Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность




НазваниеДоклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность
Дата публикации24.03.2014
Размер249 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Право > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность

КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность Выполнил: воспитанник 5 пастырского класса Курской Духовной Семинарии г. Курск 2000 г. К.П. Победоносцев. Разительным примером предвзятого мнения служат распространенныесуждения о весьма выдающемся русском государственном деятеле конца 19 иначала 20 века статс-секретаре Константине Петровиче Победоносцеве. Долгиедесятилетия имя Константина Петровича Победоносцева было забыто илиупоминалось с непременным эпитетом реакционер. Да, действительноПобедоносцев придерживался консервативных взглядов, однако это вовсе неозначало, как представлялось, будто бы он был противником просвещения инауки. Это был человек, в основе жизни и деятельности которого были Бог,Самодержавие и Отечество. Победоносцев сочетал свое высокое положение вгосударстве с деятельною любовью к России. «К его имени приковывалосьвнимание современников.., одни его ненавидели и проклинали, другиеславословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем виделиангела спасителя России, другие - ее злого гения. Безразлично к нему никтоне относился. Он был определенным историческим знамением, которое рвалибури и непогоды, вокруг которого кипели страсть и борьба". Так писал«Исторический вестник», и трудно не согласиться с автором этойхарактеристики Б. Глинским. Действительно, одни перед Победоносцевымпреклонялись, другие его проклинали, но все его современники считали егокрупным государственным деятелем последних двух десятилетий прошлого века иначала нынешнего, о нем писали все, кто был или становился небезразличен ктогдашней политической и общественной жизни России. Он был для своеговремени политическим паролем. Думается, крупных государственных деятелейземля рождает не чаще, чем крупных писателей или крупных философов,поэтому, наверное, пора отдать должное и такому крупному государственномудеятелю России конца 19 – начала 20 века – Константину ПетровичуПобедоносцеву. Сын профессора словесности Московского университета и внуксвященника Звенигородского уезда Константин Петрович Победоносцев родился в1827 году в Москве. В семье было 11 человек детей, среди них КонстантинПетрович самый младший. Начальное образование получил дома, а в 1841 годупоступил в Императорское училище правоведения в С.-Петербурге, которое иокончил в 1846 году. Переехал в Москву и служил в Москве в Сенате.Публикации которые он печатал в свободное время по истории гражданскогоправа стали настолько известны, что Победоносцева пригласили читать лекциив Московском универсиете. Его метод обучения отличался простотой,ясностью, ученостью. Поэтому в 1861 году Победоносцев был приглашен графомСтрогановым для преподавания юридических наук детям Александра 2 и великимкнязьям. В 1863 году сопровождал наследника цесаревича НиколаяАлександровича в его путешествии по России, которое описал в книге: «Письмао путешествии наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма»(Спб,1864). Активно участвовал в подготовке судебной реформы 1864 года какпублицист и член комиссии по выработке проекта судебных уставов. В 1865году Победоносцев назначен членом консультации министерства юстиции, 1868году сенатором, 1872 членом Государственного совета, 1880 году обер-прокурором святейшего синода. Добросовестный ученый, добросовестныйчиновник, Победоносцев воспринял высокий государственный пост как крест,который христианину должно нести до конца. Состоял почетным членомуниверситетов московского, петербургского, св. Владимира казанского июрьевского, а также членом французской академии.Отстаивая в начале 1860-х годов ряд либеральных принципов (гласность,отделение суда от администрации), Победоносцев в последующие годысклоняется к консервативным идеям. Победоносцев убежден, что ПравославнаяСамодержавная монархия неотрывно связана с самим бытием России. «Постигнувсвоим большим умом пользу монархического образа правления и исключительноезначение для России исторически сложившегося самодержавия, Победоносцев сискренностью, силой и талантом исповедовал свои убеждения, никогда нестрашась плыть против течения.»(Н.Д. Тальберг). Особое внимание К.П.Победоносцев уделял повышению общественной роли православной церкви (увеличение храмов и монастырей, численности духовенства, перевод клира нагосударственное жалование, поддержка движений церковных братств, созданиесети церковных школ для народа и др.) Победоносцев был лучшим другомС.А.Рачинского, променявшего профессорскую кафедру в Москве на плодотворнуюпросветительную работу среди крестьян родной Смоленской губернии. Всяческиподдерживал он Н.И. Ильминского, скромного труженика, ученого миссионера,изучившего досконально магометанство и восточные языки и сумевшегопроложить путь к душам, тянувшимся к Православию, простых татар казанскогокрая, которых он поучал их на их разговорном языке, побуждая тем и другихнасадителей веры следовать своему примеру. Крепкая дружба связывалаПобедоносцева с Ф.М. Достоевским, часто посещавшим его в обер-прокурорскомдоме на Литейном проспекте и ценившим его отзывы о подготовленных к печатипроизведениях. Приходил он в трудные минуты на помощь П.