Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника»




Скачать 374.51 Kb.
НазваниеДипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника»
Дата публикации27.04.2014
Размер374.51 Kb.
ТипДиплом
uchebilka.ru > Право > Диплом
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Криминологическое исследование наследственности преступника

Московский государственный социальный университет АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ТЕМА «КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПНИКА» г. Москва 2001г. ПЛАН. Введение 2 1. Зарождение и развитие криминологической мысли 3 2. Понятие личности преступника и ее криминологическое исследование 14 2.1 Классификация и типология преступников 15 2.2 Мотивация преступного поведения 17 3. Исследование влияния биологических и социальных факторов на формирование личности преступника 20 4. Генезис личности преступника с точки зрения социально-психологических теорий преступности 31 5. Заключение 39 Список использованной литературы 43 Введение Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления,их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами,а также результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. Наэтой базе криминологи разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностьюи методики криминологических исследований. Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанныхкриминологических проблем является вопрос о личности преступника. Значение изучения этой проблемы очевидно: преступность представляетсобой социальное явление, связанное с определенным антиобщественнымповедением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найтиэффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только приглубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, какличность. Хочется обратить внимание на то, что для криминологии главное вличности преступника - ее природа и источники, пути, формы и механизмыформирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которыепорождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, чтоможет объяснить совершение преступления. Результаты такого изученияявляются основой для разработки профилактики преступлений. 1. Зарождение и развитие криминологической мысли В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать.Никаких общественно-научных методов исследования в это время еще не было инельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности.Тем не менее, греческие философы высказывали мысли о причинах преступности,и Платон, например, считал одной из существенных причин преступности -недостаточное воспитание. В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление,что преступление - это не только противоправное нарушение норм,установленных государством, но и неизменно грех перед Богом.Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такоепонимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274 гг.), иМартин Лютер (1483-1546 гг.). Это был важнейший принцип христианскогомиропонимания в эпоху Средневековья Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение передБогом ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении ипредотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535 гг.) в своей книге “Утопия” выдвинул мнение, что причины, преступностизаложены в самом обществе. Эта точка зрения оставалась, пожалуй,единственной, так как представление о наказании в эпоху Средневековьяосновывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, несвязывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим отчеловеческого рассудка. Только в ХVIII веке перед людьми открылись духовные и социальныепросторы, необходимые для того, чтобы подойти реально к таким явлениям, какотклоняющееся поведение и преступность. Историю криминологии можно разбить на три эпохи: - классическая школа века; - позитивистская школа ХIХ века; - криминология новейшего времени (с середины ХХ века). Согласно законам классической школы, интеллект и рассудок являютсяосновополагающими признаками человека - это фундамент, на котором строитсялюбое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек самконтролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человекаопределяется многими физическими, психическими и социальными факторами,которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том,чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника.Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека бытьдобродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правовогогосударства, то позитивистская - на исправление преступника. Еще мне хотелось бы остановиться еще на одной классификациикриминологических школ, которую дает американский криминолог - профессор В.Фокс. Его работа “Введение в криминологию” строится как раз на изученииразличных подходов в криминологии, с использованием сравнительного иисторического (временного) методов. Так, он делит криминологические школына:классическую (оценка серьезности преступления с юридической позиции);позитивистскую (преступление обусловлено множеством факторов; юридическийподход полностью отвергается);американскую (социологические теории причин преступности);школу социальной защиты (преступление вызывается различными социальнымифакторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следуетпринимать во внимание).Кратко рассмотрим каждый из этих подходов в отдельности. Классическая школа. Классической эта школа в криминологии называется потому, что в еерамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в областикриминологии. Воззрения этой школы были направлены против несуразностей ине последовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия,в отправление которого судьи вносили свои собственные предубеждения.Результатом были жестокие наказания, свидетельствовавшие не о правом суде,а о мести. Начало серьезным изменениям в сложившейся к тому времени правовойсистеме положила работа Чезаре Беккариа (1738-1794) “О преступлениях инаказаниях”. Тоненькая брошюрка 26-летнего итальянского юриста былаиздана в 1764 году и принесла ему мировую известность. Она была переведенана французский, немецкий, английский, голландский, польский, испанский,русский и греческий языки, а затем выдержала более 60-ти изданий. Из этойработы были почерпнуты многие идеи знаменитого Французского уголовногокодекса 1791 года. Значительное влияние на реформу уголовного права Англии оказал ИеремияБентам (1748-1832). Его идея о том, что человек стремиться получитьмаксимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, сталацентральной для уголовного права того времени. Под влиянием этой школы, впервые в Англии, было определено понятие“невменяемость”, известное теперь как “правило, Мак-Натена” (по именипреступника, застрелившего секретаря премьер-министра Пила в 1843 году,признанного судом сумасшедшим). Суммируя изложенное, можно сказать, что классическая школа криминологииотказалась от господствовавших ранее представлениях о сверхъестественныхсилах и “воле господней” как о началах, определяющих поведение человека,включая и преступное поведение, и заменила все это концепцией свободнойволи человека и его умысла. Позитивистская школа. Самим своим названием позитивистская школа указывает на стремлениезаменить отвлеченные рассуждения и философствование юридическими выводами инаблюдениями, основанными на серьезных доказательствах. От концепциисвободной воли классического направления позитивистская школа переходит к“причинности” преступления. Родоначальник