Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы»




Скачать 236.31 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы»
Дата публикации23.02.2014
Размер236.31 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» СОДЕРЖАНИЕI. Роль государственного регулирования в современной экономике. Структура финансового рынка 3II. Государственное регулирование рынка денежного капитала (кредитов) 5 2.1 Основные понятия рынка денежного капитала 5 2.2 Роль Банка России в регулировании банковской деятельности 8III. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 15 3.1 Основные понятия рынка ценных бумаг 15 3.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 15IV. Государственное регулирование валютного рынка 20 4.1 Методы регулирования валютного курса 20 4.2 Государственное регулирование валютного рынка в Российской Федерации 23V. Государственное регулирование денежного обращения 24 5.1 Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики 24 5.2 Денежная система Российской Федерации 26 5.3 Задачи антиинфляционной политики 27 Список использованной литературы 30 I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА В обеспечении нормального функционирования любой современнойэкономической системы важная роль принадлежит государству. Государство напротяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержанияпорядка, законности, организации национальной обороны, выполнялоопределенные функции в сфере экономики. Государственное регулированиеэкономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европесуществовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров иуслуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условияхлюбое государство осуществляет регулирование национальной экономики, сразличной степенью государственного вмешательства в экономику. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условияхэкономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможенлишь при жесткой централизации государственной власти и проведениинетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было сзападноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими(Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно. Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения-одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная иправильно организованная политика в области финансов- важнейший факторуспешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причиннынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства вобласти финансов. Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочныхкредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других ценных бумаг. Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежногокапитала (кредитов), рынок ценных бумаг, валютный рынок. Все сегменты финансового рынка очень тесно взаимосвязаны между собой.Малейшие изменения на одном из них тут же влекут изменения на остальных.Так, например, продажа Центральным банком государственных облигаций(операция на рынке ценных бумаг) ведет к сужению денежной базы, что делаетденьги более дорогими, и, в свою очередь, вызывает повышение процентныхставок по кредитам, то есть отражается на рынке денежного капитала. Основными участниками финансового рынка выступают: государство, физические лица, предприятия, банки, пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды. II.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ДЕНЕЖНОГО КАПИТАЛА (КРЕДИТОВ)2.1. Основные понятия рынка денежного капитала Кредит- это движение денежного капитала, осуществляемое на началахобеспеченности, срочности, возвратности и платности. Он выполняет функцииперераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействуетэкономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капиталаи стимулирует научно-технический прогресс. Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можноопределить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессомобеспечения круговорота денежного капитала. Основные участники этого рынка: • первичные инвесторы, т. е. владельцы свободных финансовыхресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых вденежный капитал; • специализированные посредники в лице кредитно-финансовыхорганизаций, осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию)денежных средств, превращение их в денежный капитал и последующую временнуюпередачу его заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента; • заемщики в лице юридических, физических лиц и государства,испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатитьспециализированному посреднику за право их временного использования. Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитныхресурсов, рынок денежного капитала может быть дифференцирован на четыребазовых сегмента: • денежный рынок- совокупность краткосрочных кредитных операций,обслуживающих движение оборотных средств; • рынок капиталов- совокупность средне- и долгосрочных операций,обслуживающих движение прежде всего основных средств; • фондовый рынок- совокупность кредитных операций, обслуживающихрынок ценных бумаг; • ипотечный рынок- совокупность кредитных операций, обслуживающихрынок недвижимости. Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специфическиеособенности в части его организации и функционирования, что на практикепривело к созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных институтов (инвестиционных, ипотечных и т. п.). Основными субъектами рынка кредитов являются банки. Деятельность банков (на начало года)| |1994 |1995 |1996 |1997 | ||Число банков, тыс. |2,0 |2,5 |2,6 |2,6 | ||Число филиалов, тыс. |4,5 |5,5 |44,1 |39,5 | ||Объявленный уставной |968,0 |4396,8 |11215,2 |18689,4 ||фонд, трлн. руб | | | | | |Как видно из таблицы, в последнее время наблюдается некотораястабилизация развития сектора банковских услуг. Теперь банковская сетьразвивается в основном только за счет роста сети филиалов. На 1 января 1998 года в России существовало 1675 банков. Также наблюдается значительное укрупнение банков, что видно наследующей диаграмме: [pic] Объем и структура выданных кредитов показаны на следующей диаграмме: [pic] Не смотря на значительное увеличение объема кредитования, заметноухудшение структуры кредитов. К сожалению, наблюдается постоянноесокращение доли долгосрочных кредитов, что делает практически невозможнымкредитование производственной сферы. Одной из задач государственногорегулирования должно стать стимулирование банков к долгосрочномукредитованию. 2.2. