Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн»




Скачать 377.66 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн»
Дата публикации08.04.2014
Размер377.66 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Налоги западных стран

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ Факультет заочної та дистанційної освіти КУРСОВА РОБОТА «СИСТЕМИ ОПОДАТКУВАННЯ РОЗВИНУТИХ КРАЇН» Виконав: студент групи ЗЮП-2002-03 (4) Терещенко Р.В. Науковий керівник: Доц. Данількевич М.І. Дніпропетровськ 2004 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА2. КРИТЕРИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ2.1.Типы регулирования налоговых отношений2.2.Факторы, характеризующие налоговую систему3.РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФОРМЫ3.1. Региональная бюджетно-налоговая система и ее функции3.2 Формы региональной бюджетно-налоговой системы4.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН4.1.Налогообложение юридических лиц4.2.Налогообложение физических лиц4.3. Местные налоги и сборы5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА5.1. Соотношение убеждения и принуждения при реализации налоговых норм5.2.Правомерный обход налога5.3.Уклонение от уплаты налогаВЫВОДЫСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировойпрактике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источникбюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и другихобщегосударственных программ. Особенно актуальна эта проблема для Украины идругих стран СНГ, где формирование налоговых систем еще продолжается.Несовершенство налоговых механизмов ведет к тому, что сокрытие налоговсоставляет более 50%, в то время, как в развитых странах – не более 10-15%. Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основаниизаконодательно закрепленных правил для удовлетворения общественныхпотребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяетобщественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налоговвторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: поструктуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам,фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговымльготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались ипродолжают складываться под воздействием разных экономических, политическихи социальных условий.Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям.Поэтому целью данной работы является анализ налоговых систем стран, которыеуже наработали в этом направлении определенные положительные результаты. Вчисле задач настоящей работы – показать налоговые системы различных стран,их развитие, тенденции, общие черты и отличия.В качестве источников были использованы монография проф.Кучерявенко Н.П.«Налоговое право», учебное пособие под редакцией проф.Князева В.Г. и проф.Черника Д.Г. «Налоговые системы зарубежных стран» и ряд сайтов в Интернете.Труд проф.Кучерявенко Н.П. отличает фундаментальность, разностороннесть,однако ряд его положений уже устарел в связи с изменениями законодательнойбазы в последнее время. Книга Князева В.Г. изобилует фактическим исправочным материалом, однако материал в ней недостаточно систематизирован,например, в главе об Испании подробно расписана деятельность налоговыхорганов, чего нет совсем в других главах. Также было бы интересно увидеть вней и материалы о странах, в своё время начинавших «с нуля»: Корее,Тайване, Балтийских государствах, странах Восточной Европы. Интернет-сайты,в основном, построены на базе вышеупомянутого издания, в чем их недостаток,т.к. Интернет предполагает свежую, обновляемую информацию. Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, пятиглав основной части и заключения. 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировойпрактике ведения народного хозяйства. При определении налоговой системыважно разграничить два подхода к ее пониманию, совокупность которых и даетотносительно законченное понятие налоговой системы. С одной стороны,налоговая система представляет совокупность налогов, сборов. платежей ивыступает как действующий механизм определенных. законодательнозакрепленных рычагов по аккумуляции доходов государства. В этом случае онаможет совпадать с системой налогов. сборов, платежей (между которымизаконодатель не делает разграничения), Здесь делается акцент паматериальную, применительную сторону налоговой системы, обеспечивающуюмеханизм действия налогов. С другой стороны, налоговая система включает в себя и довольно широкийспектр процессуальных отношений по установлению. изменению, отмене налогов,сборов, платежей, обеспечению их уплаты, организации контроля иответственности за нарушения налогового законодательства. Это как бытеневая часть налоговой системы, но не менее важная. Хотя налоговые системы складывались и продолжают складываться подвоздействием разных экономических, политических и социальных условий, любаяналоговая система должна отвечать общим требованиям: - равенство и справедливость — распределение налогового бремени должнобыть равным; каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долюв казну государства. Есть два подхода к реализации этого принципа. Первый —основан на принципе выгоды налогоплательщиков. Согласно ему уплачиваемыеналоги соответствуют выгодам, которые налогоплательщик получает от услуггосударства. Таким образом, справедливость налогообложения увязана соструктурой расходов бюджета. Второй подход основан на так называемомпринципе "способности платить". При этом подходе система налогов непривязывается к структуре расходов бюджета. Но в этом случае каждыйналогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от своейплатежеспособности. На практике налоговые системы с развитой рыночнойэкономикой стран содержат элементы обоих подходов; - эффективность налогообложения — реализация этого требования состоит вследующем: налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должнабыть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налоговогозаконодательства должны быть минимальными. Проф.Кучерявенко Н.П. в своей монографии выделяет в качествеосновополагающих следующие принципы:1. Целостность, предполагающая использование цельной, взаимодополняющейдруг друга системы налоговых рычагов, в равной степени охватывающихравнонапряженным давлением объекты налогообложения. При переходе от одного рычага к другому необходимо перестраиваться нетолько плательщику, но и налоговому органу, а если исходить из принципацелостности налоговой системы, то и другим видам налогов, совершенствоватьдокументальное обеспечение. К примеру, в Швеции Закон о государственном налоге на доходы по ряду моментов, характеризующих механизм налогообложения (методу определения облагаемого налогом дохода и т.д.), основывается на принятом в 1928 году Законе о коммунальном налоге. Этот механизм включает в себя целую подсистему местных и региональных налоговых отношений фирм и населения, охватывающих почти все получаемые ими денежные поступления как в денежной, так и в натуральной формах (от коммерческой деятельности, службы, капитала, любой временной деятельности, любых форм временной деятельности, земельной собственности и другой недвижимости).2. Единая цель — формирование бюджетов в размерах, обеспечивающихвозможность удовлетворения основных государственных потребностей.3. Предел налогового давления означает установление рациональногоналогового давления на плательщика, при котором сохранялись стимулы дляпроизводства, деятельности последнего.4. Рациональное сочетание прямых и косвенных налогов предполагает каксочетание механизма прямого и косвенного налогообложения (необходимоучитывать, что косвенные налоги более привлекательны с точки зренияособенностей исчисления, механизма сбора, но это не значит, что крен вналогообложении должен происходить в область ограничения потребления), таки упорядочения внутренней структуры прямых и косвенных налогов. В областипрямого налогообложения это сочетание поступлений от обложения доходов иимущества, в области косвенного — от обложения внутреннего и внешнегопотребления.5. Разделение налогов по уровням компетенции органов государственной властиозначает закрепление за конкретными органами полномочий в областиустановления, изменения или отмены налогов. В Германии со времен послевоенной реформы проф.