Закон республики армения "О государственной и служебной тайне"




Скачать 246.6 Kb.
НазваниеЗакон республики армения "О государственной и служебной тайне"
Дата публикации17.06.2014
Размер246.6 Kb.
ТипЗакон
uchebilka.ru > Право > Закон
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
"О государственной и служебной тайне"


Принято Национальным собранием 3 декабря 1996г.

Данный закон регулирует взаимоотношения, возникающие в связи с причислением к государственной и служебной тайне, рассекречиванием и сохранением сведений определенной области с целью обеспечения безопасности Республики Армения (жизненно важных интересов граждан, общества и государства), определяет понятие государственной и служебной тайны, степени секретности, юридическую основу причисления к ряду государственной и служебной тайны, сохранения, рассекречивания, использования секретных сведений, полномочия государственных органов во взаимоотношениях, касающихся тайны.

 

^ Глава I

Общие положения

 

Статья 1. Область применения данного закона

Положения данного закона подлежат обязательному исполнению на территории Республики Армения и за ее пределами государственными, местными органами самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от вида собственности), должностными лицами и гражданами Республики Армения, которые по своему статусу обязаны или взяли обязательство выполнять требования законодательства Республики Армения о государственной и служебной тайне.

 

Статья 2. Понятие государственной и служебной тайны

Государственной тайной являются те сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разведывательной области деятельности, которые охраняются государством, и распространение которых может привести к тяжелым последствиям для безопасности Республики Армения.

Служебной тайной являются те сведения в областях, предусмотренных первой частью данной статьи, которые охраняются государством, и распространение которых может принести иной вред

безопасности Республики Армения. Такие сведения, как правило, содержат факты, составляющие часть государственной тайны, однако сами по себе не раскрывают государственную тайну.

Сведения, составляющие государственную и служебную тайну, считаются собственностью Республики Армения и охраняются и защищаются государством.

 

Статья 3. Понятия, используемые в данном законе. В данном законе используются следующие понятия:

1. Носителями сведений, являющихся государственной или служебной тайной (далее - носители информации) являются те материальные объекты, в том числе - физические поля, в которых сведения, составляющие государственную или служебную тайну, выражены в виде изображений, условных обозначений, сигналов, технических решений и процессов.

2. Распространением сведений, составляющих государственную или служебную тайну, опубликованием таких сведений или их утечкой является

а) опубликованием является передача, сообщение, предоставление, отправление, а также делание доступным каким-либо способом сведений, составляющих, согласно данному закону, тайну, тем лицам, которые не имеют соответствующего права быть в курсе таких сведений или ознакомится с ними согласно установленному порядку.

б) утечкой является вынесение (утечка) или потеря сведений, составляющих, согласно данному закону тайну, вследствие небрежности лиц, имеющих в соответствии с установленным порядком соответствующее право быть осведомленными или разрешение ознакомиться с такими сведениями, а также ответственных за их сохранение.

3. Засекречиванием сведений является применение ограничений к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну, и к распространению таких сведений.

4. Рассекречиванием сведений является снятие ограничений со сведений, составляющих государственную или служебную тайну, и с распространения таких сведений.

5. Сохранением государственной и служебной тайны является комплексное применение предусмотренных законодательством юридических, организационных, инженерно-технических и других необходимых средств и способов, которое направлено на обеспечение сохранения и защиты сведений, составляющих государственную или служебную тайну.

 

Статья 4. Степени секретности

Исходя из важности, природы сведений, составляющих государственную или служебную тайну, объема средств, необходимых для их защиты, определяются три степени секретности

а) "Особой важности"

б) "Совершенно секретно"

в) "Секретно"

Степень секретности сведений, составляющих государственную или служебную тайну, должна соответствовать степени тяжести возможного вреда, нанесенного безопасности Республики Армения вследствие распространения вышеназванных сведений.

В соответствии со степенью секретности, носителям информации о государственной тайне придается гриф "Особой важности" и "Совершенно секретно", а носителям информации о служебной тайне - гриф "Секретно".

 

Статья 5. Законодательство о государственной и служебной тайне.

Сведения, составляющие государственную и служебную тайну, и взаимоотношения, связанные с подобной тайной, регулируются Конституцией Республики Армения, данным законом и соответствующими ему другими принятыми юридическими актами.

