Урок обобщения и систематизации




Скачать 175.96 Kb.
НазваниеУрок обобщения и систематизации
Дата публикации26.02.2014
Размер175.96 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок
Основы правового статуса человека и гражданина
Урок обобщения и систематизации

знаний по правоведению

9 класс


Учитель истории

І категории

УВК № 29

г. Стаханова

Луганской области

Ходячая Т. А.

2014
В ходе урока обобщения и систематизации применяется метод «аквариум».

Цель: Отработка и обговаривание навыков дискуссии в малой группе, усовершенствование умения ребят аргументировать свою мысль.

Учитель разделяет учеников на четыре группы.

Порядок проведения:

• Одна из групп садится в центре класса (или в начале среднего ряда в классе).

Это обходимо, чтоб отделить действующую группу от слушающих групп.

• Эта группа получает лист с заданием - ситуацией. Участники групп обсуждают задание и, используя метод дискуссии, приводят к общему решению за 2-3 минуты.

• Пока первая группа обсуждает задание, остальные работают с учителем по вопросам темы урока

• После беседы с классом учитель возвращается к группе, сидящей в центре класса. Группа читает вслух задание и оглашает общее решение, к которому пришли участники дискуссии.

• Учитель ставит вопросы классу:

- Согласны ли они с мнением группы?

- Было ли это решение достаточно аргументированным?

После этого место в «аквариуме» занимает другая группа и обговаривает следующую ситуацию. Все группы по очереди должны побывать в «аквариуме», и деятельность каждой из них должна быть обговорена классом.

Основы правового статуса человекам гражданина.
Цель: Обобщить и закрепить учебный материал по разделу «Основы правового статуса человека и гражданина. Учить учащихся использовать знания по правоведению в разнообразных жизненных ситуациях.

Способствовать формированию у учащихся умения анализировать ситуацию и находить правильное решение, основываясь на законах Украины и Конституции Украины.

Способствовать формированию у ребят гражданственности, правового сознания, чувство ответственности, уважения к окружающим людям. Способствовать формированию духовно богатой личность.
Оборудование:

Конституция Украины 1996 г.

Таблицы: «Гражданство Украины»

«Личные права и свободы»

«Политические права и свободы»

Схема «Права и свободы человека. Права и свободы гражданина»

Плакаты «Обязанности граждан Украины»
Литература:

Конституция Украины

Законы Украины:

«О гражданстве»;

«О свободе совести и религиозных организациях»;

«Об объединениях граждан»;

«О выборах народных депутатов».

^ Ход урока
«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

ХХ век вошёл в историю человечества как век двух мировых войн, вооружённых конфликтов, возникновения таких государств, которые ущемляли права человека. В ХХ веке мир потерял до 60 млн. убитыми. Были уничтожены целые народы.

Время выдвинуло проблему правового статуса человека, на первое место, ибо права человека - это отсутствие страха, ненависти и войн.

Когда борцу за права человека академику Андрею Дмитриевичу Сахарову вручили Нобелевскую премию, он в своей речи сказал: «Я убеждён, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытого общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и места проживания» т.е. от правового статуса человека

Сегодня, мы являемся свидетелями того, как увязываются личные и государственные, национальные, международные интересы. Люди мира живут сегодня в одном пространстве, дышат одним воздухом, пользуются одной и той же водой, зависят от одних и тех же ресурсов, испытывают одни и те же чувства

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое правовой статус человека, его принципы, что составляет его основу, какой смысл мы вкладываем в это понятие как права и свободы человека связаны с ним.
И первым этапом на этом пути - понятийный диктант по этой теме.
1. Этот термин, определяет человеческое существо с природной точки зрения как неотъемлемую часть живой природы, живой организм, который подчиняется биологическим законам и который с точки зрения на особенности психики приспособлен к общественному способу жизни вместе с себе подобными. Что это за термин?

(Человек).

2. Это понятие характеризует человека как субъекта, имеющего индивидуальные, именно этому конкретному человеку присущие интеллект, моральные и иные качества, сформированные в процессе общественной жизни. Какое это понятие?

(Личность).

3. Дайте определение понятию «гражданин»:

Гражданин - это личность, которая находится в стойких юридически определенных связях с конкретным государством, что находит своё выражение в наличии соответствующего гражданства

4. Дайте определение понятию «гражданство»:

Гражданство - юридически определённая, стойкая и неограниченная в пространственном применении правовая связь личности с определённым государством, которая определяет её правовой статус и обеспечивает возможность брать участие во всех сферах общественной жизни.