Л.Эрхарда (1897-1977)укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:1. Налоги по возможности минимальны;2. Минимальны, или точнее минимально необходимы и затраты на их взимание;3. Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;4. Налоги соответствуют структурной политике;5. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;6. Система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи сналогообложением человек должен по минимуму открывать государству своючастную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либосведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;7. Налоговая система исключает двойное налогообложение;8. Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включаязащиту человека и всё, что гражданин может получить от государства. Построение налоговой системы Великобритании в основном, базируется напринципах, основанных на воззрениях известного экономиста Адама Смита (1723-1790), которые не устарели и в наше время: • принцип справедливости (утверждающий всеобщность обложения иравномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам); • принцип определенности (требующий, чтобы сумма, способ и времяплатежа были совершенно точно заранее известны плательщику); • принцип удобства (предполагает, что налог должен взиматься в такоевремя и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика); • принцип экономии (заключающийся в сокращении издержек взимания налога,в рационализации системы налогообложения). Сложность проведения налоговой реформы в соответствии с вышеуказаннымипринципами связана и с тем, что украинская экономика сегодня не базируетсяна рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми егопротиворечиями. Отсюда невозможность обеспечить стабильность налоговойсистемы в сегодняшних условиях. Как и при формировании общественныхэкономических отношений, в налоговой сфере приходится идти методом проб иошибок. При этом следует постоянно помнить, что шараханья из стороны всторону более опасны, чем консервативное отношение к уже созданному.Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов касаются, какправило, отдельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот ипривилегий, объектов обложения, замены или усиления одних видов налоговдругими. Предложений же о принципиально иной налоговой системе,соответствующей нынешнему этапу перехода к рыночным отношениям, покапрактически нет. И это, видимо, не случайно. 2.КРИТЕРИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ2.1.Типы регулирования налоговых отношений Налоговое регулирование осуществляется прежде всего на основе права(компетенции) государственного органа власти устанавливать налоги и изыматьих в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и реализации бюджета.Статья 1 Закона «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 годаподчеркивает, что установление и отмена налогов, сборов и платежей, а такжельгот осуществляется Верховным Советом Украины. Верховным СоветомРеспублики Крым и местными Советами народных депутатов, причем ВерховныйСовет Республики Крым: и местные Советы могут устанавливать дополнительныельготы в области налогообложения в пределах сумм. поступаюшнх в их бюджеты. Любая схема управления в государстве характеризуется специфическойиерархической системой, которая предполагает четкое разграничение прав иобязанностей между различными органами власти в области формированиябюджета и собственные доходов. Если исходить из определенной самостоятельности бюджетов различныхуровней (центрального и местных), можно выделить и два уровня регулированияналоговых потоков: — ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ — составляющий основу поступлений в центральный бюджет: . НИЖНИЙ УРОВЕНЬ — формирующий поступления в местные бюджеты.Налоговое регулирование в странах с развитой рыночной экономикой позволяетвыделить несколько условий оптимального соотношения бюджетных поступлений иналоговых платежей. 1-е условие — четкое разделение компетенции между органами власти нацентральном и местном уровнях: 2-е условие — самостоятельность бюджетов и наличие у них независимых другот друга источников доходов: 3-е условие — отсутствие устойчивых каналов перечисления средств изнижестояших бюджетов в общегосударственный. Механизм отношений между органами власти при распределении компетенциипо налоговому регулированию варьируется в зависимости от государственногоустройства, типа хозяйства, специфики административно-территориальногоделения, традиций. В целом можно выделить два типа подобных отношений. Первый тип — федеральный орган власти оказывает решающее влияние вобласти налоговой инициативы. Подобные отношения характерны для США, гдеКонгрессу совместно с администрацией принадлежит решающая роль по прямомуналогообложению юридических и физических лиц. Так, федеральные властиопределяют ставки прямых налогов с населения и юридических лиц, которыепоступают в федеральный бюджет. Местные власги при этом подстраиваются подналоговую политику, хотя и могут самостоятельно изменять налоговые ставки. Второй тип — характеризуется долевым участием органов власти, прикотором доля каждого уровня власти в налогах фиксируется их компетенцией.Подобные отношения характерны для многих европейских стран. К примеру, вбюджетной системе Германии доля федерального бюджета в налогах на прибыльхозяйственных организаций корпоративного типа составляет 42.5 %, бюджетаземли — 42,5 %: местного бюджета — 15 % .В первом случае свобода местных органов в области налоговой политикиварьируется в определенных рамках, однако это же приводит и к определеннойнеустойчивости налоговой базы и, соответственно, поступлений в доходнуючасть бюджета. Во втором случае устойчивость налоговых поступленийсочетается с ограничением самостоятельной налоговой политики регионов.Видимо. вполне закономерен компромисс, смешанный вариант этих двух типов,отражающий специфику государства в конкретных условиях, особенностибюджетной и налоговой системы.2.2.Факторы, характеризующие налоговую системуВыделяется три политико-правовых фактора, характеризующих налоговуюсистему: 1. Сложившиеся в стране пропорции к распределении функции междуцентральными и местными органами государственной власти: а) страны со значительными расходами местных органов власти (до 30 %валового внутреннего продукта): Дания. Норвегия. Швеция: б) страны со средним уровнем расходов местных органов власти (до 20 %ВВП): Англия, Италия, Ирландия: в) страны с незначительной долей местных расходов (менее 10 % ВВП):Германия. Франция, Испания.3. Роля налогов среди источников доходов бюджета.Так, доля налогов в местных бюджетах: во Франции и Дании — более 40 %, вИталии — 9%, в Германии — около 20 %.3. Степень контроля центральной администрации за органами местной власти.