Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы.




Скачать 200.22 Kb.
НазваниеМетодическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы.
Дата публикации27.03.2014
Размер200.22 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Право > Методическое пособие



Н. А. Константинова


Сила слова – беспредельна
c:\users\макс\desktop\11-а\рисунок6.jpeg

c:\users\макс\desktop\11-а\ellyustrirovannye_pogovorki003.jpg

г. Терновка

2014г
Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы.

Данные виды работ рассчитаны на развитие орфографической зоркости, языкового чутья учеников, их творческих способностей.

Сборник адресован учителям – словесникам, учащимся 5 – 9 классов

^ На свете есть науки многие.

К ним человек давно уже привык.

Одна средь них,

Обогащает наш язык.
Фразеология- это наука, изучающая фразеологизмы.

Фразеологизмы ‐ это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Как правило, эти словосочетания употребляются в переносном значении. Заменять слова в таких сочетаниях нельзя. Поэтому и называются они устойчивыми или фразеологическими. А еще их называют крылатыми словами: они как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм. Ведь вы же не скажете: "Я живу близко: руками подать".

Крылатые слова нравятся нам своей образностью. Они помогают ярче, эмоциональнее выражать наши мысли. Человек с головой - умный, толковый человек. В устойчивых оборотах невозможно заменить одно слово другим, изменить порядок слов.
Укажите фразеологизмы:

  1. а) попасть под горячую руку; c:\users\макс\desktop\11-а\9.jpg

б) попасть под дождь;

в) сесть в калошу;

г) сесть в машину;

д) играть на скрипке;

е) играть первую скрипку.
2. а) пойти в гости;

б) пойти ва-банк;

в) закусить в буфете;

г) закусить удила;

д) брать быка за рога;

е) брать книги.
3. а) прибрать к рукам;

б) медвежья услуга;c:\users\макс\desktop\11-а\99698072_kxxvdfek3y.jpg

в) сгущать краски;

г) медвежья берлога;

д) смешивать краски;

е) прибрать в квартире.
4. а) вариться в сиропе;

б) повесить нос;

в) повесить на гвоздь;

г) вариться в собственном соку;

д) задеть за живое;

е) задеть плечом.

Укажите фразеологизмы - синонимы:

1. а) попасть впросак;

б) задавать тон;

в) пришивать дело;

г) сесть в лужу.
2. а) работать засучив рукава;

б) петь с чужого голоса;

в) работать не покладая рук;

г) держать пари.
3. а) мозолить глаза;

б) бить баклуши;

в) ворон считать;

г) шевелить мозгами.
^ Найдите синоним к фразеологизму. Витать в облаках, строить воздушные замки, искать жар-птицу:

а) победить;

б) фантазировать;

в) преувеличивать.c:\users\макс\desktop\11-а\1240468355_246499_normal_700.jpg
Найдите "четвертое лишнее":

1.Слово в слово.

2. Тютелька в тютельку.

3. Вилами по воде писано.

4. Комар носа не подточит.

1. Поминай, как звали.

2. И след простыл.

3. Семь пятниц на неделе.

4. Ищи ветра в поле.

Закончите выражение:

1.Тише воды…

2.Прикусить …

3.Ни жив…c:\users\макс\desktop\11-а\2014_02_04\img_0008.jpg

4.Золотые…

5.Ломать…

6.Лакомый…

7.Медвежья…

8. Не солоно…

9.Утереть…

10.Вывести…

11. Чужими…

12. Само собой…

13.Кто в лес…

14.Ни к селу…
К данным фразеологизмам подберите синоним.
Поминай, как звали; как в воду канул; и след простыл; ищи ветра в поле; только его и видели; как сквозь землю провалился:

а) долго ждать;

б) исчезнуть;

в) мгновенно.

Укажите синонимы к фразеологизму держать пари:

  • с глазу на глаз;

  • биться об заклад;

  • доводить до белого каления;

  • давать голову на отсечение;

  • не сойти с этого места;

  • не покладая рук;

  • провалиться на этом месте.


Ввести фразеологизмы в предложение.

  • Дрожит как осиновый лист.c:\users\макс\desktop\11-а\2014_02_04\img_0012.jpg

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Брать быка за рога.

  • Глаза разбежались.

  • Заруби на носу.

  • С луны свалился.

  • На воре шапка горит.

  • Семь пятниц на неделе.


