Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества»




Скачать 255.01 Kb.
НазваниеКурсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества»
Дата публикации05.04.2014
Размер255.01 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Право > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Формирование правовой культуры общества

Министерство Образования Российской Федерации. Московский Государственный Открытый Университет. Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества». Выполнила: студентка МГОУ, факультета юриспруденции, группы Ю-20-В, Григорьева С.А. Проверила: Бошно С.В. Нефтеюганск 2001. План. Введение. 1. Общее понятие термина «правовая культура» общества. 1. Определение «правовая культура». 2. Структурные компоненты правовой культуры. 3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры. 2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры). 3. Задачи формирования правовой культуры общества. 4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. 1. Цель и содержание правового воспитания. 2. Правовое просвещение. 3. Роль средств массовой информации в правовом воспитании. 5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры общества. Вывод. Библиография. Ларра был сыном женщины и орла. Он презирал людей, считал себя первымна земле. Он был гордым и высокомерным. Однажды он убил девушку за то, чтота отказала ему в любви. Узнав об этом, люди придумали самое страшноенаказание, которое только может выпасть на долю человека. Они оставили егов одиночестве. Его жизнь превратилась в бесконечную муку для него… В этой притче высказана мысль о том, что «жить в обществе и бытьсвободным от общества нельзя».[1] Каждый живущий в данном обществе включёнв систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятатьсянельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности,права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Обществооказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовыхзнаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждогогражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств ипобуждений должна являться главным результатом развития личности гражданинанашего общества. Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило,обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона,например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования праваостаются им незамеченными. В таком восприятии право предстаёт в видеайсберга, меньшая часть которого видима, а большая скрыта под толщей воды.Целью данной работы является определение правовой культуры общества испособы её формирования. В целях достижения цели следует рассмотретьправовые концепции такого явления как правовая культура, её структурныекомпоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования.Автор попытался внести свой вклад в решении общественной задачи: повыситьуровень правовой культуры каждого человека, живущего в обществе.Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культурыприобретает особое значение в настоящий период развития общества, когдапроисходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан. Чтобы этаработа происходила успешно и дала желаемые результаты, важно иметьпредставления об этих недостатках и том вреде для общества и отдельныхлюдей, который такими недостатками вызывается.I. Общее понятие термина «правовая культура» общества. 1.1. Определение правовой культуры. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности иобщества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях,идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правовоговоздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категориюкак правовая культура. Эта категория используется для характеристикиправовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучаютправовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов идостижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человекаи степень его защищённости в данном обществе. «Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степеньгарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а такжезнание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».1 Под правовой культурой мы понимаем «определённый уровень правовогомышления и чувств восприятия правовой действительности», а также«надлежащую степень знания населением законов и высокий уровень уважениянорм права, их авторитета». Правовая культура включает в себя«специфические способы правовой действительности (работа правоохранительныхорганов, конституционный контроль и т.д.)»2, законы и системызаконодательств, судебная практика как результат правовой деятельности.Изобретение законов тоже следует понимать как правовую ценность. Некоторыеучёные уподобляют этот процесс по своей значительности появлению колеса.«Закон как инструмент организации общественных отношений — поканепревзойдённое и всеобъемлющее средство социального регулирования иконтроля».3 Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон: личной, когдаакценты смещаются на личностные свойства и качества, и общественной, когдаобращается внимание на функционирование социального организма в егоцелостности. «В правовой культуре индивида присутствуют элементы еёлогической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности,включающие такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено»,«запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовыхзнаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведенияличности».1 1.2. Структурные компоненты правовой культуры. Правовая культура человека — сложное психологическое явление,отражающее многие важные стороны жизни общества, государства. И для тогочтобы воспитать в себе высокую правовую культуру, необходимо представитьсебе это явление в существенных чертах и понять его значение для общества иотдельного человека. Итак, представим себе правовую культуру в виде дома,«фундаментом» которого будет являться нравственные взгляды, убеждения. Отних зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характеротношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности);готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентомявляется правовая деятельность, которая содействует укреплению законности иправопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм.Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания осущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всегомеханизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно и вычленим определяющие ихфакторы… Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладываетсяфундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления опростых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируютсяпредставления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду сэтим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основойправосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного,административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, ифакты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяетнасколько информировано в правовом отношении население, его социальные,возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены имтакие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценностьправовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но длятого, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно.Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при ихсоприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишьна знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторонправовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек долженопределить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствиис законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. Однако, было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденномуровне как дефектную, второразрядную. Это становится понятным при изученииего специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, неподнимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадииздравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни присоблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав ипредставляет собой огромный массив правомерного поведения».1 Правоваякультура во многом определяется такими факторами как деятельность гражданпо реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнениеналоговой декларации о совокупном годовом доходе). Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксированв реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. Принепосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями иявлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Имсвойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладатьсистемой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуютразрешению сложных ситуаций. Правовая культура общества во многом зависит от качества развитияправотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизниобщества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуютдостаточно высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в своюочередь вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов,юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчествомдолжны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдениемдемократических принципов. Правоприменение, «властная деятельностьгосударственных органов, осуществляющих индивидуальное регулированиеобщественных отношений на основе закона с целью его реализации»1, являетсяважным фактором формирования правовой культуры общества. Качествоправоприменительной деятельности зависит от структуры государственногоаппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализмаи культуры правоприменителя. Следует заметить, что совершенствованиеструктуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантийего независимости, внедрения новых принципов деятельностиправоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви властив России — правосудия. Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровеньправовой культуры — уровень развития всей системы юридических актов, «т.е.текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данногообщества»2. Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, повозможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населенияисточнике. Система законодательства, основой которой является конституциягосударства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества.На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не толькоправовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. По дошедшим донас памятникам права историки могут судить о правовой атмосфере тоговремени. Укажем на очень важную правовую тонкость, понимание которой повышаетнашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично илиполностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянносовершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормыне преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными дляисполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела,ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т.д.»1. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным. На данном уровне правовой культуры существует масса проблем,рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовомотношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видетьего недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что онимеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к егонарушению. Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые актыи другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями,используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Онидоводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередьсоблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.1.3. Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры. Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможнымговорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуресреднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества наопределённом этапе развития будут действительна одна свойственная толькоему система оценок. Это результат того, что «разные люди, разные общностилюдей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционерымогут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовойсфере».1 Иными словами, существует проблемы в достижении единстваинтерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем неменее, эти препятствия преодолимы. История выработала некоторые критерииоценок, на основе которых создаётся возможность для определения основныхнаправлений повышения правовой культуры. К ним относятся: V «формирование чувств права и законности; V освоение достижений логико-правового мышления; V совершенствование законодательства; V повышение уровня правовой деятельности; V увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения; V совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; V разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; V изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования».2 Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу сгражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебныхзаведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечениеюридических учреждений, законодательных, исполнительных иправоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёвнаселения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровеньправовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно изусловий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотностьи правовой нигилизм. Развитость и совершенство государственного аппарата — показательвысокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, участвующимв правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти людипризваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовуюполитику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органоввласти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдениедемократических и юридических процедур при правотворчестве. В центрполитики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, «вфокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с темобщегосудаственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым,классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируяпри этом право и порядок».1 Правовой нигилизм представителей власти,которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровнекультуры в целом, включая и политическую и нравственную. II. Эхо прошлого… (Из истории развития правовой культуры). Люди издревле создавали и утверждали законы. Первые из дошедших донас—законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). Мы не имеем сведений оботношении к ним живших тогда людей. Но, однако, можно утверждать, чтозаконы обладали силой оружия, силой государства. И ещё - авторитетом богов.Например, в представлении древних египтян правду, справедливость иправосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи считались её жрецами.Древнеиндийские законы Ману, мифического бога — прародителя людей,представляют собой смесь норм обычного права, моральных норм, религиозныхпредписаний. Естественно, что люди по-разному относились к праву взависимости от того, какое место занимали на общественной лестнице.Следовательно, различной по содержанию была их правовая культура. Вместе стем, понимая несовершенство права, ещё в древние времена мудрые людиотмечали полезность многих законов для установления порядка, безопасностигосударства, развития хозяйства. И то государство, в котором гражданеповиновались законам, могло избежать внутренних войн…. В Элладе граждане,достигшие совершеннолетия, давали клятву в единомыслии: «И я буду слушатьсявластей… и повиноваться установленным законам… И если кто-нибудь будетотменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищатьих один и вместе со всеми».1 Всё это свидетельствует о высоком уровнеправовой культуры древних цивилизаций. Правовая культура феодального общества формировалась под влияниемрелигии и обычаев, ритуалов. Библейские тексты имели силу закона.