5. Продолжить предложение. Правовой статус личности - это...

... совокупность черт социального положения, которое характеризуется системой реально складывающихся социальных возможностей в жизнедеятельности индивидов, направленных на удовлетворение их потребностей и интересов.

6. Дайте определение понятию «права человека».

Права человека - определённые возможности личности, необходимые для её существования в определённых конкретно - исторических условиях и должны быть общими и равными для всех людей.

7. Укажите, о каком виде прав и свобод идёт речь?

Права и свободы, определяющие уровень и степень воздействия личности на формирование государства и его структур, на внешнюю и внутреннюю политику государства, на формирование политически активного и независимого мировоззрения.

(Речь идёт о политических правах и свободах).

8. Дайте определение понятию «личные права и свободы»:

Личные права и свободы - установленные и гарантированные Конституцией и законами Украины права граждан, характеризующие правовое положение личности в обществе и связанные с личностью человека, удовлетворением её личных интересов.
Ещё в древнем мире возникло представление о существовании некой божественной правды для всех, которой подчиняются природа и общество. У римлян этой правдой руководила богиня Фемида.

У нас в центре класса находится «стол Фемиды».

И сейчас, мы преступим с вами к более детальному рассмотрению темы. И сделаем это, как всегда, с помощью наших групп. Одна из групп садится за стол в

середине класса - «стол Фемиды» и получает задание, которое с помощью дискуссии обговаривается. За 1-2 минуты участники группы должны прийти к единогласному решению и огласить его. А остальные группы решают насколько аргументировано и точно вы дали ответ.

^ Первая группа садится за стол и получает карточку с заданием - ситуацией, которую необходимо разрешить. На подготовку даётся 1-2 минуты.

Вопросы учителя ко второй, третьей и четвертой группам

? Всякий ли гражданин является личностью?

Ответ: Конечно, так как понятие «гражданин» обозначает связь этой же личности с правовой системой государства, гражданином которой он является. Только понятие «личность» определяет её место в обществе, а «гражданин» - в государстве.

? Всякая ли личность является гражданином?

Ответ: Конечно, нет, так как на территории, например, нашего

государства, могут находиться личности, которые не имеют стойкой юридической определённой связи с конкретным государством, то есть Украиной. Это могут быть граждане других государств, лица без гражданства.

? Давайте вспомним основания для прекращения гражданства Украины.

Ответ: 1) Вследствие выхода из гражданства Украины.

2) Вследствие утраты гражданства Украины.

? В каких случаях утрачивает гражданство Украины?

Ответ: а) если гражданин Украины поступил на военную службу

или на службу в правоохранительные органы государственной власти в иностранном государстве без согласия государственных органов Украины;

б) в случае приобретения гражданства Украины путём предоставления ложных сведений или фальшивых документов;

в) если гражданин Украины, находившийся за границей, не стал на консульский учёт в течение семи лет.

^ Первая группа зачитывает вслух задание и аргументирует его.

Задание: Александр, родившийся в Украине, принял решение принять

гражданство Украины. Ему было отказано на основании, что его родители не являются гражданами Украины. Правомерны ли действия государственных органов? Ответ аргументируйте, используя статьи закона.

^ Приблизительный ответ учеников первой группы.

Действия государственных органов не правомерны. Так как 18 ноября 2001 года был принят закон «О гражданстве Украины». Закон базируется на том, что право на гражданство является неотъемлемым правом человека.

В законе указывается что: личность, родившаяся или постоянно проживающая на территории Украины, а также их наследники, если они на момент 13 ноября 1991 года проживали за границами Украины и не пребывали в гражданстве других государств и до 31 декабря 1998 года подали заявление об определении своей принадлежности к гражданству Украины, могут являться гражданами Украины.

Приобретение гражданства по рождению не зависит от воли

человека.

Кстати, можно добавить, что в мировой практике по этому поводу существует два подхода

1) Когда ребёнок независимо от места рождения приобретает гражданство того государства, гражданином которого являются его родители; действует принцип «права крови».

2) Когда ребёнок независимо от гражданства родителей приобретает гражданство государства, на территории которого родился, действует принцип «права грунта».

Законы Украины объединяют эти два принципа.

