Закон Украины «о конституционном Суде Украины»




Скачать 79.35 Kb.
НазваниеЗакон Украины «о конституционном Суде Украины»
Дата публикации03.04.2013
Размер79.35 Kb.
ТипЗакон
uchebilka.ru > Право > Закон
В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996 г. № 422/96-ВР даёт возможность физическим и юридическим лицам обратиться в единый орган конституционной юрисдикции по поводу официального толкования Конституции Украины и законов Украины.

Но создаётся впечатление, что субъекты хозяйствования не очень спешат использовать предоставленную законом возможность, считая обращение в Конституционный Суд Украины неэффективным для защиты своих прав и интересов.

Если обратиться к решениям Конституционного Суда Украины, то за более чем 10 лет функционирования Конституционного Суда Украины в него обратилось, не более 30 субъектов хозяйствования и далеко не все они получили ответ на вопрос, затронутый перед органом конституционной юрисдикции. Несмотря на это, те немногочисленные дела, которые были рассмотрены Конституционным Судом Украины именно по обращениям субъектов хозяйствования, были посвящены актуальным юридическим проблемам. И решения Конституционного Суда Украины по этим делам стали полезными не только непосредственно для субъектов обращения, но и для других субъектов хозяйствования. Это например такие решения, как Решение КСУ по делу о досудебном урегулировании споров от 09.07.2002 г. № 15-рп/2002 по конституционному обращению ООО «Торговый дом «Кампус Коттон Клаб» по поводу официального толкования положения части второй статьи 124 Конституции Украины (дело о досудебном урегулировании споров). В решении КСУ пришёл к заключению о том, что досудебное урегулирование споров должно иметь добровольный характер.

Решение КСУ по делу об ответственности юридических лиц от 30.05.2001 г. № 7-рп/2001 по конституционному обращению ОАО «Всеукраинский Акционерный банк» по поводу официального толкования положений пункта 22 части первой статьи 92 Конституции Украины, частей первой, третьей статьи 2, части первой статьи 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В решении КСУ пришёл к заключению, что уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность может устанавливаться исключительно законами Украины, а не подзаконными нормативно-правовыми -актами, а также к заключению, что положение Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении - два месяца со дня его выявления, следует понимать так, что предусмотренные сроки не применяются в случаях привлечения юридических лиц к ответственности за нарушение валютного или налогового законодательства.

Решение КСУ по делу о порядке подписания внешнеэкономических договоров от 26.11.1998 г. № 16-рп/98 по конституционному обращению ОАО «Лубныфарм» по поводу официального толкования положений части второй статьи 6 Закона Украинской ССР «О внешнеэкономической деятельности» и статьи 154 Гражданского Кодекса Украинской ССР. КСУ пришёл к заключению, что соответствующие положения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» следует понимать так, что предусмотренная им письменная форма является обязательной для любого внешнеэкономического договора (контракта), заключаемого субъектом внешнеэкономической деятельности Украины. Исключения из этого правила могут устанавливаться только законом или международным договором Украины. Установленный Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» порядок подписания внешнеэкономического договора (контракта), по которому от имени субъектов внешнеэкономической деятельности внешнеэкономический договор (контракт) подписывают два лица, является обязательным для любого внешнеэкономического договора (контракта), заключаемого субъектом внешнеэкономической деятельности Украины, кроме случаев, когда таким субъектом является физическое лицо. Этот порядок подписания внешнеэкономического договора (контракта) должен быть соблюдён независимо от того, заключается договор путём составления одного документа или нескольких документов.

Решение КСУ по делу о выполнении решений третейских судов от 24.02.2004 г. № З-рп/2004 по конституционному обращению совместного предприятия «Мукачевский плодоовощной консервный завод» об официальном толковании положения пункта 10 статьи 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве». КСУ пришёл к заключениям, что решение третейских судов одновременно является исполнительными документами, на основании которых по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном исполнении решения государственные исполнители районных, городских (городов областного значения), районных в городах отделов государственной исполнительной службы должны обеспечить принудительное исполнение решений этих судов, если иное не предусмотрено законом.

Это свидетельствует о том, что в отдельных случаях обращение в Конституционный Суд Украины может быть целесообразным для субъектов хозяйствования, поскольку благодаря нему последние получали защиту своих прав и законных интересов, устранялась неоднозначность в понимании судебными и другими органами государства положений законодательства, а значит - и их неоднозначное применение.

Следует помнить, что Конституционный Суд Украины не входит в систему судов общей юрисдикции (т.е. судов, рассматривающих гражданские, хозяйственные, административные, семейные, жилищные, трудовые и другие споры). Конституционный Суд Украины не является судом, в который можно обжаловать то или иное решение общего суда, или наоборот - обжаловать решение Конституционного Суда Украины в другой суд. Это означает, что можно обратиться в Конституционный Суд Украины независимо от того, являетесь ли вы на этот момент участником судебного разбирательства дела судом первой инстанции, апелляционным или кассационным судом.

К полномочиям Конституционного Суда Украины относятся принятие решений и предоставление заключений по делам о:

• конституционности (т.е. соответствии Конституции Украины) законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

• соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность;

• соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отставке Президента Украины с поста в порядке импичмента;

• официальном толковании Конституции и законов Украины.

Однако физические и юридические лица имеют возможность обратиться в Конституционный Суд Украины исключительно по вопросам официального толкования Конституции и законов Украины, он не будет рассматривать обращения по предоставлению толкования других, кроме Конституции и законов Украины, актов. Вопрос же о конституционности тех или иных нормативно-правовых актов перед Конституционным Судом Украины могут затронуть только Президент Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Ходатайство физического или юридического лица в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины должно иметь письменную форму и называться «конституционное обращение». Это первое требование.

