Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства




Скачать 367.92 Kb.
НазваниеИнститут международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства
Дата публикации08.04.2014
Размер367.92 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Формы государства

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Курсовая работа студента группы 13 Дорошина Андрея Евгеньевича Научный руководитель: Доктор юридических наук, профессор В.В. Оксамытный г. Петрозаводск (филиал) 1999 г. Тема 5: Формы государства План:|1. |Введение |Стр. 3 || | | ||2. |Понятие формы государства и ее виды. |Стр. 3 || |Соотношение типа и формы государства. | || | | ||3. |Форма правления. Монархия и республика. |Стр. 6 || |Особенности формы правления в Российской | || |Федерации. | || | | ||4. |Форма государственного устройства. Унитарное и|Стр. 12 || |сложное государство. Федерация, конфедерация, | || |содружество и сообщество государств. | || | | ||5. |Государственно-политический режим и его виды. |Стр. 18 || |Демократический и антидемократический режимы. | || | | ||6. |Заключение |Стр. 22 || | | ||7. |Список литературы |Стр. 24 | 1. Введение Государство это определенный способ организации общества, а такжеорганизация публичной политической власти, распространяющаяся на всеобщество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся внеобходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющаяобществом система, государство обладает внутренней структурой, имеетспециальные органы для реализации своих полномочий. Основные направлениядеятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность впределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения),которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Для постижения такого сложного социального института, как государствов отечественной теории государства и права особое внимание уделяетсяизучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формыозначает изучение в первую очередь его строения, его основных составныхчастей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти. В отечественной и зарубежной теории государства нет единого,общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуютразличные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержанияформы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научныетеории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностьюотражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которыхзанимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотойсередине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении. В различных странах государственные формы имеют свои особенности,характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняютсяновым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с темформа существующих государств, особенно современных, имеет много общихпризнаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства.В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявленияпризнаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формыправления, формы государственного устройства и политического режима. Это иесть те три составляющие, которые образуют форму государства. Таким образом, целью написания данной курсовой работы являетсяизучение одной из важнейших тем теории государства и права – формыгосударства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всеммногообразии ее составляющих. 2. Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства. Форма государства – это реальное выражение его сущности, а также егофункций. Это фактически и есть государство, так как именно в формепроявляется существование государства, которое в принципе существует лишь вумах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом,проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит».Вместе с этим необходимо отметить, что государство обретает форму, строгоотвечающую его сущности. Форма государства – это организация государственной власти, методы ееосуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенностиразвития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения. Формагосударства никогда не оставалась и не остается раз и навсегдаустановленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических,социальных, политических, идеологических) она всегда развивалась иизменялась. Постоянно менялось и представление людей о ней. За всю историю развития государства и права были высказаны десяткиразличных суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самыеразличные подходы к решению данной проблемы. Еще в Древней Греции и Римефилософы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивыемнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какиеформы государства существуют и чем они друг от друга отличаются. Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философПлатон (427-347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления«идеального государства» как государства «лучших и благородных» является«законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась ирассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» –олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни исмене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальноегосударство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны.Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направленииизменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю ипревращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемуютимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский типгосударства, господство наиболее сильных воинов, может постепеннопревращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный наимущественном цензе и власти немногих богатых, - в демократию. Наконец,демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнегосвободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность – тиранию.Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельногосподствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегдазахватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа». Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства иправления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в другихстранах. При чем не только на ранних стадиях развития человеческойцивилизации, но и в последующие столетия. Значительное вниманиеисследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время.Также как среди их предшественников, между современными авторами нетединого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точкизрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержанияформ государства. Традиционным, например, для отечественного государствоведения иправоведения 60-70 годов было представление о форме государства, как обинституте, складывающемся из формы правления и формы государственногоустройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научнойлитературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоитиз формы правления, формы государственного устройства и государственногорежима. Данное мнение является преобладающим. В юридической науке форма государства анализируется по преимуществукак внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различныхстранах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки,которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. Серьезноевлияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, егоисторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальныеособенности проживания, природные условия проживания. Специфику формгосударства определяет также характер взаимоотношений государства и егоорганов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другимиорганизациями. Ученые во все времена пытались систематизировать существующиегосударства, распределить их по типу. Тип государства - это совокупностьпризнаков отличающих одно государство от другого. Существуют различныеподходы к типологии государства, рассмотрим основные из них: Классический (формационный) подход. Его придерживается марксистко-ленинская теория. Суть данного подхода заключается в том, что согласноклассовому материалистическому учению, определенному типу обществасоответствует определенная общественно-экономическая формация, каксовокупность сил и отношений. Это и определяет тип общества и государства:первобытнообщинное (нет государства), рабовладельческое, феодальное,капиталистическое, социалистическое. Слабым звеном в этой теории являетсяобязательность последовательного прохождения всех этапов, а такжечрезмерная идеализация социалистического общества. Во всем остальномдостаточно приличная теория. Исторический подход прост и делит все сообщества и государства постолетиям: Древние (до V в. н.