Многообразие этих отношений может быть сведено к трем вариантам:А. РАЗНЫЕ НАЛОГИ. В основе этой формы лежит механизм самостоятельноговведения налогов соответствующим уровнем власти (Федерация — субъектыФедерации — местные органы власти). Выделяются два варианта этой формы:а) Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти вустановлении налогов, которые целиком поступают в бюджет соответствующегоуровня. Данная система непременно должна иметь верхнее ограничение обшейсуммы налоговых изъятий с целью предотвращения конфискационного крена. б) Неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти вустановлении налогов. Этот механизм предполагает установлениеисчерпывающего перечня налогов центральным органом власти и введение имобщегосударственных налогов. Местные органы регламентируют действие насвоей территории местных налогов, входящих в вышеуказанный перечень. Б. РАЗНЫЕ СТАВКИ. При реализации этой формы основные условия взиманияконкретного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органыопределяют ставки налога, зачисляемого в местный бюджет. Иногда центральныморганом власти может ограничиваться и общий размер налоговой ставки.Своеобразие данной формы состоит в ограничении свободы местных органоввласти, но в большей степени защиты налогоплательщика от произвола наместном уровне . В. РАЗНЫЕ ДОХОДЫ. Свобода местных органов власти в данной формесовершенно незначительна, так как между бюджетами различных уровней делятсясуммы уже собранного налога. Механизм распределения устанавливаетсяцентральной властью либо по закрепленным нормативам. Идея единства, централизации налоговой политики реализуется черезмеханизм «разных доходов», принцип же плюрализма, децентрализации — прииспользовании первой формы. Реально, видимо. необходимо ориентироваться наприменение специфического сочетания этих форм. в зависимости от ситхации.региона и целен.Во многих странах с развитой рыночной экономикой (к примеру, Швеция)взаимодействие различных уровней налоговых отношений решается установлениеммеханизма отчислений, при котором налоги на доходы и недвижимость восновном поступают в местные бюджеты, а центральный бюджет сосредоточиваетспециальные целевые поступления со строго определенными направлениямирасходования. Подобный механизм позволяет разграничить полномочия центра иместных бюджетов. Это создает возможность как обеспечить целевоефинансирование приоритетных общегосударственных задач, реализовыватьобщенациональные интересы, так и поддерживать автономию, финансовуюнезависимость регионов, удовлетворять местные потребности. 3.РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФОРМЫ3.1.Региональная бюджетно-налоговая система и ее функцииРеализация теоретических моделей привела к возникновению региональнойбюджетно-налоговои системы. Она предполагает не просто сочетание такихэлементов, как региональные бюджеты. регионалытые налоги, сборы, льготы, нои механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов,налогов. использование рычагов бюджетного регулирования. Региональныебюджетно-налоговые системы производны от территориальной организациигосударства и повторяют в целом структуру и взаимосвязи административно-территориальных единиц.ФУНКЦИЯМИ региональной бюджетно-налоговой системы являются:1. Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков взависимости от территориальной организации общества.2. Сосредоточение и использование в общерегиональных целях средств,образованных на данной территории и поступивших в региональные бюджеты.3. Реализация региональными органами власти и управления своих полномочий вусловиях формальной финансовой независимости.4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ.5. Формирование инфраструктуры данной территории.6.Рациональное использование природно-ресурсного и экономическогопотенциала.7. Стимулирование определенных региональных ориентиров развития.Опыт использования региональной бюджетно-налоговой системы во многихстранах вылеляег несколько основных требований к ним:А. Четкая реализация вышеперечисленных функций.Б. Первичность распределения расходов, основанная на разделении сфердеятельности при законодательном регулировании центральных и региональныхуровней в этом процессе.В. Перераспределение доходов может основываться как на определенной формецентрализации налоговых поступлении в бюджеты верхнего уровня и последующемих перераспределении в нижестоящие, так и различных вариантах трехуровневойструктуры региональной бюджетно-налоговой системы . В условиях последнейраспределение основных налогов выглядит следующим образом: земельный —низший уровень: имущественные — средний: подоходный и на прибыль — верхний.Г. Политика выравнивания с целью поддержки отдельных регионов при наличииобъективных и законодательно закрепленных предпосылок перераспределениясредств из одного региона в другой.3.2.Формы региональной бюджетно-налоговой системыМеханизм использования региональных бюджетно-налоговых систем, особенностивзаимоотношений составляющих их элементов породили целый ряд специфическихформ, которые условно можно озаглавить следующим образом.Бюджетно-налоговый плюрализм (США) характеризуется стабильностью бюджетно-налоговых отношений государства и регионов. Фактически штаты имеют равныеправа в этой области с федерацией в целом, поэтому на уровне федерации и вштатах существуют идентичные по наименованию налоги (подоходный налог снаселения и с корпораций), хотя последние относительно невелики и их размерколеблется от 2 до 8%. В ряде штатов местный подоходный налог вычитаетсяпри расчете обязательств по федеральному: в других реализуется обратнаяпроцедура. Наиболее принципиальным ограничением налоговых прав штатовявляется запрет на введение отдельных косвенных налогов, как препятствующихсвободе торговли между штатами, что запрещено Конституцией США. Именнопоэтому средняя ставка налога с продаж, который обеспечивает до 30 %бюджетных поступлений, колеблется по штатам в районе 4 % к розничной цене.Прямое перераспределение средств между штатами практически отсутствует -при этом Конгpecc в соответствии с разделом 5 статьи 1 Конституции США.имеет право назначать расходы только на «всеобщее благоденствие США», чтотакже препятствует переливу средств между регионами. Штаты могутустанавливать любые формы и особенности налоговых рычагов, но не вправепрепятствовать межрегиональным хозяйственным связям, которые и приводят кравнонанряженности налогового пресса.Государственная регламентация (Германия). Конституция признает равноценнымипотребности Федерации, земель и общин в финансовых средствах, чтопредполагает примерно одинаковую долю налоговых поступлений в доходныечасти бюджетов различных уровней через механизм перераспределения налоговыхотчислений. Вся совокупность налогов делится на две группы: собственные(закрепленные, поступающие полностью в соответствующий бюджет), и общие(распределяемые по нормативам между бюджетами). Основу собственных налоговфедерации составляют акцизы и пошлины; земель — поимущественный налог,налог с наследства и дарений, налог с владельцев автомобилей; общин —поземельный и промысловый. К общим налогам относятся подоходный(распределяется между федерацией, землями и общинами в пропорции 42,5 % :42,5 % : 15 %; корпорационяый (между федерацией и землями делится поровну);НДС (пропорция очень подвижна, но варьируется на уровне 65 % : 35 % междуфедерацией и землями). За счет совокупной доли земель происходитвыравнивание, при котором 76 % этой доли зачисляется в бюджеты земельпропорционально численности населения, а 25 % перераспределяется, исходя изобъемов налоговых поступлений, в бюджет земли. Земли, у которых доходы вышеэтой нормы, перечисляют определенные суммы землям с доходами ниже нормы,при этом отклонение от нормы не должно превышать 5%. Причем подобноеперераспределение осуществляется практически напрямую между землями, минуяфедеральный бюджет. Если недостаточно и этого, то тогда включается механизмфедеральных субсидий. Основы налоговой системы законодательно закреплены нафедеральном уровне, и земли не могут менять ставки и механизм основныхналогов. Сбор налогов распределен между федеральными и земельнымифинансовыми ведомствами.