Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления.




Скачать 130.58 Kb.
НазваниеУчение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления.
Дата публикации17.04.2014
Размер130.58 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Право > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Платон

Реферат Предмет:Философия Тема: Учение Платона о государствеПлан реферата 1. Проблема государственного устройства. 2. Личность Платона. Государство Платона: 3. Отрицательные формы правления. 4. "Разделение труда" в "идеальном" государстве. 5. Четыре добродетели лучшего государства. 6. Ограничение свободы личности в государстве Платона. 7. Единство людей "идеального" государства. 8. Почему государство Платона тоталитарно? 8.1. Возможное понимание автором слов "лучшее государство". 8.2. Теория идей. 9. Тоталитаризм личности. Проблема государственого устройства была, есть и будет одной изсамых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство дол-жно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное,боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, вкотором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Такпроблема общественного, государственного устройства перерастает впроблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство". Интерес к древнегреческому философу Платону [ 427 - 347 дон.э.(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть можетдаже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкно-венного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересносамо по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот че-ловек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества. Не будьего книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, чтоони дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, чтотакое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое че-ловек, в чем трудности его исканий и свершений," - писал В.Ф. Асмус.Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейшихчеловеческих проблемах очевидно. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведенийПлатона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все онинаписаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом именее известными греческими философами, например, Главконом, Адиман-том, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеально-го", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо су-ществующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства,которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, тоесть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Этоне значит, что автор не пробовал повлиять на государственное управле-ние. В то время на Сицилии, в Сиракузах, было правление тиранов, иПлатон не раз пытался образумить развращенного Дионисия, остановитьдеспотию и кровопролитие на Сицилии, что закончилось весьма плачевно:афинского философа был не раз изгоняли из города, а один раз чуть бы-ло не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроитьгосударственное управление на основах разума. Прежде чем рассмотреть "идеальное" государство Платона, необходи-мо понять, какие государства он относил к отрицательному типу, что вуже существующих государствах не устраивало автора принципиально. Втрактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчиобществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века"имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интере-сов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии сэтим основным недостатком Платон подразделяет все существующие госу-дарства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "ко-рыстных интересов" в их строе. 1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохра-нила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители ивоины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большоевнимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремле-ние к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни перехо-дит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкоеразделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают воз-можной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигар-хии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разоб-щенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кро-вопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наи-худшей государственной системы - тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слиш-ком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так издесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению госу-дарства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного чело-века - тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопостав-ляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромноевнимание автор уделяет определению в государстве места правящего клас-са. По его мнению, правителями "идеального" государства должны бытьисключительно философы, для того чтобы в государстве влавствовали рас-судительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние,справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правди-вость, решительное неприятие какой-бы то ни было лжи, ненависть к нейи любовь к истине". Платон считает, что любое новшевство в идеальномгосударстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить "идеальное"). Оче-видно, что именно философы будут охранять "идеальный" строй, законы отвсяческих нововведений, ведь они обладают "...всеми качествами прави-телей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельностьфилософов обуславливает существование "идеального" государства, егонеизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от поро-ка, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менееважно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь "идеального"государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будетместа порывам души и чувствам. Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаютсязаконами и устройством государства,то естественно предположить,что внем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремес-лом. Действительно, основной закон существования "идеального" госу-дарства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнятьтолько то дело, к которому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на трикласса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимыедля государства вещи или способствуют этому; в него входят самые раз-ные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операция-ми,деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники,торговцы. Не смотря на то, что торговцами и землелельцами могут бытьсовершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительнона одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего классатакже существует четкое разделение труда: кузнец не может занятьсяторговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земле-дельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а этоклассы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не попрофессиональным, а по нравственным кретериям. Нравственные качестваэтих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первогокласса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на раз-ряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса вкласс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершен-ствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей.