Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы»




Скачать 288.1 Kb.
НазваниеКурсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы»
Дата публикации29.03.2014
Размер288.1 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Статус депутатов местных Советов и формы их работы

БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы»Подготовил: студент 2 курса3 группы Кузьменок П.В.Проверил: Куневич Г.Г. Минск 2002 План: Ведение. (стр.3) I. Понятие статуса депутата. (стр.4) II. Императивный и свободный мандат. (стр.17) III. Формы работы депутата в Совете и избирательном округе. (стр.19) Вывод.(стр.30) Список используемой литературы. (стр.32) Ведение Данная проблема статуса депутата, которую я рассматриваю в курсовойработе, является важной темой в процессе формирования муниципальных органовна местах. Взаимодействие депутатов с население и решение вопросов являетсяглавной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействиеэлектората и депутата помогает всё более улучшать процесс демократизациивсего общества. Вынесенные в курсовой работе проблемы позволят лучше иболее углубленнее взглянуть на систему местных органов, выявить ихнеточности и на этом основании способствовать улучшению их взаимодействия.Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов, ноодним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата инаселения, ведь именно от этого зависит во многом успешное решениебытовых, городских, и государственных проблем. Понятие статуса депутата.В соответствии с законом «О статусе депутата» выборное должностное лицоместного самоуправления — это должностное лицо, избранное населениемнепосредственно или представительным органом местного самоуправления изсвоего состава и наделенное согласно уставу муниципального образованияполномочиями на решение вопросов местного значения. Наиболее яркимипредставителями выборных должностных лиц местного самоуправления являютсяглавы муниципальных образований и депутаты представительных органовместного самоуправления. Депутат - это избранное лицо, уполномоченное представлять в выборноморгане местного самоуправления интересы населения1. Депутат обладаетследующими особенностями: это выборное лицо; он представляет интересынаселения соответствующей территории; он представляет соответствующийпредставительный орган перед населением. В законе закреплено, что срок полномочий депутата, члена выборногооргана местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочийне может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления,начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работывыборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочиявыборного должностного лица местного самоуправления начинаются со днявступления его в должность и прекращаются в день вступления в должностьвновь избранного должностного лица. Следует обратить внимание, 1 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. С. 150—151. 187что сроки полномочий депутата и срок полномочий представительного органамогут не совпадать. Как правило, срок полномочий выборного лица местногосамоуправления составляет 4 года. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органаместного самоуправления, другие выборные должностные лица местногосамоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могутосуществлять свои полномочия на постоянной основе. Как правило, формами деятельности депутата представительного органаместного самоуправления являются: участие в заседаниях представительногооргана местного самоуправления; участие в работе комитетов, комиссий,рабочих групп, создаваемых представительным органом местногосамоуправления; участие в выполнении поручений представительного органаместного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа сизбирателями. Депутатская деятельность может осуществляться также в иныхформах, предусмотренных действующим законодательством, уставоммуниципального образования и регламентом представительного органа местногосамоуправления. В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат имеет право: • участвовать в рассмотрении любых вопросов, затрагивающих интересыизбирателей, в органах местного самоуправления, на предприятиях, вучреждениях и организациях, находящихся на территории муниципальногообразования; • осуществлять по поручению представительного органа местногосамоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительныморганом местного самоуправления; • проверять по поручению представительного органа местногосамоуправления, а также по собственной инициативе с привлечениемсоответствующих должностных лиц местного самоуправления, общественныхобъединений сведения о нарушении прав и законных интересов граждан,предприятий, учреждений и организаций; • осуществлять контроль за рассмотрением предложений, заявлений и жалоб,направленных им в органы местного самоуправления предприятий, учреждений иорганизаций, принимать личное участие в их рассмотрении; • проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовымиколлективами и местными общественными организациями; • участвовать в работе различных объединений избирателей, органовобщественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан поместу жительства и военнослужащих по воинским частям. Реализация указанных прав осуществляется в соответствии с действующимзаконодательством и с учетом правил и норм внутренней деятельности,установленных на предприятиях, в учреждениях и организациях. Главамуниципального образования, выборные должностные лица местногосамоуправления в соответствии с уставом муниципального образованиянаделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Если брать в пример опыт других зарубежных законодательств, то всоответствии с новосибирским областным Законом "О статусе депутатапредставительного органа местного самоуправления в Новосибирской области"депутат