позитивистской школы Чезаре Ломброзо, опубликовавший в1876 году свою работу “Преступный человек”, на основании своих наблюденийпришел к выводу о том, что типичного преступника можно идентифицировать поконкретным физическим характеристикам, таким, например, как скошенный лоб,удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, крупный подбородок,складки лица, чрезмерная волосатость или облысение. Более тщательноеизучение физических характеристик заключенных в итальянских тюрьмахукрепило Ломброзо в его позиции. Он разработал классификацию преступников,ставшую весьма популярной. Она включала следующие типы: прирожденные преступники; душевнобольныепреступники; преступники по страсти, к которым относятся такжеполитические маньяки; случайные преступники. Хотя классификация Ломброзо невыдержала проверки временем, его объективный подход и научные приемыположили начало применению более строгих методов в криминологии. Основнаямысль Ломброзо заключается в том, что причина - это “цепь взаимосвязанныхпричин”. В 1878 году Энрико Ферри (ученик Ломброзо) опубликовал свою работу“Теория невменяемости и отрицание свободной воли”. Отталкиваясь от идеисвоего учителя о биологических основах причинности, он вместе с тем уделилбольшое внимание взаимодействию социальных, экономических и политическихфакторов. Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы в Англии, провелисчерпывающее исследование физических типов заключенных. В 1913 году онопубликовал свою работу “Заключенные в Англии”, выводы которой былидиаметрально противоположны утверждениям Ломброзо. В результателомброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто, новклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно, внесение в нееобъективного научного метода исследования остается весьма важным. Американская школа. На американскую криминологическую школу, придерживающуюсясоциологических причин преступности и тесно связанную с позитивистскойшколой, сильное влияние оказал бельгийский математик А. Ж. Котле (1796-1874). Кетле считается основоположником социальной статистики и первымкриминологом социологического направления. Основываясь на анализепреступности и состояние морали во Франции, проведенном им в 1836 году,Котле пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такиефакторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, обществосамо готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - этолишь инструмент, при помощи которого оно совершается. Были в американской школе и направления по изучению физическихособенностей людей (параллельно работам Ломброзо), но особо подчеркивалисьтакие факторы, как дегенеративность и строение тела. Ими такжерассматривались и вопросы вырождения семей. Школа социальной защиты. Эта школа, по мнению одних ученых является третьей после классическойи позитивистской направлением в криминологии, а, по мнению других -дальнейшим развитием позитивистской теории. Направление школы социальнойзащиты отличается от позитивистской тем, что вновь вводит право вкриминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается ктеориям классической школы, поскольку право в теории социальной защитывключает в себя положения, ориентированные на учет личностиправонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления. Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальнойзащиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из принципов этойтеорией нашли практическое воплощение главным образом на американскомконтиненте. Марксистская теория преступности в классификации ряда зарубежныхкриминологов считается одной из социологических теорий. Мы не можем себепозволить не уделить ей некоторое внимание, в связи с тем, что на ееположениях строятся многие положения криминологической мысли какдореволюционной, так и криминологии советского периода. Она имеет еще одноназвание - теория конфликта. Если не считать некоторых работ, то Карл Маркс мало писал опреступности. Однако его учение, развитое им в “Капитале”, внеслосущественный вклад в дискуссию о происхождении преступности. На основанииразработанных им теорий (концентрации производства, накопления, кризисов,обнищания, краха капитализма и революционного преобразования общества) изакона снижения нормы прибыли он определил, что сознание не влияет набытие, его определяют социальная и экономическая действительность.Поскольку способ производства в много определяет социальные ипсихологические жизненные процессы и контролирует социальные отношения иинституты, изменить общество можно только коренной реформой экономическойсистемы. Маркс считал, что для человека важно, чтобы он в своей жизни итруде получал удовлетворение и мог принести пользу. В капиталистическоминдустриальном обществе большое число рабочих оказываются незанятыми или неполностью занятыми. Поскольку эти люди не могут удовлетворить своюпотребность к труду легальным способом, они оказываются деморализованными исклонными к различным порочным занятиям, в том числе к преступлениям. Это,прежде всего, относится к низшим слоям. Такая “нелегальнаяпроизводительность”, т.е. социально отклоняющееся поведение представляетсобой форму бунта против господствующих условий жизни. Несколько подробнее изложил свои взгляды на преступность Ф.Энгельс вмонографии “Положение рабочего класса в Англии”, опубликованной в 1845году. Он отмечает, что наиболее грубой и самой бесплодной формой возмущениябыло преступление. Энгельс защищал следующие три основных тезиса:причина преступности - в экономических условиях капитализма;преступность есть выражение негодования рабочего класса против классакапиталистов;преступность - бесплодная и не сулящая успеха форма классовой борьбы.К этим тезисам нельзя не отнестись критически. Марксистскую теорию преступности развивали и придерживались, причем нетолько в прошлом, но и в ХХ веке ряд известных зарубежных криминологов. Такголландский криминолог Виллем Адриан Бонгер (1905г.) утверждал, чтокапитализм порождает эгоизм, а социализм - альтруизм. Склонность кпреступному поведению растет, когда эгоист видит возможность путемнелегальных действий получить какую-то выгоду за счет других, если у негонет шансов удовлетворить свои потребности законным образом. При капитализмеможно преследовать эгоистические цели за счет других противоправнымспособом. Иначе - при социализме. Он гарантирует каждому возможностьудовлетворять свои потребности вполне законным порядком. Поэтому капитализмплодит преступность, в то время как при социализме не могут совершатьсяуголовно наказуемые деяния. Польский криминолог Лернель считая, что преступность может исчезнутьлишь в отдаленном будущем, с полным отмиранием государства, развиваеттеорию генетических и динамических криминогенных факторов. По мнению западных специалистов, советские криминологи, а теперь -российские, очень сильно ориентированы на опыт. Они занимаются изучениемвыборочных проб из групп преступников и правонарушителей и сравнением их сгруппами законопослушных граждан. В этих эмпирических исследованиях ониприменяют выше указанный многофакторный метод. Эти исследования приходят ктаким результатам, которые полностью совпадают с выводами теории конфликтакультур, новыми результатами психоаналитической криминологии, с положениямитеории преступного обучения и контроля. Преступность обусловливается психологическими, социальнымипротиворечиями, конфликтами норм. Советская криминология была в целомориентирована в направлении уголовной социологии и судебной психологии, ауголовно-биологические объяснения преступности отрицались. И это неслучайно. В этом можно убедиться, если рассмотреть весь исторический путьразвития криминологической мысли в России, как дореволюционной, так и“советского периода”. Эти же тенденции наблюдаются, хотя и с некоторымиизменениями, и в настоящее время. Итак, к вопросам криминологии в России стали обращаться во второйполовине ХIХ века. Среди тех, кто обращался к этим вопросам можно назватьследующих общественных деятелей и ученых как Радищев (1749-1802гг.),который рассматривал преступность как социальное явление, связывал еепричины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которыев нем происходят. Говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивалпредпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение.Радишев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности ипрактики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организациистатистического учета преступлений на основе развернутых криминологическихпоказателей, систему которых он специально разработал, за что справедливосчитается основателем русской уголовной статистики. Герцен (1812-1870г.) указывал, что преступления вызываются условиямижизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. Причиныпреступности, писал он, заложены в антагонистическом характере общества, вего делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных. Герцен, так жекак и Радищев считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание,а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования. Ряд исследователей преступности в царской России (Тарновский,Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуяее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительноечисло работ в то время в России было посвящено статистическому анализупреступности. Периоды развития криминологии “советского периода” можно представитьследующим образом:- возникновение и развитие;- современное состояние. По возможности постараемся кратко описать и несколько конкретизироватьэту классификацию. Практическое изучение состояния преступности, ее причин, личностипреступника в первые годы Советской власти было сосредоточено в уголовномрозыске (затем в милиции), органах суда, прокуратуры, ВЧК и дажеНаркомпроса. При различных учреждениях - судебных, исправительно-трудовых,медицинских и пр. были созданы криминологические кабинеты и клиники,сотрудники которых совместно с практиками изучали на основестатистического, эмпирического и клинического материала различные видыпреступлений и типы преступников. Так, Московский кабинет по изучениюпреступности и личности преступника в 1924 году опубликовал сборник“Преступный мир Москвы”, содержащий большой фактический материал. В 1925 году был создан Гос. институт по изучению преступности ипреступника. На него были возложены следующие задачи: изучение причин иусловий преступности в целом и отдельных видов преступлений, изучениеметодов борьбы с преступностью, разработка вопросов уголовной политики,средств и методов воздействия на осужденных, а также “изучение отдельныхлиц, представляющих интерес для выяснения преступности”. Его работа былаочень продуктивной, но особо отмечается издававшийся сборник “Современнаяпреступность”, в номерах которого содержался анализ данных уголовнойстатистики в сопоставлении с результатами первой всесоюзной переписинаселения 1926 года. В 30-е годы криминологические исследования в нашей стране былипрактически свернуты. Сказались последствия культа личности Сталина, вчастности ошибочное мнение о том, что в социалистическом обществе нетсоциальных причин преступности и эта проблема якобы не представляет нинаучного, ни практического интереса. В результате институт по изучениюпреступности и преступника, криминологические кабинеты на местах былиликвидированы. Анализ преступности приобрел чисто ведомственныйограниченный характер, а научных разработок практически прекращен. Следующий этап развития советской криминологии начинается с конца 50-хгодов. Исследование преступности включается в планы некоторых научно-исследовательских правовых учреждений страны. Криминологическаяпроблематики стала разрабатываться на кафедрах юридических учебныхзаведений. В 1963 году создается Всесоюзный институт по изучению причин иразработке мер предупреждения преступности, на который была возложенакоординация научных исследований в области криминологии. С 1964 года преподавание криминологии вводится в программы юридическихВУЗов. Проблемами этой науки занимались такие ученые, как Аванесов, Антонян,Алексеев, Бабаев, Игошев, Карпец, Миньковский, Стручков и многие другие.Эти ученые внесли значительный вклад не только в криминологию, но и вуголовное и уголовно-исполнительное право. Они чаще всего не моглиговорить и писать то, что думали, т.к. одним из важнейших принциповкриминологической науки назывался - принцип партийности. А что следовало заним напоминать не надо. Некоторые из вышеназванных ученых и в“брежневские” времена претерпевали гонения и давление. Со второй половины 80-х годов по настоящее время криминологи получиливозможность пересмотреть многие положения науки криминологии.важным шагом стало снятие грифа секретности со всех данных по преступностии уголовной статистики. Подводя итог изложенного можно сделать вывод, что советскиекриминологи считали - их предшественники лишь задумывались над сущностьюпреступности, ее происхождением, причинами и пр., но преимущество отдавалиизучению личности преступника, а преступность рассматривали в основном как субъективно-личностный феномен. 2. Понятие личности преступника и ее криминологическое исследование Личность преступника. Существуют различные определения этого понятия,криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостноеобразование представляет собой социальное качество человека. Оноформируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктомсоциализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом вчеловеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношениисоциального и биологического, биологическое находится в подчиненномотношении к социальному и выступает в нем в преобразованном,“очеловеченном” виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущностьчеловека - не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает всебя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишьсущественные социальные признаки. Как уже говорилось ранее, личность включает в себя совокупность сторонвнутренней (сознание) и внешней (деятельность). Подобный подход копределению сущности личности сформировался в философии давно. Еще в1844 г. К. Маркс писал: “Животное непосредственно тождественно со своейжизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оноесть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельностьпредметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность -сознательная. Это не есть такая определенность, с которой оннепосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельностьнепосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности”. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что личность человекапредставляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, вкоторых отражены связи взаимодействие человека с социальной средойпосредством практической деятельности. 2.1 Классификация и типология преступников Как правило, в криминологической литературе различают типологию иклассификацию. Считается, что типология обобщает совокупность типичных длявсех или определенных групп социальных особенностей, в то время какклассификация подразделяет преступников на группы согласно единичному,индивидуальному признаку. Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляетсобой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признаками строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которыхзанимает четко зафиксированное место. Типология такой жесткойдифференциации не содержит. Классификация преступников может быть построена по различнымоснованиям, среди которых следует выделить две большие группы признаков: - социологических (социально-демографических);правовых. К первой из них можно отнести пол, возраст, уровень образования,уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи,социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, родзанятий, наличие специальности, место жительства. Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений,совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку,длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства,форма вины. Конечно, приведенный перечень признаков классификации преступников неявляется исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависитот того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям онаподчинена. Выделение типов преступников возможно по степени их общественнойопасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:особо опасные преступники - многократно судимые рецидивисты. Они настойчивововлекают в такую деятельность других лиц, в числе которых особо необходимовыделить профессиональных преступников (для которых уголовно-наказуемыедействия являются единственным или главным источником средств ксуществованию и пр.). Для особо опасных преступников типично то, чтоблагоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создаютсами;десоциализированные преступники - лица, длительное время ведущиепаразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки,тунеядцы. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступниковони, в основном, пассивны и как бы “плывут по течению”. Ситуацию длясовершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используютскладывающиеся;неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (поройнеоднократно) в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых группотрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социальноприемлемого и антиобщественного. Наиболее распространенными представителямиэтого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состояниимелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои. Присущественном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону иэффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться отпротивоправных действий; Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущичерты иных типов. Для успешной профилактики преступлений необходимо знатьвсе те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могутстимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны статьобъектом особого внимания. 2. 2 Мотивация преступного поведения Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основнымстимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в немотражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностныйсмысл для любого человека. То есть выбор цели обосновывается определеннымдоводом в его пользу – мотивом. При этом следует различать понятия “мотив”и “мотивация”. Мотивация – это общее побуждение активности в определенномнаправлении. Итак, предпосылкой поведения человека, источником его деятельностиявляется потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится кустранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызываетмотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждаеторганизм к определенному виду деятельности. При этом оживляются всенеобходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешнихусловий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак,потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние –мотивацию. Таким образом, мотивация – обусловленное потребностью возбуждениеопределенных нервных структур, вызывающих направленную активностьорганизма. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга техили иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективностьвнешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и отмотивационного состояния организма. Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состоянияхарактеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов,которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности поовладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут бытьили врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте,или заново созданными из элементов опыта. Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутыхпромежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранеезапрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационноенапряжение и, вызывая положительную эмоцию, “утверждает” данный виддеятельности. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию,усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковойдеятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизмсоотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведенияданного человека. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка можетактуализировать различные потребности. Так, в преступно-опасной ситуацииодин человек руководствуется только потребностью самосохранения, у другогодоминирует потребность выполнения гражданского долга. Результаты современных криминологических исследований не позволяютутверждать, что существуют какие-то специфические мотивы преступногоповедения. В преступлении мотив является субъективной стороной преступленияи подлежит выявлению, доказыванию для определения степени общественнойопасности, квалификации преступления для назначения вида и размеранаказания и определения режима содержания в местах лишения свободы. Человек несет ответственность за противоправное общественно-опасноедеяние, а не за смысл данного действия для данной личности. Подводя итог сказанного можно сделать вывод, что мотивация преступногоповедения, в целом, не отличается от мотивации поведения, в общем. Онопродиктовано теми же интересами, желаниями и стремлениями. Примеров можетбыть множество. Единственное отличие поведений состоит в реализациимотивов. В юридической литературе встречаются попытки классификации мотивов.Однако эти попытки не охватывают всего многообразия суждений человека поповоду того, что толкает его совершить данное действие. Здесь возможна лишьсамая общая, дифференцировка, например подразделение мотивов наполитические, гражданские и нравственные. 