Министерства юстиции украины в автономной республике крым




Скачать 125.03 Kb.
НазваниеМинистерства юстиции украины в автономной республике крым
Дата публикации28.02.2013
Размер125.03 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Право > Методическое пособие
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Методическое пособие

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ

ПРИ ВЕДЕНИИ ДОГОВОРНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ:



  1. Введение………..………………..............................Стр. 2-3

  2. Характерные ошибки при ведении договорной работы………………………………………………Стр. 4-12


Введение.
Юридическая служба органа исполнительной власти в соответствии с пп. 11 и 13 п. 10 Общего положения о юридической службе министерства, иного органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 г. № 1040, организовывает работу, связанную с заключением договоров (контрактов), принимает участие в их подготовке и осуществлении мер, направленных на исполнение договорных обязательств, обеспечении защиты имущественных прав и законных интересов органа исполнительной власти, а также согласовывает (визирует) проекты договоров при наличии согласования (визы) руководителей заинтересованных структурных подразделений; проводит вместе с заинтересованными структурными подразделениями анализ результатов хозяйственной деятельности органа исполнительной власти, изучает условия и причины возникновения непродуктивных затрат, нарушения договорных обязательств, а также состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

Аналогичные функции определены и для юридической службы государственного предприятия (пп. 6, 7 п. 11 указанного Общего положения о юридической службе).
В ходе проверок состояния правовой работы органов исполнительной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций устанавливается немало замечаний по организации и ведении договорной работы. Обобщив основные недостатки в этом направлении Главное управление юстиции считает необходимым обратить внимание работников юридических служб (юрисконсультов) на характерные ошибки, допускаемые при ведении договорной работы. С этой целью подготовлено данное методическое пособие, которое содержит извлечения из справок по результатам проверок состояния правовой работы.

Надеемся, что предложенный обзор ошибок поможет специалистам юридических служб усовершенствовать ведение договорной работы, а работникам территориальных управлений юстиции более тщательно проверять данное направление деятельности в ходе проведения проверок состояния правовой работы.

При подготовке пособия использовано законодательство Украины по состоянию на 31.05.2011 г.

Отдел международного сотрудничества,

правовой работы, правового образования

и правового обеспечения ГУ юстиции

гл. специалист Ремига Т.А.

31.05.2011 г.

Характерные ошибки при ведении договорной работы.
Поскольку во многих организациях отсутствует утвержденный порядок ведения договорной работы, рекомендуется разработать и утвердить Положение или Инструкцию о порядке ведения в организации договорной работы, в котором, определить порядок взаимодействия структурных подразделений организации при подготовке проектов договоров, их согласовании и визировании, при заключении хозяйственных договоров, их регистрации, хранении и при осуществлении контроля за исполнением.
Во многих учреждениях, организациях не ведется надлежащий учет заключенных хозяйственных договоров.

В связи с чем следует завести журнал регистрации договоров, в котором предусмотреть, например, следующие графы: порядковый номер (который и является номером договора); дата заключения договора; наименование контрагента (второй стороны по договору); предмет договора; срок действия договора; примечание (в котором проставлять сведения о дополнительных соглашениях к договору).

В иных случаях Журнал учета договоров ведется, но не прошит, листы не пронумерованы, не скреплен подписью должностного лица и печатью предприятия.

В нормативно-правовых актах по вопросам делопроизводства специально не оговорено необходимости и порядка прошивки и скрепления журналов. Вместе с тем, журналы рекомендуется прошивать, листы нумеровать и отметки о количестве прошитых листов скреплять подписью руководителя организации (можно печатью общего отдела).
В иных случаях регистрация заключенных хозяйственных договоров осуществляется. Но, несмотря на то, что договоры в журнале учитываются, номера, присвоенные договорам в организации на самих договорах не проставляются.

Это является невыполнением требований п. в п. 3.3.1 Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г.

