В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»




Скачать 68.58 Kb.
НазваниеВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Дата публикации04.04.2013
Размер68.58 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Новеллы антикоррупционного законодательства Украины
Очередным шагом по преодолению коррупции в Украине стало принятие 11 июня 2009г. Верховной Радой Украины Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Особенностью данного законодательного акта является то, что он вступает в силу со дня его опубликования, т.е. с 18 июля 2009г., а вводится в действие с 1 января 2010 г. Именно с 1 января 2010г. утрачивает силу Закон Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.1995г.

Новый антикоррупционный закон значительно отличается от действующего Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.1995г., и несмотря на то, что принятый закон еще не введен в действие, остановимся на некоторых его новеллах, которые в скором времени будут останавливать основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений.

В первую очередь нововведения коснулись терминологии, используемой в законодательстве Украины в сфере предотвращения и противодействия коррупции. Так, в Законе Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (далее - Закон) впервые конкретизируется и дается расширенное понятие коррупции. Коррупция – это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или, соответственно, обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

В Законе значительно расширен и конкретизирован перечень лиц, которые могут нести ответственность за коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией. В том числе к ним относятся: депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, должностные лица и сотрудники органов прокуратуры, государственной налоговой службы, должностные и служебные лица иных органов государственной власти. Кроме того, в законодательном порядке к лицам, уполномоченным на исполнение функций государства или органов местного самоуправления, являющимися субъектами ответственности за коррупционные правонарушения, приравниваются следующие: члены окружных/территориальных и участковых избирательных комиссий; руководители общественных организаций, которые частично финансируются из государственного или местного бюджета; лица, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичные услуги (аудиторы, нотариусы, эксперты, арбитражные управляющие, третейские судьи и т.п.); физические лица – предприниматели и иные установленные законом. Законом вводится и новая для всей системы законодательства Украины норма, устанавливающая, что в определенных законом случаях субъектами такой ответственности могут быть юридические лица.

Нельзя не обойти вниманием и положения статьи 5 Закона, которые запрещают лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, а также приравненным к ним лицам, принимать подарки в связи с исполнением ими функций государства или органов местного самоуправления за исключением случаев, предусмотренных этим Законом и иными законами. В частности, ч.2 ст.5 рассматриваемого закона закреплено, что вышеуказанные лица могут принимать личные подарки, отвечающие общепризнанным представлением о гостеприимности, при условии, что стоимость одного подарка не превышает размера одной налоговой социальной льготы. В сою очередь подарки, полученные во время проведения официальных мероприятий, передаются в установленном Кабинетом Министров Украины порядке в трехдневный срок соответствующему органу государственной власти, организации или другому юридическому лицу, где работают лица, уполномоченные на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, а также приравненным к ним лицам.

В Законе конкретизируются и иные действующие ограничения относительно работы близких лиц. В частности устанавливается, что лица, уполномоченные исполнять функции государства или органов местного самоуправления, а также приравненные к ним лица, не могут иметь в не могут иметь в непосредственном подчинении или быть непосредственно подчиненными в связи с исполнением полномочий близким им лицам. Под близкими лицами в Законе понимаются: супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица при условии их постоянного проживания вместе и ведения общего хозяйства. В случае возникновения обстоятельств, нарушающих данные требования, соответствующие лица, близкие им лица принимают меры относительно устранения таких обстоятельств в пятнадцатидневный срок. Если в данный срок эти обстоятельства не устранены, соответствующие лица или же близкие им лица в месячный срок подлежат переводу в установленном порядке на другую должность, исключающую непосредственное подчинение. В случае невозможности такого перевода лицо, пребывающее в подчинении, подлежит увольнению с занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, регулирующим вопросы добросовестного поведения лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, органов местного самоуправления.

Отдельно следует отметить, что за совершение коррупционных правонарушений лица, уполномоченные исполнять функции государства или органов местного самоуправления, а также приравненные к ним лица, привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке. В то время как, пока еще действующим Законом Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.1995г. за совершение коррупционных деяний предусмотрена лишь уголовная ответственность, а в случаях совершения коррупционных деяний, которые не содержат состава преступления, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (на данный момент размер одного необлагаемого минимума доходов граждан составляет 17 грн.).

