Тема урока: Буквы




НазваниеТема урока: Буквы
Дата публикации19.06.2014
Размер58.5 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Право > Урок
Тема урока: Буквы е, и в префиксах пре-, при-.

Цели урока:

Обучающая: проверка умения производить морфемный разбор; обучать орфограмме «Буквы е, и в префиксах пре-, при-»; отработать навык правописания префиксов; совершенствовать умение пользоваться орфографическим словарем.

Развивающая: развивать умение учащихся находить в словах изученную орфограмму; развивать умение различать оттенки значения слова.

Воспитывающая: прививать познавательный интерес к лингвистике; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование: учебник, обучающие таблицы, орфографический словарь; поговорка «Всякому овощу своё время» (на доске); слова для этапа урока «На закуску» (на доске).
^ ХОД УРОКА

І. Организационный момент

2. Лингвистическая минутка «Учимся с Машенькой».

(Запишите поговорку, объясните, как вы её понимаете, подчеркните орфограммы; вспомните украинские поговорки с таким же смыслом).

Всякому овощу своё время.

(Свій час на кожну справу. Прийшло літо - не ходи в луг по калину).

II. Проверка домашнего задания

1. Выборочная проверка упражнения 176 (у доски)

Морфемный разбор выделенных слов: школьники, учебники, обложками, закладки.

2. Проверка индивидуального задания - выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы (упр. 185)

Объяснение правописаний выделенных слов (упр. 186)

^ III. Актуализация опорных знаний

- Расскажите о морфемах русского языка.

- Приведите примеры слов со словообразовательными суффиксами.

Игра «Сорняки» (помоги Маше найди «лишнее» слово, объясните выбор).

  1. Зайти; бежать; расчистить; иссушить.

  2. Домик; считал; разжигать; красненький.

  3. Здание; здравица; здесь; сбор.

- Назовите слова, в которых не одна, а несколько орфограмм.

IV. Мотивация учебной деятельности

Шутка – минутка.

Учитель читает шуточное стихотворение (демонстрация рисунков)

Пре -

Мама Пере-, папа Очень,

Дочка Пре- помочь им хочет,

Коль недуг одолевает-

Дочка вмиг их заменяет.

Пре - приставка утром рано

По секрету рассказала:

Слово очень мне родня,

Пере - вот моя семья.

IV. Изучение нового материала

1. Постановка целей и задач урока.

2. Объяснение нового материала.

Работа с опорными таблицами «Значение префикса при-», «Значение префикса пре-».

1) Ученики определяют общее значение слов с префиксом при-,

Присоединение

Приближение

Близость

(около чего-нибудь)

Неполное

действие

придвинуть

приехать

пришкольный

присесть

пришить

примчаться

приморский

Прилечь

приклеить

прилететь

привокзальный

приоткрыть

прибить

прибежать

Прибрежный

притворить


2) Ученики определяют общее значение слов с префиксом пре-, заполняют таблицу.

Значения префикса пре-

Близость

по значению к слову очень

Близость

по значению к префиксу пере

предобрый (очень добрый)

преградить (перегородить)

прекрасный (очень красивый)

преследовать (пересл1дувати)

3. Работа с учебником.

Выявление восприятия.

Устно объяснить значение приставок в упр. 191.

Учащиеся знакомятся с материалом учебника (с.96, теория А). Ученики, имеющие высокий уровень знаний готовятся, используя таблицу и схему, объяснять одноклассникам новый материал. Учитель в случае необходимости помогает им.

4. Творческий диктант.

Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами именами прилагательными с префиксом при-.

Образец. ^ Постройка при усадьбе - приусадебная постройка.

Край около моря - ... . Участок при школе - ... . Тростник у берега - ... . Трава у дороги - ... . Киоск у вокзала - ....

5. Перевод с украинского языка на русский.

Упражнение 195.

Прилетіти, прегарний, прибити, приставити, предобрий, приховати, прегіркий, приміський.

6. Трудные случаи написания префикса пре- и при-.

Разграничение по лексическому значению.

Прослушать текст. Выписать пару словосочетаний с ПРЕ-, ПРИ-, объяснить их значение.

^ ИЗ Приключений ОШИБКИНА…

Костя ждал Лену, сидя на скамейке. Он был не один. Рядом сидело слово ТВОРИТЬ и о чем-то сосредоточенно думало. К нему подошла приставка ПРИ - и, вежливо извинившись, попросила разрешения сесть рядом. ПРИ- и ТВОРИТЬ быстро нашли общий язык. Они мило о чем-то разговаривали, когда к ним вразвалочку приблизилась ПРЕ-.

