Гендерное равенство – залог развитого общества




Скачать 231.63 Kb.
НазваниеГендерное равенство – залог развитого общества
Дата публикации31.03.2013
Размер231.63 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы


Гендерное равенство – залог развитого общества
Равноправное участие женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества и государства является важным условием и гарантией утверждения демократии в Украине и залогом ее европейской интеграции. Формирование и регулирование государственной политики по утверждению гендерного равенства осуществляется в соответствии с международными обязательствами и законодательством Украины.

Действующие механизмы и инструментарии обеспечения гендерного равенства в Украине до сих пор остаются несовершенными. Это не позволяет в значительной степени противодействовать гендерному неравенству, искоренить существующие стереотипы о роли женщин и мужчин в обществе, а также в полном объеме достичь целей государственной политики по созданию условий для реализации равных прав и возможностей женщин и мужчин. Гендерное неравенство вызывает обострение политических, социально-экономических, культурных и других проблем в обществе.

В Декларации тысячелетия, Целях развития тысячелетия и других документах, которые содержат в себе результаты глобальных и локальных исследований и анализ ситуации в мире, а не только в отдельных регионах, делается акцент на том, что существенное и стабильное уменьшение бедности зависит от политического желания противостоять системным нарушением прав женщин и девушек, которые составляют половину населения человечества. Бедность, таким образом, рассматривается на глобальном уровне не просто как социальная или экономическая проблема, но проблема национальной безопасности. В то же время, бедность – это не просто актуальна, но и вопиющая проблема для Украины. Заработная плата женщин почти на треть меньше чем у мужчин, по официальным статистическим данным уровень заработной платы женщин составляет около 73% заработной платы мужчин, безработных женщин значительно больше, чем безработных мужчин. Как следствие – гораздо более низкий уровень пенсий. Помощь по присмотру за детьми, инвалидами, больными намного ниже прожиточного минимума. Женщина работает фактически на 4-6 часов больше чем мужчина, однако работа в домашнем хозяйстве не учитывается как продуктивная.

Поэтому нужно признать, что составляя большую часть населения Украины, женщины больше представлены среди бедных и незащищенных. Разве это не причина необходимости проведения взвешенной гендерной политики в государстве!? И гендерная политика должна быть направлена не на создание и формирование новых льгот, а на формирование условий для преодоления незащищенности и искоренения других форм дискриминации. Она должна рассматриваться на современном этапе в контексте уменьшения и преодоления бедности.

Вместе с тем, очень обострились и проблемы мужчин. Мужская безработица растет быстрыми темпами, чем женская. Продолжительность жизни мужчин на 12 лет меньше. Такие болезни, как туберкулез, алкоголизм, наркомания, и такое явление, как суицид, господствуют преимущественно в мужской среде.

Гендерный анализ украинского общества позволяет выявить так называемые проблемные зоны, требующие активного вмешательства со стороны государства и общества, и являются отправными пунктами процесса формирования гендерной политики. Проблемные зоны гендерного равенства (неравенства) через призму положения в обществе были определены в документах ІV Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995 г.). Для Украины среди них острыми ученые и политики называют сферу занятости, политическую сферу, здравоохранение, проблемы, гендерное насилие, проблемы торговли людьми, положение женщин с особыми потребностями и женщин, воспитывающих детей-инвалидов.
^ Понятие гендера, гендерной политики.

Современное человечество является свидетелем значительных изменений, происходящих в мире. Это изменения в сфере политики и государственного управления, изменения в социальной, культурной и религиозной сфере, а также значительные изменения в экономической жизни общества. Ведь мы живем в эпоху перехода к постиндустриальному обществу, когда на первый план выходит не физический труд, а уровень знаний, информационные технологии. Поэтому становится очевидным, что создатели всех изменений, происходящих – мужчины и женщины – не могут не чувствовать, что меняются сами. Итак, все это обусловило потребность внедрения такой политики, которую можно было бы применять для описания всех преобразований в обществе и государстве, поскольку именно на них как раз влияют личности мужчины и женщины и их отношения. Такой стала гендерная политика. Гендерная политика – это система целенаправленных взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение гендерных проблем и достижения гендерного равенства. Первым таким мероприятием стало принятие Закона об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин, который с 1 января 2006 года вступил в силу. Закон призван достичь равенства полов во всех сферах жизни и запрещает всяческую дискриминацию по половому признаку.