обладает следующими обязанностями: • регулярно поддерживать связь с избирателями своего округа;• принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своихизбирателей, рассматривать поступившие от них предложения, заявления ижалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному исвоевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан;изучать общественное мнение; вносить предложения в представительный органместного самоуправления, а при необходимости в другие государственныеорганы, коммерческие и некоммерческие организации и общественныеобъединения; • информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними,а также через средства массовой информации; • не менее одного раза в год отчитываться о своей работе передизбирателями округа; для проведения отчетов и встреч с избирателямидепутату предоставляются служебные помещения на безвозмездной основе; • соблюдать правила этики; ответственность за нарушение норм депутатскойэтики устанавливается представительным органом местного самоуправления; • участвовать в работе сессий представительного органа местногосамоуправления; • лично участвовать в работе комитета или комиссии, членом которой онявляется№.В своей деятельности депутат обладает значительными гарантиями, которыепредставляют совокупность организационных, материальных, социальных и иныхмеханизмов, форм или способов обеспечения реализации депутатскихобязанностей. В законе Рязанской области "О статусе депутатапредставительного органа местного самоуправления, главы муниципальногообразования и выборных лиц местного самоуправления"І закреплены следующиегарантии. • Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам,рассматриваемым представительным органом местного самоуправления, а такжекомиссией, рабочей группой и другим формированием, созданным данным органом № Новосибирский областной закон от 16 марта 1998 г. № 3-03 //СоветскаяСибирь. 1998. 24 марта. І Закон Рязанской области от 19 июня 1996 г. (в ред. от 15 апреля 1998 г.) //Приокская газета. 1996. 31 июля. • Депутат, группа депутатов представительного органа местногосамоуправления имеют право на внесение депутатского запроса к любымструктурам местного самоуправления, действующим на самоуправляющейсятерритории, или к их должностным лицам, руководителям общественныхобъединений, предприятий, учреждений, организаций, к командованию войсковыхчастей, расположенных на территории муниципального образования, а также корганам государственной власти области по вопросам, входящим в ихкомпетенцию. Запрос вносится на заседание представительного органа местногосамоуправления в письменной форме. Орган или должностное лицо, к которомуобращен запрос, должны дать на него ответ в устной (на заседаниипредставительного органа местного самоуправления) или письменной форме непозднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, более позднийсрок, установленный представительным органом местного самоуправления. • По вопросам своей деятельности депутат, глава муниципальногообразования, выборные должностные лица местного самоуправления пользуютсяправом безотлагательного приема руководителями и другими должностнымилицами органов местного самоуправления, общественных объединений,предприятий и организаций, лицами начальствующего состава воинскихформирований, расположенных на данной территории муниципальногообразования. • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лицаместного самоуправления в установленном порядке обеспечиваются документами,принятыми органами местного самоуправления данного муниципальногообразования, другими информационными и справочными материалами, а такжедокументами, официально распространяемыми областной Думой и администрациейобласти. • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лицаместного самоуправления имеют преимущественное право выступать по вопросамих деятельности в средствах массовой информации, действующих на территориимуниципального образования, учредителем или соучредителем которых являетсяорган местного самоуправления, а также в средствах массовой информации,полностью или частично финансируемых за счет местного бюджета. При этомматериалы выступления, представляемые депутатом по поручениюпредставительного органа местного самоуправления, подлежат обязательномуопубликованию или распространению через средства массовой информации всрок, согласованный с депутатом, но не позднее 15 дней после обращения.Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия недопускается.• Все органы местного самоуправления, общественные объединения, а такжепредприятия, учреждения и организации, расположенные на территориимуниципального образования, должностные лица, к которым обратился депутатпредставительного органа местного самоуправления по вопросам, связанным сего депутатской деятельностью, обязаны в двухнедельный срок со дняполучения обращения дать депутату ответ или представить запрашиваемые имдокументы или сведения с учетом федерального законодательства огосударственной тайне. Все органы местного самоуправления, общественныеобъединения, а также предприятия, учреждения, организации, расположенные натерритории муниципального образования, должностные лица, к которымобратились глава муниципального образования, выборные должностные лицаместного самоуправления, обязаны в двухнедельный срок со дня полученияобращения или предложения дать ответ или представить запрашиваемыедокументы или сведения с учетом федерального законодательства огосударственной тайне. • Депутаты, главы муниципальных образований, выборные должностные лицаместного самоуправления на территории муниципального образования не могутбыть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления),подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены куголовной ответственности без согласия прокурора Рязанской области. • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лицаместного