Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова»




Скачать 79.82 Kb.
НазваниеДоклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова»
Дата публикации28.03.2014
Размер79.82 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Право > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Политико-правовые учения Н.М. Коркунова

Министерство образования Российской Федерации Сибирский институт права, экономики и управления ДОКЛАД по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» Выполнила: студентка III курса юридического факультета 2-й группы Ильина М.В. Проверила: _______________________ Иркутск, 2003 Н. М. Коркунов (1853—1904) — видный представитель позитивистскойтеории государства и права. Его основная работа — «Лекции по общей теорииправа» (1886 г.). Коркунов предпринял попытку отойти от ортодоксальных положенийформально-догматической юриспруденции и формалистического понятия права. Онвыступает против превращения юриспруденции в раболепную «служанкузаконодательства», против отождествления права с законом — основнойтенденции юридического позитивизма XIX в. «Если бы право и закон былитождественны, то было бы непонятно существование юридических теорий». «Еслибы норма делалась юридической только в силу облечения ее в форму закона,единственно возможная юридическая теория была, бы теория составлениязаконов». Философско-методологическую основу теории Коркунова составляютпозитивизм, субъективный идеализм и индивидуализм смягченного вида. Онвыступает против крайностей механического индивидуализма XVII—XVIII вв.,который. сводил общество к механической сумме индивидов, и этатистскихтеорий Гегеля и других авторов, с точки зрения Коркунова, растворявшихличность в обществе и государстве. Коркунов выдвинул так называемуюпсихическую теорию, или теорию «субъективного реализма», согласно которойобщество есть «объективный общественный порядок», «психическое единениелюдей». В то же время личность представляет собой «особое самостоятельноеначало», которое не растворяется в обществе, а сохраняет «своюсамостоятельность, свои особые цели, не сливающиеся с общественными и неподчиняющиеся им». Содержанием социальной жизни Коркунов считал совокупностьразнообразных сталкивающихся между собой личных и групповых интересов вполитической, экономической, религиозной и иных областях. Отсюда, полагалон, вытекает необходимость права, задача которого заключается в том, чтобыобеспечивать должный общественный порядок в сталкивающихся между собойинтересах. С этой точки зрения право есть «разграничение интересов». Содной стороны, данное понятие было направлено против формалистическойтеории юридического позитивизма, сводившего право в конечном счете кволеизъявлению политической власти, «приказу суверена» (Остин и др.). Сдругой — Коркунов стремился преодолеть крайности концепции Иеринга,отождествлявшего право с интересом («право как юридически защищенныйинтерес»). В соответствии с дуализмом индивидуального и коллективного, право, поКоркунову, тоже имеет два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных,не сводимых друг к другу аспекта: объективный (юридическая норма) исубъективный (юридическое отношение, субъективное право и обязанность). Нельзя, утверждал он, признавать право чем-то односторонне поглощающимличность: «основой всего права в конце концов является все-такииндивидуальное сознание». Право выражает «не объективно данное подчинениеличности обществу, а субъективное представление самой личности о должномпорядке общественных отношений». В то же время право, считал Коркунов, неявляется односторонним продуктом личной сознательной воли. Как должныйпорядок общественных отношений оно воспроизводится объективно, независимоот индивидуального сознания и произвола отдельного человека. Эта теория объективно вела к попытке примирить индивидуализм иэтатизм. Государство, согласно учению Коркунова, есть «общественный союз,обладающий самостоятельной властью принуждения», и возникает оно каксредство проведения в жизнь права. Исходя из этого, проблему соотношениягосударства и права, «самоограничения» государства он стремился решить неформальным образом, а путем возведения и государства, и права к«психическому единению людей», «коллективному сознанию», к средствамразграничения интересов. Коркунов резко критиковал господствовавшее тогда в государствоведениипонятие государства как волевого субъекта власти — «самостоятельнойличности». Государство в качестве политического союза, утверждал Коркунов,есть не лицо, не субъект, а отношение (с юридической стороны — «юридическоеотношение»). Поэтому он отвергал традиционное понятие государственнойвласти как воли государства-личности и с позиций субъективного идеализмапытался дать психологическую трактовку государства и государственнойвласти. Основу последней следует искать в субъективном сознании, в психикеиндивида, вне связи с волей властвующего. Властвование, рассуждал Коркунов,предполагает сознание не с активной стороны, не со стороны властвующего, асо стороны подвластного. Более того, для властвования требуется толькосознание зависимости, а не реальность ее. «Власть есть сила, обусловленнаяне волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного». ПоэтомуКоркунов считал, что нет надобности наделять государство волей,олицетворять его. «Государственная власть есть не чья-либо воля, а сила,вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства».Основываясь на субъективном идеализме и психологизме, Коркунов отрицалобъективный характер государства. Принимая во внимание эволюцию России во второй половине XIX в.,Коркунов с позиций монархически настроенной буржуазии предлагал путьфактического ограничения абсолютизма правом. Отсюда проистекала егоизвестная формула так называемой правомерной, но самодержавной монархии:«Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной властибезраздельно, но осуществляет ее правомерно», т. е. строго подчиняетсязаконам, принятым в особом, в отличие от исполнительных актов, порядке(обязательное предварительное обсуждение в Государственном совете, особыйпорядок подписания, взаимосвязь с прежним законодательством и др.). Строгоеразграничение закона и подчиненных нормативных актов, а также разделениесудебной и исполнительной властей, право суда проверять«конституционность», «юридическую силу» указов и законов, на взглядКоркунова, приведут к тому, что различие между абсолютной и конституционноймонархией будет не качественное, а количественное. В условияхантилиберальных контрреформ 80—90-х годов XIX в. это была робкая попыткапредотвратить революцию. Своей психологической трактовкой государства и права Коркунов оказалвесьма существенное воздействие на психологические теории Л. Петражицкого,Ж. Гурвича и др. Концепция «психологического единения» предвосхитилаконцепцию «коллективного сознания» Э. Дюркгейма. Теория «разграниченияинтересов» – заметная веха на пути эволюции юриспруденции интересов отИеринга к последующим ее модификациям («согласование интересов» Р. Паунда идр.). Теория политической власти Коркунова, отрицавшего за государствомкачество волевого субъекта власти, созвучна соответствующей доктрине Л.Дюги и субъективно-идеалистическим попыткам обосновать государство какполитическое отношение. Н. М. Коркунов в своем социально-психологическом истолковании вании права и государственной власти исходил прежде наработанных Муромцевым характеристик права как правопорядка, а также из учения Иеринга о праве как защищенном интересе (Муромцев также многим обязан Иерингу, лекции которого он прослушал во время стажировки в Германии). Общество, писал Коркунов, есть объективный общественный порядок («психическое единение людей»). Содержание общественной жизни составляет многообразие различных сталкивающихся личных и общественных интересов в политической, экономической, религиозной областях. Чтобы обеспечить возможность совместного сосуществования и осуществления интересов, каждому субъекту правовых отношений должна быть отграничена известная сфера. Эту сферу и отграничивает право, которое, собственно, есть «разграничение интересов» и вместе с тем инструмент обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов (Лекции по общей теории права. 1886). Право охраняет не всякий интерес, а только отдельно взятый интерес в его отношении к другому интересу. Оно разграничивает, охраняет и в этом смысле обеспечивает должный порядок общественных отношений. Коркунов был авторитетным в университетских научных кругахразработчиком социологического и философского (теоретического) приемовизучения права в противоположность доминирующей формалистической ориентациидогматической юриспруденции. Основа права — в индивидуальном сознании, вкотором Коркунов различает субъективный к одновременно социально-психологический аспекты. Однако в своем внешнем проявлении в качестверегулятора и обеспечителя должного и упорядоченного общественного отношенияправо действует и воспроизводится объективно (вне индивидуального и иного-произвола). «Общая теория права» ставит задачей извлечь общие начала праваиз накопленного специальными юридическими науками эмпирического материала.В этом смысле она становится близкой к философии права. Философия, считалКоркунов, не есть метафизическое знание, как во времена Канта и Гегеля, онаныне существует как обобщенное знание других Дисциплин. Между философиейправа и философией нет какого-либо разграничения (Лекции по энциклопедииправа. 