3. Исследование влияния биологических и социальных факторов на формирование личности преступника Как мы уже говорили ранее, возникшая в середине ХVIII века классическаяшкола сформулировала одну из первых криминологических теорий преступности,основополагающими признаками человека в которой определены благоразумие исвободное волеизъявление. В конце ХIХ века в Италии возникла позитивистская школа. Одним изнаправлений этой школы является “медицинская модель” подхода кпреступности, сторонники которой считали преступление симптомом болезни, ав преступнике видели только больного, страдающего расстройством личности инуждающегося в лечении. Теории, изучающие физическую конституцию и эндокринологию. Они являютсяярким примером когда-то выдвинутых теорий, не подтвержденных практикой, нонастолько прочно осевших в умах людей, что многие до сих пор считают, чтопреступником рождаются и влиять на них бесполезная трата времени и средств. Рассмотрим некоторые из них: Еще в V веке до н. э. Гиппократ выделял два типа людей: коренастых иплотных, подверженных апоплексии и сходным недугам и стройных, худощавых,подверженным респираторным заболеваниям. Во II в. до н. э. Гален, которогочасто называют отцом современной медицины, говорил о четырех широкоизвестных типах темперамента: сангвинистическом, холерическом,флегматическом и меланхолическом, которые он связывал с преобладанием ворганизме одной из четырех жизненных жидкостей. Этими же вопросами у нас вРоссии занимался Павлов. В 1912 году Карл Юнг предложил выделить два наиболее общихбиологических типа людей. Интроверт - поведение которого определяетсявоздействием внутренних факторов и психическая энергия которого направленавнутрь и экстраверт - поведение которого определяется внешними факторами,а психическая энергия направлена вовне. В XIX веке Чезаре Ломброзо обратил внимание на антропологическиепризнаки преступников и пришел к выводу, что у большинства из них имеютсяфизические аномалии. На рубеже XIX-XX веков Э. Кремер на основе своих психофизическихисследований пришел к выводу о соответствии определенной физическойконституции человека определенному типу преступного поведения. Он вывелзакономерность, согласно которой люди высокорослые, широкоплечие, крепкоготелосложения склонны к совершению насильственных преступлений. Людинизкорослые, полные наоборот чаще совершают преступления противсобственности. В ХХ веке Г. Дж. Айсенк в ходе своих исследований свойств нервнойсистемы пришел к выводу, что чем выше у человека признакиэкстравертивности, тем ближе он к совершению преступления. Современные криминологи, анализируя все ранее известные теориисвязывающие конституцию человека и преступность приходят сегодня к единомумнению о том, что физический тип - это важный фактор межличностныхотношений. Реакция окружающих и собственное отношение к необычной внешностивлияют на социальное взаимодействие. Например, дефекты кожи могут стать,особенно в юношеском возрасте, источником самых различных неприятностей.Большие уши, близорукость, маленький рост, изуродованные конечности,ожирение, параличи и многие другие дефекты оказывают влияние на характер иобъем социального взаимодействия. Поведение, направленное на то, чтобы как-то “компенсировать” эти дефекты, часто принимает форму девиантного. Однако на сегодняшний день нет убедительных доказательств того, чтофизическая конституция, функционирование желез внутренней секреции и прочиебиологические факторы причинно обусловливают преступность. Предположение освязи между конституционально-физической типологией и тем поведением,которое юридически и социологически определено как преступное и девиантное,не подтвердилось. Считается, что способности вообще передаются по наследству и особоважную роль играют родители. Еще Аристотель предложил проводить аналогиюмежду причинами, обусловливающими поведение человека, и причинами,вызывающими рост дуба или березы из семени. Дождь он называл причиной,ускоряющей или обуславливающей рост, а причиной, предопределяющей, чтовырастет - дуб или береза, считал само семя. Это представление, очевидно,легло в основу концепции “дурного семени” или, так называемого,“врожденного преступника”. В 1912 году Годдардом было опубликовано исследование семьи,отличавшейся, как считал автор, умственной отсталостью – “СемьяКалликаксов”. История этой семьи началась во время Гражданской войны вАмерике, когда Мартин Калликакс встретился со слабоумной девушкой и сталотцом слабоумного сына. К 1912 году было известно 480 потомков этого союза,из которых 143 человека также были слабоумными, многие былинезаконнорожденными, алкоголиками и преступниками. После войнывышеуказанный основатель описанной династии женился на девушке “изприличной семьи”. По этой линии насчитывалось 496 потомков, и среди них небыло ни слабоумных, ни незаконнорожденных, ни преступников. Многие из нихстали юристами, врачами, судьями и были уважаемыми людьми. Между тем вопрос о связи между уровнем умственного развития ипреступностью остается нерешенным. Ученые до сих пор не пришли к единомумнению и “чаша весов” периодически то на одной, то на другой стороне. Исследования ученых в Англии, США, Австралии и других странах выявилиповышенный процент хромосомных аномалий среди обследованных преступников посравнению с контрольной группой. Хромосомные аномалии встречаются примерноу 0,4 процента новорожденных. Нормальным сочетанием хромосом для мужчин является наличие у них однойХ - и одной Y-хромосомы, то есть сочетание ХY; для женщин - наличие двух Х- хромосом, т.е. сочетание ХХ. Пол человека определяется при зачатии. Лицамужского пола с нормальным хромосомным кодом обязательно наделены Y-хросомой, у женщин Y-хромосом не бывает. Встречается разного родааномальные сочетания хромосом, что иногда затрудняет индивидам выполнениеопределенной роли в обществе. Например, лицо, имеющее комбинацию хромосомХХY, может считать себя женщиной и быть воспитанной соответствующимобразом, но при выполнении этой роли испытывать определенные трудности. Инаоборот, лицо с набором хромосом ХХY, но воспитанное как мужчина, можетсохранить определенную сдержанность при выполнении этой роли. Вот почему всовременной жизни все более обычными становятся операции по изменению пола.Новая теория гласит, что наличие у мужчины комбинации хромосом ХYY делаетего сверхагрессивным “супермужчиной”, вступающим в конфликт с закономгораздо чаще, чем его собратья, имеющие комбинацию хромосом ХY.Высказывалось даже предположение, что все это приведет к новым поискам“дурного семени”. Впервые об открытии ХYY хромосом у взрослого мужчины(американца) сообщил 26 августа 1961 г. английский журнал “Ленцет”. Врезультате проведенного в 1967 году в Пентриджской тюрьме в Мельбурнеисследования была выдвинута гипотеза о связи, существующей междукомбинацией хромосом ХYY и совершением преступлений. Отмечено, что РичардСпек, убивший в Чикаго в 1986 году восемь медсестер, имел ХYY комбинациюхромосом. Исследования показывают, что заключенные, имевшие комбинациюхромосом ХYY, не более склонны к совершению насилия, чем остальныезаключенные, но чаще, чем они, совершают имущественные преступления. Криминологами связь между хромосомным набором (ХYY хромосом) ипреступностью подвергается сомнению. Однако достоверных данных в этойобласти пока нет. Несовершенство методик исследования, малое число наблюдений в каждойиз них привело к тому, что в настоящее время различие в оценках разныхученых степени распространенности лишней хромосомы среди преступниковдостигают 20-кратных размеров. Единственное, что можно с большой долейвероятности сказать, так это то, что существует связь между хромосомнойаномалией и психическими заболеваниями, так как среди обследованныхбольшинство составили именно лица с такими заболеваниями. В отечественной криминологической науке вопрос о роли психических илииных отклонений при совершении преступления нередко подменяется вопросом осоотношении социального и биологического в личности. Отечественныекриминологи исходили, и сейчас исходят из того, что преступность, как иконкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характере, т.е.