В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»




Скачать 57.89 Kb.
НазваниеВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Дата публикации28.02.2013
Размер57.89 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Развитие гражданского общества в Украине
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, политическими, духовными и иными отношениями и связями, которое взаимодействует с государством и функционирует на началах демократии и права. Построение гражданского общества является целью общественного развития, средством всестороннего обеспечения интересов, прав и свобод человека и гражданина.

Исторически идея гражданского общества берет начало от античной Греции и Рима.

Идеи мыслителей того времени (Платон, Аристотель), касающиеся гражданского общества, нашли свое развитие в Риме, где появилось понятие «ассоциация равноправных граждан, которые проживают в городе» («civitas nostra» - «наш город»). Цицерон, как и Аристотель, не видел принципиальных отличий между понятиями «государство» и «общество» («гражданская громада»). Возникновение общества он связывал с развитием человека.

Период Средневековья был менее плодотворным в развитии концепции гражданского общества. Попытки обобщить опыт общения и взаимодействия индивидов вне форм, установленных и контролируемых государством, имели в большинстве религиозный оттенок. Развитие учения о гражданском обществе начинается в период разложения феодализма и зарождения капитализма (17-18 вв.). именно в этот период появилось понятие «гражданское общество». В трудах западноевропейских мыслителей Г.Гроция, Б.Спинозы, Т.Гоббса, Дж.Локка, а со временем Ж.Ж.Руссо и Ш.Монтескье были раскрыты сущность и значение этого понятия, его характерные признаки. Они не предусматривали принципиальной разницы между категориями гражданское общество и государство, но пытались «развести» данные понятия. Т.Гоббс, в частности, рассматривал гражданское общество в русле теории договорного происхождения гражданского общества и теории природного права. Переход от природного состояния к гражданскому обществу он предусматривал в сосредоточении власти в руках мифического человека- Левиафана. Такая верховная власть обеспечивает функционирование гражданского общества, организованного и образованного как государство.

В отличие от Т.Гоббса, представителя государства абсолютизма, другой английский просветитель Дж.Локк единственным законным источником политической власти считал согласие народа, то есть общественный договор. Заключая такой договор, люди образуют гражданское общество, чтобы надежнее пользоваться своими природными правами. Власть не должна посягать на эти права. Иначе народ может расторгнуть договор с правительством.

Марксизм внес элемент классовости в понятие «гражданское общество». К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали данное общество как исторический феномен, результат исторического развития конкретного способа производства. Для них гражданское общество – форма, в которой осуществляется экономическое развитие. Приоритет во взаимоотношениях гражданского общества и государства отдавался первому. Недостатком буржуазного общества и буржуазного государства они считали частный интерес. Как сторонники коллективного интереса К.Маркс и Ф.Энгельс обосновывали изменения в характере гражданского общества и буржуазного государства вследствие социальной революции и появления новой формы диктатуры пролетариата.

Проблемы гражданского общества были предметом интереса и дореволюционной политико-правовой мысли в России и Украине. В России эти вопросы рассматривали Радищев, Герцен и др., а в Украине – Шевченко, Франко, Грушевский, Драгоманов и др. развивая основополагающие идеи восточной школы, они в тоже время внесли национальный элемент в понимание гражданского общества, в частности касающийся конкретных условий монархической формы правления в царской России.

После октябрьской революции в России в 1917 году в Украине сначала наметился процесс формирования гражданского общества. Но он был прерван во второй половине 20-х гг. 20 в. установлением тоталитарно-бюрократической системы в СССР.

После провозглашения в 1991 году государственной независимости в Украине концепция гражданского общества принята как общечеловеческая ценность. Она нашла отображение в Декларации о государственном суверенитете Украины 1991 года и Конституции Украины 1996 года.

Согласно современному представлению гражданское общество является самостоятельной социально организованной структурой для согласования разнообразных интересов людей. Оно не ставиться вопреки государству, а взаимодействует с ним для достижения общих целей. Структурными элементами гражданского общества являются разнообразные объединения граждан, политические партии, массовые движения и т.д. согласно абзацу 2 п.2 Порядка содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 05.11.08 №976, к институтам гражданского общества отнесены:

- общественные организации;

- профессиональные и творческие союзы;

- организации работодателей;

- благотворительные религиозные организации;

- органы самоорганизации населения;

- негосударственные средства массовой информации;

- иные непредпринимательские общества и учреждения, легализованные в соответствии с законодательством.