самоуправления имеют право на отсрочку от призыва на военнуюслужбу и военные сборы на срок их полномочий в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". • Освобождение депутата от выполнения производственных или служебныхобязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатскойдеятельности производится на основании официального уведомления о вызове впредставительный орган местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается. Официальное уведомление депутата овызове в представительный орган местного самоуправления служит основаниемдля выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весьпериод освобождения от выполнения производственных или служебныхобязанностей по месту основной работы. • Депутату, работающему на постоянной основе, для осуществлениядепутатской деятельности предоставляется в здании органа местногосамоуправления служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связии необходимой оргтехникой. • Срок полномочий депутата представительного органа местногосамоуправления, работающего в данном органе на постоянной оплачиваемойоснове, время работы на должности главы муниципального образования,выборного должностного лица местного самоуправления засчитываются в общий инепрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, атакже в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий всоответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе.При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления наработу или службу в течение одного года после прекращения полномочий, еслииное не предусмотрено федеральным законодательством. Депутату, выполнявшемудепутатские обязанности на постоянной оплачиваемой основе, а также главемуниципального образования и выборному должностному лицу по окончании ихполномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии— другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или сего согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Депутатпредставительного органа местного самоуправления, не работающий напостоянной основе, не может быть освобожден от должности или переведен нанижеоплачиваемую должность на постоянном месте работы без согласияпредставительного органа местного самоуправления. • Размер денежного вознаграждения депутата, работающего впредставительном органе местного самоуправления на постоянной оплачиваемойоснове, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местногосамоуправления определяется представительным органом местногосамоуправления в соответствии с действующим законодательством.Дополнительные расходы, связанные с депутатской деятельностью, возмещаютсяза счет местного бюджета представительным органом местного самоуправленияпо представлении соответствующих документов. Уставом муниципальногообразования может быть предусмотрена возможность возмещения иных расходов,связанных с деятельностью депутатов, главы муниципального образования,выборных должностных лиц местного самоуправления. • По решению представительного органа местного самоуправления жизнь издоровье депутата, главы муниципального образования, выборных должностныхлиц местного самоуправления могут подлежать страхованию за счет местногобюджета. Органы страхования выплачивают страховые суммы в случае: гибели(смерти) депутата, главы муниципального образования, выборных должностныхлиц местного самоуправления, если гибель (смерть) наступила вследствиетелесных повреждений или причинения иного повреждения их здоровью в периодосуществления ими их полномочий; причинения депутату, главе муниципальногообразования, выборному должностному лицу местного самоуправления в периодосуществления ими их полномочий увечья или иного повреждения здоровья, какне повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкуюутрату трудоспособности.• Депутату представительного органа местного самоуправления, работающему напостоянной основе, главе муниципального образования, выборным должностнымлицам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24рабочих дня и дополнительный отпуск в соответствии с положением,разработанным и принятым представительным органом местного самоуправления. • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лицаместного самоуправления на территории муниципального образования пользуютсяправом бесплатного проезда водным, железнодорожным и автомобильнымтранспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта, заисключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездныхдокументов. Порядок бесплатного проезда, связанных с ним расчетов странспортными организациями, а также условия использования депутатом,главой муниципального образования, выборным должностным лицом личногоавтотранспорта в связи с осуществлением ими своей деятельности определяютсяпредставительным органом местного самоуправления. • В случае досрочного прекращения деятельности представительного органаместного самоуправления на депутата распространяются гарантии икомпенсации, предусмотренные действующим трудовым и пенсионнымзаконодательством Российской Федерации при ликвидации предприятий. • Глава муниципального образования, выборные должностные лица местногосамоуправления продолжают получать назначенную им заработную плату (сучетом индексации) до устройства на новое место работы в течение одногогода после освобождения их от должности в следующих случаях: послеокончания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срокполномочий; при упразднении должности; после удовлетворения заявления одобровольной отставке, если они проработали в этой должности не менееодного года. Аналогичные гарантии депутатской деятельности закреплены практически вовсех региональных законах о статусе депутатов представительных органовместного самоуправления. Если глава муниципального образования избран изчисла депутатов представительного органа местного самоуправления, то нанего автоматически распространяются все гарантии депутатской деятельности.