Таким образом, основанием приобретения гражданства наряду с происхождением явлчется_рождение Александра в Украине. Действие государственных органов не правомерны.

Учитель дает возможность оценить ответ группы остальным ученикам класса.
^ Вопрос учителя для обсуждения группам в классе.

Представьте, что к вам приехал гость с Польши, который хочет приобрести

гражданство Украины. Что вы ему посоветуете?

Приблизительный ответ учеников.

Законом Украины «О гражданстве Украины» установлены условия, соблюдения которых необходимо для вступления в гражданство Украины иностранных граждан и лиц без гражданства. Так как, мой друг является гражданином другого государства, то ему на основании этого закона необходимо выполнить следующее:

1. Познакомится с Конституцией Украины и её законами.

2. Выйти с польского гражданства.

3. Беспрерывно прожить на территории Украины не менее последних пяти лет.

4. Изучить украинский язык для общения с людьми.

5. Иметь законный источник существования, т. е. работу.

Учитель:

Если обобщить вами сказанное, то мы возвращаемся к таблице «Условия приобретения и утраты гражданства».

Учитель обобщает уже изученный материал таблицы.

Далее место за «столом Фемиды» занимает вторая группа и также получает задание - ситуацию.

Пока группа обсуждает его, первая, третья и четвертая группы вспомнят некоторые аспекты темы «Права человека»

? Вспомним, в чем заключается правовой статус гражданина?

Ответ: Правовой статус определяется связью с государством, которая проявляется во взаимных правах и обязанностях и их гарантиях.

? Например?

Ответ: Например, если человек пользуется какими - либо правами в государстве, предоставленные и гарантированные самим государством, то обратной связью будет выполнение гражданином обязанностей по отношению к данному государству, что и закрепляется в Конституции государства.

? Перечислите принципы правового статуса личности, которые закреплены в

основном законе государства?

Ответ: 1. Равноправие граждан.

2. Единство прав и свобод.

3. Юридическая гарантированность прав и свобод.

4. Взаимная ответственность человека и государства.

5. Неприпустимость злоупотребления правом.

? Какие вам известны права граждан Украины, характеризующие правовое

положение личности в обществе и связанные с личностью человека, удовлетворяющим её личных интересов.

Ответ: Это личные права человека. Среди них:

1) право на жизнь, личную неприкосновенность (ст.27,29);

2) право на гуманное и достойное человекаотношение к нему (ст.28);

3) равенство всех перед законом (с.24);

4) право на восстановление в правах, на судебную защиту (ст. 55, 56,59,63);

5) право на объективное и всестороннее рассмотрение судом дела в отношении человека, обвиняемого в совершении преступления (ст. 55,56);

6) право на признание виновности человека только по решению суда

(ст. 62);

7) право на личную и семейную жизнь ( ст. 32);

8) неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, запрещение посягательства на честь и репутацию ( ст. 30, 31) ;

9) право на свободное передвижение и выбор места жительства, выезд с территории Украины и возвращение ( ст.ЗЗ);

10) право человека на гражданство (ст. 25.);

11) право на вступление в брак и создание семьи (ст. 51);

12) свободи мысли, совести, религии (ст.34,35.)
. Итак, что решила по задаче вторая группа?

Группа зачитывает ситуацию - задание и даёт свой вариант решения.

«Народы, населяющие Север США, дают возможность своим детям выбрать

любую религию.. Как вы считаете, правильно ли это? Выскажите свои мысли, опираясь на законодательство Украины.

^ Приблизительный ответ учеников. Тяжело судить о законах другой страны. Но вообще, считаем, что это правильно. Например, в Украине существуют документы, закрепляющие право человека на свободу вероисповедования.

Первым таким документом является Конституция Украины. В статье 35. указывается:

«Это право включает свободу исповедовать какую - либо религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно осуществлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную жизнь». Вторым документом является Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В законе говорится о том, что никто не может устанавливать обязательных убеждений и мировоззрения. Не допускается какое - либо принуждение к определению гражданам своего отношения к религии, участию или неучастию в обсуждениях.

Человек имеет собственные взгляды, убеждения и право на свободу совести , а это- одно из важных духовных потребностей человека.

Учитель предоставляет возможность оценить ответ второй группы остальным группам класса.

^ Вопрос учителя остальным группам в классе для обсуждения.

Мы употребляем такие понятия как права и свободы человека - права и

свободы граждан, как соотносятся эти понятия?

