Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского




Скачать 216.1 Kb.
НазваниеДиакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского
страница1/3
Дата публикации19.04.2013
Размер216.1 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Право > Документы
  1   2   3
Диакон Августин Соколовски1
Augustinus versus sacramentum confessionis:

УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ АВГУСТИНА ИППОНСКОГО

И ЗАПАДНЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ

О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ2
Quotidie petitores, quotidie debitores.

Augustinus, Sermo 256, 13
Введение

Ecclesia Patrum

Пожалуй, любая тема, имеющая в подзаголовке имя святителя Августина, епископа Иппонского (354-430), вызывает вопрос об авторитете. Думается, что вопрос об авторитете Августина в православной традиции является отдельной, крупной и непреодоленной до сих пор темой для современной православной церковно-богословской проблематики.4 В рамках данной статьи я ограничусь попыткой кратко определить соотношение «авторитетности-неавторитетности» западных Отцов в рамках православной богословской традиции.

В произведениях многих авторов можно найти определение Православной Церкви как Церкви Отцов, или же Церкви святоотеческой. Святые Отцы могут относиться как к восточной, так и к западной христианской традиции. Означает ли это, что и те и другие носители двух половин исторического христианского мира обладают одинаковым для православного богословия и сознания авторитетом? Существуют две возможные герменевтики понимания авторитетности святоотеческого наследия.

  1. Конфессионально-селективный подход, который предполагает выбор между Святыми Отцами и отдание предпочтение тем из них, учение которых в наибольшей степени соответствует принятому в данный момент способу догматического выражения истин веры. В контексте православного богословия подобный выбор может быть сделан в пользу исключительно греческих Отцов Церкви. Получается, что латинские Отцы, учение которых совпадает с учением Отцов греческих, могут служить «вспомогательным» авторитетом при восприятии истин веры, а Отцы, богословие которых формально отличается от общепринятого, перестают восприниматься в качестве авторитета. Такой подход характерен для современного греческого православного богословия. Некоторые русские православные богословы также придерживались и придерживаются подобного селективного метода. 5

Соответствующая герменевтика, выработанная, но, пожалуй, не сформулированная сторонниками подобного подхода в православном богословии, позволяет ответить на вопрос о тождественности авторитета отцов христианского запада отцам востока отрицательно. Получается, что Отцами Церкви sensu proprio, в собственном смысле, являются Отцы Церкви греко-византийской традиции. Во всех спорных богословских вопросах, и в особенности, если приходится сталкиваться с так называемыми противоречиями среди Отцов Церкви, «правом решающего голоса» обладают греческие Отцы. Западные Отцы Церкви, находящиеся в симфонии с Отцами Церкви восточной, обладают здесь практически равным, но все же «вспомогательным» авторитетом. К ним обращаются для подтверждения правильности уже найденного, подтвержденного и утвержденного Отцами Востока.

Подобный подход во многом облегчает богословскую работу, но содержит в себе ряд глубинных противоречий по отношению к основополагающим принципам восприятия апостольского предания Церкви, раскрывающихся при ближайшем рассмотрении.

  1. Исповедание веры в «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» предполагает необходимость соответствия богословской мысли критериям вероучительной парадигмы Символа. Более того, именно слова Символа о Церкви являются единственным критерием поверки вероучения на подлинность. Обозначение Церкви в качестве «соборной» в Символе (в греческом оригинале kath`olon – всеобщий, универсальный) указывает на необходимость придерживаться последовательной, а не селективной рецепции вероучительных авторитетов церковной традиции, среди которых – Отцы Церкви. Подобный подход предполагает принятие того, что как греческие, так и латинские Отцы, в равной степени являются вероучительным авторитетом для веры Церкви, независимо от того, в какой степени наследие того или иного из них стало классическим для последующей богословской мысли. Таким образом, богословие Святого Отца или святоотеческой традиции, формально расходящееся с богословием Церкви в тот или иной период своего исторического выражения, нуждается не в селективном отвержении, но в дополнительной рецепции.

