Скачать 451.73 Kb.
|
Московская Духовная АкадемияСеместровое сочинениепо предмету Православная педагогика студента I курса Московской Духовной Академии Шурыгина Артемия на тему: «Учебно-воспитательная работа в Православной гимназии». Сергиев Посад, 2002 г. План:
II. Этапы создания и период становления Православной гимназии: а) Правила внутреннего распорядка Православной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского. б) Анализ образовательной ситуации. ^ и государственными структурами.г) Схема структуры управления Гимназией. д) Воспитательная и внеклассная работа. е) Основные направления методической работы. ж) Работа с родителями. III. Планы развития Гимназии: а) Формирование концепции развития Гимназии. б) Развитие материально -технической базы. в) Формирование творчески работающего коллектива педагогов- единомышленников. г) Организация учебно – воспитательного процесса. д) Воспитательная работа. е) Методическая и инновационная работа. ж) Совершенствование системы управления Гимназии. з) Разработка и использование инновационных технологий. и) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов. к) Лечебно – оздоровительная работа.
^ 2. Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии. а) Урок – как основная форма организации учебного процесса. б) Приобщение к литургической и молитвенной жизни Церкви. в)Внеурочные тематические мероприятия, преимущественно учебного характера. г) Подготовка и проведение общегимназических праздников. д) Классные мероприятия. е) Участие в управлении Гимназией. ж) Внеурочные мероприятия, преимущественно игрового характера. з) Спортивно – оздоровительные мероприятия. и) Паломничества и экскурсии. к) Участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах и в других подобных мероприятиях. л) Внутригимназические конкурсы, предметные олимпиады и недели. м) «Встреча с интересными людьми». н) Мероприятия по трудовому воспитанию. о) Музыкальное направление. Хор. п) Организация летнего отдыха детей. р) Издательская деятельность. с) Работа библиотеки, аудио- и видео- теки. т) Формирование самосознания на государственном и гимназическом уровнях. у) Кружковая работа, работа в творческих мастерских, занятия в секциях, студиях. ф) Связи с иными образовательными и учебно-воспитательными учреждениями. х) Информатика и информационные технологии. ^ I. Вступление Проблемы первого поколения православных учебных заведений показывают важность и необходимость особенно тщательной проработки подхода к созданию и развитию таких школ, необходимость четкого формулирования основных принципов учебно-воспитательной работы, необходимость разработки форм и методов воплощения этих принципов в жизнь. Данная работа предлагает анализ конкретного примера, – в ней рассматривается опыт создания и работы Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в городе Сергиев Посад (Московская область, город Сергиев Посад, Скобяной посёлок, улица Клубная, 26.). Основная задача данного труда - изучение имеющегося опыта учебно-воспитательной работы, выявление положительных, практических сторон этого опыта и попытка его систематизации. ^ Непосредственному процессу создания Гимназии обыкновенно предшествует анализ ситуации, результат которого должен показать необходимость создания Гимназии, актуальность этой формы организации учебного заведения, наличие потенциального контингента учащихся и преподавательского состава. Это исследование может быть проведено, например, с помощью анкетирования. Оптимальный вариант, когда Гимназия создаётся на базе уже действовавшей воскресной школы и при непосредственном участии духовно и экономически сильных организаций (прихода, монастыря и т.п.). Город Сергиев Посад – один из немногих городов России, который является центром Православия, поэтому вопрос необходимости создания Православной гимназии был предрешен. Развитие учреждения подобного типа является значимым для духовно – нравственного становления общей культуры жителей города Сергиева Посада. Собственно процесс создания в первоначальном этапе представляет собой подготовку соответствующей документации учредителями новообразуемого учебного заведения. 14.08.98 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал своё письменное благословение быть учредителем Гимназии имени прп. Сергия Радонежского архиепископу Верейскому Евгению, ректору Московской Духовной Академии и Семинарии, и архимандриту Феогносту, наместнику Троице - Сергиевой Лавры.1 Затем был составлен и подписан договор о создании автономной негосударственной некоммерческой организации Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского «в целях организации образовательного процесса и воспитания обучающихся на основе духовно-нравственных принципов формирования личности в традициях Русской Православной Церкви» (Ст.1.).2 Учредителями Гимназии выступили Администрация Сергиево-Посадского района в лице Главы района Гончарова В.