Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей»




Скачать 261.8 Kb.
НазваниеЛитература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей»
Дата публикации28.03.2014
Размер261.8 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > Право > Литература
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Принцип разделения властей

План.Введение. 2Историко–правовые корни принципа разделения властей. 4Основное содержание принципа разделения властей. 14Реальное осуществление принципа разделения властей. 17Заключение. 30Используемая литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и праваявляется достаточно актуальной на современном этапе, особенно дляРоссийского государства. Связано это в первую очередь с тем, что всоветское время, на протяжении длительного исторического периода даннаятема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более тогосам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующийобщей стратегической цели социалистического государства. С кореннойреконструкцией государства и соответствующих государственных структур,начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связис этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопросместа и роли принципа разделения властей в правовом государстве, егопроблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественныхтеоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить обопределённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом,так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделениявластей в теории государства и права можно выделить следующий кругвопросов: Каковы исторические корни принципа разделения властей? Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствахмира, в России? Как принципа разделения властей разрешается в теоретических трудахмыслителей прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских? Каково содержание принципа разделения властей? Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты,научно–учебные пособия: М.Н. Марченко «Теория государства и права», В.Н.Хропанюка «Теория государства и права», М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе«Конституционное право Российской Федерации», З.М. Черниловского «Всеобщаяистория государства и права»; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной«История политических и правовых учений России», М. Валуева «Историческиетипы философии»; энциклопедические издания, а также материалы периодическихизданий. В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовойнауке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева,Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значениепринципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. Внаучно–учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе,помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представленанализ его практического осуществления в различных государствах мира, в томчисле и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности КонституцияРоссийской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделениявластей. Основными методами, используемыми в данной работе, являлисьисследование научного материала по заданной теме, его позитивный икритический анализ. Историко–правовые корни принципа разделения властей. Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизмфункционирования всех видов политической и неполитической власти. «Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями междусубъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс,побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), которыйвоспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителемвласти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачивласти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (атакже неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе,когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д.вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименованиекомандования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»[1]. Таким образом понятие «разделение власти» достаточно широкое и неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формывыражения. В связи с этим представляется целесообразным проследитьисторический путь развития разделения власти к моменту его современноговосприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающихпринципов. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапахформирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц иинститутов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребностьразделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть ужеразделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремлениеупорядочить отношения разделённых властей и избавить общество отстолкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политическойистории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя ивоеначальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь,глава ордена и т.п.) Первое крупное разделение власти развело политическую и религиознуювласти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительнойборьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной,или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между нимипродолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени какв России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств иобществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионахмира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о властив пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (внекоторых мусульманских странах, например, Иран) — в пользу значительногополитического влияния религиозных начал жизни общества, егополитико–правовой системы и культурного уклада. Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделениепрофессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нёмзаконодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) исудебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местнымуправлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическаясистема общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитоеразделение власти стало в конце конов одной из организационных основгосударства Нового времени, которое функционирует как система функциональноразграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органоввласти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелиназаконодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное итерриториальное разделение власти между монархическим центром ипровинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, ссословным представительством частично избранных, частично включённых в него«по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальноесредневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов,которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, впоследствии, стали структурной и социальной основой возникновенияпарламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другойосновой разделения власти стали различные королевские советы, обычно оченьзамкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на ихсовещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете вРоссии послепетровского периода, когда из восьми членов совета(«верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии — Долгоруких иГолицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи)правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земскиесоборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формыразделения власти. Решающий этап институционального и функциональногоразделения государственной власти наступил в начальный период Новоговремени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государствоуступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинствестран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитоми эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен былбыть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая ипромышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистскоймонархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила идоступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и междусословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, внарождавшиеся центральные парламентские (законодательные ипредставительные) структуры. «Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельнымипутями: 1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.); 2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих; 3) завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки — специализированным судебным органам».