Решение




Скачать 143.08 Kb.
НазваниеРешение
Дата публикации31.03.2014
Размер143.08 Kb.
ТипРешение
uchebilka.ru > Право > Решение
ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

РЕШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ
по делу о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений постановлений Кабинета Министров Украины “Об установлении платы за пользование учебниками в общеобразовательных школах”, “О внесении дополнения к постановлению Кабинета Министров Украины от 31 августа 1996 г. № 1031” и пункта 5 Постановления Кабинета Министров Украины “О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 1998 г. № 1128” по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины (дело о бесплатном пользовании школьными учебниками)
г. К и е в Дело № 1-29/2002

21 ноября 2002 года

№ 18-рп/2002
Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Селивона Николая Федосьевича – председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Козюбры Николая Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны – судья-докладчик,

Мироненко Александра Николаевича,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Тимченко Ивана Артемовича,

Тихого Владимира Павловича,

Ткачука Павла Николаевича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,
с участием представителей субъекта права на конституционное представление Ревы Андрея Алексеевича – начальника управления социальной защиты населения Замостянского районного совета г. Винницы, Слишинского Владимира Ивановича – генерального директора частного предприятия “Юридическая фирма “Юлия” (г. Винница); привлеченного к участию в деле представителя Кабинета Министров Украины Воробьева Виктора Анатольевича – начальника Управления бюджетных программ образования, культуры и науки Министерства финансов Украины, а также Носова Владислава Васильевича – Постоянного представителя Президента Украины в Конституционном Суде Украины, Бауэра Михаила Иозефовича – народного депутата Украины, председателя подкомитета по вопросам базового образования Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, Добкина Михаила Марковича – народного депутата Украины, члена Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, Селиванова Анатолия Александровича – Постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины; Науменко Григория Григорьевича – заместителя Государственного секретаря Министерства образования и науки Украины, Свириденко Анатолия Михайловича – начальника юридического отдела Министерства образования и науки Украины; Семеркиной Елены Николаевны – директора Департамента конституционного и административного законодательства Министерства юстиции Украины,

рассмотрел в пленарном заседании дело о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений постановлений Кабинета Министров Украины “Об установлении платы за пользование учебниками в общеобразовательных школах” от 31 августа 1996 года № 1031 (Собрание постановлений Правительства Украины, 1996 г., № 17, ст. 474), “О внесении дополнения к постановлению Кабинета Министров Украины от 31 августа 1996 г. № 1031” от 9 августа 2001 года № 984 ("Офіційний вісник України", 2001 г., № 32, ст. 1495) и пункта 5 Постановления Кабинета Министров Украины “О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 1998 г. № 1128” от 28 апреля 1999 года № 714 ("Офіційний вісник України", 1999 г., № 17, ст. 742) по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины.

Поводом к рассмотрению дела согласно статьям 39, 40 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины” стало конституционное представление 47 народных депутатов Украины.

Основанием к рассмотрению дела в соответствии со статьями 71, 82 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины” является наличие спорных вопросов о конституционности положений указанных постановлений Кабинета Министров Украины об установлении платы за пользование учебниками в общеобразовательных государственных и коммунальных учебных заведениях.
Заслушав судью-докладчика Малинникову Л.Ф., объяснения
Ревы А.А., Слишинского В.И., Воробьева В.А., Науменко Г.Г., Свириденко А.М., Носова В.В., Бауэра М.И., Добкина М.М., Селиванова А.А., Семеркиной Е.Н. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины
установил:
1. Субъект права на конституционное представление – народные депутаты Украины – поставил вопрос о признании не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положений:

  • Постановления Кабинета Министров Украины “Об установлении платы за пользование учебниками в общеобразовательных школах” от 31 августа 1996 года № 1031;

  • Постановления Кабинета Министров Украины “О внесении дополнения к постановлению Кабинета Министров Украины от 31 августа 1996 г. № 1031” от 9 августа 2001 года № 984;

  • пункта 5 Постановления Кабинета Министров Украины “О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 1998 г. № 1128” от 28 апреля 1999 года № 714.

Как отмечается в конституционном представлении, на основании этих постановлений с 1 сентября 1996 года была установлена плата для учеников за пользование учебниками в общеобразовательных школах в размере 20 процентов их первичной стоимости за весь учебный год.