Особое место здесь занимают те из Отцов Западной Церкви, в учении которых зримо обозначены различия со «стандартом» современного православного богословия. Главный здесь – святитель Августин Иппонский, в русском богословском языке традиционно именуемый блаженным. Богословие святителя Льва Папы Римского (ср. Учение о роли римского епископа), а также святителя Григория Великого (Эсхатология) вызывает ряд вопросов с точки зрения православной богословского наследия. Только что упомянутые Западные Святые Отцы для решения богословских вопросов, к сожалению, иногда обладают лишь вспомогательным авторитетом (одно из исключений: христология святителя Льва Великого).

Это небольшое вступление-отступление сделано мной для, своего рода, «локализации» темы «Учение Западных Отцов Церкви» о таинстве покаяния. Думается, что обращение к теме о таинстве покаяния означает для нас не только попытку богословского прочтения святоотеческого понимания покаяния, но и попытку отыскать, осмыслить и сформулировать адекватное отношение к восприятию и принятию таинства покаяния в современной церковной практике. Обращение к святоотеческому наследию почти всегда означает попытку вернуться к тому, что можно охарактеризовать как классику общехристианского наследия.
Раз и навсегда.

Покаяние как воссоединение с Церковью

и покаяние как исповедание грехов
Тертуллиан

Q. SEPTIMIUS FLORENS TERTULLIANUS
(c. 155-230 A.D.)


Простительное непростительное.

Дилемма таинства и ригоризма

Первым из представителей Западного христианского мира о покаянии пишет Тертуллиан. Факт последующего перехода Тертуллиана в монтанизм формально не позволяет причислять его к Отцам Церкви. Тем не менее, именно с Тертуллиана в полном смысле начинается богословская мысль и святоотеческая эпоха на Христианском Западе.6 О покаянии Тертуллиан рассуждает в одноименном трактате «О Покаянии» (De Paenitentia). Речь в трактате идет о покаянии вообще, об очищении грехов в крещении и о покаянии во «втором крещении», то есть, в нашем понимании, исповеди.

Тертуллиан первым дает детальное описание покаяния – «второго крещения», которое он именует заимствованным из греческого словом «ексомологезе» (исповедание). Со свойственной ему патетикой Тертуллиан описывает акты и действия, присущие покаянию: посты, молитвы и поклоны. Тертуллиан призывает не бояться публичности покаяния, не смущаться «страха ради человеческого», не останавливаться перед умерщвлением плоти. «Лучше ли остаться осужденным втайне, чем быть прощенным в Великий День?»7 Тертуллиан настаивает на объективности и универсальности даруемого прощения.8

Интересно, что, сделавшись монтанистом, Тертуллиан в трактате «О целомудрии» (De Pudicitia) утверждает, что особо тяжкие грехи, идолослужение, отступничество, прелюбодеяние, блуд, убийство, не могут быть отпущены даже епископом, и даже при пожизненном покаянии.9 Согласно Тертуллиану, грехи следует подразделять на тяжкие (maxima), средние (media/mediocra) и малые (modica). Тяжкие грехи, среди которых, помимо вышеупомянутых, воровство, богохульство и святотатство в любой форме (блуд и прелюбодеяние рассматриваются Тертуллианом именно в этом контексте осквернения храма Божия) подлежат публичному покаянию.10 Однако, их отпущение не во власти Церкви. De venia Deo reservamus, - однозначно утверждает Тертуллиан.11

В трактате против Маркиана список тяжких грехов выглдит несколько иначе: идолослужение, богохульство, убийство, прелюбодеяние, блуд, лжесвидетельство и обман (idololatria, blasphemia, homicidium, adulterium, stuprum, falsum testimonium, fraus).12 По мысли Тертуллиана, все эти грехи можно свести к трем основным: убийство, идолослужение и блуд.13

Грехи «средней тяжести» (media/mediocra), по мнению Тертуллиана, также серьезно отягчают совесть. В этих грехах необходимо приносить покаяние перед епископом. (Quae aut levioribus delictis veniam ab espiscopo consequi poterit).14 Рассуждая на примере евангельской заблудшей овцы, Тертуллиан пишет о таких грехах: И так погибает верный, заблудший на ужасное зрелище цирка, от крови гладиаторов, от скверны на сцене, от суеты, то кто принял участие в играх, в светских пиршествах, соучаствуя всему этому идолослужению, тот, кто по неосторожности обронил слово богохульства и отречения.15