 

Статья 6. Международные договоры.

Взаимоотношения, связанные с тайной других стран и сведениями, составляющие государственную и служебную тайну Республики Армения, регулируются международными договорами Республики Армения.

 

Статья 7. Другие тайны

Требования данного закона не распространяются на сведения другого рода или характера (имеющие гриф "Для служебного пользования", "Не подлежит опубликованию" ("Не для печати") и другие, а также торгово-экономической и других сфер деятельности), которые, хотя и содержат секретные сведения в какой-либо области, однако не относятся к числу государственной и служебной тайны согласно данному закону.

 

Статья 8. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц в области причисления сведений к числу государственной и служебной тайны и их защиты.

1. Президент Республики Армения

а) определяет полномочия должностных лиц, направленных на обеспечение защиты государственной и служебной тайны в аппарате президента Республики Армения

б) в рамках своей компетенции осуществляет иные полномочия в области причисления сведений к государственной и служебной тайне и их защиты.

2. Национальное Собрание Республики Армения

а) осуществляет законодательное регулирование отношений в области причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны и их защиты

б) определяет полномочия должностных лиц, направленные на обеспечение защиты государственной и служебной тайны в Национальном Собрании Республики Армения

в) в рамках своей компетенции осуществляет другие полномочия в области причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны и их защиты

3. Правительство Республики Армения

а) обеспечивает выполнение данного закона

в) разрабатывает и утверждает государственные программы в области защиты государственной и служебной тайны и обеспечивает выполнение на деле этих программ.

г) разрабатывает (составляет) и утверждает список должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями причисления сведений к числу государственной и служебной тайны

д) разрабатывает и утверждает список сведений, причисляемых к ряду государственной тайны

е) предпринимает меры, направленные на выполнение международных договоров Республики Армения относительно совместного использования и защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну, и со своей стороны, согласно установленному порядку, принимает решения о возможности передачи носителей информации другим государствам

ж) устанавливает порядок учета, охраны и передачи сведений, составляющих государственную и служебную тайну, на территории РА и за ее пределами

з) устанавливает порядок осуществления государственного контроля над распространением в печати и других средствах информации, а также в материалах, посылаемых за границу, сведений, составляющих государственную и служебную тайну

и) устанавливает порядок определения размера ущерба, нанесенного государству вследствие распространения сведений, составляющих государственную и служебную тайну, а также собственнику сведения в результате рассекречивания сведения.

к) устанавливает порядок использования предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами сведений, составляющих государственную и служебную тайну

л) утверждает порядок формирования и деятельности структурных подразделений по охране государственной и служебной тайны

ла) устанавливает размер и порядок предоставления полномочий гражданам, выполняющим на постоянной основе работы по использованию сведений, составляющих государственную и служебную тайну, и сотрудникам структурных подразделений по защите таких сведений

лб) определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной и служебной тайны в аппарате правительства РА

лв) в рамках своей компетенции осуществляет полномочия по причислению сведений к категории государственной и служебной тайны, и другие полномочия в области их защиты

4) Республиканские исполнительные органы, органы территориального управления и местного самоуправления

а) обеспечивают осуществление соответствующих программ в области защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну, а также выполнение требований законодательства о государственной и служебной тайне в подчиненных им предприятиях, учреждениях и организациях

б) в рамках своей компетенции обеспечивают создание и деятельность структурных подразделений по защите государственной и служебной тайны в подчиненных им предприятиях, учреждениях и организациях, принимают решения о реорганизации и расформировании этих подразделений

в) в рамках своей компетенции обеспечивают проведение проверочных мероприятий по отношению к гражданам, получающим право допуска к государственной и служебной тайне

г) в рамках своей компетенции реализуют средства, предусмотренные законодательством о государственной и служебной тайне по предоставлению полномочий и ограничению прав соответствующим лицам

д) могут разработать и представить на рассмотрение правительству РА предложения о формировании структуры и усовершенствовании деятельности действующей структуры по защите государственной и служебной тайны

е) в рамках своей компетенции осуществляют полномочия по причислению сведений к категории государственной и служебной тайны, и другие полномочия в области их защиты

5) Конституционный суд, судебные органы и органы прокуратуры
а) обеспечивают защиту государственной и служебной тайны в процессе своей деятельности
б) определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной и служебной тайны в Конституционном суде, судебных органах и органах прокуратуры

 

^ Глава II.