Народные депутаты Украины считают оспариваемые постановления Кабинета Министров Украины неконституционными, ссылаясь на статью 53 Конституции Украины, в частности ее часть третью, о доступности и бесплатности полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

При этом авторы конституционного представления отмечают, что неотъемлемой частью конституционного права на образование является “обеспечение учебниками учеников, которые получают полное общее среднее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях”. Установлением платы для учеников за пользование учебниками в общеобразовательных государственных и коммунальных учебных заведениях, в том числе изданных на венгерском, румынском, польском и других языках национальных меньшинств, по мнению субъекта права на конституционное представление, отменяются государственные гарантии бесплатности полного общего среднего образования граждан Украины (часть вторая статьи 24, статья 53 Конституции Украины).

Исходя из таких обоснований субъект права на конституционное представление считает, что есть основания для признания положений указанных постановлений Кабинета Министров Украины не соответствующими Конституции Украины (неконституционными).
2. По поручению Кабинета Министров Украины (привлеченного к участию в деле на основании статьи 72 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”) Министерство юстиции Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины подготовили объяснения, в которых утверждается, что конституционное представление народных депутатов Украины не обосновано соответствующими нормами Конституции Украины и положениями иных нормативно-правовых актов, а правовые нормы, на которые ссылаются в конституционном представлении, толкуются неправильно. В частности, речь идет о том, что в Конституции Украины не определены понятие “образование”, а также содержание и объем понятия “бесплатность образования”, законами об образовании не возложено на соответствующий орган исполнительной власти бесплатное обеспечение учеников школьными учебниками в общеобразовательных учебных заведениях. Кроме того, имеется ссылка на то, что понятие “бесплатность образования”, используемое в части третьей статьи 53 Конституции Украины, не распространяется на бесплатное пользование учебниками, поскольку этим понятием охватываются все уровни образования, в том числе дошкольное, а организация образования в дошкольных учебных заведениях вообще не требует учебников.

К тому же подчеркивается, что законы Украины в сфере образования не регламентируют бесплатного пользования школьными учебниками. Положение об обеспечении школьников, которые учатся в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками сформулировано только в статье 32 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине”, что является примером несогласования законов.

Президент Украины отмечает, что Конституция Украины провозгласила право на образование и установила обязательность полного общего среднего образования, но определение основ образования отнесла исключительно к законам Украины. В целях реализации указанных конституционных положений в Украине создана система непрерывного образования, обязательной составной частью которой является полное общее среднее образование. При этом работа учеников с учебниками является неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Обеспечивая доступность и бесплатность полного общего среднего образования, государство осуществляет свою публично-правовую обязанность. Свидетельством этого, как считает Президент Украины, есть, в частности, решение в законе о местном самоуправлении вопроса об обеспечении школьников, которые учатся в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками.

Исходя из этого Президент Украины считает, что оспариваемые постановления Кабинета Министров Украины не согласуются с Конституцией и законами Украины.

Председатель Верховной Рады Украины, поддерживая доводы субъекта права на конституционное представление относительно признания неконституционными оспариваемых постановлений Кабинета Министров Украины, утверждает, что юридическая оценка правомерности взыскания платы за пользование учебниками предусматривает необходимость выяснения отдельных понятий, в частности “образование” и “доступность и бесплатность образования”, которые используются в статье 53 Конституции Украины.

По мнению Председателя Верховной Рады Украины, “обеспечение учебниками учеников является составной частью понятия “предоставление образования”, поскольку “процесс получения образования ... включает в себя не только самостоятельную работу, закрепление и проверку знаний, но и, безусловно, предусматривает пользование учебниками”. Установление постановлениями Кабинета Министров Украины платы за пользование учебниками в общеобразовательных учебных заведениях противоречит пункту 2 статьи 116 Конституции Украины, статье 32 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине”, статье 22 Закона Украины “О местных государственных администрациях”.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений утверждают, что оспариваемые постановления Кабинета Министров Украины о введении платы за пользование учебниками в общеобразовательных школах не соответствуют положениям статей 3, 53 Конституции Украины.
3. В процессе рассмотрения дела в открытом пленарном заседании Конституционного Суда Украины Рева А.А., Слишинский В.И. поддержали доводы народных депутатов Украины, изложенные в конституционном представлении, и дополнительно обратили внимание на то, что, поскольку полное общее среднее образование в Украине является обязательным, Конституция Украины установила гарантии получения этого образования. Положениями части третьей статьи 53 Конституции Украины на государство возложена обязанность по обеспечению доступности и бесплатности, в частности, полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях. Ссылаясь на Конвенцию о правах ребенка, представители субъекта права на конституционное представление утверждали, что обязательность получения такого образования касается и государства, и родителей.

