«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине»




Скачать 94.65 Kb.
Название«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине»
Дата публикации10.04.2013
Размер94.65 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине»



23 апреля 2010 года в Крымском экономическом институте ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана» была проведена научно-практическая конференция на тему «Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине».

Организаторами мероприятия выступили: Крымский экономический институт ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана»; Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, Крымская коллегия адвокатов, Хозяйственный суд Автономной Республики Крым, Крымское отделение Ассоциации юристов Украины.

В ходе конференции прозвучали доклады участников:

Алябышева М.С., доцента кафедры специально-правовых дисциплин КЭИ ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана», председателя Крымского центра правовых исследований «Истина» - «О некоторых проблемах доступа к правосудию»;

Мокрушина В.И., судьи Хозяйственного суда Автономной Республики Крым, председателя Крымского отделения Ассоциации юристов Украины – «Перспективы проблемы дальнейшего усовершенствования хозяйственного процесса»;

Кветкиной Н.В., главного специалиста сектора представительства интересов государства и Главного управления юстиции в судах Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым – «Актуальные вопросы усовершенствования судебной системы Украины».

В дебатах приняли участие:

Трещева Е.Р., судья Окружного административного суда Автономной Республики Крым, осветившая проблемные вопросы реформирования судебной системы;

Яковлев О.О. , прокурор отдела участия в судах Автономной Республики Крым, с темой «Особенности участия прокурора в хозяйственном процессе»;

Панина П.Э., юрисконсульт юридического департамента Крымского РУ Приватбанка, рассказавшая о судебных расходах и их распределении в хозяйственном процессе;

Здоровий О.В., старший юрист Крымской юридической компании «Правовой альянс», который рассмотрел вопрос обеспечения иска в хозяйственном процессе;

Наникашвили И.Н., юрисконсульт ООО «Атан Крым», с темой «Кассационное обжалование судебных решений»;

Попов М.Г., главный специалист Крымского управления по вопросам банкротства, выступление которого затронуло проблемы рассмотрения в хозяйственный судах заявлений о банкротстве.

По окончании дебатов гостями конференции были заданы вопросы всем участникам.

Итоги конференции были подведены Зубаревым В.В., председателем Крымской коллегии адвокатов, который обратил внимание на основные проблемы хозяйственного процесса в Украине, а также на необходимость развития правового образования, профессиональной подготовки юристов в Автономии.


Представителем Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым был рассмотрен вопрос «Актуальные вопросы усовершенствования судебной системы Украины»:
Обязательным атрибутом правового государства является независимая судебная власть, формой осуществления которой является правосудие. Судебная власть ныне признается равной и самостоятельной относительно иных определенных ветвей власти.

Правильно организованная система судов является одной из гарантий справедливого и эффективного судопроизводства. Существующая система судов общей юрисдикции нуждается в совершенствовании с целью реализации принципов, определенных Конституцией Украины и требований статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно обеспечения права на судебную защиту.

Конституционное положение о самостоятельности судебной власти и независимости судей в определенной мере остаются декларативными. Именно поэтому в современных условиях вопросы реформирования судебной системы приобретают особую актуальность.

Сейчас эта реформа базируется на одобренной Указом Президента Украины от 10 мая 2006 г. № 361/2006 Концепции усовершенствования судопроизводства для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами. В указанной Концепции отображается доктринальное видение судебной системы Украины, принципов и путей ее реформирования на период до 2016 года.

Согласно данной Концепции система судов общей юрисдикции должна строиться на принципах: специализации, территориальности и инстанционности.

При этом специализация должна происходить по отраслевому признаку и охватывать всю систему судов общей юрисдикции, а не только отдельную ее часть. Концепция предусматривает выделить в пределах общей юрисдикции гражданскую, уголовную, административную, а также хозяйственную юрисдикцию как особенную разновидность гражданской юрисдикции.

На начальном этапе реформы общие суды предлагается признать специализированными по рассмотрению гражданских, уголовных, а также административных дел, подсудных местным общим судам. Вместе с общими судами действуют суды отдельной судебной юрисдикции - хозяйственные и административные.

^ Территориальную организацию местных и апелляционных судов, согласно Концепции, не следует жестко привязывать к административно-территориальному разделению, в связи с чем предлагается внедрение двухуровневой структуры местных судов.

На первом уровне - район или город - действуют местные суды, которые решают в первой инстанции гражданские, несложные уголовные и административные дела в соответствии со специализацией судьи.