Примат централизации (Австралия). Австралия представляетвысокоцентрализованное в финансовом отношении государство, характер этойцентрализации сложился еще в 1942 году после введения единогоналогообложения во время Второй мировой войны. которое сменилоконституционно гарантированные права штатов. Фактически с этого временифедеральный уровень власти получил полномочия использовать любые формыналогообложения, а штатам запрещены налоговые корректировки. При отсутствииналоговых поступлений в региональные бюджеты федеральный уровень широкоиспользует систему субсидий штатам, размер которых определяется в условияхжесткого финансового контроля за расходами штатов. Лишь после признания ихобоснованными принимается решение о выделении средств. Специальная комиссияпо субсидиям может корректировать их объем в зависимости от ситуации.Фактически, несмотря на федеративное устройство, в области функционирующейрегиональной бюджетно-налоговой системы Австралия в большей степенинапоминает унитарное государство.Бюджетно-налоговый конфедерализм (Швейцария). Конфедеративный характер вполной мере соответствует и региональной бюджетно-налоговой системе вШвейцарии. На федеральном уровне в основном реализуются международныефункции, что соответственно сужает ее налоговую базу и аккумулируетпоступления за счет акцизов и таможенных пошлин. Основная масса налоговнаходится в компетенции кантонов, которые и несут основную ответственностьза проведение внутренней политики. Это привело к определенным различиям вэкономическом развитии кантонов. Выравнивание регионов осуществляетсяпреимущественно за счет миграции населения и средств, а в последнее время ивыделения субсидий из федерального бюджета. Особенностью Швейцарии являетсяпринятие решения о введении какого-либо налога или новых ставок с кантоновпутем референдума, что ограничивает возможности кантональных властей посамостоятельной корректировке налоговой системы.Процесс формирования региональных бюджетно-налоговых систем в государствахСНГ характеризуется определенной неустойчивостью и текучестью, говорить осложившемся механизме еще рано.Доходы бюджетов Украины делятся на доходы Государственного бюджета,республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Основу доходов Государственного бюджета Украины составляют налог надобавленную стоимость, акцизный сбор; налог на прибыль предприятий иорганизаций в размере 30 % поступлений и т.д. . После распада СССР (который и начинался с непримиримых споров по поводураспределения налогового бремени между республиками) государства СНГоказались, в принципе, с одинаковыми налоговыми системами. Однакоэкономические условия, преобладание определенных политических иэкономических концепций или настроений привели к различным результатам,которые были закреплены в форме налоговых платежей.Одной из самых острых проблем явилась задача определения оптимальногосоотношения .между центральными к местными органами по регулированиюместных налогов.Оставаясь в целом схожими по форме используемых налоговых рычагов,налоговые системы стран СНГ характеризуются как определенной общностью, таки рядом отличий. Наибольшие изменения связаны с введением налога надобавленную стоимость. С его помощью необходимо создать равный уровеньналогового бремени по всем бывшим республикам СССР, чтобы не создаватьэкономических стимулов перелива средств из регионов с большим налоговымбременем. Таким образом события и развивались: почти одновременноевведение, затем выход на унифицированные ставки (около 20 %), схожиймеханизм начисления и изъятия, льготы.Подобным образом разворачивался процесс и в отношении основных видов прямыхналогов с юридических и физических лиц. Переход к налогу на прибыльпредприятий и организаций характеризовался поиском оптимальной ставки (кначалу 1993 года она составляла: Россия — 32 %, Казахстан — 25 %, Беларусьи Украина — 30 %). Мировая практика подтверждает, что уровень 34 % являетсянаиболее рациональным для данного вида налога. На этом рубеже он взымаетсяв США, Японии, Германии. 4.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН4.1.Налогообложение юридических лицНалоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее вомногом зависит успех экономических преобразований в стране. В нашемобществе, к сожалению, усилиями и органов власти, и экономической науки, ипрактики за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтомулюбое решение в этой области должно приниматься с учетом возможныхсоциальных и политических последствий. Для этих целей в значительной мереможет быть использован огромный практический и теоретический опытэкономически развитых стран в этой области, но с учетом экономических,социальных и политических условий развития Украины. Существенное отличие западных налоговых систем – обычнотретьестепенное (после подоходного налога и акцизов) место налогов надоходы юридических лиц (обычно называемые доходами корпораций). Это связанос политикой привлечения инвестиций в частый бизнес, решением проблемзанятости и других. Основные характеристики налога на прибыль - его ставка и льготы.Ставка определяет долю налогооблагаемой прибыли (в %), изымаемой в пользугосбюджета. Мы уже рассмотрели те количественные критерии, к которым должнастремиться эта ставка (с учетом льгот и других способов обложения прибыли)для оптимального сочетания фискальной и производственно - стимулирующейфункций налога. Вот пример важнейшего пункта рекомендаций но унификацииналога на прибыль в рамках стран ЕС: "Ввести минимальную ставкукорпорационного налога в 30% и максимальную ставку в 40% (включая и местныеналоги на предпринимательский доход"). Ряд льгот направлен на помощькомпаниям для сохранения их экономической устойчивости (льготы поотчислениям в резервные и родственные фонды компаний и пр.). Используютсятакже льготы социального характера (например, на отчисления вблаготворительные фонды). Устойчивый характер носят налоговые льготы,направленные на стимулирование инвестиционной и научно-техническойдеятельности предпринимательства в национальном и региональном масштабах ипо отдельным сферам деятельности (включая льготы по зарубежныминвестициям). Методы ускоренной амортизации используются практически во всехразвитых странах, хотя и в меньших размерах. Общая особенность -интенсивное использование этих методов для стимулирования инвестиций,связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, сэкономией в потреблении энергии, воды и т.п. Важным направлением налоговых льгот является уменьшениеналогооблагаемой прибыли на часть инвестиционных расходов, а также затратна научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).Размеры и сроки подобных льгот различаются в отдельных странах. Важная форма налоговых льгот - уменьшение самого налога на прибыль.