Воробьев В.А. поддержал доводы Министерства образования и науки Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, изложенные в письмах в Конституционный Суд Украины, и подчеркнул, что все государственные гарантии должны базироваться на экономической возможности государства. Одной из причин издания Кабинетом Министров Украины оспариваемых постановлений было экономическое положение государства, что обусловило недостаточное выделение средств на образование в Государственном бюджете Украины.

Науменко Г.Г. обратил внимание на то, что бесплатность и доступность образования зависят от “возможностей государства, которыми обеспечивается эта доступность и бесплатность” и что в настоящее время нельзя полностью обеспечить общеобразовательные учебные заведения бесплатными учебниками.

Свириденко А.М. отметил, что в пределах предусмотренных Государственным бюджетом Украины средств общеобразовательные учебные заведения обеспечиваются определенным количеством учебников.

Носов В.В. изложил позицию Президента Украины.

Бауэр М.И., Добкин М.М., Селиванов А.А. поддержали конституционное представление народных депутатов Украины.

Семеркина Е.Н., ссылаясь на изложенную в письмах Министерства юстиции Украины позицию, уточнила, что между законодательством об образовании и законом о местном самоуправлении расхождений нет, а “учебники являются составной частью материально-технической базы”, которая “содержится за счет основателя учебного заведения”.
4. Конституционный Суд Украины, рассматривая настоящее дело, исходит из положений статьи 3 Конституции Украины, согласно которым права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Право каждого на образование закреплено в части первой статьи 53 Конституции Украины.

Конституционные нормы по вопросам образования конкретизированы в законах Украины: “Об образовании”, “О дошкольном образовании”, “Об общем среднем образовании”, “О профессионально-техническом образовании”, “О высшем образовании”, “О внешкольном образовании”.

В соответствии с преамбулой Закона Украины “Об образовании” образование – это основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Как предписано в статье 3 настоящего Закона, право на образование обеспечивается разными формами обучения, перечень которых в ней приведен. Установление системы государственных гарантий дает возможность через разные формы обучения эффективно реализовать конституционное право на образование, которое предусматривает и право на получение обязательного полного общего среднего образования. Согласно части третьей статьи 53 Конституции Украины государство обеспечивает его доступность и бесплатность в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Право каждого на образование признано в действующих международно-правовых актах, в частности в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, статье 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года, которые являются частью национального законодательства Украины.
5. Системно анализируя статью 53 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины констатирует, что положениями частей первой, второй этой статьи признается право каждого на образование и закрепляется обязательность полного общего среднего образования. Это означает, что обязательность такого образования распространяется не только на учеников, но и на родителей, которые должны создать условия для воспитания, развития ребенка и получения им полного общего среднего образования, а также и на государство, которое обязано обеспечить возможность каждого иметь полное общее среднее образование.

По содержанию части второй статьи 53 Конституции Украины полное общее среднее образование выделяется среди других видов образования, определенных в части третьей настоящей статьи.

Общее среднее образование – это целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, являющееся основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности (часть первая статьи 3 Закона Украины “Об общем среднем образовании”).

Анализ положений частей второй, третьей статьи 53 Конституции Украины относительно обязательности и доступности образования дает основания считать, что обязанность создать условия для получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях Конституция Украины возлагает на государство. С доступностью обязательного полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях связана бесплатность. Это положение отражено в части второй статьи 35 Закона Украины “Об образовании”, согласно которой государство гарантирует молодежи право на получение бесплатного полного общего среднего образования, и статьях 2, 6 Закона Украины “Об общем среднем образовании”, в соответствии с которыми гражданам Украины обеспечивается доступность и бесплатность его получения в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Бесплатность пользования школьными учебниками в общеобразовательных учебных заведениях, о чем идет речь в конституционном представлении, непосредственно не следует из понятия “бесплатность образования” (часть третья статьи 53 Конституции Украины). Однако для учеников общеобразовательных государственных и коммунальных учебных заведений школьные учебники должны быть доступными и предоставляться им в бесплатное пользование, что является одной из государственных гарантий получения обязательного полного общего среднего образования.