В английском языке для обозначения пола человека используется два слова: «seх» и «gender». Первое означает именно «пол» человека как набор сексуально-биологических характеристик (генетических, анатомических, физиологических). Второе понятие вошло в обиход из психологии и социологии и означает социально-ролевой статус человека (социальные возможности каждого пола в образовании, профессиональной деятельности, доступ к власти, семейные роли и др., Особенности социального поведения, стиля жизни и образа мышления). Если мы говорим «пол» или «биологический пол» – мы имеем в виду физические и физиологические различия мужчины и женщины, если используем термин «гендер» или «социальный пол» – то говорим о психологических, социальных и культурных особенностях между мужчиной и женщиной. Гендер касается не только мужчин и женщин как отдельных индивидов, но и характеризует отношения между ними как социально-демографическим группам и гендерные отношения в целом – то, как реализуются социальные роли женщин и мужчин, девочек и мальчиков, как они социально выстраиваются.

Термин «гендер» ввела в социологию американка Энн Окли: в 1972 году вышла ее книга «Sex, Gender and Society» («Пол, социальный пол и общество»). Гендер как социологическое понятие понадобилось для того, чтобы продемонстрировать разницу между биологическим полом человека (статья как врожденной данностью, неизменной) и статью как набором социально обусловленных особенностей статуса и поведения мужчин и женщин, которые сформированы под влиянием общества и могут быть изменены. Толчок для появления такого термина оказали этнографы, которые, изучая первобытные культуры островных народов, открыли в ХХ ст. племена, где роли мужчин и женщин были абсолютно не похожи на обычные для тогдашней нашей культуры: женщины там были сильными, добывали пищу, принимали общественно важные решения, а мужчины – заботились о детях и престарелых, оберегали домашний очаг. Это дало повод задуматься: а действительно стать определяет жизненную стратегию с момента рождения? Другой фактор, который заставил ученых усомниться в незыблемости пола, – это наличие (хотя и небольшого процента) людей, у которых пол и «самоощущение» не совпадают.
^ В чем состоят и кому относятся гендерные проблемы.

Гендерные проблемы – это прежде всего проблемы социальные, то есть проблемы не только женщин, но и мужчин, проблемы всего общества. Они не сводятся только к взаимоотношениям физиологических полов и распределению ролей в воспроизводстве населения.
^ Сущность гендерной концепции.

Социальные отношения между полами не определяются только их биологическими особенностями. На разных этапах исторического развития и в разных социальных условиях роли женщин и мужчин определялись настолько своеобразно, что объяснить их только физиологическими особенностями невозможно. Другими словами: разрозненность в социальных ролях гораздо шире, чем физиологические различия.

Таким образом: мужские и женские роли в обществе формируются и определяются социально. Поэтому их изменение в сторону более справедливого распределения ресурсов и доходов, прав и обязанностей и т.п. является способом достижения реальной гармонии и обеспечения прав человека. Таким образом: концепция гендера ставит в центр проблемы не женщин, а отношения между полами.

Гендерные отношения пронизывают всю культуру, общественный строй, государственные институты, методы принятия решений и стиль мышления. Они накладывают мощный отпечаток на язык, обычай, искусство, даже на производство.

Процесс гармонизации гендерных отношений видится как составная часть общедемократического процесса. Но нельзя рассчитывать на то, что демократизация сама по себе автоматически приведет к решению гендерных проблем – мировая практика показывает, что для этого нужны отдельные усилия.
^ Гендерные роли.

Каждый играет множество социальных ролей, и одними из таких социальных ролей являются гендерные роли – то есть набор социальных моделей поведения для мужчин и женщин. Уже с рождения каждый человек получает определенный статус в соответствии с полом, то есть общество в зависимости от того, кто родился – девочка/женщина или мальчик/мужчина, ждет от нее/него определенного поведения и предлагает определенный набор прав и обязанностей в общественной и семейной жизни.

Гендерные роли отличаются в сообществах с различной культурой и меняются со временем. Исторически от мужчин и женщин общество ожидало выполнения различных гендерных ролей. Существовал гендерное распределение труда, традиционный для патриарххального общества: женщина-воспитатель ребенка, домохозяйка, сиделка; мужчина-отец-кормилец, защитник, добытчик средств к существованию.

