Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений»




Скачать 377.4 Kb.
НазваниеКурсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений»
Дата публикации06.04.2014
Размер377.4 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Товарный знак как объект гражданских правоотношений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИМЭИ КУРСОВАЯ РАБОТА Студента группы Ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» Консультант: Мосендз Василий Яковлевич г. Москва 2000 План I. Введение II. Понятие товарного знака III. Регистрация товарного знака IV. Коллективные товарные знаки V. Использование товарного знака VI. Передача товарного знака VII. Прекращение правовой охраны товарного знака VIII. Судебная практика IX. Заключение X. Литература Все неопределенные ссылки на статьи относятся к Закону РФ «о товарных знаках» I. Введение Появление товарного знака связано с возникновением индивидуальноготоварного производства в средневековой Европе. Его формирование иоформление в современном понимании шло вместе с развитием частнойсобственности и рынка. В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежныхотношений, необходимости насыщения рынка различными товарами средстваиндивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм четко воспринимает реакцию потребителя напроизведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. Вэтом процессе товарные знаки и наименования мест происхождения товаров,являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностьюи торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвногопродавца, непременного участка рыночных отношений. Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализироватьтоварные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируюткачество товаров, служат активным средством привлечения к ним вниманияпокупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары. В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации ипродвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения ихправовой охраны. Товарный знак как блок информации, внедренный в сознание покупателя,определяет его поведение на рынке товаров и услуг. Без него производительвыпадает из активной конкуренции. Этим объясняется то, что по мере развитиярынка российские предприниматели, осознавая значение товарного знака,постепенно все с большей активностью овладевают средствами его защиты отвозможных посягательств. II. Понятие товарного знака Согласно ст. 1, товарным знаком и знаком обслуживания признаютсяобозначения, способные отличать соответственно товары и услуги однихюридических и физических лиц от однородных товаров и услуг другихюридических и физических лиц. В определении понятия товарного знака проявлена основная функция данногообъекта промышленной собственности - способность отличать,индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее измассы однородной продукции. Данное определение аналогично определению в ст.138 ГК РФ, где товарный знак и знак обслуживания отнесены к средстваминдивидуализации продукции, выполняемым работам или услугам. Действующие в мире законодательства в области товарных знаков, какправило, не содержат определения понятия товарного знака. Чаще всего в нихустанавливаются условия, которым должен соответствовать этот объект. Вместес тем, в них обычно определяется способность обозначенияиндивидуализировать товар и, следовательно, выделять его среди однородныхтоваров, производимых другими изготовителями (Австрия, Испания, Швейцария,Франция, Япония). По Закону Австрии товарными знаками могут быть особые обозначения,служащие для того, чтобы отличать в торговом обороте товары или услугиодного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий.Закон Великобритании установил в статье I, что товарный знак - это любоеобозначение, которое обладает способностью отличать товары и услуги одногоизготовителя от товаров и услуг других. В соответствии с Законом США(статья 45) товарный знак - это любые слова, имена, символы или обозначенияили любые их комбинации, признанные и используемые производителем илиторговцем для обозначения своих товаров и отличия их от таких же товаров,производимых и продаваемых другими лицами. Законодательства по товарным знакам разных стран мира не обнаруживаютединого подхода в регулировании вопроса о возникновении права на знак.Основаниями для этого в подавляющем большинстве стран является регистрациязнака в патентном ведомстве или применение (фактическое использование)знака в хозяйственном обороте. Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системеобъясняется рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числетаких преимуществ можно выделить следующие: 1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и переченьтоваров, для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно вслучае возникновения спора по товарным знакам. При коллизии положениевладельца товарного знака, его зарегистрировавшего, является более прочными выгодным в суде, так как бремя доказывания нарушения полностью лежит надругой стороне. При системе преждепользования это бремя ложится на обеспорящие стороны; 2. Регистрация является средством оповещения (информирования)производителей и потребителей об установлении на знак исключительногоправа. Такое оповещение осуществляется через публикацию в официальномбюллетене патентного ведомства. Это имеет значение для предупреждениявозможных правонарушений, служит гарантией защиты прав владельца товарногознака и интересов потребителей. Кроме этого, информирование черезпубликацию помогает разработчикам знаков создавать обозначения, обладающиеоригинальностью и новизной, т.е. отвечающие требованиям, предъявляемымзаконодательством к товарным знакам; 3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательноеусловие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки нарегистрацию товарного знака по международной процедуре; 4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителюпользоваться правом конвенционного приоритета в силу Парижской конвенции; 5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхожденияявляется обязательным требованием законодательств некоторых стран длярегистрации на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария,Италия, Испания, Дания). Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона - этоюридические лица, а также физические лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары,оказывают услуги или занимаются посреднической или иной деятельностью всоответствии с законодательством Российской Федерации. Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное российскимЗаконом, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков вспекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не оказывающимиуслуг. Подобная регистрация может привести к возникновению препятствий дляиспользования сходных товарных знаков на рынке, усложнению экспертизы позаявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой фондов зарегистрированныхтоварных знаков, к внесению в реестры товарных знаков, в частности вГосударственный реестр товарных знаков Российской Федерации "мертвых"товарных знаков. Признание правомочия лица, занимающегося предпринимательскойдеятельностью (промышленной, коммерческой), - характерное требование,содержащееся в законодательствах многих ведущих стран мира (Германия,Япония, Италия, Швейцария и др.). На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 3 Законавыдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак. Свидетельствоудостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца натоварный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Права и обязанности владельца товарного знака. Положение обисключительном праве владельца товарного знака закреплено в п. 1 ст. 4Закона. Оно изложено как в позитивной, так и в негативной форме: владелецзнака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещатьего использование другими лицами. За лицом, обладающим исключительнымправом на товарный знак, признаются все правомочия, которыми наделяетсясобственник материальных объектов. Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобыпредоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака,исключая из числа пользователей всех других лиц. Таким образом, право натоварный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется правозапрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имяобозначение. Никто, кроме управомоченного лица, не может пользоватьсязнаком. Любое использование знака другими лицами без согласия владельца вкакой-либо форме составляет правонарушение. При этом сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве; территорией страны регистрации; сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован. П. 2 ст. 4 определяет действия, которые могут быть квалифицированы какнарушения прав владельца товарного знака. Нарушением признаетсянесанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже,продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой цельютоварного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения,сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. В соответствии с п. 1 ст.5 Закона в качестве товарных знаков могут бытьзарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначенияили их комбинации. При этом: к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющиесловесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, атакже их сочетания. к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ,предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композициилиний, пятен, фигур на плоскости. к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры икомбинации линий, фигур. к комбинациям обозначениям относятся комбинации элементов разногохарактера, изобразительных, словесных, объемных и т.д. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовомсочетании. Содержание указанной статьи свидетельствует о том, что по российскомуЗакону на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлендостаточно широкий (по форме выражения) перечень обозначений. Наибольшее распространение в нашей стране получили изобразительныезнаки, зарегистрированные на имя отечественных заявителей. Это знакивстречаются в виде изображений животных, людей, птиц, растений, орнамента. В настоящее время лидирующее положение среди действующих в мире знаковзанимают словесные. Такие знаки могут быть представлены в виде именсуществительных, фамилий, названий предметов. Ими могут быть и вымышленныеслова. В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленныхвидов знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции,Австралии установлены ограничения на использование в качестве товарныхзнаков фамилии, поскольку это может препятствовать другим лицам с такой жефамилией пользоваться ею в хозяйственном обороте. Далеко не во всех странах охраняются объемные (трехмерные,пространственные) знаки. К объемным знакам отнесены формы самих товаров илиих упаковки. Различительная способность этого вида знака определяетсяоригинальностью его выполнения. Однако форма товара или его упаковки недолжна обусловливаться их функциональным назначением. Наиболеераспространенными объемными знаками являются разнообразные упаковкитоваров, среди которых преобладают бутылки, флаконы, коробки; оригинальныеформы самих изделий, например шоколада, мыла в виде различных фигур зверей,фруктов, цветов. Закон о товарных знаках России дает возможность регистрировать вкачестве товарных знаков "другие обозначения". Указанная формулировка имеетв виду так называемые "особые или экзотические" знаки, к которым мироваяпрактика относит обозначения, представленные в самых необычных формах ивыражениях. Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другиеобозначения. Из них на практике некоторое распространение получили звуковыеобозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той,или иной передачи или программы и др., используемые как заставки к радио- ителепередачам). Законодательства по товарным знакам большинства стран не допускаютрегистрации "особых" обозначений в качестве товарных знаков. Исключение изних составляют лишь звуковые знаки, получившие правовое регулирование втаких странах, как США, Франция, Болгария, Венгрия, Румыния, Польша. Требования, предъявляемые к товарным знакам, устанавливаются ст.ст. 6 и7 российского Закона. При этом в ст. 6 определены абсолютные (безусловные),а в ст. 7- иные (относительные) основания для отказа в регистрациитоварного знака. Эти требования изложены в негативной форме, путемопределения перечней обозначений, которые не могут быть предметом охраны вкачестве товарного знака. Ст. 6 отечественного закона называет в обобщенном виде группыобозначений, которые ни при каких словиях не могут быть зарегистрированыкак товарные знаки. В п. 1 этой статьи включены в основном обозначения, необладающие различительной способностью, а в п. 2- ложные или способныеввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя,а также противоречащие по своему содержанию общественным интересам,принципам гуманности и морали. Данная статья соотносится с Парижскойконвенцией. В числе обозначений, запрет на регистрацию которых в качестве товарныхзнаков установлен п. 1, основное место занимают обозначения, не обладающиеразличительной способностью. К ним могут быть отнесены: - обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющиехарактерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесногохарактера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, необразующие композиций, дающих качественно иной уровень; - реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые нарегистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; - трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительнофункциональным назначением; - общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простыеуказания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятыесокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и ихаббревиатуры (СКБ, АОЗТ, АООТ, ВОС, ВОГ и др.). Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих также изобозначений: - вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаровопределенного вида. Под таким обозначением понимается обозначение, используемое дляопределенного товара, которое в результате его длительного применения дляодного и того же товара или товара того же вида различными производителямистало видовым понятием (рубероид, пульман, нейлон, перлон и др.); - являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятымсимволам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасльхозяйства или область деятельности, к которым относятся товары,содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрациятоварного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике(шестерня для машиностроения, чаша со змеей для медицины, шлем Меркурия дляторговли и др.). К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные дляконкретных областей науки и техники (ампер, люкс, катет и др.); - указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение,ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта. К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименованиятоваров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров(в