По содержанию действующего законодательства Украины об образовании полное общее среднее образование получают прежде всего путем использования учебников как средств реализации
учебно-воспитательных задач, которые поставлены перед общеобразовательными учебными заведениями. Эффективность получения такого образования зависит от обеспечения доступа учеников к школьным учебникам, поскольку их наличие или отсутствие является важным критерием качества образования.

Одним из требований, относящихся к материально-технической базе общеобразовательных учебных заведений, является обязательное наличие школьных учебников как элемента учебно-воспитательного процесса (часть вторая статьи 44 Закона Украины “Об общем среднем образовании”). Именно поэтому согласно статье 32 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится обеспечение учеников, которые учатся в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками.

Таким образом, школьный учебник является традиционным, интегрирующим и организующим средством усвоения учениками знаний. Гарантией получения обязательного полного общего среднего образования, его доступности и бесплатности в государственных и коммунальных учебных заведениях является обеспечение государством бесплатного предоставления ученикам в пользование школьных учебников.

Это подтверждают и научные выводы Академии педагогических наук Украины, Академии правовых наук Украины, Института государства и права им. В.М.Корецкого НАН Украины, Института законодательства Верховной Рады Украины.

Надлежащее размещение, учет и сохранение, в частности, школьных учебников и их выдача ученикам возлагается на библиотеку общеобразовательного государственного и коммунального учебного заведения, что действует на основании Закона Украины “О библиотеках и библиотечном деле”, Положения о библиотеке общеобразовательного учебного заведения Министерства образования Украины, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 14 мая 1999 года
№ 139. Согласно подпункту 1.6 этого Положения библиотека доступна и бесплатна для учеников.

Общее количество условных экземпляров школьных учебников и объем государственного заказа на выпуск печатной продукции для общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности определяет Кабинет Министров Украины. Издание школьных учебников осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Следовательно, бесплатное пользование школьными учебниками является одной из государственных гарантий получения обязательного полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

На основании вышесказанного Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что оспариваемые постановления Кабинета Министров Украины в части установления платы за пользование школьными учебниками в общеобразовательных государственных и коммунальных учебных заведениях не соответствуют положениям статьи 53 Конституции Украины.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, 152 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 73 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”, Конституционный Суд Украины
решил:
1. Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения постановлений Кабинета Министров Украины “Об установлении платы за пользование учебниками в общеобразовательных школах” от 31 августа 1996 года № 1031, “О внесении дополнения к постановлению Кабинета Министров Украины от 31 августа 1996 г. № 1031” от 9 августа 2001 года № 984 и пункта 5 Постановления Кабинета Министров Украины “О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 1998 г. № 1128” от 28 апреля 1999 года № 714 в части установления платы за пользование школьными учебниками в общеобразовательных государственных и коммунальных учебных заведениях.
2. Положения указанных постановлений Кабинета Министров Украины, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины настоящего Решения.
3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.
Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в “Віснику Конституційного Суду України” и в иных фициальных изданиях Украины.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение iconРешение, заполнив предлагаемую заявку. Полученная от Вас информация...
Вы приняли решение сертифицировать систему менеджмента в системе sic. Просим документально подтвердить Ваше решение, заполнив предлагаемую...

Решение iconРешение матричной игры (2х2)
При наличии седловой точки решение очевидно, тогда в соответствии с основной теоремой игра имеет оптимальное решение в смешанных...

Решение iconРешение от 23. 09. 2011
Данное решение в официальном издании горсовета «Муниципальная газета»

Решение iconРешение " " января
Данное решение в городской газете «Керченский рабочий»

Решение iconРешение «02» 04
Данное решение в средствах массовой информации и разместить на сайте городского совета

Решение iconРешение " "
Данное решение в городской газете «Керченский рабочий»

Решение iconРешение от 05. 12. 2013г. №26/394
Данное решение подлежит обнародованию на официальном сайте Краснодонского городского совета

Решение iconУкраина автономная Республика Крым
Решение о внесении изменений в решение сессии районного совета от 11. 10. 2012г. №400-24/6

Решение iconРешение 090409 ukr zh
Настоящим прилагается решение, вынесенное Дисциплинарным комитетом фифа 26 ноября 2009 г по вышеуказанному делу

Решение iconУрок-сказка «Теремок» по математике в 1 классе на тему
Составление и решение примеров в пределах 10. Решение задач на сложение и вычитание. Распознавание

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<