Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления»




Скачать 330.51 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления»
Дата публикации12.03.2014
Размер330.51 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Демократия

«Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» Уинстон Черчель Вступление Со времен известного французского историка, социолога и политическогодеятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократновысказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно изакономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее рядвлиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этоймысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись темболее значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенногопреклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась иместественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит внезависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов илигрупп людей. Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правлениягосударством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенствомперед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формойреализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарнаямонархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системойнародного представительства. Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческимимыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оновыражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал однимиз “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматургАрисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” унас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мысами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввидутого, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; позаконам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бываеттакже и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишенбыл к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствиебедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так иво взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другув повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественныхделах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам,особенно тем из них которые созданы в интересах обиженных. Богатством мыпользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом дляхвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно длячеловека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.” На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципахсвободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая иразвивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVIIв.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко(Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др. Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии ирасставляла свои акценты на их значимости. 1. Понятие и признаки демократии Слово «демократия» употребляется в разном значении: . как форма государства; . как политический режим; . как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций. Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют ввиду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможнав странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическимпринципом организации и деятельности всех субъектов политической системыобщества (органы государства, государственные организации, общественныеобъединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются исубъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются преждевсего гражданин и народ. Демократия нигде и никогда не существовала без государства. Реально демократия представляет собой форму (разновидность)государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками: 1) признание народа высшим источником власти; 2) выборностью основных органов государства; 3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав; 4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений. Любые демократические государства строятся на базе этих общихпризнаков, но степень развития демократии может быть различной.Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс,нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международныхгарантиях. Современные демократические государства (а быть демократическимгосударством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов,например: 1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства; 2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством; 3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободноевыражение; 4) верховенство закона; 5) разделение властей и др. Исходя из современного наполнения демократии качественнымдополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца,идеала, к которому стремятся цивилизованные государства. Демократия — политическая организация власти народа, при которойобеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственнымии общественными делами; выборность основных органов государства изаконность в функционировании всех субъектов политической системы общества;обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии смеждународными стандартами. Признаки демократии. 1. Демократия имеет государственный характер: а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственныморганам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве какнепосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Онне может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегируетгосударственным органам часть своих полномочий; б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е.демократической процедурой организации органов государства в результатеконкурентных, свободных и честных выборов; в) проявляется в способности государственной власти оказыватьвоздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с цельюуправления общественными делами. 2. Демократия имеет политический характер: а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как,впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции,т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находитпроявление в том, что демократия выступает принципом деятельностиполитических партий в борьбе за обладание государственной властью. Придемократии учитывается многообразие политических мнений - партийных идругих, идеологических подходов к решению общественных и государственныхзадач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологическийдиктат. Законодательства развитых западных государств закрепляют рядпринципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общееправо голоса; 2) равенство при выборах;3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, чтост. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украинеосновывается на принципах политического, экономического и идеологическогомногообразия. Никакая идеология не может признаваться государством какобязательная. Цензура запрещена»; б) основывается на политическом равноправии граждан на участие вуправлении делами общества и государства и, прежде всего, равенствеизбирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора междуразличными политическими вариантами, т.