История этой книги такова




НазваниеИстория этой книги такова
страница1/6
Дата публикации27.02.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
Детский катехизис


История этой книги такова

Учеников одной из московских школ мы попросили написать записки с вопросами для священника и спрашивать в них обо всем, что им интересно.

Эти записки мы передали отцу Максиму Козлову, и когда батюшка ответил на вопросы, мы увидели, что у нас получается очень интересная книга. В ней рассказывается и о том, что происходит в храме, из чего делается Причастие, как стать священником и как вести себя детям священника, и когда будет конец света, и о том, какую музыку можно слушать, а какую лучше не надо, и можно ли освящать телевизор – и еще десятки и десятки вопросов, которые волнуют и интересуют многих из вас.

Нашу книгу мы назвали «Детский катехизис», потому что катехизис – это книга, которая тоже построена в форме вопросов и ответов. Мы надеемся, что наша книга будет интересна не только тебе и твоим друзьям, но и твоим родителям, бабушкам и дедушкам.

Детский катехизис - часть первая  

    1. Кто создал Бога?
      – Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.

    2. Где живет Бог?
      – Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.

    3. Мне всегда говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?
      – У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.

    4. Почему появилась земля?
      – По-разному можно ответить на этот вопрос. Первый ответ богословский: потому что этого пожелал Господь. Бог сотворил землю из ничего просто для того, чтобы этот мир был, а второй ответ – научный: здесь может быть множество воззрений и теорий, но ни к одному из них мы, православные христиане, не должны прилепляться до конца. Сегодня наука говорит одно, завтра – другое, мы должны понимать, что это естественный процесс развития науки, который на нашу веру не может иметь глубокого влияния.

    5. Почему говорят, что Бог создал планету, зверей и людей?
      – Ну, потому что создал. И не говорят, а написано это в Священном Писании, в Книге Бытия, в самом начале Библии. Открой и прочитай, как там все подробно рассказывается, о творении мира по дням, то есть по этапам.

    6. Правда ли, что существовали динозавры?
      – Честно говоря, ни одного не видел. Не уверен, что они действительно были такими, какими их изображают в Зоологическом музее, но, впрочем, такие гигантские кости находят и ничто нам не мешает предположить, что ко времени Ноева потопа, или какого иного земного катаклизма, самые разные твари обретались на земном шаре. Называть ли их динозаврами или каким-нибудь другим именем – доверимся тут ученым-палеонтологам, впрочем, людям весьма почтенной специальности.

    7. Какое животное появилось первое на Земле?
      – Открываем Книгу Бытия и смотрим: кто там из живых существ появился первым? – Рыбы и птицы. То есть вперед появились те твари, которые жили в океане, покрывавшем землю, до того как образовалась твердая суша. А уж были это какие-то китообразные, какие морские динозавры или планктон – оставлю это вам для будущего исследования.

    8. Что Бог создал первым – яйцо или курицу?
      – Я вам скажу, если дадите вы мне ответ на другой вопрос: можно ли сотворить Всемогущему такой камень, который Он потом Сам поднять не сможет?

    9. Есть ли у животных душа? Если есть, то куда она поподает после смерти?
      – С одной стороны, Священное Писание нам говорит, что такой души у животного – бессмертной и разумной, – конечно, нет. Человек – венец творения, как говорит о нем литургическое и церковное предание. Из этого, впрочем, не вытекает, что в той новой, преображенной вселенной, которую унаследуют праведники после Второго пришествия, не будут существовать животные. Будут, потому что говорится в откровении, что лев будет лежать рядом с ягненком и хищные животные будут как травоядные, то есть вражда животных, убивание друг друга ради жизни прекратится. Как? – отсюда понять и увидеть невозможно, ясно только, что будет живая и добрая природа. Что касается переселения душ животных, то (это я высказываю свое частное мнение), конечно, это не будет переселение каких-то конкретных Бобиков, Мурзиков и Полканов. Это будет скорее идеал твари, который включит в себя все, что есть в животном мире, но преображенное, – некое лучшее, что может быть взято от этого, как говорят философы, тварного животного мира, который изначально был создан Богом "хорош зело". Адам общался со всей тварью – вот каким-то образом это общение будет и у праведников в раю.

    10. Зачем Бог создал людей?
      – А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, а как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему он нас зовет.

    11. Почему люди нуждаются в еде?
      – Чтобы ответить на этот вопрос, надо взять и провести эксперимент: чтобы с утра и часов до трех дня, а наиболее аскетические натуры, до шести, не ели, после чего вопрос на этот ответ будет найден. Ну а если серьезно, человек нуждается в подкреплении своих сил в таком виде, как сейчас, после того как природа наша исказилась грехом, после грехопадения. Адам и Ева в раю пользовались плодами райскими, из райского сада, но что это было за приобщение – к этой красоте и сладости райской, мы не знаем, узнают те, кто проживет добро и сподобится Царства Небесного.