Сведения, причисляемые к ряду государственной и

служебной тайны

 

Статья 9. Сведения, подлежащие причислению к ряду государственной и служебной тайны

К ряду государственной и служебной тайны могут быть причислены следующие сведения:

1. В военной области

а) о содержании документов о стратегических и оперативных планах, подготовке и проведению операций вооруженных сил, о стратегической, оперативной и мобилизационной дислокации войск, их боеспособности и создании мобилизационного запаса

б) о программах военно-промышленного комплекса, их содержании и путях осуществления, путях развития вооружений, их технико-тактических характеристиках и возможностях боевого применения

в) о расположении, назначении, защищенности и степени готовности объектов особой важности и режимных объектов, их проектировании и строительстве, а также об отведении территорий для этих объектов

г) о дислокации, действительных названиях, организационной структуре, вооруженности и численности соединений вооруженных сил союзных государств РА и Республики Армения на территории РА

д) о защищенности, степени безопасности населения во время военного положения

2. В области внешних сношений

о внешнеполитической, внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности РА, распространение которых раньше времени может нанести ущерб жизненно важным интересам РА

3. В области экономики, науки и техники

а) о содержании подготовительных программ относительно защиты РА от внешних вооруженных нападений, о производственных мощностях по производству боеприпасов и боевой техники, объемах складирования военного сырья и материалов, а также фактических размерах государственных материальных резервов и их размещении

б) об использовании внутренних структур с целью обеспечения защиты и национальной безопасности РА

в) об объемах государственных оборонительных заказов, программах (поручениях), производстве и поставках вооружений и военной техники, их наличии и развитии производственных мощностей, связях по взаимосотрудничеству, возникших с этой целью между предприятиями и учреждениями, о производителях вышеназванных вооружений и военной техники или исполнителях технических или научных разработок

г) о работах, технических решениях, имеющих важное оборонительное или экономическое значение

д) о степени обеспечения безопасности сил и средств гражданской обороны, административных управленческих объектов и населения

е) о драгоценных металлах и драгоценных камнях, государственных резервах и запасах РА, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее экономическое и финансовое положение)

4. В разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разведывательной областях

а) о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разведывательной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если они выявляют перечисленные сведения

б) о лицах, тайно сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разведывательную деятельность

в) о системе правительственной связи или специальной связи другого рода, государственных шифрах, методах и средствах их анализа

г) о методах и средствах защиты секретной информации

д) о государственных программах и средствах в области защиты государственной и служебной тайны

 

Статья 10. Ограничения в причислении сведений к ряду государственной и служебной тайны

К ряду государственной и служебной тайны не могут быть причислены

а) сведения о чрезвычайных происшествиях, бедствиях, а также стихийных бедствий (включая официально прогнозируемые) и их последствиях, являющихся угрозой для безопасности и здоровья граждан

б) сведения, представляющие общее экономическое положение, а также реальное положение, существующее в области охраны природы и окружающей среды, здравоохранения, образования, сельского хозяйства, внутренней торговли, культуры

в) сведения о фактах ограничения прав и свобод граждан, правонарушениях и результатах социологических исследований

г) те сведения, причисление которых к ряду государственной и служебной тайны будет иметь отрицательное воздействие на осуществление развития государственных и отрослевых социально-экономических, научно-технических и духовно-культурных программ РА

 

^ Глава III.

Принципы засекречивания, причисление сведений к ряду

государственной и служебной тайны и их засекречивание

 

Статья 11. Принципы засекречивания

Сведения засекречиваются в соответствии с принципами законности, аргументированности и своевременного исполнения.

Законностью засекречивания является обеспечение соответствия засекречиваемых сведений требованиям данного закона.

Аргументированностью засекречивания является выяснение целесообразности засекречивания каждого сведения с помощью экспертной оценки, исходя из защиты интересов безопасности РА

Своевременным исполнением засекречивания является предварительное применение ограничений к распространению сведений с момента их получения (обработки).