что она социально обусловлена. К психическим аномалиям, которые чаще всего исследуются вкриминологическом аспекте, относятся психопатия, алкоголизм, наркомания,олигофрения, травмы центральной нервной системы, шизофрения в стадиистойкой ремиссии, эпилепсия. Как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающихнасильственные преступления, почти 30 % людей, имеющих психические аномалиив рамках вменяемости. При этом они встречаются в основном унесовершеннолетних преступников, лиц, совершивших тяжкие преступленияпротив личности (убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения),рецидивистов. По статистике среди лиц, совершивших тяжкие насильственныепреступления, чаще всего встречаются такие аномалии: - психопатии и психопатические состояния - 33 %; - органические поражения центральной нервной системы - 19 %; - ушибы головного мозга - 18 %; Среди убийц - более 70 % лиц с психическими аномалиями. Средирецидивистов - 75-90 % с психопатией, тогда как среди всех преступниковэтот показатель колеблется в интервале 15-65 %. Психоаномалии существенно затрудняют усвоение социальных норм,регулирующих поведение. Поэтому подобные лица больше, чем кто-либо,отчуждены от общества. Круг их семейных, досуговых и деловых отношенийдостаточно узок и неустойчив, а иногда отсутствует вовсе. Как следствие -эти люди довольно конфликтны в общении. Но, в то же время, не означает, что аномалии психики являются причинойсовершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъектыс такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличиепсихических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует отом, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказали исследования, не сама аномалия психики предопределяетсовершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условияформирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты.Конечно, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию,как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, неопределяющего это поведение в целом. В 1929 году Гансом Бергером в Германии впервые было введеноиспользование электроэнцефалографа (ЭЭГ) для чтения мозговых ритмов.Работающий мозг генерирует электротоки, сила которых колеблется от одной допяти миллионных долей вольта с частотой от 8 до 12 колебаний в секунду.Была высказана мысль о связи между нарушением ритмов мозговых волн инекоторыми видами отклоняющегося поведения. Метод ЭЭГ является наилучшимдля диагностики эпилепсии и для других различных мозговых нарушений.Патологическая интоксикация, вызываемая алкоголем, неизменно отмечается наэлектроэнцефолаграмме, точно так же как и некоторые другиепсихосоматические нарушения. Криминологи согласны с тем, что существует взаимосвязь междубиологическими функциями мозга и девиантным поведением, но она не являетсяспецифической. Как можно заметить - ни одна из названных теорий не прошла проверкивременем, т.е. не стала абсолютной. Вместе с ними потерялипривлекательность и основные идеи позитивистской школы. В США почти 40 лет (1915-1950гг.) господствовал многофакторный подходизучения преступности. Суть его состоит в том, что преступлениерассматривается как результат сложного взаимодействия многихобстоятельств. Во всем мире было проведено множество эмпирическихисследований с помощью этого метода. Наиболее значимыми называются работыШелдона и Элеоноры Клюк. Были изучены две группы отобранных методомслучайной выборки в г. Бостоне (500 подростков-рецидивистов и столько женесудимых). Подростков сравнивали парами /по возрасту, расовым признакам,социальному происхождению и умственному развитию/; все прошли обследованиепсихиатром и были подвергнуты психиатрическим тестам; было изученотелосложение; проведены беседы с родителями и пр. В заключении былиполучены данные по 400 факторам. Ничего нового эти исследования непоказали. Отечественные криминологи в своих исследованиях применяют именно этотметод и приходят к результатам, которые полностью совпадают с выводами рядатеорий, ориентированных в направлении уголовной социологии и судебнойпсихологии (уголовно-биологические объяснения преступности отрицаются.) Изучение и учет криминологических особенностей личности преступникапозволяет выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Согласно криминологическим исследованиям и статистическим даннымсреди преступников мужчин значительно больше, чем женщин, возрастнаяхарактеристика преступников позволяет делать выводы о криминогеннойактивности и особенностях преступного поведения представителей различныхвозрастных групп. Криминологией уже давно установлено, что лица молодежного возрастачаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Лица жестарших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрениявозможных последствий подобного поведения. Ведь несомненно, что именновозраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг ихинтересов, образ жизни. И это не может не сказываться на противоправныхдействиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет - этопримерно 70-75 %. При этом чаще всего совершаются преступления лицами ввозрасте 25-29 лет, далее следуют 18 - 24, 14 - 17 и 30 - 40 летние. Режевсех преступления совершаются лицами старше 50 лет. Наибольшую криминальнуюактивность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрастечаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство,изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономическиепреступления. Немаловажное влияние на формирование личностных качеств оказываютсемейное положение и воспитание. Криминологические исследования показали,что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано этос тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующимпотенциалом. Кроме того - фактические брачные отношения родителей, неполныесемьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений всемье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок всемье или наоборот много детей или детдомовское воспитание - все это,несомненно, влияет на формирование личности человека. Уровень образования преступников, как правило, довольно низок. Они восновном имеют незаконченное высшее образование. Незначительную долюсоставляют преступники с высшим образованием, обычно это должностныепреступники. Ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства,разбои, хулиганство. Если исходить из принадлежности того или иного преступника копределенной социальной группе, то около 50% составляет доля рабочих. Посравнению с ней доля других социальных групп значительно ниже. Хотяпреобладание рабочих среди преступников объясняется скорее не толькопринадлежностью человека к этой социальной группе, но такими факторами какнизкий уровень образования, культурного сознания. Отличительным признаком личности преступника является уклонение оттакой социально полезной деятельности как труд, учеба. По статистике около30 % задержанных преступников, будучи трудоспособными, на моментсовершения преступления были не работающими или не учащимися. Если же ониработают, то их трудовая деятельность имеет свои особенности. Обычновыполняемая ими работа характеризуется низким уровнем квалификации, частойсменой места работы, кроме того, нередко она сопряжена снедобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т.д. Современнаяжизнь выявляет дополнительные факторы, также влияющие на личностьпреступника. Здесь имеется в виду, безработица, миграция, национализм,этнические конфликты и т.д. Нельзя отрицать, что эти явления не отражаютсяна индивидуальном уровне. Особое внимание среди характеристик личности преступников необходимообратить на такие, как характер и длительность преступной деятельности.Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы,разбойники, грабители, мошенники, насильники. Такие показатели какрецидив, совершение преступления в группе, а также криминальныйпрофессионализм и др. варьируются в зависимости от возраста совершенияпервого преступления, отбывание наказания в местах лишения свободы,характер преступления. Согласно уголовной статистике около четверти средивыявленных преступников ранее совершили преступление. Из них примерно 30 %осуществляли преступные действия в группе. Очень высокий уровень рецидиванаблюдается у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесныеповреждения (около 40 %), а также грабежи, разбои (около 35 %). Групповаядеятельность характерна для лиц совершающих разбои - до 70 %, кражи,грабежи - до 50 %, изнасилования - до 40 %. Среди криминологических особенностей лиц, совершивших преступлениеможно выделить такую, как особое отношение к закону. Нельзя сказать, чтоони их плохо знают. Наоборот, многие отличаются большими правовымипознаниями, но ошибочно предполагать, что правонарушители лучше знаютуголовный закон, чем другие граждане. Причины у этого явления следующие: 1. До совершения первого преступления и его раскрытия правовая осведомленность правонарушителя ничем не отличается от правовой осведомленности его ровесников; 2. Полученные им до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом окружающих. Все вышеназванные особенности личности преступника имеют, прежде всего,статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию.Сложно встретить преступника, который обладал бы всеми вышеперечисленнымичертами. Следовательно, можно сделать вывод, что разным преступникамприсущи названные признаки в различной мере. Однако, вот парадокс - вокруг нас много людей, которым свойственны этипризнаки, но они не совершают преступления. Так в чем же дело?! Ксожалению, современная наука не может пока ответить на этот вопрос, хотябольшинство специалистов все же настаивают на том, что в личностипреступника эти качества копятся, приобретают какую-то критическую массу,которая в итоге толкает к совершению преступления. Это качество получилоназвание «криминогенность личности преступника». 4. Генезис личности преступника с точки зрения социально-психологических теорий преступности В предыдущей главе мы выяснили, что на поведение человека влияет егоближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своимповедением влияет на это окружение, формируя его. Человек отнюдь непассивен по отношению к своей среде. Самыми мощными по силе связей группамив обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональныйколлектив ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группахи в них социализируется. Центральным понятием социально-психологических теорий преступностиявляется социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида впринятые в обществе нормы поведения. Рассмотрим теперь некоторые изкриминологических теорий этого направления. Теория обучения. Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любойчеловек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишьспособность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любыемыслимые формы поведения - как социально преемлимые так и преступные.Первым эту теорию выдвинул Габриэль Тард. Он предложил три основныезакономерности подражательного обучения: - легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте; - подражание широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т.д.; - прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Применительно к окружающей среде люди используют три основные системыреагирования - рефлексы, инстинкты и усвоенные реакции. Обучение (усвоение)- самая важная система реагирования в процессе адаптированного поведениячеловека. Его личностное развитие начинается с момента оплодотворенияяйцеклетки. При этом активно взаимодействуют генетические компоненты обоихродителей. После рождения в дело вступает социальная среда (уже здесьноворожденные отличаются друг от друга - одни много спят, другие многокричат и т.д.). За телесным рождением человека следует духовно-социальноестановление, т.е. человек учится быть человеком. В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этогоположения Гансом - Юргеном Айзенком в 1977г. была разработана теория покоторой преступное, антисоциальное поведение является “естественным” иусиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственноеудовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом. По сутиэта теория является биосоциальной, а по содержанию психопаталогической.Поэтому ее криминологи относят к психопатологии. Человеческое поведение - это не автоматическое, рефлекторноереагирование, в его основе лежит активный процесс, в котором решающую рольпринадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительнымпроцессам. Эта теория была разработана Альбертом Бандурой (1979г.), которуюон строит на учете процессов познания, протекающих в мозгу междувоздействиями раздражителя и реакции на него, т.е. на учете восприятий,воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий. Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуальногопреступного поведения. Исследования в этой области проводили известныекриминологи Клиффорд Шоу (1930г.), и Эдвин Сазерленд (1939г.) Теориявключает в себя восемь основных постулатов:1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьмив процессе общения;3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах,связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностныесредства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играютв процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способовсовершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а такжеспецифических мотивов, влечений, оправданий и установок;5. Рассматривая закон в положительном и отрицательном свете, преступникиусваивают особую направленность мотивов и влечений. В одном обществеиндивидуум контактирует с людьми, которые единодушно относятся к нормамзакона, как к неукоснительно исполняемым правилам жизни, а в другом -оказываются в окружении людей, которые в своих оценках отдают предпочтениенарушению законов;6. Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения,благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцызаконопослушного поведения;7. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации,подражания;8. Хотя преступность - это выражение общих потребностей и ценностей,объяснять ее только этими потребностями и ценностями нельзя, ибо инепреступное поведение также является выражением тех же самых потребностейи ценностей. Из этой теории (дифференцированной ассоциации) можно сделать следующиевыводы: - необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга; - нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;Опросы ведущих криминологов показывают, что теория Сазерленда имеет оченьбольшое влияние, хотя и вызывает споры. Теория устойчивости Ее основоположник Уолтер Реклес (1961г.) задался вопросом: ”Почемуживущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровеньпреступности, не становится правонарушителем?” По его мнению ответзаключается в следующем - социальную устойчивость личности определяетвнешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутреннейустойчивости. Ее отличают пять признаков:1. Самовоспитание, то есть оценка себя как личности, заключается вспособности самоконтроля, в умении оценить себя со стороны, в чем большуюроль играет уважение закона;2. Целеустремленность выражается в личном желании сделать социальнопреемлимую карьеру. Люди, поставившие перед собой долгосрочную