том числе носящие хвалебный характер, например "супер", "экстра", "люкс", "single"), указания материала или состава сырья (monolith - дляжелезобетонных конструкций; "metall"- для фасонного литья); указания веса,объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории созданияпроизводства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителейтоваров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично илиполностью из географических обозначений, которые могут быть восприняты какуказания на место нахождения изготовителя товара. Среди названных обозначений особого внимания требуют подходы кгеографическим названиям. В тех случаях, когда они не вызывают ассоциации сместом производства или сбыта товара, они могут быть предметом регистрациив качестве товарного знака. Так, например, слово "Everest" не ассоциируетсяс местом производства сигарет, слово "Alpina" - магнитофонов, а слово"Аляска" - обуви. К этой же категории обозначений относятся малоизвестные географическиенаименования, такие, как "Агидель" (небольшая река на Урале), или "Свитязь"(озеро в Рязанской области), которые воспринимаются потребителем какизобретенные фантазийные слова. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона обозначения, не обладающиеразличительной способностью, о которых шла выше речь, могут быть включеныкак неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в немдоминирующего положения. Кроме этого, в указанном пункте содержится запрет на регистрациютоварных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собойгосударственные гербы, флаги, эмблемы; официальные названия государств,эмблемы, сокращенные или полные наименования международныхмежправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные ипробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных сними до степени смешения. Не может быть предметом регистрации эмблема Организации ОбъединенныхНаций (ООН), специализированных учреждений ООН и других организаций,созданных на основании международных договоров. По этой же причинезапрещается регистрация и использование в качестве товарного знакаизображения Красного Креста и Красного Полумесяца, Красного Льва и КрасногоСолнца, поскольку такой запрет предусмотрен Женевским соглашением 1938 г. В п. 2 ст. 6 устанавливается запрет на регистрацию обозначений,являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителяотносительно товара или его изготовителя. К таким обозначениям относятся обозначения, порождающие в сознаниипотребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителеили месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложнымили вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов; Стилизованное изображение храма Василия Блаженного должнорассматриваться как ложное в отношении изготовителя, находящегося воВладивостоке, а изображение Эйфелевой башни - в отношении заявителя изГермании. В соответствии с этим не допускается регистрация в качестве товарногознака или его элементов обозначений, противоречащих общественным интересам,принципам гуманности и морали. По этой причине не могут быть предметомохраны обозначения, изображающие насилие, убийства, непристойногосодержания, оскорбляющие человеческое достоинство, чувства верующих,призывы антигуманного характера и т.п. Кроме этого, представляется в рамках названной статьи отрегулироватьситуацию, когда по общему правилу обозначение не обладает различительнойспособностью и ему должно быть отказано в регистрации, однако в силудлительного использования оно фактически приобрело такую способность, т.е.стало "общеизвестным" знаком, а, следовательно, может быть предметом охраны("ВМW","ТДК"). Наряду с абсолютными (безусловными) основаниями в Законе в ст. 7установлены иные (относительные) основания для отказа. Не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные достепени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными илизаявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица вотношении однородных товаров. В процессе сравнения обозначений оцениваются в первую очередь их общие,а не отличающие элементы. С этой целью определяется вид знаков, их общеезрительное восприятие, смысловое значение, различительные элементы,графическое написание и т.д. Новизна знака устанавливается в зависимости от сферы его применения,т.е. носит ограниченный относительный характер. Обозначение должноотличаться по отношению не ко всем товарным знакам, а лишь к тем, которыепредназначены для аналогичных или однородных (подобных) товаров.Тождественный или сходный знак может быть зарегистрирован для неоднородныхтоваров. В этом просматривается принципиальная разница в требовании новизныв связи с товарными знаками и другими объектами промышленной собственности.Названное требование применительно к товарным знакам являетсяотносительным, а применительно, например, к изобретениям - абсолютным. При установлении однородности товаров определяется принципиальнаявозможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этихтоваров к одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид)товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условиясбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. В отличие от патентного права законодательство по товарным знакам неисключает возможности после прекращения охраны знака вновь зарегистрироватьего на имя этого и даже иного лица. П. 1 ст. 7 предусматривает возможность отказа в регистрации обозначению,если оно тождественно или сходно до степени смешения с товарными знакамидругих лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоровРоссийской Федерации. Указанное положение относится к международнымтоварным знакам, получившим правовую охрану на территории России попроцедуре Мадридского соглашения. Такие знаки должны охраняться безрегистрации в силу обязательств, вытекающих для Российской Федерации изучастия в Парижской конвенции. Мировая практика свидетельствует о том, что"общеизвестным" знакам, как правило, предоставляется более широкая охрана,чем "рядовым". К таким знакам обычно относят обозначения, известные широкимслоям потребителей благодаря большому объему их использования и интенсивнойрекламе. Преимущества, предоставляемые общеизвестным знакам, объясняются, с однойстороны, интересами владельца знака, а с другой - интересами потребителя.Такие знаки не только охраняются без регистрации, но в ряде стран импредоставляется охрана за рамками конкретных товаров, для которых онииспользуются. Исходя из ст. 7, не могут быть также зарегистрированы в качестветоварных знаков обозначения, если они тождественны или сходны с охраняемымив Российской Федерации наименованиями мест происхождения товаров, кромеслучаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак,регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.Заявителю, подающему заявку на регистрацию обозначения "Хохлума"предназначенного для деревянной посуды, должно быть отказано в связи с егосходством с наименованием места происхождения товара Хохлома. В соответствии с п. 2 ст. 7 не регистрируются в качестве товарных знаковобозначения, воспроизводящие некоторые объекты промышленной собственности,авторского права и личного неимущественного права. В указанных случаях речьидет не о сходстве, а о тождестве заявляемого и противопоставляемогообозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных Законом, установленыконкретные условия, при которых запрещается регистрация заявляемогообозначения.