В наше время для женщины стала допустимой работа вне дома, желательно совместимая с домашней работой и внутрисемейными ролями, для мужчины – работника вне дома, лидера и руководителя. Теория гендерного равенства предусматривает предоставление и женщинам, и мужчинам равных возможностей реализовать себя в различных гендерных ролях, потому что только биологические роли, связанные с продолжением рода, закреплены природой исключительно в соответствии с полами.
^ Гендерный разделение труда.

Всю работу социологи условно разделяют на продуктивную и репродуктивную. Производительный труд (оплачиваемый) – поднимает социальный статус человека, оценивается обществом как «работа» в прямом смысле слова.

Репродуктивная работа (неоплачиваемая) – включает в себя рождаемость и воспитание детей, забота о членах семьи, ведению домашнего хозяйства.

Традиционно считается «естественной» для женщины и, как следствие, не замечается и не оплачивается обществом. В бедных обществах большей частью она является трудоемкой, ручной работой, что занимает много времени. Почти всегда репродуктивная работа является обязанностью женщин, что приводит к удваиванию их нагрузки (работа «на работе» + работа дома).

Гендерный анализ продуктивной/репродуктивной роботы дает возможность сделать определенные выводы:

• неоплачиваемый труд является невидимым для экономики и не учитывается в экономических расчетах;

• согласно с отчетами человеческого развития практически во всех странах мира женщины работают больше, чем мужчины (выполняют 2/3 всей работы в мире);

• в индустриальных странах общее рабочее время у мужчин распределено так: 2/3 – на оплачиваемый труд и 1/3 – на неоплачиваемый. Для женщин – наоборот.

Поэтому мужчины получают более весомую часть доходов и признания их экономического вклада в то время, как труд женщин в большинстве случаев репродуктивный, непризнанный и остается неоплачиваемым. По данным ООН, женщины зарабатывают 1/10 часть всего дохода и владеют менее 1/100 всей мировой собственности.

В Украине ситуация не намного отличается от общей. Социологи подсчитали, что украинская женщина в среднем тратит на семейные заботы (приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и т.д.) в 6-8 раз больше времени, чем мужчина. Уборкой квартиры занимается более 80% женщин и лишь 20% мужчин. Особенно разительны различия в бюджете внерабочего времени. Так, приготовление пищи отнимает у женщин 10-12 часов в неделю, у мужчин – 1-1,5 часа, покупка продуктов – соответственно 4 и 0,5 часа, стирка – 4 часа и 15-20 минут и т.д..
^ Гендер и образование.

Профессиональный рост женщины в обществе имеет свои источники, признаки и тенденции. Они являются определяющими во всех сферах жизни и деятельности женщины, а особенно в образовании. Часто источником формирования личности будущей женщины и ее профессионального кредо является семья и школа. Гуманизация образования в современных условиях развития общества, в идеале, предполагает возвращение школы к ребенку, особенно женского пола, уважение его личности, достоинства, доверие к ней, принятие его личностных целей, запросов, интересов. И снова анализ: прекрасные хозяева класса – это девочки, в основном лучшие ученицы также они, лучшие редактора школьных газет, лучшие организаторы коллективных дел, воспитатели своих же одноклассников. Проявления лидера-женщины, будущего профессионала, часто остаются не замеченными, не поддержанными семьей, школой, внешкольным учреждением, кругом друзей. И поэтому на рубеже веков происходит переосмысление как проблем воспитания молодежи в целом, так и воспитания молодого поколения женщин Украины, скажут свое слово в школе и вузе как одаренные дети, а в жизни – как лидеры-профессионалы национальной системы развития государства и государственности.

Известно, что в образовательных организациях среди работников по гендерным показателем преобладают женщины, поэтому важным является аспект женской карьеры. Результаты социально-психологических исследований показывают, что женщины не менее, чем мужчины, заинтересованные в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня, ориентированны на престиж, заработную плату, имеют не меньшее чувство ответственности. Но известен и тот факт, что женской карьере объективно мешает естественная, биологическая роль женщины, которая связана с необходимостью совмещения профессиональных, супружеских и материнских функций.
^ Средства массовой информации и гендер.

