Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка»




Скачать 260.66 Kb.
НазваниеКурсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка»
Дата публикации17.02.2014
Размер260.66 Kb.
ТипКурсовой проект
uchebilka.ru > Право > Курсовой проект
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Инновационный проект и его оценка

Министерство образования и науки Украины Донбасская государственная академия строительства и архитектуры Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» Выполнила: Студентка Гр 4-ЕП-31 Лимарь Е.А. Проверил: Солухвадзе И.Н Луганск 2004 1) Теоретическая часть 1. Введение ------------------------------------------------------ 2. Основы государственного регулирования инновационной деятельности ----------------------------- 3. Механизм формирования государственной инновационной политики --------------------------------- 4. Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах ----------------------------------------- 5. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности------------------------------ 6. Государственные заказы------------------------------------- 7. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности Федерации------------------------------------------------------- 2) Расчетная часть Оценка эффективности инвестиционного проекта-------------------- 2.1. Расчет показателей по годам---------------------------------- 2.1.1. Расчет денежного потока ---------------------------- 2.1.2. Расчет инвестиционных вложений ---------------- 2.2. Расчет показателей эффективности -------------------------- 2.2.1. Расчет дисконтированных величин денежного потока и инвестиционных вложений ------------- 2.2.2. Расчет показателей эффективности ---------------- 2.3. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта--------------------------------------- Оптимизированный инновационный проект 2.4. Расчет показателей по годам----------------------------------- 2.4.1.Расчет денежного потока ------------------------------ 2.4.2. Расчет инвестиционных вложений ----------------- 2.5. Расчет показателей эффективности--------------------------- 2.5.1. Расчет дисконтированных величин денежного потока и инвестиционных вложений-------------- 2.5.2. Расчет показателей эффективности----------------- 2.6. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности оптимизированного инновационного проекта---------------------------------------- Заключение ------------------------------------------------------------ -- Библиография ---------------------------------------------------------- -3 Теоретическая часть Государственное регулирование инновационной деятельности1. Введение Основу эффективности национальной экономики составляет наряд сприродными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны.Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимостьинновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечномсчете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса иобеспечения условий для экономического роста. «В широком смысле слова инновационная деятельность - это моментжизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические,экономические, общественные и другие факторы общественного развития. В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационнаядеятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействияфакторов производства, благодаря использованию новых научно-техническихзнаний.». Содержание инновационной деятельности в экономической сфере являетсясоздание и распространение новшеств в материальном производстве. Онапредставляет собой звено между научной и производственной сферой, врезультате взаимосвязи которых реализуются технико-экономическиепотребности общества.. Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличиеспецифической маркетинговой функции, специфических методов финансирования,кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболееважно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечномсчете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда икругооборота средств, получения экономического дохода и инновационногопродукта. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечениестабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработкамероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития иподдержки. И сейчас особую значимость приобрело творческое использование опытаразвитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационныхпроцессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественнуюсистему стимулирования инновационной деятельности. Сегодня только государство способно приостановить разрушениенакопленного научно-технического потенциала обеспечить необходимымиобъемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочныхпрограмм. В этой связи, мне кажется целесообразным поподробнее остановиться наметодах государственного регулирования инновационной деятельности. 2. Основы государственного регулирования инновационной деятельности «Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемоепосредством целенаправленного воздействия органов государственногоуправления на экономические интересы институтов инновационной сферы,предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакцийэтих институтов на действия государственных организаций». Таким образоморган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие наобъект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты. Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия,которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций впроцессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом.Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, неизменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целейорганизации. С другой стороны, организация может и не изменять своеповедение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органамигосударственного управления действия, а может и «обойти» установленныепрепятствия, изменив методы или сферу деятельности. Вероятные реакции инновационных организаций на положительные мерыгосударственного регулирования могут быть следующие:. освоение новых рынков;. кооперация с другими организациями;. улучшение качества продукции;. поиск партнеров и кредитов и т.