В повседневной жизни, грехи средней тяжести встречаются наряду с т.н. легкими (modica), или простительными, грехами. Бывают искушения и, как следствие, повседневные грехи, которым все мы подвержены. Кто не впадает в несправедливый гнев, даже по захождении солнца, кто не грешит рукоприкладством, не проклинает понапрасну, кто не судит дерзко, не нарушает договора, не обманывает из страха или по необходимости? В делах, в обязанностях, в работе, в пище, в видимом нами и слышимом, мало ли искушений? Если бы такие грехи не прощались, никто бы не спасся.16
^ Киприан Карфагенский

Thascius Caecilius Cyprianus

(200-258 A.D.)

Невыносимая легкость бытия.

Покаяние после отречения от Христа

В творениях священномученика Киприана Карфагенского мы находим множество свидетельств о таинстве покаяния.17 При этом, речь почти всегда идет об единократном покаянии, «втором крещении», то есть возвращении в Церковь после отречения от веры. Священномученик Киприан постоянно сталкивался с проблемой огромного числа отпадших во время гонения христиан.18 Его позиция – попытка компромисса между безоговорочным ригоризмом и всепрощающей толерантностью.19

Помимо этой, основной темы творений священномученика Киприана, в которых упоминается о практике покаяния, Отец Церкви высказывается и о покаянии в более привычном нам смысле слова «покаяние» как исповедане грехов.

^ Увещаю вас, братия, да исповедует каждый свой грех, пока исповедание принимается, пока удовлетворение и прощение чрез священников Господом даруется. (Confiteantur singuli, quaeso vos, fratres, delictum suum, dum admitti confessio ejus potest, dum satistactio et remissio per sacerdotes apud Dominum grata est.)20 Конечно же, речь идет, прежде всего, о грехах тяжких, но не только. Совершая покаяние в грехах легчайших, грешники да исповедуют (грехи) вовремя и согласно с принятым порядком. (Cum in minoribus peccatis agant peccatores paenitentiam justo tempore et secundum disciplinae ordinem ad exomologesim veniant).21
Christianitas coram prosperitati

Покаяние исповедания грехов
Амвросий Медиоланский

Ambrosius Mediolanensis

(340-397 A.D.)

Знакомая нам практика индивидуального покаяния, когда исповедание и прощение грехов является проблемой, решаемой между кающимся и принимающим покаяние, в IV-V веках отнюдь не является преобладающей. Церковные авторы того времени настаивают на общецерковном значении покаяния отдельных членов Церкви. Вся Церковь участвует в покаянии, вся церковь сострадает, вся церковь молится и вся церковь прощает.22

Подобное видение покаяния находим у одного из величайших представителей западной святоотеческой мысли, святителя Амвросия Медиоланского. Процесс покаяния являет собой предстательство Церкви. Церковь получила от Христа дар прощения грехов.23 Церковь молит Небесного Отца об отпущении грехов кающегося. Церковь не может прощать грех своим именем, но именем Отца, и Сына, и Святого Духа. «Церковь молит, Бог дарует прощение».24

В Комментарии на Евангелие от Луки святитель Амвросий объясняет три евангельские притчи. Отец, принимающий блудного сына, есть Сам Бог. Пастырь, нашедший пропавшую овцу - Христос. Женщина, ищущая потерянную драхму, есть Церковь. Смысл этих притчей сходится воедино в таинстве покаяния: Христос несет грешника на своих плечах, принимая на Себя его грех; Церковь следует путем Христовым в молитве за кающегося; Отец принимает блудного сына и одевает его в новые одежды, даруя грешнику примирение.25 Интересно заметить, что в своем понимании того, что есть смертный грех, святитель Амвросий недалек от ригоризма. Так, в трактате О Посте и Илии (лат. De Elia et Jejunio) Амвросий относит к числу смертных грехов излишество в пище и питии.26

Библейский преподобный:

Иероним Стридонский(347-419 A.D.)