^ Приблизительный ответ учеников

Мы знаем, что: правовой статус личности состоит из субъективных прав, свобод и обязанностей. Права и свободы - это форма выражения установленных законом правовых возможностей при выборе человеком своего поведения.

Когда выбор связан с пользованием конкретными социальными благами, закон чаще использует термин право (например, политическое право участие во всеукраинском референдуме). Если речь идёт о более высокой степени свободы выбора поведения, законом применяйте термин свобода (например: свобода слова, печати, критики и. т. д.) Права человека - это понятие, охватывающее более широкий круг лиц, чем понятие права гражданина. Права и свободы человека:

1. Гражданство Украины. ]

2. Иностранные граждане'

3. Лица без гражданства.

Если обобщить материал, то мы обратимся к таблице« Личные права и свободы граждан.». Учитель открывает таблицу, висящую на доске « Личные права и свободы граждан.»
Место в центре класса занимает третья группа и получает задание - ситуацию. Вопросы учителя к первой, второй и четвертой группам класса.

Какие вам известны .определённые законодательством права граждан,

обеспечивающие реальную возможность для непосредственного влияния на политическую жизнь страны?

^ Приблизительный ответ учеников

Это политические права. Среди них:

1. Право на свободу мысли и слова (ст. 34).

2. Право на свободу объединения в политические партии и гражданские организации, профсоюзы (ст.36).

3. Право граждан принимать участия в управлении государственными делами (ст. 38).

4. Право на участие во всеукраинском и местном референдумах.

5. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

6. свобода собраний, митингов, шествий, демонстраций (ст.39.).

Вопрос учителя к первой, второй и четвертой группам класса. Определите общее между понятиями «политическая партия» и гражданское объединения».

^ Приблизительный ответ учеников. И политические партии, и общественные организации играют огромную роль в политической системе общества.

И то и другое является объединениями граждан. И партия, и организация ставят перед собой определённые цели и задачи.

^ Третья группа дает решение своей правовой задаче.

Задание

14-летний гражданин К. обратился в местные органы государственной исполнительной власти с заявлением, содержащим просьбу о регистрации молодёжной организации, основанием которой он является. Целью данной организации (по заявлению гражданина К.) является: изучение приёмов рукопашного боя, правила пользованием холодным и огнестрельным оружием, изучение взрывных устройств и взрывчатых веществ. Будет ли произведена регистрация данной организации? Если нет, то на каком основании гражданину К. будет отказано в её легализации?

^ Приблизительный ответ учеников.

Регистрация данной организации произведена не будет. Гражданину К. будет отказано в её легализации на основаниях положений Закона Украины «Об объединениях граждан».

Во - первых, молодёжные организации создаются гражданами, достигшими 15 -летнего возраста.

Во - вторых, согласно этому закону не подлежат легализации объединения граждан, имеющие целые создания незаконных военных формирований. А именно так мы можем расценивать заявление гражданина К.; изучение приёмов рукопашного боя, правил пользованием холодным и огнестрельным оружием, изучение взрывных устройств и взрывчатых веществ. На формирование организаций, имеющих такие цели имеет право только государственные органы.

^ Вопрос учителя к первой, второй и четвертой группам.

А если бы гражданин К. обратился в исполком с целью создания организации –политической партии. Каково было бы решение исполкома?»

^ Приблизительный ответ учеников.

Ему также было бы отказано, так как в Законе Украины «Об объединениях граждан» сказано:

- партии создаются по инициативе граждан Украине, достигших 18 лет;

- для регистрации политической партии их основатели подают заявление, которое поддержано не менее тысячью подписями граждан Украины, обладающие правом голоса.

Учитель открывает таблицу «Политические права и свободы граждан».

Прошу пройти за «стол Фемиды» четвертую группу ребят, которые получают очередное задание и приступают к его рассмотрению.

А мы с вами обратимся к предыдущему материалу. Мы с вами говорили о том, что правовой статус гражданина и человека состоит не только из субъективных прав и свобод, но и из обязанностей.

Обратите внимание на плакаты, которые вы готовили в течении изучения этого раздела. Каждый из вас попытался творчески изобразить обязанность гражданина Украины.

^ Давайте назовём обязанности граждан Украины, рассматривая плакаты.