д. При уменьшении возможностей реакции организации будут следующие:. сокращение ресурсного потенциала;. свертывание деятельности;. снижение уровня рисков ости;. отказ от заказов с низкой эффективностью;. свертывание инвестиций;. банкротство или самоликвидация; В разных странах по-разному государство регулирует инновационнуюдеятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициируетконкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьбатоваропроизводителей чаще всего привязана у краткосрочному финансовомуэффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнениеперспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень рискаи неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказываетсоциальные и экономические проблемы. В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успехаинновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный секторпредпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующеесоотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государствастановится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса,которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров,проведение маркетинговых разработок в том числе на внешнем рынке. Основными функциями государственных органов в инновационной сфереявляются следующие:> аккумулирование средств на НИОКР и инновации;> координация инновационной деятельности;> стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;> создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;> кадровое обеспечение инновационной деятельности;> формирование инновационной инфраструктуры;> институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;> обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;> повышение общественного статуса инновационной деятельности;> региональное регулирование инновационных процессов;> регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов,генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задачгосударственного регулирования является проведение комплекса мер поорганизационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержкеинновационной активности предприятий. Государственное регулирование использует формы и методы,соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляютсуществующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционнопридают особо важную роль государственному воздействию на функционированиерыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные насдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов. «Государство формирует цели и принципы в области своей политики исобственные приоритеты в инновационной и научной сферах.» При этомнеобходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первомслучае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цельинновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющихличные и общественные потребности. Рассмотрим механизм формирования государственной инновационнойполитики. 3. Механизм формирования государственной инновационной политики Организационной формой разработки государственной инновационной политикимогут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств,ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного иэкономического потенциалов, а также общественные организации субъектовнаучной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектовсферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферымогут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, асведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражныесуды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферыиграют каналы личного общения. Сопоставление фактического состояния инновационной сферы и целейгосударственной инновационной политики осуществляется органамигосударственного управления, субъектами инновационной деятельности иотдельными специалистами. Не соответствующая целям государственной инновационной политики ситуацияявляется проблемной и требует специального анализа, выполняемого органамигосударственного управления или отдельными исследовательскимиорганизациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должнапроисходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственноеустройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решенийпо проблемным ситуациям принимают участие органы государственногоуправления либо решения согласовываются с ними. Определение результатов реализации государственной инновационной политикиосуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектовинновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Этоприводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемымирезультатами. Определение целей политики государства базируется на принципах имеханизме реализации этой политики. К основным принципам государственнойполитики в научной и инновационной деятельности относятся:o свобода научного и научно-технического творчества;o правовая охрана интеллектуальной собственности;o интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;o поддержка конкуренции в сфере науки и техники;o концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;o стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;o развитие международного научного инновационного сотрудничества. 4. Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационнойполитики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странахнеодинаково соотношение функций государства и рынка, различныорганизационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночнойэкономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходык инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочныхтенденций и последствий. К особенностям реализации научной и инновационной политики в разныхстранах относятся различные доли расходов на исследования и разработки вваловом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идутГермания, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансированияНИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция,Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии»относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд другихевропейских стран и Тайвань. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять:V государственные стратегии активного вмешательства;V децентрализованного регулирования;V смешанные. При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесныесвязи между органами государственного управления и товаропроизводителями.Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активнуюроль в организации и финансировании многих важных программ и проектов. Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы изначительными льготами коммерческим организациям, осуществляющимсобственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии,Франции, Нидерландах и других странах. Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизмучастия государства в научной и инновационной сфере. Государство,использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этомотсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активноговмешательства. Например, государство предлагает в экономической сфере созданные вгоссекторе научно-технические новшества и создает инфрастуктуруинновационной сферы; формирует условия, способствующие повышениюинновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяетгосударственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. Приосуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулыинновационной активности. Данная стратегия реализуется в США,Великобритании и ряде других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая рольв выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству,в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, агосударство стремится создать им благоприятные правовые, экономические идругие условия для этой деятельности.» Смешанная стратегия используется в странах, где в экономикезначительную часть составляет государственный сектор, и государствозаинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этогосектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиямгосударство использует стратегию активного вмешательства, а к остальнымстратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получилараспространение в Швеции. «В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственноерегулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основныхнаправлениях:* стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США; * бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства; * льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; * формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций; * мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности; * предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); * осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.); * льготное налогообложение инновационной деятельности; * антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.» Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий. В Японии для развития экспортного производства используются не толькопрямое субсидирование и другие, традиционные экономические иадминистративные способы воздействия на экспортеров, но и специфичныекосвенные методы, к числу которых относятся целевое распределениефинансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их вприоритетных отраслях. К основным направлениям инновационной политики, осуществляемойстранами, входящими в Евросоюз, относятся:. единое антимонопольное законодательство;. система ускоренной амортизации оборудования;. льготное налогообложение НИОКР;. поощрение малого наукоемкого бизнеса;. прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;. кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию. Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно изважнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывнаяинновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить. Функция дополнительного стимулирования осуществляется государствомпосредством инструментов экономической политики (кредит, налоги,антитрестовское законодательство, регулирование международного обменатехнологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость еересурсов и повысить их доступность и качество. Другой причиной повышения роли государства в области инновационнойдеятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ееосуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышениемзаработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерныхкадров. Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейскийинформационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: пораспространению в Евросоюзе результатов НИОКР *»ВЭЛЬЮ»); Европейскаястратегическая программа научных исследований в сфере технологииинформационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовыхспособов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышениеконкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. Активное участие государства в инновационной деятельности связано снеобходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-техническойи инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительнойстепени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времениих внедрения. Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов,вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимостьсотрудничества и кооперации как частных, так и государственных субъектов(фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперациюдеятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуетсяорганизационная функция государства. 5. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности. Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности вразличных странах осуществляются мероприятия государственной инновационнойполитики. Они могут быть объединены в три блока, связанные сфинансированием, распространением технических знаний и конкуренцией. Основной составляющей системы государственной поддержки инновационнойдеятельности является финансирование. Средства могут быть представленыкрупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационнойдеятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокойнеопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них,высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Системагосударственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательскогобизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодолениевлияния олигопольнорегулирующих сил в рамках самого рынка. Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можноподразделить на административные и экономические ( прямые и косвенные).Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепциейгосударственного регулирования – с упором на рынок или на централизованноевоздействие. Административные методы осуществления инновационной политики, в отличиеот директивных методов управления в централизованной системехозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются назаконодательной основе. «Административное вмешательство государства винновационную деятельность посредством правового нормирования патентнойполитики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующимсубъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукциитоваропроизводителей.» Наиболее действенными методами инновационного регулирования являютсяэкономические, основанные на учете мотивационных факторов товарногопроизводства. Они отличаются от административных не директивным характероми использованием экономических рычагов и регуляторов. К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование ввиде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование ипрограммирование, а также государственное предпринимательство игосударственные заказы. Задачей косвенных экономических методов является формированиеобщественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Срединих традиционно используются:V налоговое и амортизационное регулирование;V кредитная и фондовая политика;V ценовое регулирование;V политика протекционизма. Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговаяполитика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступныхдля финансирования нововведений., а также осуществляет управление уровнемссудного процента. Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии наопределенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемойналогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин иоборудования и проч. К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относитсярегулирование международного технологического обмена, т.е. режимаэкспортного и импортного контроля за передачей технологии. Специфической формой воздействия государства на инновационнуюдеятельность является сбор и обработка данных, необходимых длядолгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития. 6. Государственные заказы. Для фирм участие в государственных научно-технических и инновационныхпроектах служит источником знаний и опыта. Творчески сотрудничая суниверситетами, государственными лабораториями и другими частными фирмами.Выполняя государственные заказы, фирмы получают от государства финансовыесредства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническомуоборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам,которыми располагает государство. Государственный заказчик, в отличие от негосударственного, не имеет правапроизвольно изменять стоимость работ, а должен руководствоватьсягосударственными нормативами Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемыев ходе инновационных работ, выполняемых по государственному заказу, такжедолжно регламентироваться государственным нормативным документом, а неформироваться при заключении каждого договора. Существующая более 100 лет в США федеральная контрактная системапредусматривает обязанность государственных ведомств – заказчиковосуществлять анализ конъюнктуры соответствующих сегментов рынка,потенциальных корпораций – подрядчиков, их научно-технического ифинансового состояния. Условия заказа (в том числе оборонного характера),его технические параметры публикуются в открытой печати. Участвующие втогах фирмы предоставляют свои предложения (проекты) в анонимнойкодированной форме. Решение о выборе подрядчика принимается экспертнымикомиссиями в лице независимых комитетов военных или гражданских ведомств,неподотчетным данным органам власти. Государственное законодательство при размещении заказов на создание новойтехники и технологий, программ НИОКР предполагает не только конкурсноеопределение корпорации подрядчиков, но и подбор генеральным подрядчикомсубподрядчиков также на кокурентно-конкурсной основе. Данный процессконкуренции в процессе контр актирования получил в США название «корпорациивторого подрядчика». Степень государственного прямого воздействия на инновационнуюдеятельность промышленных фирм зависит от того, какой объем НИОКР в страневыполняется за счет государственных ресурсов, при этом воздействиегосударства на эффективность инновационного процесса может быть итормозящим, ели государственная инновационная политика направлена наосуществление целей слабо связанных с проблемами развития производства ипотребления, а государственные затраты на НИОКР, независимо от их объема,не способствуют увеличению инновационных ресурсов фирм и зачастую отвлекаютих собственные средства на проведение коммерчески неперспективныхразработок. В этом случае эффективность государственной инновационнойполитики как фактора экономического роста является низкой. 7. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет системугосударственного управления инновациями Принципиально изменяются функцииорганов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению. Правительство Украины совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью иинформацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИРи стимулирования нововведений. В период осуществления рыночных реформ в России в силу объективных причин(инфляционные процессы, несовершенство кредитно-денежной системы и проч.)деятельность государства должна быть направлена на всемерное поощрениевнедрения и распространения инноваций. Государственная инновационная политика в Украине реализуется на двухуровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном(местном). Основной задачей федеральной инновационной политики является созданиеблагоприятного инновационного климата для материализации государственныхприоритетов научно-технического развития в экономической сфере.«Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевогои отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменениютехнологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабенациональной экономики.» Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента вподготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет понаучно-технической политике при Президенте. Являясь консультативныморганом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения остратегии научно-технической политики и формировании приоритетныхнаправлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключениюмежгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п. Органы законодательной власти – Государственная Дума и Совет Федерации –имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационнойдеятельности. Правительственная комиссия по научно-технической политике , возглавляемаяПредседателем Правительства, «координирует деятельность министерств иведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работуфедеральных органов исполнительной власти и исполнительных органовсубъектов , отраслевых академий наук по формированию и реализациигосударственной политики в инновационной сфере, по стимулированиюреализации в производстве научно-технических достижений.» Исключительной прерогативой государства является правовое регулированиеинновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательноезакрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизмаразработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве, для координации действийгосударственных органов управления в вопросах развития инновационнойдеятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития наукии техники и перечне критических технологий федерального уровня». Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности –руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведетсяв рамках государственных научно-технических программ. Координацию усилийгосударства по поддержке инновационной деятельности осуществляют триведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки итехнологий и Государственный комитет по промышленной политике. Министерство экономики непосредственно разрабатывающее государственнуюинновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслейнациональной экономики, основные направления инвестиционной политики, в томчисле меры по стимулированию инновационной деятельности. Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляетГоскомитет по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатываетпредложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляетмеры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого исреднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитетопределяет перспективные направления НИОКР в промышленности. Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляетМинистерство финансов . Сейчас, в условия кризиса экономики безвозвратное бюджетноефинансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Вовсех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной,возвратной и платной основе. Функционируют специальные государственные органы (Госкомитет по поддержкеи развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты ипредоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков идругих финансовых структур. Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельностифинансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых всоответствии с Постановлением Правительства. Внебюджетные фонды создаютсяза счет добровольных отчислений предприятий и организаций Субъектамиобразования внебюджетных фондов являются:o Министерство промышленности , науки и технологии , формирующее Украинский фонд технологического развития;o федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств;o другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств;o корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений. Федеральный экологический фонд Украины осуществляет поддержкуинновационной деятельности в этой сфере. Из средств Фонда, образующихся засчет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,финансируются научно-исследовательские работы , внедрениересурсосберегающих экологически чистых технологий. Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной искоординированной работе внебюджетных фондов. Преодоление сложившегося положения в нашей стране можно в результатеосуществления структурной перестройки национальной экономики, чемуспособствовала бы роль государства как заказчика и потребителяпринципиально новой техники и технологий. Государственноерегулирование инновационных процессов одно из главных условий переводафункционирования экономики на рыночные отношения. Оценка эффективности инвестиционного проекта В целях диверсификации фирмы и увеличения объема продаж напредприятии, выпускающим машиностростроительную продукцию для химическойпромышленности, разработан инновационный проект «Создание новогооборудования для переработки пластмасс – усовершенствованной моделитермопластоавтомата и организация нового производства – цеха по выпускуизделий из пластмасс методом литья под давлением на базе новыхтермопластоавтоматов. Учитывая потребности регионального рынка изделий из пластмасс (наосновании маркетинговых исследований), необходимо создание соответствующихмощностей. Для этого требуется оснащение создаваемого производства изделийиз пластмасс 90 термопластоавтоматов, срок службы которых составляет 5 лет.Производительность термопластоавтомата (литьевой машины) зависит отустанавливаемой на нем пресс-формы – литьевой формы и составляет от 90 до120 тыс. шт. изделий в год (в нашем случае производительность = 110 тыс.шт.). Учитывая имеющие на предприятии заделы по конструированиюусовершенствованной модели термопластоавтомата, для перехода к выпускунового оборудования необходимо проведение работ по созданию и эксплуатацииопытного образца. Предусматривается наладить производствоусовершенствованных термопластоавтоматов через год после начала работы надпроектом. Создаваемое производство изделий из пластмасс методом литья поддавлением предполагается оборудовать термопластоавтоматами в течение 3-хлет – с 2002г. по 2004г. Для производства усовершенствованных термопластоавтоматов требуетсяпроведение частичной реконструкции производства литьевых машин за счетсоответствующего инвестирования. Удельные капитальные вложения составят1500 тыс. руб. на единицу нового оборудования, т.е. на 1термопластоавтомат. При проведении частичной реконструкции производствазаменяются отдельные виды основных фондов. Предполагается, чтоликвидационная стоимость оборудования будет достаточна для покрытиярасходов, связанных с демонтажем старого оборудования и подготовке его кпродаже. Предварительно проведенные расчеты издержек производстватермопластоавтоматов позволяют оценить стоимость единицы оборудования дляоснащения производства изделий из пластмасс – 2000 тыс. руб. Для созданияпроизводства изделий из пластмасс методом литья под давлениемпредполагается использовать имеющийся на предприятии старыйпроизводственный корпус, произведя в нем соответствующую перепланировку иремонтно-строительные работы. Капитальные вложения на эти цели составят20000 тыс. руб. в целом на весь цех. Кроме того, монтажные работы и наладкатермопластоавтоматов требует единовременных затрат в размере 250 тыс. руб.