И. Чайковскому, какстарался помочь всем, в ком чувствовал истинный талант, направленный наслужение добру, правде и пользе русского народа. Также близок по взглядамбыл и Леонтьев. Потому, читая современные энциклопедии, удивляешься тому,что они пишут, что якобы у Победоносцева, кроме Ф.М. Достоевского и друзейто не было. (Большая английская энциклопедия – Британника). Политические и философские взгляды Победоносцева ( неприятиеиндивидуализма и рационализма, критика заподноевропейской культуры иполитических реформ, опора на православную веру русского народа иприверженность традициям) наиболее полно выражены в «Московском сборнике»(1-е издание. – 1896). Из ряда ученых трудов Победоносцева самым главнымявляется «Курс гражданского права», изданный в 1868 г. и выдержавшийнесколько изданий. Победоносцеву принадлежит одна из первых монографий покрепостному праву. Известны также письма Победоносцева к цесаревичу,которые он писал после того как стал его опекуном. Первое его известноеписьмо к великому князю Александру Александровичу относится 22 ноября 1865г. В них цесаревич советуется со своим наставником. В письмах к цесаревичуПобедоносцев обращал его внимание на труды Мельникова-Печерского, на «Дневник писателя» Достоевского. В 1874 г. он прислал ему сборник«Складчина», изданный в пользу пострадавших от неурожая в Самарскойгубернии, в котором, кроме него, поместили статьи Гончаров, Тургенев,Достоевский, Некрасов, Майков и др. Остро переживал Победоносцев события на Балканах, когда Сербия иЧерногория выступили против Турции. Русские добровольцы, возглавляемыегенералом Черняевым, помогали им. Турки все более одолевали противников.Начались их зверства в Болгарии. Победоносцев 18 сентября 1876 г. проситцесаревича помочь отправке сербской армии 300 тысяч старых ружей изрезервного запаса военного ведомства. Волновала его наша недостаточнаяподготовленность к возможной войне с Турцией. ( Об этом в письме 1876 г 12октября к цесаревичу в Ливадию). Переживал он и события русско-турецкойвойны 1877-1878 гг. Победоносцева очень волновали неудачи на фронте, в чемон в длинном письме в действующую армию от 17 сентяьря 1877 г. обвинялначальствующих лиц. В письме от 20 сентября 1877 г. он высказывалнедовольство министром внутренних дел А.Е. Тимашевым, преследовавшийлиберальный «Голос» А.А. Краевского за критические статьи по поводу военныхдействий. 24января 1778года Вера Засулич стреляла в градоначальника Треповаи тяжело ранила его. Это произошло потому что Трепов решил подтянутьдисциплину политических арестованных, так как тюремным начальством былодопущенно полное ослабление дисциплины. Он сделал это, что вызвало большоевозмущение арестованных, которое было прекращено, после чего прежниепосабления постепенно исчезли. Веру Засулич судили, и присяжные заседателивынесли ей оправдательный приговор, что было принято сочувственно обществоми даже некоторыми сановниками. Победоносцев, считавший, что Треповупришлось исправлять то, что было испорчено попустительством тюремнойвласти, возмущен был решением присяжных заседателей и всей обстановкойсуда. К вопросу о современном суде Победоносцев пишет в письме от 15 марта1880 г.: « Вот еще листок «Варшавского дневника» с любопытною статьей г.Леонтьева, которую рекомендую вниманию Вашего Высочества. Радуюсь: в первыйраз нашел человека, имевшего мужество сказать истинную правду о судахнаших. Как на него заскрежещут зубами. Но вокруг только и слушишь одниречи: оставьте, дайте волю, не стесняйте. Боже мой, как измельчали иопошлились люди во власти сущие! Христос был живая любовь на земле, но иживое негодование, которое от той же любви и происходит. Когда Он увиделторговлю в храме, Он не утерпел, взял в руки бич и выгнал из храматоргующих и покупающих». В это время Победоносцев принимал, как это видноиз переписки, огромное участие в деле создания Добровольного флота.Почетным председателем комитета, этим ведавшего, был цесаревич АлександрАлександрович, председателем правления – Победоносцев. Сразу после Сан-Стефанского мира с Турцией (19 февраля 1878 г.) возникла мысль, впредвидении возможной войны с Англией, приобрести быстроходные пароходы,которые в военное время могли бы быть обращены в крейсеры-истребители.Почин принадлежал императорскому обществу содействия русскому торговомумореходству. По всей России открыта была подписка на осуществление путемпожертвований этой цели. В течении 1878 г. удалось приобрести в Германиипервые суда, названные «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород».Как видно из писем Победоносцева к цесаревичу, он в 1878 г. понималважность воздухоплавания, соответственных снарядов, мин, считал, в связи сэтим, необходимым установлением связи с Менделеевым. 22 декабря 1879 г. онсообщал об опытах с подводной лодкой Джевецкого, производившихся на озере вГатчине. К этому вопросу возвращался в письмах от 6 и 18 января 1880 г.Побудил он цесаревича ознакомиться с нею. Последний писал ему 6 марта 1880г.: «Надо будет поговорить с Милютиным о подводной лодке; не понимаю, зачем дело стало?..» В письме от 8 ноября 1878 г. Победоносцев высказываетцесаревичу возмущение действиями минского губернатора, применившего силупротив крестьян местечка Логишина, отстаивавших права на своюсобственность. 2 апреля 1879 г. бывший сельский учитель, студентПетербургского университета А.