Сложнее обстоит дело с главами муниципальных образований, избираемыминаселением. Необходимо дополнительно регулировать этот вопрос, ибо насегодняшний день он отрегулирован недостаточно. В Законе Рязанской области "О статусе депутата представительного органаместного самоуправления, главы муниципального образования и выборных лицместного самоуправления" по-разному регулируется вопрос о досрочномпрекращении полномочий, депутатов, глав муниципальных образований и иныхвыборных лиц местного самоуправления. Полномочия главы муниципального образования, выборных должностных лицместного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях:письменного заявления главы муниципального образования, выборногодолжностного лица местного самоуправления о сложении полномочий; выезда главы муниципального образования, выборного должностного лицаместного самоуправления на постоянное жительство и работу за пределытерритории муниципального образования; утраты главой муниципальногообразования, выборным должностным лицом местного самоуправления гражданстваРоссийской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговорасуда в отношении лица, являющегося главой муниципального образования,выборным должностным лицом местного самоуправления; признание гражданина,являющегося главой муниципального образования, выборным должностным лицомместного самоуправления, недееспособным решением суда, вступившим взаконную силу; смерти главы муниципального образования, выборногодолжностного лица местного самоуправления; избрания или назначения надолжность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий главымуниципального образования, выборного должностного лица местногосамоуправления; реорганизации или ликвидации муниципального образования;других случаях, установленных уставом муниципального образования. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправленияпрекращаются досрочно в тех же случаях; но, кроме того, еще по двумпричинам: при избрании депутата в иной представительный орган местногосамоуправления или представительный орган государственной власти; приотзыве депутата избирателями. Решение о досрочном прекращении полномочийдепутата принимается на заседании представительного органа местногосамоуправления. Полномочия прекращаются с момента принятия указанногорешения. В республике Беларусь прекращение полномочий депутата наступают : Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи: с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий; с личным заявлением депутата ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным мотивам; с признанием результатов выборов недействительными; со вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом; с прекращением гражданства Республики Беларусь; с признанием его судом недееспособным; с несогласием его в течение трех месяцев оставить работу, не совместимую с обязанностями депутата местного Совета; с отзывом депутата в установленном законом порядке как не оправдавшего доверия избирателей, в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата.№ Законом Иркутской области от 14 декабря 1996 г. № 52-03 "О временномпорядке приостановления полномочий главы местного самоуправления"предусмотрено, что полномочия главы местного самоуправления могут бытьприостановлены на период решения вопроса о наличии или отсутствии основанийдля досрочного прекращения его полномочий. Основаниями приостановления полномочий главы местного самоуправленияявляются: привлечение к уголовной ответственности; систематическоенеисполнение служебных обязанностей по неуважительной причине. Решение оприостановлении полномочий главы местного самоуправления принимаетсягубернатором области по соглашению с представительным органом местногосамоуправления на срок не более 6 месяцев. На период приостановленияполномочий главы местного самоуправления представительный орган местногосамоуправления назначает из своего состава исполняющего обязанности главыместного самоуправления. В исключительных случаях, когда данный вопроспредставительным органом местного самоуправления не может быть решенсамостоятельно, решение о назначении исполняющего обязанности главыместного самоуправления принимается губернатором области по согласованию № Закон «О статусе депутата местного совета депутатов РеспубликиБеларусь» с представительным органом местного самоуправления.№ Сама деятельность депутата, должное исполнение им своихобязанностей непосредственно зависит и от самого мандата депутата, которыйоказывает существенное влияние на выполнение возложенных на депутатазадач.№ Ведомости законодательного собрания Иркутской области. 1997. №5 Императивный и свободный мандат депутата. В соответствии с законодательством мандат депутата может быть двух видов:императивный и свободный. Сущность императивного мандата заключается в том,что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандатпредоставляет возможность депутату действовать по своему усмотрению. Всовременной трактовке императивного мандата выделяют три его главныхэлемента: наказы избирателей, отчеты депутатов перед избирателями и правоизбирателей на досрочный отзыв депутатов, не оправдавших их доверия№. В настоящее время депутаты получают свободный мандат и в своих действияхничем, кроме совести и Закона, не связаны. Думается, что на местном уровнецелесообразно введение некоторых элементов императивного мандата, напримеринститута отзыва. В целом вводить императивный мандат представляетсянецелесообразным, так как он обладает рядом недостатков; • императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей,но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которыхучаствует их депутат;• выражая свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагатьсведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих наформирование общественного мнения (например, о наличии денежных илиматериальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомоневыполнимыми; №См. : Коток В.