 

Статья 12. Причисление сведений к ряду государственной и служебной тайны

Причисление сведений к ряду государственной и служебной тайны осуществляется в соответствии с их отраслевой или ведомственной принадлежностью.

Обоснование причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны в соответствии с принципами засекречивания возлагается на те государственные органы, предприятия, учреждения и организации, которые получили (обработали) эти сведения.

Сведения причисляют к ряду государственной и служебной тайны те государственные органы, должностные лица которых наделены полномочиями причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны.

С целью осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, в порядке, установленном правительством РА, разрабатывается перечень сведений, причисляемых к ряду государственной и служебной тайны, в котором указываются также государственные органы, наделенные полномочиями распоряжаться каждым из этих требований.

Перечень сведений, причисляемых к ряду государственной тайны РА, утверждается президентом РА, пересматривается в случае необходимости и подлежит публикации.

Те государственные органы, руководители которых наделены полномочиями причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны, разрабатывают расширенные ведомственные перечни сведений, подлежащих засекречиванию, в которые включаются

а) те сведения, относящиеся к ряду государственной тайны, полномочиями распоряжаться которыми они наделены

б) сведения, относящиеся к ряду служебной тайны

В ведомственных перечнях отмечается также степень секретности каждого включенного сведения. Эти перечни и внесенные в них изменения и дополнения утверждаются соответствующими руководителями государственных органов. Ведомственные перечни засекречиваются и не подлежат публикации.

 

Статья 13. Засекречивание сведений

Засекречивание сведений выражается в виде определения степени секретности каждого отдельного сведения и придания грифа секретности соответствующему носителю информации в порядке, установленном правительством РА.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (обработанных) государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями является соответствие этих сведений перечню подлежащих засекречиванию сведений, действующих в данных органах, предприятиях, учреждениях и организациях.

В случае невозможности отождествления полученных (обработанных) сведений со сведениями, включенными в действующие перечни, должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительную секретность этих сведений в соответствии со степенью их предполагаемой секретности и в 15-дневный срок выслать предложения по адресу должностного лица, утверждающего данный перечень, по поводу внесения дополнения (изменения) в перечень.

Должностные лица, утверждающие действующий перечень, обязаны в двухмесячный срок организовать экспертную оценку полученных сведений, или сведений, полученных (обработанных) и ранее засекреченных ими и принять решение о внесении дополнения (изменения) в действующем перечне или о снятии со сведений ранее приданных им грифом секретности. На засекреченных сведениях и сопутствующих им документах делаются необходимые и могут делаться дополнительные пометки, виды и порядок которых утверждает правительство РА.

 

Статья 14. Ограничение права собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РА на информацию

Должностные лица, наделенные полномочиями причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны, имеют право принять решение о засекречивании информации, являющейся собственностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, если информация содержит сведения, относящиеся к ряду государственной или служебной тайны. Засекречивание вышеназванной информации осуществляется по представлению собственника информации или по инициативе соответствующего государственного органа с компенсацией ущерба, нанесенного в

результате этого собственнику. Компенсация осуществляется из средств бюджета, ее размер определятся договором, заключенным между собственником информации и тем государственным органом, в распоряжение которого переходит эта информация. Договором предусматривается также обязанность собственника информации о неразглашении информации.

В случае отказа подписать соглашение, собственник информации письменно предупреждается об ответственности, предусмотренной законодательством, за разглашение сведений, составляющих государственную и служебную тайну.

Собственник информации имеет право в судебном порядке опротестовать действия должностного лица.

С момента засекречивания информации, собственником включенных в нее сведений является государство.

 

^ Глава IV.

Сроки сохранения сведений, составляющих государственную и

служебную тайну и их рассекречивание

 

Статья 15. Сроки сохранения сведений, составляющих государственную и служебную тайну

Сведения, составляющие государственную и служебную тайну, с момента засекречивания сохраняются

а) сведения, имеющие степень секретности "Особой важности" и "Совершенно секретно" сохраняются до 30 лет. Исходя из необходимости, правительство РА может установить сроки, превышающие отмеченный срок.

