Скачать 3.98 Mb.
|
Гунтхард Вебер КРИЗИСЫ ЛЮБВИ СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРАСОДЕРЖАНИЕ От редактора....................................................'.................................7 Предисловие........!»...........................................................................8 Благодарности.................................................................................. 12 Ко второму изданию.......................................................................*. 12 I. Условия, необходимые для хороших отношений..:.... 13 1. Привязанность............................................................................. 13 2. Сбалансированность «давать» и «брать».....................^.............14 а) Счастье зависит от размеров оборота «давать» и «брать»........15 б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать».....................15 в) Когда равновесие невозможно................................................16 г) Компенсация в негативном.....................................................19 д) Прощать по-хорошему и по-плохому.....................................20 е) Превентивные страдания........................................................23 ж) Отказ от счастья как попытка компенсации.........................23 з) Согласие с судьбой..................................................................27 и) Ребенок как Отступное............................................................29 3. Порядок.......................................................................................30 II. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях..............................................................................31 1. Совесть следит за наличием условий для хороших отношений.. 32 а) Совесть и привязанность........................................................32 б) Совесть и баланс..................................................................... 34 в) Совесть и порядок................................................................,. 35 2. Согласованность потребностей в привязанности, сбалансированности и порядке..................................................36 3. У каждой системы своя совесть...........'.......................................37 4. Совесть как обосабливающий фактор. Преодоление обособления.........................................................!. 38 5. Границы свободы.........................................................................40 III. Отношения между родителями и детьми...................43 1. Родители дают детям жизнь........................................................43 2. Чтить дары и дающих.................................................................44 3. Иерархический порядок в семье................................'.................44 4. Нарушения порядка между родителями и детьми......................45 а) Инверсия порядка «давать» и «брать»....................................45 б) Отвержение одного из родителей...........................................46 в) Когда ребенок становится доверенным лицом.......................49 5. Принятие отца и матери.............................................................51 6. Обращение с родительскими заслугами и потерями..................54 7. О некоторых этапах совместного пути.......................................55 а) (Не) стать такими, как родители............................................55 б) Ты вправе стать таким, как твой отец/твоя мать....................56 в) Правила хорошего воспитания...............................................57 г) Отрыв от родителей и самостоятельная жизнь........................58 д) Поиск самореализации и просветления...................................58 е) Забота о пожилых родителях..................................................69 8. Специальные темы и области в сфере отношений между родителями и детьми......................,................................. 60 а) Замалчивание происхождения детей.................................J.... 60 б) Внебрачный ребенок, не знавший своих братьев...................60" в) С кем останутся дети после развода?.......................................61 г) Почетное или опасное усыновление (удочерение)....................62 д) Помощь детям, пережившим сексуальное насилие...................77 9. Родители и дети связаны судьбой...............................................86 IV. Об удачных и неудачных отношениях в паре..............88 1. Как мы становимся мужчиной и женщиной..............................88 а) Анима и Анимус......................................................................92 б) Что касается небольшого различия........................................93 2. Фундамент партнерства мужчины и женщины............................94 а) Отказ от другого пола в себе...................................................95 б) Равенство как предпосылка( длительных партнерских отношений..............................................................................95 в) Женщина следует за мужчиной, а мужчина должен служить женскому........................................,...........................97 г) Соотношение любви и порядка...............................................97 д) В каких случаях партнерство построено на песке?..................98 е) Влюбленность слепа, любовь начеку......................................99 ж) Когда сталкиваются две семейные традиции........,...............100 3. Привязанность к партнеру..............,...........................................101 а) Значение исполнения любви со всем ее плотским и инстинктивным..................................................................101 б) Желать и позволять..................................................................106 в) Потеря мужественности и женственности в длительном партнерстве........................................................................... 107 г) Обновление мужского й женского..........................................109 д) С ростом числа партнерских связей привязанность уменьшается, а счастье не убывает........................................110 е) Отношения в треугольнике.....................................................113 ж) Ревность................................../..............................................114 з) Границы свободы.....................................................................115 4. Ориентированность партнерских отношений, на детей.............. 115 а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру...........................116 б) Отказ от детей.......................................................................<. 117 в) Искусственное оплодотворение..............................................118 г) Значение абортов и их последствия........................................119 5. Расставания................................................................................ 126 а) Когда двое не могут расстаться................................................126 б) Скоропалительное расставание и его последствия................127 V. Системные конфликты и пути их решения.............129 1. Родня.......................................................................................... 