Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в




Скачать 113.59 Kb.
НазваниеРеферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в
Дата публикации20.03.2014
Размер113.59 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Русская Православная церковь

Реферат по истории России на тему: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Выполнил ученик 11“В” класса МОУ СОШ “УК №20” ТОРОСЯН ЛЕВОН План.1)Введение.2) Положение православной церкви в России.3) Филарет, митрополит московский.4) Преследования старообрядцев.5) Заключение. Литература. 1. Ключевский В.О., ''2 Курс Русской истории", часть 1, "Москва", 1937г. 2. Я.Н.Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIX в.), "Политиздат", 1989 г. 3. Религии мира. Издательство “Просвещение” 1994г. 4. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г. ВВЕДЕНИЕ История русской православной церкви насчитывает уже более тысячилет. Земля Русская переживала тяжелые годины но духовные пастыриподдерживали народ русским словом и делом. Знала Россия и татар и шведов инемцев… Да кого только она не знала…Но всегда рядом с крестьянином,боярином, князем или императором был духовный наставник, который направлялего на путь истинный, освещал мятущийся ум Словом Божьим, недаром напротяжении многих веков слова ‘русский” и “православный” были синонимами… На протяжении многих веков в России было два главных богача –государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев болееразумно распорядиться своим богатством, чем государство. В бой русскиеполки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. Смолитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали сименем Бога на устах. Нет и не может быть истории России без историиРусской Православной церкви. Положение православной церкви в России. На протяжении XIX в. положение Русской православной церквиопределялось законами, принятыми еще при ПетреI. Важнейшие статьипетровского “Духовного регламента” были включены в “Свод законов”. В немсодержалось религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплялсядавний союз церкви и государства. Закон объявлял православие“первенствующей и господствующей” в России верой. Император обязан былпридерживаться только православного исповедания. Он объявлялся “верховнымзащитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителемправоверия и всякого в церкви благочиния”. Это давало правительству правораспоряжаться церковными делами, вплоть до догматических вопросов, ипреследовать религиозное инакомыслие.Закон разрешал исповедовать в России все религии, если они лояльноотносились к существующему порядку. Христианские исповедания имелипреимущества перед нехристианскими, православие — перед всеми остальными.Закон разрешал переход из нехристианских исповеданий в христианские и из“инославных” (христианских не православных) — в православие. Переходы впротивоположном направлении воспрещались.Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовалот всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться ипричащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно былосообщать светским властям.В середине XIX в. численность православного духовенства доходила до 60тысяч человек. Оно разделялось на черное (7 тысяч человек) и белое (53тысячи). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монаховназначалась высшая иерархия церкви — архиереи (епископы, архиепископы имитрополиты) . Белое духовенство состояло из приходских священников инизшего клира (диаконов и псаломщиков).Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначалисьцарем из видных иерархов. Все важнейшие постановления Синода подлежали“высочайшему” утверждению. Большую роль в церковном управлении игралсинодальный обер-прокурор — светский чиновник, представитель царя в Синоде.Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви игосударства. В конце концов православная церковь превратилась в частьгосударственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставаласьобособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имелвнутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества.Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.Основным звеном местного церковного управления были епархии, по своейтерритории обычно совпадавшие с губерниями. Во главе епархии стоялархиерей. Среди православных архиереев встречалось немало искреннихрадетелей веры, стремившихся сблизиться с рядовыми верующими, знать ихнужды. Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромнуюепархию и лично познакомился со всем вверенным его попечению духовенством ипочти со всей паствой. Но многие церковные иерархии были далеки от основноймассы верующих и от рядовых священников.Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастырибольших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю отказны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они моглиприобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого“высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладениепостепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей— в основном за счет многочисленных пожертвований.Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых — Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) идругие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыниСерафим (1760—1833). Со всех концов России шли к немуТроицкий собор люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрыйсовет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним извсероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приютбольные и убогие.Только небольшая часть белого духовенства получала государственноежалованье. Большинство же “питалось от алтаря”, т. е. за счет платы закрещение, венчание и другие обряды. Сельское духовенство пользовалосьцерковными землями. Образ жизни деревенского священника мало отличался открестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения иобиды от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскуюкафедру на рубеже XVIII —XIX вв., с сожалением говорил, что он застал своедуховенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести вгостиные. Священник оставался за порогом дворянских гостиных, где звучаланепонятная ему французская речь.При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему.В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербург-ская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии былисозданы Успенский соборсеминарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине векавласти добились того, что на должности приходских священников сталиназначаться лица с образованием не ниже семинарского.До середины века православное духовенство составляло замкнутое сословие.Постороннему человеку трудно было стать священником. Существовал стойкийобычай, согласно которому приход передавался по наследству от отца к сынуили зятю. В западноевропейских странах в это время духовное сословие сталопревращаться в открытый для посторонних корпус профессиональныхпроповедников. Их деятельность становилась менее обрядовой и болееучительной, проповеднической. Русский же священник произносил не болееодной-двух проповедей в год —и то по тетрадке. Неутоленная потребность врелигиозном наставлении и побуждала русских людей совершать далекиепутешествия к Серафиму Саровскому и другим знаменитым старцам. Филарет, митрополит московский. В 1803 г. на должность обер-прокурора Синода был назначен князь А. Н.Голицын, личный друг Александра I. Подыскивая по заданию царя хорошихпроповедников, он обратил внимание на ученого монаха Филарета, профессораПетербургской духовной академии.Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1782 – 1867) родился в Коломне,в семье диакона, окончил семинарию и в 1808 г. постригся в монахи.Даровитый и образованный, он произносил яркие проповеди, писал стихидуховного содержания. Надолго запомнилось его слово на смерть Кутузова,произнесенное в 1813 г. Его пригласили выступить с проповедью в дворцовойцеркви. Там он в осторожной форме осудил роскошь. Придворным это непонравилось, и проповедь успеха не имела.Тем не менее Голицын продолжал покровительствовать Филарету, который былудостоен архиепископского сана, занял тверскую кафедру и стал членомСинода. В 1821 г. его перевели на московскую кафедру. В это время онработал над переводом на русский язык книг Священного писания.В конце царствования Александра I Голицын не поладил с Аракчеевым и былотставлен. Впал в немилость и Филарет. Его вывели из Синода, и он удалилсяв Москву.В 1826 г., при коронации Николая I, Филарет произнес прочувствованноеслово, и ему была возвращена “монаршая милость”. Он был возведен в санмитрополита и вновь стал членом Синода. Ему, однако, не понравилось, чтообер-прокурор Н. А. Протасов, гусарский полковник, решал все дела сам, а сСинодом мало считался. Не мог примириться Филарет и с тем, что Третьеотделение следило за иерархами. Консервативное большинство Синода отверглопредложение о переводе Библии на русский язык. Филарет, оказавшийся вменьшинстве и в изоляции, попросился назад в свою епархию. Разрешениеотбыть в Москву означало новую опалу.С тех пор Филарет, оставаясь убежденным монархистом, невзлюбил сановныйПетербург, вездесущее чиновничество, самоуверенных бюрократов, которых он,случалось, осаживал с холодной учтивостью. В Москве передавался из уст вуста рассказ о том, как попросил он спеть “на восьмой глас” полицейскогогенерала, вздумавшего “исправить” службу в одной из московских церквей.