э.), средневековые (с VI по XVIII в.), новые(коней XVIII в. – конец XIX в.) и новейшие (XX в.) государства. Слабостьданной теории в том, что не учитываются обычаи и традиции государств инародов. Цивилизационный подход при типологии государства соотносит государстваи социально-экономический строй с учетом духовно-нравственных и культурныхфакторов общественного развития. Основатель данной теории английский ученыйАртур Дж. Тойнби: «Цивилизация – это относительно замкнутое и локальноесостояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических,культурных, географических и иных признаков, при чем религия и формы ееорганизации, а также степень удаленности от того места, где данное обществопервоначально возникло – остаются неизменными». А. Дж. Тойнби насчитывал 30типов цивилизаций. Сегодня большинство ученых выделяют 8 типов: Западная(Европейская), Православная, Исламская, Индийская (буддистская), Китайская(конфуцианская), Японская, Латиноамериканская и Африканская. Идеологический подход берет за основу идеологию публичной власти в томили ином государстве и называет следующие типы: коммунистические (Китай,Куба, Вьетнам), социалистические (Швеция), консервативные (ФРГ,Великобритания при Тетчер), либеральные (США в президентство Клинтона) инационалистические (Индия, Эстония, Латвия) государства. Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство,которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы.Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно иорганически связана с сущностью государства на данном историческом этапеего развития. Внешняя форма государства изменчива, текуча, соответствуетизменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках типовгосударства возможны вариации внутренней формы сообразно объективнымусловиям господства исторически определенных классов, уровня культуры ицивилизации, а также существующего политического режима. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С однойстороны в пределах государства одного и того же типа могут встречатьсяразличные формы организации и деятельности государственной власти, а сдругой стороны – государства различного типа могут обличаться в одинаковуюформу. Своеобразие конкретной формы государства любого историческогопериода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества игосударственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собойгосударство. Другими словами, категория формы государства непосредственнозависит от его содержания и определяется им. 3. Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в Российской Федерации. Рассмотрим первую составную часть структуры формы государства – формуправления. Теория государства, фиксирую в его истории реально возникающиеформы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболеераспространенная из них – это деление форм правления по числу правящих лиц.Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, есливсем – демократия или республика. Существование такой классификацииотмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизоми Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии, послеубийства Лже-Смердиса. Критика этой классификации восходит к Платону иАристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания вгосударстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй – взависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления,объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они нибыли, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными – те,в которых у правителей преобладает личный интерес. Существовали и другие классификации, но зафиксированное Геродотомделение дошло до наших дней, правда, среднее звено геродотовской триады –аристократия –было утрачено в ходе развития государственности. Фишеровскийсловарь назвал такую классификацию классической. Понятие формы правления в теории государства и права позволяетуяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; какстроятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью инаселением страны; в какой мере организация высших органов государствапозволяет обеспечивать права и свободы граждан. Приведем два варианта определения этой формы государства:1. Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.2. Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Как видно из приведенных определений, основным в понятии формыправления является организация верховной власти государства и порядок ееобразования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главыгосударства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – вмонархическом государстве). В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденныхобъединяться посредством централизованной государственной власти,естественной формой правления представляется монархия. Там, где формаправления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности наземлю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает виддеспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными,политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканскаяформа правления. Для современных государств характерны 2 формы правления:республика и монархия. Форма правления обуславливается также конкретной расстановкойсоциально-политических сил и результатом борьбы между ними (проявляется вразных странах в революционные периоды); историческими особенностямиотдельных стран (существование в современной Великобритании парламентскоймонархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический иполитический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства(трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификойее общей и политической культуры); влиянием в стране политическихпроцессов, в том числе военных (смена форм власти в ряде государств послеВторой Мировой Войны). А теперь настало время рассмотреть эти две формы правления: монархию иреспублику. При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) формеправления главой государства является единоличный правитель – монарх;власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядкепрестолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (илиизбирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такаямонархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх,избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархическихштатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия былаправилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такаяже древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века этосоотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается какпережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государствЕвропы, Япония, страны Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется сгосподствующими в современной мире идеями народного суверенитета иравноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правленияявляется монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть пособственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странахмонарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственностине подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – вВеликобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии,Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь– в Лихтенштейне. Одним из основных элементов монархической системы правления являетсяпрестолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правленияявляется регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное(регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочийглавы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни илиотсутствия монарха. Монархия как форма весьма неоднородна, гибка и изменчива, благодарячему ей и удалось выжить в современных условиях. Кратко рассмотрим схемуразвития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. Вранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченнаядеспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступалапервоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда формуфеодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности,характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархиясословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. Врезультате буржуазно демократических революций абсолютная монархия былаликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной).Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистическоймонархии к парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этогоинститута. Раннефеодальной монархии сегодня не существует. В современноммире существуют два исторических типа монархий – абсолютная иконституционная. Конституционная монархия существует в двух видах:дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двухформах – светской и теократической (Ватикан). Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархическойформы правления, характеризующуюся юридическим и фактическимсосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в рукахмонарха. В настоящее время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн,Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторыхиз этих стран в последнее время делаются первые шаги по переходу кконституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютногохарактера монархий. Город-государство Ватикан является теократическоймонархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватиканепринадлежит Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов. Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностьюмонархической формы правления, при которой власть монарха ограниченаконституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент инезависимые суды. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVIIвеке в результате буржуазной революции. Характерными институтами данноговида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура(контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главыправительства или министра. Формально это объясняется тем, что главагосударства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма денег,ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммыустанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем можетбыть увеличен, но не уменьшен. Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютноймонархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монархаограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционныхнорм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов)сохраняет большие властные полномочия. В силу этого он находится в центреполитической системы данного государства. Правительство несет двойнуюответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется волемонарха. В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко,Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии. Парламентарная монархия – более прогрессивный вид конституционноймонархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет своифункции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями(Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не можетвоспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты нуждаютсяв официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония,Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет значительныхполномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которомупринадлежит формальное верховенство среди других органов власти. Несмотря на то, что республика является более прогрессивной формойправления, спор между ней и монархией в современном мире не завершен. Впоследние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства,имеющие монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтамигосударственной власти. И, наоборот, в некоторых странах мира, гдеутвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Второй формой правления является республика (лат. res – дело, publicus– общественный) – форма государственного правления, при которой все высшиеорганы государственной власти либо избираются, либо формируютсяобщенациональными представительными учреждениями (парламентами), а гражданеобладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190государств мира более 140 являются республиками. Республиканская формаправления является такой же древней формой правления, как и монархия. Тоили иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иныеспособы образования собраний (советов) определяют различные республиканскиеформы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборнымивысшими органами власти, в которые входят избранные представители народа.Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органынаделяются. Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формыправления определяются не только соотношением классовых сил, стремлениемтех или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями,национальной психологией, экономическими и географическими факторами,различными контактами с окружающими их государствами (фактор заимствования,подражания). Например, древнегреческие республиканские формы правлениявырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества,островного положения многих полисов, роли морской торговли в экономическойжизни. Победы демоса и его функции как коллективного рабовладельца и т.д. Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшиеорганы государственной власти имеют сложную структуру, наделяютсяопределенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственностьза их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения,принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительноготовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу.Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оносчитается принятым, если за него проголосовало квалифицированное илипростое большинство. Республиканское правление основано подчас на принциперазделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную,исполнительную, судебную. В республиканской форме правления принято различать республикупрезидентскую, парламентскую и смешанного типа. Юридически отличительными чертами президентской республики (США,Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборахпрезидент является одновременно главой государства и исполнительной власти.Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которыеответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должностьпремьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент неможет отправить в отставку администрацию (правительство). Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.)