Не регистрируются в качестве товарного знака - промышленные образцы, права на которые принадлежат другим лицам; - названия известных в Российской Федерации произведений науки,литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусстваили их фрагменты без согласия обладателя авторского права или егоправопреемников; - фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимилеизвестных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующегокомпетентного органа или Федерального собрания Российской Федерации, еслиэти обозначения являются достоянием истории и культуры России. Наибольшую сложность при реализации положений п. 2 ст. 7 представляеттребование о запрете на регистрацию обозначений, воспроизводящих известныена территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть),принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее датыпоступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. III. Регистрация товарного знака В статьях 8-13 декларируется ряд прав и льгот, позволяющих заявителю: - в течение определенного срока по собственной инициативе дополнять,уточнять или исправлять материалы заявки; - отзывать заявку на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее датырегистрации товарного знака; - знакомиться с материалами, указанными в решении экспертизы; - запрашивать в установленный срок после получения решения по заявкекопии противопоставленных заявленному обозначению материалов; - первоначально представлять прилагаемые к заявке материалы на любомязыке; - продлевать при соблюдении установленных условий срок представлениядополнительных материалов по запросам экспертизы, а также восстанавливатьпропущенный срок для подачи возражения в Апелляционную палату Патентноговедомства (далее Апелляционная палата) и получения копии материалов,указанных в решении экспертизы. Законом регулируется порядок оформления прав на товарный знак. В соответствии со ст. 8 заявка подается юридическим или физическимлицом в Патентное ведомство в 2 экземплярах и должна относиться к одномутоварному знаку. Заявка должна включать следующие документы: - заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака суказанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства; - заявляемое обозначение и его описание; - перечень товаров, для которых испрашивается регистрация знака,сгруппированных по классам. По российскому Закону, как и по законодательству многих стран мира,заявка может быть многоклассовой, хотя такая возможность не предоставляетсязаконодательствами, к примеру, таких стран, как Испания, Япония, Мексика,Новая Зеландия. В упомянутых странах для регистрации одного и того жезнака, предназначенного для товаров, находящихся в разных классах,необходимо подавать самостоятельные заявки. Заявка на регистрацию товарного знака представляется на русском языке. Кней должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины вустановленном размере. Если заявка подается на регистрацию коллективного знака, к нейприлагается устав коллективного знака. Устав коллективного знака всоответствии с п.1 ст. 21 Закона содержит наименование объединения,уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя, переченьпредприятий, имеющих право пользования этим знаком (с указанием полногоофициального наименования и местонахождения), цель его регистрации,перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров,которые будут обозначаться коллективным знаком, условия его использования,порядок контроля за его использованием, ответственность за нарушение уставаколлективного знака. Заявка на регистрацию знака может быть подана заявителем лично или черезпатентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Дляиностранных юридических или постоянно проживающих за пределами РоссийскойФедерации физических лиц обязательно патентное представительство черезпатентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве. Требованияк патентным поверенным, порядок их аттестации и регистрации определяютсяПоложением о патентных поверенных, утверждаемым Правительством РоссийскойФедерации. К заявке, подаваемой через патентного поверенного, прилагаетсядоверенность, выданная ему заявителем и удостоверяющая его полномочия, либонадлежащим образом оформленная копия доверенности. Доверенность на представительство перед Патентным ведомством,оформляемая в Российской Федерации, совершается в простой письменной формеи не требует нотариального заверения. Доверенность патентному поверенному, зарегистрированному в Патентномведомстве, на представительство интересов иностранного юридического илифизического лица, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации,может быть выдана как самим этим лицом, так и его патентным поверенным,имеющим соответствующую доверенность, выданную заявителем. Доверенность, выдаваемая заявителем на имя патентного поверенного,должна отвечать следующим условиям: - доверенность подписывается выдавшим ее лицом; - доверенность выдается на имя физического лица, зарегистрированного вПатентном ведомстве в качестве патентного поверенного; - в доверенности должен указываться объем полномочий патентногоповеренного; - в доверенности должна быть указана дата ее совершения, без которой онанедействительна. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если указанный вдоверенности срок действия превышает три года, она считается действительнойв течение трех лет с даты ее совершения. Если срок действия не указан, доверенность считается действительной втечение одного года с даты ее совершения. Доверенность, оформляемая за пределами Российской Федерации,составляется в порядке и на срок, предусмотренные законодательством страны,где она совершается, и легализуется в консульском учреждении РоссийскойФедерации, кроме случаев, когда легализация не требуется в силумеждународных договоров Российской Федерации или на основе принципавзаимности. Если доверенность выдана на имя нескольких патентных поверенных,зарегистрированных в Патентном ведомстве, то дела по регистрации товарногознака по заявке ведутся любым из них. Любое действие патентного поверенного, на которое он уполномочен вдоверенности, расценивается как действие заявителя. К заявке с испрашиванием конвенционного приоритета прилагается копияпервой заявки, поданной заявителем в государстве - участнике Парижскойконвенции, которая представляется не позднее трех месяцев с датыпоступления конвенционной заявки в Патентное ведомство. Просьба об установлении конвенционного приоритета может бытьпредставлена при подаче заявки или с течение двух месяцев с датыпоступления заявки в Патентное ведомство. К заявке с испрашиванием выставочного приоритета прилагается документ,подтверждающий правомерность испрашивания такого приоритета, которыйпредставляется не позднее трех месяцев с даты поступления заявки вПатентное ведомство. Представленный заявителем документ должен подтверждать статус выставкикак официальной или официально признанной международной, организованной натерритории одного из государств-участников Парижской конвенции, исодержать: наименование лица, экспонировавшего товары, обозначение,перечень обозначенных им товаров и услуг, а также дату начала открытогопоказа экспонатов на выставке. Документ должен быть заверен администрациейили оргкомитетом соответствующей выставки. Просьба об установлении выставочного приоритета может быть представленапри подаче заявки или в течение двух месяцев с даты поступления заявки вПатентное ведомство. Предусмотренный Законом порядок составления и подачи заявки нарегистрацию товарного знака свидетельствует о том, что ведомство не требуетна этом этапе от заявителя представления документов, подтверждающих, чтозаявитель занимается предпринимательской деятельностью, выписок изреестров, различных доказательств о том, что он выпускает товары илиоказывает услуги, соответствующие тем, которые указаны в заявке. Приоритет товарного знака, заявка на регистрацию которого подана,определяется по дате ее поступления в Патентное ведомство. Кроме этого, в силу положений ст. 9 Закона, заявителю предоставляетсявозможность истребования конвенционного, выставочного и международногоприоритетов. Конвенционный приоритет, предусмотренный Парижской конвенцией,устанавливается по дате подачи первой правильно оформленной заявки вгосударстве - участнике названной Конвенции при условии поступления заявкив российское Патентное ведомство в течение 6 месяцев с даты подачи первойзаявки. Кроме этого, приоритет товарного знака может быть выставочным, т.