Второе требование. В обращении необходимо обосновать, что необходимость в официальном толковании обусловлена необходимостью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод, т.е. нужно привести убедительные аргументы в пользу того, что отсутствие такого толкования приведёт (или создаст реальную угрозу) к нанесению вреда интересам гражданина, нарушению прав или лишит гражданина возможности реализовать определённые права. Необходимо также привести подтверждение неоднозначного применения положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, другими органами государственной власти. Само несоблюдение этого требования было обоснованием отказа в возбуждении производства по большинству обращений.

Третье требование по содержанию самого обращения. В конституционном обращении следует указать:

1. фамилию, имя, отчество гражданина Украины, иностранного гражданина или лица без гражданства, адрес, по которому лицо проживает, или полное название и местонахождение юридического лица;

2. сведения о представителе лица по закону или уполномоченного по поручениям;

3. статьи (отдельные положения) Конституции Украины или Закона Украины, толкование которых должно быть дано Конституционным Судом Украины;

4. обоснование необходимости в официальном толковании положений Конституции Украины или законов Украины;

5. данные о других документах и материалах, на которые ссылаются субъекты конституционного обращения (копии этих документов и материалов прилагаются);

6. перечень прилагаемых документов и материалов.

Конституционное обращение, документы и материалы к нему прилагаются в трёх экземплярах.

До дня рассмотрения обращения на пленарном заседании Конституционного Суда Украины, гражданин имеет право отозвать его путём подачи письменного заявления.

Если Конституционный Суд Украины придёт к заключению, что лицом, которое обращается с конституционным обращением, были соблюдены все указанные требования, он открывает конституционное производство по делу, о чём в десятидневный срок сообщает обратившемуся гражданину.

Принятие обращения к рассмотрению в Конституционный Суд Украины может стать основанием для приостановления производства по делу, которое рассматривается судом общей юрисдикции до решения дела Конституционным Судом Украины, если до этого момента решения дела судом общей юрисдикции является невозможным.

Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996 г. № 422/96-ВР предусматривает, что срок производства по конституционному обращению не должен превышать шести месяцев. Этот срок начинает исчисляться со дня принятия процессуального определения об открытии конституционного производства по делу.

Участниками рассмотрения дела Конституционного Суда Украины является физическое или юридическое лицо, подавшее обращение, их представители, а также привлечённые Конституционным Судом Украины к участию в рассмотрении органы и должностные лица, свидетели, эксперты и переводчики.

Неявка по уважительной причине участника конституционного производства на заседание Конституционного Суда Украины может быть основанием для отложения рассмотрения дела. В случае повторной неявки по уважительной причине Конституционный Суд Украины может принять решение о рассмотрении дела на соответствующем заседании при его отсутствии.
В случае неявки без уважительной причины участника конституционного производства, Конституционный суд Украины принимает решение в его отсутствие.

Участники конституционного производства, не владеющие государственным языком, имеют право пользоваться услугами переводчика, о чём они должны своевременно уведомить Конституционный Суд Украины.

Список использованной литературы:
1. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996 г. № 422/96-ВР.

2. Решение КСУ по делу о досудебном урегулировании споров от 09.07.2002 г. № 15-рп/2002 по конституционному обращению ООО «Торговый дом «Кампус Коттон Клаб».

3. Решение КСУ по делу об ответственности юридических лиц от 30.05.2001 г. № 7-рп/2001 по конституционному обращению ОАО «Всеукраинский Акционерный банк».

3. Решение КСУ по делу о порядке подписания внешнеэкономических договоров от 26.11.1998 г. № 16-рп/98 по конституционному обращению ОАО «Лубныфарм».

4. Решение КСУ по делу о выполнении решений третейских судов от 24.02.2004 г. № З-рп/2004 по конституционному обращению совместного предприятия «Мукачевский плодоовощной консервный завод».


Специалист 1 категории

Евпаторийского городского управления юстиции Т.Н. Боднарчук

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Порядок обращения в судебные органы определяется: Гражданским процессуальным кодексом Украины, Уголовно-процессуальным кодексом Украины,...

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconРоссийская федерация федеральный конституционный закон о конституционном...
Статья Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» icon«нормативные акты украины»
Раде, Кабинете Министров, Администрации Президента, Национальном банке, Государственной налоговой администрации, Министерстве внутренних...

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconПредставление интересов граждан в суде по гражданским делам
Поэтому закон предоставляет им возможность участвовать в деле не только лично, а опосредованно через других лиц представителей (ст....

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconГосударственный комитет финансового мониторинга украины письмо от 17. 08. 2010 г
Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении и противодействую легализации (отмыванию) доходов, полученных...

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconЗакон украины о внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении...
Внести в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (Сведения Верховной Рады Украины, в 1997 г. N 27, ст. 181 с следующими...

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconЗакон украины "о языках украины"
Этот Закон согласно Конституции Украины определяет порядок применения языков Украины, принципы языковой политики государства и его...

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconЗакон Украины "о государственном бюджете Украины на 2009 год"
Закон Украины «О системе сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconЗакон украины о внесении изменений в закон украины «о туризме»
Он устанавливает принципы рационального использования туристических ресурсов и регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением...

Закон Украины «о конституционном Суде Украины» iconЗакон Украины «Об исполнительном производстве»
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<