Таким образом, впервые в истории независимой Украины институты гражданского общества перестали быть исключительно философской или политической категорией, а были нормированы как система субъектов, наделенных правами и обязанностями относительно отстаивания своих легитимных интересов в процессе дальнейшего развития гражданского общества в Украине и участия в управлении государственными делами, в частности, в формировании и реализации государственной правовой политики.

Определяющими для идентификации правосубъектности институтов гражданского общества является правовая форма их деятельности. Так, особое значение приобретает проблема взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти Украины. Ныне это взаимодействие происходит в следующих правовых формах: участие в разработке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов; привлечение институтов гражданского общества к предоставлению социальных услуг; осуществление институтами гражданского общества гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти в форме общественного мониторинга подготовки и исполнения решений, экспертизы их эффективности, предоставление органам государственной власти экспертных предложений, образование общих консультативно-совещательных и экспертных органов, комиссий, групп для обеспечения учета общественного мнения в формировании и реализации государственной политики; проведение органами государственной власти мониторинга и анализа общественного мнения, обеспечение своевременного публичного реагирования на предложения и замечания общественности; ознакомление широких слоев населения с формами участия в формировании и реализации государственной политики, исполнения совместных проектов информационного, благотворительного и социального направления и т.д.

Введение перечисленных форм участия институтов гражданского общества в управлении государственными делами на сегодня определено частью нормативно-правовых актов. В частности, Указом Президента Украины «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» от 15.09.05. №1276, постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы обеспечения участия общественности в формировании и реализации государственной политики» от 15.10.04 №1378, Концепцией содействия органами исполнительной власти развитию гражданского общества, утвержденной Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.11.07 №1035, Порядком содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 05.11.08 №976, и иными нормативно-правовыми актами.

Сущность и содержание приведенных в пример нормативно-правовых актов позволяют сделать вывод, что современная украинская правотворческая и правоприменительная практика отвечают требованиям, предъявляемым к современным демократическим государствам, образуя все необходимые предпосылки для самостоятельного решения общественностью вопроса участия в принятии и реализации решений органов государственной власти и местного самоуправления.

Использованная литература:


  1. Конституция Украины от 28.06.96 №254к/96-ВР;

  2. Указ Президента Украины «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» от 15.09.05 №1276;

  3. Порядок содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 05.11.08 №976;

  4. Юридическая энциклопедия: А-Г/ «Украинская энциклопедия»/ Киев, 1998г.;

  5. Статья В.Л.Федоренко, Я.О.Кагляк «Институты гражданского общества и нормопроектные аспекты»/ бюллетень Министерства юстиции Украины №4-5/2009.


Специалист1 категории

Феодосийского городского

управления юстиции АР Крым И.В. Кувшинов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
Деловая этика государственного служащего – это система профессиональных моральных ценностей и принципов, норм и стандартов служебной...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Особенно это касается усиления регуляторных полномочий по контролю за деятельностью участников процедуры банкротства, совершенствование...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику:«Реализация правовых норм публичного права» Правовые проблемы информатизации в Украине
В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и телекоммуникационных...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и иные предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Гражданство Украины Гражданство Украины
Гражданство Украины – это политико-правовая связь между физическим лицом и украинским государством, которая выражается в их взаимных...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Провозглашение независимости Украины
Появление на карте мира нового государства – Украины – является итогом многовековой борьбы ее народа, который из поколения в поколение...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нём осуществляется народовластие, экономическая свобода,...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права»
Закона определяет, что за­бастовка — это временное коллективное добровольное прекраще­ние работы работниками (невыход на работу,...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику «Реализация правовых норм публичного права»
После провозглашения независимости Украины и принятия Конституции Украины начались радикальные процессы демократизации общества и...

В рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» iconВ рубрику: «Реализация правовых норм публичного права» Ответственность...
В современном мире данное растение считают наркотиком. Наркотические средства – это вещества природного или синтетического происхождения,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<