К. Соловьев стрелял в царя. Высказывая ужас ивозмущение, Победоносцев сразу же написал цесаревичу. Письмо заканчивалосьтак: «Зло так усилилось, что его надобно лечить железом и кровью. Самособой ничего не сделается. Напрасно станет правительство взывать кобществу, к благомыслящим людям. Что же может сделать общество, когда надодействовать всею силою законной власти, а право разыскивать, судить икарать принадлежит одному правительству, а оно отказывается импользоваться, уклоняется, колеблется. Может прийти минута, когда народ вотчаянии, не узнавая правительства, в душе от него отречется и поколеблетсяпризнать своею ту власть, которая, вопреки Писанию, без ума меч носит. Этобудет минута ужасная, и не дай Бог нам дожить до нее». В 1880 г. в Петербург прибыл известный миссионер архимандрит Николай(Касаткин). Победоносцев 6 января 1880 г. советует присутствовать на приемеего цесаревной: «Он человек поистине замечательный, всеми уважаемый ипользуется популярность в Японии, где живет уже около 20 лет, посвятив себевсего делу миссии.» [ Ответ от ] 7 января: «Сегодня не успел видеть архм.Николая, т.к. было уже поздно, но непременно назначу ему день. А.» В товремя Победоносцев еще не был обер-прокурором, это показывает насколькосильно было его влияние на цесаревича. Происходили покушения на жизньимператора Александра 2. Победонсцев резко осуждал в своих письмах кцесаревичу государственных людей, трудящихся, раздвоенных в мыслях, идущихврозь. 28 января 1881 г. скончался Ф.М. Достоевский по этому поводу наследующий день Победоносцев пишет письмо цесаревичу: « Вчера вечеромскончался Ф.М. Достоевский. Он был близкий мне приятель, и грустно, что нетего. Но смерть его – большая потеря и для России. В среде литераторов он –едва ли не один – был горячим проповедником основных начал веры,народности, любви к Отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, каковцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма великои благодетельно. Многие – несчастные люди – обращались к нему, как кдуховнику, словесно и письменно. Теперь некому заменить его. Он был беден иничего не оставил, кроме книг. Семейство его в нужде. Сегодня пишу к графуЛорис-Меликову и прошу доложить не соизволит ли государь император принятьучастие. Не подкрепите ли, Ваше Высочество, это ходатайство.» 1 февраляновое письмо: « Похоронили сегодня Ф.М. Достоевского в Невской лавре.Грустно очень. Вечная ему память. Мне очень чувствительна потеря его: уменя для него был отведен тихий час, в субботу после всенощной, и оннередко ходил ко мне, и мы говорили долго и много за полночь...» На чтоцесаревич отвечал: «Граф Лорис-Меликов уже докладывал сегодня государю обэтом и просил разрешения материально помочь семейству Достоевского. ВдовеДостоевского была назначена пенсия в 2000 рублей. 1 марта 1881 г. был убит император Александр 2. Престол занял егосын, в прошлом воспитанник Победоносцева, с которым он когда-то совершилпутешествие по России. Теперь на плечи Победоносцева легла двойная тяжесть:с одной стороны – опекание молодого монарха, а с другой – тяжесть высокогогосударственного поста.(обер-прокурора). Спустя 2 недели по убийстве царя,из Ясной Поляны придет, переправленное через Страхова, письмо отизвестнейшего писателя, графа Льва Толстого: «Милостивый государьКонстантин Петрович! Я знаю Вас за христианина и , не поминая всего того,что я знаю о Вас, мне этого достаточно, чтобы смело обратиться к Вам сважной и трудной просьбой передать государю письмо, написанное мною поповоду страшных событий последнего времени... Толстой просил Победоносцева передать Александру 3 письмо, в которомумолял молодого монарха не карать смертной казнью цареубийц. По долгуслужбы обер-прокурор св. Синода прежде ознакомился с содержаниемадресованного государю послания. Как ни корил Лев Николаевич террористов,как ни взывал адресата последовать Христову милосердию, но не могли невызвать резкого протеста его слова о том, что убили Александра 2 «не личныевраги его, но враги существующего порядка вещей; убили во имя какого-товысшего блага человечества». По мнению Толстого получалось, что вина убийцсостоит только в том, что они неправильно понимали «благо всегочеловечества», а пойми они это самое «благо» правильно, то и кровавоезлодеяние подлежало бы нравственной амнистии. Толстой, оставляя за собоймонопольное право на истинное толкование учения Христа, по сути дела,отвергал и существующую российскую государственность, и православнуюцерковь, когда называл убийц царя «врагами существующего порядка вещей»,будто бы боровшихся « за высшее благо всего человечества». Победоносцев нестал прибегать ни к каким бюрократическим хитростям, он отклонил прошениеТолстого и прямо написал ему: «Прочитав Ваше письмо, я увидел, что Вашавера одна, а моя церковная другая, и что наш Христос – не Ваш Христос.Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашемпоказались мне черты расслабленного, которы сам требует исцеления. Вотпочему я по своей вере не мог исполнить Ваше поручение.» Однако письмоТолстого все-таки достигло своего адресата: Страхов передал его черезпрофессора истории К.Н. Бестужев-Рюмина великому князю СергеюАлександровичу, а тот вручил его Александру 3. По словам Софьи АндреевныТолстой, государь будто бы велел передать Льву Николаевичу такие слова:«Если б покушение было на него самого, он мог бы помиловать, но убийц отцане имеет права просить.» После убийства Александра 2 было много разговоровоб отмене смертной казни, многие выступали за это и Л.