129 2. Условия для процветания рода...................................................129 а) Право на принадлежность......................................................130 б) Закон целого числа.................................................................130 в) Закон приоритета более раннего............................................131 г) Признание того, что ничто не вечно.........................................132 3. Иерархия семейных систем.........................................................133 4. Родовая совесть ..........................................................................133 5. Попытки восстановить в правах исключенного из системы члена семьи.................................................................................135 а) Воскрешение чужой судьбы....................................................135 б) Двойное смещение..................................................................137 6. Высвобождени&из системных переплетений..............................140 а) Найти того, кого нет...............................................................140 б) По каким признакам можно распознать системное переплетение?........................................................................143 в) Замена плохой компенсации хорошей...................................145 г) Отданный Богу во искупление................................................149 VI. О практике системной психотерапии......................162 1. Терапевтическая позиция......................................................... 162 а) Восприятие, ориентированное на ресурсы.............................162 б) Сдержанность.........................................................................164 в) Сила в минимуме....................................................................168 г) Смотреть на решение..............................................................170 2. Возможности терапевтической ориентации...............................176 а) Интерпретация — это только краешек покрова.....................176 б) Любопытство разрушает воздействие.....................................179 в) Верный момент...........................................................Р...........180 г) Прочь от драмы!......................................................................181 д) Каждый человек1 хороший.......................................................181 е) Ответственность выпадает на долю человека.........................183 ж) Легкое и трудное..............'......................................................184 з) Дух веет...................................................................................186 и) Варианты счастья...................................................................187 к) Иллюзорные связи..................................................................188 л) Значимость терапевтических высказываний..........................189 3. Специфические способы действий............................................, 190 а)Круги...................................................................................../190 б) Терапевтическая работа при прерванном движении любви к... 198 в) Расстановка семейных систем................................................214 г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках.........231 4. Специальные области терапии...................................................233 а) Терапевтическая работа с чувствами......................................233 б) Терапевтическая работа со снами...........................................247 в) Терапевтическая работа с сопротивлениями..........................254 г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами..................................263 Можно ли освободиться от системных переплетений? Да, можно. Методы, описанные в книге, помогают это сделать. Когда несколько лет назад я впервые использовал метод расстановки в своей работе, то был удивлен, как быстро и благотворно он действует. Во время расстановки выстраивается образ системы, в которую мы входим. Он отражает наши отношения с другими людьми. Через ряд промежуточных шагов образ трансформируется, и обычно при этом клиенты переживают интенсивные чувства, происходят инсайты. Кажется, что идешь по темной комнате на ощупь, но вдруг включается свет, и все становится ясно. В завершении создается образ-решение, который используется клиентом как ресурс для желаемых изменений. Он благотворно действует на человека очень долгое время. За один сеанс можно проделать работу, на которую в обычной психотерапии уходит много сеансов. Пятьсот часов психоанализа сжимаются в один час. В стихотворении «Легенда о возникновении книги «Дао-де-цзин» на пути Лао-цзы в эмиграцию» — только потом я узнал, что эта книга имела большое значение для Берта Хеллингера, — Берт Брехт описы- вает, как таможенный чиновник вынуждает Лао-цзы изложить свое учение, прежде чем тот удалится в уединение в горы: Но на четвертый день среди обломков скал Налогов сборщик преградил ему дорогу: «Есть драгоценности? Плати!» «Нет», — тот сказал. И мальчик, что волов вел, говорил: «Учителем он был», И этим все он объяснил. Чиновник вдруг в порыве странном ' Спросил еще: «Сумел он что извлечь?» Ответил мальчик: «Что вода в своем движенье непрестанном Со временем кремень одолевает И продолжает течь. Ты понимаешь, твердость уступает». ^ Отношения необходимы для нашего выживания, они дают нам возможность раскрыться, но в то же Время они обязывают нас следовать целям, которые находятся по ту сторону наших желаний и стремлений. Поэтому в отношениях царят порядки и силы, которые поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, осчастливливают и ограничивают И хотим мы того или йет, но благодаря нашим инстинктам и потребностям, стремлениям и страхам, страданиям и печалям мы полностью находимся в их власти. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе — нашей родной семье — и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и в конце концов наступает черед системы универсальной В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие1 привязанность, баланс между «давать» и «брать» и порядок 1. Привязанность Как дерево не выбирает, где ему расти, и на широком поле развивается иначе, чем в лесу, а в защищенной долине не так, как на незащищенной вершине, так и ребенок, не задавая вопросов, входит в свою первую группу Он предан ей с такой силой и последовательностью, которые сравнить можно разве лишь с чеканкой. Эта привязанность переживается ребенком как любовь и как счастье вне зависимости от того, даст ли ему эта группа возможность процветать или он обречен в ней зачахнуть, как не важно и то, кто его родители. Ребенок знает, что тут его место, и это знание и эта привязанность и есть любовь. Я называю ее изначальной или первичной любовью. Эта связь уходит так глубоко, что ради нее ребенок готов пожертвовать даже своей жизнью и своим счастьем. Привязанность — это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. 2. Сбалансированность «давать» и «брать» ...Судовлетворением взвесит дома мудрый человек И потерю и прибыль. Фредерик Гельдерлин. «Хлеб и вино» Ър всех живых системах постоянно происходит уравновешивание противоположных тенденций. Это закон природы. И поддержание баланса между «давать» и «брать» является лишь одним видом проявления этого закона для систем социальных. Баланс между «давать» и «брать» — это второе базовое условие для того, чтобы отношения сложились. |
![]() | История жизни и деяний этих потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Parvans), составляющих содержание знаменитой индусской поэмы.... | ![]() | Содержание ps: напечатано без картинок, расклады схематически обозначены. И пропущен раздел ритуалов на животных |
![]() | Грамотное и качественное выполнение всех видов научных работ. Скидки, оригинальность, контроль плагиата, прямое общение с | ![]() | Неаполитанская повязка на область одного уха и сосцевидного отростка, не захватывающая шеи 14 |
![]() | ... | ![]() | |
![]() | Содержание изложено в сокращенном виде, для детального ознакомления с изданием посетите сайт | ![]() | |
![]() | ![]() | Также в сметане имеется повышенное содержание витамина а и Е, за счёт синтезирования микроорганизмами витамина группы б его содержание... |