Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko




Скачать 103.6 Kb.
НазваниеГ. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko
Дата публикации18.04.2014
Размер103.6 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

6 (59) - 2013




In the article the possibilities and perspectives of social and cultural methodology usage for studying of the problem of intelligence education at students of higher educational institutions are analyzed. Basic approaches to studying of students as social group are allocated. Characteristics of students as social and cultural generality are examined. It is proved that the revealed characteristics of modern students form the basis for its consideration as resource of intelligentsia reproduction, as human capital, capable to provide further humanistic development of a society.

Keywords: intelligentsia, sociocultural methodology, sociocultural community.
Фунтікова Н.В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
^ Funtikova N.V. – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair of Pedagogics of the Volodymyr Dahl East Ukrainian National University (Luhans’k, Ukraine)
Рецензент – член-кореспондент НАПН України, доктор педагогічних наук професор Г.П. Шевченко
Reviewer – Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G.P. Shevchenko
УДК 37.018
^ ИДЕИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО
М. В. Чернышова
В статье анализируется наследие выдающегося педагога 20 столетия В. А. Сухомлинского с точки зрения личностно ориентированного похода в осуществлении семейного воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: семейная педагогіка, личностно ориентированное воспитание.
Значительным вкладом в отечественную теорию и практику семейного воспитания второй половины ХХ века является научно-педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970) – выдающегося педагога, ученого, публициста, автора множества работ по проблемам воспитания детей в семье.

Отдельные аспекты его наследия в рамках обозначенного предмета изучали И. Бех, А. Богуш, О. Савченко, М. Сметанский, О. Сухомлинская, Л. Бондарь, А. Петренко, О. Сараева и другие. Однако вне внимания серьезных исследований остается обоснованная В. А. Сухомлинским концепция воспитания детей в семье, которую мы определяем как личностно ориентированную.

Учение о семье является содержательной константой многоаспектного теоретико-практического наследия В. А. Сухомлинского, изучение и популяризация которого приобретает особую актуальность на современном этапе развития историко-педагогической мысли. Обращаясь к проблемам семейного воспитания, прямо или опосредованно рассматривая его отдельные аспекты, ученый был глубоко убежден в потенциальной силе воспитательного воздействия семьи, направлял всю свою педагогическую деятельность на согласование воспитательных воздействий семьи и школы.

Теоретические обобщения результатов практической работы педагога с родителями учащихся отражены в его работах: «Духовный мир школьника» (1961), «Этюды о коммунистическом воспитании» (1967), «Павлышская средняя школа» (1969), «Сердце отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970), «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» (1971), тематических зборниках «Родительская педагогика», «Книга о любви», «Мудрость родительской любви», статьях «К вопросу об организации школ-интернатов», «Моя педагогическая система», «Моральные ценности семьи», «Письма к сыну», «Письмо к молодому отцу» и многих других.

Убедительным свидетельством того, что интерес В. А. Сухомлинского к проблемам семейного воспитания рос прямо пропорционально росту его педагогического опыта, является тот факт, что в конце своего жизненного и творческого пути он начал работу над трудом, который назвал «Родительская педагогика». По его определению, эта работа должна была стать книгой о семье, о нравственной подготовке к семейным отношениям, о понимании любви и счастья, о воспитании детей.

Назначением книги автор считал практическую помощь родителям в их нелегком деле формирования ребенка как личности, стремясь научить взрослых ориентироваться в тех сложных ситуациях, которые со всей очевидностью возникают в разные периоды взросления детей. Однако педагог не стремился поставить окончательные диагнозы семейным отношениям, дать готовые рецепты поведения, скорее ориентировал вдумчивого читателя на самостоятельный поиск воспитательных воздействий, адекватных конкретным обстоятельствам.

Несмотря на то, что автору не удалось при жизни полностью завершить работу над «Родительской педагогикой» и некоторыми другими трудами (эту работу продолжила его жена Анна Ивановна Сухомлинская), современные исследователи научного наследия ученого априори подчеркивают значимость вклада В. Сухомлинского в развитие теории и практики семейного воспитания, опираясь на объективный анализ материалов, представленных в сборниках «Мудрость родительской любви» и «Родительская педагогика»(составлены его женой).