СМИ играют важную роль в формировании гендерных стереотипов и гендерных стандартов и утверждению в обществе гендерной культуры. Телевидение продолжает лидировать среди СМИ как по показателям оперативности, скорости донесения информации, так и по массовости аудитории. По данным экспертов, 80% людей, проживающих в украинских регионах, получают информацию об общенациональных событиях или из местной прессы или из новостей общенациональных телеканалов. Именно телеэкран основном формирует представление об окружающем мире и правилах, которые в нем существуют.

Если учесть также количественный показатель – то есть количество появления женщин и мужчин, например, в вечерних блоках информационных выпусков четырех общенациональных каналов – УТ-1, «1 +1», Интер, ICTV, то картина, по данным исследования, проведенного Программой развития ООН в 2005 году, выглядит так: в выпуски теленовостей женщины попадают в 7,5 раз меньше, чем мужчины. При этом новости государственного телеканала УТ-1 почти на 94% представлены именами мужчин, а количество упоминаний женщин в информационных программах этого телеканала вместо этого составляет около 6%, т.е. последние упоминаются в 15,5 раз реже, чем мужчины.

Что касается бизнес-новостей, то женщины в информационных блоках ведущих телепрограмм иногда присутствуют как предприниматели из сферы модельного бизнеса или сферы услуг. Экспертные комментарии по глобальнейшим проблемам, бюджетного процесса, налоговой и финансовой ситуации, валютных курсовых колебаний, ситуации на энергетическом рынке представлены преимущественно мужчинами. С другой стороны, в новостях из социальной сферы, из сферы образования в комментариях и видеоряде доминируют женщины.
^ Власть и гендер.

Участие женщин и возможности их самореализации в общественно-политической жизни является обязательным условием демократического развития любой страны. Однако, до сих пор сложно найти сферу столь пронизанную стереотипами, как политика. Особенно, когда речь идет об участии в ней женщин. Доступ женщин в политику, особенно в большую, в Украине практически закрыт. Возможно, женщинам и не нужно идти в эту «закрытую» область? Однако, ход исторического развития говорит иначе. Более 50% человечества – это женщины, в Украине количество женщин также составляет около 52% всего населения, и было бы неправильным отказаться от потенциала большей части общества. Тем более что в положении и сознании женщин за последние десятилетия произошли значительные изменения: женщины массово работают, квалификация женского труда значительно повысилась, как и качество образования, и труд для женщины превратился из вынужденной необходимости в способ наполнить свою жизнь и повысить ее качество... Что же препятствует женщинам в продвижении во властные структуры, в частности в Украине? Исследователи говорят о таких основных препятствиях на пути женщин во власть:

- экономическое оскудение в целом и экономическая зависимость женщины от мужа;

- неравноправное распределение семейных обязанностей;

- заниженный социальный статус женщины;

- недоверие к женщине как к политику;

- система социальных норм (гендерные стереотипы);

- негативный образ женщины-политика, созданный СМИ;

- отсутствие поддержки со стороны мужчин;

- отсутствие в обществе жесткой гендерной политики и сбалансированного гендерного сознания.

Парламентские выборы 2006 года по пропорциональной системе по партийным спискам показали, что попасть во властные ряды женщине легче не стало. По данным ЦИК, из общего числа кандидатов в депутаты, которые приняли участие в выборах – 2006 (7595 человек) 80,90% составляли мужчины и только 19,10% – женщины. При этом общая тенденция была такой – чем «проходной» была политическая сила, тем менее женщин попадало в ее список, а те, яки попали, располагались следующим образом: 1-2 женщины – в первой пятерке, остаток – в основном в непроходимой части списка. Это и привело к тому, что в Верховную Раду попало в 2006 году только 38 женщин-депутаток – всего 8,5% от общего количества депутатского корпуса. Единственное место, где женщины с мужчинами работали практически на паритетных условиях – это избирательные комиссии. Например, состав окружных избирательных комиссий на 52% состоял из женщин, а участковых – на 44% ...