е.устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на официальнойили официально признанной международной выставке, организованной натерритории одного из государств - участников Парижской конвенции приусловии поступления заявки в российское Патентное ведомство в течение 6месяцев с вышеуказанной даты. Положение о выставочном приоритетесоответствует статье II Парижской конвенции. Конвенционный и выставочный приоритеты необходимо заявлять при подачезаявки (или в течение двух последующих месяцев). При этом прилагаютсяподтверждающие такой приоритет документы (или подаются в течение трехпоследующих месяцев). Приоритет товарного знака может быть установлен по дате международнойрегистрации (внесения знака в Международный реестр) в соответствии сусловиями Мадридского соглашения. Заявка, поданная в Патентное ведомство, подвергается проверке.Экспертиза заявки на товарный знак по российскому законодательству включаетдва этапа - предварительную экспертизу и собственно экспертизу заявленногообозначения. Заявитель до принятия по заявке решения вправе дополнять, уточнять илиисправлять материалы заявки (дополнительные материалы). Если такиематериалы изменяют заявку по существу, они не принимаются к рассмотрению имогут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки. Кроме того, дополнительные материалы представляются заявителем позапросу экспертизы в течение двух месяцев с даты получения запроса.Указанный срок может быть продлен по просьбе заявителя. При нарушениипоследним этого срока или оставлении им запроса экспертизы без ответазаявка считается отозванной. Срок проведения предварительной экспертизы заявки составляет один месяцс даты ее поступления в Патентное ведомство. Предварительная экспертизазаключается в проверке содержания заявки, наличия необходимых документов, атакже их соответствия установленным требованиям. Предварительная экспертизазавершается либо принятием заявки к рассмотрению, либо отказом в еепринятии. После завершения предварительной экспертизы проводится экспертизазаявленного обозначения, в ходе которой проверяется его соответствиетребованиям статьи 1 (определение товарного знака), статьи 6 (абсолютныеоснования для отказа в регистрации) и пункта 1 статьи 7 (иные основания дляотказа в регистрации). Закон не предусматривает проведения экспертизы заявленного обозначенияна его соответствие требованиям п. 2 ст. 7, содержащей запрет нарегистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящихфирменные наименования, промышленные образцы, объекты авторского и личногонеимущественного права. Нарушение упомянутой нормы может явиться основанием для аннулированиярегистрации товарного знака в соответствии со ст.ст 18-19 российскогоЗакона. Положительный исход экспертизы завершается решением о регистрациитоварного знака; в противном случае выносится решение об отказе врегистрации товарного знака. В решении о регистрации товарного знака приводятся следующие сведения: - регистрируемое в качестве товарного знака обозначение; - владелец товарного знака; - дата поступления заявки; - приоритет товарного знака; - перечень товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ, для которыхрегистрируется товарный знак. В решении об отказе в регистрации товарного знака приводятся основанныена Законе мотивы отказа в регистрации товарного знака. В соответствии с п.3 ст. 12 Закона решение о регистрации товарного знакаможет быть пересмотрено до даты регистрации в связи с поступлением заявки,пользующейся более ранним приоритетом на основании международных договоровРоссийской Федерации, в частности Парижской конвенции и Мадридскогосоглашения. В процессе осуществления работ по совершенствованию действующего Законаобсуждается возможность включения в него положения о том, что в ходеэкспертизы может быть вынесено предварительное решение об отказе врегистрации товарного знака. Такая возможность предусмотрена условиямиМадридского соглашения и применяется при рассмотрении международных заявок.Для заявителя устанавливается срок ответа на предварительное решениеПатентного ведомства. Если заявитель нарушает этот срок или оставляетпредварительное решение без ответа, принимается решение об отказе врегистрации знака. В зависимости от уровня и характера экспертной проверки системыэкспертизы делятся на два вида: явочная и проверочная. Явочная (формальная) - предполагает лишь проверку формальных признаковзаявки. В подавляющем большинстве ведущих стран мира осуществляется проверочная(материальная) экспертиза, предполагающая проведение после первого этапа(после формальной или предварительной экспертизы) исследования заявленногона регистрацию обозначения. Однако и материальная экспертиза бываетнеравноценной - степень ее полноты может быть неодинаковой, различнойглубины. Исходя из этого, материальная экспертиза может быть ограниченнойили полной. В законодательстве предусмотрена также возможность восстановленияпропущенных сроков. Так, срок на представление дополнительных материалов позапросу экспертизы, а также на обжалование решений экспертизы вАпелляционную палату или месячный срок на ознакомление с материалами,указанными в решении экспертизы, пропущенные заявителем, могут бытьвосстановлены Патентным ведомством. Для этого необходимо ходатайствозаявителя, поданное не позднее двух месяцев по истечении вышеуказанныхсроков при условии подтверждения уважительных причин их пропуска и уплатыпошлины. Порядок оформления прав владельца знака определяется в ст.ст. 15-17Закона. Это оформление завершается получением свидетельства на товарныйзнак и публикацией сведений о регистрации Патентным ведомством. Патентное ведомство в течение одного месяца с даты получения документаоб уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака вГосударственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РоссийскойФедерации (далее Реестр). В указанный Реестр вносятся следующие данные: - товарный знак; - сведения о его владельце; - дата приоритета товарного знака и дата его регистрации; - перечень товаров, для которых зарегистрирован знак; - другие сведения, относящиеся к регистрации знака; - последующие изменения этих сведений. В течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака в РеестреПатентное ведомство выдает владельцу свидетельство на товарный знак. Ст. 16 предусматривает срок действия регистрации товарного знака в 10лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Продление производится по заявлению владельца, поданному в течениепоследнего года действия регистрации, каждый раз на десять лет. Возможность неоднократного продления срока действия регистрации являетсяконцептуальным положением законодательств в области товарных знаков. Приэтом продление осуществляется каждый раз на тот же срок, что ипервоначальная регистрация. Отечественное законодательство предусматривает льготный срок дляпродления срока действия регистрации знака. Этот срок составляет шестьмесяцев после истечения срока действия регистрации. Он предоставляется походатайству владельца знака при условии уплаты дополнительной пошлины. В соответствии со ст. 17 Закона в регистрацию товарного знака наосновании уведомлений владельца вносятся изменения (в Реестр и всвидетельство на товарный знак), за что взимаются соответствующие пошлины.