Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве»




Скачать 134.93 Kb.
НазваниеРеферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве»
Дата публикации27.03.2014
Размер134.93 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Учение Цицерона о государстве и праве

Белорусский Институт правоведения. Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве». Подготовил: Студент 2-го курса факультета международное право Коломыцев А.Н. Минск, 2002г. Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчествезначительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально этивопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый рядполитико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленныхполитических и судебных речах. Теоретические воззрения Цицерона в области государства и праванаходятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всегоучений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное»влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединитьи согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римскогогосударства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачамисовременной ему социальной и политической действительности. В целомтворческое использование идей предшественников в политико-правовом ученииЦицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений вобласти теории государства и права. Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа(res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединениелюдей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многихлюдей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностьюинтересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не толькокак выражение общего интереса всех его свободных членов, что былохарактерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и каксогласованное правовое общение этих членов, как определенное правовоеобразование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоковтой юридизации понятия государства, которая в последующем имела многоприверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правовогогосударства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел нестолько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в ихврожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позициюАристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его времяпредставления о договорном характере возникновения государства. Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи какпервоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путемвозникает государство. Он отмечал изначальную связь государства исобственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причинойобразования государства является охрана собственности. Нарушениенеприкосновенности частной и государственной собственности Цицеронхарактеризует как осквернение и нарушение справедливости и права. Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволулюдей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласновелениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своейприроде и сущности они (государство и право) носят божественный характер иоснованы на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы,отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правитразум». Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философомАнаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания«природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщегоисточника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именноблагодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума исправедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал,стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения,добродетелей, государства и права. Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающийвсе низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славыи т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудростинет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков». В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое вниманиеанализу различных форм государственного устройства, возникновению однихформ из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д. Критерии различения форм государственного устройства Цицеронусматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимостиот числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть,власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот,когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называемэтого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью.Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданскаяобщина управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)является такая община, в которой все находится в руках народа». Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и ненаилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны,если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые),которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия всоздании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства инедостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтениеотдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.«Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари,мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разныхформ правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности,взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей)форме государства. В простых же формах государства эти достоинствапредставлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм,ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене формвласти, к их вырождению в «неправильные» формы. Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, втом, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности инеустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем кнесчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя,легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (помудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных.Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов,но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та,при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно иполновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям,к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки илитолпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формамигосударства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство,понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы иобщеобязательное для всех право. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнениюЦицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) видагосударственного устройства, образуемого путем равномерного смешенияположительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он,— желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное,чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующихлюдей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». Вкачестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечалпрочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием)трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царскойвласти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел вполномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — вполномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний инародных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью имудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывалтвердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность кренав сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая заих взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерногораспределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточновласти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людейи достаточно свободы у народа». Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие отплатоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реальноосуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканскойгосударственности в лучшую пору ее существования («при предках»).Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание,оно «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бывозможно усмотреть разумные основы гражданственности». В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (вкачестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицеронпоследовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластияотдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры. Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял втом, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканскихучреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальныхслоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная»позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между«оптиматами» и «популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линийполитической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознаваяразличие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивалпредставление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут бытьсоединены и учтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон, после избранияего на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии) какистинного защитника народа, как консула-популяра. С учетом специфики практической политики и ее особой логики следуетвсе. же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался вереносновным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которуюон развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тутотводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов»,«общем правопорядке» и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий играждан римской республики, но вовсе не рабов. Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабскоесостояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; тоесть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, тоугнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучиугнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, котораядарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логикарассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями осоотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшаячасть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души(страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться,как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять имто, что полагается. Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается отраспространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии»,однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с егообщими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны другдругу», что между людьми никакого различия нет, что человек — «гражданинвсего мира, как бы единого града» и т. д. Много внимания в творчествеЦицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственногодеятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представленияэпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует приниматьна себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной иполитической жизни. Считая управление государством сочетанием науки иискусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и уменияпрактически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что«сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей болеебезопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве иправе как «такие науки, которые могут сделать нас полезными государству»,усматривая в этом служении государству «самую славную задачу мудрости ивеличайшее проявление доблести и ее обязанность». Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть ипредугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствоватьнеблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону,отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействоватьпрочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым,воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим вучениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никтоне может быть справедлив». В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучиегосударства как общего дела народа, с согласия последнего истинныйгосударственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить вгосударстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, ав общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицеронполагал, что истинным правителям в награду за их дела «назначеноопределенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытываяблаженство». Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловленынеобходимостью следования таким добродетелям, как познание истины,справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только недолжен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иныенесправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшимнесправедливость и трудиться для общего блага. Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицеронподчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечалтакже долг гражданина защищать отечество в качестве воина. Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовойтеории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость.Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное инеотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы.Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (правапо природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос,весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческогообщения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его телои душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу еебожественного начала) присущи разум и законообразность, определенныйпорядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовныйаспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающийподчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе,чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, поЦицерону, подлинным источником и носителем естественного права. Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права:«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе,распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает кисполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно,однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и незапрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо илизапрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство;сколько-нибудь ограничивать 1его действие не дозволено; отменить егополностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлениемнарода освободиться от этого закона не можем». Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народыв любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причембудет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель,судья, автор закона». Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряетсяданному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, которыйнеминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежатьобычного людского наказания. В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большимвлиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Этовлияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и,следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «онавоздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и ненарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечалон, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будетспровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовалисьобщей собственностью как общей, а частной — как своей». С этих позиций онотвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемлениекрупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег иимущества, отнятых у законных владельцев. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону,возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше,чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как«общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своейсущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления(политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовалисправедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрениялюдей. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями ипостановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов,решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — тосуществовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, правопредъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрениеголосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не можетнарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла,честное из позорного. Свои общие представления о справедливых законах Цицеронконкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и омагистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал:«Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всехнародов, честных и стойких духом». Ряд важных положений о правовой регламентации государственнойдеятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, онотмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным.Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти,но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает,рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется,достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде имформулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должныподпадать все». В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права отписаного содержится деление самого писаного права на частное и публичноеправо. Так называемое право народов трактуется им как частью положительноеправо разных народов и частью как естественное право международного общения(т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенныйпринцип международного права о необходимости соблюдения обязательств,налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливымии несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякуювойну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется имкак вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирныхпереговоров. В качестве причины справедливой войны им указываетсянеобходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира.Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными. Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона вобласти международного права, следует вместе с тем отметить его в целомодобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и еепретензиям на мировую гегемонию. Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве иправе, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) ихристианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к егоидеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французскиепросветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борцаза свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции(О. Мирабо, М. Робеспьера и др.). Список использованной литературы:Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. “История политических и правовых учений”.Москва. Инфра-М, 1996г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История учений о государстве...

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История учений о государстве и праве»
Предмет и методология истории учений о государстве и праве. Ее место в системе юридических наук

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История учений о государстве и праве»
Предмет и методология истории учений о государстве и праве. Ее место в системе юридических наук

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История учений о государстве и праве»
Предмет и методология истории учений о государстве и праве. Ее место в системе юридических наук

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconДоклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На...

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Краткие лекции по истории...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconИстория политических и правовых учений
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» icon-
Баскин Ю. А. История правовых политических учений: Сборник статей. Спб: Познание, 2000. – 254 с

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconИстория политических и правовых учений
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...

Реферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему: «Учение Цицерона о государстве и праве» iconПраво и государство в учениях европейского Просвещения
Вопросы для самостоятельного изучения студентами 2 курса (очной формы обучения) по курсу «История учений о государстве и праве»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<