б) сведения, имеющие степень секретности "Секретно" - до 10 лет

Те государственные органы, руководители которых наделены полномочиями причисления сведений к ряду государственной и служебной тайны, обязаны не позднее, чем раз в пять лет пересматривать действующие в государственных органах перечни, подлежащие засекречиванию, для выяснения обоснованности включенных в них сведений и соответствия приданных им степеней секретности. Руководители вышеназванных органов, исходя из интересов обеспечения безопасности, компетентны (имеют право) увеличить установленные ранее сроки сохранения засекреченных сведений, но не более, чем сроком на пять лет.

 

Статья 16. Рассекречивание информации.

Основами рассекречивания сведений является

а) взятые РА международные обязательства по открытому обмену сведений, составляющих государственную и служебную тайну

б) изменение объективных обстоятельств, в результате которого дальнейшее сохранение и защита сведений, составляющих государственную и служебную тайну, становится нецелесообразным

По истечении срока хранения (сохранения), предусмотренного данным законом, сведения, составляющие государственную и служебную тайну, согласно установленному порядку рассекречиваются и считаются открытыми для ознакомления или уничтожаются.

Срок, установленный для сохранения засекреченных сведений, может быть сокращен и сведения рассекречены раньше времени по решению правительства РА.

Сведения, составляющие государственную или служебную тайну, рассекречиваются распоряжающимися ими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, руководители которых непосредственно организуют и возглавляют работы по рассекречиванию.

После рассекречивания, сведения, составляющие государственную и служебную тайну, в трехмесячный срок подлежат сдаче для сохранения в государственных архив РА.

Порядок передачи в государственный архив или уничтожения рассекреченных сведений с истекшим сроком хранения, составляющих государственную и служебную тайну, устанавливается

правительством РА.

 

Глава V.

Распоряжение сведениями, составляющими государственную и

служебную тайну и их использование

В ходе работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную и служебную тайну, в случае необходимости вышеназванные сведения могут быть переданы государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями другим заинтересованным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам с разрешения того государственного органа, в распоряжении которого, в соответствии со статьей 12 данного закона, находятся эти сведения.

До передачи сведений, составляющих государственную и служебную тайну, государственные органы, предприятия, учреждения и организации обязаны убедиться в том, что принимающие их государственные органы, предприятия, учреждения и организации в порядке, установленном правительством РА, имеют соответствующее право проведения работ по использованию сведений соответствующей степени секретности, а физические лица - быть в курсе этих сведений.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, распоряжающиеся сведениями, составляющими государственную и служебную тайну, в случае изменение своих функций, вида собственности, прекращения или устранения работ по использованию сведений, составляющих государственную и служебную тайну, обязаны принять меры, направленные на обеспечение защиты вышеназванных сведений. Такие сведения уничтожаются, сдаются в архив на сохранение или передаются

а) юридическому преемнику государственного органа, предприятия, учреждения или организации, распоряжающейся сведениями, составляющими государственную тайну, если последний имеет полномочия проведения работ по использованию вышеназванных сведений

б) тому государственному органу, в распоряжении которого, согласно статье 12 данного закона, находятся сведения, соответствующие вышеназванным

в) другому государственному органу, предприятию, учреждению или организации по решению правительства РА

Сведения, составляющие государственную тайну, при наличии международных договоров, по решению правительства РА могут быть переданы другим государствам. Вышеназванное решение может быть принято в случае наличия положительного экспертного заключения о целесообразности передачи сведения, составляющего государственную тайну.

Сведения, составляющие служебную тайну, передаются этим государствам при наличии соответствующих договоров о самостоятельной передаче государственными органами секретных сведений.

 

Статья 18. Проведение совместных работ

При необходимости проведения совместных работ по использованию сведений, составляющих государственную и служебную тайну, между заказчиком этих работ - государственным органом, предприятием, учреждением или организацией и вовлекающимся в совместную работу государственным или негосударственным предприятием, учреждением или организацией, а также физическим лицом, заключается договор о проведении совместных работ.

Договором, наряду с другими необходимыми условиями, предусматриваются взаимные обязанности сторон по обеспечению сохранения сведений, составляющих государственную и служебной тайны (как в процессе проведения работ, так и после их окончания), основы досрочного прекращения действия договора, а также определяются условия финансирования работ по охране

передаваемых сведений.