Ф. Наказы избирателей в социалистическом государстве. М.,1967.135 с.;Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74. • такой мандат сковывает творческую деятельность депутата, препятствуетбыстрому разрешению вопросов, не терпящих отлогательства. • воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: втаком случае чьи интересы депутат должен представлять?№ Свободный мандат тоже далек от совершенства. В частности, он повышаеттребования к избирателям, которые за непродолжительный период избирательнойкампании должны выявить и выбрать самого достойного кандидата впредставители своих интересов.№ Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74. Формы работы депутата в Совете и избирательном округе.Закон исходит из того, что депутат пользуется правом решающего голоса повсем вопросам, рассматриваемым на сессии Совета. Депутат имеет правопредлагать вопросы для рассмотрения Советом. В этом отношении у органовСовета — президиумов, постоянных комиссий и комитетов и у другихгосударственных органов нет каких-либо преимуществ. При обсуждении проектаповестки дня депутат может вносить свои предложения и замечания как по еесути, так и по порядку обсуждения и существу обсуждаемых вопросов. Если вопрос, который предлагает обсудить депутат на сессии, требуетпринятия нормативного акта, депутат может подготовить либо проект этогодокумента и внести его на рассмотрение Совета, либо предложение о принятииакта или внесении изменений в действующие нормативы. Для депутата высшегооргана власти, это право именуется правом законодательной инициативы, вместных Советах ему соответствует правотворческая инициатива депутата, еслиречь идет о принятии решения нормативного характера. Вместе с тем у депутата есть общее право вносить проекты решений полюбым вопросам, рассматриваемым Советом. Это означает, что депутат можетподготовить свой проект и по тем вопросам, которые внесены на обсуждениеоргана власти другими государственными органами, органами данного Совета идепутатами. Кроме того, у депутата есть право вносить поправки в проектырешений, которые должен принять Совет. В своей деятельности депутат является активной фигурой процесса работыСовета на сессии. Он имеет право участвовать в прениях, обращаться сзапросами, задавать вопросы. Депутат вправе выступать с обоснованием своихпредложений и по мотивам голосования, давать справки. По обсуждаемому насессии вопросу депутат может передать председательствующему текст своеговыступления, предложения и замечания для включения в протокол сессии. Депутат вправе избирать и быть избранным в органы Совета. Он являетсяактивным участником процесса формирования на сессии как органов Совета, таки состава других государственных органов. В этих целях депутат вправевысказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Советоморганов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых илиутверждаемых Советом.В отдельной статье Закона о статусе установлено, что депутат имеет право напостановку в Совете вопроса о доверии составу образованных или избранныхСоветом органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностнымлицам. Какими бы широкими правами ни обладал депутат на сессии Совета, еерезультативность зависит от умения осуществлять эти права, от «искусства»поведения депутата на сессионных заседаниях, от той атмосферы, которую онисами создают в период сессии. В законе о статусе депутата (статья 12) в РБ чётко разграничиваются права: депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом и его органами, в состав которых он избран или входит по должности. Депутат имеет право: избирать и быть избранным в органы Совета; участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа; предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить проекты решений и поправки к ним; выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых Советом органов; вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету; вносить предложения об освобождении от обязанностей должностных лиц, о других кадровых перестановках в подчиненных или подконтрольных Совету органах; предлагать к рассмотрению Советом вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Беларусь, решений соответствующего Совета подотчетными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета; обращаться с запросами, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, давать оценку полученным ответам; выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки; знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Совета и его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию; оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющие общественное значение. Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний, которые подлежат включению в протокол сессии и учитываются при принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный ответ. Депутат, не согласный с решением Совета или его органа, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на их заседаниях.№ №Закон «О статусе депутата местного Совета Депутатов РеспубликиБеларусь». Необходимо отметить и саму работу депутатов на сессии. О предстоящейсессии депутату необходимо сообщать индивидуально, независимо от публикациив печати. В извещении следовало бы указать дату не только открытия сессии,но и явки депутата (возможно, ему надо приехать раньше из-за каких-то делпо подготовке сессии и документов Совета); перечень предполагаемых дляобсуждения вопросов; возможную просьбу к депутату собрать ту или инуюинформацию. Устанавливается минимальные сроки рассылки (раздачи) сессионныхматериалов и их виды. Ведь это полностью зависит от аппарата: ранее —исполнительных органов, теперь — самого Совета.