1880). Аналогичным образом в духе социологического и юридическогоэмпиризма трактовался Коркуновым и предмет всеобщей истории права — каксравнительная история законодательств. Основной труд Коркунова «Лекции по общей теории права» выдержал 9изданий (последнее — 1909 г.), в 1903 г. был перейден на французский, азатем и. на английский язык. Западноевропейские юристы ссылались на трудКоркунова как на законченное, наиболее полное и вместе с тем оригинальноеизложение позитивной теории права. В течение ряда лет «Лекции» были самымходовым учебником в российских университетах. Н.М. Коркунов описывает государственную власть как феномен,определяемый не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимостиподвластного. «Государственная власть и есть надо всем господствующаяединая воля, проявляющаяся в деятельности органов власти. Государственнаявласть есть сила, основанная на создании людьми своей зависимости отгосударства. Поэтому носителем государственной власти являются не одниорганы власти, а все государство как одно целое. Органы же власти толькораспорядители, диспозитарии этой силы. Единство государства не в единствеволи этих органов, а в единстве той силы, которой все они распоряжаются».1 По мнению Коркунова, изучаемые им феномены власти находятся, покрайней мере, в двоякой зависимости от психологических факторов. Во-первых,тот факт, что личность является составным элементом сразу несколькихобщественных групп, защищает ее от поглощения некоей тотальной идеей. Делов том, пишет Коркунов, что общество являясь техническим единением людей,допускает в силу этого принадлежность человека одновременно ко многимразнообразным обсуждениям. Личность поэтому, хотя и есть продукт общества,но не одного кого-нибудь, а совместно многих обществ. Влиянию каждого изэтих обществ личность противопоставляет свою зависимость от ряда другихобществ, и в этой одновременной зависимости она находит противовесисключительному влиянию на нее каждого из них в отдельности. Такой социально-психологический плюрализм обеспечивает личностиизвестную автономию, но она, в силу парадоксальных причин, стремитсявписаться в систему отношения властвования, ориентируясь прежде всего наотношения подчинения. Во-вторых, что более важно, картина властеотношений интерпретируетсяКоркуновым применительно не к источнику власти, а к ее объекту. И здесьвласть как реально существующий факт, разлагается на ряд часто психическихэлементов, а именно переживаний, подвластных субъекту. Власть, с этой точкизрения, не предполагает непременно направленной на властвование воли.Коркунов подчеркивает, что для отношений властвования не требуется, чтобысознание зависимости основывалось на реальных: для возникновения ихнеобходимо только сознание зависимости, а не реальность ее. «Властвование над ними государства и ограничение этого властвованияимеет одно и то же общее основание – в нашем сознании, в сознаниизависимости от государства и в сознании целого ряда интересов,противопоставляемых интересам власти и требующих определенного с нимразграничения». Неделимость власти всегда побуждает ее носителя кзлоупотреблению ей, и, по Коркунову, власть стремится захватить сферунастолько широкую, насколько это возможно.1 Коркунов Н.М. Указ и закон – СПб., 1894. – С. 193.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политические и правовые...

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconРеферат По предмету История Политических и правовых учений. На тему:...

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» icon-
Баскин Ю. А. История правовых политических учений: Сборник статей. Спб: Познание, 2000. – 254 с

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconИстория политических и правовых учений
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconИстория политических и правовых учений
Воротилин Е. А., канд юрид наук, доцент — гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1—4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1—3),...

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Краткие лекции по истории...
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconАзаркин Н. Н. История политических учений
Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. – М.: Проспект, 2001

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconРеферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет...

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconУчебно-тематический план занятий по дисциплине «История экономических учений»
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...

Доклад по дисциплине «История политических и правовых учений» На тему: «Политико-правовые учения Коркунова» iconРеферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Доктор Кенэ и его секта»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<