Наиболее распространен, особенно в прошлом, так называемый налоговыйинвестиционный кредит, то есть вычет HI налога на прибыль частиинвестиционных расходов компании (часто с условием использовать этот кредитдля последующих инвестиций). Правда, сегодня эта налоговая льготапредоставляется реже. В США она была отменена в 1986 г.; нет ее в Германиии Норвегии. Но в ряде других развитых стран налоговый инвестиционный кредитсохраняется. Например, в Англии компаниям разрешено использовать около 10%корпорационного налога для заранее оговоренных законом инвестиций. ВоФранции инвестиционный кредит используется с тем, чтобы стимулироватьсоздание новых предприятий, в том числе и для ускорения развитияэкономически отсталых регионов. Особая разновидность налоговогоинвестиционного кредита - так называемые скидки на истощение недр, заметноуменьшающие налогообложение прибыли отдельных отраслей добывающейпромышленности. Подобная льгота сыграла важную роль в развитии добывающейпромышленности США; используется она и сейчас. Скидка обусловливаетсятребованием реинвестировать полученные средства в те же отрасли и течениедвух лет (нефть и газ) или пяти лет (твердые минералы). В ряде странраспространена еще одна форма налогового кредита, связанная с уменьшениемкорпорационного налога на часть расходов на НИОКР. Среди налоговых льгот,используемых во многих странах - полное освобождение от налогов илиотсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен можетбыть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога). ВФинляндии периодическое освобождение от налога, наряду с инвестиционнымкредитом, используется для стимулирования судостроения и судоходства. ВБельгии десятилетнее освобождение от налога (правда, не всегда полное)применяется для стимулирования малых венчурных фирм. Здесь же на шесть летосвобождаются от корпорационного налога те компании, которые добиваютсяроста производительности труда при одновременном увеличении занятости иулучшении использования производственных мощностей. Среди распространенных налоговых льгот - уменьшение ставок налога наприбыль для среднего и мелкого предпринимательства. Специфика указаннойльготы в том, что она редко открыто объявляется налоговой льготой. Обычнопониженные ставки налога на прибыль вводятся в виде самостоятельногонаправления налоговой политики, что отчасти служит обходным маневром противполитики уменьшения налоговых льгот. В США, например, на федеральномуровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога , для средних имелких корпораций используются две более низкие ставки. В Англии выделяетсяспециальная пониженная ставка корпорационного налога на мелкоепредпринимательство. Пониженные ставки налога на прибыль для мелкого иотчасти среднего предпринимательства используются и во многих другихразвитых странах. Анализ льгот по налогообложению прибыли показываетналичие больших различий между странами. Но при всем этом разнообразиичетко прослеживается одна закономерность: снижение налоговых льгот с 1980-хгодов не привело к принципиальному демонтажу их системы. Продолжаетсохраняться система льгот, обеспечивающая прежде всего эффективноефункционирование механизмов налогового стимулирования научно-техническогоразвития (независимо от вида льгот, используемых той или иной страной.Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и вколичественном отношении. Об этом свидетельствуют оценки, полученныеяпонскими экспертами для начала 1990-х годов. По этим оценкам, льготыуменьшают общую станку налога на прибыль в США до 32%;, в Англии - до 24,6%(то есть на 20% и 25% соответственно). Общая ставка налога нанераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той частипромыслового налога при вычете налоговых льгот она снижается примерно на16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль примерно до43%. В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно -стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренномуего значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такимирешающими налогами, как индивидуальный подоходный налог и косвенные налогина потребление. Для правильного понимания показателей таблицы необходимоопределить, насколько точно данные по налогу на прибыль отражаютпоступление (или непоступление) всех налоговых изъятий из прибыли. С этойцелью требуется прежде всего установить возможности укрытия прибыли отналогов. Существует множество способов подобных укрытий: использованиеналоговых льгот к той части прибыли, которая не подпадает под эти льготы;завышение издержек производства; манипуляция с формами собственности;использование страновых различий в налогообложении, особенно огромныхналоговых льгот в так называемых оффшорных зонах и др. Однако в результатесмягчения фискальной направленности налогообложения прибыли и развитияналоговых служб сегодня укрытие прибыли от налогов не превышает 10-15%налога на прибыль, то есть составляет относительно умеренную величину(особенно с учетом того, что суммарное укрытие от всех налогов оцениваетсяв 15-20%) Однако практически во всех развитых странах действует, как правило,либо один, либо большее число поимущественных налогов. Наиболее значимые изних - налог на чистое богатство предпринимательства (движимое и недвижимоеимущество компаний) и налог лишь на недвижимое имущество. Правда, усилениенынешнего налогообложения прибыли компаний с помощью поимущественныхналогов не надо переоценивать. По косвенным оценкам, эти налоги увеличиваютизъятия по сравнению с собственно налогами на прибыль примерно в 1,1-1,3раза. Очевидно, что учет такой умеренной повышательной корректировки (всреднем соответствующей уменьшению налогообложения прибыли с помощьюразличных льгот) не меняет кардинальных выводов. Налогообложение прибылисоставляет незначительную часть в выполнении фискальной функции во всехразвитых странах. Практика последних десятилетий свидетельствует, чтоналоговая политика, при которой в распоряжении компаний остается 60-70% ихприбыли (а в отдельных странах, например в Италии - не менее 50%), сталаустойчивым и действенным стимулом научно-технической и инвестиционнойдеятельности. Единственное исключение представляет Япония. Здесь главенствофискального начала в налогообложении прибыли проявляется и в высокихставках соответствующих налогов, относительно малом значении налоговыхльгот и существенной доле налоговых поступлений от прибыли (около 1/5).Причина - в использовании Японией более активной промышленной политики,включая и административные методы, что нейтрализует отрицательное влияниечрезмерного налогообложения прибыли. Альтернативными источниками налоговыхпоступлений служат косвенные налоги на потребление и индивидуальныйподоходный налог, что стало возможным в условиях устойчивого ростажизненного уровня населения в последние десятилетия. Обычно компании платят также поимущественный и поземельный налоги, визвестной мере они являются и плательщиками косвенных налогов – НДС иакцизов.4.2.Налогообложение физических лиц Подоходный налог с граждан является основным источником поступлений вбюджет в большинстве развитых стран, составляя в структуре его доходовоколо 30% (В Германии – до 40%). Граждане облагаются обычно попрогрессивной шкале (обычно 3-5 ставок) от 10 до 50% дохода. Однакосуществует целый ряд льгот (семейное положение, возраст, сфера деятельностиит.п.), основная из которых – необлагаемый минимум, который составляетзначительную сумму : в США – более 4 000$, в Германии – 5616 Евро в год. ВВеликобритании доход облагается в зависимости от его происхождения по т.н.шедулам (доходы от бизнеса, ценных бумаг, пенсий, от имущества ит.п.). Кроме подоходного налога, существует также ряд отчислений: всоциальные фонды (в пределах от нескольких до 15-20 процентов от фондазаработной платы), в пенсионные фонды, церковные налоги. Кроме того, длябольшинства стран характерен такой вид налога, как поимущественный. Обычноего ставка составляет от долей до нескольких процентов от стоимостиимущества, а собранные средства направляются в местные бюджеты. Ещё один налог, составляющий значительную долю поступлений в госбюджет– налог на добавленную стоимость, в итоге уплачиваемый конечнымпотребителем при покупке товара. Особое распространение в Европе налог на добавленную стоимость получилв 50-х годах XX века. Вряд ли, конечно, можно говорить, что он одинаковоинтенсивно начал применяться во всех Западноевропейских странах .Утверждение налога на добавленную стоимость вызвало немало споров, однако витоге налоговое законодательство более сорока стран мира (в том числе 17европейских) прочно закрепило его как один из основных каналов поступленийв доходную часть бюджета. За счет НДС поступает 80 % суммы косвенныхналогов во Франции, более 50 % в Великобритании и Германии. Широкое егоиспользование связано с целым рядом преимуществ, которые стимулируют какгосударство, так и плательщика. Прежде всего, налогообложение расходов вбольшей степени выгодно и государству, и плательщику, чем налогообложениедоходов. Во-вторых, поскольку непосредственным объектом налога выступаютрасходы, значит резко возрастает заинтересованность в росте доходов. В-третьих, от НДС значительно сложнее уклониться и, следовательно, с нимсвязано меньше нарушений.