    12. Отчего появилась бесовщина?
      – А она никуда и не девалась. Вот как Адам с Евой согрешили, так и вошел грех в мир, и как лукавый замыслил погубить людей, так он свою цель и не оставил. А где лукавый, там и ангелы его, бесы, демоны, которые так и роятся, как пчелы, не медоносящие, но жалящие, которые стремятся всячески нам досадить. Но, впрочем, на это нам и дан крест, чтобы все это стадо разогнать.

    13. Ужасный грех совершили Адам и Ева – какой?
      – Какой? Такой, какой из вас каждый повторяет каждый день. Грех этот называется грехом непослушания. Когда Господь, а через него люди, старшие, наши родные учат нас поступать по правде Божией, а мы хотим поступать по-своему. Вот Адам и Ева тоже захотели жить по-своему – за это и были наказаны.

    14. Зачем Каин поставил печать себе на чело и на руку?
      – Каинова печать – это образ, образ того, что человек, предавший себя дьяволу, изменяется. Изменяется не только душой, но даже всем своим обликом. Вот посмотрите на человека, который явно согрешает: вот, например, вор, рэкетир, даже посмотрев на лицо его, можно увидеть, что он как бы человек, но как бы уже и нет, отчасти. Это печать Каина, печать лукавого проявляется на его лице.

    15. Господь наказал людей Содома и Гоморы за грехи. Но в этих городах жила благочестивая семья Лота. Господь послал Ангела, чтобы сказать им, чтобы они уходили. Ангел сказал, чтобы они уходили, но не оглядывались. Жена Лота оглянулась и стала соляным столбом. Вопрос: стоит ли сейчас этот столб?
      – Конечно, стоит, куда ему деться. И столбов таких наставлено по земле целая изгородь, по экватору если ее выставить, то она весь земной шар как раз и обымет. Ведь что такое соляной столп жены Лота? Это, когда мы знаем, что есть мерзкий, гадкий, скверный грех и есть путь, по которому можно от него уйти, и Господь помогает нам и дает силы, выводит – за руку выводит! – как Ангел семью Лота, но нам напоследок хочется еще раз оглянуться, потешиться этим скверным, грязным грехом, какой бы он ни был, не будем его сейчас конкретно называть, и вот когда мы поворачиваемся, то оказывается, что мы уже взора от него отвести не можем и становимся, как этот самый соляной столп, которых вон сколько стоит!

    16. Как произошло Рождество? Как Мария могла родить Иисуса Христа от Духа Святого?
      – Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог – превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, – что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда – мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.

    17. Как жила Русь?
      – Да по-всякому жила. Но было в этой жизни нашего Отечества нечто, благодаря чему мы по праву можем называть наше Отечество в какие-то века святой Русью. Почему? Потому что даже в те времена, когда было много страшного, греховного, человеческой немощи, обманов и подлости, все же было главное почти у всех русских людей: идеалом образа жизни, нормой жизни была святость. Люди русские мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих. И вот то, что этот идеал был перед почти всеми русскими людьми целые века, и дает нам основания называть наше Отечество святой Русью.

    18. Какое житие святого апостола Андрея?
      – Житие это длинное, в нем много повествуется, как он проповедовал в разных странах, как пострадал за Христа, как был распят на кресте, который дал начало флагу русского флота. В житии этом рассказывается и о том, как он побывал и в пределах нашего Отечества. И мы знаем, что земля наша освящена пребыванием одним из апостолов и учеников Спасителя – Андрея Первозванного.

    19. Как крестили Русь?
      – Во-первых, добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом, во-вторых, быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А в-третьих – радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую – и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству – было невозможно. И вот это "как на небе" потом появилось и на Руси: и в Киевском Софийском соборе, и в Новгородском, и во многих других, вспомните храм Покрова на Нерли – вот эти кусочки неба на земле. Вот так Русь крестилась – через эту дивную Божественную красоту.

    20. Почему русские цари выбрали именно Православную веру?
      – Потому что они увидели, что это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь. Они, конечно, не то чтобы интеллектуально рассуждали, взвешивали или у них была группа геополитиков-аналитиков, которая составляла им протокол, доклад, как нынче делает наша Дума: "Какие будут последствия для великого княжества Руси, если примет она эту веру?" – нет, конечно, просто сердце отозвалось вот на эту радость Православия...

    21. Почему во всех старых книгах имя Господа писалось с маленькой буквы?
      – Ну, не во всех. Во-первых, в самом церковно-славянском языке есть правило писать с малой буквы все священные имена, названия городов, рек, морей. Раньше ведь к этому спокойней относились, потому что и так всем было ясно, что Господь – это То, что всегда с большой буквы, и написано это было не в книжках, а в сердце человека. А теперь, когда много есть людей, которые хотели бы имя Господа написать с самой маленькой буквы, не грех напомнить, что имя это – свято и что ругаться над ним – мы не дадим, и мы должны помнить, что живем в православной стране, и уважать нашу веру, веру наших предков, мы должны и обязаны.

