Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология»




Скачать 180.87 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология»
Дата публикации28.03.2014
Размер180.87 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Личность и политика

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по предмету «Политология» Тема №15: «Личность и политика» студентки группы «А-1» 3 курса заочного отделения Петрасюк Оксаны Зачетная книжка №646 Донецк – 2004 СОДЕРЖАНИЕ|Введение |2 ||Личность как первичный субъект политики и политических отношений. | || |3 ||Политическая социализация личности, объективные и субъективные факторы,| ||определяющие ее характер и содержание. |8 ||Заключение |14 ||Литература |15 | ВВЕДЕНИЕ Наряду с политическими элитами, партиями, социальными ипрофессиональными группами, организациями и движениями субъектом политикивыступает личность. Она является исходным, первичным политическимсубъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты,профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личностиявляются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют свластью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал егополитическим животным. По мнению античного философа, сущность человека – вего политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ,-писал Аристотель, - одарен речью... Это свойство людей, отличающее их отвсех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен кчувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость инесправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи игосударства…» 1. Личность как первичный субъект политики и политических отношений. Политическая действительность дана нам через деятельность субъектовполитики. В этом процессе ее субъекты выступают как носители политическихотношений, организуют, видоизменяют или устраняют политические институты иорганизации. Субъекты политики – носители более или менее устойчивойполитической активности. В их роли могут выступать лишь «существа»(индивиды или группы), реализующие сознательно (самостоятельно)выработанные цели. Та или иная группа становится субъектом политическойдеятельности тогда, когда формируется ее способность к политическомуцелеполаганию. Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечалеще древнегреческий философ Протагор, «человек – есть мера всех вещей». (1,с.80( Это положение полностью применимо и в политике. Именно личность, ееинтересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации и цели выступают«мерой политики», движущим началом социально-политической активностинародных масс, социальных групп, этнических общностей, наций, элит,организация и институтов, выражающих их интересы. Личность – первичнаясубстанция политики. Личность является субъектом политики особого рода в силу того, что еестатус не является таким же, как у других субъектов политики (больших ималых социальных групп, выражающих интересы их организаций). Онапредставляет собой первичный атом политики, особое биосоциальноеобразование со сложнейшим внутренним устройством и организацией, котороеразвивается в силу определенных законов, одновременного воздействиявнутренних и внешних факторов. Личность приобретает черты, вытекающие из специфики условийжизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являютсяиндивиды: социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных, половозрастных и др. Освоение черт, присущих этиммногообразным общностям, а также социально-политических ролей, выполняемыхиндивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны,выражается в социально-типических проявления поведения и сознания, а сдругой – придает личности неповторимую индивидуальность, так как этисоциально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостностьна основе психофизиологических свойств субъекта. Психологическое ядро личности – это индивидуально-целостная система еесубъективных, оценочных и избирательных отношений к действительности,представляющих собой обобщенный опыт взаимодействия и взаимоотношений сдругими людьми. Рассмотрение различных проявлений личности с учетом ееобщественной природы позволяет полагать, что ее интегрирующим и ведущимсвойством как субъекта политики является социально-политическаянаправленность. Вопрос о политической позиции (направленности) личности имеетпринципиальное значение для мира политики. Проблема личности как субъектаполитической деятельности состоит в определенной направленности,возможности и меры ее влияния на политическую жизнь. Долгое время в нашейполитической практике личность практически не признавалась самостоятельными свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов могливыступать лишь народные массы, политические общности и объединения.Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве членаофициальных структур с жесткой регламентацией политических функций. В передовых обществах действует тенденция «вывода» личности напередний план в политике. Это предопределяется развитием демократическихтенденций в обществе и мире в целом, растущим недоверием к политическиминститутам, достижениям ИТР в сфере СМИ. Не случайно возрастает значениереферендумов в политической жизни общества как возможности прямоголичностного выражения своего отношения к тем или иным политическимсобытиям; прямых выборов высших должностных лиц государства и вообщепрямого голосования. Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степеньже понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяетместо гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, поройдостается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаевили традиции. Активное участие личности в политической жизни общества имеетмногоплановое значение. Во-первых, через такое участие создаются условия для более полногораскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что всвою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективногорешения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторонжизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активноеи сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможныли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие внедемократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет. Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики являетсянепременным условием тесной связи политических институтов с гражданскимобществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур состороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям вдеятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества.Известно, например, что авторитарный, административно-командный стильруководства отчуждает людей от власти, порождает замкнутость,неискренность, отдаляет аппарат управления от народа. Очевидно, что этотстиль настолько же неэффективен, насколько неэффективен преимущественноэкстренный путь развития экономики. Альтернатива авторитаризму –демократический метод руководства и общения с людьми, уважительноеотношение к мнению и политической позиции человека. В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребностьсвоих членов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единымжив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народногохозяйства в целом – это по большему счету все-таки промежуточный результат,конечный же – всегда человек. Участие в демократическом политическомпроцессе является способом самоутверждения человека, формирования культурыобщения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можнопредположить, что по мере все более полного удовлетворения основныхматериальных потребностей человека, роста его культурного уровня,самосознания и самоутверждения будут развиваться потребности и интересыучастия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек –это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше,тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этойтенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активногоучастия в общественно-политической жизни – это способ возвышениячеловеческого в человеке. Каждая личность – хочет того или нет – является гражданином государства(это наиболее непосредственная, общая для всех личностей политическая рольи отправная социально-политическая установка); каждая личность являетсячленом какой-либо социальной группы, представителем нации или народа и т.д.Уже сама объективная групповая принадлежность детерминирует в какой-тостепени условия индивидуального существования личности. Следовательно, дажеесли кто-нибудь был бы аполитичным, даже считал, что является свободным отлюбой политики, он все равно является «вплетенным» в политику по крайнеймере таким образом, что является предметом политических воздействий. Отсюдапроистекает наличие по крайней мере трех резервов расширения и активизациив политике человеческого фактора. Во-первых, за счет количественногоувеличения числа людей (новых политических рекрутов), принимающихнепосредственное или осознанное участие в политике. Например, расширениеэлектората при решении особо важных или принципиальных вопросов развитияобщества. Во-вторых, в силу развития, совершенствования и накопленияполитического опыта постоянными участниками и творцами политическойдеятельности. В-третьих, развитием системы политической социализации. (1,с.85( Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит вопределении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, наразвитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности быладействительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. Вглавном их можно свести к политическому знанию, соответствующим мотивамполитического поведения и деятельности, а также к создаваемым иопределяемым государством и обществом возможностям, и условиям действияличности в политической сфере. Личность должна осознавать – по крайней мерев общем – основные закономерности развития политической жизни, принятые вобществе правила и нормы участия в политике, а также свои (личностные,групповые и т.д.) политические потребности. В этой связи речь идет оследующем: о способности личности уяснить для себя сущность политическихпроблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); умениеличности исполнять основные формы активности и участия в политической жизнис целью оказания влияния на решение публичных проблем. Активное включение личности в политический процесс требует определенныхпредпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека внормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворениеего потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня общеобразовательной ипрофессиональной подготовки, общей и политической культуры. Как писалФ.Энгельс, «подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органическогомира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнеговремени скрытый под идеологическими наслоениями факт, что люди в первуюочередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть всостоянии заниматься политикой, наукой, искусством религией и т.д.». (4,с.203( Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, настановление ее в качестве субъекта политической деятельности оказываетсоциальная среда. Здесь лежат серьезные предпосылки того, сформируется ли уличности демократические убеждения и ориентации или она будет отдаватьпредпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике. Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведениеличности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры,как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотныелюди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своейнеобразованности они могут оказаться объектом политическогоманипулирования, быть втянутыми, вопреки своим интересам, в политическиедвижения экстремистского толка и т.п. неграмотный человек стоит внеосознанной политики, является объектом политических действий, а не ихсубъектом. (4, с.204( В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому,общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более онполитически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическимориентациям, установкам и поступкам. В частности, указывает на то, чтообразование расширяет политический кругозор человека, помогает ему понятьнеобходимость терпимости, в значительной мере предохраняет отприверженности к экстремистским доктринам, увеличивает способность человекасделать рациональный выбор в период избирательных кампаний. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать тольков демократическом обществе, там, где человеку предоставлены широкиеполитические права, свободы и возможности для удовлетворения своихполитических потребностей. Политическая демократия – это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условиядля раскрытия политических потенций каждого гражданина. Политическая деятельность личности основывается на совокупностиопределенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политическойактивности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъектаполитической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы иконсервируют политическую апатию и пассивность. 2. Политическая социализация личности, объективные и субъективные факторы, определяющие ее характер и содержание. Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, какихименно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельностипридерживаются его члены. В то же время очевидно, что люди не рождаются сготовой суммой знаний о социальных законах развития и политическогоучастия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всейжизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам икультурным ценностям называется социализацией. Учитывая важность этогопроцесса, социализацию можно определить как «процесс цивилизации общества». Понятие социализации было введено в научный оборот к конце XIX в.американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологомГ. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природычеловека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже50-60-х гг. XX в., по аналогии с этим понятием было сформулировано ипонятие «политической социализации», под которой понимается процессвосприятия и усвоения индивидами соответствующих политических ценностей,норм и правил поведения в данном обществе и активного воспроизводства имиполитических знаний и опыта, осуществляемых в общении и деятельности. (2,с.299( Политическая социализация – это процесс усвоения определенныхполитических знании, ценностей и норм, передачи и приобретенияполитического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей,позволяющих личности стать полноправным участником политической жизниобщества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делатьсознательный выбор в политике. Под политической социализацией следует понимать всю совокупностьпроцессов становления политического сознания и поведения личности, принятияи исполнения политических ролей, проявления политической активности. Этопонятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включаетне только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологиии политической линии, не только стихийное влияние, но и собственнуюполитическую активность субъекта. В результате процесса политической социализации индивидуум приобщаетсяк политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию.Изменения в модели политической культуры такая осуществляются посредствомполитической социализации. Политическая социализация имеет место в любой стране и при любыхформах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать средиграждан благоприятные для руководства нормы политического поведения иучастия в политике. Процесс политической социализации нацелен на решение следующихосновных задач: передачу новым членам общества основных элементов егополитической культуры и сознания; создание благоприятных условий длянакопления членами сообщества необходимого политического опыта, дляполитической деятельности и творчества всех желающих; преобразованиесоответствующих элементов политической культуры как необходимое условиеизменений. Особый интерес к содержанию и возможным последствиям процессаполитической социализации обусловлен двумя новыми явлениями. Во-первых,процесс социализации стал более заметным и определенным за счет расширениясистемы школьного образования во всем мире. Технологическая революция,открывая возможность создания современной системы школьного образования,одновременно сделала функционально необходимым относительное выравниваниеопыта социализации, которой подвергаются дети самых различных слоевнаселения. В силу этого политические лидеры имеют возможность передачиполитических ценностей широким слоям молодежи с помощью определенного числаканалов, которыми можно манипулировать. Во-вторых, это служитраспространению «духа участия» в общественной жизни среди членов всехсовременных политических систем. Независимо от реального распределенияфактической власти, лидеры вынуждены теоретически обосновывать свое правона руководство поддержкой со стороны тех, кто оказывается в зависимости отпринимаемых ими решений. Символически, распространение «духа участия»знаменует собой изменение статуса индивидуума, лишенного официальныхдолжностей: из «субъекта» он превращается в «гражданина». Процесс политической социализации протекает непрерывно на пройтяжениивсей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опытапроисходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций идеятельности индивидуума. Политическая социализация может принимать форму явной или скрытойпередачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачуинформации, чувств или ценностей. Пример - изучение общественных дисциплин.Скрытая политическая социализация - это передача неполитических установок,которые влияют на политические отношения, на принятие политических решенийили поведения. Процесс политической социализации имеет исторический характер, которыйопределяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальныхи политических сил, особенностями политической системы, а такжесвоеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом.Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую,моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачейформирование «избирателя» с определенной политической культурой инаправленностью. Содержание и особенности политической социализации зависят от многихфакторов, в их числе влияние макросреды (характера эпохи, международныхотношений, государства, нации, класса, других социальных групп,политической культуры общества); микросреды (институциональных инеформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей); внутреннихгенетически заданных факторов; самовоспитания. Процесс политической социализации осуществляется благодаря различнымпосредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группамобщения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовойинформации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационнымсистемам). Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер итип государственного устройства, политические институты, партии и движения,а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения,работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средствамассовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальнойжизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное,многостороннее и многофакторное воздействие на человека. Рассматривая процессы политической социализации, необходимо обращатьвнимание на возраст и индивидуальные особенности каждого человека, наокружающую его социальную среду, на политику, проводимую государственнымиучреждениями, на деятельность общественно-политических партий иорганизаций, а также на уровень и особенности политической культуры. Таблица 2.1. Процесс и учреждения политической социализации|УЧРЕЖДЕНИЯ |ГРУППЫ ОБЩЕНИЯ |ЭТАПЫ |СМИК ||Семья |Родственники |Детский |Речь ||Школа |Знакомые |Юношеский |Печать ||Институт |Группы по интересам|Молодежный |Телевидение ||Предприятие |Сотрудники |Зрелый |Интернет | Гражданское созревание человека или приобщение его к политикепроисходит поэтапно. Оно наминается уже в раннем возрасте, когда черезсемью, ближайшее окружение, СМИ, ребенок приобретает первые сведения ополитике. На этапе первичной социализации дети получают начальныепредставления о правильном или неправильном поведении, поступках.