Даже А. И. Герцен, по взглядам очень далекий от Филарета человек, вспоминало нем с симпатией. По его словам, митрополит умел “хитро и ловко” унизитьсветских властителей. “Филарет,— писал Герцен,— с высоты своегопервосвятительного амвона говорил о том, что человек никогда не может бытьзаконно орудием другого, что между людьми может только быть обмен услуг, иэто говорил он в государстве, где полнаселения — рабы”.Однако долгое николаевское царствование наложило отпечаток и на Филарета.Его либерализм все более оставался в прошлом. Главная проблема, справедливосчитал он, заключается во внутреннем возрождении человека, а не во внешнихреформах. Но такой подход привел его к отрицанию перемен. Он предостерегалпротив женского образования, против отмены телесных наказаний. В своейепархии Филарет практиковал деспотические методы управления.Долгая жизнь и высокий сан Филарета, при глубоком уме и твердой воле, немогли не оказать сильного влияния на русское общество. Проповеди Филарета,прозванного "московским Златоустом", отличались рассудочностью: еговеличавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству;отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя.Филарет избегал иностранных слов (телескоп, например, называл "дально –зрительным стеклом"), употреблял славянские слова, прибегал кдиалектическим сближениям. По содержанию своему, проповеди Филарет некасались вопросов современности; отрешенные от явлений действительнойжизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпенияи преданности воле Божией. Личный характер Филарет был властный и упорный;он не чужд был суровости, выражавшейся, например, в противодействиистремлениям Гааза. Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал противпрогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесныхнаказаний ссылками на Священное Писание). Преследования старообрядцев. Старообрядчество было крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенныйв религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиямисамодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильемгосподствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюцииобщественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимостиот изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуациии расстановки классовых сил.Старообрядчество не было единой организацией. Оно разделилось на дванаправления — приемлющих священство и не приемлющих. Первых звали“поповцами”, вторых — “беспоповцами”. Вторые разбились на множество толкови согласий. Первые держались сплоченнее, но у них не было своих епископов инекому было рукополагать (возводить в сан) священников. Старообрядцыпереманивали священников из официальной церкви, переучивали их и рассылалипо своим приходам.При Николае I положение старообрядцев значительно ухудшилось. Былаяголицынская веротерпимость была надолго и накрепко забыта. При активномсодействии официальной церкви правительство предприняло широкие действияпротив старообрядцев. Был издан указ, запрещавший им принимать беглыхсвященников. Начался разгром старообрядческих монастырей на реке БольшойИргиз в Саратовской губернии, где происходило “исправление” беглыхсвященников. В 1841 г. был закрыт последний из иргизских монастырей. Рядыстарообрядческого духовенства начали редеть. Но в “поповщине” вскоревозникла своя собственная церковная иерархия. В 1846 г. в старообрядчествоперешел босно - сараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитомбелокриницким (Белая Криница—село в Буковине, в пределах тогдашнейАвстрии). “Австрийское согласие”, имевшее своих собственных митрополитов,епископов и священников, стало как бы второй православной церковью вРоссии. Число ее сторонников умножалось несмотря на то, что главныеорганизаторы новой церкви были вскоре запрятаны в монастырские тюрьмы. ВМоскве и Московской губернии число последователей белокриницкой иерархиисоставляло 120 тысяч человек.К кануну великих перемен в жизни страны в православной церкви не былоединства и росло недовольство. Иерархия была недовольна засильем светскогочиновничества. Рядовое духовенство — привилегированным положениеммонашества и деспотизмом архиерейской власти. В своем большинствеприходское духовенство было задавлено нуждой и имело невысокий уровеньподготовки. Основную свою задачу оно видело в исполнении обрядов и слабовело проповедь, недостаточно разъясняло народу нравственные устои религии.