И до тех пор, пока формирование избирательных списков политических партий будут вестись прозрачно и демократично, и критерием для включения в избирательный список будут деньги и экономическая влиятельность, у образованных и квалифицированных женщин будет мало шансов попасть во властные струткуры. Общий принцип остается неизменным – чем выше уровень совета, тем меньше в нем женщин, чем больше полномочий у совета – тем меньше в нем женщин. А это влечет за собой много проблем, например, отсутствие надлежащего депутатского внимания к решению социальных проблем – на этой проблематике традиционно фокусируются именно женщины-депутаты...
^ Международные обязательства Украины.

Государственная политика Украины относительно гендерного равенства базируется на таких международных документах и договорах, как:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

- Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (1966 г.).

- Международный пакт ООН об экономических, социальных и политических правах (1966 г.).

- Венская декларация прав человека (1993 г.).

- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

- Конвенция о ликвидации насилия в отношении женщин.

- Пекинская декларация и платформа действий и другие итоговые документы, принятые на IV Всемирной конференции о состоянии женщин «Действия в интересах равенства, развития и мира» (Пекин, 1995 г.).

- 53 из 183 конвенций, принятых Международной организацией труда.

- Международная Конвенция № 156 права работающих с семейными обязанностями.

- Декларация тысячелетия ООН, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи в сентябре 2000 года.

- Конвенция ООН о правах ребенка и 2 факультативных протокола к ней.

- Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин является своеобразным Биллем о правах женщин, в котором сформулированы международные стандарты в отношении соблюдения равных прав мужчин и женщин. До июля 1988 Конвенция или присоединились к ней 94 государства (в том числе и Украина в 1980 г.), что положило на них обязательства проводить политику преодоления дискриминации в отношении женщин и информировать Комитет ООН по ликвидации дискриминации женщин (CEDAW) о ходе реализации такой политики.

Во исполнение положений Конвенции Украина присоединилась к таким международным документам:

- В 2000 г. была подписана Конвенция против транснациональной организованной преступности, а в 2004 году она была ратифицирована вместе с 2-мя протоколами, которые ее дополняют: Протокола о предупреждении и прекращении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.

- В 2000 г. был подписан, а в 2003 - ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

- В 2003 г. Украина как страна-участница ООН, обязалась до 2015 г. выполнить провозглашенные Декларацией Тысячелетия ООН «Цели тысячелетия», 6-ой пункт, которых посвящен равноправия женщин и мужчин. В частности, в аналитическом докладе «Цели Развития Тысячелетия: Украина», которая передана Президентом Украины генеральному секретарю ООН 23 сентября 2003 г. во время 58-й Ассамблее ООН, ставится цель искоренения гендерного неравенства на всех образовательных уровнях, а также определяются дополнительные плановые показатели занятости среди женщин и пропорциональной участия женщин в работе выборных и представничих органов;

- 21 февраля 2005 г. Украина подписала План действий «Украина - Евросоюз. Европейская политика соседства », п. 9 которого направлен на обеспечение равноправия полов в Украине;

- 7 ноября 2005 г. Украина подписала Европейскую конвенцию по противодействию торговле людьми, в разработке которой приняла активное участие.

Как член ООН Украина взяла на себя обязательства выполнять все ратифицированные ею международные соглашения по правам человека. Согласно положениям Закона Украины «О действии международных договоров на территории Украины» 1991 г. и статьей 9 Конституции Украины 1996 г., все ратифицированные Украиной международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Однако, в своих заключительных рекомендациях по результатам рассмотрения пятого периодического доклада Украины Комитет по правам человека выразил свою обеспокоенность тем фактом, что международные соглашения до сих пор занимают недостаточно высокое место в правовой иерархии Украине, и отмечает, что стандарты, изложенные в этих документах, не обязательно имеют приоритет над нередко противоречивым национальным законодательством.

В 2003 г., выполняя рекомендации Комитета Конвенции по ликвидации дискриминации женщин, Украина ратифицировала Факультативный протокол к Женской конвенции, наделяет Комитет правом принимать индивидуальные жалобы и соответственно реагировать на них, равно как и проводить расследования в случаях, когда, возможно, имеют место серьезные или систематические нарушения Женской конвенции. Это обстоятельство сделала защиту прав женщин на международном уровне при исчерпании всех национальных средств.
^ Украинское законодательство по утверждению гендерного равенства

Украинская правовая база по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин находится в стадии формирования. За последние годы в законодательном обеспечении равенства полов в Украине произошли значительные сдвиги, а именно:

2001 год:

- 18.01.2001 г. Президентом Украины был подписан Указ № 20/2001 «О дополнительных мерах по предотвращению исчезновения людей, совершенствования взаимодействия правоохранительных и других органов исполнительной власти в их розыске».