Объясните данные фразеологизмы:

  • Считать ворон.

  • Вить веревки.

  • Выводить на чистую воду.

  • Доводить до белого каления.

  • Держать камень за пазухой.

  • Дразнить гусей.

Для справок: вынуждать кого – то подчиниться; бездельничать; злить; разоблачить в неблаговидных поступках; затаить злобу; вызывать раздражение.
Произведите замену выделенных слов фразеологическими оборотами.

1.Инженером Иванов работает совсем недавно.

2.Работу сделали наспех, кое – как.

3.Весь вечер занимались пустыми разговорами.

4.Если говорить честно, ваша идея нам не подходит.

5.Мы долго думали, как выйти из трудного положения.

Для справок: без году неделя, на скорую руку, переливать из пустого в порожнее, точили лясы, разводили турусы, положа руку на сердце, долго ломали голову.
Как об этом говорят? Ответ дайте фразеологизмом.

  1. Об очень далеких родственниках.

  2. О беспорядке, неразберихе, царящих где – либо.

  3. О бесследном исчезновение кого – либо.

  4. О том, кто часто меняет свои решения.

  5. О большом желании что – либо сделать.

Для справок: руки чешутся, седьмая вода на киселе, и след простыл, черт ногу сломает, семь пятниц на неделе.
Определить лексическое значение фразеологизмов.

Носить воду решетом - …

Прошли огонь и воду- …

Глазом не моргнуть- …

Мозолить глаза- …

Как воды в рот набрал- …c:\users\макс\desktop\11-а\242148_563177.jpg

Седьмая вода на киселе- …

Как в воду глядел- …

Задирать нос- …

Клевать носом- …

Уносить ноги- …

Как две капли воды- …

Толочь воду в ступе- …

Повесить нос- …

Перемывать косточки- …

С больной головы на здоровую- …

^ Для справок: бессмысленная работа, все испытали, надоедать, быстро, воображать, дальний родственник, предсказал, дремать, очень похожи, спасаться, сплетничать, бесполезная работа, расстроиться, перекладывать свои проблемы на кого-нибудь.
^ Подберите фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

  1. Михаил немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда “бьют в цель“. Как говорит Михаил?

  2. Дядя Коля умеет все: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может.…Как можно назвать дядю Колю?

  3. Только мы вспомнили о Диме, а он тут как тут, пришел. Что говорят в таком случае?

  4. Наш Максим говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что – нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?

  5. Егор напроказничал, но каким – то образом остался безнаказанным. Как говорят об этом?

  6. Но мы этого так не оставим. Мы расскажем о них всему классу. Что мы сделаем?

  7. Надя собирается на важную встречу. Что ей пожелает мама?

  8. Алеша на уроке не слушал объяснений учителя, не вел записей в тетради, не работал. Что делал Алеша?

^ Для справок: ни пуха ни пера; редко, да метко; мастер на все руки; легок на помине; вышел сухим из воды; слов на ветер не бросает; выведем на чистую воду; бил баклуши.
Ввести словосочетания в предложения сначала в прямом смысле, а потом – в роли фразеологизма:

  • вырвать с корнем;

  • поставить в тупик;

  • гладить по голове;

  • ходить на цыпочках;

  • намылить шею;

  • рукой подать;

  • кормить завтраками;

  • висеть на телефоне.


Найдите предложения, в которых допущены речевые ошибки.

  • Студент знает предмет как свои пять пальцев.

  • В поле работали до седьмого пота.

  • Мы скрепя сердцем согласились с его предложением.

  • Мальчика держали в черном теле.

  • Я думал над задачей сломя голову.

  • Пес не помнил себя от радости.

  • Не нужно держать камень за пазухой.

  • Он нам с братом седьмая вода на киселе.


Фразеологический зверинец.

Припомните фразеологизмы с названием птиц и зверей.

  • Как собаке пятая нога.

  • Как собака на сене.c:\users\макс\desktop\11-а\perspektivnoe-planirovanie-po-applikacii-i.jpg

  • Как сидорову козу.

  • Как сонная муха.

  • Как угорелая кошка.c:\users\макс\desktop\11-а\perspektivnoe-planirovanie-po-applikacii-i.jpg

  • Какая муха укусила.

  • Как рыба об лед.

  • Как свинья в апельсинах.

  • Как сивый мерин.

  • Как рак на мели. c:\users\макс\desktop\11-а\perspektivnoe-planirovanie-po-applikacii-i.jpg

  • Точно корова языком слизала.