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности Главным органом, регулирующим банковскую деятельность являетсяЦентральный банк Российской Федерации. Банк России является органом банковского регулирования и надзора задеятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор засоблюдением кредитными организациями банковского законодательства,нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательныхнормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержаниестабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организацийправила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать иполучать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности,требовать разъяснений по полученной информации. Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственнойрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензиина осуществление банковских операций и отзывает их. Банк России вправе всоответствии с федеральными законами предъявлять квалификационныетребования к руководителям исполнительных органов, а также к главномубухгалтеру кредитной организации. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк Россииможет устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемыхкредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)для действующих кредитных организаций; 2) предельный размер неденежной части уставного капитала; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанныхзаемщиков; 4) максимальный размер крупных кредитных рисков; 5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 6) нормативы ликвидности кредитной организации; 7) нормативы достаточности капитала; 8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)населения; 9) размеры валютного, процентного и иных рисков; 10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковыеактивы; 11) нормативы использования собственных средств банков дляприобретения долей (акций) других юридических лиц; 12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,предоставленных банком своим участникам (акционерам). Банк России определяет порядок формирования и размер резервов (фондов)кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных,процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан всоответствии с федеральными законами. Для осуществления своих функций в области банковского надзора ирегулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и ихфилиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания обустранении выявленных в их деятельности нарушений и применяетпредусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению кнарушителям. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций сцелью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов(вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) БанкРоссии вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозваналицензия на осуществление банковских операций, уполномоченногопредставителя Банка России. Основными рычагами воздействия Банка России на рынок денежногокапитала является регулирование величины учетной ставки и размераобязательных резервов коммерческих банков, а также объема операций на рынкегосударственных ценных бумаг. Если государство в лице Центрального Банка хочет уменьшить предложениеденежного капитала оно продает государственные облигации, повышает нормуобязательных резервов коммерческих банков или повышает учетную ставкуЦентрального Банка. Эти меры, кроме того, способствуют снижению деловойактивности. Для увеличения предложения денежного капитала проводятся мерыпротивоположного характера. Банковская сфера более всего пострадала от кризиса. К сожалению, покане имеется статистических данных о состоянии банков на сегодня. Однакоможно абсолютно твердо утверждать, что количество банков сильно уменьшится(по мнению Председателя ЦБ Геращенко В. В. до 200-300). Для преодоления банковско-финансового кризиса ПравительствомРоссийской Федерации и Банком России разработан ряд мер. К числу первоочередных мер следует отнести реструктуризацию кредитныхорганизаций страны, целью которой является восстановление нормальногофункционирования системы банковских институтов. На ближайшие полгода целями реструктуризации банковской системыявляются: - восстановление способности банковской системы оказывать базовыйкомплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы,улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы длябанковского обслуживания потребностей реального сектора экономики ипроведения платежей; - восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков икредиторов, в том числе иностранных; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов,которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковскойдеятельности; - отстранение неспособного к конструктивной работе банковскогоуправленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестнозащищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в томчисле иностранных инвесторов; - восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в томчисле межбанковского денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы реструктуризациибанковской системы является восстановление полноценной кредитнойдеятельности банковской системы при создании условий для эффективной работыбанков с реальным сектором экономики. В целях восстановления нормального функционирования банковской системыстраны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практикувосстановления платежеспособности банковских систем, ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России объявляют о создании Агентства пореструктуризации кредитных организаций. Агентство по реструктуризации кредитных организаций создается сучастием Правительства Российской Федерации и Центрального банка РоссийскойФедерации небанковской кредитной организации (закрытое акционерноеобщество). Перед Агентством ставятся следующие задачи: - участие в проведении процедур банкротства в целях законногоудовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, а также обеспечениеусловий для эффективной реализации процедур банкротства; - проведение государственной политики по предупреждению банкротствкредитных организаций; - создание и обеспечение функционирования рыночного механизмаотстранения от управления кредитными организациями участников, в результатедеятельности которых эти организации стали неплатежеспособными; - формирование рынка долгов кредитных организаций и их должников. Агентство по реструктуризации кредитных организаций возьмет на себяпри активном участии Банка России часть работы по защите интересовкредиторов банков, проведению комплекса мероприятий по преодолениюфинансовой неустойчивости конкретных банков либо по такому осуществлениюпроцесса ликвидации банков, которое позволит осуществить справедливоераспределение имущества обанкротившихся кредитных организаций междукредиторами. Для реализации поставленных задач Агентство получит право осуществлятьследующие виды деятельности: - приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков,утративших капитал, и осуществление управления этими банками; - принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в