цель,сохраняют иммунитет, неуязвимость по отношению к противоправности ипреступности;3. Самоконтроль может быть эффективным только тогда, когда цель являетсявполне реалистичной. Нереальные желания и стремление достичь цели, лежащейза пределами средств и возможностей, неизбежно ведут к нарушению внутреннейустойчивости;4. Стойкость - это свойство человека, позволяющее ему не предаваться гневуили отчаянию безнадежности, когда он не получает того, что хотел. Люди, чьицели оказались за пределами их досягаемости, легко могут поддаватьсяразочарованию. Те, кто склонен к правонарушениям, обладают импульсивным,нетерпеливым характером, тогда как законопослушным людям это присуще вгораздо меньшей степени. Отсутствие фантазии и нетерпеливость вызывают учеловека скуку, которая затрудняет реалистичное представление о прошлом,настоящем и будущем. Люди, склонные к преступности, всегда в большейстепени нетерпеливы, лишены фантазии и реалистичного взгляда на вещи;5. Характерным признаком внутренней устойчивости человека являетсяидентификация с нормами права. Отношение правонарушителей к законухарактеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органами праву. Ученые, придерживающиеся точки зрения теории устойчивости считают,что удовлетворительное самовосприятие (собственное “Я”, “сверх-Я”) можносчитать чем-то вроде социально-психологической “прививки” противпреступности. Понятие “внутренней устойчивости”, введенное Реклессом, криминолог ГариЙенсен разложил на три составные части: - ценностное самоопределение; - способность самоконтроля; - уважение общепринятой морали. Он проверил свою концепцию на более чем четырех тысячах склонных инесклонных к преступлениям учащихся средних школ и обнаружил, чтопреступники и не преступники различались между собой по всем тремхарактеристикам. Теория социальных связей. Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности ипреступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека собществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальныеправонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимыхдля него связей с родственниками, друзьями, коллегами и т.д. Хиршидоказывает, что социальные связи любого человека можно разделить на четыреэлемента: - симпатию, преданность, привязанность; - ангажированность (обязательство), личное участие; - использование связей в корыстных целях; - признание морального достоинства принятых правил.Эти четыре момента как отделимы друг от друга, так и находятся вопосредованной связи. Останавливаясь на следующей теории - несовпадающих предположений,следует обратить внимание на то, что она поглощает в себя несколько извыше перечисленных теорий, т.е. комбинацию многих социально-психологических теорий (называемых теориями “среднего уровня”). Еенедостаток в том, что она объясняет только преднамеренные преступления и не объясняет преступлений, совершенных по неосторожности. Ее авторы видят дваразличных пути возникновения преступности. Первый они связывают с теориямиобучения и контроля (слабая и беспомощно-нерешительная вовлеченность людейв общественную жизнь, сильное влияние девиантных групп) И второй путь -сочетание теории обучения и контроля с теорией случайных структур (вдетстве ребенок может выработать прочные связи с традиционным социальнымстроем, а с течением времени, в период юности, эти социальные связи могутбыть подвержены “размыванию”. Но после определенного периода временипозитивные социальные связи все же доминируют. Эта теория импонирует мне тем, что ее рекомендации направлены наослабление связей преступников друг с другом и усиление контактовправонарушителей с социально конформными людьми, а также расширение ихвозможности усвоения традиционных нормативных ценностей. Например,укреплять связи осужденных к лишению свободы с родственниками,священнослужителями, представителями различных общественных гуманитарныхфондов, психологами и т.д.; оказывать посильную помощь со стороныгосударства после освобождения из мест лишения свободы; компенсацию ущербаосужденный должен считать частью уголовного наказания (от этого выиграют ипреступник, и жертва, и общество) и прочее.-Теория интеракции (теория стигматизации). Эта теория занимается не толькоизучением лиц, официально квалифицированных как преступники, но и проявляетинтерес к процессам, в ходе которых люди определяются как преступники. Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной или преступнойкарьеры, в которой главную роль играет интеракция: Первая стадия - преднамеренно или непреднамеренно человек совершаетнекое не конформное действие (Придаваясь своим фантазиям, многие люди видятсебя совершающими противоправные деяния...); Вторая стадия - во время этой стадии человеку, склонному к социальнойдевиации, его преступное поведение доставляет удовольствие; На третьей стадии одним из решающих шагов в процессе усвоения образцовдевиантного или криминального поведения является опыт ареста или клеймениячеловека как преступника; И последним, пятым этапом - шагом в преступной карьере являетсявступление человека в группу (банду) преступников, т.е. он переходит встадию своей девиантной биографии. Этот шаг оказывает огромное влияние насамооценку человека и его самовосприятие И в заключении несколько слов еще об одной теории - стигматизации(клеймения). Эта теория очень своеобразна. По мнению ее автора Лемерта,именно социальный контроль и порождает девиантность, которую он, в своюочередь делит на две категории: первичную и вторичную. Первичная девиацияпроисходит тогда, когда индивид начинает входить в предписанную емусоциальную роль. Вторичная девиация начинается с момента социальной реакциина девиантное поведение. Эти реакции общества на факт девиации приводят ктому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которуюим определило общество. Это очень сложная проблема, т.к. у людей,переживших процесс стигматизации, создается негативное пред

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconТема: «Исследование организации внешнеэкономической деятельности...
Дипломная магистерская работа: 139 страниц, 9 рисунков, 21 таблица, 18 приложений, 66 литературных источников

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа: Тема
Введение с. 3

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа состоит из введения, 3-х глав, введения, заключения и библиографического списка
...

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломной работы
Дипломная работа является обязательной на заключительном этапе обучения студентов для присвоения квалификации "специалист". Дипломная...

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа. Тема: «социальная работа»
Целью реабилитации является воспитание социального статуса ребёнка-инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная...

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа тема: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста»

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Криминологическое прогнозирование...

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа тема: Перевод книги Hymon Spotnitz "Современный...

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа тема: «Школьный роман»
Символ, метафора, аллегория как выразительные средства в режиссуре театрализованных массовых представлений

Дипломная работа тема «криминологическое исследование наследственности преступника» iconДипломная работа содержит 104 листа, 6 таблиц, 35 рисунков. Тема:«Разработка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<