Преподобный Иероним, в русской богословской традиции именуемый блаженным Иеронимом Стридонским, объясняет совершение покаяния и примирения с Церковью следующим образом. Епископ возлагает на кающегося руки и призывает Святого Духа. Все верные возносят молитву, по которой отлученный от церковного общения вновь возводится к алтарю. Исцеление больного члена Церкви происходит слезами тех, кто составляет Тело Христово. Отец Небесный не может отказать в том, о чем просит Мать Церковь.27 В этих словах Иеронима раскрывается вся радикальность понятия о покаянии. Покаяние в действительности являет собой второе Крещение, возвращение в общение Церкви после отпадения от Евхаристии через тяжкий грех.
^ Pacianus Barselonensis (с.300-379/392 A.D.)

& Prosper Aquitanus (с.390- 455 A.D.)

Из так называемых «малых» Отцов Церкви христианского Запада можно сослаться на Пациана Барселонского (+ не позже 392). Пациан настаивает на том, что вся Церковь сострадает за грешника, «все вместе страдают и все вместе исцеляют», ибо «тот, кто не скрывает своих грехов перед братьями во Христе, поддерживается церковными слезами и укрепляется Христовыми словами.28 Согласно Пациану, Церковь как бы препоручает Христу молитву за грешника, а молитва Христова не может быть не услышана. В словах Отца Церкви явно подчеркивается участие всей Церкви в таинстве и процессе покаяния отдельного ее члена.29

Проспер Аквитанский свидетельствует о необходимости и существовании особой всеобщей молитве о кающихся «для дарования падшим врачевства покаяния» (ut lapsis poenitentiae remedia conferantur ).30
Святитель Августин Иппонский

Augustinus Magnus

(354-430 A.D.)

Рассуждая о покаянии, Святитель Августин использует понимает под этим словом не только «исповедание грехов». Покаяние означает признание своей немощи, исповедание собственной погибели. «Исповедать немощь твою и увидеть разрушение твое» (confitere pulverem tuum et infirmitatem tuam).31 Исповедание есть покаяние в нечестии, отступлении, злобе, преступлении, болезни, греховных ранах и слепоте.32

Руины, в которых оказалась и оказывается человеческая природа, суть одновременно и следствие, и действие первородного греха. Именно поэтому святитель Августин так часто настаивает на слабости, хрупкости человека. Несовершенство и немощь означают гораздо больше, чем просто грех. «Кто просит о великой милости, исповедует великую немощь» (Qui magnam misericordiam deprecatur, magnam miseriam confitetur).33Важно отметить, что Святой Отец не говорит здесь о покаянии в сакраментальном, то есть таинственном смысле. Покаяние, как ежедневное признание и осознание изначального и интегрального банкротства человека, является одной из составляющих бытия христианина.

О покаянии, как Таинстве возобновления общения с Церковью, Августин рассуждает в контексте проблематики отлучения. Такое покаяние можно назвать покаянием каноническим, Оно играет видную роль в общественной жизни Древней Церкви и регламентируется канонами.34

Святитель Августин Иппонский говорит о соотношении покаяния и отлучения. «Отлучение есть наказание, а покаяние – исцеление » (aut excommunicando punituraut paenitendo sanatur).35 Отлучение за смертный грех прекращается, когда покаяние исцеляет отлученного.36 Прощение грехов означает исцеление больного члена Тела Христова, которое происходит чрез Церковь, молитвой Церкви непорочной и святой. Апостолы получают власть отпущение грехов от имени и во имя Церкви (personam gerebant ecclesiae).37 Апостол Петр получает власть ключей, представляя собой власть Церкви. Ведь вся община имеет власть вязать и решить.38 Находящийся под отлучением отделен от общения церкви. Он принимается в общение всей Общиной Церкви, которая ходатайствует за него в своих молитвах.39 Отлучение от общения и возвращение в общение находятся в тесной взаимосвязи с миром с Церковью. «Мир с Церковью прощает грехи, вражда с Церковью связывает их».40 По сути, прощение грехов означает общение с Церковью: в Крещении – чрез инкорпорацию, в покаянии – чрез примирение. Примирение с Богом обозначается и осуществляется миром с Церковью.41