  • Как кошка с собакой.

  • Извиваться ужом.

  • Стрелять по воробьям.

  • Делать из мухи слона.

  • Заливаться соловьем.c:\users\макс\desktop\11-а\i.jpeg

  • Дразнить гусей.

  • Кошки скребут.

  • Крокодиловы слезы.

  • Куда Макар телят не гонял.c:\users\макс\desktop\11-а\124e7eb2f9a620390513b63dffc6df58.jpg

  • Курам на смех.

  • Денег куры не клюют.

  • Лебединая песня.c:\users\макс\desktop\11-а\16252-0.jpg

  • Ловить рыбу в мутной воде.

  • Медведь на ухо наступил.

  • Медвежья услуга.

  • Медвежий угол.

  • Метать бисер перед свиньями.

  • Морской волк.c:\users\макс\desktop\11-а\124e7eb2f9a620390513b63dffc6df58.jpg

  • Мокрая курица.

  • Мышиная возня.

  • Мухи не обидит.

  • На козе не подъедешь.

  • На птичьих правах.c:\users\макс\desktop\11-а\124e7eb2f9a620390513b63dffc6df58.jpg

  • На рыбьем меху.

  • Ни пава, ни ворона.

  • Ни рыба, ни мясо.

  • Подложить свинью.c:\users\макс\desktop\11-а\1368422410_1aa_crt_anmls_mx_500.jpg

  • Прокатить на вороных.

  • Сказка про белого бычка.

  • Согнуть в бараний рог.

  • Стреляный воробей.

  • Съел собаку. c:\users\макс\desktop\11-а\perspektivnoe-planirovanie-po-applikacii-i.jpg

  • Черная кошка пробежала.

  • Хоть волком вой.

  • Тянуть кота за хвост.

  • Только нет птичьего молока.

  • Темная лошадка.


Составьте короткий рассказ – небылицу: “Пошел я как – то в лес, а там…“, использовав в нем не менее трех известных вам фразеологизмов.
Что обозначают данные фразеологизмы? Проверьте свой ответ по словарю. Составьте с ними предложения, подчеркните фразеологизмы как члены предложения.

Остаться на бобах, на полном газу, с глазу на глаз, держать язык за зубами, до корней волос, днем с огнем, за тридевять земель, звездный час, кишка тонка.
Замените фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами в неопределенной форме:

  • Жить как кошка с собакой - …;

  • Не находить себе места - … ;

  • Вешать нос - …;

  • Надуть губы - …;

  • Бить челом - … .



Объясните значение фразеологизмов с помощью наречий:

  • Ни свет ни заря - …

  • На всех парах - …

  • С глазу на глаз - …

  • Шаг за шагом - …

  • Тютелька в тютельку - …


Восстановите фразеологизмы:

  • Купить … в мешке;

  • Брать … за рога;

  • Делить шкуру …;

  • Держать … за зубами;

  • … негде упасть;

  • На …не подъедешь;

  • Жить как … с собакой;

  • Биться как … об лед.

Для справок: яблоку, язык, кота, быка, неубитого медведя, кошка, рыба, козе.
Найдите синоним устойчивого сочетания попасть впросак:

  • сесть в калошу;

  • отбиться от рук;

  • заблудиться в трех соснах;

  • повесить нос.


Когда человек быстро куда – то мчится, принято говорить, что он бежит:

  • стремглав голову;

  • сломя голову;

  • стремя голову;

  • сорвав голову.

Кто быстрее запишет все фразеологизмы, составив их из следующих слов:


  • час, битый, ждать;

  • плечо, не, по;

  • душа, говорить, по;

  • вода, капля, как, две;

  • волосы, до, корни;

  • ноги, путаться, под;

  • слово, ветер, бросать, на;

  • муха, слон, из, делать;

  • уши, не оттащить, за.

  • видеть, света, не, белого;

  • в, бить, точку, одну;

  • лед, как, биться, об, рыба;

  • буксир, взять, на;

  • пушку, брать, на;

  • на, огонь, вызывать, себя;

  • краску, в, вгонять;

  • как, колесе, в, белка, вертеться;

  • свистит, в, ветер, карманах;

  • дура, не, губа;

  • месте, на, сердце;

  • замками, семью, за;

  • уходит, ног, из – под, земля;

  • не , ухом, и, ведет;

  • рук, без, как;

  • как, лист, банный;

  • во, кур, как, щи;

  • сыр, масле, в, как;

  • на, зубы, положить, полку;

  • руки, на, все, мастер;

  • горла, на, наступить;

  • кудыкину, на, гору;

  • за, карман, не словом, лезет, в.