В новом законе административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений хоть и указана, но не конкретизирована, поскольку должна охватываться Кодексом Украины об административных правонарушениях. В связи с этим с 1 января 2010 года вступают в силу и соответствующие изменения и в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП). В частности, вводится новая глава 15-Б «Коррупционные административные правонарушения» КУоАП, предусматривающая новые составы административных правонарушений, влекущих за собой наложение административных штрафов, а именно: получение неправомерной выгоды; подкуп; незаконное содействие физическим или юридическим лицам; нарушение ограничений относительно занятия предпринимательской деятельностью и требований относительно совместительства; незаконное вхождение в состав правления или других руководящих органов субъектов хозяйствования; непредставление информации или предоставление недостоверной информации; неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, нарушение требований финансового контроля, неприменение мер относительно предотвращения и противодействия коррупции; нарушение установленного законодательством порядка финансирования политических партий и избирательных компаний в органы государственной власти и органы местного самоуправления; незаконное использование информации, которая стала известна в связи с исполнением должностных полномочий; незаконное получение подарка (дарения); нарушение требований относительно декларирования личных интересов.

Изменения коснулись и порядка увольнения лиц, совершивших коррупционные деяния. В действующем Законе Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.10.1995г. порядок увольнения лиц, совершивших коррупционные деяния, вообще не предусмотрен. В новом же Законе предусматривается, что лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления в сфере служебной деятельности или составлен протокол о совершении административного коррупционного правонарушения, связанного с нарушениями ограничений, направленных на предотвращение и противодействие коррупции или связанного нарушением ограничений относительно получения подарков, подлежит отстранению от исполнения полномочий на должности до рассмотрения дела судом. Речь идет о нарушениях ограничений по использованию своего служебного положения с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц; занятию иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, осуществляемой вне рабочее время) непосредственно или через других лиц, если иное не предусмотрено законом; вхождению, в том числе через иных лиц, в состав органа управления или надзорного совета предприятия или организации, целью которой является получение прибыли. По истечению трех дней лицо, которое привлечено к уголовной или административной ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушением любых из вышеуказанных ограничений, со дня вступления в силу решения суда подлежит увольнению с соответствующей должности. О таком увольнении руководитель органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации обязан письменно уведомить соответствующий суд.

В завершении отметим, что противодействие коррупции не должно ограничиваться принудительным влиянием в форме юридической ответственности за конкретные коррупционные правонарушения, в том числе коррупционные преступления, а с учетом всех важных аспектов коррупции как социального явления должно состоять в таком противодействии коррупции, которое предусматривало бы комплекс экономических, политических, организационных, правовых, идеологических, воспитательных и иных мер.
Статья подготовлена с использованием нормативно-правовых актов по состоянию на 01.09.2009г.
1. Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05.10.1995 № 356/95-ВР //

Відомості Верховної Ради України. – 1995. - № 34, ст.. 266.

2. Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо відповідальності за корупційні правопорушення: Закон України від 11.06.2009

№ 1508-VI // Голос України. – 2009. - № 132.

3. Про засади запобігання та протидії корупції: Закон України від 11.06.2009 № 1506-VI // Голос України. – 2009. - № 132

Главный специалист

Сакского горрайонного управления юстиции И.В. Бондарчук

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» Крым без мусора

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Порядок привлечения граждан к формированию и реализации государственной политики

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Согласно действующему законодательству обязательному нотариальному удостоверению подлежат

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Требования к заведениям, предоставляющим детям услуги по компьютерной игровой деятельности

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Вопросы трудовых взаимоотношений бывают иногда настолько индивидуально-направленными, что юристам приходится поднимать массу нормативно-правовых...

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Некоторые аспекты возмещения вреда, причинённого незаконными действиями правоохранительных органов

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику «Вопросы праворазъяснительной практики»
О порядке расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Ответственность за нарушение организации и проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций

В рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики» iconВ рубрику: «Вопросы праворазъяснительной практики»
Основные аспекты государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<