е. политическими возможностямиразвития. 3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование ифактическое воплощение прав граждан - экономических, политических,гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей всоответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии правчеловека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт огражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). ЗакономУкраины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правахчеловека. 4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается втребованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (ониже - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам -учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполненияправовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должныиметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия дляреализации прав человека, их охраны и защиты. 5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства игражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершениядействий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украиныподчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главнойобязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах междугосударством и гражданином является независимый и демократический суд. 2. Функции и принципы демократии Функции демократии - основные направления ее воздействия наобщественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством. Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояниеобщества, ее функции в различные исторические периоды изменялись,обогащались, углублялись. Функции демократии можно разделить на две группы: . раскрывающие связь с общественными отношениями; . выражающие внутренние функции деятельности государства; К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие: 1. Организационно-политическая — организация политической власти надемократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизациинарода (самоуправление) в качестве источника государственной власти ивыражается в наличии организационных связей между субъектами демократии:органами государства, государственными организациями, общественнымиобъединениями, трудовыми коллективами; 2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельностисубъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса,концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересовгражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения даннойфункции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии; 3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служениягосударства обществу, стимулирование, учет и использование общественногомнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем,заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений; 4. Учредительная — формирование органов государственной власти иорганов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы); 5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства впределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовыхактов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственногоаппарата (например, контроль представительных органов над исполнительнымиорганами, отчет последних перед первыми); 6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности,чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свободличности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечениеправонарушений.Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства. Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которыепредъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. ксубъектам демократии. Признание международным сообществом основных принципов демократииобъясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику. Основными принципами демократии являются: 1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формыправления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеетпервичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство инеравенство, но она предполагает равноправие; 2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равнуюответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту передсудом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий илиограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иныхубеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественногоположения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспектравноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеютодинаковые возможности для их реализации; 3) выборность органов государства и постоянный контакт с ниминаселения - предполагает формирование органов власти и местногосамоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализоватьсвои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же людине должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти:это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этихорганов; 4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимноеограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной,судебной, что служит препятствием для превращения власти в средствоподавления свободы и равенства; 5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюденииправ меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями правличности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном,политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, несостоящей в большинстве при принятии решений; 6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяеткруг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но иполитический плюрализм - множественность партий, общественных объединений ит.п. с различными программами и уставами, действующими в рамкахконституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находитсяпринцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательнодемократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализмприобретает универсальное значение для современной демократии. 3. Формы и институты демократии Функции демократии реализуются через ее формы и институты. Форма демократии — это ее внешнее выражение. Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие: 1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой: Прямая - представительная демократия - форма народовластия, прикоторой власть осуществляется через выявление воли представителей народа ввыборных органах (парламенты, органы местного самоуправления). Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, прикоторой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народаили определенных социальных групп (референдум, выборы). 2. Формирование и функционирование системы органов государства наоснове демократических принципов законности, гласности, выборности,сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотреблениеслужебным положением и общественным авторитетом; 3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системыправ, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита всоответствии с международными стандартами. Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др. Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум,общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.). Институты демократии - это легитимные и легальные элементыполитической системы общества, непосредственно создающие демократическийрежим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является егоорганизационное оформление к признание общественностью; предпосылкойлегальности - его юридическое оформление, узаконение. По исходному назначению в решении задач политики, власти и управленияразличают институты демократии: 1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п. 2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.По юридической значимости принимаемых решений различают институтыдемократии: 1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др. 2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др. В системе институтов непосредственной демократии важнейшее местопринадлежит выборам. Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлениигосударством путем формирования высших представительных органов, органовместного самоуправления, их персонального состава. Граждане демократического государства имеют право свободно избирать ибыть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюденииравенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования итребует установления гарантий против давления на него. На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путемтайного голосования в Украине избираются населением: Президент, ВерховнаяРада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местногосамоуправления, и т. д. Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной исмешанной (мажоритарно-пропорциональной). Мажоритарная система — система определения результатов выборов,согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получаюттолько кандидаты, получившие установленное большинство голосов. Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандатыраспределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданныхза партию в границах избирательного округа. Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г.проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось водномандатных избирательных округах на основе относительного большинства(мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты отполитических партий, избирательных блоков, во многомандатномобщегосударственном избирательном округе на основе пропорциональногопредставительства (пропорциональная система). Особым институтом демократии является референдум как один из способовдемократического управления государственными делами. Референдум (лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решенияпутём голосования кардинальных проблем общенационального и местногозначения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в нихизменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдумявляется одним из важных институтов непосредственной демократии, проводитсяс целью обеспечения народовластия - непосредственного участия граждан вуправлении государством и местными делами. Референдумы по предмету проведения делятся на: . Конституционный - на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки; . Законодательный - на всенародное голосование выносится проект закона или действующий закон; . Консультативный - проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государствен-ной жизни. Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым нареферендум, может быть проведён через 5 лет, а местный референдум - через 1год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам. В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украиныдостигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление. Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контрольнад волеизъявлением граждан не допускается. В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственнойдемократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. ВСША референдум применяется наравне с законодательной инициативой. ВоФранции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. сталипрактиковаться плебисциты - всенародные опросы, которые рассматриваются каксинонимы референдумов. 4. Демократия и самоуправлениеСамоуправление народа — вид социального управления, который основан насамоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участниковобщественных отношений. Самоорганизация - самостоятельное осуществление организаци-онныхдействий. Саморегулирование - самостоятельное установление норм, правилповедения. Самодеятельность - самостоятельная деятельность по принятию решений иих реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, тоесть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения исовместно действуют с целью реализации принятых решений. В условияхсамоуправления его участники признают над собой власть только собственногообъединения. Итак, признаки самоуправления: 1) это разновидность социального управления; 2) власть принадлежит всему коллективу; 3) власть осуществляется коллективом непосредственно или черезвыборные органы; 4) субъект и объект управления едины, совпадают; 5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальныхнорм; 6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения; 7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основесамодеятельности. Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежитияосновывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия(прямого волеизъявления) в управлении. Термин «самоуправление» обычно используется применительно к несколькимуровням объединения людей: . ко всему обществу: общественное самоуправление; . к отдельным территориям: региональное и местное само-управление; . к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования); . к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять? Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением,поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременноеявление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее. Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытногорода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собраниечленов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление,поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами. С возникновением государства на смену самоуправлению пришло управление:государственный аппарат сосредоточил в своих руках власть, используя ее вцелях управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрелолокальный характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни(далекие от центра) - крестьянские общины, рабочие артели. В средние векаоно проявилось в самоуправлении городов (магдебургское право), в казацкихобъединениях (например, в Украине), в новое время - в земскомсамоуправлении, автономии университетов (например, в дореволюционнойРоссии). Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, посколькудемократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление можетсуществовать и без демократии как формы политической власти народа. На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередковходили в конфликт с недемократической формой государства (например,Запорожская Сечь в Украине с монархической формой правления в России). Помере развития демократии - со времени возникновения буржуазных государств,провозгласивших источником власти народ, - самоуправление находит вдемократии гаранта своей эффективности. Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты: . строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности; . являются формами осуществления власти; . реализуются непосредственно и через выборные органы; . могут осуществляться с использованием общей нормативной базы. Однако между ними есть различия:|Самоуправление |Демократия ||Возникает по времени раньше демократии|Возникает по времени позже || |самоуправления ||Может существовать без демократии |Предполагает наличие систем || |самоуправления ||Не имеет политического характера, но |В обществе существует только одна ||может приобретать и политический |государственная система демократии ||характер | ||В обществе может быть несколько систем|Основные формы и институты демократии ||самоуправления |закреплены в законе, что определяет их|| |обязательность для всех ||Самоуправляющиеся организации |Имеет только политический характер ||действуют в рамках закона | | Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. Врамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия ивзаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления.Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправленияиспользуются при осуществлении политической власти. В моменты участия врешении государственных дел системы самоуправления приобретают политическийхарактер, который определяется конкретной мерой этого участия. Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономикемногих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входятпредприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесьпроизводственная демократия выражается в соучастии работников в управлениипредприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправлениядействуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия. Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление 5. Демократия как общечеловеческая ценность Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактоваласьпо-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность сталанеотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такойокончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытываяограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда необнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основусвоего существования, когда не принимается во внимание неравенствоприродных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимостиот политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а еезначимость велика для демократии) никогда не бывает полностьюудовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не можетбыть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянноприобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическуюактивность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности.Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре именталитету народа. Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политическогоявления. 1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству: 1. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь; 2. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства; 3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия. 2) Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел: 1. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления; 2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.; 3. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили; 4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты. 3) Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности: 1. их формального закрепления; 2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно- социальных (юридических) гарантий; 3. действия эффективного механизма их защиты; 4. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «Задемократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своегопредставителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитойсистемы демократии. Необходимым условием для этого является наличие вобществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания вгосударстве, признание подавляющим большинством граждан «демократическихправил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых ииндивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности поотношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам,самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнениябольшинства. Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ееответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализациигуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости,социального творчества. 6. Демократия и права социальных меньшинств Все демократии являются политическими системами, в которых гражданесвободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства,т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству невсегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинствадолжна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служатзащите прав меньшинства — будь то этническое меньшинство, религиозное илиполитическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и немогут быть отменены большинством голосов. Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его вжизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорийестественного права и разделения властей соотношение между большинством именьшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторыемыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что решения большинства обязательны дляменьшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль)требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полноегосподство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей волибольшинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защитыиндивида и меньшинства назывались независимый суд, административнаяюстиция, представительство меньшинства в парламенте и др. Рассмотрим право меньшинства в парламенте. Основой демократии является развитый публичный диалог (коммуникация)представителей разной политической ориентации. Такой диалог происходит вобществе и концентрируется в парламенте. Важным фактором в деятельностимногих парламентов является оппозиция (от лат. oppositio -противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства,расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентскогобольшинства и правительства. Оппозиция критикует деятельностьправительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству. Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократическогообщества, правового государства. Пока в обществе существует разницаинтересов, будет существовать и оппозиция. Один из основателей США Т. Джефферсон писал, что «воля большинствадолжна во всех случаях доминировать, но чтобы эта воля было правомерной,она должна быть разумной, чтобы меньшинство имело равные права, нарушатькоторые было бы угнетением». Конституция США содержит формы защитыпарламентского меньшинства, которому дано право протеста противпроектируемых изменений основного закона. Эти права меньшинства настолькозначительны, что на протяжении более чем 200-летнего существования США былиратифицированы только 26 поправок к Конституции, и американская Конституцияявляется самой устойчивой из всех существующих. Конституции, которые создавались в Нидерландах, Бельгии, Норвегии,Швейцарии и других странах в Х1Х-ХХ вв., содержали идею защиты правменьшинства. Меньшинство получило возможность действительной парламентскойборьбы с беззаботным отношением большинства к законодательной работе,которое имело место в прошлом. В наши дни конституции Франции, ФРГ,Испании, Японии и других стран предусматривают гарантии прав человека именьшинства. В Англии оппозиция (меньшинство) составляет непременную частьгосударственного механизма. Начиная с 1800 года, лидер оппозиции «еговеличества» получает жалование, равное жалованию премьер-министра. В ФРГправо парламентских расследований, состоящее в обеспечении парламентаинформацией о работе правительства и в осуществлении контроля надправительством, - одно из прав меньшинства. Оно впервые было закреплено водной из статей Веймарской Конституции (предложено Максом Вебером), и досих пор сохранилась эта первоначальная функция права меньшинства. Сущность и формы деятельности оппозиции зависят от конкретныхисторических условий. Возможна нелегальная (действующая в подполье) илегальная оппозиция. Легальная оппозиция существует в форме оппозиционныхпартий или других политических институтов, публично выступающих противвласти, за смещение (в рамках закона) правящих политических сил. Легальнаяоппозиция может быть лояльной и нелояльной. Лояльная оппозиция борется завласть в рамках существующих законов, использует методы честнойконкурентной политической борьбы. Нелояльная оппозиция относится ксуществующей власти как к врагу и действует «на ее уничтожение». Парламентское меньшинство призвано отражать реально существующие вобществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные,политические установки (движения, партии) или не имеют идеологическивыраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так,во Франции, классической стране партийного плюрализма -действует большоеколичество политических объединений, которые не определяют партийнойсистемы страны, и их представители в парламенте составляют меньшинство. Следует учесть, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях,более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Ощущение сильной инепоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому,чтобы пересмотреть свою позицию. Важно, чтобы оппозиция в парламенте былаконструктивной, а не деструктивной. Деструктивная оппозиция ограничиваетсякритикой существующей власти без предложений программы действий, тогда какконструктивная оппозиция способна выдвинуть, обосновать и бороться заосуществление программы, которая отличается от официальной программы,является её альтернативой. Таким образом, демократия - это не только проявление воли большинства,но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своихвзглядов - конструктивных, а не разрушительных. Право говорить и бытьуслышанным. Право быть оспоренным, но не угнетенным. Власть может стоятьпрочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции -политического меньшинства. Это заставляет её постоянно подтверждать своеправо управлять обществом и государством. Парламент Украины стремится придерживаться соотношения: доминированиеволи большинства при учете прав меньшинства; признавать, что каждая группаимеет свои интересы, которые вправе проводить в жизнь только в рамкахзакона. Высшее право меньшинства и его представителей в парламенте состоит втом, что оно может делать попытки стать большинством. От этого праваменьшинства в демократическом обществе не защищено никакое большинство, ибоу него нет никаких средств надолго подавить меньшинство. Важно не датьразвиться тенденции в демократии, никогда полностью неискоренимой, -поднять большинство до значения исключительно решающего фактора, довсесилия большинства, и сохранить нерушимые границы, которые настоящаядемократия призвана противопоставить воле большинства. Наличие активнойлегальной оппозиции — важнейшая черта демократии как «полиархии»(многовластия). Рассмотрим право этнических (национальных) меньшинств. Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основеконсенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации обществаявляется свобода личности и свободное развитие этнических групп(национальных меньшинств). Национальные меньшинства могут проживать либо компактно, либо рассеяно(дисперсно) на территории государства, образованного «статусной» или«титульной» нацией. В любом случае они обладают всеми правами, какие имеетнация, давшая название государству. Исключением (в ряде случаев) являетсяправо национальных меньшинств на политическое самоопределение. Однако праванациональных меньшинств нуждаются в специальном механизме обеспечения, таккак в условиях инонационального окружения приобретают специфическийхарактер. Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. Впреамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций».Согласно решениям ООН, национальные меньшинства имеют: V - право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение); V право на неассимиляцию; V право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей; V право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства; V право на недискриминацию; V право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления. Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участниковСовещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г.содержит слова: государства - участники СБСЕ «будут принимать всенеобходимые законодательные, административные, юридические и иные меры, атакже применять соответствующие международные инструменты для обеспечениязащиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальнымменьшинствам на их территории. Они будут защищать и создавать условия дляпоощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытностинациональных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободноеосуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, иобеспечивать их полное равенство с другими». Верховный Комиссар СБСЕ поделам национальных меньшинств может послать а любую страну своихнаблюдателей - экспертов с миссией проверки соблюдения в ней правнациональных меньшинств. Придерживаясь международных обязательств в отношении национальныхменьшинств. Верховная Рада Украины 25 июня 1992 г. приняла Закон «Онациональных меньшинствах в Украине» с целью обеспечения гарантий их правна свободное развитие. К национальным меньшинствам, согласно этому закону,принадлежат группы граждан Украины, которые не являются украинцами понациональности, проявляют чувства национального самосознания и общностимежду собой. Обеспечивая права лиц, которые принадлежат к национальнымменьшинствам, государство руководствуется тем, что права национальныхменьшинств являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека. В демократическом государстве воля большинства и права меньшинствазащищены законом и институтами, которые проводят законы в жизнь. 