В частности, владелец знака должен вносить изменения относительно своегонаименования, фамилии, имени или отчества, сокращения перечня маркированныхтоваров, отдельных элементов знака, не меняющих его существа. Вместе с тем Закон не предусматривает возможности расширения перечнятоваров, для которых зарегистрирован знак, даже в случае, если эти товарыотнесены к классам, уже зафиксированным в свидетельстве на товарный знак. Ст. 18 Закона установлен порядок и раскрыто содержание сведений,которые после внесения в Реестр и свидетельство публикуются в официальномбюллетене Патентного ведомства. Такая публикация производится в течениешести месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре или с датывнесения в Реестр изменений в регистрацию знака. В соответствии со ст. 10-12 Закона заявка на товарный знак проходитэкспертизу, по результатам ее принимается решение о регистрации или отказев регистрации, которое может быть обжаловано путем подачи возражений вАпелляционную палату Патентного ведомства, а затем в Высшую патентнуюпалату. Судебная защита возможна только в сфере использования товарного знака. Такая точка зрения находится в противоречии с п. 2 ст. 11 Гражданскогокодекса РФ, согласно которому защита гражданских прав в административномпорядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение,принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Иначеговоря, суд контролирует законность решений административных органов вобласти гражданских правоотношений. Это подтверждается судебной практикой. Арбитражный суд не принял к производству иск организации о признаниинедействительным решения Апелляционной палаты об отказе в регистрациитоварного знака. По делу был принесен протест, удовлетворяя которыйПрезидиум ВАС РФ указал на то, что оспоренное право на товарный знакподлежит защите, если до обращения в суд соблюден административный порядокурегулирования разногласий, установленный законом. IV. Коллективные товарные знаки Ст.ст 20-21 действующего Закона предусматривается возможностьрегистрации так называемых коллективных знаков. Упомянутые нормы являютсявесьма актуальными в условиях многообразия форм собственности, широкихвозможностей для образования в России различных объединений юридическихлиц. Коллективные знаки в отличие от товарных знаков (индивидуальных)используются для маркировки товаров, разрабатываемых, изготовляемых илиреализуемых несколькими предприятиями, юридически самостоятельными, ноэкономически связанными между собой, добровольно объединившимися дляосуществления совместной работы, в результате чего товары приобретаютединые качественные или иные общие характеристики, которые должны постоянноподдерживаться. Особые условия их регистрации предусматривают требование представленияустава о применении коллективного знака, в котором фиксируются взаимныеправа и обязанности членов добровольного объединения, условия использованияколлективного знака и контроля за его использование. В соответствии с п.1ст. 21 Закона к заявке на регистрацию коллективного знака прилагается уставо применении коллективного знака, который содержит наименованиеобъединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на своеимя, перечень предприятий, имеющих право пользования этим знаком, цель егорегистрации, перечень и единые качественные или иные общие характеристикитоваров, которые будут обозначаться коллективным знаком, условия егоиспользования, порядок контроля за его использованием, ответственность занарушение устава о применении коллективного знака. Таким образом, коллективный знак - объект исключительного праваобъединения в целом - не может принадлежать совместно организациям,входящим в данное объединение. Это позволяет объединению устанавливатьусловия пользования коллективным знаком. Кроме того, к пользователямколлективным знаком относятся только те хозяйствующие субъекты, которые поЗакону наделяются субъективным правом на индивидуальный товарный знак (т.е.юридические лица и граждане-предприниматели). Российское законодательство проявляет и ряд других особенностей,связанных с регистрацией коллективных знаков. В Реестр и свидетельство на коллективный знак в качестве дополнительныхвключаются сведения о предприятиях, имеющих право пользования коллективнымзнаком. Такие сведения вместе с уставом о применении коллективного знака,сведениями о единых качественных или иных общих характеристикахсоответствующих товаров публикуются в официальном бюллетене Патентноговедомства. О любых изменениях в уставе о применении коллективного знака еговладелец сообщает этому ведомству. Следовательно, объединение, на имякоторого зарегистрирован коллективный знак, правомочно контролироватьпорядок его использования в целях поддержания его ценности на рынке,поскольку проверяется, в первую очередь, применение знака к товарамопределенного качества. Закон предписывает, что действие регистрации коллективного знака можетбыть досрочно полностью или частично прекращено, если он используется натоварах, не обладающих едиными качественными или иными общимихарактеристиками. Решение вопроса о досрочном прекращении действиярегистрации коллективного знака отнесено к компетенции Высшей патентнойпалаты. Исходя из специфики коллективных знаков, в Законе, как и во многихвышеназванных зарубежных законодательствах, содержится положение,запрещающее осуществлять передачу коллективного знака или права на егоиспользование другим лицам. Отсутствие права распоряжения знаком объясняется невозможностьюдостижения разными, не связанными в экономическом плане предприятиямиединых качественных характеристик. В настоящее время отечественной практикой применения Закона о товарныхзнаках ставится вопрос о внесении изменений в главу, посвященнуюколлективному знаку. В рамках ее двух статей предполагается включитьположение о возможности подачи заявки на коллективный знак не тольконесколькими юридическими и физическими лицами, входящими в составобъединения, но и юридическими и физическими лицами, не входящими в такоеобъединение. V. Использование товарного знака В Законе провозглашен принцип обязательного использования знака. Приэтом под использованием в соответствии со ст. 22 понимается фактическое(реальное) применение знака на товарах, для которых знак зарегистрирован, и(или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такоеправо предоставлено на основе лицензионного договора. Применение знака лицензиатом на основе лицензионного договорарассматривается как использование знака лицензиаром законодательствамимногих стран. Исходя из принципа фактического использования, целью которого являетсяинтенсивное применение знака в хозяйственном обороте, устанавливается, что"номинальное" использование знака, предполагающее лишь извещениеобщественности о его существовании (через рекламу, печатные издания,официальные бланки, вывески, при демонстрации экспонатов на выставках иярмарках, проводимых в Российской Федерации), может быть признаноиспользованием лишь в случае, когда у владельца имеются уважительныепричины неприменения знака непосредственно на товарах и/или их упаковке. Российское законодательство определяет принцип обязательногоиспользования зарегистрированного знака условием сохранения на него права.