Скачать 58.5 Kb.
|
Тема урока: Буквы е, и в префиксах пре-, при-. Цели урока: Обучающая: проверка умения производить морфемный разбор; обучать орфограмме «Буквы е, и в префиксах пре-, при-»; отработать навык правописания префиксов; совершенствовать умение пользоваться орфографическим словарем. Развивающая: развивать умение учащихся находить в словах изученную орфограмму; развивать умение различать оттенки значения слова. Воспитывающая: прививать познавательный интерес к лингвистике; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову; совершенствование навыков этичного межличностного общения. Оборудование: учебник, обучающие таблицы, орфографический словарь; поговорка «Всякому овощу своё время» (на доске); слова для этапа урока «На закуску» (на доске). ^ І. Организационный момент 2. Лингвистическая минутка «Учимся с Машенькой». (Запишите поговорку, объясните, как вы её понимаете, подчеркните орфограммы; вспомните украинские поговорки с таким же смыслом). Всякому овощу своё время. (Свій час на кожну справу. Прийшло літо - не ходи в луг по калину). II. Проверка домашнего задания 1. Выборочная проверка упражнения 176 (у доски) Морфемный разбор выделенных слов: школьники, учебники, обложками, закладки. 2. Проверка индивидуального задания - выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы (упр. 185) Объяснение правописаний выделенных слов (упр. 186) ^ - Расскажите о морфемах русского языка. - Приведите примеры слов со словообразовательными суффиксами. Игра «Сорняки» (помоги Маше найди «лишнее» слово, объясните выбор).
- Назовите слова, в которых не одна, а несколько орфограмм. IV. Мотивация учебной деятельности Шутка – минутка. Учитель читает шуточное стихотворение (демонстрация рисунков) Пре - Мама Пере-, папа Очень, Дочка Пре- помочь им хочет, Коль недуг одолевает- Дочка вмиг их заменяет. Пре - приставка утром рано По секрету рассказала: Слово очень мне родня, Пере - вот моя семья. IV. Изучение нового материала 1. Постановка целей и задач урока. 2. Объяснение нового материала. Работа с опорными таблицами «Значение префикса при-», «Значение префикса пре-». 1) Ученики определяют общее значение слов с префиксом при-,
2) Ученики определяют общее значение слов с префиксом пре-, заполняют таблицу. Значения префикса пре-
3. Работа с учебником. Выявление восприятия. Устно объяснить значение приставок в упр. 191. Учащиеся знакомятся с материалом учебника (с.96, теория А). Ученики, имеющие высокий уровень знаний готовятся, используя таблицу и схему, объяснять одноклассникам новый материал. Учитель в случае необходимости помогает им. 4. Творческий диктант. Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами именами прилагательными с префиксом при-. Образец. ^ Край около моря - ... . Участок при школе - ... . Тростник у берега - ... . Трава у дороги - ... . Киоск у вокзала - .... 5. Перевод с украинского языка на русский. Упражнение 195. Прилетіти, прегарний, прибити, приставити, предобрий, приховати, прегіркий, приміський. 6. Трудные случаи написания префикса пре- и при-. Разграничение по лексическому значению. Прослушать текст. Выписать пару словосочетаний с ПРЕ-, ПРИ-, объяснить их значение. ^ Костя ждал Лену, сидя на скамейке. Он был не один. Рядом сидело слово ТВОРИТЬ и о чем-то сосредоточенно думало. К нему подошла приставка ПРИ - и, вежливо извинившись, попросила разрешения сесть рядом. ПРИ- и ТВОРИТЬ быстро нашли общий язык. Они мило о чем-то разговаривали, когда к ним вразвалочку приблизилась ПРЕ-. - Чем занимаетесь? - поинтересовалась ПРЕ-. - Да вот,- смущенно проговорило ТВОРИТЬ, - решили соединить свои судьбы. - Что?- возмущенно воскликнула ПРЕ-. - Вот с этой? - и она указала пальцем на ПРИ-. - О, я знаю коварную приставку. Она хитро приблизится, присоединится или будет обозначать только неполное действие. Она не может принести счастье! - Извините,- сказала робкая ПРИ-, - но я, как некоторые, не уподобляюсь другим приставкам. Да, я обозначаю приближение, присоединение, близость и неполноту действия, но этим горжусь. А вы лишь похожи по значению на слово ОЧЕНЬ и приставку ПЕРЕ-; своего собственного лица вы не имеете. Наверное, поэтому вы находитесь в таких непривлекательных словах: ПРЕГРАДА, ПРЕСТУПНИК, ПРЕДАТЕЛЬ. - Перестаньте ссориться,- спокойно сказало слово ТВОРИТЬ, - обещаю, что никто не будет обижен. Я согласно соединиться с ПРИ - и буду при этом обозначать неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ дверь. Но я готово соединиться и с ПРЕ-, отдаленно напоминающую ПЕРЕ-, и буду обозначать совершенное действие: ПРЕТВОРИТЬ мечту в жизнь. ^ - Легко ли определить значение префиксов в этих словах и выбрать правильное написание? Вывод: правописание таких слов, в которых значение префикса трудно определить, нужно запомнить. В случае затруднения при написании следует обращаться к орфографическому словарю. 7. Работа с материалом учебника с.97, теория Б. Внимание! Запомните пары слов, в которых написание Е - И зависит от лексического значения: пребывать (в плохом настроении) - прибывать (на вокзал); предать (кого-то) - придать (форму изделию); претворить (мечту в жизнь) - притворить (дверь); преклонить (колени перед кем-то) - приклонить (ветку к земле). 8. Тренировочное упражнение. Упр. 196. Сравните значения паронимов. Составьте предложения. ^ Задание на развитие орфографической зоркости. Игра «Наведи порядок» - Слова ярким весенним днем гуляли по лесу. Погода была замечательная. Время шло. Увлеченные, они не заметили, как стемнело. Пора было собираться домой. Одни - с буквой И- шли в свою деревню, другие - с буквой Е - в свою... Наступило утро. О, ужас! Оказывается, некоторые слова заблудились и попали не в свою деревню, перепутав ночью, куда шли. Найдите заблудившиеся слова и верните их к товарищам (слова на экране), надпишите буквы над столбиками. Пре- При- Президент приусадебный ^ Причудливый пр..школьный Пренебречь неприкосновенный Приделать премьера Предатель присутствие VІ. Подведение итогов урока Оценки за урок VІI. Домашнее задание Повторить теоретический материал занятия 19, упр. 197, подготовить иллюстрации к прослушанной сказке. VIІІ. РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» Я понял, что… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить… |
![]() | Тема урока: Буквы ы, и после префиксов. Работа над развитием и культурой речи «По одежке встречают» | ![]() | Цель: узнаешь: русский алфавит, название букв, их звуковое значение, отличие русского алфавита от украинского, определение звука... |
![]() | Отработать навыки выбора буквы при написании корней с чередованием. Задачи урока | ![]() | Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика.... |
![]() | Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика.... | ![]() | Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика.... |
![]() | Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика.... | ![]() | Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика.... |
![]() | Тема урока. Насыщенные одноатомные спирты, состав молекулы, электронная и структурная формулы. Понятие про функциональную группу | ![]() | Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство... |