Механизм законодательного закрепления НДС в Западной Европе представляетсобой иллюстрацию оптимального сочетания фискальной и стимулирующей функцииналогов. Несмотря на значительный размер средств, поступающих в бюджетчерез рычаги НДС, он остается одним из существенных стимулов, провоцирующихпроизводственную активность .Во-первых, налог на добавленную стоимость «нейтрален» по отношению кпредприятиям-изготовителям, поскольку из выручки от реализации продукциивычитают затраты на производственно-коммерческую деятельность.Во-вторых, величина и уровень НДС дифференцированы, что обеспечиваетнесколько уровней ставок (от 0 до 38 %) и выделяет своеобразные ориентиры,наиболее перспективные, необходимые направления деятельности.В-третьих, использование НДС осуществляется параллельно с применением иныхфинансовых рычагов, таких, как компенсащш, налоговые каникулы. Практика НДСво Франции предполагает установление льготного налогового режима за счетразличного рода компенсаций.В-четвертых, налог на добавленную стоимость засчитывается при уплатеподоходного налога. Так, при заполнении налоговой декларации для уплатыподоходного налога при предъявлении чека о покупке товара, в цену котороговключен НДС, сумма подоходного налога уменьшается. Причем размер этойльготы может достигать и 100 % перечисляемой суммы, если речь идет ольготируемых категориях плательщиков.В-пятых, государство предоставляет плательщику, содействующему развитиюопределенного вида деятельности, право выбора уплаты налога на добавленнуюстоимость или подоходного налога. Одной из первых стран Западной Европы, где был применен налог надобавленную стоимость, явилась Франция. Здесь НДС используется с 1954 года.Взимание его осуществляется методом частичных платежей, где предприятиявыступают лишь сборщиками налога. На каждом этапе он составляет разницумежду налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При реализации товарапредприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом идобавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Этачасть НДС и перечисляется в бюджет, ложась в итоге на конечногопотребителя. Довольно развернута и система льгот, как непосредственныхосвобождений, так и иных форм. Полностью освобождены также три вицадеятельности: медицина и медицинское обслуживание; образование (начальное,среднее, высшее и профессиональное); деятельность общественного иблаготворительного характера. Важно учитывать, что налог на добавленную стоимость относится квнутренним налогам, и при вывозе товаров за границу его величинакомпенсируется покупателю. С начала девяностых годов налог на добавленную стоимость уже выходит зарамки отдельных национальных налоговых систем. Более тесное сближениекосвенных рычагов налогообложения в рамках ЕС упиралось в довольнозначительный разброс ставок НДС (от 14 % в Германии или 15 % вВеликобритании до 22 % в Дании). Поэтому одним из главных досгижений вобласти формирования единого европейского рынка является договоренность обунификации системы косвенного налогообложения и введении усредненной ставкиНДС на уровне 15 %. Итак, налог на добавленную стоимость характеризуется рядом существенныхпреимуществ, на которых мы остановились несколько выше. Несмотря на то, чтоон представляет собой, по сути, разновидность акциза, это все жеуниверсальный финансовый инструмент. С помощью НДС складывается возможностьрегулирования фонда заработной платы, цены. Необходимо учитывать, однако, что использование налога на добавленнуюстоимость вовсе не характеризуется исключительно положительными сторонами.Целый ряд спорных либо отрицательных моментов делает весьма актуальнымидискуссии о сущности этого налогового рычага в настоящее время. Применение НДС в странах с развитой рыночной экономикой, акцент на егорегулирующую, а не фискальную функцию, позволяет акцентировать основноевнимание на сдерживании кризиса перепроизводства (что пока еще нам негрозит) и ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Применение вэтих условиях ставок НДС на уровне 20-28 % как стимулирует инфляционныепроцессы в целом, так и негативно воздействует на высокотехнологичные инаукоемкие производства. Поэтому, хотя используемая ставка и делает налогна добавленную стоимость одним из главных источников насыщения бюджета, новидимость его низкой дефицитности слишком обманчива. Именно в связи с этимоптимальную ставку налога все чаще связывают с уровнем пяти процентов. Уместно вспомнить, что «изобретение» этого налога во Франции в 40-хгодах завершилось его принятием только в середине пятидесятых, только послеликвидации острейшего рыночного дефицита и отмены нормирования продукциимассового спроса. Необходимо, видимо, более тщательно учитывать и отраслевые, и технологические особенности ряда производств при реализации налога на добавленную стоимость. Акцизы являются однимиз видов косвенных налогов. В современных налоговыхзаконодательствах они обычно занимают следующее место после налога надобавленную стоимость (или налогов, его заменяющих) и по значению, и пообъему поступлений в бюджет. Однако налоговые системы XIX века включалиакцизы как основной канал обеспечения косвенного налогообложения, и нередко«акциз» использовался как синоним ко всей системе косвенных налогов.Акцизы представляют собой косвенные налоги на определенные товары,включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями. Они устанавливаются,как правило, на дефицитную и высокорентабельную продукцию и товары,предназначенные для населения и являющиеся монополией государства. Акцизныйсбор сочетает в себе как фискальную функцию, наполняя государственныйбюджет, так и регулирующую функцию налогов. Последняя корректирует спрос ипредложение, увеличивая цену товара за счет акциза либо уменьшая путемисключения из перечня налогооблагаемых товаров.Акцизный сбор, как и налог на добавленную стоимость, является непрямымналогом, включается в цену товара и в итоге уплачивается потребителем, а непроизводителем товара. Однако, если НДС относится к типу универсальныхакцизов (уплачиваемых по одной ставке со всех товаров, работ, услуг), тоакцизный сбор является специфическим акцизом, т.е. уплачивается понескольким группам ставок, дифференцированным по отдельным видам товаров,ставка нередко устанавливается в виде фиксированной суммы за единицутовара.Механизм акцизных сборов очень похож на налог на добавленную стоимость.Действительно, это косвенные налоги; оба включаются в цену товара; и один,и другой оплачивается потребителем. Однако их разделяет и несколькопринципиальных моментов. Во-первых, акцизный сбор — это налог на товары илипродукцию, тогда как НДС предполагает в качестве объекта обложения оборотот реализации товаров (работ, услуг). Во-вторых, налогом на добавленнуюстоимость облагаются обороты от всех товаров и т.д., при начисленииакцизного сбора учитываются только специфические, подакцизные товары(высокорентабельные и монопольные). В-третьих, акцизный сбор очень тесноувязывается со специфическим финансовым инструментом—пошлиной, и часто приввозе товаров на территорию государства используется акциз или таможеннаяпошлина (нередко пошлина включается в систему косвенных налогов). Налог на имущество, получаемое в виде наследства или дарения, внастоящеее время в украинском налоговом законодательстве рассматриваемый вкачестве элемента подоходного налога, в большинстве стран являетсясамостоятельным налогом и составляет от долей процента до десятковпроцентов.4.3.