Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»




Скачать 141.21 Kb.
НазваниеКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»
Дата публикации31.03.2014
Размер141.21 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Система права

Курсовая работа по курсу «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» на тему «СИСТЕМА ПРАВА» Москва 1997 г. Содержание1. Понятие системы права. Система права и правовая система. 41. Структурные элементы системы права 51. Основания классификации норм права по отраслям: 93.1 Предмет правового регулирования3.2 Метод правового регулирования4 Общая характеристика отраслей права Российской Федерации 115. Заключение 12 5. Список используемой литературы 13 Введение В данной курсовой работе рассматривается вопрос, системы российскогоправа. Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. Помере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные изобычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии,развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложногозаконодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечитьзаконную систему общественных отношений. На мой взгляд, понятие «система права» появилось тогда когда обществопришло к выводу о том, что для рационального регулирования общественныхотношений необходимо разбить право по специфике области регулированияобщественных отношений. Таким образом появляются отрасли права, аследовательно и кодексы как законодательство этой отрасли. Система права - это строение права, которое позволяеториентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и приниматьсоответствующие меры воздействия так как главная особенность каждойотрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институтыправа позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. 1. Понятие системы права. Система права и правовая система. Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство иобщество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивыепризнаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему. Правовая система как философское понятие — это некое целостноеявление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных ивзаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих,так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции внесистемы. Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожестьвыражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и«система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явленияданной страны - и собственно право, и правовая идеология , и судебная(юридическая) практика . Понятие «правовая система» имеет существенноезначение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этомслучае говорится о «национальной правовой системе», например, России,Великобритании, Китая. И вот в отношении той или иной страны использование понятия«национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду ссобственно правом могут играть определяющую роль либо судебная(юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередьзависит весь строй, «весь мир» правовых явлений. Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем: семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы -романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон); семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем -прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующеезначение имеет судебная, юридическая практика, прецедент); семья религиозно-традиционных, заидеологизированных систем -мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия,партийная идеология). Второе же, система права, касается только самого права, его строения. Право как система характеризуется следующими признаками: Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не можетсоздаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловленареально существующей системой общественных отношений. Право должно отражатьпотребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражаетпотребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественногопрогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатомпроизвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшегообъективных потребностей общественной жизни. Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм,ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующаясила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любойструктурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системныхфункций, а следовательно, и социальной значимости. В-третьих, система права как целостное образование охватывает всенормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложныймногоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов иотраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:1) между элементами нормы права; 2) между нормами, объединенными в правовые институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.Система права - это внутреннее строение права, которое выражается вединстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместес тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Структурные элементы системы права Первым элементом системы права следует определить норму права, котораярегулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элементсистемы права. Норма права - это «кирпичик права», исходный элемент всего зданияправа данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институтыт.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительнойобластях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупныеподразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующихотносительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношенийвыделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудовогодоговора, установлением и выплатой заработной платы, привлечениемнарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности.Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора,заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именнонекоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению сдругими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовыхинститутов. Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишькакое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из егоэлементов. Так, в уголовно-процессуальном праве известны институтыпотерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданскогоответчика, определяющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов,которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовыхотношений отдельная сторона. Это, в частность, институты представительства,исковой давности, зашиты чести и достоинства гражданина, регламентирующиетакие принципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, какпорядок назначения и права представителей субъектов правоотношения,определение сроков исковой давности, порядок и способы защиты чести идостоинства гражданина от любых порочащих его слухов и домыслов. Обычно правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм,специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. Вто же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержатьнормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт,устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков,относится к сфере трудового права. В основе института лежат властныеполномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарныевзыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложенияподобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правиламгражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права.Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемыхотраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (водних случаях больше, в других — меньше) присутствует некоторое количествоиных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными посвоему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормыконституционного, административного, финансового и иных отраслейзаконодательства. В трудовом праве— нормы конституционного,административного, гражданского и гражданско-процессуальногозаконодательства. Таким образом институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новыекомпонент системы права - отрасль права. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающеесяспецифическим режимом юридического регулирования и охватывающее целыеучастки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права непредставляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов.Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, неприсущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулируетобщественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферыпредметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектовправа. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанныес ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения,связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое праворегулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессеосуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способностьосуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношенийотличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функциикоторого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностьюотношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержитисчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия,устанавливаемых государством в процессе регулирования отношенийсоответствующей сферы. Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванныхобеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого еекомпонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этомдля каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий наборюридических средств правового регулирования, что позволяет не толькообъединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системныйхарактерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных посоставу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права —целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношенийв пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное,транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли втрудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правовогоинститута под отрасль не является обязательным элементом каждой отраслиправа. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.