Святитель Августин подразделяет грехи на три категории. Каждой «категории» грехов соответствует определенный «способ» отпущения. Это, прежде всего первородный грех. Он прощается, наряду со всеми прочими совершенными грехами, в Крещении. Далее упоминаются грехи ежедневные, или простительные, прощаемые молитвой и ежедневным покаянием, не в сакраментальном смысле. Эти грехи являются, своего рода, признаком жизни. (Sunt venialia sine quibus vita ista non est.)42 К третьей категории относятся тяжкие, или т.н. смертные грехи (scelera, crimina, peccata mortifera). В них необходимо особое, великое покаяние (major, insignis).43 Именно через такой грех человек отлучается от Тела Церкви. Как отличить тяжкий грех от греха простительного? Ответ нередко звучит в характерном для т.н. позднего Августина тоне: Суд об этом выносится не человеком, но Богом.44 Тяжкий грех есть духовная смерть, он низводит человека к вратам ада.45

В других своих произведениях святитель Августин все же пытается сформулировать список смертных грехов. В трактате De Fide et Operibus Августин утверждает, что многими признается, что только три греха являются смертными: идолослужение, нечистота и убийство.46 Если сравнить это высказывание с мнением Тертуллиана в De Pudicitia, то становится очевидным, что Августин имеет в виду, прежде всего, этого авторитетного писателя и богослова. Святитель Августин считает подобное мнение ошибочным.47 В одной из проповедей мы находим следующий список смертных грехов: идолослужение, астрология, магия, ересь, раскол, убийство, прелюбодеяние, блуд, воровство, разбой и лжесвидетельство.48 В данном вопросе характерна та критика, которую Августин направляет в адрес предшествующей ему церковной и богословской традиции, стараясь исправить мнение авторитетных предшественников.

Учение о благодати, свободе и свободном решении, столь отличающее поздний период творчества Августина, накладывает неповторимый характер на все богословие святителя. Ссылаясь на слова Евангелия от Матфея: Если не покается, то скажи Церкви (Мф.18, 17), Августин признает возможным наложения покаяния епископом по собственной инициативе. При этом источником информации о грехе может быть как общественное мнение, так и информация третьих лиц.49 Хотя, конечно же, нормальным признается личное и тайное покаяние грешника.

Вышеупомянутая практика гласности по отношению к чужим грехам не является, по видимости, изобретением святителя Августина. Она являлась частью древней покаянной дисциплины, столь удивляющей нас не только своей строгостью, но и неожиданным отличием от принятой в течение последующих столетий норме покаянной жизни в Церкви. «Лишь избавив тебя от тебя, Бог избавит тебя от зла», - говорит Августин.50
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Августин Блаженный о человеке...

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconАвгустин Исповедь «Исповедь»
«Исповедь» Блаженного Августина — книга для тех, кто в многоскорбном мире ищет Бога и не может найти его. Она для тех, кто считает...

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconАвгустин, I iv августин Блаженный. Творения. Т. 1 Спб.: Алетейя; К.: Уцимм-пресс, 1998
Августин, I iv – Августин Блаженный. Творения. Т. 1 Спб.: Алетейя; К.: Уцимм-пресс, 1998

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconМетодический конспект урока по ознакомлению воспитанников воскресной...
Цель: используя совместное рисование эпизодов жизни святителя Николая, сделать его житие более зримым, реальным и близким

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconПлан Учение Иисуса Христа о вере Учение Иисуса Христа о вере
Сын Божий Иисус Христос – есть Бог, явившийся людям на земле во плоти человеческой. Это говорит нам о том, что учение Господа Иисуса...

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconАйhoе учение даосских воинов ученичество Александра Медведева, первого...
М42 Тайное учение даосских воинов—М.: Саттва, 1996.—320с. —(сер. «Путь Шоу-Дао», кн. 1)—isbn 5-86873-009-7

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconАйhoе учение даосских воинов ученичество Александра Медведева, первого...
М42 Тайное учение даосских воинов—М.: Саттва, 1996.—320с. —(сер. «Путь Шоу-Дао», кн. 1)—isbn 5-86873-009-7

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconНе от мира сего
По благословению Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconИнститут Транспорта и Связи [pic] этика учение о морали и нравственности...

Диакон Августин Соколовски 1 Augustinus versus sacramentum confessionis: учение святителя августина иппонского iconВ. И. Вернадский Учение о ноосфере и современное глобальное мышление...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<