Местные налоги .Механизм местного налогообложения довольно устойчив и традиционен, хотя иимеет различные формы реализации в экономически развитых государствах. I. США.А. Налог с продаж. Специфическая форма косвенного налога. доля в налоговыхпоступлениях от которого составляет около 30 %. Плательщиками являютсяюридические и физические лица. Объект обложения — валовая выручка отреализации на каждой стадии обращения товара, оборот по указанию услугнаселению. Ставка — варьируется на уровне 3-4 % (к розничной цене) взависимости от штата. Максимума ставка налога достигает в штате Вашингтон —6,5 %. Выборочным налогом с продаж облагаются отдельные товары массовогопотребления (бензин, табачные изделия, спиртные напитки), и при этом налогс продаж приобретает характер акциза.Б. Местный подоходный налог. Один из основных видов местных прямых налогов,взимаемый в штатах и местных органах власти. Данный налоговый рычагхарактерен для 44 штатов. Ставка определяется каждым штагом отдельно иколеблется от 2-4 % (Гавайи, Северная Дакота) до 10-12 %. Для сравнения —ставка федерального подоходного налога колеблется от 15 % до 33 % (взависимости от уровня доходов).В. Налог на прибыли корпораций. Данным налогом обеспечивается всего около7,9 % налоговых поступлений в местные бюджеты. Он в основном представляетсобой инструмент регулирования и воздействия на экологически вредныепредприятия и производства на данной территории. Ставка колеблется — от2,35 % в Мичигане до 11,5 % в Коннектикуте, при средней в 6 % по 45 штатам,где она применяется. При уплате федерального налога на прибыль корпорацийиз налоговых обязательств плательщика вычитаются суммы местных налогов наприбыль.Г. Налог с наследства. Взимается в 36 штатах. Объект налогообложения —стоимость имущества, переходящая в порядке наследования. Ставка —варьируется в зависимости от наследников (от 1 до 16 % — супруги, дети,родители; от 3 до 30 % — липа, не являющиеся родственниками наследователя)и от штатов (в Северной Каролине применяются ставки от 1 до 12 % дляродственников и 8-17 % — для лиц, не являющихся родственниками; в штатеМэн, соответственно, 5-10 % и 14-18 %). По ряду штатов практикуется какполное освобождение отдельных категорий (супругов), так и определениенеоблагаемого минимума Д. Поимущественный налог. На его долю приходитсяоколо 12 % всех общегосударственных налоговых доходов и 75 % местныхналоговых поступлений. Плательщиками являются юридические и физическиелица. Объекты обложения — оговариваются отдельно законодательством штата ивключают имущество, подлежащее налогообложению, которое делится накатегории. Весьма развернута система льгот, при которой от налогообложенияосвобождается недвижимое имущество федерального правительства, правительствштатов и местных органов; собственность неприбыльных организаций в сфереобразования, религиозных учреждений; объединения фермеров, ветеранов. В 4штатах личное имущество освобождено от налога, в 36 штатах данный налог нераспространяется на нематериальные активы (акции, деньги, долговыеобязательства). Е. Акцизы составляют 3 % всех налоговых поступлений в местные органывласти. Плательщики — юридические лица. Объект обложения — стоимостьподакцизных товаров, перечень которых определяется отдельно. Ставки —постоянно пересматриваются и имеют тенденцию к повышению. Ж. Экологические налоги. Представляют собой группу налогов, направленныхна защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. Введены с 80-хгодов и используются, в основном, в форме дополнительных акцизов (на нефть,на бензин, дизельное топливо и специальное моторное масло). II. Япония. Местная налоговая система включает общенациональныйкорпоративный налог (перераспределяемый через центральный бюджет и частичнопоступающий на места). но основу ее составляют три вида местных налогов,взимаемых муниципалитетами. А. Предпринимательский налог с небольшими изменениями используется всемипрефектурами. Ставка — устанавливается в пределах от 6 до 12,6 %, взависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли, атакже — префектуры. Б. Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупностьдвух налогов: префектурного и городского (для Токио — городского ирайонного). Плательщики — юридические лица. Объект обложения — чистаяприбыль. Ставка — различается в зависимости от места, но предельная ставкадля префектур не должна превышать 6 %, для города — 4,7 %. Рассчитываетсяданный налог от суммы общенационального корпоративного налога. В. Уравнительный налог является механизмом, уравнивающим результатыдеятельности юридических лиц. Плательщики — юридические лица. Представляютсобой строго фиксированную сумму, величина которой определяется посоответствующей таблице в зависимости от размера капитала юридического лицаи числа работающих на нем. Поступления за счет данного налогараспределяются между городом и префектурой. III. Италия. Основу местной налоговой системы представляют местныйподоходный налог и налог с наследства и дарений.А. Местный подоходный налог взимается центральным правительством, нополностью перечисляется местным органам власти. Ставка налога — 16,2 % .Б. Налог с наследства и дарений . Ставка налога — построена по принципудвойной прогрессии: с одной стороны, она учитывает размеры наследуемогоимущества, с другой — степень родства.IV. Великобритания. Налоговая система Великобритании сложилась в XIXстолетии, однако механизмы налоговых расчетов прошлого века успешноиспользуются и сейчас. Основной источник налоговых поступлений в доходыместных бюджетов - налог, взимаемый с недвижимого имущества. 5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5.1. Соотношение убеждения и принуждения при реалнзации налоговых норм Интенсивное развитие рыночных механизмов затрагивает преобразование всехэлементов системы налогообложения. Появляются новые налоги, механизмы ихисчисления и уплаты, конкретизируются полномочия органов власти различныхуровней и компетенции. Появляюгся новые структуры (налоговая милиция илиполиция) или принципиально меняется набор и содержание функций, которые онивыполняют (контрольно-ревизионные управления. казначейство). Подобныеизменения связаны с необходимостъю усиления контролирующих механизмов вобласти налогообложения, что вызвано бурным ростом и качественнымпреобразованием налоговых рычагов. Деятельность контролирующих органовсвязана с контролем со стороны государства на выполнениемналогоплательщиком своих обязательств перед государством по полному исвоевременному внесению налоговых платежей в соответствующие бюджеты илифонды. Однако туда не всегда поступают средства в том количестве, накоторое рассчитывали при планировании бюджета, и было бы неправильнымвидеть в этом только правонарушение, невыполнение плательщиком своихобязанностей. Бюджеты лишаются средств за счет двух процессов: уклонения отуплаты налогов и правомерного обхода налога.5.2.Правомерный обход налога В основе правомерного обхода налога лежат пути и возможности неуплатыналога, предоставленные законодателем, то есть обусловленныенесовершенством законодательства. В данном случае налогоплательщикиспользует пробелы законодательства, которые связаны как с несовершенствомналоговых норм, их закреплением, так и с ситуациями, когда законодательпредоставляет плательщику право выбора или пределы, в рамках которыхпоследний может избрать наиболее выгодный для себя вариант (например, припредоставлении налогового кредита, установлении некоторых ставок местныхналогов и сборов). ВАРИАНТЫ ЛЕГАЛЬНОГО УХОДА от налогообложения могут быть следующие:1. Специфика объекта обложения. Нередко используются операции СВОП,содержание которых состоит в продаже ценной бумаги на фондовой бирже иодновременной покупке такой же бумаги. Связано это с уводом отналогообложения доходов, вложенных в государственные и местные бумаги.