Согласно указанным требованиям регистрация документа – это фиксирование факта создания или поступления документа путем проставления на нем условного обозначения – регистрационного индекса с дальнейшей записью в регистрационных формах необходимых сведений о документе. Каждый документ регистрируется в данном учреждении в день подписания или утверждения.
На договорах отсутствуют отметки о согласовании проекта договора бухгалтером (планово-финансовой службой) и руководителями иных заинтересованных структурных подразделений.

В то же время, согласно подпункту 11 п. 10 Общего положения о юридической службе министерства, иного органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 1040 от 26.11.2008 г., юридическая служба согласовывает (визирует) проекты договоров при наличии согласования (визы) руководителей заинтересованных структурных подразделений.
В договоре о предоставлении услуг по подписке на периодические издания определено, что в случае нарушения сроков исполнения обязательств, виновная сторона обязана заплатить пеню в размере учетной ставки НБУ за каждый день просрочки исполнения данных обязательств.

Следовало бы в договоре определить, за неисполнение каких конкретно обязательств применяется неустойка в виде пени, поскольку уплата пени возможна только за неисполнение денежных обязательств (например, за неуплату или просрочку оплаты за услуги подписки).

Так, согласно статье 549 Гражданского кодекса Украины штрафом является неустойка, исчисляемая в процентах от суммы неисполненного или ненадлежащим образом исполненного обязательства, а пеней является неустойка, исчисляемая в процентах от суммы несвоевременно исполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения. Исчисление двойной учетной ставки Национального банка Украины предусмотрено для пени в соответствии с Законом Украины «Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств».

За неисполнение иных, не денежных обязательств (например, в случае несоблюдения сроков поставки товара, некомплектности и т.п.) можно было бы предусмотреть в договоре уплату штрафа.
В договоре не указано, до какого срока действует договор, в предусмотренной графе оставлено пустое место. А также оставлены пустые места в некоторых пунктах (приложения), что позволяет прошедшим числом проставить в них любые данные. В случае отсутствия приложений следует проставлять прочерки.
В договоре отсутствует заголовок (наименование), хотя из содержания предмета следует, что это договора купли-продажи.

Заголовок договора относится к реквизитам договора и его отсутствие не влечет правовых последствий, но говорит о культуре ведения договорной работы.

В договоре с физическим лицом-предпринимателем Ф.И.О. об оказании услуг по техническому обслуживанию оборудования нечетко определены размеры штрафных санкций.

Так, в пункте договора указано, что в случае нарушения сроков и неисполнения обязательств по настоящему договору предусматриваются штрафные санкции не ниже одной учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

В случае неисполнения договорных обязательств невозможно будет определить, из какого конкретно размера исчислять штрафные санкции.

Кроме того, понятие «штрафные санкции» является обобщенным. Поэтому в договоре следует указывать конкретный вид штрафных санкций, как это определено в ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины, например, пеня или штраф.
В договоре о предоставлении услуг по подготовке и проведению мероприятий с проведением концертной программы указано, что в случае невыполнения одной из сторон условий настоящего Договора, он может быть в одностороннем порядке по требованию другой стороны разорван (рекомендуется указывать «расторгнут») или в судебном порядке признан недействительным.

Признание договора недействительным по указанным условиям в законодательстве Украины не предусмотрено.

Основания для признания недействительности сделки четко определены в статье 215 Гражданского кодекса Украины и конкретизированы в статьях 218-236 ГК Украины.

Правовые последствия нарушения обязательств предусмотрены в статье 611 Гражданского кодекса Украины и ст. 216 Хозяйственного кодекса Украины.

В договоре с Предприятием не указан срок его действия. В пункте договора указано, что договор действует с момента его подписания и до исполнения сторонами своих обязательств. Не определен срок, до которого договор должен быть исполнен, что может повлечь неисполнение договора на протяжении длительного времени. В пункте указанного договора имеются дописки, которые не оговорены.
В договоре об исполнении платных работ (услуг) указано, что все дополнения и изменения к этому договору, которые могут иметь место после его подписания, должны быть согласованы сторонами и оформлены письменно.