Н. Толстой и В.Н.Соловьев и многие другие. К.П. Победоносцев выступает категорически противотмены смертной казни, в своем письме Александру 3 он пишет: « Сегодняпущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились вмыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников отсмертной казни... Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет –этого быть не может, чтобы Вы пред лицом всего русского народа, в такуюминуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого всяземля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громкоропщет, что оно замедляется. Если бы это могло случиться, верьте мне,Государь, это будет принято за грех великий, и поколеблет сердца всех Вашихподанных... Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас жестроить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, - да не проникнет в сердцеВам голос лести и мечтательности». Победоносцев призывает Государя «правитькрепкою рукою и твердой волей». В письмах Победоносцева говориться, чтоновому градоначальнику Н.М. Баранову удалось арестом 19 заговорщиковпредотвратить покушение на Государя Александра 3 и наследного принцаПрусского во время погребения Императора Александра 2. Победоносцев пишетцарю, что в Тамбовской губернии крестьяне порешили поститься, из рода врод, в день 1 марта. (убийство Александра 2). Граф М.Т. Лорис-Меликов министр внутренних дел предложил программуизменений в государственном устройстве. Против этого выступает Победоносцеви журналист М.Н. Катков. Император Александр 3 поручил Победоносцевусоставление исторического манифеста «о незыблемости самодержавия»,утверждающего Самодержавие, подписанного им 29 апреля 1881 года.Представляя 26 апреля соответственный проект, Победоносцев писал, что егоодобряет граф С.Г. Строганов. Когда манифест был оглашен министром юстицииД.Н. Набоковым в совещании, происходившем в кабинете Лорис-Меликова в домеМинистерства внутренних дел на Фонтанке, А.А. Абаза и его единомышленникиоткрыто возмущались и требовали назвать имя составителя. Победоносцевотвечал, что написал его он по приказанию государя. Абаза сильновозмущался, кричал чтобы Государь взял назад это нарушение контракта.Вскоре последовало увольнение либеральных министров, во главе с графомЛорис-Меликовым, просившего Государя 30 апреля уволить его в отставку.Преемником Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел стал Н.П.Игнатьев. Он попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывомвсесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков иПобедоносцев. В мае 1882 Александр 3 заменил Игнатьева Д.А. Толстым –убежденным сторонником самодержавия. Отвергая либеральные начала,Победоносцев в то же время критически относился кконтрреформам–административно-законодательной ломке институтов 1860-70-хгодов. Это обусловило разногласия Победоносцева с другими деятелямиконсервативного лагеря (М.Н. Катковым, Д.А. Толстым). В первые годыцарствования Император Александр советовался иногда с Победоносцевымкасательно перемен в составе правительства. Победоносцев настаивал наужесточении цензуры, ограничении прав ( не запрещении) неправославныхисповеданий. Особое внимание уделял повышению общественной ролиПравославной церкви. Победоносцев постоянно обращался к царю, высказываяоткровенно суждения по отдельным вопросам, нарочито, когда они касалисьЦеркви. Победоносцев в начале 1883 г. был взволнован намерением министраИмператорского двора графа И.И. Воронцова-Дашкова допустить театральныепредставления во время Великого поста, о чем тот испрашивал Высочайшееразрешение. Также Победоносцев отрицательно отзывается по поводу написанияЛ.Н. Толстым драмы «Власть тьмы». Победоносцев считал необходимой борьбу соштундой, сильно развившейся в юго-западных и южных губерниях. В концеапреля 1889 скончался министр внутренних дел граф Д. А. Толстой. Ценя графаД.А.Толстого, Победоносцев, со свойственной ему прямотой и независимостью,высказывался против тех его мероприятий, которым не сочувствовал. Так былов отношении детища Толстого- учреждение земских начальников. 30 сентября1888 г. в « Московских ведомостях» появилась основательная критика брошюрыВладимира Соловьева «L idee russe». 1 октября Победоносцев писал: Вот докакого мог дойти русский умный и ученый человек – и еще сын СергеяМихайловича Соловьева.» Государь часто поручал Победоносцеву составлениеважных бумаг и своих обращений. Знакомил Победоносцев Государя с местныминуждами и передавал впечатления, воспринимаемые при поездках, которые онделал часто. Победоносцев всегда заботился об улучшении материальногоположения сельского духовенства. В марте 1887 г. Победоносцев побывал вСмоленске и Витебске. В 1890 побывал в Перми и Екатеринбурге, в Полтаве. В1891 в Пскове. В 1890 году К.П. Победоносцев побывал в Курске. Позволю себеболее подробно осветить это событие. Победоносцев прибыл в Курск 27 августавечером на почтовом поезде из Харькова в сопровождении Управляющегоканцелярией Синода - В.