Полученное депутатом извещение о сессии является основанием, чтобыадминистрация отпустила его с работы. Не имея возможности по уважительнымпричинам прибыть на сессию, депутат должен сообщитьоб этом президиуму Совета. Уважительными считаются личные обстоятельства —болезнь, смерть близкого родственника и т. п., а также определенныепроизводственные — например, авария. Сессии обычно проводятся в зале заседаний Совета либо в здании какой-тошколы, конференц-зале предприятия. Выездные сессионные заседания проводятсянепосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях—в техпомещениях, которыми они располагают. По прибытии на сессию и перед каждым заседанием проводится регистрациядепутатов. Первое заседание первой сессии вновь избранного Совета открываети ведет председатель соответствующей (центральной или территориальной)избирательной комиссии, последующие —председатель Совета. Сессии правомочныпри наличии не менее двух третей общего числа депутатов соответствующегоСовета. Начинается работа сессии с обсуждения и утверждения повестки дня. Ссообщением (докладом) по этому поводу выступает один из руководителейСовета (часто — заместитель председателя), он отвечает на вопросыдепутатов. Возможна дискуссия по проекту повестки дня, затем — голосованиео ее утверждении. Одновременно определяется и порядок работы, т.е.последовательность обсуждения вопросов, время, отводимое на обсуждение,доклады, выступления и т. п. Польза для депутата должна быть не только от самих сессионных заседаний.Но и до начала, в перерывах депутат встречается с должностными лицами,решает многие вопросы, получает консультации и т. д. Соответствующиеорганизационные меры принимает аппарат Совета. Исполнительные ираспорядительные органы Совета, другие государственные органы учитывают,что приближается время сессии или что она в данный момент проводится.Ответственные работники готовы к встречам с депутатами, находятся нарабочих местах, незамедлительно принимают депутатов.Прибыв на сессию, депутат должен активно в ней участвовать. Как известно,сессия — основная форма деятельности Совета. Она состоит из заседанийСовета (порой их называют пленарными), а также проводимых в период междуними заседаний постоянных комиссий (комитетов) Совета. Сессия открывается изакрывается на заседаниях Совета. Такой порядок проведения сессии отражен в регламентах Советов. Такимобразом, если исходить из него, частью сессии считаются не все заседанияпостоянных комиссий (комитетов), а лишь те, которые проводятся после ееофициального открытия. Заседания, состоявшиеся до первого и послепоследнего заседаний сессии, ее частью не считаются. Процедура сессий во многом едина для Верховных и местных Советов, хотя,конечно, имеет свои особенности на соответствующих уровнях. Эти особенностимогут быть обусловлены структурой Совета (например, у Верхней Палаты, РФ —две палаты, и это влияет на порядок работы), его полномочиями (так, длязаконодательного процесса в Верхней Палате характерна своеобразнаяпроцедура). Депутат в избирательном округеНа избирательный округ приходится большой объем депутатской деятельности. ВСовете, как правило, решаются наиболее важные дела, принимаютсяпринципиальные документы. В округе много повседневной, оперативной, такназываемой рутинной работы. Но именно здесь депутату часто приходитсядействовать в интересах конкретных людей, встречаться с ними, получать отних заявления. Поэтому и результаты деятельности здесь тоже зачастуюнагляднее — избиратель получил квартиру, место в детском саду, оборудованаспортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит и результатсобственных усилий. Работа в округе это часть усилий депутата, как представителя народа вСовете, осуществляющего функции государственной власти. Причем важнаячасть. И оценивать ее надо не столько по количеству обращений избирателей кдепутату, хотя само по себе это существенно, сколько по тому, как впринципе депутат понимает свою миссию и что делает для своих избирателей —чтобы им лучше жилось, чтобы они имели хорошее обслуживание и т. п. У работы депутата в округе есть и еще ряд целей. Одна из них — проводитьв жизнь решения Совета. Депутат призван сделать все от него зависящее,чтобы с этими решениями познакомилось как можно большее число жителейизбирательного округа, работников предприятий, учреждений и организаций,расположенных на его территории. Он добивается того, чтобы решения Советабыли взяты к руководству всеми должностными лицами, при необходимостисоставлены планы мероприятий по реализации решений, а затем проведены исами эти мероприятия. От имени и по поручению Совета и его органов депутат осуществляет вокруге контроль за выполнением решений, за состоянием дел на предприятиях,в учреждениях и организациях, в том числе по части создания нормальныхусловий труда и отдыха для работников, разрешению поступающих от них вадрес администрации предложений, заявлений и жалоб. Следует иметь в виду, что задачей депутата является и обеспечение такназываемой «обратной связи», т. е. постоянное укрепление контактов Совета вцелом, его органов с населением. В этих целях депутат призван информироватьСовет и его органы о насущных нуждах населения своего избирательногоокруга, о проблемах, недостатках, нарушениях закона, которые здесь имеютместо. Зачастую депутат должен быть рупором населения, трудовыхколлективов, находящихся в округе, — доводить до сведения Совета,исполнительного комитета их мнение по определенному поводу, добиваться егоучета при принятии решения.