Именно поэтому, несмотря на гонения, а то и благодаря им, укреплялосьстарообрядчество, чья проповедь часто была живей и доходчивей. Заключение. На мой взгляд, в внутренней государственной политике правительства вовсе времена присутствовала одна огромная ошибка, которая заключается в том,что оно (правительство) мало внимания уделяет проблемам церкви. Ведьгораздо легче учиться на ошибках своих отцов, чем допускать их. Поотношению к церкви присутствовало всегда две грубые ошибки. Перваязаключается в том, что церкви уделяли мало внимания или пытались забытьпро неё. А вторая ошибка наоборот заключается в том, что церковь пыталисьпоставить на колени перед светской властью. Церковь и история государства очень сильно переплелись. Это можноподтвердить на ряде фактов. Так, например, можно говорить о том, чтогосударь управляет действиями и решениями своих поданных, а церковь ихмыслями и стремлениями. Во времена татаро-монгольского нашествия, когда всявласть на Руси была подчинена монгольскому хану и не могла сопротивляться,а русский народ был похож на рабов, именно церковь воскресила в христианахверу в победу и возглавила «священную войну». Получилось так, что когда угосударства не было ни каких шансов, то к нему на помощь пришла церковь сболее сильным оружием, чем мечи и стрелы. Видя эту силу, многие пыталисьпоставить церковь в зависимость от власти. Но больше всего это удалосьПетру Великому, который пошел дальше, заставив платить её взносы в казну. Еще к особенностям Русской православной церкви можно отнести то, чтоона на протяжении веков смогла сохранить почти в неизменном состоянии всетрадиции Византийской церкви. Российская церковь стала островком чистогоправославия, так как греческая церковь под двухсотлетним игом Османскойимперии претерпела некоторые изменения. Если посмотреть на всю эпоху существования церкви на Руси, можноувидеть, что примерно с 10 по 13 век дела церкви были не заметны вгосударстве—период становления, с 14 по 17 век — церковь, как никогдапринимала участие в государственных вопросах, возможно, этот период былсамым значительным для неё. С 18 по 19 век церковь находится «в спячке» веё жизни не происходит ничего значительного, и она отходит на задний планперед проблемами государства. Двадцатый век стал самым ужасным испытаниемдля Русского православия… Придя к власти, большевики не видели в церквисвое врага, но с продвижением своих социалистических идей они пришли квыводу, что для русского человека нет иных верований кроме, как «в светлоебудущее», а церковь просто отомрет, как не нужный орган. Её (церковь)превратили в ещё одно средство для выкачивания денег для нужд Краснойармии, возможно, именно поэтому церковнослужители поддерживали белыхофицеров. К сороковым годам в СССР не осталось ни одной церкви, котораябыла бы разграблена. Но самое ужасное заключалось в том, что храмы исоборы, замечательные исторические памятники, разрушались до основания. И вэтот двадцатый век Русская Православная церковь не только не исчезла заплакатами ''коммунистической стройки'', но и смогла вынести своиизначальные и нетронутые основы. В наше время церковь начинает свою «вторую» жизнь, восстанавливаютсяразрушенные храмы—обители духовной жизни на земле. Не найдя в этой жизнисвоего места, к церковной жизни все больше обращается людей, в том числе имолодежь. Церковь восстанавливает свои позиции в сердцах людей, потерянныхво время её гонения. Лично для меня в истории церкви поразило то, что она смогла сохранитьсвою изначальность и пойти по отношению к своим противникам на крайниемеры, по примеру католической инквизиции. Иногда поражает самопожертвованияцерковных пророков для распространения идей готовых для доказательствасвоих верований идти в горящие избы (св. Стефан Пермский) и т.д. Важнейшейчастью православной культуры являлось то, что она способствовала единениюрусского народа. Лучшие люди русской церкви стояли на страже христианскойморали. Они публично выступали против произвола «сильных мира сего», смелоосуждали их злодеяния. История Русской православной церкви — это ещё одно проявлениестойкости духа, веры и патриотизма русского народа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconСочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Русская Православная...

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconБельский А. В. История Белокриницкой старообрядческой церкви в России и в Крыму (XIX – XX века)
Рядцев основать свою церковь. В настоящее время она объединяет большинство представителей «поповщины» в старообрядничестве1 и именуется...

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа...

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconЭкономическое положение православной церкви в Крыму в первой половине XIX в
В первой половине XIX в в Крыму увеличился удельный вес русских переселенцев. Освоение Крыма русскими (восточными славянами) и греками...

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
...

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconРеферат по истории на тему: «Награды в России XVIII-XIX в в.»

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconКурсовая работапо истории государства и права рфна тему «Адвокатура во 2 половине XIX в.»

Реферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономическое развитие России...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<