Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон»




Скачать 86.01 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон»
Дата публикации20.03.2014
Размер86.01 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Право > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Платон - подборка разных материалов

Государственный Университет по Землеустройству Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» Шифр 95066 заочный факультет специальность: «Юриспруденция» 3 курс, 2 группа Гусева О.А. Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имяПлатона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству неослабевает, может быть, даже усиливается в наше время, потому что, мнениедаже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи летназад, интересно само по себе. Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективногоидеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной изсамых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должнобыть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное,боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, вкотором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Такпроблема общественного, государственного устройства перерастает впроблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этимвопросам и посвящены диалоги Платона «Государство» и «Законы». В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшегогосударства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя,системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде иникогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говоритоб идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор непробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, вСиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумитьразвращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии,что закончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли изгорода, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславнозакончилась попытка устроить государственное управление на основахразума. Прежде чем рассмотреть «идеальное» государство Платона, необходимопонять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в ужесуществующих государствах не устраивало автора принципиально. В трактате«Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ игосударств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели«совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов»,обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этимосновным недостатком Платон подразделяет все существующие государства начетыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстныхинтересов» в их строе. 1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранилачерты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воиныбыли свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое вниманиеуделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление кобогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит вроскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкоеразделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможнойсовершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, потеории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливаетразобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновениюнаихудшей государственной системы - тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишкомсильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь:избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства,вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляетсвоему видению «идеального» общественного устройства. Огромное вниманиеуделяется определению в государстве места правящего класса. Правителями«идеального» государства должны быть исключительно философы, для тогочтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философыобуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни былолжи, ненависть к ней и любовь к истине». Платон считает, что любоеновшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить«идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный»строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают «...всемикачествами правителей и стражей идеального государства». Именно поэтомудеятельность философов обуславливает существование «идеального»государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальныхлюдей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь«идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, тамне будет места порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаютсязаконами и устройством государства, то естественно предположить, что внем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования «идеального» государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только тодело, к которому он пригоден. Всех жителей «идеального» государства автор разделяет на трикласса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые длягосударства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами,торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Несмотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенноразличные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на однойступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса такжесуществует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей,а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а этоклассы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этихлюдей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (этодостигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, чтоесли даже среди правителей появится человек, больше подходящий длянизшего класса, то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом,Платон считает, что для благосостояния государства каждый человекдолжен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшимобразом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своегокласса, то это еще не гибельно для «идеального» государства. Когда жечеловек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином(второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третийкласс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок»считается «высшим преступлением» против системы, ведь для блага всегогосударства в целом человек должен делать только то дело, к которому оннаилучшим образом приспособлен. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что «идеальное»государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главнымидобродетелями: 1. мудростью, 2. мужеством, 3. рассудительностью, 4. справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительностью должна бытьприсуща всем жителям, она «подобна некой гармонии», она «настраивает насвой лад решительно все целиком». Под четвертой добродетелью -справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей наразряды, касты: «...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - этоесть справедливость». Следовательно, разделение людей на классы имеет дляПлатона огромное значение, определяет существование «идеального»государства, и тогда неудивительно, что нарушение кастового строясчитается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, радилучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор,описывая «порочные» государства (например, расслоение общества волигархическом государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщегорабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В«Государстве» все производственные заботы возлагаются на ремесленникови земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращатьтолько «варваров», не эллинов, во время войны. Однако он же говорит, чтовойна - зло, возникающее в порочных государствах «для обогащения», и в«идеальном» государстве войны следует избегать, следовательно, не будет ирабов. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникаетвопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способностичеловека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в «идеальном»государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди -правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон,ведь закон - важнейшая составляющая «идеального» государства, и еговыполняют все без исключения. Таким образом, правители-философы вершатсудьбы всех остальных людей. Они не только определяют способностичеловека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право убиватьмалолетних детей с физическими недостатками. Философы, на основах разума, управляют остальными классами,ограничивая их свободу, а воины играют роль «собак», держащих вповиновении низшее «стадо». Этим усугубляется и без того жестокоеразделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах сремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породы существуют дляобеспечения «высших» всем необходимым. «Высшие» же охраняют и направляют«низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентацияважнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, долженрешать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в«идеальном» государстве этого не происходит, напротив, единство людейПлатон считает основой такого государства. «Второй по достоинству» государственный строй Платон изображает впоследнем свое сочинением - диалоге «Законы», приближая его к реальнойдействительности. Платон отказывается от коллективной собственностифилософов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользованияимуществом. Земля является собственностью государства. Она делится наравные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел идом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имуществаграждане могут приобретать в частную собственность, но ее размерыограничены. Деление граждан на сословия заменяется градацией поимущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимостиот размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатевили обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуютправящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется вобязанность служба в войске, отправление тех или иных государственныхдолжностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения.Производственные потребности земледелия предполагается теперь полностьюобеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платонапоявляется и пренебрежительное отношение к производительному труду.Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцамприобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцироватьих недовольство жестоким обращение. Платон подробно описывает в диалоге организацию государственнойвласти и законы наилучшего строя. Идеальным государственным устройствомПлатон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии:демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинствуголосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор позаслугам и достоинству). Демократические начала государства находят своевыражение в деятельности народного собрания. Все выборные государственныеорганы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Таким образом можно предположить, что, создавая диалоги «Государство»и «Законы», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идеягосударства в нашем мире, с какого образца создавались существующиегосударства. Список литературы:1. В.Ф. Асмус «Платон», Москва, «Мысль», 19752. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель», Серия ЖЗЛ. Москва, «Молодая гвардия», 19933. Под редакцией О.Э. Лейста «История политических и правовых учений», Москва, «Юридическая литература», 1997 Государственный Университет по Землеустройству Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» Шифр 95066 заочный факультет специальность: «Юриспруденция» 3 курс, 2 группа Гусева О.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Краткие лекции по истории...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconКонтрольная работа по истории экономических учений тема: «Русская Правда»

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconРеферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему:...

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» icon-
Баскин Ю. А. История правовых политических учений: Сборник статей. Спб: Познание, 2000. – 254 с

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconДоклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На...

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconИстория политических и правовых учений
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconИстория политических и правовых учений
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политические и правовые...

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconАзаркин Н. Н. История политических учений
Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. – М.: Проспект, 2001

Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» iconКонтрольная работа По истории Тема: «Древнерусское государство в V начале XII вв.»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<