- Чем занимаетесь? - поинтересовалась ПРЕ-.

- Да вот,- смущенно проговорило ТВОРИТЬ, - решили соединить свои судьбы.

- Что?- возмущенно воскликнула ПРЕ-.

- Вот с этой? - и она указала пальцем на ПРИ-. - О, я знаю коварную приставку. Она хитро приблизится, присоединится или будет обозначать только неполное действие. Она не может принести счастье!

- Извините,- сказала робкая ПРИ-, - но я, как некоторые, не уподобляюсь другим приставкам. Да, я обозначаю приближение, присоединение, близость и неполноту действия, но этим горжусь. А вы лишь похожи по значению на слово ОЧЕНЬ и приставку ПЕРЕ-; своего собственного лица вы не имеете. Наверное, поэтому вы находитесь в таких непривлекательных словах: ПРЕГРАДА, ПРЕСТУПНИК, ПРЕДАТЕЛЬ.

- Перестаньте ссориться,- спокойно сказало слово ТВОРИТЬ, - обещаю, что никто не будет обижен. Я согласно соединиться с ПРИ - и буду при этом обозначать неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ дверь. Но я готово соединиться и с ПРЕ-, отдаленно напоминающую ПЕРЕ-, и буду обозначать совершенное действие: ПРЕТВОРИТЬ мечту в жизнь.

^ ПРЕ- гордо подошла и села рядом; ПРИ-, правда, уже не унывала. И они продолжили разговор втроем.

- Легко ли определить значение префиксов в этих словах и выбрать правильное написание?

Вывод: правописание таких слов, в которых значение префикса трудно определить, нужно запомнить. В случае затруднения при написании следует обращаться к орфографическому словарю.

7. Работа с материалом учебника с.97, теория Б.

Внимание! Запомните пары слов, в которых написание Е - И зависит от лексического значения:

пребывать (в плохом настроении) - прибывать (на вокзал);

предать (кого-то) - придать (форму изделию);

претворить (мечту в жизнь) - притворить (дверь);

преклонить (колени перед кем-то) - приклонить (ветку к земле).

8. Тренировочное упражнение. Упр. 196.

Сравните значения паронимов. Составьте предложения.

^ V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Задание на развитие орфографической зоркости.

Игра «Наведи порядок»

- Слова ярким весенним днем гуляли по лесу. Погода была замечательная. Время шло. Увлеченные, они не заметили, как стемнело. Пора было собираться домой. Одни - с буквой И- шли в свою деревню, другие - с буквой Е - в свою... Наступило утро. О, ужас! Оказывается, некоторые слова заблудились и попали не в свою деревню, перепутав ночью, куда шли. Найдите заблудившиеся слова и верните их к товарищам (слова на экране), надпишите буквы над столбиками.

Пре- При-

Президент приусадебный

^ Преступник пр..открыть

Причудливый пр..школьный

Пренебречь неприкосновенный

Приделать премьера

Предатель присутствие

VІ. Подведение итогов урока

Оценки за урок

VІI. Домашнее задание

Повторить теоретический материал занятия 19, упр. 197, подготовить иллюстрации к прослушанной сказке.

VIІІ. РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ»

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Буквы iconТема урока: Буквы
Тема урока: Буквы ы, и после префиксов. Работа над развитием и культурой речи «По одежке встречают»

Тема урока: Буквы iconТема урока. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов
Цель: узнаешь: русский алфавит, название букв, их звуковое значение, отличие русского алфавита от украинского, определение звука...

Тема урока: Буквы iconУрок 17 (6) Тема: Правописание корней -гар- (-гор -), -зар-, (зор-)
Отработать навыки выбора буквы при написании корней с чередованием. Задачи урока

Тема урока: Буквы iconУрока Тема занятия Всего
Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика....

Тема урока: Буквы iconУрока Тема занятия Всего
Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика....

Тема урока: Буквы iconУрока Тема занятия Всего
Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика....

Тема урока: Буквы iconУрока Тема занятия Всего
Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика....

Тема урока: Буквы iconУрока Тема занятия Всего
Твёрдые согласные звуки [м], [п], [т], [д]. Буквы, которые их обозначают. Слог и ударение. Дифференциация «звук-буква». Русская графика....

Тема урока: Буквы iconУрок тема урока
Тема урока. Насыщенные одноатомные спирты, состав молекулы, электронная и структурная формулы. Понятие про функциональную группу

Тема урока: Буквы iconКонспект урока тема урока
Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<