Таким образом, система права представляет собой совокупность действующихнорм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям всоответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественныхотношений.Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: 1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права,закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны,основы правового положения граждан, систему органов государства и ихосновные полномочия. 2.Административное право регулирует общественные отношения, которыескладываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительнойдеятельности органов государства. 3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующихобщественные отношения в сфере финансовой деятельности. 4. Земельное право регулирует общественные отношения в областииспользования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что являетсяматериальной основой жизнеобеспечения человеческого общества. 5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права,которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личныенеимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняютразличные формы собственности, определяют права и обязанности сторон вимущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданиемпроизведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются итакие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина илиорганизаций. 6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественныеотношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового праваопределяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее времяи время отдыха, правила безопасности условий труда. 7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейныеотношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак,определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношениюдруг к другу. 8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие впроцессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормыгражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права иобязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовоеположение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебногоразбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения. 9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которыеустанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным икакое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного праваопределяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды иразмеры наказания за преступное поведение и другое. 10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющиепорядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируютдеятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, судаи их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебногоразбирательства и при разрешении уголовных дел. 11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиесяпри исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытияосужденными назначенной им меры уголовного наказания, а такжерегламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытиинаказания. Основания классификации норм по отраслям: Предмет и метод правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования — это наиболее существенныеоснования для деления системы права на отрасли. Предмет правовогорегулирования— это то, на что воздействует право. А право, как известно,воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются тойобъективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в негосистемообразующие признаки. Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируютособый, качественно определенный вид общественных отношений, объективнотребующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм вотрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих отусмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающимотличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественныхотношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения,регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от другасвоим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормыадминистративного права регулируют отношения, связанные с исполнительнымифункциями государственной власти, а нормы гражданского права определяютпорядок имущественных связей в государстве. Предмет правового регулирования — это качественно однородный видобщественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отраслиправа. Предмет регулирования является главным основанием для распределенияправовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можноотметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет»т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородныхобщественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, посоциальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своезаконодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иныекодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствуетуголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскомуправу - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК). Выделение отраслей права обусловлено объективно существующейспецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественныхотношений, предметом правового регулирования Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права поотраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способывоздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемыеэтой отраслью общественные отношения.Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который вомногом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения,запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право,трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участникамиурегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертойадминистративно-правового метода является "вертикальный" характер взаимногорасположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти иподчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные,позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основаниемвозникновения, изменения или прекращения правоотношений. Вадминистративном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актовприменения норм права, принимаемых компетентными органами государства, вгражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — позаявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущербнеправомерными действиями других физических или юридических лиц либогосударственных органов, особых способов формирования содержания прав иобязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, изнорм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовыхактов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственногопринуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующихнормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примереуголовного, административного, гражданского и трудового права, санкциикоторых могут применяться только в пределах названных отраслей права.Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права такженосит специфический характер и сводится к той или иной комбинации изадминистративно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названныхкомпонентов формируется метод правового регулирования конкретной отраслиправа. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействияна общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяетего особый юридический режим, который последовательно проводится через всеинституты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулированиесоответствующей сферы общественных отношений. Общая характеристика отраслей права Российской ФедерацииОтрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основныхзвена:1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы;базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли-гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им трипроцессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированыглавные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены кособым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовоеправо, право социального обеспечения, семейное право, право социальногообеспечения , семейное право, исправительно-трудовое право.3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право. Заключение Из изложенного в курсовой работе можно сделать вывод о следующем: Система права - это внутренняя структура права , состоящая извзаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. Она обладает своими чертами:- ее первичным элементом выступают нормы права;- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, чтопридает ей целостность и единство;- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными,культурными, историческими факторами;- имеет объективный характер. Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правоваясистема». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системыправа, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Такимобразом правовая система и система права соотносятся как целое и часть. Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия:предмет и метод правового регулирования. Простыми словами говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулируетправо, а метод - как регулирует. Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующихопределенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупноеподразделение системы права. Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующихопределенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулируетрод общественных отношений, то институт - лишь их вид. Список используемой литературы1. Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая лит-ра», 1996 г.2. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994 г.3. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по курсу: «теория государства и права» на тему: «государственное устройство»

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по курсу "теория государства и права"

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по предмету теория государства и права на тему: «Теория разделения властей»

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по курсу «Теория государства и права» по теме «Правовые отношения»

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по дисциплине «теория государства и права» Тема:...

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по предмету «Теория государства и права» на тему: «Юридическая ответственность»

Курсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<