К. Саблера. На вокзале они были встреченыПреосвященным Иустином, Епископом Курским и Белгородским, вице-губернатором, который в этот момент управлял губернией, представителямидуховных и гражданских ведомств. После этого Обер-прокурор и Владыкаотправились в дом Архиерея, где для Победоносцева было подготовленопомещение. После небольшого отдыха Обер-прокурор и Архиерей посетилидуховную семинарию, где Победоносцев осмотрел церковь, актовый зал,классные комнаты, спальни воспитанников, правление, библиотеку и столовую.28 августа в 6 часов утра К.П. Победоносцев прибыл в Троицкий женскиймонастырь. Там он выслушал обедню, а по окончании ее навестилнастоятельницу - игуменью Софью, так много сделавшею для этой обители.После этого К.П. Победоносцев прибыл в архиерейский дом, затем осмотрелЗнаменский собор, в котором тогда производилось обновление купола и стеннойросписи, а также Воскресенский храм, привлекавший особое внимание гостя.Затем Обер-прокурор осмотрел новоустроенную трапезу и несколько келиймонашествующих. После этого Победоносцев осмотрел ряд городских учебныхзаведений. В епархиальном женском училище на улице Дворянской (ныне – Л.Толстого), в здании которого сейчас находится завод медицинского стекла, оносмотрел домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла и всеучилищные помещения. По пути от епархиального женского училища в духовноемужское, Обер-прокурор посетил учительскую семинарию (располагалось вздании современного епархиального управления) и Мариинскую женскую гимназиина Флоровской (ныне – Радищева) улице. Также Победоносцев побывал вдуховном училище, находившемся на северо-заподном углу улиц Пастуховой(Белинского) и Троицкой (Пионеров). Там с особым вниманием осмотрелсоздающуюся домовую церковь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия ипосетил классы. После этого Победоносцев был в Курской духовной консистории(улица Сонина), в которой осмотрел комнату присутствия, канцелярию и Архив.В 5-м часу вечера Победоносцев вместе с Владыкой Иустином отбыл на вокзалМосковско-Киево-Воронежской железной дороги, куда прибыли также некоторыепредставители городского общества и местного духовенства. На вокзалеКонстантин Петрович около получаса беседовал с провожающими его лицами.Затем, сердечно простившись с Преосвященным Иустином и выразив емуискреннюю благодарность за прием, К.П. Победоносцев, сопровождаемый В.К.Саблером, отправился почтовым поездом в Москву...( Курские епархиальныеведомости №8 1998г.) В Царском Селе 21 июня 1892 г. на Победоносцева напал некий ВладимирГиацинтов, ученик 5 класса Псковской семинарии. Вот, что о нем пишетПобедоносцев: «Молодой человек возбуждает крайнюю жалость, весь больной,истомленный и, как видно, слабоумный (интересно как он тогда доучился до 5класса семинарии), расстроенный нервами... Пролежав 2,5 месяца в больнице,он прямо оттуда пошел на покушение. Если он служил притом орудием стороннихвнушений, то спрашивается, откуда они явились – во Пскове ли еще или вбольнице. В январе 1894 г. Победоносцева очень волновала болезнь ИмператораАлександра 3. Тяжко переживал Победоносцев угасание в Крыму столь любимогоим Императора Александра 3. 20 октября 1894 г. Государь скончался. Памятиего Победоносцев посвятил речь, произнесенную 26 февраля 1895 в присутствииИмператора Николая 2 в заседании Исторического общества. 14 ноября 1894 г.состоялось бракосочетание Государя. В первые годы своего царствованияИмператор Николай Александрович иногда советовался с Победоносцевым, и тотиногда писал ему. Так в связи со студенческими беспорядками Победоносцевпишет царю, что необходима твердая власть, но вместе с тем, Победоносцевне сочувствовал предполагавшейся отдаче виновных студентов на военнуюслужбу. На этом еще в 1898 г. настаивал Витте. А.С. Суворин, редактор-издатель «Нового времени», записал в своем дневнике, что при обсужденииэтого вопроса в Комитете министров, Победоносцев заявил: «Нет, СергейЮльевич, так нельзя». В 1896 г. выходит в печать «Московский сборник»Победоносцева, который был переведен на многие иностранные языки. В 1899 г.Победоносцев издал в Москве книгу «Вечная память: Воспоминания о почивших».О дальнейшей деятельности Победоносцева хорошо говорится в дневнике стас-секретаря А.А. Половцева, который 24 марта 1905 г. записал словаПобедоносцева: «В первые два года, когда меня изредка спрашивали, я давалответ, по крайнему моему разумению, прямой и открытый. А затем меня уже неспрашивали, я ведал только дело моей должности по вверенному мневедомству...» Но иногда он решался давать советы. Так, в письме от 8 апреля1902 г. он выдвинул на пост министра народного просвещения попечителяВаршавского учебного округа А.Н. Шварца. Особенное внимание Победоносцев обратил на образование народа в духепреданности царю и Церкви. Церковно-приходская школа в полном смысле словабыла обязана своим появлением и развитием К.П. По его стараниям враспоряжение духовного ведомства были отпущены большие средства дляразвития церковно-приходских школ и церковного просвещения народа. Так, кконцу царствования Александра 2 и началу государственной деятельностиПобедоносцева (1880) в России насчитывалось 273 церковноприходских школы с13 035 учащимися, а к концу его деятельности (1905) таких школ в стране уженасчитывалось 43 696 с 1 782 883 учащимися. Не менее был озабочен К.П.вопросом об улучшении материального быта духовенства. И в этом отношении имбыло сделано очень много. Благодаря ему из государственного казначействабыл значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенства, а в 1902 г.