Владелец должен применять знак, не допуская перерывов, превышающих сроки,установленные законодательством. Нарушение этой обязанности может привестик утрате прав на товарный знак. Таким образом, правомочие использовать знак является не только правом,но и обязанностью владельца. И если товарный знак не используетсянепрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет,предшествующих подаче заявления любого лица в Высшую патентную палату, то всилу положений п. 3 ст. 22 действие регистрации может быть прекращенодосрочно полностью или частично. Установление определенного времени, по истечении которого регистрациязнака может быть аннулирована, является характерным для законодательств вэтой области. Это время дается для налаживания производства товаров, осуществленияподготовительных операций для маркировки их товарным знаком, организацииреализации товаров, изучения таможенных правил и т.д. Сроки возможногонепрерывного неиспользования знаков, зафиксированные в законодательствахзарубежных стран, неодинаковы. В большинстве из них, как и в российскомЗаконе, они составляют пять лет. При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрациитоварного знака в связи с его неиспользованием в соответствии с п. 3 ст. 22Закона, могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарногознака доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам. Особо регулируется в Законе использование товарных знаков припосреднических операциях. В силу п. 2 ст. 22посредники (дистрибьюторы,перепродавцы и др.) могут на договорной основе применять либо свой товарныйзнак совместно с товарным знаком изготовителя, либо свой товарный знаквместо товарного знака изготовителя. В соответствии со ст. 23 регистрация товарного знака не дает права еговладельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам вотношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборотнепосредственно самим владельцем товарного знака или с его согласия. Речьидет об использовании знака в стране регистрации, т.е. на территорииРоссии. При этом обязательным условием является то, что товары не должныподвергаться какому-либо изменению, например разбавляться, смешиваться сдругими или даже переупаковываться. На охрану прав владельцев знаков и защиту интересов потребителейнаправлена ст. 24, декларирующая право владельца проставлять рядом стоварным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, чтоприменяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным вРоссийской Федерации. Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение,свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, что гарантируетпокупателю приобретение товара именно того изготовителя, на которого онрассчитывает. VI. Передача товарного знака Важным правомочием владельца товарного знака является возможностьпередачи принадлежащего ему знака другим лицам. Ст.ст. 25-27 Закона определяют порядок передачи товарного знака,включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на егоиспользование. Положения названных статей являются весьма актуальными вусловиях происходящих в стране процессов реорганизации в сферехозяйственных структур, когда товарный знак зачастую сам становитсятоваром, т.е. предметом купли-продажи. Согласно ст. 25 Закона товарный знак может быть уступлен (т.е. продан)по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или частитоваров. Однако уступка не допускается, если она может явиться причинойвведения в заблуждение потребителя относительно товара или егоизготовителя. Владелец товарного знака (лицензиар) может также предоставить лицензиюна использование своего товарного знака другому лицу (лицензиату). В России предусмотрена свободная передача права на товарный знак, т.е.возможность его купли-продажи или предоставления лицензии на него, при этомбез обязательного полного или частичного отчуждения предприятия, котороеиспользует этот знак. Лицензия на товарный знак представляет собой соглашение, в соответствиис которым владелец товарного знака на определенных условиях передает свойзнак третьему лицу. В зависимости от объема передаваемых прав лицензия может быть: исключительная - в течение определенного периода товарный знакиспользует только лицо, получившее лицензию; неисключительная (простая) - право на использование имеет лицензиар илицензиат. При этом владелец знака - лицензиар - может заключатьлицензионные договора с другими лицами; сублицензия - лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии. Кроме этого, различают лицензии: полные, когда право на использование товарного знака касается всехтоваров, в отношении которых зарегистрирован знак; частичные, когда право на использование товарного знака касается толькочасти товаров, для которых зарегистрирован товарный знак. Право на использование товарного знака предоставляется на основелицензионного договора. Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарногознака не только получить определенный доход и сделать свой знак болееизвестным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемовпоставок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака. Необходимость в этом появляется тогда, когда по каким-то форс-мажорнымобстоятельствам над владельцем нависает угроза непрерывного неиспользованиятоварного знака в течение пяти лет. В этом случае спасти знак отаннулирования можно, исходя из положений п. 1 ст. 25, заключив лицензионныйдоговор. Российским законодательством предусмотрена обязательная регистрациядоговоров об уступке знака и лицензионных договоров в Патентном ведомстве.Без такой регистрации они считаются недействительными. Регистрация названных договоров осуществляется на основе специальныхПравил. Заявление о регистрации договора об уступке товарного знака илилицензионного договора должно относиться к одному договору. К заявлениюприлагаются договор или выписка из него, документ об уплате установленнойпошлины за регистрацию договора. К заявлению может быть приложеносвидетельство на товарный знак для внесения в него записи об уступке знакаили предоставлении лицензии. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются на русскомязыке. Если документы представлены на другом языке, к ним прилагается ихперевод на русский язык. Для регистрации договора не требуется наличия между сторонами каких-либоиных договоров, в частности договоров о передаче прав на имущество. В договоре в обязательном порядке указывается предмет договора (номерсвидетельства на товарный знак, в отношении которого заключен договор), видпередачи товарного знака (уступка или лицензия), объем передаваемых прав(вид лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которыхуступается товарный знак или предоставляется лицензия). Договор об уступке товарного знака, исходя из ст. 25 Закона, нерегистрируется, если такая уступка может явиться причиной введения взаблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Всоответствии со ст. 26 Закона лицензионный договор должен содержать условиео том, что качество товаров лицензиара будет не ниже качества товаровлицензиата и что лицензиат будет осуществлять контроль за выполнением этогоусловия. Изменения лицензионного договора также подлежат регистрации в Патентномведомстве, в частности, в отношении: определения сторон договора, предметадоговора, вида передачи знака, объема передаваемых прав. Зарегистрированные в установленном порядке договоры вступают в силу сдаты их регистрации. VII. Прекращение правовой охраны товарного знака Прекращение правовой охраны товарного знака наступает в случае признаниярегистрации знака недействительной ст.28, а также аннулирования регистрациист. 