Для второго уровня организации местных общих судов предусмотрено образование окружных уголовных судов для рассмотрения уголовных дел. В этих судах должен функционировать суд присяжных.

Местные специализированные суды предлагается образовывать в пределах области или ее части.

Апелляционные суды должны действовать или в пределах территории одной области, или в пределах части территории одной области, или в пределах территории нескольких областей - в зависимости от необходимости в каждом виде судопроизводства.

^ Инстанционная организация судов должна обеспечить правосудность решения. Лицу, участвовавшему в деле, должно быть гарантировано право на пересмотр его дела судом апелляционной инстанции, учитывая правильность установления фактов и применение права, а после апелляционного рассмотрения дела это лицо должно быть наделено правом обжаловать судебные решения первой и апелляционной инстанции в суд кассационной инстанции (соответствующего высшего суда), кроме случаев, установленных законом, относительно правильности применения права.

Для этого каждый суд должен выполнять функцию лишь одной инстанции: местные суды - первой инстанции, апелляционные суды - апелляционной инстанции, высшие суды - кассационной инстанции, Верховный Суд Украины - кассационной инстанции в исключительных случаях.

Концепция совершенствования судоустройства предусматривает отсутствие в судебной системе Украины такого вида судов, как военные суды. Судьи военных судов имеет особый статус, в частности, состоят на воинской службе, имеют воинские звания, получают доплату за воинские звания. Это противоречит принципу единства статуса судьи, является несовместимым с требованиями относительно независимости и беспристрастности судьи и не отвечает европейским стандартам.

До полной отмены института военных судов эти суды могут сохраняться лишь как суды уголовной юрисдикции для рассмотрения дел о военных преступлениях в первой инстанции.

В настоящее время завершено формирование системы административных судов, высшим судебным органом которых является Высший административный суд Украины. Но на современном этапе встают иные вопросы, например, в части подсудности определенных категорий дел.

В будущем Концепция предусматривает на основе общих судов создание отдельно - уголовных судов, а на основе общих и хозяйственных судов - гражданских судов. Таким образом, систему судов общей юрисдикции будут составлять: гражданские, уголовные и административные суды.

Несмотря на то, что Концепции усовершенствования судопроизводства для утверждения справедливого суда в Украине одобрена еще в 2006 году, до настоящего времени не приняты в новой редакции Законы Украины «О судоустройстве Украины» и «О статусе судей». По поводу проектов данных законов ведется дискуссия среди юристов, ученых, правоведов.

Один из вопросов, которые широко обсуждаются, касается вопросов независимости суда.

В международных документах стандарты независимости суда предусматривают, прежде всего, что назначение (избрание) судей на должности осуществляется органом, независимым от иных органов власти. А если избежать участия политического органа в этом процессе невозможно, то оно должно сводиться до минимума.

В Украине по этому поводу ведется обширная полемика. Еще более остро стоит вопрос о порядке назначения судей на административные должности.

Согласно статье 128 Конституции Украины, судей в первый раз на пять лет назначает Президент Украины, а потом бессрочно - Верховная Рада Украины. Вопросы о целесообразности ограничения участия политических органов в формировании судейского корпуса для обеспечения независимости судебной системы Украины приобретает особое значение. Если эти вопросы будут разрешены на концептуальном уровне, то необходимо будет вносить изменения и в Конституцию Украины.
Независимое положение судов в значительной мере определяется независимым финансовым обеспечением со стороны государства.

Члены Совета судей Украины на своих заседаниях неоднократно высказывались относительно кризисного положения в финансовом обеспечении осуществления правосудия. Обсуждали возможность временного перераспределения средств, предусмотренных на социальные и текущие расходы. Сегодня реальное состояние финансового обеспечении судей ухудшилось настолько, что это приводит к приостановлению их работы в связи с невозможностью оплачивать услуги связи, закупать канцелярское оборудование, оплачивать аренду помещений и др.

Обеспечение судов необходимыми материальными средствами и достаточным финансированием, которые смогли бы создать условия для независимой и эффективной работы должно стать наивысшим приоритетом государства.
В Украине отсутствует эффективный организационный механизм обеспечения соблюдения судьями в своей деятельности принципа верховенства права, ответственности за допущенные нарушения законодательства во время осуществления правосудия. Вопросами дисциплинарной ответственности занимаются квалификационные комиссии судей, которые работают время от времени на общественных началах и из-за нехватки времени не в состоянии осуществлять обоснованные проверки правильности действий судей в определенных конфликтных ситуациях.