Вместе с тем депутат, если требуется, должен ставить вопрос о заслушиваниив Совете, на заседаниях его органов докладов и сообщений руководителейпредприятий, учреждений и организаций, расположенных в его избирательномокруге, особенно если он обнаруживает неблагоприятные обстоятельства исобственными силами не может добиться желаемого результата. В определенныхслучаях, например, по поводу работы с предложениями, заявлениями и жалобамиграждан — Совет вправе слушать отчеты руководителей предприятий, учрежденийи организаций, расположенных на территории Совета, и депутат может бытьинициатором таких отчетов. Округ должен стать для депутата конкретным местом, где можно и нужновоплотить в жизнь установки относительно углубления демократии исамоуправления народа. Задачей депутата является содействие развитиюсамоуправленческих начал в управлении производством на предприятиях, встроительных управлениях, трестах, в других трудовых коллективах натерритории округа. Кроме того, в округе немало различных органовобщественной самодеятельности населения — советов микрорайонов, домкомов,селькомов и др. Они обеспечивают развитие территориального самоуправления,вовлекают в него население по месту жительства, т. е. проводят собрания,сходы граждан, обсуждение и решение на них многих проблем, волнующихжителей. Наконец, избирательный округ—та территориальная единица, где выявляетсямнение населения о работе Совета и депутата. Поэтому важной частьюдеятельности депутата является информирование населения о мероприятиях,проводимых органом власти, его президиумом, исполкомом, постояннымикомиссиями. Здесь же проводятся отчеты депутатов. Задачи у депутатов в округе довольно ответственные, они подкрепляютсяшироким кругом прав и обязанностей депутата в округе. Депутат имеет право участвовать, если сочтет необходимым, в рассмотрениив органах государственного управления и органах соответствующихобщественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы граждан вокругах. Эти органы обязаны заблаговременно извещать депутатов орассмотрении таких вопросов. Одна из важнейших функций депутата — проводить проверки по собственнойинициативе. Закон исходит из активной позиции депутата, в том числе и вокруге, необходимости его борьбы с любыми нарушениями законности. Активная роль депутата нашла отражение еще в одном новом положениизакона. Он получил право проводить собрания, конференции избирателейокруга, встречи с трудовыми коллективами и органами общественныхорганизаций. Конечно, здесь тоже подразумевается его инициатива. Депутатможет организовать мероприятие сам. У депутата есть право участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и ихорганов с совещательным голосом, в заседаниях органов общественногосамоуправления, е собраниях советского и хозяйственного актива, трудовыхколлективов, граждан по месту жительства. Ему обеспечивается возможностьвыступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемомувопросу наравне с депутатами указанных Советов. Депутат «вправе участвовать в работе других местных Советов народныхдепутатов и их органов, в компетенцию которых входит принятие решений,затрагивающих интересы населения, проживающего на территории того Совета, вкоторый избран депутат». Более того, народный депутат имеет правообратиться с «вопросами и обращениями», а депутат местного Совета — с«запросами» на сессиях указанных Советов соответственно к президиумуСовета, председателю Совета, руководителям органа соответствующего Совета,а также к другим государственным органам, руководителям и должностным лицампредприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета,по вопросам, отнесенным к ведению этого Совета. Депутат вносит своипредложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, таки через уполномоченных им лиц—других народных депутатов (а также помощниковнародного депутата). Важным является и положение закона о том, что депутат имеетпреимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельностипо местному радио и телевидению, в местной печати. Редактированиематериалов, представленных депутатами для опубликования, без согласования сними не допускается. Опубликование или передача материала, уточняют,например, российские законы о статусе, производится в срок, согласованный снародным депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Закон возлагает на депутатов ряд существенных обязанностей, которые онивыполняют в округах. Депутат должен регулярно информировать население оработе Советов, выполнении их решений, планов и программ экономического исоциального развития, наказов избирателей, а также своих предвыборныхпрограмм. Депутат обязан участвовать в организации и контроле исполнениязаконов, решений Совета и его органов. Он изучает общественное мнение,нужды и запросы населения, сообщает о них Совету и его органам, вноситпредложения и принимает иные меры для их удовлетворения. Депутат обязанпринимать избирателей, рассматривать их предложения, заявления и жалобы. Онтакже должен способствовать развертыванию различных форм самоуправления,социальной активности граждан, вовлечению их в управление государственнымии общественными делами. Для работы депутата в округе, фактически важнейшей ролью его успешнойдеятельности является информированность депутата о своём округе. Целостнаяинформация об избирательном округе (его своеобразный «паспорт») должнавключать: — социальный состав населения округа (рабочие, колхозники, служащие,мужчины, женщины, возраст и т. д.); — основные виды занятости (включая промыслы, кооперативную ииндивидуальную трудовую деятельность); места работы (включая данные о том,сколько ездит на работу в другие населенные пункты, из сельской местности—вгорода и т. п.); — длительность проживания в округе, перспективы увеличения илисокращения численности населения (миграция, организованный набор,переселение в связи со сломом домов и улучшением жилищных условий) ; — места проживания, состояние жилищного фонда (государственные дома,кооперативный, индивидуальный сектор, общежития, удобства, их отсутствие),количество очередников; — обеспеченность коммунальными, бытовыми, торговыми и иными