- 22.03.2001 г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О государственной помощи семьям с детьми », который вступил в законную силу с 1 января 2002 г. Этим законом установлено, что право на государственную помощь в по беременности и родам имеют все женщины (в том числе несовершеннолетние), не застрахованные в системе обязательного государственного социального страхования.

- Апрель 2001 г. Верховная Рада приняла новый Уголовный кодекс Украины, вступивший в силу 1 сентября 2001 года, в котором содержатся принципиально новые статьи в отношении женщин, в частности в нем было дано определение торговли людьми и наказания за это преступление.

- 25.04.2001 г. Президентом Украины был подписан Указ «О повышении социального статуса женщин в Украине». Согласно Указу, одним из главных направлений реализации государственной политики в отношении женщин является создание более благоприятных условий для обеспечения женщинам равных с мужчинами возможностей принимать участие в политической и общественной жизни государства.

- 06.05.2001 г. Постановлением Кабинета Министров Украины утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и содействию введению гендерного равенства в обществе на 2001-2005 гг.

- 15.11.2001 г. был принят Закон Украины «О предупреждении насилия в семье», который определил правовые и организационные основы предупреждения насилия в семье, органы и учреждения, которые являются ответственными за проведение мероприятий по предупреждению семейного насилия.

2002 год:

- 05.06.2002 г. Была утверждена Комплексная программа предупреждения торговли людьми в Украине на 2002-2005 гг.

- 25.12.2002 г. Постановлением Кабинета Министров Украины № 1961 была создана Межведомственный координационный совет по вопросам противодействия торговле людьми как постоянный консультативно-совещательный орган при Правительстве Украины.

2003 год:

- 26.04.2003 г. Постановлением Кабинета Министров Украины № 616 был утвержден Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершении насилия в семье или реальной угрозе его совершения. Учитывая, что большинство пострадавших от семейного насилия составляют женщины и дети, это Постановление можно считать важным шагом в защите прав женщин и созданию безопасных условий жизни.

- 10.07.2003 г. В соответствии с поручением Премьер $ министра Украины № 14454 государственные исполнительные органы всех уровней должны возлагать обязанности по обеспечению равенства прав женщин и мужчин на одного из своих заместителей. Также была введена отчетность руководителей центральных и местных органов исполнительной власти о проделанной работе в этой сфере и персональной ответственности за невыполнение обязанностей по обеспечению гендерного равенства.

2004 год:

- 04.02.2004 г. Принят Закон Украины «О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и протоколов, которые ее дополняют».

- 29.06.2004 г. Постановлением Верховной Рады Украины № 1904-IV одобрены Рекомендации парламентских слушаний "Положение женщин в Украине: реалии и перспективы», во время которых было поднято много вопросов о реальном состоянии гендерных проблем в Украине, причины кризисного положения женщин во многих сферах общественной жизни, решения ключевых вопросов в сфере гендерного равенства.

- 09.09.2004 г. Приказом Министерства юстиции «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению гендерно-правовой экспертизы нормативно $ правовых актов» установлен механизм приведения законодательства Украины в соответствие с международными правовыми документами.

2005

- 16.06.2005 г. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно пенсионного обеспечения многодетных матерей» № 2658 многодетным матерям, воспитавшим детей до 6-летнего возраста (ранее - до 8-летнего), предусмотрено назначение пенсии за особые заслуги , а такождострокове назначения пенсии по возрасту.

- 08.09.2005 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», который вступил в силу в январе 2006 года. Закон был принят с учетом требований и рекомендаций ООН, Совета Европы, других международных организаций. Целью закона является достижение паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни путем правового обеспечения равных прав и возможностей полов, ликвидации гендерной дискриминации и введение специальных временных мер, направленных на устранение дисбаланса между возможностями женщин и лоб веков в реализации равных прав, предоставленных Конституцией и законами Украины.