уставномкапитале) банков, осуществление управления этими пакетами; - участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации,представление интересов государства в этих банках, оказание имэкономической поддержки; - участие в разработке и реализации планов финансового оздоровлениябанков, подвергающихся реструктуризации; - управление активами, приобретение, реализация и посредничество приреализации активов ликвидируемых банков; - отстранение от руководства кредитной организацией лиц, допустившихпотерю кредитной организацией капитала либо препятствующих ее оздоровлению; - организация привлечения необходимых финансовых ресурсов отроссийских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценныхбумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и дляорганизации своей деятельности. К другим мерам по реструктуризации банковской системы, которыеПравительство Российской Федерации и Банк России намерены реализовать,относятся: - проведение активной политики поддержки и развития инфраструктурыфинансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; - усиление банковского надзора путем улучшения качества иоперативности анализа банковской отчетности, унификации и упрощенияпроцедур составления и представления отчетности, уточнения экономическихнормативов и иных требований к банкам. В соответствии с мерами Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизациисоциально-экономического положения в стране, влияние государства на банкиеще более возрастет. По поводу этого в последнее время слышно многонегативных высказываний. Однако в развитых зарубежных странах влияниегосударства еще более велико. Например в США, если банк хочет расширитьсуществующее здание или построить новое, он должен получить разрешениесвоего контролирующего органа. III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.3.1. Основные понятия рынка ценных бумаг Ценные бумаги- титул собственности, дающий его владельцу право наполучение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятсяакции, облигации корпораций и государства. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. Первичными рынками называются те, на которых выпущенные ценные бумагивпервые продаются покупателям. Вторичные рынки ведут торговлю уженаходящимися во владении ценными бумагами. Это различие между нимидействительно важно. Если продана вновь выпущенная акция компании, товырученные средства получает эта компания, а если продается акция,выпущенная и проданная ранее, то вырученные средства идут ее последнемувладельцу. Вторичные рынки помогают корпорациям продавать вновь выпущенныеими акции или облигации, повышая их ликвидность. Вторичные рынки имеют существенно больший торговый оборот по сравнениюс первичными и при этом намного более известны. Вторичный рынок представленглавным образом фондовыми биржами. Помимо биржевого рынка существует ивнебиржевой рынок. 3.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумагпрактически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер.Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка,придавало ему чисто спекулятивный характер. Основным государственным органом, осуществляющим регулированиедеятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынкуценных бумаг (ФКЦБ). В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценныхбумаг от 1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие иконтролирующие функции: 1) осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг; 3) разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг; 4) установка единых обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; 5) установка единых требований к порядку ведений реестра именных ценных бумаг; 6) установка порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах; 7) выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка; 8) определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг 9) осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных бумагах; 10) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; 11) регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг; Законодательство РФ позволяет создавать профессиональным участникамрынка ценных бумаг саморегулируемые организации. Саморегулируемаяорганизация в соответствии с лицензией, выданной Федеральной комиссией,осуществляет следующие функции: • устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своихчленов; • выдает ходатайства для получения в лицензирующих органахлицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынкеценных бумаг; • осуществляет контрольные полномочия; • налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам,нарушающим требования законодательства Российской Федерации о ценныхбумагах; • направляет в Федеральную комиссию предложения посовершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, атакже анализирует практику реализации законодательства Российской Федерациио ценных бумагах; • в соответствии с квалификационными требованиями Федеральнойкомиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовкуруководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональнуюдеятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц ивыдает им квалификационные аттестаты. Саморегулируемые организации призваны помочь государству в решениизадач развития и совершенствования системы функционального регулированиярынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций сценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценныхбумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональныхучастников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг иклиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членамисаморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональнойэтики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг. Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организациейпрофессиональных участников фондового рынка в России является Национальнаяассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000членов. Другой известной саморегулируемой организацией профессиональныхучастников фондового рынка является Профессиональная ассоциациярегистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Не смотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику. IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА4.1. Методы регулирования валютного курса Устойчивость и сила национальной валюты- ключевой фактор сниженияинфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономическогороста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития ипроцветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляциинаблюдается в странах, где определение курса национальной валютыпредоставлено “рыночным силам”. В мире существуют 3 основных режима валютного курса- фиксированный,плавающий и ограниченно плавающий. В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошломстолетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительнуюцену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курсацентральный банк берет обязательство покупать или продавать иностраннуювалюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным курсом можетслужить аргентинское песо. В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, непринимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебанияспроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Еслицентральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, тотакой режим называется “чистым” плаванием. Если же центральный банкосуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченноплавающим. Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являютсясвободно плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных рынках ирегулировать движение валютных курсов). По мнению известного западного экономиста П. Кругмана,“неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и,таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне;так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях иухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самогосебя”. Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, чтоофициальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождениемдолгосрочного равновесного значения валютного курса. Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующихзадач: • сглаживание резких краткосрочных колебаний; • остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменениемэкономической ситуации; • прекращение тренда на валютном рынке; • установление целевого значения валютного курса; • сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышаютопределенное допустимое изменение; • стимулирование начала определенного ценового тренда,оправданного экономической ситуацией. Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам,поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствиядля других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФвыработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать приразработке своей валютной политики: • он должен избегать манипулирования своей валютой с цельюнеэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ вмеждународной конкурентной борьбе; • он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только принеобходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своейвалюты; • при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать вовнимание интересы других членов, включая тех, валюты которых такжеоказываются задействованы в ходе интервенции. Являясь членом МВФ, российское правительство, при проведении валютнойполитики, также придерживается указанных принципов. Существуют различные инструменты регулирования валютного рынка ипервым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политикитолько целям регулирования валютного курса может привести к невозможностидостижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы. Другим инструментом регулирования является ограничение движениякапитала, или барьеры в международной торговле. Такие действияправительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютномрынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства. Последним инструментом регулирования валютного курса является прямаяинтервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от ихинтенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам. 4.2. Государственное регулирование валютного рынка в РоссийскойФедерации В России до 1995 года валютное регулирование практическиотсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по отношению киностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так какпостоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту ибанки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье иэкологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажнаяпродукция), то постепенное обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базыстраны. Кроме того, практически отсутствовал эффективный контроль за вывозомвалюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки экспортеров. В результате введения в Российской Федерации в 1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем невозвращенной выручки сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и лишь 4% в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ5.1. Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной ибезналичной формах представляет собой денежное обращение. Денежное обращение существует в двух формах: наличной и безналичной. Налично-денежное обращение- движение наличных денег в сфере обращенияи выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения).Наличные деньги используются: • для кругооборота товаров и услуг; • для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров иуслуг, а именно: для расчетов по выплате заработной платы, пенсий и т.д. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видовденег: банкнот, металлических монет, векселей, чеков, кредитных карточек ит.д. Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Безналичное обращение- движение стоимости без участия наличных денег:перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачетвзаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей,кредитных карточек и других кредитных инструментов. В зависимости от экономического содержания различают две группыбезналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ковторой- платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд,уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимосвязьи взаимозависимость. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средстваобращения и платежа, определяется следующими условиями: • общим объемом обращающихся товаров и услуг; • уровня цен товаров и тарифов на услуги; • скорости обращения денег; • степенью развития безналичных расчетов. При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалосьфункцией сокровища. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения. При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимостиприравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных дляобращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, сталовозможным их обесценение. Ныне, в условиях демонетизации золота, закон денежного обращенияпретерпел модификацию. Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющийстоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а впроцессе производства- товара к товару. Следовательно, количествонеразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей встране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег пригосподстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства врегулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учетареальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране впроцессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишеки в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условиестабильности денежной единицы страны- соответствие потребности хозяйства вденьгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.5.2. Денежная система Российской Федерации Денежная система- устройство денежного обращения в стране, сложившеесяисторически и закрепленное законодательно. Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральнымзаконом о Центральном Банке РФ (Банке России). Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введениена территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублеми золотом или другими драгоценными металлами Законами не установлено.Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяетсяЦентральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращенияи изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояниеденежного обращения с целью поддержания нормальной экономическойдеятельности в стране. Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты иметаллические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, втом числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами, резервамикредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ наБанк России возложены следующие обязанности: • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранениебанкнот и монет, а также создание их резервных фондов; • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличныхденег для кредитных организаций; • определение признаков платежеспособности денежных знаков ипорядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; • разработка порядка ведения кассовых операций для кредитныхорганизаций. Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичныхрасчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующимзаконодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандартыосуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензированиерасчетных систем кредитных учреждений. Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России,осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитнойполитики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленномбанковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правомэмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфереденежного обращения.5.3. Задачи антиинфляционной политики Инфляция- кризисное состояние денежной системы. Современная инфляция связана не только с падением покупательнойспособности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятнымсостоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиямипроцесса производства, порожденными различными факторами в сфере какпроизводства и реализации, так и денежного обращения, финансов и кредита.Первопричина инфляции- диспропорции между различными сферами народногохозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами ирасходами государства, денежной массой в обращении и потребностямихозяйства в деньгах. Существуют внутренние и внешние факторы инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные-монетарные. Неденежные- это нарушение диспропорций хозяйства, циклическоеразвитие экономики, монополизация производства, несбалансированностьинвестиций и др. Денежные- кризис государственных финансов: хроническийдефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег и др. Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы,валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другиестраны, нелегальный экспорт золота, валюты. Инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги, в понижении курсанациональной валюты, в увеличении цены золота, выраженной в национальнойденежной единице. Антиинфляционная политика- комплекс мер по государственномурегулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились дваосновных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спросачерез денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственныхрасходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налоговогобремени, ограничения денежной массы. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами изаработной платой путем полного их замораживания или установления пределаих роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия. Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводитсяЦентральному Банку России. Одной из главных причин инфляции являетсяфинансирование дефицита государственного бюджета за счет денежной эмиссии.В соответствии с законодательством Банк России монопольно осуществляетденежную эмиссию. Кроме того, посредством регулирования величины учетнойставки, обязательных банковских резервов, объема операций на рынкегосударственных ценных бумаг, Банк России может влиять на предложение денеги следовательно на их стоимость. Необходимо подчеркнуть важность учета национальной специфики страныпри разработке политики государства в области финансов. Здесь хотелось быпривести слова известного американского профессора, участника составленияантикризисных программ для многих восточноевропейских и латиноамериканскихстран Дж. Сакса, сказанные по поводу России: “Мы положили больного наоперационный стол, вскрыли грудную клетку... А оказалось- у него другаяанатомия!”СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)” №394-1 от 02.12.1990 г. 2. Указ Президента РФ “О мерах по государственному регулированиюрынка ценных бумаг в Российской Федерации” №2063 от 04.11.1994 г. 3. Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ “О реструктуризации кредитныхорганизаций” №5580п-П13 от 21.11.1998 г. 4. Монин С. Воздействие интервенций центрального банка и фискальнойполитики на валютный курс. Рынок ценных бумаг, 1998 г., №15. 5. Дж. Д. Сакс. Макроэкономика. Глобальный подход. М., изд. “Дело”,1996 г. 6. Российский статистический ежегодник, М., 1997 г. 7. Тогунян Г.А. Государственное регулирование в области финансов икредита в России. изд. “Дело”, 1997 г. 8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. под ред. Л. А. Дробозиной,М., 1997 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по предмету «политэкономия» на тему: «государственное...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Экономические циклы и кризисы»

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Сущность...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Проблемы...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Инновационно-инвестиционный...

Курсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное регулирование экономических процессов, его формы и методы» iconКурсовая работа по дисциплине Экономическая теория на тему: Теория...
Кроме этого современные экономисты сосредоточены на изучении теории стоимости и дальнейших ее перспективах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<