юридически характеризуется тем, что парламент является полновластныморганом, который формирует политически ответственное пред ним правительствои избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительнойвласти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только попредложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламентможет уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия,который должно поддержать парламентское большинство. В этом случаепрезидент имеет право по предложению правительства распустить парламент иобъявить досрочные выборы. Третьей разновидностью республиканской формы правления являетсяреспублика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно,что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентскойреспублики. Президент является главой государства и избирается, какправило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большимиполномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем иответственно политически не только перед президентом, но и передпарламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством,которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспускапарламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республиксмешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическимобразцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия.Особенно широкое распространение такая форма правления получила впостсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина,Литва, Молдова). По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типаможно отнести и Российскую Федерацию. Особенностью формы правления в РФявляется то, что в силу своего федеративного характера она имеет в своемсоставе 21 республику в качестве субъектов федерации. Согласно пункту 2статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ являетсягосударством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративныйдоговор, за которым Конституция РФ признает качество источникаконституционного права Российской федерации, называет республики в составеРФ суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственнуюгосударственную символику, а также имеют право свободного выхода из составаРФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди республик в еесоставе имеются как республики смешанного типа, так и республики спрезидентской формой правления. В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Еетрудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особаяформа, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства какгаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределениемполномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданиемпри президенте специальных органов (администраций, управлений делами,комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей ит.д.), содействующий президенту РФ в осуществлении его полномочий главыгосударства, гаранта Конституции, в реализации его законодательнойинициативы. 4. Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств. Следующим элементом формы государства является форма государственногоустройства, к странам с многонациональным составом часто применяют термин«форма национально-государственного устройства». Именно в категории «формагосударственного устройства» находит выражение территориальное деление иструктура государства, закрепление за ним определенной территории. Формагосударственного устройства – это административно-территориальное делениегосударства, которым определяется взаимоотношения между ним и егоотдельными частями. Форма государственного устройства раскрывает внутренне строениегосударства, его деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенныегосударства. Различают внутригосударственное и межгосударственноеустройство. Внутригосударственное устройство подразделяется на унитарное ифедеральное государство. Межгосударственное устройство представлено разнымивидами конфедерации: союз, сообщество, содружество. Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самаяпростая форма территориальной организации государства. Государствосчитается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этогогосударства не имеют статуса государственного образования. В составеунитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственнойгосударственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Какправило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одногражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарногогосударства чаще всего имеют статус единиц административно-территориальногоделения; они управляются на основе законов принимаемых центральнымиорганами; их территория может быть изменена простым общегосударственнымзаконом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованныеи централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которыхрегиональные органы формируются независимо от центральных, поэтомуюридически отношения между ними строятся на началах децентрализации(Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типуотносятся государства, в которых подчинение региональных органов центруосуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра(Нидерланды, Казахстан, Узбекистан). В отличие от унитаризма, сложное государственное устройствопредполагает существование государства, включающего в себя другиегосударственные образования. Теория государства, рассматривая отдельныетерриториальные устройства, лишь констатирует наличие в истории исовременной действительности отдельных их видов. В результате этого науканазывает два класса сложных государств – протекторат и уния. Под протекторатом понимается международный договор, по которому одногосударство обязывается оказывать покровительство другому, более слабомугосударству, осуществлять его представительство во внешних делах,обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую икультурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностейгосударственного устройства лишь по традиции, ибо после заключениямеждународного договора о покровительстве нового (третьего) государства непоявляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальнойорганизации. Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Средиуний различают объединение монархических государств в форме реальной иперсональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию иконфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или реальной унийвозникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств водном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадениенезависимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основеразличных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока этиразличные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по законукорона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическоезначение личных уний может оказаться значительным и привести к полномуслиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Междугосударствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако вбольшинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними непроисходит. Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силукоторого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы другот друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате необразуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ниобщих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовоесоглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений,выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики.Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитыймонархический порядок и оформившееся единство государства. С политическойточки зрения они часто представляют собой результат стремлений основатьединое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единоегосударство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих вунию государствах корона переходит к другим монархам конституционным илииным путем. Империя – сложное государство, созданное насильственным путем.Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошломвходящие в империю образования при неразвитости транспортных средств исредств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторыегосударствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда небыло единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк,они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римскоегосударство последнего периода, и Великобритания, и Россия. Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое какслияние присоединение одного государства к другому) – последние виды унийрассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР,инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году. Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение,союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное(союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающихюридически определенной политической самостоятельностью. Составляющиефедеративное государство государственные образования (штаты, земли,провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственноеадминистративно-территориальное деление. В отличие от унитарногогосударства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральныеорганы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы властиосуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, неявляются государствами в собственном смысле слова. Они не обладаютсуверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишеныправа участия в международных отношениях. В случае нарушения союзнойконституции, центральная власть имеет право принятия принудительных мер поотношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерацииявляется двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, членыфедерации имеют свою собственную конституцию. В зависимости от ролинационального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации,различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия,ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе(Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада). В теории также приводят различия между так называемымиконституционными федерациями (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, ОАЭ); между централизованными(Индия, где штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) идецентрализованные (США, ФРГ, РФ и т.д.). Конфедерация (лат. confoederatio – союз, объединение) – постоянныйсоюз государств, который образуется для достижения конкретных целей, прикотором входящие в союз государства сохраняют свою международнуюправосубъектность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокуюстепень интеграции в экономической, социальной, политической, военной идругих сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. Конфедерациясочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственнойорганизации. Ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виденет. Другие считают, что единственной конфедерацией в современном миреявляется Европейский Союз (ЕС). Европейский союз – межгосударственное объединение, сочетающее в себечерты международной организации и федеративного государства, возникшее в1993 году, на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе,подписанный в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств иправительств 12 государств – членов Европейского сообщества, вступил в силу1 ноября 1993 года. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями поразличным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результатыреферендума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающимсоздание единого социального пространства. Договор дополнительно кнациональному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС основано на договоре,совместной внешней политике и политике в области международнойбезопасности, а так же на сотрудничестве во внутренней и правовой политике. Целями ЕС являются:1. Образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза и создание единой валюты;2. Утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем проведения совместной внешней политики, политики в области безопасности и оборонной политики;3. Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;4. Сохранение и приумножение общего достояния. Органами ЕС являются: Европейский Совет, Европейский парламент, СоветЕвропейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд. В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швецияи Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г.г., Швейцария с 1815 по 1848г.г. С 1958 по 1961 г.г. конфедерацию составляли Египет и Сирия, а с 1982по 1988 г.г. – Гамбия и Сенегал. Опыт истории конфедераций свидетельствует,что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо кфедеративной форме государственного устройства. Основные различия конфедерации от федерации состоят в следующем:|Федерация |Конфедерация ||Правовой основой является |Правовой основой является договор ||конституция, договор может быть | ||только в начале | ||Государственно-правовое |Международно-правое объединение, ||объединение, в результате которого |нового государства нет ||возникает новое государство | ||Территория федерация едина |Нет единой территории, это || |совокупность территорий входящих в || |нее государств ||Имеет единое гражданство |Нет гражданства, но могут || |устанавливаться нормы || |обеспечивающие единство статуса || |личности ||Имеет единые (федеральные) органы |Таких органов не имеет, здесь ||государственной власти |создаются координационные органы || |для ведения общих дел ||Приоритет актов федерации перед |Решения координационных органов ||актами субъектов федерации, |должны быть ратифицированы ||соответствия актов субъектов актам |(существует принцип нулификации – ||федерации |непризнания действия). ||Единые вооруженные силы |Существуют армии отдельных || |государств – членов конфедерации, || |могут быть объединены под общим || |командованием ||Единые налоги, устанавливаемые |У каждого члена конфедерация своя ||федерацией |налоговая система, источником || |средств являются взносы членов || |конфедерации ||Единая денежная система |У каждого члена конфедерации своя || |валюта, могут начаться процессы || |сближения валют ||Единая экономическая политика и |Имеет место координация, начало ||единое руководство ею |регулирования. | Содружество государств – это весьма редкое, еще более аморфное, чемконфедерация, но тем не менее организационное объединение государств,характеризуемых наличием общих признаков, определенной степеньюоднородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики(одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единаяденежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского,процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих,языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как,например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результатеколониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурнаяобщность имеет историческое происхождение, иногда достигаетсявзаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродныхэлементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не государство, а своеобразное объединениенезависимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могутлежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридическиедокументы. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самымиразличными. Они затрагивают важные интересы государства. Что не позволяетих отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединеннымгосударствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило,члены содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъектымеждународных отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, длякоординации действий государств. Денежные средства для целей содружестваобъединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными инеобходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форменормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество, какобъединение государств может носить переходный характер. Оно можетразвиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, принерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавшихего, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфическогосоюза. Британское содружество наций – это объединение независимых суверенныхгосударств, возникших в результате распада Британской колониальной империи,проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранеесложившихся общих интересов и в целях содействия международномувзаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и сВеликобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качественезависимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике.Декларация принципов Содружества (Сингапур, 1931) подтвердила добровольныйхарактер Содружества действующего на принципах консенсуса. Британскоесодружество состоит из 30 республик и 21 монархии. Науру и Тувалу имеютстатус «особых членов». Эта форма членства, освобождает их от обязательныхвзносов при сохранении возможности участия в программах технической помощи.Шестнадцать монархий признают в качестве главы государства британскогокороля, представленного в этих странах генерал-губернатором; 5 монархийимеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества. Структура Британского Содружества Наций: 1. Глава Содружества (Британский монарх); 2. Конференция Содружества; 3. Встреча на уровне министров; 4. Комитет высших должностных лиц (разработка политической стратегии); 5. Руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по управлению технологией; 6. Финансовый комитет, финансовый подкомитет (разработка и одобрение бюджета); 7. Комитеты (разработка проектов, финансовое и политическое планирование); 8. Секретариат. Главой Содружества наций и ее символом является Британский монарх. Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственноеобъединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного вМинске 08.12.91 г. представителями трех республик СССР: РСФСР, РеспубликиБеларусь и Украины. Устав СНГ принят в г. Минске 22.01.93 г. В соответствиис указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитиеравноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств вобласти политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, и иныхобластях. Содружество не является ни государством, ни надгосударственнымобразованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильностии безопасности сохранено объединенное командование военно-стратегическимисилами и единый контроль над ядерным оружием. СНГ открыто с согласия всехего участников для присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, атакже иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. В настоящеевремя членами СНГ являются 12 бывших республик СССР. Официальным местомпребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Некоторыегосударства- участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГболее узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали соглашениео создании Сообщества суверенных республик; учрежден Таможенный Союз всоставе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообществогосударств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственныйдоговор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формойгосударственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливаетинтернациональные связи государства, входящих в Сообщество, иэволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейскиесообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства,принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядоквступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами этогообразования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчисленийчленов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества являетсявыравнивание экономического и научно-технического потенциала государств,входящих в него, а также объединение условий этих государств, длядостижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и другихбарьеров. Европейские Сообщества – объединения трех формально самостоятельных,но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейскогообъединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейскогосообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономическогосообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году. К настоящему времени в системуЕвропейских Сообществ входит также значительное количество другихЕвропейских интеграционных институтов. В 1965 году в соответствии сБрюссельским договором созданы единые органы трех Сообществ. С 1986 годаЕвропейские Сообщества используют введенный в 1955 году Советом Европыевропейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизируетсовершенное единство народов Европы. В Европейских Сообществах применяются9 официальных языков. В связи с заключением в 1992 году Маастрихтских соглашений,предусматривающих создание к концу XX века политического союза, включаяобщую оборону и валютно-финансовую систему, Европейские Сообщества сталиименоваться Европейским Союзом. 5. Государственно-политический режим и его виды. Демократический и антидемократический режимы. Вот и перечислены две составляющие, формирующие единую формугосударства. Однако перечисленные формы характеризуют государство лишь состороны его структуры, забывая о содержании власти. Поэтому политическийрежим входит в структуру форм власти, и настало время уделить ему частьнашего внимания. Государственно-политический режим – это совокупность методов и средствлегитимизации и осуществления власти определенным типом государства.Легитимизация – это поддержка власти народом в виде выборов илиреферендумов. Определить суть режима, значит, определить насколько даннаягосударственная власть формируется и контролируется народом. Формы государственного режима представляют собой совокупность способови методов осуществления власти государством. Государственный режим –важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себяне только методы государственного властвования, но и характерные способыдеятельности негосударственных политических организаций (партий, движений,союзов). Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее системуприемов, методов, форм, способов осуществления государственной иполитической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается вконституциях государств (не считая распространенных указаний надемократический характер государства), однако почти всегда самымнепосредственным образом отражается на их содержании. Чаще всего современная теория государства различает следующие основныевиды государственно-политических режимов: демократический, либеральный,авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону,выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господствоблагородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию итиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и естьтоталитаризм. Демократия – (от греч. demokratia, буквально – народовластие) –политический режим, при котором государственная власть осуществляетсяправовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равнымправом участвовать в управлении государством, в том числе через свободноизбранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические игражданские права и свободы. Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленныепрообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе –догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократическихобщественных институтов (неполитические демократические формы родового иплеменного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали иразвивались государства, изменялось их устройство, демократическиеинституты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, взависимости от конкретных исторических условий. Первым демократическим государством, в античном понимании демократии,являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имеласословный характер, полноправные граждане не составляли большинстважителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось входе исторического развития государства и общественных наук. Наибольшийимпульс развитию демократического политического режима придал созыв первогоанглийского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика вАнглии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американскогоконституционализма (1787 г.). Демократическое государство, в современном его понимании, отличаетсяот государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного)следующими основными признаками, принципами: признание народа источникомвласти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащейучредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие вуправлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека игражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчиненияменьшинства большинству (при принятии законов, выборах и другихколлективных решениях); формирование основных органов государственнойвласти путем свободных выборов. Производными от основных признаковдемократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственностьгосударственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения,перед представительными органами государственной власти и избраннымидолжностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свободадеятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферахобщественных отношений, в том числе и в деятельности государственныхорганов. Различают институты представительной демократии (принятие основныхрешений полномочными выборными учреждениями – парламентом, другимипредставительными органами) и непосредственной демократии (принятиеосновных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов,плебисцита). Либерально-демократический режим является наиболее современной формойдемократии. Либерально-демократический режим существует во многихстранах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим – это собственноне режим государственной власти, а условие существования самой цивилизациина определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудносогласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов,в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методыи способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистическихи демократических принципов. Это, прежде всего экономическая сферавзаимоотношений личности и государства. В условиях либеральногополитического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правамии свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политическинезависим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется заличностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма,противопоставляя его коллективистским началам в организации политической иэкономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итогек тоталитарным формам правления. Из основного принципа демократического государства (признания народаисточником власти) следует вывод о направленности деятельности государствав целом – в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленнойв законодательстве, социальная направленность политики государствареализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости отсоотношения политических сил. Степень активности участия граждан вуправлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскомуобществу деятельности государства в значительной мере зависит от правовогорежима деятельности средств массовой информации. В демократическомгосударстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения,что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов,референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантиимножественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы иответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ состороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежноманипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватнойкартины социальной жизни. А теперь рассмотрим основные черты антидемократических режимов: Тоталитаризм – это одна из форм господства (тоталитарное государство)характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизниобщества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями вотношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарноготолка характерно насильственное навязывание населению государстваобщественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии.Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарногоконтроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое иорганизационное единство обеспечивается политическим господством партии,возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятсясредства массовой информации, печать. В методах управления преобладаютполитическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной сменытоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССРпоказал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, спостепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму. Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократическихполитических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственнойвласти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основныхполитических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции.Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методовправления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальнымсохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры. Авторитарный политический режим является промежуточным междутоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому.При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и всторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарногорежима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаютсячерты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том,что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигаетполного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственнойобязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическимиконструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма.Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режимеспособом. Массовый террор отсутствует. Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сценеистории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформамобщественного строя и осуществить «революцию сверху». Рассмотрим некоторые варианты развития посттоталитарных государств: Парламентская республика, скорее всего, окажется недееспособной. Впарламенте, сформированном не на партийной, а на индивидуальной основе,вряд ли сложится устойчивое большинство и оппозиция. Фракционная жеструктура неразвита: фракции, как правило, малочисленны, велико ихколичество, персональный состав подвижен, внутрифракционная дисциплинаотсутствует, а межфракционные отношения нестабильны. В таких условияхнеизбежны постоянные правительственные кризисы, част

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconИнститут международного права и экономики имени А. С. Грибоедова...

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Остеохондроз: болезнь и...

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Физическое воспитание детей...

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРезюме Фамилия, имя, отчество: Троцкая Наталия Яковлевна
Киевский университет туризма экономики и права, Полтавский институт экономики и права. Юридический факультет.(Бакалавр права)

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Понятие формы и содержание...

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Теория государства иправа....

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconЮридический факультет кафедра теории и истории государства и права Составитель: Теремцова Н. В
Теория права. Рабочая учебно-методическая программа / Н. В. Теремцова – Киев нац ун-т имени Тараса Шевченко / юрид ф-т. – К., 2010....

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Правомерное поведение правонарушение...

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Правомерное поведение и...

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение I курс Тема 5 формы государства iconТомский государственный университет новосибирский юридический факультет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<