2006

- 12.01.2006 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования ответственности за торговлю людьми и втягивание в занятие проституцией», согласно которому санкции статей 149 и 303 были повышены за преступления, связанные с торговлей людьми.

- 12.04.2006 г. принято Постановление Кабинета Министров Украины «О проведении гендерно-правовой экспертизы». Проведение экспертизы должно выявить дисбаланс, который существует в формировании руководящего состава в центральных органах исполнительной власти.

- 05.04.2006 г. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 188-г одобрена концепция государственной программы противодействия торговле людьми на 2006-2010 гг

- 27.04.2006 г. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 244-г одобрена Концепция государственной программы «Репродуктивное здоровье нации на 2006-2010 гг», одним из приоритетов которой является поддержка молодых матерей.

- 05.07.2006 г. Распоряжением Кабинета Министров Украины одобрена «Концепция Государственной программы по утверждению гендерного равенства в украинском обществе на2006-2010 гг.».

Как считают эксперты по гендерным вопросам, для преодоления существующих в Украине гендерных проблем необходимо: провести инвентаризацию действующих законов и подзаконных актов на основании гендерных экспертиз; выработать специфические антидискриминационные принципы и правовые нормы; учитывать гендерный фактор при рассмотрении каждого законопроекта, создать квалифицированный общественный орган для проведения гендерной экспертизы как действующих законов, так и новых законопроектов.
^ Словарь гендерных терминов.

Андрогиния – сочетание в индивиде маскулинных и фемининных рис. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей.

Гендер (лат. gender - «род») – пол как социальное понятие и явление, которое подчеркивает социокультурную причину межполовых различий; разновидность идеологических отношений. Сегодня под гендером понимается современная концепция равенства и партнерства статей, новая культура их взаимоотношений на основе творческого взаимодействия.

^ Гендерная асимметрия – отсутствие гендерного баланса (например, во власти, в образовании, в экономике и т.д.) в пользу мужчин или женщин.

Гендерная гармония – идеальное состояние семьи, сферы деятельности, общества, в которых учтены биосоциальные интересы и ценности статей и отсутствует гендерная асимметрия, полная самореализация обоих полов в семье и обществе.

^ Гендерная дисфория – (расстройство гендерной идентичности) - состояние, когда человек не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им.

^ Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при чем наибольшее значение имеет то, как человек сам себя категоризирует. Но признание и использование категоризации себя по признаку пола зависит не только от индивидуального выбора, сколько биологически обусловлено и социально принудительно.

^ Гендерная культура – взгляд на все грани жизни через призму гендерных ценностей и соответствующих им потребностей, интересов и форм деятельности. Гендерная культура не может существовать в условиях господства патриархальных ценностей, позволяющих угнетение одного пола другим. Она предусматривает гармонизацию отношений мужчин и женщин в обществе, отражает стремление общества к выравниванию статусов двух его составляющих.

^ Гендерная политика – ряд взаимосвязанных мироприятий, направленных на решение гендерных проблем и достижения гендерного равенства. Государственная политика как основа гендерного мира, путь европейской интеграции государств в мировой гендерный пространство.

^ Гендерная проблематика – совокупность гендерных проблем, решение которых предполагает всестороннее использование гендерной идеологии.

Гендерное равенство – равенство мужчин и женщин в возможностях социальной жизни и самореализации. Она отражает биосоциальные различия полов, т.е. равенство мужчин и женщин при положительном неравенстве с ними.

^ Гендерная социализация – усвоение культурных образцов в сфере отношений пола, стереотипов полоролевого поведения, присущих семье, нации, религии, эпохе, на основе которых формируется представление человека о своем назначении как личности.

^ Гендерный подход – методология рассмотрения всех социальных проблем с позиций обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин.

Гендерные исследования – научные междисциплинарные исследования – культурологические, социологические, философские, исторические, политические, психологические, искусствоведческие и др., Целью которых является всестороннее теоретическое изучение социальных взаимоотношений мужчин и женщин на основе гендерного подхода, их исторической трансформации и перспектив развития, а также - практическое конструирование всесторонних взаимоотношений.

^ Гендерные вопросы – вопросы, касающиеся создания равных возможностей для женщин и мужчин с целью раскрытия их потенциала и удовлетворение социально-личностных потребностей.