29. Регистрация знака может быть признана недействительной полностью иличастично в двух случаях. В первом случае она может быть признана таковой втечение всего срока ее действия на основании нарушения требований,установленных п. 3 ст. 2(субъекты права на товарный знак) и статьей 6(абсолютные основания для отказа в регистрации) Закона. Во втором случаенедействительность регистрации может быть объявлена в течение пяти лет сдаты публикации сведений о регистрации в официальном Бюллетене по причинам,указанным в ст. 7 (иные основания для отказа в регистрации) Закона. Возражения против регистрации товарного знака подаются в Апелляционнуюпалату; они должны быть рассмотрены в течение четырех месяцев с даты ихпоступления. Предусмотрена также возможность обжалования решенийАпелляционной палаты, которое реализуется в течение шести месяцев с даты ихпринятия. Возражение на такое решение подается в Высшую патентную палату. Аннулирование регистрации товарного знака осуществляется Патентнымведомством по следующим причинам: - в связи с истечением срока ее действия; - на основании решений Высшей патентной палаты о досрочном прекращенииее действия вследствие использования коллективного знака на товарах, необладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;неиспользования товарного знака, а также в случае превращения товарногознака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначениетоваров определенного вида; - в случае признания ее недействительной; - в случае отказа от нее владельца товарного знака; - при ликвидации юридического лица-владельца товарного знака. Решение вопроса об аннулировании регистрации товарного знака по причинеликвидации юридического лица принимается на основе привлечения ст. 58 ГК РФ"Правопреемство при реорганизации юридического лица" и статей 61-63,относящихся к ликвидации юридического лица. VIII. Судебная практика Основанием для отмены решения Апелляционной палаты не может служитьнарушение порядка оформления возражения или процедуры его рассмотрения, какэто бывает по делам об оспоривании акта государственного или иного органа,затрагивающего экономические интересы хозяйствующего субъекта. Несмотря насходство формулировок требований по этим категориям дел, иски обоспоривании решений Апелляционной палаты по своему существу ближе к искам опризнании права на конкретный товарный знак, поэтому суд при вынесениисоответствующих решений проверяет только наличие правовых оснований для еговозникновения. Понятие нарушения права на товарный знак, данное в ст. 4 Закона,включает в себя кроме изготовления и применения товаров снесанкционированным товарным знаком также их предложение к продаже ихранение с целью продажи. Так, в арбитражный суд обратился завод с иском ккомиссионному магазину, который торговал товаром кустарного производства сизображением товарного знака завода. Магазин полагал, что он не можетотвечать за нарушение прав на товарный знак, поскольку им не нарушеныправила комиссионной торговли. Однако суд установил наличие составаправонарушения в действиях магазина. Безусловно, незаконны и действияизготовителя соответствующего товара. Но в рассматриваемом случаеправообладатель ставил вопрос о пресечении нарушения его права только наданной стадии введения товара в хозяйственный оборот, считая достаточнымего изъятие из сферы реализации. Судебная практика свидетельствует, что иски о пресечении права натоварный знак могут быть предъявлены к нескольким ответчикам самостоятельнои в рамках одного дела, но в любом случае каждый из них несетответственность за свои неправомерные действия по введению товара,обозначенного несанкционированным товарным знаком, в хозяйственный оборот. Участие в деле нескольких ответчиков не означает в данном случаемножественности сторон в обязательстве по возмещению ущерба. Каждыйнарушитель возмещает только те убытки, которые нанесены его неправомернымидействиями. Им может быть и хранитель товара, если будет доказано, чтоцелью хранения являлось последующее введение такого товара в хозяйственныйоборот. Так, к организации оптовой торговли был заявлен иск изготовителемзаменителя сахара. Он ссылался на то, что на его складах хранится продукциядругого производителя, на упаковку которой нанесен товарный знак,практически неотличимый от знака, который зарегистрирован на его имя. Вкачестве подтверждения того, что подобное хранение создает реальную угрозуего интересам, истец представил проект договора, в котором ответчикпредлагал ему приобрести продукцию с фальшивым товарным знаком. Закон устанавливает такие специальные меры ответственности, какпубликация судебного решения с целью восстановления деловой репутациипотерпевшего и удаление с товара или его упаковки незаконно используемоготоварного знака ст. 46. Обязанность опубликовать решение суда сходна собязанностью печатного органа опубликовать опровержение сведений, порочащихчесть и достоинство граждан и деловую репутацию граждан и юридических лиц.В первом случае нарушитель прав на товарный знак - организация, незаконноиспользующая его при введении в хозяйственный оборот путем использования врекламном тексте, во втором - печатный орган, нарушающий законодательство осредствах массовой информации (ст. 152 ГК). Эта санкция имеет еще одну особенность: целью публикации являетсявосстановление деловой репутации. Следовательно, арбитражный суд припринятии соответствующего решения должен выяснить, в какой из газетпоявилось объявление об услугах с использованием чужого товарного знака,территорию распространения этого печатного издания и, исходя из этого,определить конкретное печатное издание, в котором ответчик за свой счетдолжен поместить решение суда. Большую сложность представляет применение такой меры ответственности,как уничтожение товарного знака в случаях, когда он, по существу, неотделимот товара (если в качестве товарного знака зарегистрирована форма изделияили товарный знак отлит при изготовлении его корпуса). При этом уничтожениетоварного знака фактически приводит к утрате потребительских свойств товара- он уже не может использоваться по назначению. В этом случае требованиеис

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа. По предмету «гражданское право». Тема: «Пределы осуществления гражданских прав»

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Объекты гражданских правоотношений...

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа по дисциплине «Гражданское право» на тему: «Сделки»

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа по курсу Гражданское право Тема: «Договор финансовой аренды лизинга»

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа студента группы №363 Шушковой О. В. на тему: «Социальная работа с семьей»

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа по дисциплине: Гражданское право на тему: «Договор подряда и его виды»

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа по предмету: «Гражданское право» на тему: «договор...

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconНациональная академия внутренних дел Украины Курсовая работа На тему:...

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работа по дисциплине: «Гражданское и семейное право»

Курсовая работа студента группы ю-32 По курсу : «Гражданское право» На тему :«Товарный знак как объект гражданских правоотношений» iconКурсовая работапо предмету: «Гражданское право»На тему: «Недействительность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<