Скачать 215.87 Kb.
|
Ассоциация Развития Франчайзинга в Украине ПАКЕТ ФРАНЧАЙЗИНГА (расширенный комментарий)
Пакет франчайзинга - это товар, который Франчайзер продает Франчайзи в виде материальных или нематериальных объектов, в составе оказания услуг или выполнения работ, что в целом определяют интеллектуальную собственность Франчайзера. В зависимости от вида деятельности Франчайзера и состава услуг \ работ, которыми будет заниматься Франчайзи, зависит объем и состав пакета Франчайзинга. Потенциальному Франчайзи важно знать, на какие услуги от Франчайзера он может рассчитывать, в каком объеме, в какой последовательности, на протяжение какого времени. В процессе знакомства с Франчайзи необходимы разъяснения, какими этапами он будет получать услуги или консуль-тации от Франчайзера, какой принцип формирования цен на такие услуги. Успех франчайзингового проекта зависит от того, насколько адекватно и полно Франчайзи усвоил, какие он получит услуги от Франчайзера и в чем заключается конечный результат. ^ Пакет франчайзинга, который продается Франчайзером для становления бизнеса в системе быстрого питания, должен предусматривать, до начала введения в эксплуатацию предприятия Франчайзи, предоставление услуг в виде следую-щих этапов и документов: ^ Франчайзинг как правовая или маркетинговая концепция не нова. Франчайзинг, как понятие, в буквальном смысле происходит от французского слова "Франшиз", что означает льгота, привилегия. В строгом смысле термин "франшиза" означает право на льготное предпринимательство, а "франчайзинг" - концепцию, систему, связанную с использованием этой формы деятельности на основе договорных отношений. ^ Логическое использование термина "франчайзинг" лучше всего представить в следующей последовательности:
-в идентификации торговой марки -в методе успешного ведения бизнеса в проверенной системе маркетинга и дистрибъютерства.
Деловое выражение "франчайзинг" реализуется на основе договорных отношений. В этом случае определение "франчайзинг" можно представить как:
В зависимости от вида деятельности, "предмет" Договора франчайзинга \ ДФ можно классифицировать как:
При этом, основные стороны и положения во франчайзинге определяются следующим образом:
^ : ФВ подлежит амортизации на период действия ДФ.
Важно: Обычно, роялти - это компенсация за продолжающиеся услуги франчайзера для франчайзи (тренинг, консультации, услуги на месте у франчайзи и т.д.), а также - возврат финансирования за действительный объем оценки рынка франчайзинга на месте \ регионе деятельности франчайзи.
^ Конституцией Украины (ст.42) гарантировано: право каждому гражданину осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. До настоящего времени, в законодательстве Украины отсутствует нормативное положение о франчайзинге, которое бы регламентировало требования к "Договору Франчайзинга" \ ДФ. Гражданский Кодекс Украины (ГК Украины) в главе 76 "Коммерческая Концессия", предусматривает возможность заключения соглашений \ договоров заменяя франчайзинг термином "Коммерческая Концессия". Договор Коммерческой Концессии \ ДКК относится к долгосрочным обязательствам, которые заключаются между субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными в установленном порядке. В соответствии с гл. 76 ГК Украины такой договор должен быть заключен в письменной форме. Хозяйственный Кодекс Украины (ХК Украины) в главе 36 "Использование в коммерческой деятельности прав других субъектов хозяйствования (коммерческая концессия)", предусматривает возможность заключения соглашений \ договоров заменяя франчайзинг термином "Коммерческая Концессия". Требования к договору - схожие по ст.76 ГК Украины. Концессия (concessio - покупка) разрешение, уступка. Договор о передаче и эксплуатацию на определенный срок финансовых, хозяйственных объектов пользователю. Главной особенностью ДФ\ДКК является передача исключительных прав, как правило, комплекса прав на объекты интеллектуальной собственности. Предметом ДФ\ДКК являются отчуждаемые имущественные права. Цена является одним из существенных условий ДФ\ДКК, в отличие от срока договора, который международной практикой к существенным условиям не отнесен. Рекомендуемый срок для начала деятельности сторон - 5 лет. На сегодня, в отсутствие закона о франчайзинге в Украине, но с учетом исполнения положений ГК\ХК Украины наблюдается тенденция применения метода франчайзинга в практической деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Наблюдается экспансия иностранного \ отечественного влияния распространения франчайзинга в регионах Украины. Успешное развитие франчайзинга в Украине возможно только при обеспечении "правовой охраны интеллектуальной собственности" в соответствии с Украинским и международным правом. На сегодня эти вопросы регламентируются следующими нормативными документами:
