Понятие формы государства и его элементы 4




Скачать 265.01 Kb.
НазваниеПонятие формы государства и его элементы 4
страница1/3
Дата публикации24.02.2014
Размер265.01 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
  1   2   3


Содержание
Введение 2

Глава 1 Понятие формы государства и его элементы 4

1.1. Формы государства, элементы, территориальное устройство, режим правления 4

1.2. Территориальная организация государства 8

1.3. Политический государственный режим 12

Глава 2 Механизм государства и его действие в России 15

2.1. Механизм государства и его элементы 15

2.2. Форма государственного устройства 18

2.3. Основные проблемы правового регулирования отношений в современном российском государстве 20

2.4. Функционирование механизма правового регулирования на примере этнополитических процессов на юге России 23

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Введение
Функционирование права в любом государстве, в том числе и в России, невозможно без эффективного правового регулирования, упорядочивания общественных отношений. Именно посредством правового регулирования обеспечивается реализация позитивных интересов субъектов, осуществляется социальное управление их деятельностью. Механизму регулирования современного российского государства и эффективности его применения и посвящена настоящая работа. Работа состоит ид двух глав. Первая глава «Понятие формы государства и его элементы» представляет собой изложение теоретических основ структуры государства, форм правления и территориального устройства.

Вторая глава «Механизм государственного регулирования и его реализация в Российской Федерации» представляет собой рассмотрение правового регулирования применительно к современному российскому государству.

В процессе работы над темой исследования автор использовал работы ведущих отечественных юристов (С.С.Алексеева, Н.Г.Александрова и др.). К числу трудно управляемых препятствий правового регулирования применительно к России, на наш взгляд, следует отнести естественно сложившийся в ходе исторического развития России факт федеративного устройства, территориальную «раздробленность» Российской Федерации на ряд государств. В качестве примера можно привести отношения России со странами Северного Кавказа. Здесь правовое регулирование затрагивает фундаментальные основы функционирования самого государственного устройства, территориальной целостности российского государства.

Поэтому проблема имеет особую актуальность. Именно от степени устойчивости механизма государственного управления и его эффективного функционирования зависит жизнь, как целого государства, так и отдельных людей. Именно этой проблематике решено посвятить заключительную часть работы, а именно – последний параграф.

В данный момент для российского государства является актуальным не только исключительно правовое, сколько государственно-правовое, государственно-экономическое регулирование.

Цель данной работы: понятие механизма государства, форма правления и территориальное устройство.

Задачи данной работы: основные проблемы регулирования отношений в Российской Федерации и порядок работы механизма государства.

Объект исследования: механизм государства.
Глава 1 Понятие формы государства и его элементы
1.1. Формы государства, элементы, территориальное устройство, режим правления
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам.

Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.1

Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись политический режим, политическая динамика.

В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия “форма государства”.

Так или иначе, сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима.

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии.

Выделяют три основных элемента в форме государства:2

форму правления,

форму территориального (государственного) устройства

политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением.

В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью.

В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.

Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом).

Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства.

Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом.

Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним.

Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).
1.2. Территориальная организация государства
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.3

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:4

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств.

В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Вышеперечисленные формы государственного устройства являются основными, однако, еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством.

Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников".

Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации ).

С формой государства тесно связана третья составляющая - форма государственного (политического) режима - “совокупность способов и методов осуществления власти государством”.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.5

1. Политический режим, прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма. если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим, когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил.

В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим, но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей к конкретно-историческим условиям того или иного государства.

Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение.

Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами.

Более полное и конкретное представление о форме государства дает анализ трех ее составляющих.
1.3. Политический государственный режим
Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.6

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным.

Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер.

Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР.

Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека.

При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства.

При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства.

Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие формы государства и его элементы 4 iconПравоведение
Понятие и признаки государства. Типы государств, характерные для разных эпох. Понятие и структура формы государства. Правовое государство....

Понятие формы государства и его элементы 4 iconВведение 2 заключение 2 введение
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается понятие формы государства, то есть...

Понятие формы государства и его элементы 4 iconПрограмма для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине «Обществознание»
Формы государства: форма правления (монархия и республика), форма государственного устройства (унитарные и федеративные), политический...

Понятие формы государства и его элементы 4 icon4. Формы государственного устройства 17
В теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства то есть...

Понятие формы государства и его элементы 4 iconТеория государства и права
Истори­ческие условия возникновения государства. § Ти­пы, функции и формы, государства. § Государство в политической системе общества....

Понятие формы государства и его элементы 4 iconПлан: Введение 2 Теория происхождения государства 5 Понятие и признаки...
Управление общест­венной собственностью становилось важнейшей функ­цией родоплеменной знати, которая постепенно превра­щалась в обособленную...

Понятие формы государства и его элементы 4 iconСоздания электронной анкеты студента с использованием элементов управления
Выберите Разработчик →Элементы управления→Вставить→ Элементы управления формы (Excel 2003 Вид/Панели инструментов” активизировать...

Понятие формы государства и его элементы 4 iconПроисхождения и сущность государства. План. Введение Генезис государства:...

Понятие формы государства и его элементы 4 icon1 Экономическая сущность, значение и механизмы функционирования налоговой...
Определение, классификация и роль налогов в экономической системе. Понятие и элементы налоговой системы государства

Понятие формы государства и его элементы 4 iconПрактическая работа №2 Тема: ms access. Работа с формами
Уметь создавать формы, вставлять в формы элементы управления, вводить данные, создавать подчиненные формы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<