Согласно положениям заключенного сторонами договора, в процессе проведения совместных работ ответственным за организацию контроля над защитой государственной и служебной тайны является заказчик этих работ.

 

Статья 19. Организация защиты государственной и служебной тайны

Обеспечение защиты государственной и служебной тайны в рамках своих полномочий и в соответствии с задачами, поставленными перед ними, осуществляют государственные органы, предприятия, учреждения и организации, распоряжающиеся сведениями, составляющими такую тайну, поводящими работу по их использованию.

В государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну возлагается на их руководителей. Руководителями государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в зависимости от объема работ по использованию сведений, составляющих государственную и служебную тайну, создаются структурные подразделения по защите государственной и служебной тайны, функции которых определяют вышеназванные руководители в соответствии с нормативными актами правительства РА, с учетом особенностей проводимых ими работ.

Осуществление любой деятельности с использованием сведений, составляющих государственную и служебную тайну, допускается только после обеспечения необходимых мер по их защите.

 

Статья 20. Осведомленность в государственной и служебной тайне

Осведомленными в государственной и служебной тайне могут быть

а) граждане РА на добровольной основе

б) иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, согласно порядку, установленному правительством РА.

Для осведомленности в государственной и служебной тайне граждане обязаны иметь на это право, которое предоставляется уполномоченными органами с письменного согласия граждан, путем заключения ими рабочих договоров с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, проводящими по отношению к ним проверочные мероприятий и на основе положительных результатов этих мероприятий.

Проверочные мероприятия по отношению к гражданам, целью проведения которых является выявление оснований, предусмотренных статьей 21 данного закона, осуществляются согласно порядку, определенному законодательством РА.

В рабочем договоре, заключаемом с соответствующим гражданином, предусматриваются

а) обязанности гражданина перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную и служебную тайну

б) условия применения временных ограничений прав гражданина, а также предоставления ему определенных льгот в соответствии со статьей 23 данного закона

в) осведомленность гражданина с законодательными нормами РА о государственной и служебной тайне

г) права и обязанности сторон

д) основания для преждевременного прекращения действия договора

е) срок действия договора

В рабочем договоре могут быть предусмотрены также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми. В соответствии с тремя степенями секретности сведений, составляющих государственную и служебную тайну, определятся и три вида придания права на осведомленность в государственной и служебной тайне

а) сведения особой важности

б) совершенно секретные сведения

в) секретные сведения

Наличие права на осведомленность в сведениях наиболее высокой степени секретности является основанием для права на осведомленность в сведениях, имеющих более низкую степень секретности.

Порядок придания гражданам, а также должностным лицам, права на осведомленность в государственной и служебной тайне, определяется правительством РА.

 

Статья 20. Основы отказа на осведомленность в государственной и служебной тайне

Гражданину не предоставляется право на осведомленность в государственной и служебной тайне, если

а) согласно порядку, установленному законодательством, он признается недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом

б) согласно порядку, установленному законодательством, он имеет судимость за предумышленно совершенные тяжкие преступления или за совершение такого преступления против него возбуждено судебное преследование

в) согласно перечню, утвержденному правительством РА, он страдает таким заболеванием, наличие которого препятствует выполнению работ с использованием сведений, представляющих государственную и служебную тайну.

д) оформляет документы для выезда в другую страну на постоянное проживание

е) в результате проверочных мероприятий выяснилось, что он совершил действия, угрожающие безопасности РА

ж) избегает проверочных мероприятий или представил очевидно ложные сведения

 

Статья 22. Основы приостановления права на осведомленность в государственной и служебной тайне

Право гражданина на осведомленность в государственной и служебной тайне может быть приостановлено, если

а) согласно порядку, предусмотренному законодательством, объявлен недействительным заключенный с ним договор

б) появилось какое-либо из оснований, предусмотренное статьей 21 данного закона

Приостановление права на осведомленность в государственной и служебной тайне не освобождает гражданина от взятых обязательств по неразглашению сведений, представляющих государственную и служебную тайну.

В случае несогласия с решением руководителя соответствующего государственного органа, предприятия, учреждения или организации о приостановлении права об осведомленности в государственной и служебной тайне, гражданин имеет право опротестовать это решение в порядке, установленном законодательством РА.