7. Основные теории демократии Поиском лучшего государственного строя занимались мыслители разныхнародов мира, которые за два с половиной тысячелетия создали немало теорийдемократии. Каждая эпоха, каждое государство вносили новизну и своеобразиев трактовку демократии. И сегодня наблюдается новое видение содержаниядемократии.Рассмотрим самые основные и современные теории демократии: пролетарскую(социалистическую), плюралистическую, партисипаторную, корпоративную,элитарную. Пролетарская (социалистическая) теория демократии Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистскомклассовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной(либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскуюсвободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политическойвласти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечиватьсвободу личности. Согласно пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин)демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», преждевсего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода,а о гражданской свободе нет и речи. Провозглашалась диктатура одного класса- пролетариата в отношении другого - буржуазии, союз рабочего класса икрестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов.Акцентировалось внимание на руководящей роли рабочего класса. Пролетарскаятеория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовуюконфронтацию. Полное отрицание частной собственности, и, следовательно, всякойавтономии личности, подмена народа рабочим классом в пролетарской теориибыла развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось вниманиена ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса,руководящего процессом перехода к полной демократии - коммунистическомусамоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип разделения властей, безкоторого невозможно народовластие. Был отброшен принцип экономического,идеологического и политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партиярассматривалась как государственная структура, а не как общественнаяорганизация. В действительности рекламируемое «социалистическоенародовластие» допускало демократию только в узких рамках, которыеопределялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующимв своих руках всю реальную власть. Теория «плюралистической демократии» Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотятермин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английскимсоциалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазномобществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разныхвзаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности техили иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых,религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то иотношения между стратами лишены антагонизма. При всей стройности теория «плюралистической демократии» имеетвнутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной являетсяустановка на объединение всего населения в «группы давления», на ихравенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можнобольшего количества граждан в «группы давления», большинство из нихобречено на пассивность в политическом процессе. В конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории«плюралистической демократии», некоторые ее прежние сторонники (Г.Парсонс,Р.Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии. Теория элитарной демократии Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основесоединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии»(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Ранняя теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное),разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец XIX – н. XX в.). Еёосновное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) иподвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическимитеориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению.Исключение составляет допущение Г.Моска об обновлении элиты за счетнаиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Ноэто отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннегоэлитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий классконцентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, авмешательство непросвещенного народа в политику может толькодестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политическиеструктуры. До второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился вЕвропе, США были ее «периферией» (труды Моска, Парето, Михельса сталипереводить там только в 30-е гг. XX в.). После войны этот центрпереместился в США. Образовалось несколько элитарных школ. Если сравнитьамериканскую и западноевропейскую теории элит, можно обнаружить, что перваяболее эмпирична, в ней преобладают интерпретации элиты с точки зренияструктуры власти и социально-политических влияний. Для второй характерна«ценностная» интерпретация элиты. Таким образом, теория элитарной демократии исходит из пониманиядемократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей,как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу особенно вовремя выборов. Суть концепции элитарной демократии заключается в идееплюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп.Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты. Теория партисипаторной демократииТеория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К.Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералови социал-демократов. В целом оставаясь на позициях приверженностиинститутам и ценностям либерально-демократической модели общества.,сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориямплюралистической и элитарной демократии. Они ставят своей задачей достичьболее действенной свободы и равенства, чем это есть в действительности ичем это записано в других либерально-демократических концепциях. Отвергаявзгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям,сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективногововлечения граждан в процесс принятия политических решений. В качествестимулирования политической активности низших слоев общества предлагаетсяподнятие их общего образовательного уровня, приобщение к основамполитической культуры. Сторонники теории партисияаторной демократии полагают, что можноизбежать избрания легальным путем тиранического правления вследствиенекомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать изполитического процесса народные массы. Демократия участия представляет собой смешанную форму - сочетаниепрямой и представительной демократии – организо-ванную как «пирамидальнаясистема» с прямой демократией в основе и демократией делегатов на каждомпоследующем уровне начиная с основы. Таким образом, теория партисипаторной демократии обосновываетнеобходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятиижизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. вовсем политическом процессе. Теория корпоративной демократии Теория корпоративной демократии является одной из распространенных.