Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов




НазваниеЗадачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов
Дата публикации27.02.2013
Размер88.7 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы


Конфликт как социальное явление. Пути выхода из конфликта.

Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

Задачи:

1.Определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

2.Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

3.Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

4. Воспитывать чувство взаимоуважения, терпимости, сдержанности и справедливости.

5. Развивать умение ориентироваться в кофликтной ситуацири

  1. Приветствие.

  2. Эпиграф.(обратите внимание)

«Мы никогда не избавимся

от врагов, отвечая ненавистью на ненависть;

избавиться от врагов можно,

только избавившись от враждебности».

Мартин Лютер Кинг

(слайд 3)

^ III. Мотивация учебной деятельности

Разыгрывание конфликтной ситуации.

- Дай списать домашнюю по алгебре!

-Ни за что в жизни (прижимает тетрадь к груди)

-Ты что не слышала, дай списать!!!(толкается)

-Какое ты имеешь право меня принуждать? Сам решай сиди, нужно было раньше думать!

Да ты посмотри на нее, непонятливая какая! (пытается вырвать тетрадь)

Вмешивается з-ий. Ребят, ребят, вы что, учитель уже идет, успокойтесь и по местам.

Вопросы классу: Свидетелем какой ситуации вы стали? Кто здесь прав, а кто нет? Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

^ IV. Объявление темы и целей урока.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Конфликт как социальное явление. Пути выхода из конфликта»

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

^ V. Работа над темой.

  1. По группам. Вспомните пожалуйста художественные произведения, а так же произведения устного народного творчества, в сюжете которых встречались конфликтные ситуации. Приведите примеры разрешения этих ситуаций. (на обдумывание 2-3 мин), затем выслушиваются ответы групп. (Друг другу подготовленные заранее иллюстрации к произведениям, просят угадать произведение, объяснить что за конфликт был в его сюжете)

Ромео и Джульетта

Тарас Бульба

Тореодор из Васюкивки

Уроки французского

Старик рыбак и золотая рыбка

^ Итог: Чему учат нас эти произведения?

  1. Продолжение разбора теоретического материала. Объяснение на слайдах. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.Инцидент-это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон (слайд 6)

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап - это спад конфликта и его разрешение (слайд 7). В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)

  1. ^ Выстуление докладчиков. Два человека рассказывают сказку Л.Н. Толстого «Ассирийский царь Асархадон»

Есть в обширном литературном наследии Л.Н. Толстого замечательная сказка под названием «Ассирийский царь Асархадон». В ней рассказывается о том, как к царю Асархадону, разгромившему войска царя Лаилиэ, посадившему самого Лаилиэ в клетку и размышлявшему о томкакой казни предать поверженного врага, ночью явился таинственный с словами: «Ты и Лаилиэ — одно».

Асархадон не понял значения этих слов. Тогда старец предложил ему окунуться в волшебную купель. Царь последовал его совету. Едва погрузившись в воду, он превратился в Лаилиэ, перед его глазами прошла вся жизнь этого человека вплоть до того момента, когда он был заточен в клетку, сквозь прутья которой, страдая от горя тельного бессилия, видел, что его лучших друзей ведут на казнь, а любимую жену отдают в рабство. Когда наступил час казни Лаилиэ, Асархадон, не выдержав собственного ужаса, вынырнул из купели и стряхнул с себя наваждение.

Потрясенный пережитым, царь жадно внимал речам старца: «Ты думал, — говорил тот, — что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидел, что, делая зло другим, ты делаешь его себе. Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой жизни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь. Улучшить жизнь в себе можешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твои от других существ, будешь считать другие существа собою – любить их».

На другой день после разговора со старцем Асархадон велел от Лаилиэ и всех пленных, на третий — удалился в пустыню, чтобы о( открывшуюся ему истину, а затем отправился возвещать эту истину городам и весям...

Выводы: - ^ Что хотел донести до нас великий мыслитель?

-Как эти идеи связаны с темой нашего классного часа?

Сказка учит нас простым прописным истинам, или же ^ Золотому правилу морали: «Поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам»

Ребята, попробуйте представить себя великими мыслителями и дать объяснение этому правилу. Теперь давайте посмотрим, какую же трактовку давали этому правилу в давние времена представители различных культур и религий.