Рекомендуется дополнять данное положение словами «путем заключения дополнительного соглашения», поскольку не любая письменная форма может соответствовать требованиям закона и быть признана действительной.


В договоре неверно указано, что Предприятие действует на основании Положения в то время, когда действует на основании Устава.
В договоре с Предприятием, которое является Заказчиком, не указаны реквизиты Предприятия и его юридический адрес. Только из приложенной к договору копии свидетельства о регистрации Предприятия как плательщика налога на добавленную стоимость можно определиться с юридическим адресом контрагента.
В договоре о проведении гигиенической экспертизы базы отдыха и осуществлении текущего санитарного надзора, профилактическом исследовании работников базы отдыха на носительство возбудителей кишечной инфекции не определен срок выполнения работ, хотя в одном из пунктов предусмотрена ответственность за неисполнение сторонами своих обязательств.

Отсутствие указания сроков выполнения работ может повлечь неисполнение обязательств на протяжении длительного времени. Такие недостатки следует устранять путем заключения дополнительного соглашения.
В договоре об оказании информационно-консультационных услуг в семинаре не определен механизм исполнения договора в части направления специалистов на учебу (например, по отдельной заявке о направлении на учебу или в определенные дни по утвержденному графику и т.п.).
В договоре на отпуск горюче-смазочных материалов с АЗС в разделе, где определяется ответственность сторон, предусмотрено двойное взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами: 0,5% от стоимости неоплаченных ГСМ за каждый день просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы, что является неверным. При этом имеется ссылка на статьи 692 и 625 Гражданского кодекса Украины, которые предусматривают один вид процентов, правовая природа которых определена в статье 536 (Проценты) ГК Украины.

Ответ на претензию в связи с неисполнении договорных обязательств не направлен, что является невыполнением требований части 8 ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины, что может повлечь правовые последствия для организации.

Так, согласно ч. 9 ст. 222 ХК Украины в случае нарушения установленных сроков рассмотрения претензии или оставления ее без ответа суд при разрешении хозяйственного спора взыскивает в доход государства с виновного лица штраф в размере, установленном законом.
Установлен случай, когда договор от имени генерального директора подписывает иное лицо, а при подписании иным лицом это надлежаще не оговорено. Так, договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств подписан от имени генерального директора иным лицом путем проставления подписи через косую черточку без указания фамилии, инициалов и должности.

Согласно п. 4.6.9 Примерной Инструкции по делопроизводству в министерствах, иных центральных органах исполнительной власти, Совете министров АР Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1153 от 17.10.1997 г., если должностное лицо, подпись которого указано на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, которое исполняет его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указывается должность лица, которое подписало документ, его фамилия (исправления вносятся чернилами или машинописным способом, например, «и.о.», «зам». Не допускается подписание документа с предлогом «за» или проставлением косой черточки перед наименованием должности.
В договоре с субъектом предпринимательской деятельности – физическим лицом Ф.И.О. об оказании организационно-информационных услуг не указаны необходимые данные о стороне: нет ссылки на свидетельство о государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности – физического лица (номер и дата).

В договоре с субъектом предпринимательской деятельности – физическим лицом Ф.И.О. об оказании организационно-информационных услуг не конкретизирован перечень услуг по организации участия двух представителей Заказчика в Форуме. В частности указано, что исполнитель обязуется обеспечить участие в работе Форума двух представителей Заказчика, комфортные условия работы в рамках Форума, предоставление сборника докладов Форума.

Не конкретизирован перечень услуг (работ) ни в Договоре или приложениях к нему, ни в акте выполненных работ. При этом работником юридического отдела при согласовании проекта договора вносились предложения относительно отражения в договоре конкретики относительно обеда и ужина и т.д. Однако эти предложения во время заключения договора во внимание не приняты. Указанные неточности могут повлечь ненадлежащее исполнение договора и сомнения в целевом расходовании денежных средств.
Как пример правильного оформления подобного договора следует привести Договор поручения о предоставлении услуг при организации участия в форуме, в котором предмет договора изложен верно, в нем конкретизирован перечень услуг: проживание, питание, транспортные услуги, конференц-сервис согласно программы со ссылкой на приложение № 1 к договору, в котором четко приведен перечень услуг и мероприятий.