Она возникла одновременно с появлением организаций бизнеса и рабочегокласса, которые защищали интересы не отдельных предпринимателей илирабочих, а корпоративные интересы всех членов соответствующих организаций.Демократия представляется как институциональный механизм для выработкиполитики, государственных решений с помощью представителей политическойэлиты страны и лидеров ограниченного числа рабочих организаций, т.е. элитыбизнеса и профсоюзов. Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентноеправление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей,а также партий. При этом корпорации имеют право представлять всехработников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает вроли арбитра. Теория корпоративной демократии имеет точки соприкосновения стеорией «плюралистической демократии». И та, и другая признают наличиецентра силы вне органов государственной власти. Однако если перваяутверждает, что конкурирующие «группы давления» влияют на выработкугосударственной политики, то корпоративисты исходят из того, что толькоограниченное количество групп - не конкурирующих, иерархическиорганизованных, находящихся под контролем государства, могут влиять наформирование и проведение политики. Сторонники данной теории ставят наместо конкуренции элит консенсусные методы принятия решений. Теория корпоративной демократии нашла практическое применение врегулировании социальных отношений (оплата и охрана труда, социальноеобеспечение и др.). Однако ее положения не могут быть распространены на всюдеятельность государства, так как ущемляют права индивида в пользу крупныхкорпораций, бюрократии. Считается, что корпоративная теория ближе к теории элитарнойдемократии и может рассматриваться как ее разновидность. Заключение Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабыестороны. В противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенноярко проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когдаказалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоиттолько ее достигнуть и все остальное приложится, следует признать, чтодемократия не путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь«промежуточный пункт». Это - «опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками». «Мынадеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время видим, чтоуводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны». Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будтобы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духомтерпимости и приятия всех мнений она открыла простор в том числе и длянаправлений, стремящихся ее уничтожить. Другой она быть не может, ибо это -ее природа, ее преимущество. Но этим она могла удовлетворить лишьнекоторых, но никак не всех. У людей всегда остается потребность продолжатьсовершенствование до бесконечности призрачного абсолютного идеала и никакойполитической системой их не удовлетворить. Поэтому вопрос о том, может лидемократия смениться другими формами имеет ясный ответ: это случалосьранее, происходит сейчас и, в принципе, может произойти в будущем. Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы,система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия естьпустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самыеразнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемоенедовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людейот неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку»развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся лимы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всегосклонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия -плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока непридумало». Список использованной литературы 1) Конституция Украины от 28 июля 1996 года 2) Краткий философский словарь – «Демократия» – стр.130-132 – В. Викторова. 3) Политика и право – «Монархия» - стр. 29-31-А. Ф. Никитин. 4) Политика и право – «Демократия» –стр.37-39. – А. Ф. Никитин. 5) Скакун О. Ф. – Теория государства и права: Учебник. Харьков: Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. – 704 с. 6) Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера», 1994. 7) Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991. 8) Новгородцев П.И. Сочинения. М., «Раритет», 1995. 9) Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992. 10) Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996. СодержаниеВступление 1. Понятие и признаки демократии 2. Функции и принципы демократии 3. Формы и институты демократии 4. Демократия и самоуправление 5. Демократия как общечеловеческая ценность 6. Демократия и права социальных меньшинств 7. Основные теории демократииЗаключениеСписок использованной литературы: 1. В.И. Коростей «Новая теория государства и права» 2. В.И. Коростей «Власть.Реформа.Закон.» 3. М.В. Кравчук «Теория государства и права» 4. В.В. Комарова «Основы государства и права»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Целью данной работы является выяснениесодержания понятия справедливости в связи с такой формой осуществленияправа как правосудие

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Целью настоящей работы является характеристика той формы правления,которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconКонституция Норвежского Королевства от 17 мая 1814 года А. 0 форме правления и религии
Норвежское Королевство является свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством. Его форма правления ограниченная...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconТенденции политического развития и современная демократия. Что такое демократия?

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Внешняя политика США во...
Но позволю себе заметить, что людей, которые слабо годились для этой роли – было еще больше. История – предмет очень противоречивый....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconЧлен правления, директор юго-восточной главной региональной дирекции
Наблюдательный совет также удовлетворил заявление председателя правления наск "Оранта" Елены Болотовой о ее освобождении от исполнения...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Слишком многое — и положительное, и отрицательное связано в истории России XX века имен­но с советской формой правления, советским...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Внешняя политика США во...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Демократия «Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<