Характерно, что если даже среди правителй появится человек, большеподходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожа-ления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния госу-дарства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого онприспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своимделом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для "идеально-го" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первыйкласс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно ста-новится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государ-ству, поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" про-тив системы, ведь для блага всего государства в целом человек долженделать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" го-сударство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя __главными__ доброде-телями: 1. мудростью, 2. мужеством, 3. рассудительностью, 4. справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правите-ли-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые ре-шения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только пра-вители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели былихарактерны только для определенных классов людей, то рассудительностьдолжна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она"настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой добро-детелью - справедливостью - автор понимет уже рассмотренное делениелюдей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться вчужие - это есть справедливость". Следовательно, разделение людей наклассы имеет для Платона огромное значение, определяет существование"идеального" государства (ведь оно не может быть несправедливым), итогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшимпреступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели,приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая"порочные" государства (например, расслоение общества в олигархичес-ком государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовла-дельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве"все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земле-дельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только"варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что вой-на - зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в"идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не бу-дет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате "Государство" "...классрабов как один из основных классов образцового государства не предус-матривается, не указывается, не называется". Это не значит, что авторвыступает против угнетения человека человеком, просто, по его мнению,высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобысохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуж-даются проблемы государственного устройства, Платон перекладывает ос-новные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникаетвопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способнос-ти человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "и-деальном" государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справед-ливейшие люди - правители-философы. При этом они, естественно, будутвыполнять __закон__, ведь закон - важнейшая составляющая "идеального"сударства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, чтодети должны играть (!) по законам государства). Таким образом, прави-тели-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только опре-деляют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака,имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недос-татками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за об-разец государственное устройство современной ему Спарты). Философы,на основах разума, управляют остальными классами, огра-ничивая их свободу, авоины играют роль "собак", держащих в повинове-нии низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделениена разряды . Например, воины не живут в одних местах с ремеслинниками,людьми труда. Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших"всем необходимым. "Высшие"же охраняют и направляют "низших", уничто-жая слабейших и регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламента-ция важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям,должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти.Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, един-ство людей Платон считает основой такого государства. Во времена древ-ности, "золотого века", когда сами боги управляли людьми, люди рожда-лись не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались вматериальных благах и много времени посвящали занятиям фииилософией.Во многом единство древних обуславливалось отсутствием родителей (увсех одна мать - земля). Платон хочет достичь того же результата, "о-бобществив" не только людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет,чтобы никто не мог сказать: "Это моя вещь", или "Это моя жена". Поидее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собствен-ной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляялучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, иотдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ре-бенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцамивсех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин. Как писалВ.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой един-ства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, кото-рым автор уделяет огромное внимние. По его мнению, отсутствие враждывнутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и от-сутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляюткоммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не до-пускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно,по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Пла-тона - это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению,то в "идеальном" государстве пастухи - это правители, воины - это сто-рожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собакидолжны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор. Итак, повыражению К.Поппера, платоновское государство обращается с "человечес-ким стадом", как мудрый, но жесткосердный пастух со своими овцами.Этого скрестить с тем-то, этих - на бойню. Видно, что, по нашим пред-ставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пустьдаже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разум-ным желаниям меньшинства". Каким же образом Платон, создавая "идеальное" государство на ос-новах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, при-меры которых мы видим слишком часто, которые описаны в современной ли-тературе в жанре антиутопий (Д.Оруэл, "1984")? Для того, чтобы отве-тить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под слова-ми "идеальное государство". Во-первых, это государство, устроенноелучшим образом, во-вторых, (и это важнее) это идея государства. Рас-смотрим сначала, что мог понимать Платон под словами "лучшее государ-ство". Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-заотсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошого на-чальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войнысуществует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у лю-дей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и рег-ламентации жизи могут добиться того, чего невозможно сделать, живя,как заблагорассудится и занимаясь не своим делом. Единство людей вовремя войны замечательно показал Л.Толстой в "Войне и мире", показалту силу, которая возникает, когда все векторы человеческих стремленийнаправлены в одну сторону, а это возможно только во время социальныхпотрясений. Когда же их нет, каждый человек более или менее свободен,и все векторы людских желаний направлены в разные стороны, возникаетхаос, беспредел, невозможно провести общую линию действий, как это де-лается на войне. Так почему бы не устроить жизнь государства таким об-разом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не по-гибали? Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как об-разец для построения "идеального" государства. Все государство, безус-ловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотни-ком, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям очеловеческих ценностях и свободах, платоновское государство являетсяквинтэссенцией тоталитаризма. Антииндивидуалистическое государствоПлатона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей сутьтоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника -ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто недолжен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет,всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной огляд-кой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая ду-ша приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно отдругих людей, и даже не понимать, как это возможно.Пусть жизнь всехлюдей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никог-да не будет ничего лучщего... в деле достижения удачи, а также победына войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет... Надо на-чальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безнача-лие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвлас-тных людям". Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном" государствеПлатона, и действительно, "...нет ничего лучшего... в деле достиженияудачи и победы на войне". Но как же личность? Дело в том, что для Пла-тона личности с ее целями и интересами как бы не существует, сущес-твуют только общие интересы. Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государ-ство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", нои то, что является "идеей" предмета. Слово "идея" ( ) и близкое кнему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик"предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что не-посредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Те-ла пребывают в непрестанно движущемся ( - все течет), неус-тойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Ра-зум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, кото-рая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и яв-ляется исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущностьи явление. То, что кажется существующим, не есть истинное бытие, нолишь причастно ему - постольку, поскольку являет ("явление")идеальное, совершенное ("идею", "сущность"). Прежде всего надо разли-чать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда ста-новится, но никогда не существует", - писал Платон в диалоге Тимей. Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы (ли-ра, кухонный горшок, конь, девушка) и красоту, прекрасное само по се-бе, идея прекрасного; добрый поступок и добро как таковое. "Идея" у Платона это то, что есть: 1.__причина__ ( ), источник бытия вещей, то, что дает им жизнь,волю к жизни, вызывает их бытие. 2.__образец__ ( ), взирая на который, демиург создает вещныймир, подражая "идеальному". 3.__цель__ ( ), к которому надо стремиться как к верховномублагу. 4.__модель__, порождающая структура, принцип вещи. Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государ-ство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государ-ства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государ-ства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проб-лема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы од-новременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос отом, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, чтоэто не существующее государство, но его "идея". В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомыйс творчеством Платона и впервые прочитавший трактат "Государство",скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, чтоон был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы пони-маем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притес-няющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, чтоавтор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях. Малотого, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался вопло-щать в жизнь именно этот проект, что он писал об идее государства.Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы са-ми становимся тоталитарными людьми, уничтожающими право человека надругие мысли, другую культуру. Не стоит спешить обвинять Платона в то-талитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой лич-ности. Быть может, это изначально заложено в нас, как инстинкт само-сохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем не ме-нее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человекимеет право на собственное мнение. За две тысячи лет мы научилисьосуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек должен стре-миться исключить тоталитаризм из собственной души. __Литература2. Платон Диалоги.Пер.с древнегреч.Харьков:1999г.4. Поппер К. "Открытое обчество и его враги", т.1, "Чары Платона", // М, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и философия Платона...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государство Платона Проблема...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconКонтрольная работа по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconКинематическая (или динамическая?) онтология
На протяжении двух семестров мы со студентами второго курса занимались такого рода чтением диалога Платона “Теэтет”. Опыт этих занятий...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Платона и Аристотеля, живших в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconУчение Платона об идеальном государстве

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconРеферат Тема: “Учение Платона о государстве”

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. icon1. Учение Сократа, Платона, Аристотеля и Полибия о политике и государство
Целью этих рекомендаций является выработка у студентов навыков самостоятельной работы, развитие информационной культуры, формирование...

Учение Платона о государствеПлан реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона: Отрицательные формы правления. iconРеферат По дисциплине «Философия» На тему: «Идеальное государство Платона»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<