был издан указ о пенсиях духовенству. Его желанием было, чтобы духовенство,окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, заняло вобщественном и государственном строе то место, которое отвечает егодействительному значению. Отмечается учреждение новых епархий, приходов иустройство при возникавших женских обителях школ и благотворительныхучреждений для окрестного населения. Пересмотрены были уставы и штатыдуховно-учебных заведений. Стараниями Победоносцева особенно развилосьцерковно-книжное издательство. После издания манифеста 17 октября 1905 года, разрешавший созданиеполитических партий и учреждение Государственной думы, Победоносцев подал вотставку. К.П. Победоносцев, обличавший издавна ложь конституционного строяи всегда выступавший за самодержавие, не мог после этого манифестаоставаться на посту обер-прокурора. Скончался К.П. Победоносцев в Санкт-Петербурге 10 марта 1907 года. Заупокойная литургия и отпевание былисовершены в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре на Забалканскомпроспектке. Служили 3 митрополита. Присутствовал Государь. Как говорил Флоровский о Победоносцеве: « Его имя – символ эпохи...Есть что-то призрачное и загадочное во всем духовном образе Победоносцева.«И только тень огромных крыл», очень удачно о нем сказал Блок. Он был оченьскрытен, в словах, в действиях, и в его «пергаментных» речах было труднорасслышать его подлинный голос. Он всегда говорил точно за кого-то другого,укрывался в условном благозвучии и благообразии очень и очень размеренныхслов. Свои книги он имел обыкновение издавать безымянно, точно он их издаетили составляет, точно он в них передает или излагает чьи-то чужия мнения имысли. Победоносцев по своему был народником или почвенником. Это сблизилоего с Достоевским... Народником Победоносцев был не в стиле романтиков илиславянофилов, скорее в духе Эдмунд Берка. Очень многое в его критикезападной цивилизации и прямо напоминает контрреволюционные идеи Берка». Дадействительно Победоносцев как и Берк был консерватором и если Берквыступал против революции во Франции, то Победоносцев выступал противконституционного строя как предвестника революции. Революция во Францииввергла страну в хаос и анархию, к чему привела революция в России наверноразъяснять не надо, поэтому Победоносцева нельзя рассматривать однобоко,вот он консерватор и ретроград. Разносторонняя учено-литературная ипублицистическая деятельность Победоносцева дает возможность выяснить вовсех деталях мировоззрение этого государственного человека. Особеннохарактерным в этом отношении является издание Победоносцева, появившееся в1896 г. под заглавием: «Московский сборник». Как уже говорилось, здесьподвергаются критике основные устои современной западноевропейской культурыи государственного строя, сравнительно с главными чертами национально-русских идеалов. Главными пороками западно-европейской культуры, повоззрению Победоносцева являются рационализм и вера в добрую природучеловека. Первый отдает человека в полную власть логического вывода иобобщений, имеющих значение и силу в действительности лишь постольку,поскольку верны жизненные факты, лежащие в основании посылок; втораяприводит к идеи народовластия и парламентаризма – «великой лжи времени».Взятые вместе, оба фактора производят крайнюю смуту во всем строеевропейского общества, поражая и «русские безумные головы»... Массанаселения, неспособная к проверке широких обобщений путем внимательногоизучения фактов, отдается в жертву людям, умеющим воздействовать на неесвоим красноречием, способностью легко и ловко делать обобщения и другими,еще более низкими приемами борьбы (подбор партий, подкуп и.т.д.). (Как этоактуально звучит и в сегодняшние дни). Парламентские деятели принадлежат,большею частью, к самым безнравственным представителям общества; люди жечести и долга обыкновенно не красноречивы, неспособны «нанизывать громкия ипошлые фразы»; они раскрывают себя и силы свои в рабочем углу своем или втесном кругу единомышленных людей». Согласно с таким взглядом, все, чтоосновано на господстве рационализма и идей народного правительства, находитв Победоносцеве строгого судью. Вредна периодическая печать, такназываемая, выразительница общественного мнения. Эта сила развращающая ипагубная, ибо она, будучи безответственной за свои мнения и приговоры,вторгается с ними всюду, во все уголки честной и семейной жизни, навязываетчитателю свои идеи и механически воздействует на поступки массы самымвредным образом. Эти сведения о Победоносцеве взять из словаря Брокгауза иЕфрона дореволюционного издания, естественно в нем не могло быть критики наПобедоносцева. Но время порой бывает намного лучшим критиком, чем люди.Прошло 100 лет с момента написания «Московского сборника», а темызатронутые в нем остаются актуальны и подтверждаются событиями прошедшихвремен, да и настоящего времени. Положительные идеалы Победоносцева столь же определены, как и критикасовременного строя заподно-европейской государственной и общественнойжизни. «Есть в человечестве, -говорит он, -натуральная сила инерции,имеющая великое значение...». Она покоится не на знании, а на основноммотиве человеческих действий – непосредственном ощущении, чувстве, опыте.