    22. Что такое грех?
      – Грех – это такая дырка; вот, например, есть дивная-дивная картина или плат, как, например, может, у кого-то мама носит павлово-посадский платок, он дивно красив, и вдруг на этом платке, как на картине нашей жизни, появляется дырка, и не просто появляется, мы сами ее как бы продираем потихоньку, ковыряем, ковыряем, пока она не появится, и сначала она еще не так велика и незаметна, зашить можно, но если дальше, то вскоре вместо платка будет сплошная дыра; вот и грех: это сначала маленькая, а потом все расширяющаяся дыра, и как бы в нее не свалиться!

    23. Каким ты будешь в раю?
      – Апостол Павел так говорит: "Мы не все умрем, но все изменимся". Изменимся настолько, что там друг друга хоть и узнаем, но отсюда и понять не можем, какие свойства будут у человека в раю. Впрочем, отчасти, прикровенно, мы можем об этом рассуждать, исходя из того, как Господь являлся своим ученикам в Своей человеческой природе, но уже прославленной и преображенной, – та, которая будет и у праведников в раю после воскресения. Он мог проходить "дверем затворенным", то есть сквозь стены, когда двери были закрыты, Он мог идти вместе с ними и быть ими какое-то время не узнанным. Он мог быть ими вдруг опознанным во время преосуществления хлеба, стать совсем иным, и в то же время остаться Тем же Самым, Каким был до своего воскресения. Вот нечто подобное произойдет и с теми, кто сподобится райского блаженства.

    24. Что происходит с умершими людьми, которые умерли некрещенными, но внесшими пользу в процветание нашей страны?
      – Давайте прежде всего поставим вопрос шире. А некрещенные, "не принесшие великую пользу" – что же, о них и говорить не стоит, что же, им только одна дорога остается – в ад? Давайте так: подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего, вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.

    25. У меня сейчас возникают разные сомнения. Я верю, что есть ад и бесы. Но рай и Бог, такие, как о них рассказывают, мне представляются по-другому, как-то не так просто. Как мне утвердиться в вере?
      – Рай – это когда Бог будет всячески и во всех, когда будет Христос и вокруг него все, кто Христовы, и когда мы будем в вечности с Богом, и когда будут наши близкие, те, которые сподобятся, и все будут близко и ничто не будет далеко, когда все будут ближние по-настоящему, в какие бы разные века они ни жили и в каких бы разных странах на земле ни пребывали. И вовсе рай не какое-то заведение, где блины со сметаной и клубничным вареньем прямо сами в рот залетают. Это, наверное, рассказывали или показывали в сказках, ну так православному человеку нет до них никакого дела. А что такое ад? Ад – слово греческое, происходит еще от более древнего слова "Avidus" – место, как пишется в Катехизисе митрополита Филарета, безвидное, то есть такое, где не видеть, не ведать Бога нельзя. Вот в аду уже не увидишь ничего ни доброго, ни светлого, сердцем не узнаешь и не почувствуешь, что можно спастись и измениться, а это очень страшно. Это страшное состояние и есть ад, а вовсе не сковородки и не бесенята, подкидывающие полешки в огонь.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История этой книги такова iconВчера неудачник сегодня преуспевающий коммерсант
Я знаю автора этой книги, Фрэнка Беттджера, с 1917 года. Он прошел трудный путь. Не получил почти никакого образования, так и не...

История этой книги такова iconЛеонид Млечин Зачем Сталин создал Израиль?
Все, кто по моей просьбе читал рукопись этой книги и кому я обязан ценными замечаниями, советовали придумать иное название: «Ведь...

История этой книги такова iconПособие к радиокурсу Би-Би-Си "In Business" ббк 65. 9(4/8)
Перепечатка, ксерокопирование материалов и другие попытки распространения этой книги считаются противоправными и преследуются по...

История этой книги такова iconЛокаята даршана история индийского материализма
В особенности в главу VIII этой книги вложено так много его труда, что я склонен считать ее продуктом совместной работы. Помимо этого,...

История этой книги такова iconЭлектронная версия книги взята с
Казалось бы, автор этой книги совершенно не нуждается в пред­ставлении, а уж тем более для тех, кто целенаправленно взял ее в ру­ки....

История этой книги такова iconПерсонажи этой книги полностью вымышлены. Близ Феникса нет резервации...
...

История этой книги такова iconЛ. Рон Хаббард жили ли вы до этой жизни ?
При чтении этой книги будьте очень уверены в том, что Вы никогда не пропускаете слов, которые Вы не полностью понимаете

История этой книги такова iconСлавная триада Глава из книги Б. Н. Малиновского «История вычислительной...
Из книги Б. Н. Малиновского «История вычислительной техники в лицах», «кит», птоо "А. С. К." Киев, 1995

История этой книги такова iconКнига гостей
Мир, прогресс, права человека эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова...

История этой книги такова iconУрок №4 Тема: Завет 2ч
Посмотрите, что написано в начале книги Библии: «Ветхий Завет». Что написано в начале книги Нового Завета: «Новый Завет. Автор (Бог)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<