Эмоциональность изложения, доходчивость содержания, разножанровость – научные исследования с многочисленными примерами и эпизодами из семейной жизни, оригинальные рассказы, сказки, легенды, бывальщины– это далеко не полный перечень способов влияния и передачи информации, которые использует В. А. Сухомлинский, чтобы найти общий язык с многочисленной родительской аудиторией, создать организационно-педагогическое пространство для решения сложных проблем воспитания ребенка в семье.

Недооценка результатов теоретических и практических поисков педагога в области семейного воспитания в советское время объясняется доминированием государственной концепции общественного воспитания, которая предусматривала «огосударствление» ребенка с малых лет, привитие ему господствующих политических и идеологических ценностей, а не интимных, личностно значимых.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали ряд постановлений («Об организации школ-интернатов», «Об утверждении положений о школах-интернатах», «О мероприятиях по развитию школ-интернатов в 1954 – 1964 гг.» и др.), в которых предусматривалось создание системы воспитания детей в школах закрытого типа. На конференциях, во время дискуссий и обсуждений, которые предшествовали появлению названных документов, принимала участие широкая педагогическая общественность – как теоретики, так и практики. Среди оппозиционно настроенных представителей образования в отношенииидеи школы-интерната как главного звена системы народного образования был В. А. Сухомлинский, который открыто, наперекор общей тенденции, высказывал свои мысли об отрицательных последствиях таких нововведений. Свою позицию педагог обозначил в статье «К вопросу об организации школ-интернатов», которая была написана в 1956 году, но опубликована только в 1988. В ней В. А. Сухомлинский обращает внимание работников образования на огромнейший потенциал семейного воспитания, его возможности, требует согласования воспитательных воздействий семьи и школы, обобщает результаты собственной практической деятельности в аспекте сотрудничества с родителями учащихся Павлышской средней школы[1, c.82 – 88].

Проанализировав основные положения стратегии реформирования системы общественного воспитания, в котором приоритетная позиция принадлежала идее о положительных для советского народа результатах деятельности школ-интернатов, В. А. Сухомлинский убедительно доказывал необходимость совершенствования системы воспитания и образования на основе обеспечения более тесного общения детей и родителей, противопоставляя воспитательное влияние семьи общественным учреждениям. Только путем объединения усилий школы и семьи, считал педагог, можно решить задачи, которые общество ставит перед воспитателем молодого поколения. Он был откровенно возмущен предложением приверженцев интернатного всеобщего образования отдавать детей в такие учреждения как можно раньше – от рождения до 2 – 3 лет – как с целью оторвать детей от «вредного» влияния семейного окружения, так ис целью освободить советских граждан от выполнения ими родительских обязанностей, предоставить им возможность успешнее реализовать себя в профессиональной и общественной деятельности. Более того, в официальных документах рекомендовалось минимизировать встречи и время общения родителей и детей.

Основываясь на собственном педагогическом опыте, В. А. Сухомлинский утверждал, что воспитание детей является не только прямой обязанностью семьи, но и силой, которая укрепляет как каждую отдельную семью, так и общество в целом. Родителей, которые способны только родить ребенка, и тут же стремятся освободиться от своих обязанностей, необходимо поддавать общественному осуждению и лишать их высокого звания и прав родителей, считал он.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что основы нравственного и трудового воспитания закладываются, в первую очередь, в семье, где дети с раннего возраста приобщаются к выполнению посильных трудовых обязанностей, осознают собственное предназначение, формируют чувство собственного достоинства, приобретают важные нравственные качества: чувство долга перед родителями, перед родиной, патриотизм и т. д.

Время подтвердило правоту воззрений В. А. Сухомлинского, к тому же идея всеобщего обобществления детей, к счастью, не была реализована. Наоборот, анализ свидетельствует о возрастании интереса ученых к проблемам семьи и семейного воспитания, что четко прослеживается в педагогике начиная с 70-ых годов ХХ века. Эти годы характерны расширением круга психологических и педагогических исследований, объектами которых явились актуальные вопросы дидактики, организации учебно-воспитательной работы в школах-интернатах и группах продленного дня; педагогического мастерства учителя и путей его повышения; методики преподавания школьных предметов и другие. Соответственно, активизировались научные поиски и в области семейного воспитания, тенденцию возрастания интереса к которому мы прослеживаем и сегодня.