Спишите, подчеркните фразеологизмы как члены предложения. Что они обозначают? Вставьте пропущенные буквы.

В трех верстах от станци… стало накрапывать, и чере… минуту пр…ливной дождь нам…чил меня до п…следней нитк….. Я опять остался один на один с Семеновым, к…торый тяж…ло дышал и (не) мог собрат(?)ся с силами, чтобы заг…ворить. Л…биринт, заросший тр…вогой, остался т…перь позади, и мы м…гли радоват(?)ся, что о…делались так д…шево. Как же это? Язык заплелся или г…лова (не)в…рила? Ведь ты же этот пр…дмет как свои пять пальц…в зна…шь! Друзья, кр…вя душ…й, принялись наперебой хв…лить и поздр…влять Алексея.
^ Составьте с данными сочетаниями слов по два предложения: в одном используйте как фразеологизм, а в другом – свободное словосочетание.

Идти в гору, откуда ветер дует, встать на ноги, завилять хвостом, отвести глаза, проглотить пилюлю, смотреть в рот.
^ Запишите синонимы – фразеологизмы со следующими значениями: опытный чловек, темно, до конца, много, наказывать.

Дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выкали, непочатый край, от доски до доски.
^ Запишите антонимы к данным фразеологизмам:

коломенская верста, не зги не видно, заваривать кашу, через час по чайной ложке, гладить по шерсти.

Для справок: хоть иголки собирай, единым духом, от горшка два вершка, расхлебывать кашу, гладить против шерсти.
^ Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами. Определите, каким членом предложения они являются.

Юра быстро бежал по коридору.

Даша сильно покраснела.

Таня чувствует себя на катке хорошо. Уч…ник пр…читал книгу до конца. Змей Г…рыныч унес царевну дал…ко.

Для справок: от корки до корки, за тридевять земель, как рыба в воде, до корней волос.
^ Составьте фразеологические обороты со словом голова.

Человек с головой

Всему делу голова

Как снег на голову

С больной головы на здоровую

Сложить голову

Не сносить головы

Потерять голову

Задирать нос.

Бить баклуши.

Капля в море.

Кануть в лету.

Как сонная муха.

Как угорелый.

С луны свалился.

Как пить дать.
^ Какие фразеологизмы являются синонимами слов левой колонки?

Бездельничать, лентяйничать, лодырничать.

Задаваться, зазнаваться, кичиться.

Исчезнуть, оказаться забытым.

Ничто, очень мало.

Бежать, носиться, метаться.

Вяло, неторопливо без желания.

Обязательно, наверняка.

Неожиданно, внезапно возник.
^ Вспомните и запишите выражения, в которых употребляется слово рука в переносном значении.
Золотые руки Взять в руки

Из рук вон плохо Ударить по рукам

Дать по рукам Ноги в руки

Держать себя в руках Руки в боки

Носить на руках Протянуть руку помощи

Руки в брюки Рукой подать

Руки опускаются Руки коротки


^ Спишите. Озаглавьте текст. Подчеркните фразеологизмы.

Старые рук…писные книги ц…нились на вес зол…та. Чтобы они лучше сохр…нялись и чтобы ими было удобнее польз…ваться, пер…плеты делались из д…ревянных дощеч…к. Их о…тягивали тонк…й кож…й или д…рогой м…терией. С…хранилось выражение “от доски до доски“. Оно напомина…т об этих дощеч(?)ках и обознач…ет: “пр…читать книгу от нач..ла до к…нца“.
^ Перескажите историю. Определите лексическое значение фразеологизма (в случае затруднения обратитесь к словарю)

Попасть впросак

В ст…рину просаком называли прядильный ст…нок. Если ч…ловек по оплошности п…падал в такой ст…нок, то он пр…являл себя как неумный р…ботник.
^ Спишите, озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Пригласил нас как – то сын л…сника к с…бе. За грибами, г…ворит, сходим, рыбу удить буд…м. Уху сварим – пальчики оближ…шь.