[2] Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование вполитико–философской теории разделения властей и сопровождался проектамигражданского общества и правового государства, и конституционного строя,реализация которых была необходимым условием эффективного разделения властии в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные,взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебнойвластей сопровождает поиск человечеством идеального государства напротяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже вовзглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, какосновополагающий принцип составного учения о демократическом государстве онбыл сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этомтеоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (окотором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазныреволюции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции(1789–1794гг.). В основании политической философии Локка (1632–1704гг.) и либерализмалежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство игражданское общество покоятся на собственности (имелась ввиду частная иличная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, можетбыть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранениясобственности. На основе общественного договора учреждается государство —социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных ссобственностью недоразумений… Но и в государственном состояниисобственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютноймонархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно отволи властей, люди создают законы и законодательство… Но и в обществезаконов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свободадля толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются самиправители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и впроцессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства,фактическим беззаконием… Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов —разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную спередачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовоммонархическом государстве законодательной властью может бытьаристократический парламент, высшей исполнительной — король, а судебнуюимеет смысл пропорционально поделить между аристократическим идемократическим сословиями»[3]. В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые внаиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в«Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразованийСперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на«непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанскийпрежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательнаявласть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимаетзаконы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельностиДумы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы.Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». МнениеДумы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ниобезобразить их», так как в своих действиях исполнительная властьподконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуетсясудебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебныморганом — Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, какчеловек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанскийпредусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного ихдействия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемыхмонархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственныйсовет заседает под председательством царя, он обладает правомзаконодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена вотношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой»,утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой»[4] Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принципразделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и этоочень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабыизбежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал вовнимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения властиН.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в однойклетке, готовые терзать друг друга».[5] Рассмотренные выше проектымеханизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевалиналичие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» — вкачестве формы государственного правления предусматривалреспублику — наиболее распространенную в настоящее время, и потомучрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля,сосредоточена в Народном вече — «однопалатном органе, который избираетсясроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, приэтом «тот же самый может быть опять избран»[6]. «никто не может распуститьНародной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа».[7]Исполнительная власть — державная Дума — состоит из пяти человек,избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяетсядругим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоятпод ведомством и начальством державной Думы».[8] Блюстительная власть —Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь ине участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатовназначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждыйзакон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит вего рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всехнеобходимых формальностей, и только после утверждения Верховным соборомзаконопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей,предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий»,то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительнойи блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждомугосударственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Соборимеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает поодному из своих членов в каждое министерство и в каждую область.Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. —«Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу.Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня зазлоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти,а также государственное устройство определяется Конституцией»[9]. Впоследствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделениявластей внёс НМ. Коркунов (XIX в.) — («Указ и закон»). Однако в Россииосуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) Принцип разделения властей может быть присущ толькодемократическому государству, — ни в рабовладельческом, ни в феодальномгосударстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличиеэкономически свободного собственника — основного представителя общества,обладающего и политическими правами. 2) Для фактического осуществления этого принципа необходимыопределённые объективные условия — достаточная степень развитияпроизводительных сил и отношений, а также субъективные — уровеньполитического сознания общества. 