4)^ Выступление докладчика

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, Золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы Золотого правила по этическим или социальным признакам. Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права, приличия и уважения:

- Принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему.

- Принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему.

- Принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

^ В христианстве: В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»

В исламе: В Коране Золотое Правило не встречается, но оно есть в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

^ В индуизме: «Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому»

  1. Разминка. Перед разминкой обсуждается каким должен быть вежливый, неконфликтный человек, а какими чертами характера обладает конфликтный человек. Распчатываю и они играют вытягивают черту неконфликтного человека –шаг впере, конфликтного-шаг назад и т. д. Вывод: таким образом я хотела символично показать вам ребята, что человек неконфликтный, умеющий вести себя в конфликтной ситуации может в жизни добиться большего, оказаться впереди при достижении важных жизненных целей.

6)Составление аппликаций. Работа в группах.

  1. ^ Группа Составление аппликации «Колючий кактус» (причины конфликта)

Причины конфликта: желание быть первым, желание показаться сильнее, недопонимание, агрессивное и взвинченное состояние, нежелание уступать, упрямство, желание быть крутым, желание показаться умнее

Что за собой влечет: плохое настроение, депрессию, стресс, страх, агрессию

  1. ^ Группа. Составление аппликации «Ромашка-милашка» (как уйти от конфликта)

Как уйти от конфликта

уступить, не быть мелочным, не опускаться до низких разборок, быть вежливым, быть доброжелательным, попытаться понять того, с кем конфликт возник, поставить себя на место оппонента, говорить спокойным тоном, уважать собеседника, помнить о том, что каждый человек имеет право на собственное мнение.

^ 3 Группа. Составление аппликации «Дерево решений» (разрешение конфликта)

Разрешение конфликта.

 позитивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

 негативное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. ( слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Причины конфликтов в подростковой среде(слайд 13) : борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Правила предупреждения конфликтов: (слайд 14)

7) Работа над проблемным вопросом.

^ Проблемный вопрос: Почему важно не доводить конфликт до критической точки?

Ответ: критическая конфликтная ситуация может привести к правонарушениям.

Чтобы избежать правонарушений, нужно прежде всего не доводить конфликтные ситуации до критической точки, ведь много преступлений совершается по мотивам месте, либо в состояние сильного психологического потрясения, которое зачастую последствие затянувшегося конфликта. Очень часто конфликты приобретают крупные масштабы.

В конфликт могут вступить:

- 2-человека (иллюстации развешены на доске, ребята должны сами догадаться –кто может вступать в конфликт)

-несколько человек

-несколько групп

-части стран, государств

-целые страны, государства

8) Анализ ситуаций по группам. Обсуждение конфликтной ситуации. Задание раздается каждой группе. Найдите выход из данной ситуции. Можно ли поступить иначе?

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3 На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

VII. Рефлексия. Солнышко-лучи трех цветов

Желтый-я хорошо усвоил материал нашего урока и сделал выводы для себя

Оранжевый -Я усвоил материал, однако не думаю, что буду так поступать

Зеленый-Я ничего не усвоил

VIII. Подведение итогов.

Беседа: Что нового вы узнали для себя сегодня? Изменилось ли ваше мнение о конфликте?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconЗадачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции...
Обсуждение с классом предложенных определений и сравнение с определением конфликта в словаре

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconЛ. А. Козер функции социального конфликта
Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconКонфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconКонтрольная робота по дисциплине «Теория фракталов»
Задание и выходные данные к роботе : рассмотреть фрактальную размерность кластера, рассмотреть как, где встречается данная размерность...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconРеферата: “Управление конфликтами, как метод менеджмента”План Введение...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconТема урока. Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке
Цель урока: рассмотреть алгоритм определения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке, формировать навыки и умения применять...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconПрограмма Сущность конфликта: понятие, виды, функции, особенности
Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, т е к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconКоррупция в судебной системе
Целью данной работы является: раскрытие недостатков и пробелов в судебной системе вызывающие коррупцию. Задачи это: 1 охарактеризовать...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconУроков географии в 10 классе по теме:«Глобальные проблемы человечества»
Рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе учащимися 10-х классов,...

Задачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов iconЗадачи сми в процессе предупреждения туберкулеза и борьбы с эпидемией
Одной из таких наиболее важных для современной Украины проблем является эпидемия туберкулеза. Ниже попробуем рассмотреть, на чем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<