Скачать 0.95 Mb.
|
Московская Духовная АкадемияКурсовое сочинениепо предмету Православная педагогика на тему: «Институт классного руководства в Православной гимназии» студента II курса Московской Духовной Академии Шурыгина Артемия. г. Сергиев Посад 2003 г. План:
5.1. Циклограмма работы классного руководителя.
5.3. Характеристика класса.
6.1.1. Работа классного руководителя с учителями-предметниками в своем классе. 6.1.2. Памятка классному руководителю по работе с дневниками.
Психологический портрет старшеклассников.
Православная гимназия - сравнительно новый вид организации образовательного учреждения. До сих пор не разработано типовое положение о православной гимназии. Но тем не менее средние общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви уже существуют, ищут и находят пути своего развития. На данный момент православные гимназии, хотя и ставят перед собой схожие учебно-воспитательные задачи, далеко не похожи друг на друга в силу самых разных причин. Но все же в большинстве своем православные гимназии сталкиваются с общими проблемами и остро нуждаются в методической помощи. Очевидна необходимость четкого формулирования основных принципов учебно-воспитательной работы, а также разработка форм и методов воплощения этих принципов в жизнь. Классный руководитель, пожалуй, ключевая фигура в системе учебно-воспитательной работы в любой школе. Какие же обязанности возлагает на него православная гимназия ? Что ценного можно почерпнуть из опыта советской и российской школы ? Какие принципы являются основополагающими в работе классного руководителя и каковы основные формы и методы их реализации ? Попыткой ответить на эти и другие вопросы является данная работа, в которой автор опирается на педагогический опыт работы в Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в городе Сергиев Посад (Московская область, город Сергиев Посад, Скобяной посёлок, улица Клубная, 26а.). Несмотря на то, что процесс создания православной гимназии - это процесс создания совершенно новой системы школьного воспитания, аналогий с которой нет в истории педагогики, необходимо учитывать, что любая современная школа имеет под собой фундамент опыта предыдущих поколений. Связать достижения светской педагогической культуры с богатейшим наследием православной педагогики, воспользоваться опытом предыдущих поколений, взяв все только самое необходимое и полезное, – стратегическая задача православной гимназии. Сегодня для открытого развития православной гимназии необходимо заниматься тяжелейшей работой - наполнять светскую форму организации образования христианским содержанием, выражать на светском педагогическом языке основные принципы, задачи, формы и методы православного воспитания и образования. «Мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно отряхнули ее прах с наших ног и совершенно не заметили тот положительный колоссальный и учебно-методический, и административный, и даже воспитательный опыт, которым она обладала. Нам казалось (и многим так продолжает казаться): мы все православные - у нас все будет хорошо - мы победим. Но реальность оказалась несколько другой. Прежде всего - дисциплина. По прошествии некоторого времени оказалось, что наши православные дети совершенно не умеют себя вести. Более того, когда с нашими друзьями оказываешься в музее, на экскурсии, в общественном месте, ведут они себя не просто плохо, а так, что выделяются своим диким поведением по сравнению с детьми не православными. То же и на уроках - стало возможно то, что в обычной государственной школе было совершенно недопустимо. Дети не обращают внимания на педагога, не здороваются со старшими, ходят по классу во время урока и т. д. Учителя, которые в школе не работали, не в состоянии наладить дисциплину во время урока. Тем более что все учителя страшно боялись таких непопулярных "советских методов" как "2", запись в дневник, вызов родителей и т.д.»1 В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как классному руководителю принадлежит одна из ведущих ролей в формировании и становлении личности ребенка, раскрытия его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствование педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования. Каким оно видится в современной школе на сегодняшний момент ? ^ Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит, прежде всего, как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в полезном общественном труде, в важнейших общегимназических мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель - член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора гимназии и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками гимназии. Он поддерживает тесную связь с семьей. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьей. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию. Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, любовь к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы классного руководителя во многом и от умения у него ряда прикладных, творческих умений: умение петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, выразительно читать. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь учащихся, управлять их развитием. Его почетное дело - непосредственное воспитание детей и молодежи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения. Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других - умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении. Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства. Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после окончания школы не порывают связи со своими любимыми классными руководителями. Такое понимание деятельности классного руководителя в современной школе с некоторыми поправками и расстановкой акцентов вполне может быть усвоено в работе классного руководителя в православной гимназии. ^ «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч.22,6) Работа классного руководителя в православной гимназии строится на принципах православного воспитания. Православная гимназия является духовно-воспитательным учебным учреждением. Как следует из её названия и устава, она является учреждением конфессиональным, относящимся к Русской Православной Церкви, и этот факт определяет специфику деятельности гимназии в целом и воспитательной работы в частности в сравнении с общеобразовательными и прочими учебными заведениями. Главное отличие можно сформулировать так: в православной гимназии важно не только и не столько дать детям определенную сумму знаний, сколько воспитать их в Православии, научить благочестию и церковности. Вместе с тем в учебно-воспитательной работе должна во всем осознаваться разумная мера. Что следует понимать под православным воспитанием. Определений много, но суть одна. ^ «Воспитание из всех святых дел – самое святое», - говорил святитель Феофан Затворник. Он же определил цель воспитания, которая заключается в том, «чтобы человек, пришедши в сознание, сознал себя не только существом разумно-свободным, но вместе лицом, вступившем в обязательство с Господом…и видел в себе преимущественное к сему тяготение». Святитель Фаддей (Успенский), рассуждая о православном воспитании, подразделял его на воспитание ума, сердца и воли. А.С. Хомяков считал, что «воспитание - это передача всех начал, нравственных и умственных, от одного поколения последующему…приготовление его к очередной деятельности в истории народа». ^
Сегодня воспитание молодежи на основе духовного опыта Церкви особенно сложно, поскольку, кроме Церкви, этим мало кто обеспокоен. Более того, традиционные христианские ценности, христианская нравственность в наши дни подвергаются беспрецедентному давлению и осмеянию, изображаются как старомодные, нелепые, чересчур жестокие, подавляющие индивидуальную свободу. Воспитатель должен быть сам в первую очередь носитель христианских добродетелей. Сознавая свое несовершенство перед Господом, он тем не менее обязан раскрывать перед юношеством многообразие и духовную красоту ценностей Православной веры. Познание нравственных религиозных истин является необходимым условием осмысления и восприятия тех или иных поведенческих установок, целевых ориентацией и поступков. Познавая нравственные истины, учась сознательно размышлять о добром и злом, должном и не должном в помыслах и поступках, человек тем самым духовно совершенствуется, приобретает личный опыт великой ценности самой христианской нравственности.2 |
![]() | Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии | ![]() | Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии |
![]() | ![]() | Данная концепция является документом, определяющим фундаментальные основы деятельности Православной гимназии, в ней определены | |
![]() | Я, к сожалению, не слишком хорошо знаком с другими гимназиями, поэтому речь пойдет об опыте нашей школы – православной общеобразовательной... | ![]() | Главное отличие можно сформулировать так: в Православной гимназии важно не столько дать детям определенную сумму знаний, сколько... |
![]() | Главное отличие можно сформулировать так: в Православной гимназии важно не столько дать детям определенную сумму знаний, сколько... | ![]() | |
![]() | На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего... | ![]() | «православная икона» (Электронная библиотека 4) Лучшие иконописные традиции православной Церкви, резьбы по дереву, эмали, книжной... |