Ответы учеников

1) обязанность выполнить положения Конституции и Законов Украины;

2) не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей;

3) защита Отчизны, её территориальной целостности;

4) уважение государственной символики;

5) уплата налогов и сборов в установленном законом порядке,

6) не наносить вреда природе, культурному наследию и возмещать нанесённый ущерб,

^ Вопрос учител. На что направлены эти обязанности?

Приблизительные ответы учеников.

Эти обязанности направлены на обеспечение реализации всех видов прав и свобод каждой личности, проживающей в Украине.

^ Вопрос учителя. Можем ли мы выделить какую - либо из этих обязанностей?

Приблизительный ответ учеников:

Какую - либо главную из оязанностей граждан Украины выделить нельзя. Каждая из них, по-своему, важна для общества.
^ Четвертая группа дает решение своей правовой задаче.

Лицо без гражданства, Герман отказался платить налоги в Украине, ссылаясь на то, что он, как лицо без гражданства, не имеет в Украине многих прав, например, не может быть народным депутатом Украины, а также не выполнять многие

обязанности, например, он не был призван на службу в Вооружённые Силы Украины. Правомерен ли отказ Германа платить налоги? Ответ обоснуйте.

Приблизительный ответ учеников.

Отказ Германа платить налоги не правомерен. Несмотря на то, что он является лицом без гражданства. Конституция Украины (ст.26). предоставляет лицам без гражданства и иностранным гражданам, находящимся в Украине на законном основании, те же права и свободы, что и гражданам Украины. Но есть исключение. В Законе Украине «О выборах народных депутатов» сказано, что народным депутатом Украины может быть избран только гражданин Украины. Таким образом, Герман на законном основании не имеет права быть народным депутатом Украины.

По Конституции Украины на лиц без гражданства и иностранных граждан возлагаются те же обязанности, что и на граждан Украины, хотя круг этих обязанностей ограничен международными договорами. Например, они не несут военной службы.

Поэтому и этот факт не может быть аргументом при отказе Германа платить налоги.

Учитель предоставляет право остальным ученикам оценить овеет четвертой группы.
^ Вопрос учителя к группам класса.

Как вы считаете, права и обязанности существуют отдельно друг от друга или во взаимосвязи?

Приблизительный ответ учеников.

Права и свободы не отделяются от обязанностей гражданина. Мы понимаем, что реальными права человека становятся тогда, когда они неразрывно связаны с исполнением им обязанностей. Такое единство составляет основу каждого общества. Обязанности - это требования, которые предъявляются обществом к человеку, чтоб не нарушались права, и общество нормально функционировало. Кроме того, ряд обязанностей связаны с конституционными правами. Например: право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду неотрывно от обязанности не наносить вред природе, культурному наследию. Поэтому, конечно, права и обязанности существуют во взаимосвязи.

Учитель открывает плакат « Политические права и свободы граждан».
Учитель

Итак, в ходе нашей беседы и наших обсуждений мы с вами вспомнили основные понятия раздела «Основы правового статуса человека и гражданина». Это такие понятия как человек, личность, гражданин, гражданство, права человека, личные и политические права, правовой статус личности.

Рассмотрели взаимосвязь понятий «личность» и «гражданство», права, и свободы человека и права, свободы гражданина.

Выяснили, что правовой статус - это и есть взаимодействие субъективных прав, свобод и обязанностей.

Вы же попытались практически применить свои знания, обсуждая правовые задания -ситуации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"
Открытый урок в 5 классе "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения и систематизации знаний
Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урок обобщения и систематизации iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения и систематизации знаний
Оборудование урока: фотографии и иллюстрации с изображением г. Харькова, вырезанные из картона буквы, «маршрутные листы» для путешествия,...

Урок обобщения и систематизации iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, общих свойств...

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения, систематизации и повторения по теме «Африка»
Ить класс методом жеребьёвки на 4-5 команд (в команде не более 5 чел.). Посовещавшись, команды должны выбрать капитана и название...

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения, систематизации и повторения в 7 классе по теме «Африка»
Ить класс методом жеребьёвки на 4-5 команд (в команде не более 5 чел.). Посовещавшись, команды должны выбрать капитана и название...

Урок обобщения и систематизации iconУрок обобщения итоговый урок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Урок обобщения (итоговый урок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии») 9 класс

Урок обобщения и систематизации iconУрок систематизации и обобщению знаний. Цели урока
Урок по теме «Млекопитающие —наиболее высокоорганизованные позвоночные животные»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<