3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципаразделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципаразделения властей теория в основе определяет следующее его содержание. «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку онаустанавливает правовые начала государственной и общественной жизни,основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно,определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельностиисполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательныхорганов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическуюсилу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормамправа, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти неносит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципамиправа, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Онанаходится под контролем народа и специальных конституционных органов, спомощью которых обеспечивается соответствие законов действующейконституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственнойреализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должнабыть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительныеорганы и государственные должностные лица не имеют права издаватьобщеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные закономправа или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носитправовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью,действует на началах законности. Сдерживание исполнительной властидостигается также посредством её подотчётности и ответственности передпредставительными органами государственной власти. В правовом государствекаждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительныхорганов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устоигосударственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их несовершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебнымиорганами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своейправоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правоми не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительнойвласти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантиейправ и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны,суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительнойвласти, с другой стороны его важнейшей задачей являетсяорганизационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей.Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором,предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всегоконституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительныхорганов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделениевластей».[10] Таким образом, разграничение единой государственной власти на триотносительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможныезлоупотребления властью и возникновение тоталитарного управлениягосударством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своёместо в общей системе государственной власти и выполняет свойственныетолько ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальнымиорганизационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не тольковзаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой впределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделениявластей является одним из принципов правового государства и эффективнодействовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являютсяпринцип законности, взаимная ответственность государства и личности,реальность прав личности. Реальное осуществление принципа разделения властей. Первые же конституции — США 1787 г., Франции 1789 г. — закрепили, хотяи в разных вариантах разделение властей. Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу,состоящему из двух палат: палаты представителей избирающейся (как в товремя, так и теперь) населением штатов и сенатам, членов которого избирали(вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Из этого видно, что сенат с самогоначала был замыслен как палата консервативная по составу, не зависящая отизбирателей, тормоз по отношению к палате представителей. «Джон Адамс,будущий президент страны, так прямо и заявлял: сенат должен налагать уздуна палату представителей. Другой из «отцов» конституции — Медисон — писал,что сенат необходим на случай если нижняя палата использует «во зло» своювласть».[11] Палата представителей и сенат получали равные права в том, чтокасалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государстваи правительства конституция называла президента США. Он избиралсявыборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходилтот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие членыучредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс —так надёжнее. Против этого были выставлены возражения, основанные наисторическом опыте. Ссылались в частности на интриги, на борьбугруппировок, которые сопровождали избрание польских королей сеймом. Послемногих колебаний должность президента решили сделать временной. Егополномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно отпущеноправо переизбрания президента на новый срок. Президент США наделёнзначительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства ипремьер–министра правительства. Ему принадлежит верховное командованиеармией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президентазаконодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлятьпалатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеимипалатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством обеихпалат. В тоже время президент не зависел от того, как будет принятапроводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же иминистры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения.«Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгрессобладал (и обладает) значительными возможностями давления на президента,равно как и президент не лишён возможности давления на конгресс».[12]Назначения на все высшие посты президент производит с согласия сената, наменее важные — палаты представителей. Но увольнять своих чиновниковпрезидент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметьпослушных исполнителей, если нет права их уволить. Третьей властью США конституция называет суд. Уже в конституанте(учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, чтоВерховный федеральный суд — высшая судебная инстанция США — должен получитьправо пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствииконституции. Имелось в виду, что это право Верховный суд будет осуществлятьне вообще (как надзорная инстанция), а в связи с определённым делом —уголовным или гражданским, находившемся в его производстве. В этом именносмысле были сформулированы правомочия Верховного суда США в Законе осудоустройстве 1789 г., принятого первым конгрессом США (ст. 25). Вопрос онеконституционности всего закона в целом или его части может быть поставленне иначе как частным лицом (организацией) на том основании, что этимзаконом нарушается какая либо гарантия, установленная конституцией дляличности, чести, имущества или иных прав истца. После соответствующегорешения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон илибыть привлечённым к ответственности на его основании. Так осуществлялся (иосуществляется) принцип разделения властей в США. В 1789 г. Декларация прав человека и гражданина, принятая во Франции(и являющаяся частью нынешней Французской Конституции) в статье 16 такжезакрепила этот важнейший принцип: «Всякое общество, в котором не обеспеченопользование правами и не проведено разделение властей, не имеетконституции».[13] На протяжении XIX–ХХ веков разделение властей завоевало все болееширокие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принципцивилизации и демократии. В президентской республике разделение властей проводится наиболеепоследовательно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт США,рассматриваемый выше, где этот принцип был существенно дополнен системой«сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти,но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю незнали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей,особенно законодательной и исполнительной, периодически всё же происходили. Существенные особенности свойственны системе разделения властей вгосударствах с парламентской формой правления: парламентских республиках ипарламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно–правовомгосударстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимостьзаконодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между нимиподдерживается при помощи специфических средств. Так, балансзаконодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем,что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государстваможет распустить парламент. Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. СогласноФранцузской доктрине, например, применение принципа разделения властейотнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти, а напротив, должнослужить сотрудничеству и кооперации всех её ветвей. Только такая, сильная,власть может служить интересам человека и общества, в чём и состоит высшеепредназначение государства. В современной Франции президент обладаетширокими полномочиями, благодаря которым он является в определённой мереносителем исполнительной власти, при осуществлении которой он, однако, ненесёт ответственности перед парламентом. В то же время президент делитисполнительную власть с правительством, которое в свою очередь, должноопираться на поддержку парламентского большинства. Принятию резолюциипорицания правительству может быть противопоставлен досрочный роспускНационального собрания, хотя и здесь есть определённые ограничения.Двухпалатный парламент остаётся высшим законодательным органом страны, ноего полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограниченыконституцией. Столкновения по вопросам компетенции трёх властей должныразрешаться в основном Конституционным Советом. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён вДекларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция РоссийскойФедерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционногостроя. В статье 10 говориться: «Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной исудебной власти самостоятельны».[14] Конституционные нормы, определяющиемеханизм государственной власти закреплены в главах «Президент РоссийскойФедерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации»,«Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равнойстепени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделениевластей есть разделение полномочий государственных органов при сохраненииконституционного принципа единства государственной власти. Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализеположения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснитьмеханизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации. Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенароднымреферендумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФявляется главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежнейКонституции его функция была определена через термины «высшее должностноелицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы неозначает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» отисполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает ито, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветвивласти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», тоэто может означать только особый статус Президента в системе трёх властей,наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер егоразнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другимивластями, но в основном — с исполнительной властью. «Президент не вправевмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов —Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями онможет регулировать только с помощью согласительных процедур или путёмпередачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают нато, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (правоназначать Правительство, право председательствовать на заседанияхПравительства и т.д.)».[15] Полномочия Президента вытекающие из различияконституционных функций главы государства и парламента, в основном иглавном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципаразделения властей. В то же время полномочия Президента в сферевзаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства какнепременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежитправо назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборыПрезидента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборовэтих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобыизбежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый деньсамостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этогосрока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесениезаконопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето назаконопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето именуемое в теориикак относительное, может быть преодолено при повторном принятиизаконопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельномобсуждении большинством в две трети каждой палаты — в этом случаеПрезидент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроектстановится законом и вводится в действие только после его подписания иобнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чегозакон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается кФедеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, обосновных направлениях внутренней и внешней политики государства, нообращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждениисвоих идей. Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральнымконституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу,но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации, Роспуск Думывозможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатурПредседателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратномвынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и приотказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспускаГосударственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новаяДума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска.Государственная Дума не может быть распущена Президентом: «1) в течениигода после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения противПрезидента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) впериод действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.»[16]Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в этойобласти свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явлениеэкстраординарное и не желательное. При всех случаях роспускаГосударственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность,обеспечивая непрерывность представительной власти. В соответствии с принципом разделения властей и независимости судовПрезидент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако онучаствует в формировании органов судебной власти. Так, только Президентупредоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерациина должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, ВысшегоАрбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральныхсудов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или инуюкандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. Всоответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерациикандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении отдолжности Генерального Прокурора РФ. При характеристике Российского парламента в свете принципа разделениявластей можно выделить три момента: «а) применение к нему термина«парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма сучётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованногоопыта; б) специфическим свойством является определение его какобщенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание —законодательный орган Российской Федерации». Однако Конституция 1993 г. неисходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью.Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой,окончательно решается Президентом РФ. Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третьюсамостоятельную ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы еёосуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст.118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, чтоправосудие в России осуществляется только судами РФ. При этомподчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерациипредусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) ВысшийАрбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральныесуды. Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношениисудебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласностатьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ позапросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, однойпятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы,Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешаетдело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативныхактов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, ПравительстваРФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативныхактов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти РФ и совместному ведению органов государственнойвласти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров междуорганами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов Российской Федерации, договоров между органами государственнойвласти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоровРФ».[17] Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) междуфедеральными органами государственной власти; б) между органамигосударственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;в) между высшими государственными органами субъектов РФ. КонституционныйСуд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и позапросам судов проверяет конституционность закона, применённого илиподлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральнымзаконом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или ихотдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость КонституционногоСуда РФ в действии принципа разделения властей можно использоватьследующий пример из судебной практики: «Правительство РФ в нарушениитребований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных основанийисполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменилоих условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым емуорганам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариваниючеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издалУказ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.1991 г., которым со 2.01.1992г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числеи на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимостицелевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам попервоначальной цене, являющейся существенным условием договорногообязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевыхвкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) помнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР обиндексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный СудРФ признал: «Правительство действовало противоправно… нарушив имущественныеправа и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции,предусмотренной Конституцией РФ.»[18] Таким образом, в данном случаесудебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципаразделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ,на основании Конституции РФ, не допустив её превышения. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделениявластей существует не только в теории государства и права, он реальноосуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеетместо в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. ВРоссийской Федерации государственная власть также строится на основе этогопринципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности. Заключение. Тематика принципа разделения властей показывает на сколько важнатеоретическая правовая база как подготовительная ступень для реальногоосуществления на практике — в государственно–правовом строительстве.Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый кругнеобходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложениеразличных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогутизбежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколенийи отдельных людей. Естественно при создании правового государства, вкотором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» надоучитывать как богатый теоретический, так и практический опыт. Используемая литература. 1. Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г. 2. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г. 3. В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М., «ДТД», 1996 г. 4. З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 1996 г. 5. И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России», М., «Юрист», 1995 г. 6. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», М., «Инфра», 1996 г. 7. М. Валуев «Исторические типы философии», М., «Знания» 1992 г. 8. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова «Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996 г., стр. 52.----------------------- [1] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г. стр. 329. [2] Политология… стр. 330. [3] М.Валуев. «Исторические типы философии», М., 1992 г., стр. 36–37. [4] И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовыхучений России». М., «Юрист», 1995 г., [5] Там же. стр. 209. [6] «История политических и правовых учений России». стр. 220. [7] Там же. стр. 220. [8] Там же. стр. 221. [9] «История политических и правовых учений России». стр.221. [10] В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М., «ДТД», 1996 г.стр. 84–85. [11] З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права», М.,«Юрист», 1996 г., стр. 272. [12] «Всеобщая история государства и права», стр. 272. [13] М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе «Конституционное право РоссийскойФедерации», М., «Инфра», 1996 г., стр. 129. [14] Конституция РФ. М., «Юридическая литература», 1993 г., стр. 7,ст. 10. [15] «Конституционное право Российской Федерации», стр. 129. [16] «Конституционное право Российской Федерации», стр. 344–345. [17] Конституция РФ., стр. 53–54, ст. 125 [18] В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова «Интерпретация принципаответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практикеКонституционного Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996 г., стр. 52.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconЛитература 22 Введение Настоящая работа имеет своей целью показать...
Настоящая работа имеет своей целью показать как принцип разделения властей, а равно система «сдержек и противовесов» была установлена...

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconКонцепция разделения властей: история, теория и реализация 5 Глава...
Проблемы реализации и функционирования государственной власти в РФ на основе принципа разделения властей 23

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconТеория разделения властей в государстве и практика ее претворения в РФ 11

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Разделение властей на примере...

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconЛитература Введение. Тема «контрацепция»

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconКурсовая работаПо дисциплине: «Теория права и государства»
Проблемы реализации принципа разделения властей на примере Российской Федерации

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconКурсовая работа по предмету теория государства и права на тему: «Теория разделения властей»

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconГосударственные органы фрг
Конкретное воплощение идей федерализма было найдено, в частности, в бундесрате и соответствующем избирательном законодательстве....

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Президент рф, Федеральное собрание рф, Правительство рф, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала...

Литература. 31 Введение. Тема «Принцип разделения властей» iconПонятие и признаки органов государственной власти
Классификация органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<