Кроме того, на уровне закона не определены гарантии прав и самого судьи с целью защиты от выдвинутого, в значительном количестве случаев необоснованного, обвинения в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. А это требуется международными стандартами гарантирования независимого и беспристрастного правосудия.
Судейская деятельность по своему содержанию и характеру является специфической, требует от ее исполнителя соответствующих качеств и способностей, без наличия которых он не может быть допущен к ее осуществлению. Целесообразно было бы в национальном законодательстве определить требования к лицам, претендующим на должность судьи, необходимых деловых способностей и высоких моральных качеств.

Первым шагом в этом процессе предлагается внедрить в Украине специальную подготовку кандидатов на должности судей и их стажировка в судах, а процедура их отбора должна осуществляться на конкурсной основе. Для внедрения этих механизмов, например, для единой системы анонимного тестирования кандидатов на должность судьи, необходимо законодательное закрепление.
Немало споров вызывают предложения отменить судейскую неприкосновенность. Рассмотрение этого вопроса невозможно без проведения кардинальной реформы отечественной правоохранительной системы. Более того, наличие тех или иных элементов неприкосновенности характерно для статуса судьи в любом демократическом обществе.
Осуществлению эффективной защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц на основе верховенства права мешает также несовершенство действующего процессуального законодательства. В сфере уголовного судопроизводства до настоящего времени действует Уголовно-процессуальный кодекс Украины 1960 г., в сфере судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях - Кодекс Украины об административных правонарушениях 1984 г. Процессуальные нормы этих кодексов не отвечают современным нуждам формирования гражданского общества в Украине.

Не лучшая ситуация в сфере правового регулирования порядка судопроизводства в хозяйственных делах. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины принят в 1991 г. на этапе становления рыночных отношений в Украине. Но на современном этапе сфера хозяйствования значительно усложнилась.
Дискуссионным остается вопрос о реализации конституционного принципа специализации судов (ст. 125 Конституции Украины): вносятся предложения о внедрении этого принципа путем внутренней специализации в существующих судах, а не путем создания новых; предлагается начать реформу не с высших судебных инстанций, а с местных судов, поскольку в первой инстанции рассматривается и разрешается более 90 % дел.

Следует остановиться и на внешних причинах, препятствующих эффективному осуществлению правосудия. Это отсутствие реформ в смежных государственно-правовых институтах: прокуратуры, органов дознания и досудебного следствия, пенитенциарных учреждений, в связи с чем реформирование судебной системы невозможно в отрыве от реформирования органов прокуратуры, досудебного следствия и др.
Можно перечислять еще целый ряд проблем, указывающих на необходимость усовершенствования судебной системы и проведения комплекса реформ также и в системе правоохранительных органов, необходимость дальнейшего усовершенствования национального законодательства и адаптации его к законодательству европейского союза.

Концептуальный подход к проведению судебной реформы, разработка конкретных мер по усовершенствованию законодательной базы деятельности судов, улучшение их финансового и материально-технического обеспечения, усиление ответственности судей за качество правосудия должны стать результатом совместной и согласованной деятельности всех субъектов, привлеченных к разрешению указанных проблем.
Пресс-служба Главного управления юстиции

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» icon«Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Украине»
Семинар на тему: «Проблемы современного украинского хозяйственного права и предложения по их решению»

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconСодержание
Оно является основой цен. Определение результата любого хозяйственного процесса возможно путем обобщения в едином денежном измерителе...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconЮ. Б. Слободяник // Актуальные проблемы учета, экономического анализа...
Украине [Текст] / Ю. Б. Слободяник // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству...
Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Оно является основой цен. Определение результата любого хозяйственного процесса возможно путем обобщения в едином денежном измерителе...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconПроблемы местного самоуправления на современном этапе развития Украины:...
Мировой опыт реформирования местного 19 самоуправления и современная законодательная база в Украине в период с 1991-по сегодняшние...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconПроблемы перестройки фундаментального образования
Постановка проблемы. Последние годы в вузах Украины наблюдается перестройка (зачастую формальная) учебного процесса, вызванная подписанием...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconСовременные проблемы реформирования экономики в модели инновационного развития государства
Цель конференции – обсуждение научно-практических и методологических проблем реформирования экономики и формирования направлений...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» iconСоциальные проблемы реструктуризации угольной отрасли
Среди наиважнейших проблем занятости населения, которые возникают в связи с реформированием хозяйственного механизма, в первую очередь...

«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине» icon1. Сущность и основные элементы бюджетного процесса 5
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса, проблем бюджетного процесса в Украине, а так же выработка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<