^ Гендерные проблемы – биосоциальные проблемы гендерных отношений мужчин и женщин, требующих решения, исследования.

Гендерные роли – социально ожидаемое поведение мужчин и женщин, связана с их социальным статусом в определенных культурных, социально-экономических и политических условиях.

^ Гендерные стереотипы – устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления о роли и месте женщин и мужчин в обществе.

Гендерные ценности – ценности , связанные с равными возможностями людей во всех сферах их самореализации (например, свобода, права, равенство).

Гендерология (лат. gender – «род» и logos – «наука») – наука о таких конструкты культуры как женское и мужское.

^ Женская идентичность – категоризация себя как представительницы женского социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.

Маскулинность (лат. masculinus – «мужской») – мужское начало, определение, подчеркивающее иерархический принцип организации социума с господствующим мужским положением. Преимущество мужских признаков в человеке, культуре, общественных отношениях.

Матриархат – порядок, который характеризуется женским родом, ведущей ролью женщины в экономической жизни и в системе кровнородственных отношений.

Мачизм (исп. macho – «самец») – означает не только половую принадлежность, а также артикулирует все дополнительные определения, которые употребляются наряду с ним и считаются мужскими: агрессивность, жестокость, твердость, прочность, грубость, грубость, сила (ассоциируется с развитой мускулатурой), энергичность, демонстрация волевого компонента, сексуальная мощь.

Патриархат – строй, характеризующийся отцовским родом, в котором человек занимает господствующее положение.

Патриархальный – принцип архаичной организации общества, который происходит с исторической перспективы и предполагает неравенство и жесткую регламентацию полоролевых отношений, в котором человек занимает господствующее положение.

Сексизм – идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Она основана на установках и убеждениях, в соответствии с которыми женщинам или мужчинам ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества.

Суфражизм (англ. suffrage - «право голоса») – движение а юридическое равенство, за получение женщинами избирательных прав.

Феминизм (лат. femina - «женщина») – широкое общественное движение за права женщин, имеет длительный исторический опыт; комплекс социально-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию женщины в обществе.

Феминность - женское начало; преимущество женских черт в человеке, культуре, общественных отношениях.

Мужская идентичность – категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.

Подготовлено управлением по вопросам внутренней политики и связям с общественностью областной государственной администрации.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гендерное равенство – залог развитого общества iconРавенство женщин и мужчин (гендерное равенство) означает равенство...
Гендерное равенство — это не просто «женский вопрос»; оно в одинаковой мере касается и полностью охватывает как мужчин, так и женщин....

Гендерное равенство – залог развитого общества iconЧто такое гендерное равенство?

Гендерное равенство – залог развитого общества iconВопросы эффективности 15
Опека над детьми заробитчан, ужесточение правил продажи алкоголя и гендерное равенство … 2

Гендерное равенство – залог развитого общества iconЗалог долей в уставном капитале общества
Общества или третьему лицу с согласия общества по решению общего собрания участников общества, принятому большинством голосов всех...

Гендерное равенство – залог развитого общества iconВ рубрику: «Обеспечение прав и свобод человека» Гендерное равенство....
Целью данного закона является достижения паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества путем правового...

Гендерное равенство – залог развитого общества iconСтрадательный залог
В английском языке имеется два залога: the Active Voice (действительный залог) и the Passive Voice (страдательный залог). Страдательный...

Гендерное равенство – залог развитого общества iconВиды работ
Треугольник и его элементы. Равенство геометрических фигур. Равенство треугольников

Гендерное равенство – залог развитого общества iconЗалог как мера пресечения
Залог может внести сам подозреваемый, обвиняемый, подсудимый или за него – другие физические или юридические лица (залогодатели)....

Гендерное равенство – залог развитого общества iconЭнгельс (Engels) Фридрих (1820-1895) немецкий философ, социолог,...
Маркса и Э. Индустриальные общества развитого типа амортизировали высочайший деструктивный потенциал теории Маркса и концептуальных...

Гендерное равенство – залог развитого общества iconВ рубрику: „Вопросы праворазъяснительной практики” Залог
Законом Украины «О залоге» предусмотрено, что «залог» это один из видов обеспечения обязательств

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<