«Самые драгоценные понятия, какие вмещает в себя ум человеческий, находятсяв самой глубине поля и полумраке; около этих-то смутных идей, которые мы нев силах привести в связь между собой, вращаются ясные мысли, расширяются,развиваются, возвышаются». В политическом отношении эта силабессознательных ощущений родит уважение к старым учреждениям, которые «темдрагоценны, потому незаменимы, что не придуманы, а созданы жизнью, вышли изжизни прошедшей, из истории и освящены в народном мнении тем авторитетом,который дает история и одна только история». С вышеуказанной силойнепосредственно связывается и главная опора общественной жизни – вера,стоящая выше всяких теоретических формул и выводов разума. «Народ чуетдушой, что абсолютную истину нельзя уловить материально, выставитьосязательно, определить числом и мерою, но что в нее можно и нужноверовать, ибо абсолютная истина доступна только вере». С господством верысвязывается господство церкви и особенно церковного обряда, в котором народнепосредственно, тем же чутьем, а не рассуждением, воспринимает смыслцерковного учения. Слагаясь исторически, в связи с народной жизнью, обрядсоставляет неотъемлемую часть этой жизни. Поэтому не может быть речи осоединении различных церквей на теоретическом основании соглашенияотносительно понимания догматов; церкви останутся различны, пока будетразличен обряд, т.е. пока будут существовать нации. Победоносцев недопускает порицания членами одной церкви членов другой за веру («каждыйверует, как ему сроднее»), но вера в безусловную истину своей религии ведетк тому, что человек, убежденный в ней, «считает своим долгом не толькоисповедовать открыто свое учение, но, в случае нужды, и насильно навязатьего другим». Согласно с этим Победоносцев не допускает равноправностицерквей в государстве, тем менее – отделения церкви от государства. Идеаломдля него является положение церкви в России. «Религиозная жизнь такогонарода как наш, оставленного самому себе, неученого» - для Победоносцева«таинство». «Наше духовенство мало и редко учит, оно служит в церкви иисполняет требы. Для людей неграмотных Библия не существует; остаетсяслужба церковная и несколько молитв, которые, передаваясь от родителей кдетям, служат единственным соединительным звеном между отдельным лицом ицерковью. В иных глухих местностях народ не понимает решительно ничего, нив словах служб церковных, ни даже в Отче наш. И однако во всех этихневоспитанных умах воздвигнут, как это было в Афинах, неизвестно кем алтарьневедомому Богу». Что «народ наш невежда в своей вере, исполнен суеверий,страдает от дурных и порочных привычек, что наше духовенство грубо,невежественно, бездейственно» - все это явления несущественные. Победоносцев верил в прочность патриархального быта, в растительнуюмудрость народной стихии, и не доверял личной инициативе. Он верил впростой народ, в силу народной простоты, и не хотел разлагать эту наивнуюцелостность чувства ядовитой прививкой рассудочной западной цивилизации. ЗаПобеносцевым остаются его заслуги: основание церковно-приходских школ,строительство благообразных сельских храмов, издание благочестивых книг имолитвенников для народа, забота о благочинном пении в храмах, материальнаяпомощь духовенству, усиление церковной благотворительности. Он сумел понятьи оценить С.А. Рачинского и его «сельскую школу». Но с Рачинским онразделяет и его основную ошибку. «Сельская школа» должна быть окончательнойшколой, не следует внушать ученикам беспокойного и тщеславного желания идтидальше, искать высшего или другого, и тем колебать устои социальныхгруппировок. Он боялся, что религиозное просвещение поведет кпротестантизму. После реформы Победоносцева академический строй был оченьрезко изменен. Усиливалась власть Епархиального епископа над академией,ректор не должен был читать больше двух лекций в неделю. Отменяласьпубличность академических диспутов. Степень доктора и вообще присуждалисьтеперь без защиты диссертации, по одному только отзыву рецензентов. Нужнобыло избегать открытого спора, разногласия, напрасной гласности. И открытымвозражением ведь только привлечешь излишнее внимание к противнику.Победоносцев боялся привлекать внимание к религиозным вопросам, он боялсяспоров и не согласий. Он сомневался, готова ли Церковь к самозащите. Онпредпочитал ее ограждать извне государственной опекой и силой.Победоносцева скорее беспокоило пробуждение религиозных интересов в русскомобществе. Он ценил религию как быт, но не как искание. Если в 70-х годахПобедоносцев работает в «Петербургском отделе» уже ранее существовавшего вМоскве «Общества любителей духовного просвещения», открытого в 1872 г. всвязи со старокатолическим движением. То в 80-х годах такие собрания сталиуже невозможны. Победоносцев вводит жесткую духовную цензуру и в начале 90-х годов многие богословские издания закрываются. Победоносцев сочувствовалразвитию изданий для народа. Возникает ряд новых изданий: «Воскресныйдень», «Кормчий», «Пастырский собеседник», «Русский паломник», «Троицкиелистки». Значение этих изданий не следует принижать. Однако, жанрбогословской литературы несомненно снижается, до уровня простойназидательности. Победоносцеву удалось внушить русскому духовенству, что«богословие» не принадлежит к существу православия, т.