Комплекс прав на знаки, марки, названия, изобретения, промышленный образец, коммерческие наименования, "ноу-хау" и другую интеллектуальную собственность теперь регламентируется наравне с правами на вещи и имущество (см.: ст.418-432 ГК \ ст.154-162 ХК Украины). Мерой оценки \ подтверждения таких прав является - Патент \ Свидетельство \ Сертификат. Каждый франчайзер исходит из того, что он имеет права как минимум на следующие активы интеллектуальной собственности:
Портфель прав франчайзера определяется, чем владеет заявитель прав в составе списка на "чистые" объекты интел-лектуальной собственности \ ОИС и смежных прав. Список \ драфт делится на:
ВАЖНО: Активы списка учитываются на счете 04 Бухгалтерского Учета. Их стоимость легально оценивается достаточно солидно (на основе документов, подтверждающих прямые расходы на их осуществление). Список - драф определяет содержание и основную стоимость ДФ \ ДКК. Весомость и серьезность намерений Фран-чайзера определяется простым вопросом потенциального Франчайзи: "Сколько у Вас патентов?". Полный список \ драф, как интегрированный комплекс, естественно дорогой в сумме, по сути, дробиться не должен. Отдельные пози-ции "нарезкой", как правило, не продаются. Целостный франчайзинговый комплект интеллектуальной собственности есть по сути органичным, живым продуктом и не способен работать частями.
*Концепция франчайзинга - по виду деятельности *Пакет франчайзинга для оператора: состав и содержание (таблица) *Стоимость пакета франчайзинга *Стоимость вступительного взноса для Франчайзи *Параметры торгового объекта (на основе принятого к использованию объекта собственности): -Общая площадь территории с размещением: строения, подъездных дорог, тротуаров, площадки для мусора, газонов и т.д. (при необходимости) -Площадь помещений (общей \ полезной (зал) \ рабочей (зона приготовления - подача готовой продукции) \ санитарной (санузлы) \ бытовой \ пожарной и т.д. -Потребление \ расход: электроэнергия \ газ \ вода. *Рекомендуемые к выполнению объемы продаж на типовых объектах торговли. Пример: "Рекомендуемые предложения Франчайзера в составе следующих параметров объектов торговли \ общественного питания": Основные параметры франчайзинга объектов торговли \ общественного питания – Пиццерий "Авто - Пицца": Таблица№1. Вариант для отдельно стоящего модуля.
Примечание: В настоящее время Производственное предприятия "Авто - Пицца" осуществляет доработку объекта общественного питания типа "Макси" с учетом планирования его расположения на выделенной территории.
*Дизайн - проекты объектов торговли (например: типовые "Мини" \ "Миди" \ "Макси" \ "Мега"), которые будут использоваться Франчайзи для предпринимательской деятельности (основные параметры проекта). *Требования Франчайзера по авторскому надзору за выполнением дизайн - проекта в процессе его реализации на объекте торговли (перечень). *Спецификации (в полном объеме, в виде таблиц) на: -строительные материалы -оборудование (торговое, холодильное, санитарное, специальное и др.) -мебель, инвентарь для комплектации объекта торговли. *Условия поставки на условиях скидок: материалов \ оборудования \ мебели \ инвентаря \ расходных материалов от рекомендуемых Франчайзером поставщиков (типовые договора). *Корпоративная рекламная продукция (эскизы, фото, образцы): -Световые рекламные вывески \ стояки \ указатели \ др. -Униформа персонала торгового объекта -Полиграфия на расходной упаковке \ одноразовой продукции *Капитализация создания типовых объектов торговли (таблица, с разбивкой по основным статьям расходов) *Сроки и условия создания типовых объектов торговли (сезонность строительства, срок начала и завершения строительства и ввод объекта в действие) ВАЖНО: Франчайзер предоставляет выше перечисленную информацию для Франчайзи с целью ознакомления его с документами по вариантам выбора типового объекта торговли для осуществления своей практической деятельности.