услугами(водопровод, газ, теплоснабжение, мастерские и пункты приема бытовогообслуживания, магазины и др.); — наличие в округе культурных учреждений (кинотеатры, дома, дворцыкультуры, летние площадки. дискотеки, видеотеки и др.), а также спортивныхсооружений; Вывод Заканчивая эту работу, надо отметить: в практике Советов имеются не решенные вопросы. И пока мы не вправе считать, что Закон о статусе депутатов, все его положения и требования здесь неукоснительно выполняются. Процесс формирования практики депутатов на основе этого Закона отнюдь не закончен. Конституция, как и Закон о статусе, устанавливая правовые основы деятельности народных избранников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывает новые широкие возможности для улучшения всей организационно-массовой работы депутатов. Процесс совершенствования этой деятельности развивается вместе с общественно- политической практикой нашего народа и его представителей в органах государственной власти. При этом существует настоятельная необходимость направлять и организовывать процесс «кристаллизации» новых форм организационно-массовой работы, их внедрения и распространения. Таким образом, следует прийти к выводу, что осуществление Закона остатусе депутатов — сложное дело. Оно требует к себе постоянного внимания изаботы со стороны государственных органов и общественных организаций.Только систематические, целенаправленные усилия приносят здесь, каквпрочем, и в любой другой области, позитивные результаты. Очевидно, к решению вопросов, связанных с последовательным претворениемв жизнь Закона, нужно подходить с разных сторон. Трудно рассчитывать науспех, если решать их в каком-либо одном аспекте, искать однозначнуюпричину затруднений в осуществлении требований этого нормативного акта.Последовательное, глубокое и полное претворение в жизнь всех его нормтребует комплекса мер. Это особенно относится к тем статьям Закона, которыеустанавливают новые полномочия, новые права депутатов и соответствующие имобязанности должностных лиц и государственных органов. Именно такой подходв наибольшей степени помогает последовательному применению их на практике итем самым еще выше поднимает уровень работы депутатов. Этого требуютусловия развития нашего общества, интересы совершенствования демократии,укрепления принципов народовластия. Этого требует Конституция РеспубликиБеларусь. Список литературы:1. Закон «О статусе депутата местного Совета депутатов РеспубликиБеларусь»2. Авакьян С.А. Депутата: статус и деятельность: - М.:1991.3. Безуглов А.А., Лейзеров А.Т. Право депутатского запроса. – М.:1977.4. Карабут В.М Депутатские группы. – М.: 19765. Муниципальное право. Учебник/Под ред. А.И. Ковалёва. – М.: Новый юрист,1997.6. Местное самоуправление. Основы системного подхода. – СПб, 1997.7. Четвериков В.С. Муниципальное право. Учебное пособие. – М.: Инфра-М,2001.8. Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права. //Законность –2001, №2, стр.38-41.9. Конституционное (государственное) право: Справочник. – М.: 1995.10. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компитенция местного Совета: - М.: 1982.11. Безуглов А.А. Депутат в Совете и избирательном округе.- М.: Юридич.Литература. – 1978.12. Васильев В.И. Закон о статусе депутата в действии.- М.: Норма. 200013. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: 1999/2000.14. Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М.: МГУ, 1996.15. Фадеев В.И. Муниципальное право России.- М.: 1994.16. Ковежников Е.М. Муниципальное право. Краткий учебный курс.- М.: Норма.– 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconКурсовая работа. По предмету «гражданское право». Тема: «Пределы осуществления гражданских прав»

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconКурсовая работа по предмету: «Российское предпринимательское право»...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconИнформация организационного отдела
В соответствии с Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О статусе депутатов местных советов» руководство органов...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconКурсовая работа по предмету «Римское частное право» Тема: «Наследование...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconЗакона Украины «О статусе депутатов местных советов»
Во исполнение статьи 16 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11 июля 2002 года №93 IV, определяющей порядок и...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconСтатья Порядок формирования и деятельности совета, его органов, депутатов...
Краснодонского городского совета в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, Законами Украины "О местном самоуправлении...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconСтатья 1 Городской совет является органом местного самоуправления,...
Конституцией Украины, законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О статусе депутатов местных советов», «О выборах депутатов...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconШестой созыв депутат ельчанинова валентина николаевна
Закона Украины «О статусе депутатов местных советов», учитывая неоднократные мои обращения по вопросам работы коммунальных предприятий...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconРегламент работы фракции Партии регионов Каменнобродского районного...
Луганске совета шестого созыва (далее по тексту – Фракция) разработан на основании Закона Украины «О статусе депутатов местных советов»,...

Курсовая работа по предмету муниципальное право Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы» iconПоложение о помощнике-консультанте депутата районного совета Раздел 1 Общие положения
Депутат районного совета может иметь до трех помощников-консультантов, правовой статус и условия деятельности которых определяются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<