Средневековое население было безграмотно. Люди верили в различные знамения,чудесные исцеления, видения. В судопроизводстве часто применялся «божийсуд», который в действительности означал победу сильного над тем, ктопослабее. В качестве права выступала сила. Убийство на поединке, во времятурнира, не считалось преступлением. Правым оказывался не тот, кто поступилсправедливо, а тот, кто вышел победителем. Правовая культура средневековья допускала жестокость как средствообеспечения законопослушания. Иногда насилие принимало обличие закона. «Всамом деле, - писал французский просветитель Ж.-Ж. Руссо, - первый иззаконов - это лишь бесполезное средство, придуманное неглубокими умами,чтобы заменить страхом то уважение, которого они не могут добиться инымпутём».1 В буржуазный период правоведы поднимали вопрос о расхождении всамом содержании права. По их мнению, право должно было включать в себяправду, справедливость и свободу не только во внешних проявлениях, но и вовнутренних, т.е. народ должен не только выполнять свои обязанности, но ипонимать их необходимость, признавать их. В России правовая антикультураимеет давние и глубокие корни. Трудно было внедрить веру в непогрешимость исправедливость права. Русский народ понимал свои обязанности лишь поотношению к общине. Вне её он видел насилие над собой, принуждение.«…Вопиющая несправедливость одной части законов вызывала в нём презрение кдругой. Полное неравенство перед судом убило в нём в самом зародышеуважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал,нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так жепоступает правительство. Это тяжело и печально для нашего времени…».2 Воттакую безотрадную характеристику правовой неорганизованности дал Герцен. К проблеме формирования правовой культуры обращались многие юристы-мыслители, среди них К.Д. Кавелин, Р.Ф. Иеринг, С.А Муромцев, М.М.Ковалевский, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский и другие. Праву отводиласьважная воспитательная роль. «Право в гораздо большей степени дисциплинируетчеловека, чем логика и методология, или чем систематические упражненияволи…. Право - по преимуществу социальная система и притом единственнаясоциально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создаётся толькоправом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком— тождественные понятия».1 Право сыграло незначительную роль в духовном и культурном развитиирусской интеллигенции, состоящей из людей, которые ни индивидуально, нисоциально не были воспитаны (не говоря о простолюдинах). По мнению Б.А.Кистяковского «русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда невидела в нём ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неёв большом загоне».2 Не могло быть и речи о формировании прочногоправосознания и правовой культуры. В связи с этим выдающиеся русскиемыслители XIX в. предлагали развить правовую сознательность посредствомразработки правовых идей в литературе. Можно заметить, что в идейномразвитии нашей интеллигенции не участвовала ни одна правовая идея, так какона не была отражена в литературе. Что касается других стран, то уангличан, к примеру, были в соответственную эпоху с одной стороны трактатыГоббса «О гражданине» и о государстве – «Левиафан» и Фильмера о«Патриархе», а с другой - сочинения Мильтона в защиту свободы слова ипечати, памфлеты Лильборна и правовые идеи уравнителей – «левеллеров». Внемецком духовном развитии правовые идеи сыграли большую роль. Здесь кконцу XVII столетия создалась многовековая традиция благодаря Альтузию,Пуфендорфу, Томазию. Право признавалось неотъемлемой частью культуры. Подобного не было в развитии нашей правовой культуры. У нас при всехуниверситетах создавались юридические факультеты, открывались юридическиевысшие учебные заведения, но ни один из представителей преподавательскогосостава этих заведений не издал ни книг, ни статей, ни даже правовыхэтюдов, которые бы имели широкое общественное значение и влияли бы направосознание людей. В области правовых идей работали Чичерин и Соловьёв,но им не удалось оказать значительного влияния на умы русскойинтеллигенции. Многие правовые идеи настоящего времени заимствованы. Но ихмало заимствовать, их надо было пережить. Между тем правосознание русскойинтеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности иправового государства. Кистяковский в своей статье «В защиту права» говорило «притупленности правосознания русской интеллигенции… как результатзастарелого зла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка вповседневной жизни».1 Исходя из всего этого, можно судить о недостаточно высокой правовойкультуре российских граждан. История развития права показывает, что долгоевремя интерес к правовым идеям в России отсутствовал. Накоплен небольшойзапас работ по этой теме, и потому она актуальна в настоящий момент.Формирование правовой культуры граждан необходимо для постройки правовогогосударства. III. Задачи формирования правовой культуры. Государство придаёт большое значение воспитанию высокойгражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовностиактивно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляютсущественные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говоритьо построении правового общества. Для формирования правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах ипринципах правовой системы государства».1 Эти принципы, исходныеруководящие идеи правовой системы, подразделяются на отраслевые (например,единобрачие, добровольность вступления в брак — это принципы семейногоправа), межотраслевыми (гласность судопроизводства, независимость судей иподчинение их только закону — принципы гражданского процессуального иуголовного процессуального права), основными конституционными. Знаниеосновных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественнуюсущность права, его разумность и необходимость, способствует переходуправовых знаний в убеждения. Во-вторых, «создать базу для значительного расширения объёма иповышения уровня правового поведения адресатов права».2 Высокий уровеньправового поведения людей обеспечивает не только свободу, ноорганизованность общественных отношений, их подчиненность общественномупорядку. Правовое поведения людей означает понимание людьми справедливостии полезности правовых установок, их ответственности перед обществом игосударством за свои поступки. Другими словами «правовое поведениеосновано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан».3 Всёэто представляет собой общественно полезное явление, которое считаетсяпредпосылкой нормального функционирования гражданского общества с развитойправовой культурой. В-третьих, «обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей праваи обязанностей за свои законные интересы»1 преодолеть правовую пассивность.Важнейшая часть правовой культуры — чувство законности и справедливости —должна вырасти в потребность бороться за справедливость, несмотря навозникающие трудности. Однако противодействие несправедливости не должнопревышать пределов необходимой защиты. Например, нельзя «распускать руки» вответ на словесное оскорбление в общественном месте. Для этого есть другие,законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовойкультуры. В-четвёртых, «осуществлять работу по профилактике правонарушений васпекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает отответственности»2 и вести борьбу на преодоление правового нигилизма,которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизмкоренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабойинформированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанномжелании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды приминимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовойнигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которыеявляются причиной подрыва доверия народа к законодателю. В-пятых, «активизировать правовое поведение». От активности,действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависитстабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеетспособность граждан помогать государству в его правоохранительнойдеятельности. IV. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Правовая культура общества нуждается в систематическом рациональноформировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер,направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов,представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступаеткак правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—этоформирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процессосуществляется государственными органами, должностными лицами, учебнымизаведениями, обществом в целом. 4.1 Содержание правового воспитания. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям огосударстве и праве, законности, правах и свободах личности, пониманиесущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивойориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовыеценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваютсяличностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако цельюправового воспитания является «создание специального инструментария подонесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».1 Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания какдеятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Преждевсего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такиекак правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или инымиконституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропагандаправа средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступаютразнообразные методы правовоспитательной работы — приёмы, способыразъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия насознание и поведение личности в интересах правопорядка».1 К ним относятсямногообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия навоспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способычасто применяются в юридической практике. 4.2. Правовое просвещение. К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процессраспространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностнойустановки широких слоёв населения России»,2 овладение населением основамиюридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности.Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности допонимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающихинтересам всего общества, государства»3. Формирование позитивного отношенияк закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей передгосударством и обществом является составной частью правовой культуры. Система мероприятий правового всеобуча включает в себя работуспециальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которыхосуществляют государственные и общественные органы как на коммерческой, таки на бюджетной основе. Задача правового всеобуча — ознакомить население собразцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровеньправовой защищённости, а следовательно и уровень правовой культуры, выше,чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональноевоздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовойпрактикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к темценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данногообщества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустыедекларации и демагогические заявления (как политическими лидерами переднаселением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми июношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культурыобщества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. Вобщественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет»людям глаза на истинное положение дел в области правовой культурыобщества.1 4.3. Роль средств массовой информации в правовом воспитании. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информацииотносятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросамполитико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон»,комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикойвыработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда,всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячникиправовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи сломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей,произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вессократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе ипроводится только в период избирательных или иных конституционнонеобходимых мероприятий. Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы вюридической области является недооценка организационных форм, рассчитанныхна молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темыправа, морали. На новом этапе развития государственного устройства важносохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новомполитико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальнойзащищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности,«возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных инеобоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или инымигражданскими, политическими, имущественными правами».1 Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играюттакие средства информации как газетная, журнальная статья, театральныепостановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикациии сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследованиипроблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъясненияновых юридических видов социализации человека. «Законы жанра», характерныедля средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборематериала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемогожурналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника(сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокостисовершённого преступления».2 О какой правовой культуре общества может идтиречь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, наэкранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизнибогатых людей. В последнее время появилась тенденция принятияотрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания черезкинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражаниякриминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённымобъективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, нотакже и все следующие за преступлением этапы правоприменительнойдеятельности»3. Правовая культура предполагает умение грамотно и юридическиобоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридическихактов, толкование и разъяснение содержания законов являются составнойчастью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь,требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять текстыюридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смыслеслова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастуювнедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка»,как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореолсквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовомуразрушению личности, культурной деградации личности».35. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры. Обратимся к художественной литературе, отражающей степень правовойкультуры общества. «Художественная культура вступает в непосредственнуюсвязь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играют основную рольв эстетическом отношении к миру».1 Художественные образы воздействуют насознание людей. Впечатления, полученные от прочтения книги, отражаютправовые отношения и в значительной степени способствуют совершенствованиюправовой культуры. Это действительно для классической литературы,произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М.Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов. Заметим, что впоследнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачихудожественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательныйхарактер, а, скорее, развлекательный. В большинстве случаев «модные»бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилиемсцен насилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни. «Это книги оРоссии и для России», - говорят нам с экранов телевизоров. Это для нас инашего поколения, стремящихся жить в правовом государстве?.. Самое страшноето, что на страницах беллетристики имеет место сочувствие к тем, ктосамочинно вершит суд и расправу (то же можно сказать и о кино).Нетерпеливым авторам хочется изобразить сиюминутное торжествосправедливости. С точки зрения психологии это понятно. Но вместе с темотходит на второй план, просто вычёркивается, как нечто формальное, чувствозаконности — неотъемлемая принадлежность правовой культуры общества. Напервое место выступает торжествующий, ничем не сдерживаемый инстинкт,варварский принцип «око за око, зуб за зуб», при этом ни о какой правовойкультуре не может быть и речи. У читателя может сложиться представление,что совесть и закон не всегда идут рука об руку, взаимно укрепляя другдруга. Совесть, мол, нетерпелива — подавай ей справедливость сейчас же, азаконность — пока-то она восторжествует: сначала проведут следствие, потомсуд…. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что современнаяхудожественная литература не оправдывает своего назначения в проблемеформирования правовой культуры общества. Вывод. Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс,затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формированияявляются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний,практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки,совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаряналичию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокомуправовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата,участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказываетбольшое влияние в процессе формирования правовой культуры общества. Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществлениягражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолениюотсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаевпроизвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовыепредставления граждан являются предпосылками укрепления законности иправопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовоегосударство. В настоящее время существует масса проблем в процессе формированияправовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения,сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовыхактов реальной действительности, а также не развитая идеология сильногоправового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицаниенравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимоцеленаправленная политика государства на повышения уровня правовой культурыобщества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а такжесредств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство.Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своихправ и обязанностей перед государством и обществом является основнымизадачами в процессе формирования правовой культуры.Литература. 1. Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998. – 656 с.: ил (Серия «Мастера психологии») 2. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с. 3. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988. – 112 с. 4. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М. Юрид. Лит. 1996 - 432 с. 5. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИФРА*М – НОРМА, 1997. – 570 с. 6. Теория государства и права. Под ред. проф. Манова Г.Н. Учебник для вузов. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 336 с. 7. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко. 2-е изд., перер. и доп. ЗЕРЦАЛО ТЕИС, 1996 . – 476 с. 8. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с. 9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова. – 2-е изд. доп. испр. – М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1995. – 384 с. 10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. - М. «Юристъ», 1998. 944 с. 11. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.-----------------------[1] Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура». М. «Просвещение» 1988 с.6.1 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000.с.161.2 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов /Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М. -НОРМА,1997 с.1483 там же с. 1491 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997 с.5681 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова иА.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. с.5791 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИНФРА*М –НОРМА, 1997 с.3322 там же1 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура» М. Просвещение, 1988 с.401 Общая теория государства и права Учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В.Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина. –М.: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996, с. 1502 там же с.1511 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А.Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред А.С. Пиголкина –М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996, с.1521 Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура?» М.: Просвещение, 1988, с.621 Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. – с.1172 Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. / Собр.соч. в 30 т. –М., 1956. – т.7. – с. 2511 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие.М., 1998, с.3692 там же1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие.М., 1998, с.3721 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина. –М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. с.1502 там же3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для высшихучебных заведений. / Под редакцией проф. В.Г. Стрекозова. – 2-е изд. доп.испр. – М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1995, с.3291 Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Ю.А.Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С. Пиголкина.-М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. с.1502 там же1 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. с. 5691 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997, с. 5702 там же3 там же с. 4521 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М: Изд. группа ИФРА*М –НОРМА, 1997, с. 3371 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997., с.5702 Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998, с.3193 там же.3 Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997, с. 4501 Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988, с. 28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа по предмету теория государства и права на тему: «Теория разделения властей»

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа по дисциплине «теория государства и права» Тема:...

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа по предмету «Теория государства и права» на тему: «Юридическая ответственность»

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКонтрольная работа по курсу: «Теория государства и права» Тема: «Разделение...

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа: «теория государства и права»
Ii. Современное состояние теории государства и права как науки и учебной дисциплины 14

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной...
Не «Теория государства и права» предусматривается на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых...

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа по курсу «теория государства и права» на тему «система права»

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconКурсовая работа по курсу "теория государства и права"

Курсовая работа. По предмету «Теория государства и права». Тема: «Формирование правовой культуры общества» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Формы (источники права)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<