопасность и всякие блага. Сегодня у депутатов и выборных должностных лиц остались лишь права, аюридических обязанностей перед избирателями нет. Многие депутаты и выборныедолжностные лица не справляются со своими обязанностями, а депутаты нередкопопросту бездельничают, пользуясь мандатом в корыстных целях. Под ответственностью депутата стоит понимать не столько санкции,сколько осознание каждым избранником своего долга перед народом. Но должнасуществовать и угроза досрочной утраты мандата. Это будет стимулировать иучастие избирателей в выборах. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: В России нет парламентской ответственности правительства,следовательно, Россию нельзя считать смешанной республикой. Но это и непрезидентская республика, так как предусматривается досрочный роспускпарламента. Предусматривается и отрешение Президента от должности, но этапроцедура чрезмерно усложнена и выглядит нереальной. Такоенесбалансированное соотношение исполнительной и законодательной властипротиворечит логике разделения властей и несет в себе угрозу диктатуры. Таким образом, в России сложилась президентская республика особоговида, которая пока не демонстрирует высокую эффективность. Первоочереднымимерами должны стать совершенствование президентской власти, партийнойструктуры, избирательного права. Важным гарантом демократического общества, прежде всего, являютсячестные выборы и методами борьбы с фальсификацией выборов должно стать,прежде всего, более продуманное законодательное урегулирование; введение,как, например, во Франции, в Канаде и в ряде других стран, системыпреимущественно государственного финансирования избирательных компаний; атакже усиление контроля общества, создание общественных структур, которыебудут заниматься распространением информации в борьбе за честные выборы. Чтобы ответственность перед своими избирателями не оставаласьисключительно делом совести самого депутата, необходимо, чтобы предвыборнаяпрограмма кандидата стала юридически узаконенным документом, согласнокоторому кандидату можно предъявлять претензии на судебном уровне, потомпривлекать его к административной и даже уголовной ответственности. 3 - ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности являетсяубеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убежденияможно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданамисвоей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также можетрассматриваться как признак легитимности власти. Власть становитсялегитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности,установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическимпутем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны,противостояние центра и мест, "парада" суверенитетов, не являетсялегитимной. В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей,легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе —как естественное качество политических отношений. Говоря о государственной власти как об объекте легитимности необходимозаострить внимание на понятие “власть”. Данное понятие относится к числушироко употребляемых, при всей разнородности и неоднозначности этогопонятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристикумногочисленных его определений - все они отражают отношения, в которых воляи действия одних господствуют над волей и действиями других. Власть - одноиз основных и наиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием всовременной политической мысли одного общепризнанного ее определения, так имногообразием концепций власти. Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп,общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственнымявлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, чтотакое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можноговорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и овласти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчинятьсякому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всейсвоей таинственности и неопределенности власть никого не оставляларавнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и“втаптывали в грязь”. Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти.К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем ипотому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода,как “вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание,прекращающееся лишь со смертью”. Ф.Ницше утверждал, что жизнь - это воля квласти. В политической литературе правильным определением власти считаетсяопределение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, чтовласть - это “возможность того, что одно лицо внутри социального отношениябудет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление инезависимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре пополитологии дается определение власти как “волевого особого отношениясубъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию,которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. Власть, такимобразом, рассматривается как особое отношение господства, как способвоздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не толькокак господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении,авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Темсамым власть истолковывается и как символическое средство социальнойкоммуникации. Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношениесубъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагаетопределенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть илисопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует своюволю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела,“голая власть”. Легитимность является базовым элементом существования ифункционирования государственной власти, а также закрепления её вобществе. Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственнойвласти, господствующей в той или иной стране. Как показывает историческийопыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей еесудьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться врезультате свободных демократических выборов, но может и в результатевоенного переворота или политической революции, которая станет ужаснойтрагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или болеечеловеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает ипомнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недовериянарода к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым,отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, настрахе последних. Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официальнопризнанной самим обществом и зарубежными государствами. Такоепервоначальное правомочное становление власти способствует утверждениюсогласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом,народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себеизначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что вдальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа.Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Такихпримеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории Россиитаких примеров очень много, особенно в последние годы. Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти— это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимообратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, одоверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом,юридическом закреплении политической власти в соответствующихгосударственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем,кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формальногопризнания власти не столь велика в сравнении с признанием государственнойвласти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно,следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание еезаконности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление). 4 - ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственнойвласти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве иразделении властей. Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизмфункционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапахформирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц иинститутов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребностьразделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть ужеразделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремлениеупорядочить отношения разделённых властей и избавить общество отстолкновений между ними с другой. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властейсопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжениимногих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядахдревнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, какосновополагающий принцип составного учения о демократическом государстве онбыл сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этомтеоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (окотором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазныереволюции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции(1789–1794гг.). В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено:"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основеразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целямдемократии в государственном управлении, взаимному контролю властей,препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современныхгосударств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешноефункционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости ивзаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовойструктуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение,взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса всечаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качествеобщего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке. Теория единства государственной власти и разделения властейпредполагает, что государственная власть едина в том смысле, что онаосуществляется государственным аппаратом в целом и что не существуетнескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единуюгосударственную власть осуществляют законодательные, исполнительные исудебные органы, во - вторых, по мере исторического развитиягосударственности и права формируется определенный принцип взаимоотношенийи кооперации этих органов, который называется разделением властей. Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат,который представляет собой систему государственных органов. В рамках этойсистемы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные ивзаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебныеветви аппарата государственной власти как целого. В основе такогоразделения труда лежит функциональная дифференцированность государственнойвласти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют какразделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, чтогосударственная власть функционально предназначена для законотворчества,исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия.Рациональная организация и разделение труда по государственному управлениюпорождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: естьорганы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которыеуправляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствиис этими нормами решают споры о праве. Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властейхарактерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно длятоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одномуколлективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу,“трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальноеединство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархическойсистемой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, ноне разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется ввиду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган,получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а всеостальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа,подотчетны ему и подконтрольны. Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов,официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции “органамиуправления государственной власти” являются только Советы депутатов, всяполнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный иместный Советы. Все остальные органы, создаваемые “Советской властью”, несчитаются органами государственной власти” и делятся на органыгосударственного управления, суды и прокуратуру. Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходяиз ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама посебе представляет абсолютное политическое благо. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривалсяс разной высоты теоретического изучения, а именно: - как особый политический институт, организация, осуществляющаяпубличную политическую власть, или аппарат этой власти; - как аппарат государственной власти, совокупность властных органов идолжностных лиц и их отношения, связи между ними; - как систему государственных институтов, органов законодательной,исполнительной и судебной власти. Исследование природы государственной власти показало, чтогосударственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. Ствердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни,здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасностиграниц, справедливости в сфере имущественных отношений. Успешное строительство экономически развитого федеративногогосударства, достижение политической и общественной стабильности невозможныбез согласованной деятельности всех уровней власти. Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти,не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, черезкоторые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправныеграждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мередопускаются к формированию высших органов государственной власти и темсамым - к формированию государственной воли. Среди важные предпосылок серьезного улучшения функционированиягосударственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей страненеобходимо выделить следующие: - повышение эффективности законодательного процесса; - усиление результативности в реализации принятых законов; - повышение взаимодействия между различными ветвями власти; - совершенствование законодательной техники и планирования; - всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями; -дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базыРоссийского государства и общества. В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. 2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 3. Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 1994. 4. Л. Спиридонов. Теория государства и права. Учебник для Вузов. М.: Феникс, 1998 5. Пикулькин Система государственного управления: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - М. - Юристъ, 1999 6. А.А. Дегтярев. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования. 1996 г. № 3. 7. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2001, №3 8. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 1996, №2. 9. Громыко Ю.Б. Легитимность и власть // Российское аналитическое обозрение. 1996, №2. Законодательные акты 1. Конституция РФ. 1993 г. - М.: Теис, 1996 г. 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” // “Российская газета”. 6.01.1997. № 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П // Собрание законодательства РФ. 1966. № 19.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по дисциплине «теория государства и права» Тема:...

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по предмету теория государства и права на тему: «Теория разделения властей»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной...
Не «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых...

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по курсу: «теория государства и права» на тему: «государственное устройство»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по предмету «Теория государства и права» на тему: «Юридическая ответственность»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Государственная власть как особая разновидность социальной власти» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория Государства и право» на тему:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<