на единицу оборудования. Цена изделия из пластмасс определяется наосновании маркетинговых исследований по ассортименту изделий предлагаемых квыпуску и реализации. Текущие затраты планируются следуюим образом: в2002г. и 2003г. – 0,62 руб. на 1 руб. реализуемой продукции, с последуюимих снижением в 2004г. – 2006г. до 0,52 руб. и увеличением их в 2007г. и2008г. до 0,55 руб. Амортизация оборудования определяется исходя из нормы – 20% в год. Износприспособлений целевого назначения (пресс-форм, устанавливаемых натермопластоавтоматах) оценивается ориентировочно в размере 20% от вличиныамортизации производственного оборудования. Амортизация производственногоздания определяется исходя из нормы – 4% в год. Ставка налога на прибыль составляет 30%. Исходя из сложившегося финансово-хозяйственного положения предприятия, ставку дисконта следует принятьравной 17%. Оценка эффективности инновационного проекта выполняется в 3этапа:1. Расчет исходных показателей по годам;2. Расчет показателей эффективности;3. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта. 2.6. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности оптимизированного инновационного проекта1. Чистый приведенный доходЧПД определяется при сопоставлении величины производственных инвестиций иобщей суммой денежного потока в течении прогнозируемого периода времени ихарактеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарнымизатратами для соответствующего проекта. Так как ЧПД данного проектавеличина положительная (ЧПД=201,262>0), то имеет место превышение денежногопотока над инвестиционными вложениями, следовательно, проект к рассмотрениюпринимается.2. Индекс доходностиПри расчете ИД сравниваются две части потока платежей: доходная иинвестиционная. ИД показывает, сколько дохода получает инвестор врезультате осуществления этого проекта на каждый вложенный рубль. Врассматриваемом проекте ИД>1 (1,57), следовательно, проект можно считатьэкономически эффективным.3. Период окупаемости Период окупаемости данного инновационного проекта 4,47 лет. То есть, врезультате оптимизации инновационного проекта, мы получили значительноулучшенное значение показателя периода окупаемости.4. Внутренняя норма доходности Для оценки эффективности проекта сравним значение ВНД с нормой дисконта.В нашем случае ВНД = 37,94%, что превышает ставку дисконта 17% и ЧПД>0,следовательно, проект считается эффективным. 2.6. Заключение При сравнении исходного инновационного проекта с оптимизированнымможно сделать следующие выводы: . ЧПД оптимизированного инновационного проекта в 5,45 раза превышает ЧПД исходного проекта. В результате мероприятий по оптимизации инновационного проекта было достигнуто увеличение ЧПД на 164,333 млн. руб. (ЧПД(исх. пр.) = 36,929 млн. руб.; ЧПД (опт. пр.) = 201,262 млн. руб.). Следовательно, оптимизированный инновационный проект является более эффективным. . Показатель ИД удобен при сравнении различных проектов. Проект, у которого ИД больше, следует считать наиболее эффективным. В нашем случае ИД (опт.пр.=1,57) > ИД (исх. пр.= 1,114), следовательно целесообразно принять оптимизированный проект. . Значение показателя периода окупаемости оптимизированного проекта также указывает на целесообразность принятия этого проекта. Посредством пересмотра некоторых показателей удалось сократить период окупаемости инновационного проекта с 6,282 лет до 4,47 лет. Более короткий период окупаемости свидетельствует о снижении инвестиционного риска и повышения ликвидности проекта. . Проект считается эффективным, если его внутренняя норма доходности больше ставки дисконта и ЧПД положительное. В данном проекте эти условия выполняются: при ЧПД = 247,232 млн. руб. ВНД = 37,94>17. В заключении необходимо сказать, что несмотря на высокие показатели эффективности оптимизированного проекта, соответствующие показатели исходного проекта указывают на хорошую экономическую эффективность. Тем более, что в оптимизированном проекте не учтены дополнительные затраты, сопровождающие проведение мероприятий по оптимизации проекта. Однако, предполагается, что эти затраты существенно не повлияют на показатели эффективности и на эффективность проекта в целом. Следовательно, утвердительное решение о принятии проекта должно быть принято в отношении оптимизированного инновационного проекта. Библиография 1) Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 1997; 2) Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999; 3) Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. – М.: 1998; 4) Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001; 5) Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001. 6) Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. – М.,1993; 7) Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 1999 - №2; 8) Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 1995

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект По дисциплине Инновационный менеджмент На тему: «Оценка...

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект на тему«Экономическая оценка эффективности капитальных вложений»

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине «Менеджмент на предприятии»
Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта строительства цеха электролиза никеля

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект По дисциплине: Информационные технологии управления...

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине «Микропроцессорная измерительная техника»...

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине «Промышленная логистика» на тему «Оперативно-календарное...

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине: «Бухгалтерский (финансовый) учет»...

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине: «Информационные технологии в управлении»...

Курсовой проект По дисциплине Инновационная деятельность На тему: «Инновационный проект и его оценка» iconКурсовой проект по дисциплине : «Стратегический менеджмент» На тему...
Практическое применение модели adl/lc на примере ОАО «Нижнекамскшина»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<