Считается, что ребенок проходит четыре подэтапа первичной социализации:политизация - осознание детьми существования внешней (по отношению к семье)власти; персонализация - понимание детьми политической власти черезперсонализирующие их фигуры; идеализация - приписывание политическимдеятелям исключительно положительных качеств; институциализация - поворот всознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению овласти. С психологической точки зрения в процессе своего созревания ребенокпроходит три фазы когнитивно-морального развития. На доконвеициональномуровне проявляется эгоцентризм, а затем индивидуализм. На конвенциональномуровне осознается связь индивидуума с обществом. На постконвенциональномуровне вырабатывается моральная оценка, позволяющая интегрироваться вобщество и критиковать его. Итак, с самого раннего возраста человек испытывает воздействиепроцесса социализации, который тем эффективнее, чем свободнее его поледеятельности. Ребенок открывает для себя роль власти; в семье и школе - этоотец, мать, учитель; он на опыте узнает о конфликтах и способах ихразрешения; он учится повиноваться или восставать; он пытается приобщитьсяк нормам функционирования той группы, которой принадлежит или отходит отнее. Этот своеобразный «дополитический» опыт пополняется возрастающейинформацией об истории его страны, о политических деятелях, об активныхпериодах политической жизни. Наблюдения показывают, что политическаясоциализация может пойти различными путями, в зависимости отсоциокультурной среды (системы), принадлежности к тому или иному поколению,классовой принадлежности и даже анкетных данных индивидуума. Подвоздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политическиепредпочтения, нормы, ценности «закладываются» часто на всю жизнь,отличаются стойкостью. Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекаетв школе, период прохождения в которой составляет вторичный этапполитической социализации. За это время происходит изучение и усвоениеучащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностейи взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенночерез участие в деятельности молодежных организаций. Очередной этап политической социализации приходятся на возраст от 16до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получаютправо участвовать в выборах и быть избранными в различные представительныеорганы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают болееглубокие познания в области политики благодаря учебе в институте,последующей профессиональной деятельности и т.д. Политическая социализация продолжается и в зрелом возрасте. На ихполитическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияютжизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. Онимогут глубоко понимать изменчивые и противоречивые общественные события,вносить необходимые корректировки в свои политические взгляды и поведение. Социализирующие факторы воздействуют и на людей пенсионного возраста.Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическимисобытиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение отвозможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачисвоего политического, жизненного опыта молодежи. В процессе политической социализации возрастает роль средств массовойинформации. Современные СМИ способны воздействовать на максимальное числолюдей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ - кратчайшийпуть политической социализации. В политической социализации важны все составляющие, все посредники. Вто же время в различных странах эти посредники могут различаться по степенивоздействия на данный процесс. Так, повсеместно наблюдается тенденция кповышению роли телевидения и компьютерных технологий в политическойсоциализации; в ряде стран уменьшается число лиц, состоящих в партиях; внекоторых государствах из-за возросших цен газеты становятся недоступнымидля определенных слоев населения. Типы и модели политической социализации: - гармонический тип политической социализации характеризуется психологически нормальными отношениями человека с институтами власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям; - гегемонистский тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»; - плюралистский тип - признание человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; - конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающей цель собственной политизации и сохранении лояльности к своей группе и ее поддержке. Результатом политической социализации является определенная структураличности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами,трансформируясь в убеждения к установки. В человеке изначально не заложеныни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистскиевзгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса подвоздействием рассмотренных выше факторов. При этом определяющую роль играетнепосредственный жизненный и политический опыт гражданина, которыйпозволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентамиполитические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется длялюдей и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальныегруппы, массовые общественные движения, политические партии, в конечномсчете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей итолько через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание инаправленность политического процесса, всей политической жизни общества. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать тольков демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политическиеправа, свободы и возможности для удовлетворения своих политическихпотребностей. Политическая демократия - это важнейшая политико-юридическаяпредпосылка субъектности личности, создающая формальные условия дляраскрытия политических потенций каждого гражданина. При этом важноезначение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации,умение организоваться. Превращению индивида в сознательный и активный субъект политикиспособствует такая система политической социализации, которая не толькопредоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия вполитической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивиданеобходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у негоспособности к пониманию политической действительности и самоопределению вней на основе адекватного отношения к политическим реалиям. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ирхин Ю.В. Политология: Учебное пособие. – М.: 1996. 2. Ирхин Ю.В. и др. Политология: Учебное пособие. – М.: 2000. 3. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: 2000. 4. Политология. Курс лекций. / Под ред. Доктора юридических наук, профессора Мю.Н. Марченко. – М.: 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Гражданское общество и правовое...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура Древнего Востока...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Сборная министерство образования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Сборная министерство образования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Маркетинг мурманский гуманитарный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политика как социальный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политическое лидерство московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Отличия классической политэкономии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Административное право в...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Личность и политика донецкий экономико-гуманитарный институт контрольная работа №1 по предмету «Политология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Уход и защита тела Пермский...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<