е. русской «простой»и народной веры, ибо ведь массы этого «простого народа» спасаются безвсякого богословия, и без всяких размышлений и культуры, и «спасаются» врядли не надежнее, чем умствующие и пытливые через меру интеллигенты. Верасдвигалась таким образом и снижалась до уровня безотчетных чувств иблагочестивых настроений. Догматы же воспринимались скорее в каноническом,чем в богословском порядке, как ограждающие слова, не как животворящаяистина. Под предлогом смирения и непостижимости внимание верующих отдогматов отвлекается, - как постичь их слабым разумом!.. Но смирение такчасто прикрывает равнодушие или даже маловерие... Сердце отвыкает жить ипитаться догматом, напрасно огражденным, и догмат оказывается духовно какбы ненужным. Обличение рассудочности и рационализма в своей чрезмерностиоказывалось не безопасным и для самого учения веры. Больше ценились добрыечувства и еще дела. Слишком многое в учении веры начинало казаться каким-то напрасным тонкословием. Пусть лучше душа останется в полусвете, нособлазнам беспокойного ума не будет дано лишнего повода. Вераистолковывается скорее, как доверие, чем как опыт духовной жизни. В своей государственной деятельности Победоносцев остался всегдаверен своим воззрениям. Они отражаются и в его юридических трактатах. В«Московском сборнике» Победоносцев старается доказать, что понятие законанеотделимо от понятия заповеди, нравственной правды закона, хранителемкоторого является власть, регулирующая его применение в конкретных случаяхи не позволяющая гражданам запутаться в сетях массы частных постановленийправа. Детальной выработке норм Победоносцев не придает по этому значения.Для своего «Курса гражданского права» Победоносцев выбрал «сравнительнуюметоду изложения: в начале каждой статьи указывается основная идеяучреждения, потом оно объясняется, в отличительных его чертах, по римскому,французскому и германскому праву. Когда в уме читателя готов по возможностиполный и закругленный образ учреждения, излагается оно по русскому закону,с предварительным очерком его происхождения и исторического развития нанашей почве. Таким образом, читателю возможно, в потребных случаях, судить,в чем русский закон учреждения соответствует или не соответствует общемуего типу, как он выразился в истории, в экономии и в праве Западной Европы. Конечно, к Победоносцеву можно по разному относиться, но бесспорното, что Победоносцева можно назвать пророком своего времени. Читая еготруды сегодня, например, «Болезни нашего времени», «Великая ложь нашеговремени», создается впечатление, что это писано сегодня, о болезнях нашеговремени, о проблемах именного нашего времени. Победоносцев предвиделреволюцию и всеми своими силами пытался оттянуть ее. В своих рассужденияхПобедоносцев исходил не из «общих положений и начал», а из явлений «самойжизни», из ее насущных потребностей и задач на будущее. Поэтому-то его исчитали реакционером, что он утверждал вечные ценности – Бог, Отечество,родители – и тем самым хотел укрепить человека, сделать его независимым отвсех земных кумиров, от всех соблазнов чужого разума, возводимых толпой вранг религиозных догм. Список использованной литературы:1. Христианство Энциклопедический словарь изд. М.., 1995 Том 2.2. К.П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени» изд. М., 1994.3. Н.Д. Тальберг «Русская быль» изд. М., 2000.4. Г.В. Флоровский «Пути русского богословия» М., 19915. Газета «Курские епархиальные ведомости» изд. Курск, №8, 1998. Электронные:Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»Большая английская энциклопедия – Британника 97

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconРеферат по истории по теме: Суворов Александр Васильевич, его жизнь и военная деятельность

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconРеферат на тему: его жизнь и военная деятельность. Работу

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconРегламент : доклад на пленарном заседании до 15 минут, секционный доклад до 10 минут
Международная научная конференция «Деятельность литературного музея в современных условиях»

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность icon1. предмет и значение курса истории экономической мысли
Отсюда, при рассмотрении определенной мысли, необходимо различать ту сторону действительности на которой мысль сконцентрирована,...

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconДоклад По истории отечества По теме: Личность в истории Адмирал Ф. Ф ушаков

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconДоклад По истории отечества По теме: Личность в истории А. Д. Меньшиков

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconРаботы кафедры учителей русской словесности и истории в 2010-2011 уч г
Людмила Дмитриевна учитель-ментор Миненко Александра, призера районного этапа Всеукраинской олимпиады по истории, его работа «История...

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconПлан. Введение. Биография Маркса и теоретическая база его учения 2
Карл Маркс, как один из завершителей классичес­кой политической экономии оставил заметный след в истории эко­номической мысли. Его...

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconКонстантин Дмитриевич Ушинский его жизнь и педагогическая деятельность...
Известность К. Д. Ушинского и неразработанность литературы о нем. Жизнь в доме родителей до и после смерти матери. Новгород-северская...

Доклад по Истории религиозной мысли Тема: К. П. Победоносцев его жизнь и деятельность iconЗаконодательны я
Терновскій,—рѣзко отличался сцѣлостыо мысли, любовію въ свободѣ изслѣдованія, способностію отрѣшаться отъ предавій старивы: законодательны...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<