Д., действующего на основании Устава муниципального образования «Сергиево-Посадский район», Троице-Сергиева Лавра, в лице наместника архимандрита Феогноста, действующего на основании Устава, Московская Духовная Академия, в лице ректора архиепископа Евгения. Статья 3 данного договора гласит: «Для обеспечения деятельности Гимназии учредители принимают на себя следующие обязательства: 1)Администрация: а)предоставляет Гимназии здание в аренду на льготных условиях; б)передаёт Гимназии в собственность образования, учебно-наглядные пособия, учебную и методическую литературу для обеспечения федерального компонента в размерах бюджетных средств, направляемых муниципальным образовательным учреждениям, на уровне не ниже определяемого нормативами, действующего на территории Сергиево - Посадского района; в) осуществляет контроль исполнения законодательства РФ в области образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в пределах муниципального финансирования; г) осуществляет единовременные взносы на основании утвержденного Советом учредителей финансового плана; д) представляет работникам Гимназии возможность пользоваться социальными льготами, реализуемыми через Комитет по образованию и защите прав детей; 2) МДА: а) обеспечивает кадрами согласно штатного расписания и учебных планов; б) создает благоприятные условия для духовно-нравственного развития обучающихся; в) оказывает помощь в проведении текущего ремонта здания, помещений, оборудования Гимназии; г) осуществляет единовременные взносы на основании утвержденного Советом учредителей финансового плана; д) проводит встречи и семинары с преподавательским составом Гимназии; е) проводит аттестацию администрации и преподавательского состава Гимназии на знание основ Гимназии; 3)Лавра: а) участвует в расходах по эксплуатации и содержанию здания и помещений Гимназии; б) участвует в создании материальной базы для успешного духовного и интеллектуального развития; в) осуществляет единовременные взносы на основании утвержденного Советом учредителей финансового плана; г) участвует в организации паломнических и культурно- просветительских мероприятий. Дополнительные обязательства определяются Уставом Гимназии». 21.08.98 года Московской областной регистрационной палатой Православной Гимназии имени преподобного Сергия Радонежского было выдано свидетельство о регистрации и зарегистрирован Устав автономной некоммерческой негосударственной общеобразовательной организации Православной Гимназии.3 29.12.98 года Департаментом Московской области по образованию Гимназии была выдана Лицензия за № 1162 на осуществление образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.4 Параллельно осуществляется подготовка помещений здания бывшего детского сада для работы Гимназии и обеспечивается минимум материально-технической базы. Следующий этап - поиск педагогического коллектива и обслуживающего персонала, отвечающего не только уровню профессиональных качеств, но и целям, задачам и духу православного учебного заведения. Затем начинается приём учащихся. На этом этапе важно не столько количество, сколько качество, поэтому необходимо сразу разработать избирательный механизм приёма учащихся и персонала в Гимназию. После этого период становления Гимназии протекает непосредственно в ходе её работы. Здание Гимназии – бывший детский сад – было полностью реконструировано под Гимназию в 1999 году. Произведён ремонт фасада Гимназии, отремонтирована крыша, на первом этаже установлены защитные решетки, территория Гимназии ограждена забором, сделаны кованые ворота. Внутри Гимназии в 1999 году произведена перепланировка помещений. Открыт и 28 августа 1999 года освящен домовый гимназический храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Созданы классные помещения, кабинеты директора, завуча, бухгалтера, учительская. Вновь оборудован спортивный зал. Открыт пищеблок и трапезная. Созданы совмещённый кабинет химии и биологии, кабинет физики, медицинский кабинет, видеозал, библиотека, раздевалка для учащихся. Приведены в порядок подсобные помещения, овощехранилище, гараж. Полностью заменена сантехника. В сентябре 1999 года произведена телефонизация Гимназии. Весной 2000 года была распланирована и приведена в порядок территория вокруг Гимназии, произведена разбивка цветников, посадка кустов и овощных культур. В 2001 году оштукатурен, выложен плиткой и расписан бассейн, проведена фонтанная установка. За короткий срок из бывшего детского сада создан современный учебно – воспитательный