Мы, конеч(?)но, обрад…вались, уши ра…весили, слуша…м. Мой братишка так гол…ву пот…рял от счастья. Как же! В л…су зан…чуем, палатку разоб…ем, костер разл…жим. Потом он мне покою (не) давал :“Пойдем да пойдем! Г…ворит, он такой мастер рыбу ловить, с…баку на этом дел… съел.“ (Не)знаю, каких с…бак он ел, а вот мы попались на удоч(?)ку. Обманул он нас. Дог…ворились пойти в су…оту к веч…ру. А наш “приятель“ уехал“ к тетк… на воскресен…е.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь мор…чит гол…ву!

У братии…ки слезы в три руч…я. Я тоже не в св…ей тарелке…

- Ничего, - успокоил нас дед, - со мной пойдете. И п…шли. И к…стер разв…ли. А уха была – ни в ска…ке сказать, ни пером оп…сать.

^ Во всю ивановскую

Это значит "что есть мочи, со всех сил."

История это…о выражения т…кова. Очень д…вно указы ру(с,сс)ких царей зачитывались на г…родских площ…дях.

В Москв… указы зачитывались на Ивановской площ…ди в Кремл…( у купальни Ивана В…ликого). Площ…дь была шумная, мног…людная. Дьяки, читавш…е царевы указы, ст…рались св…им гол…сом заглуш…ть гомон т…лпы. Им прих…дилось не читать, а крич…ть на всю площ…дь, во всю Ивановскую.


^ Аника - воин

Про Анику народом сл…жена ска…ка?

Убив в единоборств… св…его пр…тивника, Аника нач…л хвастать, что никто на свете (не)смож…т против не…о уст…ять. Ему всё нипочём. Услыш…ла смерть речи хвастуна и внезапно пре…стала перед ним. Куда только д…вался у Аники весь пол и задор!

Он сник и униженно стал вымаливать у к…стлявой гост…и прощение за свою дерзость. Имя Аника выбрано не случ…йно. Оно по-гречески означ…ет "непобедимый". Теперь кличка Аники-воин прил…гает(?)ся (ко)всякому задире и хв…стуну б…евому лиш(?) на сл…вах.

^ Ариаднина нить

Эти крылатые слова - из мифа об афинском геро… Тезее. Ариадна, доч(?) царя Миноса, пом…гла Тезею, пр…бывшему из Афин, чтобы сразит(?)ся с ч…довищем Минотавром (получеловеком, полубыком) . С помощ…ю клу…ка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополуч(?)но, выбрат(?)ся из лабиринта – ж…лища Минотавра - при пом…щи клубка ниток. Перенос зн…чения : средство выйти из затруднения или руководящ…е нач…ло.
^ Прочитайте выразительно стихотворения, спишите. Найдите в них устойчивые обороты, подчеркните.

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой – засучив рукава.

В.Викторов

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

А.Шибаев

Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку.

И веревку, и тряпку…

Но никогда и негде

Не вешайте носа в беде!

Ю.Коринец

Незнайка
Рано утром

Мама – квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

- Не дерись, не дразнись,

Не метушись,

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

В.Орлов
По узкой тр…пинке

Гуси(н,нн)ым ша…ком

Гуси(н,нн)ое войско

Шага…т гуськом.

А.Санин

За…ц зайцу г…в…рит:

- Мне бы волчий а…етит!

- В а…етите мало толку,

Нам бы зубы, как у волка!

В.Викторова
(Не)умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Г…в…рят, ему м…дведь

Наступил (на)ухо.

Л.Татьяничева
Разные носы

Нос не в св…и д…ла суют,

Н…сами перед сном клюют,

Зато один в…селый нос

Папаша Карло нам пр…нес

Я. Аким

^ Подберите антонимы к фразеологизмам, соединив их линиями

Спустя рукава.

Под самым носом.

Рукой подать

Гладить по голове.

За словом в карман не полезет.

Играть вторую скрипку.

Дурака валять.

Точить лясы.

На краю света.

Не покладая рук.

У чёрта на куличках.

Давать жару.

Работать в поте лица.

Как воды в рот набрал.

Заткнуть за пояс.

Прикусить язык.

^ Найдите фразеологические обороты и дайте им толкование, прочитав стихотворение А. Ситковского «Все лучшее, что есть на свете».

Есть в каждом доме красный угол,

Почётный, праздничный, для тех,

Кто честь имеет быть нам другом,

С кем делишь горе и успех!
И девушку, какой не встретишь,

Хоть обойди весь мир кругом,

И тех, что лучше есть на свете,

Мы красной девицей зовём.
И площадь красная издревле

Прославлена, вознесена!..