Указанные выше недостатки следует устранять путем заключения дополнительного соглашения с контрагентом.
В Договоре указано, что изменения и дополнения, которые предлагается внести, рассматриваются на протяжении 1 месяца с даты их представления на рассмотрение иной стороны.

В то же время, согласно ст. 181 Хозяйственного кодекса Украины срок для рассмотрения проекта договора, и его подписания, для рассмотрения протокола разногласий к договору и рассмотрения протокола разногласий определены в 20 дней.

В пункте договора о поставке товаров, где определяется ответственность сторон, предусмотрено двойное взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами: 0,5% от стоимости неоплаченных ГСМ за каждый день просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы, что является неверным. При этом имеется ссылка на статьи 692 и 625 Гражданского кодекса Украины, которые предусматривают один вид процентов, правовая природа которых определена в статье 536 (Проценты) ГК Украины.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 625 Гражданского кодекса Украины должник, просрочивший исполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договоров или законом.

Однако в указанном договоре уже предусмотрен размер процентов: 0,5% от стоимости неоплаченных ГСМ за каждый день просрочки и установление еще 3% является неверным.

В договоре предусмотрена уплата «штрафных санкций» за нарушения Исполнителем порядка использования денежных средств в виде предоплаты. При этом не конкретизирован вид штрафных санкций. Понятие «штрафные санкции» является обобщенным. Поэтому в договоре следует указывать конкретный вид штрафных санкций, как это определено в ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины, например, пеня, штраф или неустойка.

В договоре о выполнении работ предусмотрено, что стороны освобождаются от исполнения обязательств, которые вытекают из этого договора, если это неисполнение является следствием действия непреодолимой силы, а именно пожара, стихийного бедствия, изменения законодательства и ин.

Изменение в законодательстве неверно отнесено к действиям непреодолимой силы.
Юридическая служба не практикует организацию мониторинга исполнения хозяйственных договоров, осуществление сверок по исполнению хозяйственных договоров или истребование информации у бухгалтера о состоянии исполнения договоров.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктами 6 и 7 п. 11 Общего положения о юридической службе министерства, иного органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения, организации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 г. № 1040, юридическая служба предприятия организовывает работу, связанную с заключением договоров (контрактов), принимает участие в их подготовке и осуществлении контроля за исполнением, дает правовую оценку проектам таких договоров (контрактов); принимает участие в обеспечении защиты имущественных прав и законных интересов предприятия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
______________




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconГлавное управление юстиции министерства юстиции украины в автономной республике крым
Организация работы по систематизации законодательства в территориальных управлениях юстиции автономной республики крым

Министерства юстиции украины в автономной республике крым icon19 июня в Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины...
Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым состоялось очередное заседание Республиканского...

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconАвтономной Республике Крым
Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconПоложительный опыт работы юридической службы Государственной налоговой администрации в ар крым
Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым 16 июля 2009 года провело плановую комплексную...

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconРешением Президиума Торгово
Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в автономной Республике Крым

Министерства юстиции украины в автономной республике крым icon«Проблемы реформирования хозяйственного процесса в Украине»
Мический институт гвуз «Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана»; Главное управление юстиции Министерства...

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconРешением Президиума Торгово
Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в автономной Республике Крым Свидетельство N2

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconЗа период с 01. 03. 2010 г по 31. 03. 2010 года Главное управление...

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconЗа период с 01. 12. 2009 г по 31. 12. 2009 года Главное управление...

Министерства юстиции украины в автономной республике крым iconГлавное управление юстиции министерства юстиции украины в автономной республике крым
Кузик Н. В. Методические рекомендации «Правовые информационные ресурсы в сети Интернет». /Под ред. Е. Е. Добржанской.: – Симферополь....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<