Впервые в советской педагогике, после долгого перерыва, В. А. Сухомлинский обосновал личностно ориентированную концепцию семейного воспитания, которая базируется на глубоком психологическом анализе семейных взаимоотношений, принципах гуманизма, признании ребенка высшей ценностью; определил место семьи в целостном процессе формирования личности; разработал и проверил на практике идею сотрудничества семьи ишколы в воспитании детей. Его научные разработки, практический опыт есть и будут базовыми для дальнейшего развития теории и практики воспитания детей в семье.

Анализ и характеристика взглядов ученого на проблемы воспитания детей в семье дают возможность проникнуть в их сущность, оценить новаторство идей, созвучность вызовам современности.

Будучи первоосновой воспитания, подчеркивал В. А. Сухомлинский,семья осуществляет самое большое влияние на развитие личности и общества. В отличие от позиции официальной власти, которая недооценивала, а иногда игнорировала роль и значение семейного воспитания в целостном процессе становлення личности, педагог выдвигал собственную точку зрения: отказаться от неперспективных планов и искусственных экспериментов и полной мерой использовать воспитательный потенциал семьи как фактор формирования лучших личностных качеств подрастающего человека. Ведь именно «в семье, в тончайшем прикосновении отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется самая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая … страница книги, которую мы все называем общественным воспитанием» [2, с. 129].

Таким образом, глубоко понимая ту роль, которую играет семья как ячейка формирования личности,педагог придавал ей большое значение, утверждая, что именно от крепости маленьких кирпичиков – семей – зависит целостность и долговечность построенного из них огромнейшего здания – общества [там же, c. 129].

Воспитание детей, подчеркивает В. А. Сухомлинский, требует от родителей огромного напряжения сил, что приведет не только к гармоническому развитию детей, но и к самоопределению родителей, утверждению их человеческого достоинства. Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ, пишет он в беседе «О гражданской и моральной ответственности родителей» в работе «Родительская педагогика», которая вошла в сборник «Мудрость родительской любви», – один строит железную дорогу ,,другой возводит жилье, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единственная для всех и одновременно своеобразная, неповторимая в каждой семье – это творение человека [3, с. 12].

Не потому ли, обращаясь к родительской аудитории, В. А. Сухомлинский неоднократно говорил: «Если вы мечтаете оставить после себя след на земле – не обязательно быть выдающимся писателем или ученым, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей. Хороших граждан, хороших робочих, хорошого сына, хорошую дочь, хороших родителей» [3, c. 13].

Счастье бать отцом или матерью педагог рассматривал как самоцель жизни каждого человека, хотя подчеркивал, что дети – это счастье, которое создается кропотливой и трудной ежедневной работойродителей. Счастье отцовства и материнства – не манна небесная. Оно приходит только к тем, кто не боится однообразия многолетнего труда – труда до самозабвения. Сложность этого труда в том, считал В. А. Сухомлинский, что он, этот труд, представляет собой слияние ума и чувства, мудрости и любви [там же, с.13]. Для него эти слова не были просто декларацией – они шли от самого сердца, воплощали в себе понимание отцовства как единство счастья, долга и ответственности. Какой бы у вас ответственной, сложной и творческой ни была работа на производстве, знайте, призывал педагог, что дома вас ждет еще более ответственная,более сложная иболее тонкая работа – воспитание человека. Ведь невоспитанный человек, считал В. А. Сухомлинский, моральный неуч – то же самое, что самолет, выпущенный в полетсо сломанным двигателем: погибнет сам и принесет беду людям [там же, с. 14].

Изучение трудов и опыта педагога и отца дает возможность утверждать, что взгляды В. А. Сухомлинского на семью и систему воспитания в ней, ответственность общества и школы за качество семейного воспитания является целостной концепцией личностно ориентированного семейного воспитания.
Литература

1. Сухомлинский В. А. К вопросу об организации школ-интернатов //Советская педагогика. – 1988. – № 12.

2. Сухомлинский В. А. Мы продолжаем себя в детях. //Мудрость родительской любви /Сост. А. И. Сухомлинская. – М. : Мол. гвардия, 1988.

3. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика //Мудрость родительской любви /Сост. А. И. Сухомлинская. – М. : Мол. гвардия, 1988.
^ ІДЕЇ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНОГО ВИХОВАННЯ ДІТЕЙ В СІМЕЙНІЙ ПЕДАГОГІЦІ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

М. В. Чернишова

У статті аналізується спадщина видатного педагога ХХ століття В. А. Сухомлинского з точки зору особово орієнтованого походу в здійсненні сімейного вихованні підростаючого покоління.

Ключові слова: сімейна педагогіка, особово орієнтоване виховання.
^ IDEAS OF PERSON-ORIENTED EDUCATION OF CHILDREN IN DOMESTIC PEDAGOGICS OF V. A. SUHOMLINSKOGO

M. V.Chernyshova

In the article the heritage of the prominent teacher of the ХХth century V. A. Sykhomlyns'ky is analysed from the point of view of the person-oriented approach in realization of domestic education of rising generation.

Keywords: domestic pedagogy, person-oriented education.
Чернишова Марина Вікторівна – викладач німецької мови кафедри іноземних мов Південного філіалу Національного університету біоресурсів і природокористування України (Кримськимй агротехнологічний університет). E-mail: chernyshova_mari@mail.ru
Chernyshova Maryna Viktorivna – Lecturer of the Chair of Foreign Languages of the Southern Branch of National University of Bioresources and Nature Management (Crimean Agrotechnical University). E-mail: chernyshova_mari@mail.ru
Рецензент – кандидат педагогічних наук, доцент Н. В. Фунтікова
Reviewer – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor N.V. Funtikova


УДК 37.037
^ ВИЗНАЧЕННЯ ПОНЯТТЯ ТА СТРУКТУРНИХ КОМПОНЕНТІВ ПРОФЕСІЙНОЇ ЕТИЧНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ СУЧАСНОГО ІНЖЕНЕРА

В.П. Шабанов
У статті розглянутітрактування поняття «етична компетентність» у сучасній науковій літературі, а також визначено основні структурні компоненти і сформульовано цілі формування етичної компетентності майбутнього інженераз точки зору компетентнісного підходу до підготовки професійних кадрів.

Ключові слова: професійна етика, етична компетентність, компетентнісний підхід.
Проблема сформованості етичної компетентності є однією з актуальних проблем сьогодення, важливою не тільки для педагогів, але й для всього суспільства, зокрема, інженерних працівників. В епоху техногенної цивілізації система етичних критеріїв та універсальні алгоритми інженерної діяльності необхідні перш за все в цілях оптимального обмеження будь-яких її деструктивних наслідків. Це передбачає вміння інженера вирішувати професійні проблеми такими


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconГ. П. Шевченко Reviewer member-correspondent of National Academy...
Ключевые слова: профессиональная речь, духовная личность, речевая компетентность

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconРецензент доктор педагогічних наук, професор Є. М. Хриков Reviewer...
Гош Вікторія Євгеніївна викладач Луганського обласного медичного училища, аспірант Луганського національного університету імені Тараса...

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconРецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький Reviewer...
В статье представлены результаты исследования отношения детей к деньгам в зависимости от стиля семейного воспитания, который выступает...

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconРецензент доктор педагогічних наук, професор А. І. Дзундза Reviewer...
Алфімов Д. В. – доктор педагогічних наук, доцент кафедри управління освітою Донецького національного університету, директор Донецького...

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconMember of Academy of engineering Sciences of Ukraine
«Research of methods of increase of productivity of process of fine boring of holes»

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconCandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Обоснование представленных принципов педагогической системы профессионального развития будущего учителя физической культуры в условиях...

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconСколько нужно денег для счастья: результаты исследования
Сша счастья, а «дополнительные» позитивные переживания состоятельных людей связаны, по всей видимости, сугубо с их личными особенностями,...

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconLukyanova G. A., Doctor of Veterinary Sciences

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconCandidate of juridical sciences, associate professor

Г. П. Шевченко Reviewer Member-correspondent of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. P. Shevchenko iconCandidate of juridical sciences, Asisstant Professor of Criminal law

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<