Есть даже красные деревья,

А на миру и смерть красна.
^ Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми словами, взяты из русских сказок. Из каких сказок появились такие выражения:

- встань передо мной, как лист перед травой;

- рожки да ножки;

- кому корешки, а кому вершки;

- битый небитого везет;

- по щучьему велению;

- поди туда, не знаю куда;

- это все присказка, а сказка будет впереди;

- скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.


Замените данные предложения фразеологическими оборотами.

  1. Чувствовать себя неловко; беспокоиться, волноваться, нервничать.

  2. Появляться быстро, в большом количестве.

  3. Очень быстро бежать.

  4. Ничего не действует на кого – либо.

  5. Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

  6. Очень много людей в тесном помещении.

  7. Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать.


Знаешь ли ты ответ?


  1. Где зимуют раки?

  2. О каких животных можно сказать, что они “вылезают из кожи вон“?

  3. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда?

  4. Чем питается медведь, когда спит в берлоге?

  5. Зачем звери раны зализывают?

  6. Зачем зайцу больше уши?

  7. Зачем страус голову в песок прячет?

  8. Почему тюлененок растет как “на дрожжах“?

  9. Зачем белка бегает в колесе?









Подберите к рисункам подходящие фразеологизмы

c:\users\макс\desktop\11-а\2014_02_04\img_0017.jpg

c:\users\макс\desktop\11-а\2014_02_04\img_0010.jpg

c:\users\макс\desktop\11-а\2014_02_04\img_0001.jpg


c:\users\макс\desktop\11-а\2014_02_04\img_0002.jpg

Узелки на память



  1. Многие устойчивые обороты близки по значению одному слову : прикусить язык – замолчать.

  2. В устойчивых сочетаниях нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова. Например, можно сказать ложится спать с петухами, но нельзя-“ложится спать с утками“.

  3. Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать – у черта на куличиках).

  4. Фразеологизмы являются членами предложения (обстоятельством).


Контрольные вопросы



  1. Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

  2. Что общего и чем различаются слова фразеологизмы?

  3. Как называется раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы?

  4. Почему фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями?

  5. Где можно получить разъяснения значения фразеологизма?

  6. Можно ли заменить устойчивый оборот одним словом?

  7. Имеют ли фразеологизмы синонимы, антонимы?

  8. Каким членом предложения являются фразеологизмы?

  9. Где чаще всего используются фразеологизмы?

  10. Какова роль устойчивых сочетаний?


Содержание
Наука фразеология……………………………….3
Тренировочные упражнения и задания………....3
Фразеологический зверинец…………………….11
Творческие задания…………………………...…13
Диктанты…………………………………………16
Шуточные вопросы……………………………...26
Подбери к рисункам фразеологизмы…………..27
Узелки на память………………………………..28
Контрольные вопросы……………………..........29
Язык является янтарем, в котором тысячи драгоценных и тонких мыслей были благополучно выражены и сохранены.

Ричард Тренч

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из - под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconНаглядно-обучающее пособие по информатике
Пособие содержит иллюстрации, объясняющие материал, а также упражнения для закрепления и проверки знаний

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconИтоговое занятие по разделу «общие вопросы гигиены»
Оценить уровень усвоения студентами теоретических основ, практических умений и навыков по разделу «Общие вопросы гигиены»

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconИ. О. Архипов Методическое пособие по самостоятельному изучению системы...
Учебное пособие содержит теоретические сведения и рекомендации по самостоятельному изучению пакета математического моделирования...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconМетодическое пособие по использованию ассоциативных карт Составитель
«Карточне игры» для педагогов. Методическое пособие по использованию ассоциативных карт / Составитель Каган С. Д. – Красноармейская...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов III курса...
...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconЗадачи и упражнения по органической химии
Методическое пособие предназначено для студентов биологов и микробиологов II курса с целью систематического самостоятельного изучения...

Методическое пособие содержит общие теоретические сведенья о фразеологизмах, а также упражнения, игры для практических навыков. Наряду с серьёзными языковыми заданиями даются и шуточные вопросы. iconЗадачи и упражнения по органической химии
Методическое пособие предназначено для студентов биологов и микробиологов II курса с целью систематического самостоятельного изучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<