Урока: урок обобщения и систематизации знаний




НазваниеУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Дата публикации02.03.2014
Размер54.3 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок
"Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

повторить:

признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование:

таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;

карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;

алгоритмы проверки безударных окончаний имён

существительных и имён прилагательных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

– Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

– Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)

– Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

– Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

– Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

(Приложение 2)

– И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

Определить падеж слова с безударным окончанием.

Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

Записать то же окончание в безударную позицию.

На доске опорная схема:

– Какие слова-подсказки вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

– Для 2-го? (Слон, окно и т.д.)

– Для 3-го? (Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка – задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)Имя сущ. Нач. форма Род Склонение Падеж Пров. слово Окончание

на опушк.

к кроват.

по кроватк.

в огород.

перед мороз.м

– Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

– Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

– Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

– Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)

– В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

– О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячо'м, дуʹшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.

– А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

– А что такое имя прилагательное?

– Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

– Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

– Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Определить число, род и падеж существительного.

По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

– Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

– В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (Р., Д., Т., П. → какой? → -ой-, -ей-)

– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 3).

– А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).

– Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

IX. Итог урока.

– Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

– Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

– Какие слова – подсказки запомнили?

– Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).

Приложения 1-4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, общих свойств...

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"
Открытый урок в 5 классе "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний
Оборудование урока: фотографии и иллюстрации с изображением г. Харькова, вырезанные из картона буквы, «маршрутные листы» для путешествия,...

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации знаний
Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок систематизации и обобщению знаний. Цели урока
Урок по теме «Млекопитающие —наиболее высокоорганизованные позвоночные животные»

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок по математики и физике
«Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации...

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрока: Урок повторения и обобщения по теме «Электрический ток в различных средах»
Показать практическую значимость знаний по данной теме в промышленности и технике

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урока: урок обобщения и систематизации знаний iconУрок обобщения и систематизации
Цель: Отработка и обговаривание навыков дискуссии в малой группе, усовершенствование умения ребят аргументировать свою мысль

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<