*Состав фирменной продукции Франчайзера - по перечню, согласно специализации предприятия… *Диетологические показатели фирменной продукции *Нормативные документы на подтверждение фирменной продукции *Технологические требования к приготовлению готовой продукции на объекте торговли. *Условия поставки, хранения и реализации продукции на типовых объектах торговли
* Типовые объекты торговли Выбор типового объекта торговли Маркетинг \ Реклама: Поддержка Франчайзера Сроки и затраты на создание объекта торговли Подбор и обучение персонала объекта торговли Финансово - хозяйствен-ная деятель-ность бъекта торговли Анализ пока-зателей дея-тельности франчайзи Учет \ Контроль \ аудит Консультации франчайзера Торговая марка, фирменная продукция - объекты собственности Франчайзера "Стандарты" Франчайзера - обязательны в исполнении работ Франчайзи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Формализованная модель бизнеса для условий франчайзинга торгового объекта: Франчайзер предусматривает оказание следующих услуг в рамках деятельности Франчайзи:
*Штатное расписание для типовых объектов торговли: -Собственник франчайзинга - Франчайзи -Менеджер \ Управляющий объекта торговли -Персонал обслуживания (по списку) *Программа обучения менеджера \ персонала обслуживания на базе учебного класса Франчайзера. *Программа обучения менеджера \ персонала на объекте торговли Франчайзи *Консультации по трудовому законодательству: режим работы, соответствие штатного расписания условиям работы, обеспечение посменной работы, графики отпусков, коллективные договора и т.д.
Все действия по созданию объекта торговли на условиях франчайзинга должны быть обеспечены по исполнению текстовыми документами Франчайзера. Это позволит Франчайзи руководствоваться ими и последовательно выпол-нять этапы работ в рамках "Плана действий" по созданию объекта торговли Франчайзи, а также найти ответы на вопросы по теме совместных работ с Франчайзером в сфере франчайзинга. Состав отдельных текстовых документов Франчайзера можно свести к понятию "Стандарт". Это позволит системати-зировать требования к франчайзингу рекомендуемого вида деятельности, например в сфере "Быстрое Питание" на основе фирменных изделий, например, таких как: Пицца \ … \ … \ … \ … . ^ : "Авто - Пiца" \ "Piz - Stop" \ … , позволяет сформировать базовые требования, основой которых является: *Права Франчайзера на интеллектуальную собственность названия и обозначения торговой марки *Права Франчайзера на интеллектуальную собственность типовых архитектурных форм объектов торговли (дизайн- проект \ цветовое исполнение фасада объекта торговли \ планировка помещений объекта торговли и территории ) *Права Франчайзера на логотип типографского исполнения на расходных материалах *Права на фасон и модель форменной одежды персонала штатного расписания объекта торговли. Форма и содержание "Стандарта" позволяет кратко и ясно изложить требования и условия их исполнения в рамках франчайзинга объекта торговли, например: *Ассортимент фирменной продукции Франчайзера *Требования к поставке, хранению, приготовлению и продаже фирменной продукции *Требования по обслуживанию посетителей *Требования по санитарному содержанию помещений и территории объекта торговли *Требования по оформлению интерьера объекта торговли *Требования к освещению, уровню звука \ шумов и вентиляции \ кондиционирования в помещениях объекта торговли *Другие требования. ^ Деятельность объекта торговли в рамках франчайзинга, например: в сфере "Быстрое Питание" с момента его создания, должна быть последовательно описана в соответствующих документах Франчайзера. Комплект таких документов целесообразно свести к "Пакету \ Книге Франчайзи". Главная цель создания такого пакета - донести до потенциального Франчайзи в доступной форме информацию в виде: *Общих положений рекомендуемого к приобретению франчайзинга (по объемам продаж) *Требования и предложения по созданию объекта торговли Франчайзи *Схема работы Франчайзи *Стандарты Франчайзера, т.