Например, превращение корпорационных ценных бумаг в муниципальные облигациипозволяет уменьшить ставку налогообложения с 70 % до 0.2. Специфика субъекта обложения. При семейном обложении возможнораспределение облагаемого дохода между супругами с целью минимизацииналога.3. Сочетание прогрессивного и пропорционального обложения. Это позволяетвывести из-под реальной ставки, приближенной к максимальному уровню, доход,в отношении которого применяется средняя или пониженная ставка, чтовыгоднее, чем применение единой ставки по всей сумме в целом.4. Дифференциация доходов от различного имущества. В основе этого методалежат различные условия обложения средств, размещаемых в разных видахценных бумаг или депозитов.5. Способ обложения, при котором выбирается наиболее выгодный. Так, витальянском законодательстве налоги на сельскохозяйственные угодьярассчитываются на основе кадастра, который пересматривается раз в 5-10 лет.Инфляционные процессы за этот период значительно уменьшают реальныеперечисления плательщиков.6. Высокие ставки обложения провоцируют бегство в оффшорные зоны,недопотребление населения, переселение населения в пригороды по налоговымсоображениям. Необычна система «предпочтения денег», при которой многиеплательщики держат свои средства в деньгах, чтобы избежать уплаты налоговна недвижимость.Уклонение от уплаты налогаПравомерный обход налога дополняется уклонением от уплаты налога, котороепредставляет довольно разнообразную группу налоговых правонарушений.Содержание этих правонарушений состоит в ненадлежащем исполненииобязательств плательщика перед бюджетом. Некоторые налоговые законодательства закрепляют санкции за одну только попытку уклониться от налогового обложения. Признаком налогового правонарушения по американскому праву является умышленный характер деяния: «виновный должен иметь намерение своим поведением нарушить закон». Этот признак законодатель выбрал в качестве основного квалифицирующего при характеристике уклонения от налогов как правонарушенияВ зависимости от характера поведения и деятельности субъектов налоговыхправоотношений можно выделить: А. Правомерный обход налога — правомерное избежание уплаты налога за счетнесовершенства или возможностей, заложенных законодательством . Б. Уклонение от уплаты налога — правонарушение, состоящее в неисполненииили ненадлежащем исполнении плательщиком своих обязанностей по уплатеналога. В. Взыскание излишних сумм налогов — умышленные действия работниковналоговых органов по необоснованному взиманию сумм налоговых платежей сплательщиков. Если в первом и втором случае действия основаны на активной ролиналогоплательщика (по правомерному обходу в рамках действующих налоговыхнорм при обходе налога и по нарушению их при уклонении от налогов в форменалоговых проступков или преступлений), то в третьем случае активнаядеятельность характерна для налогового органа, осуществляющего своиполномочия с нарушением законодательства. Сокрытие доходов предполагает невнесение в документы соответствующихсведений. Неправильное же их заполнение характеризуется как занижениедохода. Характеризуя механизм налоговых санкций можно выделить два возможныхподхода:а) АМЕРИКАНСКИЙ — отражающий ужесточение санкции, повышение налоговогодавления. Нередко используются и налоговые санкции для наказания заненалоговые преступления. Ведь во многих случаях деятельность, связанная сполучением преступных доходов (торговля наркотиками, оружием и т.д.),предполагает и сокрытие этих доходов от налогообложения. Классическим является пример процесса в 30-х годах над главой чикагских гангстеров Аль Капоне, который за нарушение налогового законодательства был приговорен к лишению свободы на срок в 11 лет и уплате штрафа в 70 тыс. долларов. Возможно также моделирование штрафных санкций, направленных на достижение существенных материальных последствий или потерь для плательщика. Кодекс о внутренних доходах в США за недоплату налогов предполагает комбинированный штраф: 5 % от неуплаченной суммы плюс 50 % от суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк. исходя из стандартных банковских ставок.б) ЕВРОПЕЙСКИЙ подход характеризует более мягкое обхождение сналогоплательщиком. Рядом европейских налоговых законодательствосуществляется вывод налоговых санкции из сферы уголовного права. Турецкое законодательство предполагает обложение антидемпинговым налогом и дополнительным компенсационным сбором поставщика товаров, реализуемых по намеренно заниженным ценам. При этом антидемпинговая пошлина возмещает ущерб, а дополнительный компенсационный сбор носит характер штрафных санкций. В зависимости от характера и тяжести налогового правонарушения можетнаступить уголовная, административная, финансовая, дисциплинарнаяответственность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного исследования налоговых систем развитыхзарубежных стран можно сделать следующие выводы. В разных странах в системах сбора налогов много различий, но много иобщего. Так, центральное место среди налогов занимает налог на доходыфизических лиц (или подоходный), который в основной массе поступает вцентральный бюджет. Далее по значимости идут НДС и акцизные сборы, также восновном направляемые в центральный бюджет. И только после них следуетналог на прибыль корпораций, т.е. юридических лиц. Т.е. основное налоговоебремя лежит на сфере потребления. Такое распределение налогового бременипозволяет эффективно влиять на развитие предпринимательства, ростпроизводства. Основу напол

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоговые органы Украины...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconКурсовая по опеределению эмоционального состояния человека Міністерство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти І науки україни чернівецький національний університет...
Список викладачів з інших факультетів, що читають дисципліни на географічному факультеті

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти І науки україни чернівецький національний університет...
Перелік запропонованих спеціальностей з присвоєння ступенів І тривалості навчання за кожною з них

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни тернопільський...
Розглянуто та схвалено на засіданні науково-методичної комісії зі спеціальності «Менеджмент»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту україни тернопільський...
Розглянуто та схвалено на засіданні науково-методичної комісії з напряму підготовки «Менеджмент»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство науки та освіти України Національний технічний університет “хпі”
Комп’ютерні системи обробки інформації та управління” та "Комп’ютерне моделювання процесів та систем управління"

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти І науки України
«Організація баз даних» призначені для студентів спеціальностей «Системне програмування» та «Комп'ютерні системи та мережі» денної,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти І науки, молоді та спорту України Департамент професійно-технічної освіти
Міністерство освіти І науки, молоді та спорту Автономної Республіки Крим, управління освіти І науки обласних, Київської та Севастопольської...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Налоги западных стран міністерство освіти та науки україни дніпропетровській національний університет факультет заочної та дистанційної освіти курсова робота «системи оподаткування розвинутих країн» iconМіністерство освіти та науки україни національний технічний університет україни
Метод простой итерации приближенного решения систем линейных алгебраических уравнений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<