 

Статья 23. Временное ограничение прав

В соответствии со статьей 20 данного закона, права граждан, имеющих или имевших ранее право на осведомленность в государственной и служебной тайне, могут быть временно ограничены.

Ограничения могут относится

а) к праву на распространение сведений, составляющих государственную и служебную тайну

б) к праву ни использование открытий и произведений, составляющих государственную и служебную тайну

Ограничения, предусмотренные данной статьей, применяются с момента придачи гражданам права на осведомленность в государственной и служебной тайне, действуют в течение всего времени выполнения работ по использованию сведений, составляющих государственную и служебную тайну, вплоть до момента рассекречивания отмеченных сведений в соответствии с данным законом.

 

Статья 24. Ознакомление со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну.

С целью обеспечения защиты государственной и служебной тайны устанавливается межведомственный и ведомственный контроль.

Межведомственный контроль обеспечения защиты государственной и служебной тайны в республиканских исполнительных органах и органах территориального управления, предприятиях, учреждениях и организациях в соответствии с данным законом, осуществляет государственный орган, управляющий сферой национальной безопасности РА, согласно порядку, установленному правительством РА.

Ведомственный контроль обеспечения защиты государственной и служебной тайны в соответствии с данным законом осуществляют наделенные полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную и служебную тайну, республиканские исполнительные органы в порядке, установленном правительством. Вышеназванные органы обязаны контролировать действенность защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну, во всех подчиненных им предприятиях, учреждениях и организациях, выполняющих работы по использованию этих сведений.

В аппаратах президента, Национального Собрания и правительства, Конституционном суде, судебных органах и органах прокуратуры РА контроль по обеспечению защиты государственной и служебной тайны организуют президент РА, председатель НС, председатель Конституционного суда и руководители соответствующих органов.

 

Статья 26. Финансирование мероприятий, направленных на защиту государственной и служебной тайны

Финансирование мероприятий, направленных на защиту государственной и служебной тайны осуществляют государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и организации, структурные подразделения защиты государственной и служебной тайны, за счет бюджетных средств, а негосударственные субъекты, выполняющие работы с использованием сведений, составляющих государственную и служебную тайну, за счет своих средств.

Контроль за расходом финансовых средств, выделяемых для проведения мероприятий, направленных на защиту государственной и служебной тайны, в рамках своих полномочий осуществляют руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от вида собственности), а также специально уполномоченные с этой целью представители контрольной палаты НС РА и государственного органа РА, управляющего областью

финансов. Если осуществление контроля связано с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну, то отмеченные лица должны обладать правом на осведомленность со сведениями соответствующей степени секретности.

 

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о государственной и служебной тайне

Лица, виновные в нарушении законодательства РА о государственной и служебной тайне, согласно действующему законодательству, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность.

 

Глава VII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 28. Вступление закона в силу

Данный закон вступает в силу с момента опубликования.

(Перевод с армянского)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон республики армения
Настоящий Закон определяет основные правовые, экономические и организационные положения использования воздушного пространства Республики...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconСобранием Республики Армения 30 апреля 1996 года, подписан Президентом...
Настоящий Закон определяет правовые основы создания и распространения рекламы на территории Республики Армения и имеет целью

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон республики армения
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Республике Армения и регулирует отношения,...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconО массовой информации
Конституцией Республики Армения, международными договорами Республики Армения, Гражданским кодексом Республики Армения, настоящем...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон Армении «О языке»
Настоящим Законом устанавливаются основные положения политики в области языка Республики Армения, регулируются статус языка, языковые...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconПлан основные законы. Законодательство РФ в области криптографической...
О государственной тайне с изменениями и дополнениями, внесенными после его принятия, регулирует отношения, возникающие в связи с...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон Республики Армения
Правительство Республики Армении разрабатывает и осуществляет государственную программу контроля над табаком, нацеленную на наблюдение...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон республики армения
Общие положения глава Гражданское законодательство и иные правовые акты

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон Армении «О военном положении»
Республики Армения, а также обязанности предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), граждан и должностных...

Закон республики армения \"О государственной и служебной тайне\" iconЗакон Армении «О лицензировании»
Республики Армения единой политики в области экономической деятельности и установление единого перечня видов деятельности, подлежащих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<