е. основные условия, каких должен придерживаться Франчайзи для того, чтобы выйти на плановые показатели рентабельности и соблюсти идентичность с Франчайзером *Методические материалы по обучению *Практические примеры для учета в процессе работы Франчайзи *Практические рекомендации по маркетингу и рекламе *Бизнес - модель деятельности объекта торговли Франчайзи *Программное обеспечение финансово-хозяйственного учета \ отчетности на объекте торговли Франчайзи *Анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности объекта торговли Франчайзи *Условия проведения аудита деятельности объекта торговли Франчайзи *Организация открытия и запуск в работу объекта торговли Франчайзи *Библиотека Франчайзи - подборка официальных изданий по законодательству Украины, нормативным актам, Гост` ам и Стандартам Украины. Учебные пособия. Паспорта и Инструкции по обслуживанию техники \ оборудования (в составе объекта торговли). Инструкции \ документы по штатному расписанию. Телефонный справочник Франчайзера и основных поставщиков \ контрагентов. *Другие документы… ВАЖНО: Состав и содержание стандартов имеет важное значение, как ориентир и критерий для оценки деятельнос-ти Франчайзи в рамках договорных отношений с Франчайзером, а также для возможности осуществления контроля и выравнивания качества Франчайзером на объекте торговли Франчайзи!
Рекомендуется следующая хронология отношений сторон: Франчайзер \ Франчайзи для реализации целей сотрудничества:
^ Франчайзи обязуется дать ответ о своем решении - намерении приобрести франчайзинг в срок 10 дней, с даты получения представления франчайзинга !
- Договор коммерческой концессии - франчайзинга - Представление франчайзинга: БЕСПЛАТНО! - "Пакет Франчайзи": на условиях ОПЛАТЫ франчайзного взноса \ ^
ВАЖНО: Рекомендуемый срок обсуждения сторонами предложения франчайзера и принятия решения Франчайзи о его приобретении, создании и запуске в работу определяются возможностями и интересами сторон, а также сезонностью года: Таблица№2.
Примечания: 1. Правило 10 и 5 дней (деловых) означает:
- Условия и сроки платежей франчайзной оплаты: Франчайзный Взнос \ ФВ, Роялти \ Р, Рекламный фонд \ РФ, - Сметную стоимость начала работ \ ввод в действие объекта торговли \ СС-ОТ,
ВАЖНО: *) Пакет Франчайзинга «Авто-Пицца» демонстрируется Франчайзи и передается ему только после подписания ДКК сторонами и оплаты Франчайзи ФВ на р\с Франчайзера. ВЫВОДЫ:
Автопица011.н. |
![]() | В описание этапов развития франчайзинга (в хронологическом порядке), ключевые личности, чья | ![]() | Целью данного исследования является рассмотрение условий распространения франчайзинга в Украине, рассмотрение основных тенденций... |
![]() | «Федерация развития франчайзинга Украины» при поддержке Triarh Corporation Intl, Управления потребительской инфраструктуры и агропромышленного... | ![]() | Первый магазин на принципах франчайзинга «Продуктовая Корзинка» открылся в городе Харьков 8 июня 2010г |
![]() | Первый магазин на принципах франчайзинга «Продуктовая Корзинка» открылся в городе Харьков 8 июня 2010г | ![]() | При этом не обязательно, чтобы пользователь уже занимался данным видом предпринимательской деятельности. Главное, чтобы он был зарегистрирован... |
![]() | Печатные салоны Alfa Graphics | ![]() | Освещены возможные конфликты и варианты их решения при заключении договоров. Сделан вывод о пользе франчайзинга для растущих компаний,... |
![]() | Семинар проводит СеминарЦентр Ассоциации франчайзинга, в котором постоянно проводятся | ![]() | Результат- открытие 2-х филиалов и 4-х представительств по схеме франчайзинга, значительное увеличение грузооборота компании |