комплекс, с соответствующей материально – технической базой. В настоящее время заканчивается строительство и оборудование подсобного комплекса, где разместятся кружки и студии Православной гимназии, идет работа над проектом строительства нового храма при здании Гимназии и 3-го этажа здания Гимназии. Планируется строительство спортивного комплекса с бассейном и спортзалом. Совместными усилиями администрации Гимназии и педагогического коллектива за 3 года становления Православная Гимназия в 2001 году прошла государственную аккредитацию.5С лета 2001 года Православная школа при МДА стала филиалом Православной гимназии. ^ . На 2001-2002 учебный год в Гимназии открыты классы I, II и III ступени: всего 10 классов, одна параллель. Занятия организованы в одну смену в режиме пятидневной рабочей недели с группой продленного дня и двухразовым горячим питанием. Продолжительность урока – 40- минут. Работа Гимназии начинается с утренней молитвы – в 8 часов 30 минут. Уроки начинаются в 8 часов 55 минут и заканчиваются в 14 часов 55 минут. При совпадении церковных праздников с учебными занятиями учебные часы переносятся на субботние дни или идут в счёт каникул. В Гимназии установлено два зачетных семестра. Продолжительность каникул 30 календарных дней: осенние каникулы, Рождественские каникулы, Пасхальные каникулы. ^ Гимназия функционирует с 1998 года. За указанный период ее численность возросла: 1998 – 99 – 70 человек, 1999 – 2000 – 78 человек, 2000 – 2001 – 102 человека, численность учащихся Гимназии на конец 2001-2002 учебного года –130 человек. Образовательное пространство состоит из 3-х ступеней: I ступень – начальное общее образование (1-3 кл.) II ступень – основное общее образование (5-9 кл.) С 2001-2002 года введена III ступень - среднее (полное) общее образование (10 класс). Учебный план Гимназии представляет собой гармоническое соединение светского и православного образования. Расширены рамки гуманитарного образования за счет использования часов на предметы по выбору: литература, история, французский язык, греческий язык, русский язык, английский язык. Каждая ступень имеет свои специфические функции:
Гимназический компонент представлен следующими предметами: Закон Божий, Основы Христианской Нравственности, славянский язык. Эти предметы включают в себя следующие курсы: Священное Писание Нового Завета, Священное Писание Ветхого Завета, История Христианской Церкви, История Русской Церкви, Катехизис, Церковное искусство, Основы Литургики, Православная этика, культура и мораль, Церковный этикет, Объяснение молитв и другие.
Таким образом, выполняется принцип вариативности обучения в полном объеме содержания образования. Наполняемость классов не превышает 15 – 16 человек. Общее количество преподавателей – 21 человек. Основные цели, которые ставит перед собой педагогический коллектив, следующие:
Мониторинг качества образования показал, что за 3 года уровень знаний ближе к оптимальному по всем предметам. Итоги промежуточной аттестации подтверждают этот уровень – 42.5% - ???средний показатель качества. Гимназический компонент усваивается всеми гимназистами. В 2000-2001 учебном году Гимназия сделала первый выпуск I ступени и провела итоговую аттестацию девятиклассников. ^ Микрорайон Гимназии – рабочий поселок жилого типа. Окружение Гимназии: средняя полная общеобразовательная школа №16, библиотека, спортивный комплекс «Темп», Дворец культуры имени 50-летия Октября, поликлиника. ^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | Формы организации и методы учебно-воспитательной работы в Православной гимназии | ![]() | Загородная экскурсия в Сергиев Посад. Сергиев Посад сердце Православной России. Посещение Троице-Сергиевой Лавры |
![]() | Концепция развития Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в соответствии с Законом Российской Федерации «Об... | ![]() | Концепция развития Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в соответствии с Законом Российской Федерации «Об... |
![]() | ![]() | Данная концепция является документом, определяющим фундаментальные основы деятельности Православной гимназии, в ней определены | |
![]() | Я, к сожалению, не слишком хорошо знаком с другими гимназиями, поэтому речь пойдет об опыте нашей школы – православной общеобразовательной... | ![]() | Главное отличие можно сформулировать так: в Православной гимназии важно не столько дать детям определенную сумму знаний, сколько... |
![]() | Главное отличие можно сформулировать так: в Православной гимназии важно не столько дать детям определенную сумму знаний, сколько... | ![]() | Кафедра «Основы Православия» является методическим объединением Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского, целью... |